СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 020500 ТЕОЛОГИЯ. КВАЛИФИКАЦИЯ - ТЕОЛОГ, ПРЕПОДАВАТЕЛЬ (утв. Минобразованием РФ 28.01.2002)


Утверждаю
Заместитель
Министра образования
Российской Федерации
Л.С.ГРЕБНЕВ
28 января 2002 года
Номер государственной
регистрации
531 гум/сп
Вводится
с момента утверждения
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 020500 ТЕОЛОГИЯ
КВАЛИФИКАЦИЯ - ТЕОЛОГ, ПРЕПОДАВАТЕЛЬ
1. Общая характеристика специальности 020500 Теология
1.1. Специальность утверждена Приказом Министерства образования Российской Федерации от 02.03.2000 N 686.
1.2. Квалификация выпускника - теолог, преподаватель. Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки теолога по специальности 020500 Теология при очной форме обучения - 5 лет. Специалист теологии подготовлен к выполнению научно-исследовательской, учебно-воспитательной и экспертно-консультативной деятельности.
Образовательная программа по подготовке специалиста теологии носит светский характер. В соответствии с действующим законодательством в процессе изучения составляющих теологию отраслей научного знания не предусмотрено совершение культовых обрядов. Образование специалистов теологии не преследует цели подготовки священнослужителей.
1.3. Теология - это комплекс наук, которые изучают историю вероучений и институционных форм религиозной жизни, религиозное культурное наследие (религиозное искусство, памятники религиозной письменности, религиозное образование и научно-исследовательскую деятельность), традиционное для религии право, археологические памятники истории религий, историю и современное состояние взаимоотношений между различными религиозными учениями и религиозными организациями. Изучение теологии в системе высшего профессионального образования носит светский характер.
Предметом теологии являются накопленные в течение длительного исторического срока религиозный опыт, памятники религиозной культуры, а также интеллектуальное и духовное богатство.
1.4. Квалификационная характеристика выпускника:
Специалисты-теологи осуществляют профессиональную деятельность в следующих областях:
1. В научно-исследовательской работе в области истории и теории религии и церкви, религиозно-философских проблем бытия человека и современной цивилизации.
2. В государственных и муниципальных образовательных учреждениях как преподаватели; в воспитательной работе с детьми и молодежью и в группах социальной адаптации и реабилитации.
3. В составе экспертных комиссий и в качестве независимых экспертов государственных, муниципальных, конфессиональных и общественных организаций, средств массовой информации.
1.5. Возможности продолжения образования выпускника-теолога, освоившего основную образовательную программу высшего профессионального образования по специальности 020500 Теология.
Выпускник подготовлен для продолжения образования в аспирантуре.
1.6. Перечень конфессионально-образовательных профилей подготовки специалиста <*>:
- Христианская теология;
- Исламская теология;
- Иудейская теология.
------------------------------------
<*> Список конфессионально-образовательных профилей подготовки специалиста может быть дополнен по представлению конфессии после утверждения в отделении теологии УМО университетов России.
2. Требования к уровню подготовки абитуриента
2.1. Предшествующий уровень образования абитуриента - среднее (полное) общее образование.
2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании, или среднем профессиональном образовании, или начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования, или высшем профессиональном образовании.
3. Общие требования к основной образовательной программе
подготовки выпускника по специальности 020500 Теология
3.1. Основная образовательная программа подготовки теолога разрабатывается на основании настоящего государственного образовательного стандарта и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных и производственных практик.
3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки теолога, к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются настоящим государственным образовательным стандартом.
3.3. Основная образовательная программа подготовки теолога состоит из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, позволяющих расширить и углубить конфессиональную подготовку, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины и курсы по выбору студента в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.
3.4. Основная образовательная программа подготовки теолога должна предусматривать изучение студентом следующих циклов дисциплин и итоговую государственную аттестацию:
цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;
цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины;
цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины;
цикл ДКП - дисциплины конфессиональной подготовки;
ФТД - факультативы.
Содержание национально-регионального компонента основной образовательной программы подготовки теолога должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим государственным образовательным стандартом.
4. Требования к обязательному минимуму содержания
основной образовательной программы подготовки
теолога по специальности 020500 Теология
---------T-------------------------------------------------T-----¬
¦ Индекс ¦ Наименование дисциплин и их основные разделы ¦Всего¦
¦ ¦ ¦часов¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ ¦Общие гуманитарные и социально-экономические ¦1800 ¦
¦ ¦дисциплины ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.00¦Федеральный компонент ¦1260 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.01¦Иностранный язык ¦340 ¦
