<ПИСЬМО> Госкомстата РФ от 14.02.2002 n ОР-09-23/692 <О МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЯХ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ОБСЛЕДОВАНИЯ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ СТЕПЕНИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ТРАНСПОРТА РАЗЛИЧНЫМИ КАТЕГОРИЯМИ ГРАЖДАН (ТРАНСПОРТНОЙ ПОДВИЖНОСТИ ГРАЖДАН)> (вместе с МЕТОДОЛОГИЧЕСКИМИ РЕКОМЕНДАЦИЯМИ..., утв. Госкомстатом РФ 19.12.2001)


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО СТАТИСТИКЕ
ПИСЬМО
от 14 февраля 2002 г. N ОР-09-23/692
Госкомстат России направляет Методологические рекомендации по проведению обследования по определению степени использования общественного транспорта различными категориями граждан (транспортной подвижности граждан), утвержденные 19 декабря 2001 года.
Пилотное обследование проводится в соответствии с производственным планом на 2002 г. (работа N 18152021) табличным методом в 16 регионах: в Республиках Бурятия, Ингушетия, Коми, Саха (Якутия), Чувашской; Хабаровском крае, Вологодской, Воронежской, Ивановской, Камчатской, Московской, Омской, Орловской, Томской, Тюменской областях и Ненецком автономном округе.
Заместитель Председателя
О.П.РЫБАК



Утверждены
Госкомстатом России
19 декабря 2001 года
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРОВЕДЕНИЮ ОБСЛЕДОВАНИЯ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ
СТЕПЕНИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ТРАНСПОРТА
РАЗЛИЧНЫМИ КАТЕГОРИЯМИ ГРАЖДАН (ТРАНСПОРТНОЙ
ПОДВИЖНОСТИ ГРАЖДАН)
ВВЕДЕНИЕ
Городской и пригородный общественный транспорт имеет важное социально-экономическое значение, обеспечивая вовлечение населения в производственную деятельность и способствуя удовлетворению его культурно-бытовых нужд. Ежедневно всеми видами общественного пассажирского транспорта Российской Федерации в городском и пригородном сообщении перевозится более 124 млн. пассажиров.
Между тем действующий порядок статистического учета объемов перевозок пассажиров и пассажирооборота на автобусном, трамвайном и троллейбусном транспорте не отражает реального положения и приводит к искажению статистической отчетности, соответствующих выводов и управленческих решений по вопросам обеспечения работы общественного транспорта. В Инструкциях по составлению государственной статистической отчетности по автомобильному транспорту (утв. Постановлением Госкомстата России от 21.10.94 N 222) и по трамвайному и троллейбусному транспорту (утв. Постановлением Госкомстата России от 22.08.96 N 105) имеют место расхождения в определении количества поездок для отдельных категорий пассажиров, неоправданное их завышение или занижение в ряде случаев, о чем свидетельствуют многочисленные запросы, поступающие с мест.
В связи с этим необходимо совершенствование существующей системы статистического учета объемов перевозок пассажиров. Совершенствование должно осуществляться путем уточнения методологии учета на основе установления достоверных расчетных нормативов подвижности различных категорий пассажиров. Расчетные нормативы по подвижности могут быть установлены посредством натурных обследований.
В рамках данного исследования разработаны Методологические рекомендации по проведению обследования по определению степени использования общественного транспорта различными категориями граждан (транспортной подвижности граждан). Помимо разделов по организации проведения обследований в Методологических рекомендациях содержатся: Методика расчета нормативных показателей транспортной подвижности различных категорий граждан; Методика статистической оценки объемов перевозок пассажиров.
На следующих этапах работ целесообразно уточнение разработанных Методологических рекомендаций путем проведения пилотных обследований.
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Настоящие Методологические рекомендации предназначены для методического обеспечения статистических обследований перевозок пассажиров автобусным и наземным городским электрическим транспортом (трамвай, троллейбус) в городском и пригородном сообщениях и степени использования общественного пассажирского транспорта различными категориями граждан.
2. Основной целью статистических обследований с применением настоящих Методологических рекомендаций является повышение достоверности данных об объемах перевозок пассажиров общественным транспортом.
