ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ И УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 0406 СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО (БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ). КВАЛИФИКАЦИЯ - МЕДИЦИНСКАЯ СЕСТРА (утв. Минобразованием РФ 21.01.2002)


Утвержден
Минобразованием России
21 января 2002 года
Регистрационный N 02-0406-Б
Вводятся в действие
с 1 сентября 2002 года
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
К МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ И УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
ВЫПУСКНИКОВ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 0406 СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО
(БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ)
КВАЛИФИКАЦИЯ - МЕДИЦИНСКАЯ СЕСТРА
1. Общая характеристика специальности 0406
Сестринское дело
1.1. Специальность утверждена Приказом Министерства образования Российской Федерации от 2 июля 2001 г. N 2572 "Об утверждении Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования - Классификатора специальностей среднего профессионального образования".
1.2. Формы освоения основной профессиональной образовательной программы:
очная;
очно-заочная (вечерняя).
1.3. Нормативный срок освоения основной образовательной программы по специальности 0406 Сестринское дело при очной форме обучения:
- на базе среднего (полного) общего образования - 2 года 10 месяцев;
- на базе основного общего образования - 3 года 10 месяцев <*>.
--------------------------------
<*> Образовательные учреждения среднего профессионального образования, осуществляющие подготовку специалистов на базе основного общего образования, реализуют основную образовательную программу среднего (полного) общего образования с учетом профиля получаемого среднего профессионального образования.
Абитуриент при поступлении должен иметь один из документов:
- аттестат о среднем (полном) общем образовании;
- аттестат об основном общем образовании;
- диплом о начальном профессиональном образовании с указанием о получении общего образования и оценками по дисциплинам базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации;
- документ об образовании более высокого уровня.
1.4. Квалификация выпускника - медицинская сестра.
1.5. Квалификационная характеристика выпускника
Выпускник должен быть готов к профессиональной деятельности по профилактике заболеваний, участию в лечебно-диагностических и реабилитационных мероприятиях, осуществлению этапов сестринского процесса в учреждениях здравоохранения различных форм собственности, научно-исследовательских учреждениях, учреждениях социальной защиты населения.
Основные виды деятельности выпускника:
лечебно-диагностическая - участие в лечебно-диагностической помощи пациентам различных возрастных групп в условиях стационара и поликлиники; организация и осуществление сестринского ухода в стационаре и на дому; оценка состояния пациента и оказание неотложной доврачебной медицинской помощи при острых заболеваниях и несчастных случаях; соблюдение санитарно-гигиенического и противоэпидемиологического режимов в учреждении здравоохранения; оформление нормативной медицинской документации; медицинская помощь населению в экстремальных условиях эпидемий, в очагах массового поражения; использование новых информационных технологий, методов, приемов, средств, передача и хранение информации; участие в реабилитации пациента; облегчение страданий пациента; позитивное взаимодействие и сотрудничество с коллегами; позитивное сотрудничество с пациентами и их семьями, соблюдение прав пациента;
медико-профилактическая - проведение мер по укреплению и поддержанию здоровья населения различных возрастных групп; профилактика заболеваний; выявление физических, психических, социальных, экологических, этнических факторов риска для здоровья пациента (семьи) и консультирование населения по вопросам уменьшения их влияния на здоровье; обеспечение безопасной больничной среды; обучение пациента и его семьи поддержанию здоровья в различные возрастные периоды, уходу и самоуходу, здоровому образу жизни.
Выпускник должен знать: строение человеческого тела, закономерности функционирования органов и систем; формы нарушения функций органов и систем, причины и закономерности развития патологических процессов; свойства и влияние на здоровье человека микроорганизмов; основные характеристики лекарственных средств, показания и противопоказания к их применению; гигиенические принципы организации здорового образа жизни населения; психологические составляющие ухода за пациентом; повседневные жизненно важные проблемы пациента, философию и теорию сестринского дела, основные положения некоторых моделей сестринского дела, обязанности и ответственность медицинской сестры при проведении лечебно-диагностических и профилактических мероприятий; факторы риска, клинические проявления, осложнения, профилактику заболеваний и повреждений; структуру учреждений здравоохранения; основные санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия, проводимые в чрезвычайных ситуациях, основные принципы и способы защиты населения при катастрофах; правила и нормы охраны труда и противопожарной защиты.
Выпускник должен уметь: осуществлять сестринский процесс, подготавливать пациента к лечебно-диагностическим мероприятиям и помогать врачу при их проведении, осуществлять лекарственную терапию по назначению врача, выполнять сестринские манипуляции, обеспечивать инфекционную безопасность, безопасную среду для пациента и персонала, применять универсальные и стандартные меры предосторожности, уметь оказывать первую медицинскую помощь, проводить сердечно-легочную реанимацию, оказывать паллиативную помощь, обучать пациента и семью уходу и самоуходу, консультировать пациента и семью по вопросам профилактики обострений заболеваний, осложнений, травматизма, проводить реабилитационные и профилактические мероприятия, уметь общаться с пациентами и коллегами в процессе профессиональной деятельности.
1.6. Возможности продолжения образования выпускника
Выпускник, освоивший основную профессиональную образовательную программу среднего профессионального образования по специальности 0406 Сестринское дело, подготовлен:
- к освоению основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования повышенного уровня;
- к освоению основной профессиональной образовательной программы высшего профессионального образования по специальностям 040100 Лечебное дело, 040200 Педиатрия, 040300 Медико-профилактическое дело, 040400 Стоматология, 040500 Фармация, 040600 Высшее сестринское образование.