¦ ¦Специфика артикуляции звуков, интонации, ¦ ¦
¦ ¦акцентуации и ритма нейтральной речи в изучаемом ¦ ¦
¦ ¦языке; основные особенности полного стиля ¦ ¦
¦ ¦произношения, характерные для сферы ¦ ¦
¦ ¦профессиональной коммуникации; чтение ¦ ¦
¦ ¦транскрипции. Лексический минимум в объеме 4000 ¦ ¦
¦ ¦учебных лексических единиц общего и ¦ ¦
¦ ¦терминологического характера. ¦ ¦
¦ ¦Понятие дифференциации лексики по сферам ¦ ¦
¦ ¦применения (бытовая, терминологическая, ¦ ¦
¦ ¦общенаучная, официальная и другая). Понятие о ¦ ¦
¦ ¦свободных и устойчивых словосочетаниях, ¦ ¦
¦ ¦фразеологических единицах. ¦ ¦
¦ ¦Понятие об основных способах словообразования. ¦ ¦
¦ ¦Грамматические навыки, обеспечивающие ¦ ¦
¦ ¦коммуникацию общего характера без искажения ¦ ¦
¦ ¦смысла при письменном и устном общении; основные ¦ ¦
¦ ¦грамматические явления, характерные для ¦ ¦
¦ ¦профессиональной речи. Понятие об обиходно- ¦ ¦
¦ ¦литературном, официально-деловом, научном ¦ ¦
¦ ¦стилях, стиле художественной литературы. ¦ ¦
¦ ¦Основные особенности научного стиля. Культура и ¦ ¦
¦ ¦традиции стран изучаемого языка, правила ¦ ¦
¦ ¦речевого этикета. Говорение. Диалогическая и ¦ ¦
¦ ¦монологическая речь с использованием наиболее ¦ ¦
¦ ¦употребительных и относительно простых лексико- ¦ ¦
¦ ¦грамматических средств в основных ¦ ¦
¦ ¦коммуникативных ситуациях неофициального и ¦ ¦
¦ ¦официального общения. Основы публичной речи ¦ ¦
¦ ¦(устное сообщение, доклад). Аудирование. ¦ ¦
¦ ¦Понимание диалогической и монологической речи в ¦ ¦
¦ ¦сфере бытовой и профессиональной коммуникации. ¦ ¦
¦ ¦Чтение. Виды текстов: несложные прагматические ¦ ¦
¦ ¦тексты и тексты по широкому и узкому профилю ¦ ¦
¦ ¦специальности. Письмо. Виды речевых ¦ ¦
¦ ¦произведений: аннотация, реферат, тезисы, ¦ ¦
¦ ¦сообщения, частное письмо, деловое письмо, ¦ ¦
¦ ¦биография ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.02¦Физическая культура ¦408 ¦
¦ ¦Физическая культура в общекультурной и ¦ ¦
¦ ¦профессиональной подготовке студентов. Ее ¦ ¦
¦ ¦социально-биологические основы. Физическая ¦ ¦
¦ ¦культура и спорт как социальные феномены ¦ ¦
¦ ¦общества. Законодательство Российской Федерации о¦ ¦
¦ ¦физической культуре и спорте. Физическая культура¦ ¦
¦ ¦личности. Основы здорового образа жизни студента.¦ ¦
¦ ¦Особенности использования средств физической ¦ ¦
¦ ¦культуры для оптимизации работоспособности. Общая¦ ¦
¦ ¦физическая и специальная подготовка в системе ¦ ¦
¦ ¦физического воспитания. Спорт. Индивидуальный ¦ ¦
¦ ¦выбор видов спорта или систем физических ¦ ¦
¦ ¦упражнений. Профессионально-прикладная физическая¦ ¦
¦ ¦подготовка студентов. Основы методики ¦ ¦
¦ ¦самостоятельных занятий и самоконтроль за ¦ ¦
¦ ¦состоянием своего организма ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.03¦Отечественная история ¦ ¦
¦ ¦Сущность, формы, функции исторического знания. ¦ ¦
¦ ¦Методы и источники изучения истории. Понятие и ¦ ¦
¦ ¦классификация исторического источника. ¦ ¦
¦ ¦Отечественная историография в прошлом и ¦ ¦
¦ ¦настоящем: общее и особенное. Методология и ¦ ¦
¦ ¦теория исторической науки. История России - ¦ ¦
¦ ¦неотъемлемая часть всемирной истории. Античное ¦ ¦
¦ ¦наследие в эпоху Великого переселения народов. ¦ ¦
¦ ¦Проблема этногенеза восточных славян. Основные ¦ ¦
¦ ¦этапы становления древнерусской ¦ ¦
¦ ¦государственности. Древняя Русь и кочевники. ¦ ¦
¦ ¦Византийско-древнерусские связи. Особенности ¦ ¦
¦ ¦социального строя Древней Руси. Этнокультурные и ¦ ¦
¦ ¦социально-политические процессы оформления ¦ ¦
¦ ¦русской государственности. Принятие Русью ¦ ¦
¦ ¦христианства. Распространение ислама в Восточной ¦ ¦
¦ ¦Европе. Княжества Древней Руси в XI - XII вв. ¦ ¦
¦ ¦Русские земли в XIII - XV вв. Русь и Орда: ¦ ¦
¦ ¦проблемы взаимовлияния. Россия и средневековые ¦ ¦
¦ ¦государства Европы и Азии. Специфика ¦ ¦
¦ ¦формирования единого российского государства. ¦ ¦
¦ ¦Возвышение Москвы. Московское царство XVI - XVII ¦ ¦
¦ ¦вв. Формирование сословной системы организации ¦ ¦
¦ ¦общества. Предпосылки и особенности складывания ¦ ¦
¦ ¦российского абсолютизма. Дискуссии о генезисе ¦ ¦
¦ ¦самодержавия. Реформы Петра I. Век Екатерины II. ¦ ¦
¦ ¦Особенности и основные этапы экономического ¦ ¦
¦ ¦развития России в XVIII в. Эволюция форм ¦ ¦
¦ ¦собственности на землю. Структура феодального ¦ ¦
¦ ¦землевладения. Крепостное право в России. ¦ ¦
¦ ¦Мануфактурно-промышленное производство. ¦ ¦
¦ ¦Становление индустриального общества в России: ¦ ¦
¦ ¦общее и особенное. Общественная мысль и ¦ ¦
¦ ¦особенности общественного движения России XIX в. ¦ ¦
¦ ¦Реформы и реформаторы в России. Внешняя политика ¦ ¦
¦ ¦России в XIX в. Русская культура XIX века и ее ¦ ¦
¦ ¦вклад в мировую культуру. Роль XX столетия в ¦ ¦
¦ ¦мировой истории. Глобализация общественных ¦ ¦
¦ ¦процессов. Проблема экономического роста и ¦ ¦
¦ ¦модернизации. Революции и реформы. Социальная ¦ ¦
¦ ¦трансформация общества. Россия в начале XX в. ¦ ¦
¦ ¦Объективная потребность индустриальной ¦ ¦
¦ ¦модернизации России. Российские реформы в ¦ ¦
¦ ¦контексте общемирового развития в начале века. ¦ ¦
¦ ¦Политические партии России: генезис, ¦ ¦
¦ ¦классификация, программы, тактика. Россия в ¦ ¦
¦ ¦условиях мировой войны и общенационального ¦ ¦
¦ ¦кризиса. Революция 1917 г. Гражданская война и ¦ ¦
¦ ¦интервенция, их результаты и последствия. ¦ ¦
¦ ¦Российская эмиграция. Социально-экономическое ¦ ¦
¦ ¦развитие страны в 20-е гг. НЭП. Формирование ¦ ¦
¦ ¦однопартийного политического режима. Образование ¦ ¦
¦ ¦СССР. Культурная жизнь страны в 20-е гг. Внешняя ¦ ¦
