ПРИКАЗ Росархива от 29.12.2001 n 101 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВНЕДРЕНИИ ОСНОВНЫХ ПРАВИЛ РАБОТЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ АРХИВОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


ФЕДЕРАЛЬНАЯ АРХИВНАЯ СЛУЖБА РОССИИ
ПРИКАЗ
от 29 декабря 2001 г. N 101
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВНЕДРЕНИИ "ОСНОВНЫХ ПРАВИЛ РАБОТЫ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ АРХИВОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
В целях совершенствования нормативно - методической базы деятельности государственных архивов Российской Федерации в современных условиях, приведения ее в соответствие с законодательными, нормативными и правовыми актами Российской Федерации и на основании решения коллегии Росархива от 26.09.01 "О проекте новой редакции Основных правил работы государственных архивов Российской Федерации" приказываю:
1. Утвердить и ввести в действие "Основные правила работы государственных архивов Российской Федерации" (далее - Основные правила).
2. Отделу организации научно - исследовательской работы и внедрения автоматизированных архивных технологий Росархива (И.Н. Киселев) и ВНИИДАД (М.В. Ларин):
- обеспечить федеральные архивы и органы управления архивным делом субъектов Российской Федерации экземплярами Основных правил;
- совместно с федеральными архивами до 20 октября 2002 года разработать и представить на рассмотрение комиссии по НИМР Росархива "Сводный перечень методических документов, требующих разработки, для развития и пояснения положений "Основных правил" (далее - Сводный перечень), с графиком их подготовки.
3. Директорам федеральных архивов, руководителям органов управления архивным делом субъектов Российской Федерации организовать внедрение Основных правил в практику работы государственных архивов.
О ходе и результатах внедрения информировать Росархив в полугодовых информациях и в годовых отчетах.
4. Научно - совещательным органам федеральных государственных архивов, зональным научно - методическим советам архивных учреждений субъектов Российской Федерации предусмотреть обсуждение на своих заседаниях вопросов внедрения Основных правил.
5. Руководителям структурных подразделений Росархива, ВНИИДАД оказывать консультационно - методическую помощь государственным архивам во внедрении Основных правил.
6. Ход внедрения Основных правил и проект Сводного перечня рассмотреть на заседании коллегии Росархива в IV квартале 2002 года.
7. Признать утратившими силу "Основные правила работы государственных архивов СССР", М., 1984, и приложения N 4 - 18, 22, 24, 25, 27, 28, 30, 36 - 43, 58, 59 "Основных правил работы государственных архивов с кинофотофонодокументами", М., 1980.
8. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на Первого заместителя Руководителя Росархива А.Н. Артизова.
Руководитель Росархива
В.П.КОЗЛОВ



Утверждены
Приказом Росархива
от 29 декабря 2001 г. N 101
ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА
РАБОТЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ АРХИВОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ВВЕДЕНИЕ
Государственные архивы России являются основными хранителями и распорядителями Архивного фонда Российской Федерации - исторически сложившейся и постоянно пополняющейся совокупности архивных документов, отражающих материальную и духовную жизнь ее народов.
Государственные архивы <*> - это специализированные государственные учреждения, основное звено системы учреждений Федеральной архивной службы России. В целях постоянного (вечного) хранения вверенной им государственной части Архивного фонда Российской Федерации они осуществляют учет архивных документов, обеспечивают их сохранность, комплектуются документами государственных организаций и передаваемыми им документами негосударственных организаций и физических лиц; создают и совершенствуют научно - справочный аппарат к архивным документам и информационные технологии; обеспечивают условия для использования архивных документов юридическими и физическими лицами, осуществляют информационное обслуживание органов государственной власти и самостоятельное использование архивных документов в интересах укрепления российской государственности, обеспечения общественных потребностей в ретроспективной документной информации.
--------------------------------
<*> В тексте Правил термины "государственный архив", "архив", как правило, употребляются как объединяющее понятие по отношению к федеральным архивам и государственным архивам и центрам документации субъектов Российской Федерации.
Формируя, храня и организуя использование архивных документов, государственные архивы тем самым участвуют в сборе, обработке, накоплении, хранении, поиске и распространении архивной информации. Они представляют собой особую информационную систему, выступают в качестве субъектов информационных процессов. При этом архивные документы и информационные технологии государственных архивов являются объектом отношений физических и юридических лиц, государства, объектом права собственности, авторского и других прав и защищаются законом.