3. Методологические рекомендации содержат:
- рекомендации по организации подготовки статистического обследования перевозок пассажиров;
- методологические рекомендации по выбору объектов, методов и сроков проведения статистических обследований, а также по определению необходимых для этого трудовых, материальных и финансовых ресурсов;
- методику расчета объема репрезентативной выборки для проведения выборочного обследования перевозок пассажиров;
- методологию учета перевозимых пассажиров и обследования транспортной подвижности различных категорий граждан при проведении обследования перевозок пассажиров автобусным и наземным городским электрическим транспортом анкетным, талонным и табличным методами;
- методику определения степени использования общественного транспорта различными категориями граждан (расчета нормативных показателей транспортной подвижности граждан);
- методику статистической оценки объемов перевозок пассажиров и пассажирооборота, выполняемых автобусным транспортом в городском и пригородном сообщениях и наземным городским электротранспортом, с использованием полученных по результатам обследования нормативных показателей;
- рекомендации по организации проведения статистических обследований и обработке его материалов.
4. В целях учета изменений в объемах и структуре поездок различных категорий пассажиров статистические обследования пассажиропотоков на городском и пригородном транспорте целесообразно проводить не реже одного раза в 5 лет по всем городам и поселкам городского типа, имеющим внутригородские (внутрипоселковые) и пригородные маршруты движения общественного пассажирского транспорта.
Проведение обследований в регионе целесообразно осуществлять в населенных пунктах с различной численностью населения, при этом не менее чем по двум из каждой категории населенных пунктов.
Группировка городов (населенных пунктов) по численности населения, тысяч человек:
до 100, от 101 до 250, от 251 до 500, от 501 до 1000, более 1000.
Статистические обследования проводятся по решению или по согласованию с соответствующим местным органом исполнительной власти (по представлению региональных органов государственной статистики и органов управления общественным транспортом).
5. Для участия в проведении статистических обследований привлекаются предприятия автомобильного транспорта (автобусные парки, автоколонны, смешанные АТП и др.), занятые осуществлением перевозок пассажиров на внутригородских и пригородных маршрутах, и предприятия наземного городского электрического транспорта (трамвайные депо, троллейбусные парки, трамвайно-троллейбусные объединения и др.) независимо от их форм собственности.
6. Настоящие Методологические рекомендации используются органами государственной статистики, предприятиями и организациями автомобильного и наземного городского электрического транспорта при подготовке и проведении ими статистических обследований транспортной подвижности различных категорий граждан и перевозок пассажиров общественным транспортом в городском и пригородном сообщениях.
7. На основании данных проведенных обследований определяются:
коэффициенты соотношения льготных и платных поездок пассажиров; среднедневное количество поездок одного пассажира с правом бесплатного проезда в общественном пассажирском транспорте по категориям граждан; среднедневное количество поездок одного пассажира с использованием абонементного билета долговременного пользования. По нормативам статистических коэффициентов и показателей осуществляется оценка объемов перевозок различных категорий пассажиров.
II. ОРГАНИЗАЦИЯ ПОДГОТОВКИ СТАТИСТИЧЕСКОГО
ОБСЛЕДОВАНИЯ
Организация статистического обследования транспортной подвижности различных категорий граждан и перевозок пассажиров во внутригородском и пригородном сообщениях включает следующие три этапа:
подготовительный;
проведения обследования;
обработки и анализа материалов обследования.
К основным организационным мероприятиям по подготовке статистического обследования относятся:
1. Принятие решения о проведении обследования
1.1. Решение о проведении статистического обследования перевозок пассажиров на городском и пригородном общественном пассажирском транспорте принимается не менее чем за один месяц до начала обследования соответствующим местным органом исполнительной власти (администрацией) по представлению региональных органов государственной статистики и органов управления общественным транспортом.
Статистические обследования могут осуществляться также и на основании совместного решения региональных органов государственной статистики и органов управления общественным транспортом, согласованного с соответствующим местным органом исполнительной власти (администрацией) и заинтересованными предприятиями и организациями.
1.2. Решением о проведении обследования перевозок пассажиров предусматривается образование возглавляемой заместителем главы местного органа исполнительной власти (администрации города) специальной комиссии (рабочей группы) по проведению обследования пассажиропотоков, в состав которой включаются руководители региональных органов государственной статистики и управления транспортом, предприятий общественного пассажирского транспорта и других организаций. Указанным решением утверждается план основных мероприятий по подготовке и проведению обследования перевозок пассажиров, устанавливаются сроки их выполнения, назначаются должностные лица, ответственные за реализацию мероприятий, определяются объемы бюджетных средств, направляемых на проведение обследования.
Типовой план мероприятий по подготовке проведения статистического обследования перевозок пассажиров на городском и пригородном общественном транспорте представлен в Приложении N 1 к настоящим Методологическим рекомендациям.