¦ ¦политика. Курс на строительство социализма в ¦ ¦
¦ ¦одной стране и его последствия. Социально- ¦ ¦
¦ ¦экономические преобразования в 30-е гг. Режим ¦ ¦
¦ ¦личной власти Сталина. Сопротивление сталинизму. ¦ ¦
¦ ¦СССР накануне и в начальный период второй ¦ ¦
¦ ¦мировой войны. Великая Отечественная война. ¦ ¦
¦ ¦Социально-экономическое развитие, общественно- ¦ ¦
¦ ¦политическая жизнь, культура, внешняя политика ¦ ¦
¦ ¦СССР в послевоенные годы. Холодная война. ¦ ¦
¦ ¦Попытки осуществления политических и ¦ ¦
¦ ¦экономических реформ. НТР и ее влияние на ход ¦ ¦
¦ ¦общественного развития. СССР в середине 60 - 80-х¦ ¦
¦ ¦гг.: нарастание кризисных явлений. Советский ¦ ¦
¦ ¦Союз в 1985 - 1991 гг. Перестройка. Попытка ¦ ¦
¦ ¦государственного переворота 1991 г. и ее провал. ¦ ¦
¦ ¦Распад СССР. Беловежские соглашения. Октябрьские ¦ ¦
¦ ¦события 1993 г. Становление новой российской ¦ ¦
¦ ¦государственности (1993 - 1999 гг.). Россия на ¦ ¦
¦ ¦пути радикальной социально-экономической ¦ ¦
¦ ¦модернизации. Культура современной России. ¦ ¦
¦ ¦Внешняя политика РФ в условиях новой ¦ ¦
¦ ¦геополитической ситуации ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.04¦Культурология ¦ ¦
¦ ¦Структура и состав современного ¦ ¦
¦ ¦культурологического знания. Культурология и ¦ ¦
¦ ¦философия культуры, социология культуры, ¦ ¦
¦ ¦культурная антропология. Культурология и история ¦ ¦
¦ ¦культуры. Теоретическая и прикладная ¦ ¦
¦ ¦культурология. Методы культурологических ¦ ¦
¦ ¦исследований. Основные понятия культурологии: ¦ ¦
¦ ¦культура, цивилизация, морфология культуры, ¦ ¦
¦ ¦функции культуры, субъект культуры, ¦ ¦
¦ ¦культурогенез, динамика культуры, язык и символы ¦ ¦
¦ ¦культуры, культурные коды, межкультурные ¦ ¦
¦ ¦коммуникации, культурные ценности и нормы, ¦ ¦
¦ ¦культурные традиции, культурная картина мира, ¦ ¦
¦ ¦социальные институты культуры, культурная ¦ ¦
¦ ¦самоидентичность, культурная модернизация. ¦ ¦
¦ ¦Типология культур. Этническая и национальная, ¦ ¦
¦ ¦элитарная и массовая культуры. Восточные и ¦ ¦
¦ ¦западные типы культур. Специфические и ¦ ¦
¦ ¦"серединные" культуры. Локальные культуры. Место ¦ ¦
¦ ¦и роль России в мировой культуре. Тенденции ¦ ¦
¦ ¦культурной универсализации в мировом современном ¦ ¦
¦ ¦процессе. Культура и природа. Культура и ¦ ¦
¦ ¦общество. Культура и глобальные проблемы ¦ ¦
¦ ¦современности. Культура и личность. ¦ ¦
¦ ¦Инкультурация и социализация ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.05¦Политология ¦ ¦
¦ ¦Объект, предмет и метод политической науки. ¦ ¦
¦ ¦Функции политологии. Политическая жизнь и ¦ ¦
¦ ¦властные отношения. Роль и место политики в жизни¦ ¦
¦ ¦современных обществ. Социальные функции политики.¦ ¦
¦ ¦История политических учений. Российская ¦ ¦
¦ ¦политическая традиция: истоки, социокультурные ¦ ¦
¦ ¦основания, историческая динамика. Современные ¦ ¦
¦ ¦политологические школы. Гражданское общество, ¦ ¦
¦ ¦его происхождение и особенности. Особенности ¦ ¦
¦ ¦становления гражданского общества в России. ¦ ¦
¦ ¦Институциональные аспекты политики. Политическая ¦ ¦
¦ ¦власть. Политическая система. Политические ¦ ¦
¦ ¦режимы, политические партии, электоральные ¦ ¦
¦ ¦системы. Политические отношения и процессы. ¦ ¦
¦ ¦Политические конфликты и способы их разрешения. ¦ ¦
¦ ¦Политические технологии. Политический ¦ ¦
¦ ¦менеджмент. Политическая модернизация. ¦ ¦
¦ ¦Политические организации и движения. ¦ ¦
¦ ¦Политические элиты. Политическое лидерство. ¦ ¦
¦ ¦Социокультурные аспекты политики. Мировая ¦ ¦
¦ ¦политика и международные отношения. Особенности ¦ ¦
¦ ¦мирового политического процесса. Национально- ¦ ¦
¦ ¦государственные интересы России в новой ¦ ¦
¦ ¦геополитической ситуации. Методология познания ¦ ¦
¦ ¦политической реальности. Парадигмы политического ¦ ¦
¦ ¦знания. Экспертное политическое знание; ¦ ¦
¦ ¦политическая аналитика и прогностика ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.06¦Правоведение ¦ ¦
¦ ¦Государство и право. Их роль в жизни общества. ¦ ¦
¦ ¦Норма права и нормативно-правовые акты. Основные ¦ ¦
¦ ¦правовые системы современности. Международное ¦ ¦
¦ ¦право как особая система права. Источники ¦ ¦
¦ ¦российского права. Закон и подзаконные акты. ¦ ¦
¦ ¦Система российского права. Отрасли права. ¦ ¦
¦ ¦Правонарушение и юридическая ответственность. ¦ ¦
¦ ¦Значение законности и правопорядка в современном ¦ ¦
¦ ¦обществе. Правовое государство. Конституция ¦ ¦
¦ ¦Российской Федерации - основной закон ¦ ¦
¦ ¦государства. Особенности федеративного устройства¦ ¦
¦ ¦России. Система органов государственной власти в ¦ ¦
¦ ¦Российской Федерации. Понятие гражданского ¦ ¦
¦ ¦правоотношения. Физические и юридические лица. ¦ ¦
¦ ¦Право собственности. Обязательства в гражданском ¦ ¦
¦ ¦праве и ответственность за их нарушение. ¦ ¦
¦ ¦Наследственное право. Брачно-семейные отношения. ¦ ¦
¦ ¦Взаимные права и обязанности супругов, родителей ¦ ¦
¦ ¦и детей. Ответственность по семейному праву. ¦ ¦
¦ ¦Трудовой договор (контракт). Трудовая дисциплина ¦ ¦
¦ ¦и ответственность за ее нарушение. ¦ ¦
¦ ¦Административные правонарушения и ¦ ¦
¦ ¦административная ответственность. Понятие ¦ ¦
¦ ¦преступления. Уголовная ответственность за ¦ ¦
¦ ¦совершение преступлений. Экологическое право. ¦ ¦
¦ ¦Особенности правового регулирования будущей ¦ ¦
¦ ¦профессиональной деятельности. Правовые основы ¦ ¦
¦ ¦защиты государственной тайны. Законодательные и ¦ ¦
¦ ¦нормативно-правовые акты в области защиты ¦ ¦
¦ ¦информации и государственной тайны ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.07¦Психология и педагогика ¦ ¦
¦ ¦Психология: предмет, объект и методы психологии. ¦ ¦