Обеспечивая вечное хранение и использование Архивного фонда Российской Федерации - общенационального историко - культурного достояния, - государственные архивы вносят свой вклад в развитие федерализма в России, создание гражданского общества, укрепление правового государства, в формирование демократического облика страны на международной арене.
В своей деятельности государственные архивы руководствуются законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Главный нормативно - методический документ, определяющий деятельность государственных архивов, - Основные правила работы государственных архивов Российской Федерации.
До последнего времени государственные архивы руководствовались Основными правилами работы государственных архивов СССР, принятыми в 1983 г. Кардинальные социально - политические изменения в стране, развитие научно - технического прогресса и устаревание отдельных положений этих Правил обусловили необходимость создания новой редакции Основных правил работы государственных архивов.
Настоящие Правила работы государственных архивов подготовлены на основе переработки ранее действовавших нормативно - методических документов с учетом накопленного в последнее десятилетие опыта работы архивной службы в новых условиях, в том числе опыта применения современных технических средств и информационных технологий и международной архивной практики.
При этом была поставлена задача сохранения традиций и преемственности с основными теоретическими положениями отечественного архивоведения и архивного дела.
В новых Правилах сохранены традиция и преемственность с методикой и технологиями выполнения основных работ с архивными документами. Выполнение требований настоящих Правил не влечет за собой необходимости переделки сделанного государственными архивами и проведения повторных работ в области фондирования, учета, экспертизы ценности, описания архивных документов и фондов. Одновременно Правила, синтезируя опыт отечественного архивного дела, закрепляют приемлемые для всех государственных архивов России унифицированные положения и нормы, обеспечивающие единство архивного дела в Российской Федерации в соответствии с современными реалиями.
Основные отличия настоящих Правил от предшествующих заключаются в следующем.
В Правилах раскрывается современная правовая база деятельности государственных архивов, учтено наличие различных форм собственности на архивные документы, влияющие на процессы их организации и работы с ними. Усилен универсальный характер Правил - их требования в части общих для государственных архивов норм рассчитаны на государственные архивы различного объема, состава и профиля, в том числе на архивы, хранящие аудиовизуальную и научно - техническую документацию.
Правила, в соответствии с существующим законодательством, не распространяются на муниципальные архивы и другие хранилища, осуществляющие хранение документов муниципальной собственности, и могут быть лишь рекомендованы для использования ими.
Вместе с тем, применительно к работе специализированных кинофотофоноархивов, а также архивов научно - технической документации, продолжают действовать "Основные правила работы государственных архивов с кинофотофонодокументами" (М., 1980), которые более глубоко и детально раскрывают особенности технологических процессов работы с аудиовизуальными документами. По этой же причине готовятся новые Правила работы государственных архивов с научно - технической документацией, которые будут дополнять Основные правила.
Правила впервые излагают некоторые виды работ с машиночитаемой (электронной) документацией, являющейся новым объектом деятельности государственных архивов. Отсутствие достаточного опыта работы с нею ограничило изложение таких норм вынужденным минимумом.
В отличие от правил 1983 г. новые Правила не содержат изложения вопросов классификации документов Архивного фонда Российской Федерации, так как существовавшая ранее классификация архивных документов основывалась на идеологических постулатах деления архивных фондов на советскую и досоветскую эпохи и на имеющие общесоюзное, республиканское и местное значение, что не соответствует современным реалиям. Поэтому понятие классификации заменено на понятие организации документов Архивного фонда Российской Федерации. Излагается организация архивных фондов в пределах Архивного фонда Российской Федерации в зависимости от форм собственности на них, от видов носителей, способов и техники закрепления информации, и организация архивных фондов в государственных архивах в зависимости от степени их ценности и доступа к ним.
В Правилах по-новому трактуются вопросы категорирования архивных фондов, которое в прежнем виде зачастую носило идеологизированный и конъюнктурный характер. Правила на основе более объективных критериев исходят из того, что все документы Архивного фонда Российской Федерации по определению являются ценными, и в них выделяются категории особо ценных и уникальных документов. Архивы вправе проводить другое категорирование архивных фондов по своему усмотрению, если это удобно им для установления очередности архивных работ или по другим причинам.