1.3. На основании решения местного органа исполнительной власти (администрации города) руководителями органов статистики, предприятий общественного пассажирского транспорта и других организаций, участвующих в проведении обследования, издаются соответствующие приказы, в которых определяется порядок работы по подготовке и проведению обследования, назначаются лица, ответственные за обеспечение сбора, учета и обработки информации и выполнение других мероприятий, связанных с проведением обследования.
2. Определение категорий и групп пассажиров
для проведения обследования пассажиропотоков
и транспортной подвижности граждан
Для целей проведения обследования пассажирских перевозок на городском и пригородном транспорте рекомендуется использовать действующую классификацию перевозимых пассажиров по категориям и группировку их по определенным признакам.
2.1. Платные пассажиры. К этой категории относятся пассажиры, оплатившие свой проезд за наличный (безналичный) расчет, в том числе путем приобретения:
2.1.1. Разовых билетов.
2.1.2. Абонементных талонов (группа "АТ").
2.1.3. Абонементных билетов долговременного пользования (группа "АБ").
2.2. Пассажиры, пользующиеся правом бесплатного проезда на общественном транспорте. К этим категориям относятся пассажиры, имеющие установленное действующим законодательством право на бесплатный проезд общественным транспортом. Эту категорию пассажиров предлагается подразделить на 5 групп со следующими условными обозначениями (Приложение N 2):
2.2.1. Группа "П" - пенсионеры и ветераны (включая ветеранов труда и боевых действий; участников Великой Отечественной войны; лиц, награжденных орденами и медалями за самоотверженный труд и безупречную воинскую службу в тылу в годы ВОВ, медалью "За оборону Ленинграда" или Знаком "Жителю блокадного Ленинграда"; бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей в возрасте до 16 лет на момент освобождения; необоснованно репрессированных граждан, получивших официальную полную реабилитацию, и другие категории пенсионеров).
2.2.2. Группа "И" - инвалиды (включая инвалидов войны; лиц, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в органах внутренних дел; инвалидов труда; инвалидов с детства, получающих государственные пенсии и пособия; инвалидов-слепых; инвалидов, не имеющих обеих рук или ног, руки или ноги, с параличом двух конечностей; лиц, заболевших лучевой болезнью в результате аварии на Чернобыльской АЭС и при выполнении работ по ее ликвидации; другие категории инвалидов, а также лиц, сопровождающих в поездах инвалидов 1 группы).
2.2.3. Группа "ВС" - военнослужащие (включая военнослужащих Минобороны России, внутренних войск МВД России, МЧС России, Минсвязи России, Минатома России, Федеральной службы безопасности, железнодорожных войск, строительных войск; курсантов военных учебных заведений, лиц из подразделений особого риска и Государственной противопожарной службы; жен военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы).
2.2.4. Группа "ВУ" - работники органов власти и управления (включая депутатов Госдумы Федерального Собрания Российской Федерации и их помощников; депутатов законодательных органов власти субъектов Российской Федерации и местных законодательных органов власти; судей Российской Федерации, судебных приставов-исполнителей, работников милиции, прокуратуры, таможенных органов налоговой полиции, Российской транспортной инспекции и других органов власти и управления).
2.2.5. Группа "ПР" - прочие категории (включая Героев СССР, Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы; Героев Социалистического труда и полных кавалеров Трудовой Славы; детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; детей и их родителей из многодетных семей; школьников, проживающих в сельской местности; участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС; водителей трамваев, троллейбусов и автобусов предприятий общественного пассажирского транспорта; работников дорожных органов, санитарно-эпидемиологической службы, почтальонов, социальных работников и другие категории граждан).
В случае, если пассажир с правом бесплатного проезда по нескольким основаниям может быть отнесен одновременно к двум или более группам, он учитывается только в одной из этих групп.
3. Определение периода для проведения
обследования пассажирских перевозок
Наиболее целесообразным для проведения статистического обследования пассажирских перевозок являются периоды с устойчивыми пассажиропотоками, в которых коэффициент их неравномерности равен 1,0 или находится в пределах, наиболее близких к 1,0.
3.1. Выбор месяца года для проведения обследования
осуществляется по коэффициенту сезонной неравномерности объемов
перевозок пассажиров для i-го месяца года (К ), определяемому по
снi
формуле:

ОПРЕДЕЛЕНИЕ Верховного Суда РФ от 14.02.2002 n 86-Г02-1 <О ДЕЛЕ ПО ЗАЯВЛЕНИЮ МАЛАХОВСКОГО С.П.>  »
Постановления и Указы »
Читайте также