¦ ¦Место психологии в системе наук. История развития¦ ¦
¦ ¦психологического знания и основные направления в ¦ ¦
¦ ¦психологии. Индивид, личность, субъект, ¦ ¦
¦ ¦индивидуальность. Психика и организм. Психика, ¦ ¦
¦ ¦поведение и деятельность. Основные функции ¦ ¦
¦ ¦психики. Развитие психики в процессе онтогенеза и¦ ¦
¦ ¦филогенеза. Мозг и психика. Структура психики. ¦ ¦
¦ ¦Соотношение сознания и бессознательного. Основные¦ ¦
¦ ¦психические процессы. Структура сознания. ¦ ¦
¦ ¦Познавательные процессы. Ощущение. Восприятие. ¦ ¦
¦ ¦Представление. Воображение. Мышление и ¦ ¦
¦ ¦интеллект. Творчество. Внимание. Мнемические ¦ ¦
¦ ¦процессы. Эмоции и чувства. Психическая ¦ ¦
¦ ¦регуляция поведения и деятельности. Общение и ¦ ¦
¦ ¦речь. Психология личности. Межличностные ¦ ¦
¦ ¦отношения. Психология малых групп. Межгрупповые ¦ ¦
¦ ¦отношения и взаимодействия. ¦ ¦
¦ ¦Педагогика: объект, предмет, задачи, функции, ¦ ¦
¦ ¦методы педагогики. Основные категории педагогики:¦ ¦
¦ ¦образование, воспитание, обучение, педагогическая¦ ¦
¦ ¦деятельность, педагогическое взаимодействие, ¦ ¦
¦ ¦педагогическая технология, педагогическая ¦ ¦
¦ ¦задача. Образование как общечеловеческая ¦ ¦
¦ ¦ценность. Образование как социокультурный ¦ ¦
¦ ¦феномен и педагогический процесс. ¦ ¦
¦ ¦Образовательная система России. Цели, ¦ ¦
¦ ¦содержание, структура непрерывного образования, ¦ ¦
¦ ¦единство образования и самообразования. ¦ ¦
¦ ¦Педагогический процесс. Образовательная, ¦ ¦
¦ ¦воспитательная и развивающая функции обучения. ¦ ¦
¦ ¦Воспитание в педагогическом процессе. Общие ¦ ¦
¦ ¦формы организации учебной деятельности. Урок, ¦ ¦
¦ ¦лекция, семинарские, практические и лабораторные ¦ ¦
¦ ¦занятия, диспут, конференция, зачет, экзамен, ¦ ¦
¦ ¦факультативные занятия, консультация. Методы, ¦ ¦
¦ ¦приемы, средства организации и управления ¦ ¦
¦ ¦педагогическим процессом. Семья как субъект ¦ ¦
¦ ¦педагогического взаимодействия и социокультурная ¦ ¦
¦ ¦среда воспитания и развития личности. Управление ¦ ¦
¦ ¦образовательными системами ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.08¦Русский язык и культура речи ¦ ¦
¦ ¦Стили современного русского литературного языка. ¦ ¦
¦ ¦Языковая норма, ее роль в становлении и ¦ ¦
¦ ¦функционировании литературного языка. Речевое ¦ ¦
¦ ¦взаимодействие. Основные единицы общения. Устная ¦ ¦
¦ ¦и письменная разновидности литературного языка. ¦ ¦
¦ ¦Нормативные, коммуникативные, этические аспекты ¦ ¦
¦ ¦устной и письменной речи. Функциональные стили ¦ ¦
¦ ¦современного русского языка. Взаимодействие ¦ ¦
¦ ¦функциональных стилей. Научный стиль. Специфика ¦ ¦
¦ ¦использования элементов различных языковых ¦ ¦
¦ ¦уровней в научной речи. Речевые нормы учебной и ¦ ¦
¦ ¦научной сфер деятельности. Официально-деловой ¦ ¦
¦ ¦стиль, сфера его функционирования, жанровое ¦ ¦
¦ ¦разнообразие. Языковые формулы официальных ¦ ¦
¦ ¦документов. Приемы унификации языка служебных ¦ ¦
¦ ¦документов. Интернациональные свойства русской ¦ ¦
¦ ¦официально-деловой письменной речи. Язык и стиль ¦ ¦
¦ ¦распорядительных документов. Язык и стиль ¦ ¦
¦ ¦коммерческой корреспонденции. Язык и стиль ¦ ¦
¦ ¦инструктивно-методических документов. Реклама в ¦ ¦
¦ ¦деловой речи. Правила оформления документов. ¦ ¦
¦ ¦Речевой этикет в документе. Жанровая ¦ ¦
¦ ¦дифференциация и отбор языковых средств в ¦ ¦
¦ ¦публицистическом стиле. Особенности устной ¦ ¦
¦ ¦публичной речи. Оратор и его аудитория. Основные ¦ ¦
¦ ¦виды аргументов. Подготовка речи: выбор темы, ¦ ¦
¦ ¦цель речи, поиск материала, начало, ¦ ¦
¦ ¦развертывание и завершение речи. Основные приемы ¦ ¦
¦ ¦поиска материала и виды вспомогательных ¦ ¦
¦ ¦материалов. Словесное оформление публичного ¦ ¦
¦ ¦выступления. Понятливость, информативность и ¦ ¦
¦ ¦выразительность публичной речи. Разговорная речь ¦ ¦
¦ ¦в системе функциональных разновидностей русского ¦ ¦
¦ ¦литературного языка. Условия функционирования ¦ ¦
¦ ¦разговорной речи, роль внеязыковых факторов. ¦ ¦
¦ ¦Культура речи. Основные направления ¦ ¦
¦ ¦совершенствования навыков грамотного письма и ¦ ¦
¦ ¦говорения ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.09¦Социология ¦ ¦
¦ ¦Предыстория и социально-философские предпосылки ¦ ¦
¦ ¦социологии как науки. Социологический проект ¦ ¦
¦ ¦О. Конта. Классические социологические теории. ¦ ¦
¦ ¦Современные социологические теории. Русская ¦ ¦
¦ ¦социологическая мысль. Общество и социальные ¦ ¦
¦ ¦институты. Мировая система и процессы ¦ ¦
¦ ¦глобализации. Социальные группы и общности. Виды ¦ ¦
¦ ¦общностей. Общность и личность. Малые группы и ¦ ¦
¦ ¦коллективы. Социальная организация. Социальные ¦ ¦
¦ ¦движения. Социальное неравенство, стратификация и¦ ¦
¦ ¦социальная мобильность. Понятие социального ¦ ¦
¦ ¦статуса. Социальное взаимодействие и социальные ¦ ¦
¦ ¦отношения. Общественное мнение как институт ¦ ¦
¦ ¦гражданского общества. Культура как фактор ¦ ¦
¦ ¦социальных изменений. Взаимодействие экономики, ¦ ¦
¦ ¦социальных отношений и культуры. Личность как ¦ ¦
¦ ¦социальный тип. Социальный контроль и девиация. ¦ ¦
¦ ¦Личность как деятельный субъект. Социальные ¦ ¦
¦ ¦изменения. Социальные революции и реформы. ¦ ¦
¦ ¦Концепция социального прогресса. Формирование ¦ ¦
¦ ¦мировой системы. Место России в мировом ¦ ¦
¦ ¦сообществе. Методы социологического исследования ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.10¦Философия ¦ ¦
¦ ¦Предмет философии. Место и роль философии в ¦ ¦
¦ ¦культуре. Становление философии. Основные ¦ ¦
¦ ¦направления, школы философии и этапы ее ¦ ¦
¦ ¦исторического развития. Структура философского ¦ ¦
¦ ¦знания. Учение о бытии. Монистические и ¦ ¦
