РЕШЕНИЕ Верховного Суда РФ от 26.02.2002 n ГКПИ2001-1660 <О ГРАЖДАНСКОМ ДЕЛЕ ПО ЗАЯВЛЕНИЮ ТАЛЕВЛИНА А.А. И МИРОНОВОЙ Н.И.>


ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 26 февраля 2002 г. N ГКПИ 2001-1660
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
председательствующего -
судьи Верховного Суда РФ Романенкова Н.С.,
при секретаре Савченко Д.В.,
с участием прокурора Федотовой А.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Талевлина Андрея Александровича и Мироновой Натальи Ивановны о признании не соответствующим действующему законодательству распоряжения Правительства Российской Федерации от 15 октября 1998 г. N 1483-р,
установил:
Талевлин А.А. и Миронова Н.И. обратились в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании не соответствующим действующему законодательству распоряжения Правительства РФ от 15 октября 1998 г. N 1483-р, ссылаясь на то, что реализация указанного решения Правительства приведет к дальнейшему обострению проблемы радиационного загрязнения и нарушению прав граждан Уральского региона на благоприятную окружающую среду и иных неимущественных прав, что противоречит законодательству Российской Федерации.
В судебном заседании Талевлин А.А. и Миронова Н.И. поддержали заявленные требования и просили суд о восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы, т.к. они не имели возможности ознакомиться в полном объеме с обжалуемым распоряжением Правительства РФ, которое включает решение по организации приема ограниченного количества отработавшего ядерного топлива АЭС "Пакш", т.к. последний документ не был опубликован в открытой печати. Представители заинтересованного лица - Правительства РФ о дне слушания дела извещены, в суд не явились. Из представленного суду письменного отзыва следует, что заинтересованное лицо возражает против удовлетворения заявленных требований, т.к. распоряжение принято Правительством РФ в пределах его компетенции, соответствует действующему законодательству и международным договорам Российской Федерации и не нарушает прав и охраняемых законом интересов заявителей. Кроме того ими пропущен срок на подачу жалобы в суд.
Выслушав объяснения заявителей Талевлина А.А., Мироновой Н.И., показания свидетеля Чупрова В.А., исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Федотовой А.В., полагавшей, что заявление подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации находит заявленные требования подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы граждан, может быть признан судом недействительным.
Правительство Российской Федерации 15 октября 1998 г. издало распоряжение N 1483-р, которым в соответствии со статьей 9 Федерального закона "Об использовании атомной энергии" разрешен прием на переработку ограниченного количества отработавшего ядерного топлива из Венгерской Республики в порядке, определенном решением Минатома России, Госкомэкологии России и Госатомнадзора России по организации приема ограниченного количества отработавшего ядерного топлива атомной электростанции "Пакш", сооруженной при технической помощи СССР в Венгерской Республике, от 16 июля 1997 г.
В статье 9 Федерального закона "Об использовании атомной энергии" определены полномочия Правительства Российской Федерации в области использования атомной энергии.
Федеральный закон "Об охране окружающей среды" от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ среди основных принципов, на основе которых должна осуществляться хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, определяет:
- соблюдение прав человека на благоприятную окружающую среду;
- обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;
- презумпцию экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;
- обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности;
- обязательность проведения государственной экологической экспертизы проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан.
Федеральный закон "Об использовании атомной энергии", определяющий правовую основу и принципы регулирования отношений, возникающих при использовании атомной энергии, также направлен на защиту здоровья и жизни людей, охрану окружающей среды.
В силу ст. 9 ФЗ "Об использовании атомной энергии" Правительство РФ в области использования атомной энергии решает вопросы ввоза в Российскую Федеральную отработавшего ядерного топлива в целях его переработки, включая технологический процесс временного хранения до его переработки, в соответствии с законом.
Согласно статье 1 Протокола к Соглашению между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Революционным Рабоче-крестьянским правительством Венгерской Народной Республики о сотрудничестве в сооружении атомной электростанции в Венгерской Народной Республике от 28 декабря 1966 г., подписанного Правительством Российской Федерации и Правительством Венгерской Республики 1 апреля 1994 г., соответствующие организации Российской Федерации будут принимать отработавшее ядерное топливо АЭС "Пакш" в виде тепловыделяющих сборок и регулирующих кассет после пятилетней выдержки на АЭС "Пакш" в течение всего периода эксплуатации АЭС "Пакш" на условиях, аналогичных приему отработавшего ядерного топлива из других стран по межправительственным соглашениям, заключенным СССР до 31 декабря 1991 г.
Указом Президента РФ от 21 апреля 1993 г. N 472 подтверждено выполнение Российской Федерацией как государством - продолжателем СССР обязательств, вытекающих из межправительственных соглашений о сотрудничестве в сооружении атомных электростанций за рубежом, заключенных СССР до 1991 г. и предусматривающих, в частности, поставки ядерного топлива из России и возврат в Россию на переработку отработавшего ядерного топлива этих атомных электростанций.
Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., в ч. 4 статьи 15 устанавливает, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Правительство Российской Федерации, выполняя межправительственные соглашения, заключенные СССР до 1991 г., в которых не предусмотрены условия возврата государству - поставщику отработавшего ядерного топлива образующихся при его переработке радиоактивных отходов и продуктов переработки, решение этих вопросов в каждом конкретном случае должно решать с учетом требований ст. 48 ФЗ "Об охране окружающей среды".