Особенностями Правил являются также:
- четкая дифференциация во всех разделах норм и требований по отношению к документам, относящимся к различным формам собственности;
- изложение в большинстве разделов Правил положений, относящихся к возможностям информатизации архивных работ;
- значительное усиление внимания к вопросам физико - химической сохранности документов и сохранению архивной информации, содержащейся в них.
Правила состоят из восьми разделов.
Первый раздел является вводным; его главная цель - изложить общие положения, правовую базу для профессиональной работы государственных архивов с архивными документами, а также раскрыть существующую типологию архивов. Принципиально важными и новыми моментами являются изложение роли архивов как части информационных ресурсов государства и тесно связанных с этой ролью вопросов информационной безопасности по отношению к архивам.
Второй раздел посвящен изложению вопросов организации и фондирования документов. В разделе подчеркивается сохранение теоретических положений отечественного архивоведения о фондировании документов; закреплена (перефондирование допускается лишь в исключительных случаях при обнаружении грубых ошибок фондирования) осуществленная ранее работа по формированию архивных фондов и коллекций, поэтому не повторяются нормы, относящиеся к фондированию документов исторического и советского периодов; изложены основные требования к фондированию документов современных организаций в зависимости от новых государственно - правовых и социально - экономических реалий.
В третьем разделе Правил - "Организация работы архива" - впервые собраны и с учетом современных условий изложены все основные положения, нормы и требования, относящиеся к общим вопросам организации внутренней работы государственного архива - управления им, планирования и отчетности, организации трудовых процессов, работы с кадрами. Новыми являются положения о выполнении государственным архивом платных работ и услуг; правовой защите информационных продуктов архивов; изложение организационных вопросов применения информационных технологий; впервые введены в Правила принятые международным сообществом архивов вопросы профессиональной этики.
В четвертом разделе усилены положения, относящиеся к контролю за техническим и физико - химическим состоянием документов; более детально изложены вопросы выдачи документов из хранилища и контроля за их сохранностью. В раздел внесены новые положения, относящиеся к страховой оценке и страхованию документов, вывозу их за рубеж; о выявлении уникальных документов для включения их в Государственный реестр уникальных документов; о передаче страховых копий на специальное хранение; отражены вопросы обеспечения сохранности документов в чрезвычайных ситуациях.
В пятом разделе новыми являются положения, относящиеся к учету уникальных документов, а также рассекреченных документов; более полно раскрыты особенности учета копий на правах подлинников, документов личного происхождения, по личному составу, принятых на временное хранение; изложены основные требования к ведению учетных баз данных; более обстоятельно освещены вопросы хранения и учета копий фонда пользования.
Раздел шестой, посвященный вопросам комплектования и экспертизы ценности документов, также основан на анализе современных реалий - с учетом действующего законодательства определены правовые основы приема документов негосударственной собственности, в том числе приема на временное и депозитарное хранение, вопросы приема документов от ликвидированных организаций; изложены вопросы комплектования архива в процессе инициативного документирования, а также комплектования документами зарубежной архивной россики. Новыми являются положения, относящиеся к взаимоотношениям государственных архивов и негосударственных организаций. При изложении вопросов экспертизы ценности документов раскрыта роль государственных архивов в отнесении документов к составу государственной и негосударственной частей Архивного фонда Российской Федерации.
Седьмой раздел Правил - "Описание архивных документов и научно - справочный аппарат к документам архива" - впервые изложен с учетом принятого МСА международного стандарта по описанию архивной документации (Общий международный стандарт архивного описания ISADCG) и содержит принципы многоуровневого описания. Построение и некоторые формулировки раздела не традиционны, но следует подчеркнуть, что эта нетрадиционность не содержит требования переделки существующих в архивах описаний и научно - справочного аппарата; в то же время его совершенствование на базе новых компьютерных информационных технологий будет более успешным с позиций, изложенных в разделе. Менее подробно, чем это было раньше, изложены традиционные формы НСА, так как в этом отношении сохраняют действие апробированные методики ранее изданных правил и инструкций, к которым в случае необходимости

РЕШЕНИЕ Верховного Суда РФ от 13.02.2002 n ВКПИ02-6 <О ГРАЖДАНСКОМ ДЕЛЕ ПО ЖАЛОБЕ ПАСЬКО Г.М.>  »
Постановления и Указы »
Читайте также