¦ ¦плюралистические концепции бытия, ¦ ¦
¦ ¦самоорганизация бытия. Понятия материального и ¦ ¦
¦ ¦идеального. Пространство, время. Движение и ¦ ¦
¦ ¦развитие, диалектика. Детерминизм и ¦ ¦
¦ ¦индетерминизм. Динамические и статистические ¦ ¦
¦ ¦закономерности. Научные, философские и ¦ ¦
¦ ¦религиозные картины мира. Человек, общество, ¦ ¦
¦ ¦культура. Человек и природа. Общество и его ¦ ¦
¦ ¦структура. Гражданское общество и государство. ¦ ¦
¦ ¦Человек в системе социальных связей. Человек и ¦ ¦
¦ ¦исторический процесс; личность и массы, свобода и¦ ¦
¦ ¦необходимость. Формационная и цивилизационная ¦ ¦
¦ ¦концепции общественного развития. Смысл ¦ ¦
¦ ¦человеческого бытия. Насилие и ненасилие. ¦ ¦
¦ ¦Свобода и ответственность. Мораль, ¦ ¦
¦ ¦справедливость, право. Нравственные ценности. ¦ ¦
¦ ¦Представления о совершенном человеке в различных ¦ ¦
¦ ¦культурах. Эстетические ценности и их роль в ¦ ¦
¦ ¦человеческой жизни. Религиозные ценности и ¦ ¦
¦ ¦свобода совести. Сознание и познание. Сознание, ¦ ¦
¦ ¦самосознание и личность. Познание, творчество, ¦ ¦
¦ ¦практика. Вера и знание. Понимание и объяснение. ¦ ¦
¦ ¦Рациональное и иррациональное в познавательной ¦ ¦
¦ ¦деятельности. Проблема истины. Действительность, ¦ ¦
¦ ¦мышление, логика и язык. Научное и вненаучное ¦ ¦
¦ ¦знание. Критерии научности. Структура научного ¦ ¦
¦ ¦познания, его методы и формы. Рост научного ¦ ¦
¦ ¦знания. Научные революции и смены типов ¦ ¦
¦ ¦рациональности. Наука и техника. Будущее ¦ ¦
¦ ¦человечества. Глобальные проблемы современности. ¦ ¦
¦ ¦Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.11¦Экономика ¦ ¦
¦ ¦Введение в экономическую теорию. Блага. ¦ ¦
¦ ¦Потребности, ресурсы. Экономический выбор. ¦ ¦
¦ ¦Экономические отношения. Экономические системы. ¦ ¦
¦ ¦Основные этапы развития экономической теории. ¦ ¦
¦ ¦Методы экономической теории. Микроэкономика. ¦ ¦
¦ ¦Рынок. Спрос и предложение. Потребительские ¦ ¦
¦ ¦предпочтения и предельная полезность. Факторы ¦ ¦
¦ ¦спроса. Индивидуальный и рыночный спрос. Эффект ¦ ¦
¦ ¦дохода и эффект замещения. Эластичность. ¦ ¦
¦ ¦Предложение и его факторы. Закон убывающей ¦ ¦
¦ ¦предельной производительности. Эффект масштаба. ¦ ¦
¦ ¦Виды издержек. Фирма. Выручка и прибыль. Принцип ¦ ¦
¦ ¦максимизации прибыли. Предложение совершенно ¦ ¦
¦ ¦конкурентной фирмы и отрасли. Эффективность ¦ ¦
¦ ¦конкурентных рынков. Рыночная власть. Монополия. ¦ ¦
¦ ¦Монополистическая конкуренция. Олигополия. ¦ ¦
¦ ¦Антимонопольное регулирование. Спрос на факторы ¦ ¦
¦ ¦производства. Рынок труда. Спрос и предложение ¦ ¦
¦ ¦труда. Заработная плата и занятость. Рынок ¦ ¦
¦ ¦капитала. Процентная ставка и инвестиции. Рынок ¦ ¦
¦ ¦земли. Рента. Общее равновесие и благосостояние. ¦ ¦
¦ ¦Распределение доходов. Неравенство. Внешние ¦ ¦
¦ ¦эффекты и общественные блага. Роль государства. ¦ ¦
¦ ¦Макроэкономика. Национальная экономика как целое.¦ ¦
¦ ¦Кругооборот доходов и продуктов. ВВП и способы ¦ ¦
¦ ¦его измерения. Национальный доход. Располагаемый ¦ ¦
¦ ¦личный доход. Индексы цен. Безработица и ее ¦ ¦
¦ ¦формы. Инфляция и ее виды. Экономические циклы. ¦ ¦
¦ ¦Макроэкономическое равновесие. Совокупный спрос ¦ ¦
¦ ¦и совокупное предложение. Стабилизационная ¦ ¦
¦ ¦политика. Равновесие на товарном рынке. ¦ ¦
¦ ¦Потребление и сбережения. Инвестиции. ¦ ¦
¦ ¦Государственные расходы и налоги. Эффект ¦ ¦
¦ ¦мультипликатора. Бюджетно-налоговая политика. ¦ ¦
¦ ¦Деньги и их функции. Равновесие на денежном ¦ ¦
¦ ¦рынке. Денежный мультипликатор. Банковская ¦ ¦
¦ ¦система. Денежно-кредитная политика. ¦ ¦
¦ ¦Экономический рост и развитие. Международные ¦ ¦
¦ ¦экономические отношения. Внешняя торговля и ¦ ¦
¦ ¦торговая политика. Платежный баланс. Валютный ¦ ¦
¦ ¦курс. Особенности переходной экономики России. ¦ ¦
¦ ¦Приватизация. Формы собственности. ¦ ¦
¦ ¦Предпринимательство. Теневая экономика. Рынок ¦ ¦
¦ ¦труда. Распределение и доходы. Преобразования в ¦ ¦
¦ ¦социальной сфере. Структурные сдвиги в экономике.¦ ¦
¦ ¦Формирование открытой экономики ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Р.00¦Национально-региональный (вузовский) компонент ¦270 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.В.00¦Дисциплины и курсы по выбору студента, ¦270 ¦
¦ ¦устанавливаемые вузом ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН ¦Общие математические и естественнонаучные ¦550 ¦
¦ ¦дисциплины ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.00 ¦Федеральный компонент ¦475 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.01 ¦Математика и информатика ¦300 ¦
¦ ¦Аксиоматический метод, основные математические ¦ ¦
¦ ¦структуры, вероятность и статистика, ¦ ¦
¦ ¦математические модели, алгоритмы и языки ¦ ¦
¦ ¦программирования, стандартное программное ¦ ¦
¦ ¦обеспечение профессиональной деятельности ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.02 ¦Концепции современного естествознания ¦100 ¦
¦ ¦Естественнонаучная и гуманитарная культуры; ¦ ¦
¦ ¦научный метод; история естествознания; панорама ¦ ¦
¦ ¦современного естествознания; тенденции развития; ¦ ¦
¦ ¦корпускулярная и континуальная концепции ¦ ¦
¦ ¦описания природы; порядок и беспорядок в ¦ ¦
¦ ¦природе; хаос; структурные уровни организации ¦ ¦
¦ ¦материи; микро-, макро- и мегамиры; пространство,¦ ¦
¦ ¦время; принципы относительности; принципы ¦ ¦
¦ ¦симметрии; законы сохранения; взаимодействие, ¦ ¦
¦ ¦близкодействие, дальнодействие; состояние; ¦ ¦
¦ ¦принципы суперпозиции, неопределенности, ¦ ¦
¦ ¦дополнительности; динамические и статистические ¦ ¦
¦ ¦закономерности в природе; законы сохранения ¦ ¦