Так, в соответствии с ч. 4 ст. 48 настоящего Федерального закона ввоз в Российскую Федерацию из иностранных государств облученных тепловыделяющих сборок ядерных реакторов для их переработки разрешается в случае, если проведены государственная экологическая экспертиза и иные государственные экспертизы соответствующего проекта, предусмотренные законодательством Российской Федерации, обоснованы общее снижение риска радиационного воздействия и повышение уровня экологической безопасности в результате реализации соответствующего проекта.
Ввоз в Российскую Федерацию облученных тепловыделяющих сборок ядерных реакторов осуществляется на основе международных договоров Российской Федерации.
Необходимость проведения государственной экологической экспертизы при ввозе в Российскую Федерацию из иностранных государств облученных тепловыделяющих сборок ядерных реакторов для их переработки на основе международных договоров Российской Федерации также была предусмотрена статьей 4 Федерального закона "О внесении дополнений в статью 50 Закона РСФСР "Об охране окружающей природной среды" от 10 июля 2001 г. N 93-ФЗ.
Согласно ст. 11 Федерального закона "Об экологической экспертизе" от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ обязательной государственной экологической экспертизе, проводимой на федеральном уровне, подлежат проекты правовых актов Российской Федерации нормативного и ненормативного характера, реализация которых может привести к негативным воздействиям на окружающую природную среду.
Заинтересованное лицо не представило суду доказательств того, что государственная экологическая экспертиза проекта распоряжения Правительства РФ о разрешении приема на переработку ограниченного количества отработавшего ядерного топлива проводилась.
Доводы представителей заинтересованного лица о пропуске заявителями срока для обращения в суд с жалобой не могут служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Из содержания оспариваемого распоряжения следует, что прием на переработку ограниченного количества отработавшего ядерного топлива осуществляется в порядке, определенном решением Минатома России, Госкомэкологии России и Госатомнадзора России.
Решением Минатома России, Госкомэкологии России и Госатомнадзора России по организации приема ограниченного количества отработавшего ядерного топлива атомной электростанции "Пакш", сооруженной при технической помощи СССР в Венгерской Республике, от 16 июля 1997 г. предусмотрен прием в виде исключения ОЯТ АЭС "Пакш" в количестве 3550 отработавших сборок в переходный период на условиях предшествующей практики, т.е. без последующего возврата отверженных радиоактивных отходов и продуктов переработки в Венгерскую Республику.
Распоряжение Правительства РФ от 15 октября 1998 г. N 1483-р, являющееся ненормативным актом, опубликовано в Собрании законодательства Российской Федерации 19 октября 1998 г. N 42 и доведено до сведения неопределенного круга лиц.
Вместе с тем в данном акте имеется ссылка на решение Минатома России, Госкомэкологии России и Госатомнадзора России от 16 июля 1997 г., которое не было опубликовано. По заявлению Талевлина А.А. и Мироновой Н.И., об этом документе им стало известно в середине августа 2001 г., после чего они обратились с заявлением в суд.
Допрошенный в суде в качестве свидетеля Чупров В.А. пояснил, что отделение международной некоммерческой организации совет "Грин Пис" в начале августа 2001 г. получило текст решения Минатома России, Госкомэкологии России и Госатомнадзора России от 16 июля 1997 г. Поскольку Талевлин А.А. и Миронова Н.И. занимаются вопросами охраны окружающей среды в Челябинской области, данный документ им был передан в середине августа 2001 г.
Прием на переработку отработавшего ядерного топлива осуществляется ПО "Маяк", расположенным в Челябинской области.
В соответствии со ст. 5 Закона РФ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" для обращения в суд с жалобой установлен срок три месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его права. Пропущенный по уважительной причине срок подачи жалобы может быть восстановлен судом.
Уважительной причиной считаются любые обстоятельства, затруднившие получение информации об обжалуемых действиях (решениях) и их последствиях, предусмотренных статьей 2 указанного Закона.
С учетом того, что заявители получили информацию о порядке приема ограниченного количества отработавшего ядерного топлива АЭС "Пакш" в августе 2001 г., после чего обратились с заявлением, суд считает, что Талевлин А.А. и Миронова Н.И. пропустили установленный законом срок для обжалования ненормативного акта по уважительным причинам и пропущенный срок подлежит восстановлению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 191, 192, 197, 239.7 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
заявление Талевлина Андрея Александровича и Мироновой Натальи Ивановны удовлетворить: признать недействительным распоряжение Правительства Российской Федерации от 15 октября 1998 г. N 1483-р.
Решение может быть обжаловано или опротестовано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.

СОДЕРЖАНИЕ ПЕСТИЦИДОВ В ОБЪЕКТАХ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ (ПЕРЕЧЕНЬ). ДОПОЛНЕНИЕ n 1 К ГН 1.1.546-96. ГИГИЕНИЧЕСКИЕ НОРМАТИВЫ. ГН 1.1.1109-02 (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 26.02.2002)  »
Постановления и Указы »
Читайте также