¦ ¦энергии в макроскопических процессах; принцип ¦ ¦
¦ ¦возрастания энтропии; химические процессы; ¦ ¦
¦ ¦реакционная способность веществ. ¦ ¦
¦ ¦Внутреннее строение и история геологического ¦ ¦
¦ ¦развития земли; современные концепции развития ¦ ¦
¦ ¦геосферных оболочек; литосфера как абиотическая ¦ ¦
¦ ¦основа жизни; экологические функции литосферы: ¦ ¦
¦ ¦ресурсная, геодинамическая, геофизико- ¦ ¦
¦ ¦геохимическая; географическая оболочка Земли; ¦ ¦
¦ ¦особенности биологического уровня организации ¦ ¦
¦ ¦материи; принципы эволюции, воспроизводства и ¦ ¦
¦ ¦развития живых систем; многообразие живых ¦ ¦
¦ ¦организмов - основа организации и устойчивости ¦ ¦
¦ ¦биосферы; генетика и эволюция; человек: ¦ ¦
¦ ¦физиология, здоровье, эмоции, творчество, ¦ ¦
¦ ¦работоспособность; биоэтика, человек, биосфера и ¦ ¦
¦ ¦космические циклы; ноосфера, необратимость ¦ ¦
¦ ¦времени, самоорганизация в живой и неживой ¦ ¦
¦ ¦природе; принципы универсального эволюционизма; ¦ ¦
¦ ¦путь к единой культуре ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.В.00 ¦Дисциплины и курсы, которые могут ¦75 ¦
¦ ¦устанавливаться по предложению УМО ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Р.00 ¦Национально-региональный (вузовский) компонент ¦75 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД ¦Общепрофессиональные дисциплины специальности ¦2295 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.00¦Федеральный компонент ¦1887 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.01¦История архаических и нехристианских религий <*> ¦ ¦
¦ ¦Различные концепции происхождения религии. ¦ ¦
¦ ¦Религия в истории общества; мифологическое ¦ ¦
¦ ¦сознание; первобытная религиозная практика; ¦ ¦
¦ ¦клановые и племенные культы. ¦ ¦
¦ ¦Религиозный политеизм Древнего мира; верования и ¦ ¦
¦ ¦культы Древнего Египта и Междуречья; эволюция ¦ ¦
¦ ¦антропоморфизма (Древняя Греция); религиозный ¦ ¦
¦ ¦синкретизм и конец язычества (Древний Рим). ¦ ¦
¦ ¦Религии Востока: религии Индии (ведические ¦ ¦
¦ ¦культы, брахманизм). Джайнизм; индуизм. Буддизм. ¦ ¦
¦ ¦Зороастризм. Даосизм и конфуцианство. Синтоизм. ¦ ¦
¦ ¦Иудаизм: происхождение; основные этапы истории ¦ ¦
¦ ¦иудаизма; современные течения иудаизма. ¦ ¦
¦ ¦Ислам: происхождение, основные этапы истории. ¦ ¦
¦ ¦Коран, предание, системы вероучений, калам; шиизм¦ ¦
¦ ¦и суннизм; мистика (суфизм); модернистские ¦ ¦
¦ ¦течения и секты. ¦ ¦
¦ ¦Религии Центральной и Южной Америки. ¦ ¦
¦ ¦Религии в современном мире; преемство и ¦ ¦
¦ ¦обновленчество, фундаментализм и модернизм. Роль ¦ ¦
¦ ¦культурообразующих конфессий в современном мире ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.02¦Религиозная философия ¦ ¦
¦ ¦Философия религии и религиозная философия; ¦ ¦
¦ ¦предмет и функции религиозной философии; ¦ ¦
¦ ¦основные философские проблемы в свете ¦ ¦
¦ ¦религиозной философии; особенности решения в ¦ ¦
¦ ¦религиозной философии онтологических, ¦ ¦
¦ ¦метафизических, гносеологических, ¦ ¦
¦ ¦аксиологических, этических и социально- ¦ ¦
¦ ¦политических проблем; религиозная философия и ¦ ¦
¦ ¦теология: сходство и различия. ¦ ¦
¦ ¦Христианство: философская культура Византии и ¦ ¦
¦ ¦западноевропейского средневековья, академическая ¦ ¦
¦ ¦философия, философия славянофилов, православная ¦ ¦
¦ ¦антропология, метафизика всеединства, ¦ ¦
¦ ¦софианство; августинизм, томизм, неотомизм, ¦ ¦
¦ ¦неоавгустинизм, тейярдизм; ортодоксальная ¦ ¦
¦ ¦протестантская теология, либеральная теология, ¦ ¦
¦ ¦теология кризиса, новая теология. ¦ ¦
¦ ¦Иудаизм: еврейская мысль в библейский период, ¦ ¦
¦ ¦еврейская мысль в период Второго Храма, еврейская¦ ¦
¦ ¦мысль в Талмудический период, формирование ¦ ¦
¦ ¦еврейской философии в средние века, еврейская ¦ ¦
¦ ¦мысль в эпоху Просвещения, связи греческой, ¦ ¦
¦ ¦арабской и еврейской философий, влияние ¦ ¦
¦ ¦европейской мысли на еврейскую философию. ¦ ¦
¦ ¦Буддизм: философские школы хинаяны (вайбхашика, ¦ ¦
¦ ¦саутрантика), философские школы и течения махаяны¦ ¦
¦ ¦(йогачара, мадхьямака). ¦ ¦
¦ ¦Ислам: ортодоксы, модернисты (диалектический ¦ ¦
¦ ¦монадизм, кораническая философия, перешеечный ¦ ¦
¦ ¦мир). ¦ ¦
¦ ¦Внеконфессиональная и синкретическая ¦ ¦
¦ ¦религиозная философия ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.03¦Этика и аксиология в религии ¦ ¦
¦ ¦Система этики и аксиологии. Их связь с ¦ ¦
¦ ¦философией, психологией, культурой и теологией; ¦ ¦
¦ ¦место этики в жизни человека (человечества). ¦ ¦
¦ ¦Религиозные и безрелигиозные нравственные ¦ ¦
¦ ¦системы; источники религиозной этики (религиозное¦ ¦
¦ ¦право, аскетика, позитивная этика, нормативная ¦ ¦
¦ ¦этика, философская этика и практическая этика). ¦ ¦
¦ ¦Основные понятия религиозной этики. Естественный ¦ ¦
¦ ¦нравственный закон. Теории нравственной санкции ¦ ¦
¦ ¦(психологическая, социально-апробативная, ¦ ¦
¦ ¦теологическая). Автономная этика. Религиозная ¦ ¦
¦ ¦сущность нравственности. Бог и любовь. Развитие ¦ ¦
¦ ¦личности; нравственное сознание; свобода ¦ ¦
¦ ¦нравственного самоопределения, феноменология ¦ ¦
¦ ¦зла. Формирование религиозного и ценностного ¦ ¦
¦ ¦сознания. Аксиология и нравственное достоинство ¦ ¦
¦ ¦личности ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.04¦Наука и религия ¦ ¦
¦ ¦Становление научного знания в архаических ¦ ¦
¦ ¦сообществах. Наука и религия в древних ¦ ¦
¦ ¦цивилизациях. Становление и развитие европейской ¦ ¦
¦ ¦науки и ее христианские истоки. Наука и религия: ¦ ¦
¦ ¦разница методологий. Понятие об основном ¦ ¦
¦ ¦богословии. Понятие о религии. Религиозный опыт ¦ ¦
¦ ¦как факт религиозной веры. Проблема ¦ ¦
¦ ¦ревеляционизма. Вера и разум; синтез веры и ¦ ¦
¦ ¦знания в составе мировоззрения. Философия и ¦ ¦
¦ ¦богословие. Религиозно-философские системы мысли ¦ ¦
¦ ¦(деизм, пантеизм, теизм). Атеизм. Происхождение ¦ ¦
¦ ¦мира: соотношение библейского взгляда и ¦ ¦
¦ ¦современных научных подходов. Учение о бытии ¦ ¦
¦ ¦Бога, доказательства Его существования ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.05¦История древней христианской церкви ¦ ¦
¦ ¦Возникновение и распространение христианства; ¦ ¦
¦ ¦положение Церкви в Римской империи до ¦ ¦
¦ ¦Константина Великого, гонения на христиан, ¦ ¦
¦ ¦христианские мученики. Миланский эдикт, ¦ ¦
¦ ¦христианизация Римской Империи. Начало ¦ ¦
¦ ¦монашества. Основные этапы развития ¦ ¦
¦ ¦христианского богословия (доникейское ¦ ¦
¦ ¦богословие, богословский синтез, эпоха ¦ ¦
¦ ¦Вселенских Соборов); еретические течения и ¦ ¦
¦ ¦полемика с ними. Вселенские Соборы. Становление ¦ ¦
¦ ¦системы церковного управления; кодекс императора ¦ ¦
¦ ¦Юстиниана; взаимоотношения светской и духовной ¦ ¦
¦ ¦властей на Востоке и Западе. Теория симфонии ¦ ¦
¦ ¦властей. Иконоборческие споры в Византии. ¦ ¦
¦ ¦Патриарх Фотий. Раскол 1054 г. ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.06¦Новые религиозные движения ¦ ¦
¦ ¦Социально-исторические и социокультурные условия ¦ ¦
¦ ¦формирования и развития новых религиозных ¦ ¦
¦ ¦движений; характерные новые религиозные движения;¦ ¦
¦ ¦типы новых религиозных движений: ¦ ¦
¦ ¦псевдохристианские, ориенталистские, ¦ ¦
¦ ¦синкретические, психологические, неоязыческие, ¦ ¦
¦ ¦сатанинские, новые религиозные движения: "Церковь¦ ¦
¦ ¦Иисуса Христа святых последних дней" (мормоны), ¦ ¦
¦ ¦"Свидетели Иеговы", "Церковь Христа", "Церковь ¦ ¦
¦ ¦Объединения", "Семья", "Сайентологическая ¦ ¦
¦ ¦церковь", "Международное Общество Сознания ¦ ¦
¦ ¦Кришны", "Трансцендентальная медитация", "Тантра ¦ ¦
¦ ¦Сангха", "Сахаджа-йога", "Брахма Кумарис", культ ¦ ¦
¦ ¦Ошо Раджниша, движение гуру Шри Чинмоя, движение ¦ ¦
¦ ¦Сатын Сан Бабы, "Ананда Марга", "Аум Синрике", ¦ ¦
¦ ¦"Церковь Божией Матери Державной" (Богородичный ¦ ¦
¦ ¦центр), "Церковь Последнего Завета" (культ ¦ ¦
¦ ¦Виссариона), "Белое Братство", "Церковь Сатаны", ¦ ¦
¦ ¦движение "Нью Эйдж" ("Новая эра") и др. ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.07¦Государственное законодательство о религии ¦ ¦
¦ ¦Религия и права человека: свобода совести и ¦ ¦
¦ ¦свобода вероисповедания. Конституционно-правовые ¦ ¦
¦ ¦основы свободы совести, свободы вероисповедания ¦ ¦
¦ ¦и деятельности религиозных организаций. ¦ ¦
¦ ¦Конституционные гарантии свободы совести. ¦ ¦
¦ ¦Государство и религиозные объединения. ¦ ¦
¦ ¦Государственно-церковные отношения в России и за ¦ ¦
¦ ¦рубежом: история и современность. ¦ ¦
¦ ¦Законодательство о религии зарубежных стран. ¦ ¦
¦ ¦Религиозные объединения в России: понятие ¦ ¦
¦ ¦религиозного объединения, формы религиозных ¦ ¦
¦ ¦объединений (религиозная группа и религиозная ¦ ¦
¦ ¦организация). Создание и государственная ¦ ¦
¦ ¦регистрация религиозных организаций. Права и ¦ ¦
¦ ¦условия деятельности религиозных организаций. ¦ ¦
¦ ¦Религиозное образование ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.08¦Основы теории источниковедения ¦ ¦
¦ ¦Теоретические проблемы источниковедения. ¦ ¦
¦ ¦Типология источников по разным историческим ¦ ¦
¦ ¦эпохам; характеристика отдельных типов ¦ ¦
¦ ¦источников. Закономерности возникновения и ¦ ¦
¦ ¦эволюции источниковой базы. Методологические ¦ ¦
¦ ¦принципы изучения источников. Методы работы с ¦ ¦
¦ ¦источниками; проблемы критики источников. ¦ ¦
¦ ¦Современные методы накопления и анализа ¦ ¦
¦ ¦источниковой информации. Современные центры ¦ ¦
¦ ¦хранения исторических источников и принципы их ¦ ¦
¦ ¦организации. Методика самостоятельной работы с ¦ ¦
¦ ¦источниками ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.09¦Основы безопасности жизнедеятельности ¦51 ¦
¦ ¦Теоретические основы безопасности ¦ ¦
¦ ¦жизнедеятельности. Экологические аспекты ¦ ¦
¦ ¦безопасности жизнедеятельности. Человек и ¦ ¦
¦ ¦окружающая среда. Факторы риска. Человек в ¦ ¦
¦ ¦экстремальной ситуации. Основные приемы ¦ ¦
¦ ¦обеспечения безопасности и оказания первой ¦ ¦
¦ ¦помощи. Российская система предупреждения и ¦ ¦
¦ ¦действий в чрезвычайной ситуации ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.10¦Педагогическая психология ¦ ¦
¦ ¦Возникновение и развитие педагогической ¦ ¦
¦ ¦профессии; своеобразие педагогической ¦ ¦
¦ ¦деятельности; роль учителя в обществе; ¦ ¦
¦ ¦педагогическое призвание, творчество и ¦ ¦
¦ ¦новаторство; мотивы выбора педагогической ¦ ¦
¦ ¦профессии; требования к личности учителя; ¦ ¦
¦ ¦профессиограммы учителя; системы ¦ ¦
¦ ¦профессиональной педагогической подготовки; ¦ ¦
¦ ¦самосовершенствование учителя; основные принципы ¦ ¦
¦ ¦возрастной периодизации психического развития; ¦ ¦
¦ ¦типы ведущей деятельности и психологические ¦ ¦
¦ ¦особенности возрастных периодов; кризисы ¦ ¦
¦ ¦возрастного развития; условия, механизмы и ¦ ¦
¦ ¦закономерности развития и формирования психики в ¦ ¦
¦ ¦процессе онтогенеза; психология обучения и ¦ ¦
¦ ¦воспитания; обучение и развитие; психологическая ¦ ¦
¦ ¦сущность развивающего обучения; психология ¦ ¦
¦ ¦инновационного обучения; структура учебной ¦ ¦
¦ ¦деятельности и проблема ее формирования; этапы ¦ ¦
¦ ¦формирования умственных действий; характеристика ¦ ¦
¦ ¦теоретического и эмпирического мышления: ¦ ¦
¦ ¦психология оценки и самооценки; история ¦ ¦
¦ ¦отечественных и зарубежных педагогических ¦ ¦
¦ ¦учений; методологические и психологические ¦ ¦
¦ ¦основы процесса воспитания; проблема ¦ ¦
¦ ¦взаимоотношений личности и коллектива; ¦ ¦
¦ ¦планирование и осуществление воспитательного ¦ ¦
¦ ¦процесса; проблема педагогического мастерства; ¦ ¦
¦ ¦педагогическая культура; современное ¦ ¦
¦ ¦педагогическое мышление; пути формирования ¦ ¦
¦ ¦педагогического мастерства; техника речи, ¦ ¦
¦ ¦экспрессивные средства учителя; педагогика ¦ ¦
¦ ¦сотрудничества как технология обучения и ¦ ¦
¦ ¦воспитания; современные концепции, образования и ¦ ¦
¦ ¦их отражение в нормативных документах; научная ¦ ¦
¦ ¦организация педагогического труда; текущее и ¦ ¦
¦ ¦перспективное планирование; методы ¦ ¦
¦ ¦психодиагностики, диагностика мотивационной, ¦ ¦
¦ ¦познавательной, эмоционально-волевой сфер ¦ ¦
¦ ¦личности учащихся; диагностика знаний, умений, ¦ ¦
¦ ¦навыков и способностей школьников; диагностика ¦ ¦
¦ ¦межличностных отношений и психологического ¦ ¦
¦ ¦климата; психокоррекционная работа учителя; ¦ ¦
¦ ¦методы педагогических исследований; системный ¦ ¦
¦ ¦подход к исследованию педагогических явлений и ¦ ¦
¦ ¦процессов; технологические проблемы современной ¦ ¦
¦ ¦дидактики ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.11¦Новые информационные технологии в учебном ¦ ¦
¦ ¦процессе ¦ ¦
¦ ¦Новые информационные технологии в учебном ¦ ¦
¦ ¦процессе; структура аудио- и видеосредств и ¦ ¦
¦ ¦методика их применения; структура и архитектура ¦ ¦
¦ ¦ПЭВМ, практические навыки работы с компьютером; ¦ ¦
¦ ¦принципы построения автоматизированных обучающих ¦ ¦
¦ ¦и контролирующих систем; применение пакетов ¦ ¦
¦ ¦прикладных программ в учебном процессе по ¦ ¦
¦ ¦теологии; текстовые и графические редакторы, ¦ ¦
¦ ¦электронные таблицы; базы данных; информационные ¦ ¦
¦ ¦и телекоммуникационные сети ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.12¦Методика преподавания теологии ¦ ¦
¦ ¦Основы дидактики; содержание и структура школьных¦ ¦
¦ ¦программ и учебников; вопросы частных методик, ¦ ¦
¦ ¦относящихся к основным темам школьного курса; ¦ ¦
¦ ¦различные подходы к изучению основных тем ¦ ¦
¦ ¦школьного курса; методы организации ¦ ¦
¦ ¦самостоятельной работы и развития творческих ¦ ¦
¦ ¦способностей учащихся; таксономия учебных задач; ¦ ¦
¦ ¦новые технологии обучения; методы диагностики ¦ ¦
¦ ¦знаний учащихся; организация учебной ¦ ¦
¦ ¦деятельности учащихся, разработка планов и ¦ ¦
¦ ¦конспектов занятий. Анализ школьного курса с ¦ ¦
¦ ¦точки зрения современной науки; логическая ¦ ¦
¦ ¦структура: приложение общих концепций и выводов ¦ ¦
¦ ¦науки к конкретным задачам преподавания ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Р.00¦Национально-региональный (вузовский) компонент ¦204 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.В.00¦Дисциплины и курсы по выбору студентов, ¦204 ¦
¦ ¦устанавливаемые вузом ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ДКП.00 ¦Дисциплины конфессиональной подготовки <**> ¦3653 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ДКП.Ф.00¦Федеральный компонент ¦2878 ¦
¦ +-------------------------------------------------+-----+
¦ ¦Конфессиональное вероучение ¦ ¦
¦ ¦Конфессиональное вероучение как отражение ¦ ¦
¦ ¦религиозного опыта. Вероучение и конфессиональные¦ ¦
¦ ¦сакральные тексты. Вероучение, его ¦ ¦
¦ ¦конфессиональная специфика. Влияние вероучения на¦ ¦
¦ ¦генезис и эволюцию конфессионального культа. ¦ ¦
¦ ¦Основные типы вероучения и этапы его развития. ¦ ¦
¦ ¦Теологические системы, их типы. Конфессиональная ¦ ¦
¦ ¦апологетика и вероучение. Внутриконфессиональные ¦ ¦
¦ ¦течения и их представители. Вероучение и ¦ ¦
¦ ¦метафизика, этика, эстетика. Современное ¦ ¦
¦ ¦состояние и перспективы научного изучения ¦ ¦
¦ ¦конфессионального вероучения ¦ ¦
¦ +-------------------------------------------------+-----+
¦ ¦Сакральные тексты ¦ ¦
¦ ¦Сакральные тексты конфессии. Происхождение ¦ ¦
¦ ¦сакральных текстов и проблема ревеляционизма в ¦ ¦
¦ ¦конфессии. Содержание и структура сакральных ¦ ¦
¦ ¦текстов. Этапы формирования составляющих ¦ ¦
¦ ¦сакральных текстов. Язык сакральных текстов. ¦ ¦
¦ ¦Личность основателя и сакральные тексты. Традиции¦ ¦
¦ ¦теологического толкования сакральных текстов. ¦ ¦
¦ ¦Внутриконфессиональные течения и трактовка ¦ ¦
¦ ¦значимости сакральных текстов. Комментаторская ¦ ¦
¦ ¦литература и тематические толкования сакральных ¦ ¦
¦ ¦текстов ¦ ¦
¦ +-------------------------------------------------+-----+
¦ ¦Вероучительная литература ¦ ¦
¦ ¦Вероучительная литература конфессии, ее генезис, ¦ ¦
¦ ¦основные памятники и их авторы. Издание и ¦ ¦
¦ ¦переводы памятников вероучительной письменности; ¦ ¦
¦ ¦ее история; периодизация истории вероучительной ¦ ¦
¦ ¦литературы. Внутриконфессиональные течения и их ¦ ¦
¦ ¦вероучительная литература. Основные литературные ¦ ¦
¦ ¦традиции в конфессии. Современные представители ¦ ¦
¦ ¦и течения в конфессиональной вероучительной ¦ ¦
¦ ¦литературе ¦ ¦
¦ +-------------------------------------------------+-----+
¦ ¦История конфессии ¦ ¦
¦ ¦Соотношение метаистории и истории конфессии. ¦ ¦
¦ ¦Генезис конфессии, ее основатель. Метафизика ¦ ¦
¦ ¦истории конфессии. История конфессии (церкви) и ¦ ¦
¦ ¦ее периодизация. Источники по истории конфессии. ¦ ¦
¦ ¦Основные периоды истории конфессии (церкви). ¦ ¦
¦ ¦Территориальное распространение конфессии ¦ ¦
¦ ¦(церкви). Современные течения в конфессии. ¦ ¦
¦ ¦Специфика территориальных государственно- ¦ ¦
¦ ¦конфессиональных отношений. Историография ¦ ¦
¦ ¦конфессии ¦ ¦
¦ +---------------------------

АУДИТ СИСТЕМЫ ТАКТОВОЙ СЕТЕВОЙ СИНХРОНИЗАЦИИ. ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ. РД 45.230-2001 (утв. Минсвязи РФ 28.01.2002)  »
Постановления и Указы »
Читайте также