2. Требования к уровню подготовки выпускника
по специальности 0406 Сестринское дело
2.1. Общие требования к образованности выпускника
Выпускник должен:
- понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;
- иметь представление о современном мире как духовной, культурной, интеллектуальной и экологической целостности; осознавать себя и свое место в современном обществе;
- знать основы Конституции Российской Федерации, этические и правовые нормы, регулирующие отношения человека к человеку, обществу и природе; уметь учитывать их при решении профессиональных задач;
- обладать экологической, правовой, информационной и коммуникативной культурой, элементарными умениями общения на иностранном языке;
- обладать широким кругозором; быть способным к осмыслению жизненных явлений, к самостоятельному поиску истины, к критическому восприятию противоречивых идей;
- быть способным к системному действию в профессиональной ситуации, к анализу и проектированию своей деятельности, самостоятельным действиям в условиях неопределенности;
- быть готовым к проявлению ответственности за выполняемую работу, способным самостоятельно и эффективно решать проблемы в области профессиональной деятельности;
- быть способным к практической деятельности по решению профессиональных задач в организациях различных организационно-правовых форм; владеть профессиональной лексикой;
- быть способным научно организовать свой труд, готовым к применению компьютерной техники в сфере профессиональной деятельности;
- быть готовым к позитивному взаимодействию и сотрудничеству с коллегами;
- быть готовым к постоянному профессиональному росту, приобретению новых знаний;
- обладать устойчивым стремлением к самосовершенствованию (самопознанию, самоконтролю, самооценке, саморегуляции и саморазвитию); стремиться к творческой саморегуляции;
- знать основы предпринимательской деятельности и особенности предпринимательства в профессиональной сфере;
- иметь научное представление о здоровом образе жизни, владеть умениями и навыками физического совершенствования.
2.2. Требования к уровню подготовки выпускника по дисциплинам
По общим гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам выпускник должен:
в области философии:
- иметь представление о философских, научных и религиозных картинах мира, смысле жизни человека, формах человеческого сознания и особенностях его проявления в современном обществе, о соотношении духовных и материальных ценностей, их роли в жизнедеятельности человека, общества, цивилизации;
- иметь представление об условиях формирования личности, ее свободы и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей природной среды;
- иметь представление о роли науки, научного познания и его структуре, формах и методах, социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологии;
- иметь представление о союзе философии и медицины; философско-методологических основаниях медицины; философско-этических проблемах в медицине (биоэтика);
в области права:
- иметь представление об основных отраслях права Российской Федерации;
- иметь представление об основах государственного, административного, гражданского, трудового, семейного, уголовного права РФ;
- знать права и свободы человека и гражданина, механизмы их реализации;
- знать основы законодательства по обеспечению социальной защиты населения;
- знать правовые и нравственно-правовые нормы в сфере профессиональной деятельности;
- знать основные положения Конституции Российской Федерации;
- уметь использовать нормативно-правовые документы, регламентирующие профессиональную деятельность специалиста;
в области русского языка и культуры речи:
- знать различия между языком и речью, функции языка как средства формирования и трансляции мысли;
- знать нормы русского литературного языка, специфику устной и письменной речи, правила продуцирования текстов разных деловых жанров;
- уметь строить свою речь в соответствии с языковыми, коммуникативными и этическими нормами;
- уметь анализировать свою речь с точки зрения ее нормативности, уместности и целесообразности; устранять ошибки и недочеты в своей устной и письменной речи;
- уметь пользоваться словарями русского языка;
в области иностранного языка:
- владеть лексическим (1200 - 1400 лексических единиц) и грамматическим минимумом, необходимым для чтения и перевода (со словарем) иностранных текстов профессиональной направленности;
- обладать элементарными умениями общения на иностранном языке;
в области физической культуры:
- иметь представление о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;
- знать основы здорового образа жизни;
- уметь использовать физкультурно-спортивную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей, самоопределения в физической культуре;
в области экономики <*>:
--------------------------------
<*> Требования к уровню подготовки выпускника по дисциплинам в области экономики, социологии и политологии являются обязательными для выполнения только в случае освоения соответствующих дисциплин.
- иметь представление об основах микро- и макроэкономики, о налоговой, денежно-кредитной, социальной и инвестиционной политике;
- иметь представление об экономической ситуации в стране и за рубежом;
- иметь представление о маркетинге и механизме ценообразования;
- знать общие положения экономической теории;
- знать экономические основы деятельности предприятия, основные методы управления предприятием;
- уметь находить и использовать экономическую информацию, необходимую для ориентации в своей профессиональной деятельности;
в области социологии и политологии:
- иметь представление о социологическом подходе к пониманию закономерностей функционирования и развития общества и личности;
- иметь представление о социальной структуре, социальном расслоении, социальном взаимодействии и об основных социальных институтах общества;
- иметь представление о социальных движениях и других факторах социального изменения и развития;
- иметь представление о сущности власти, субъектах политики, политических отношениях и процессах (в России и в мире в целом).
По математическим и общим естественнонаучным дисциплинам выпускник должен:
в области математики:
- иметь представление о роли и месте математики в современном мире;
- знать основные понятия и методы математического анализа, основные численные методы решения прикладных задач;
- уметь решать обыкновенные дифференциальные уравнения;
в области информатики:
- иметь представление об основных этапах решения задач с помощью ЭВМ, методах и средствах сбора, обработки, хранения, передачи и накопления информации;
- иметь представление о программном и аппаратном обеспечении вычислительной техники, о компьютерных сетях и сетевых технологиях обработки информации, о методах защиты информации;
- знать основные понятия автоматизированной обработки информации;
- знать общий состав и структуру персональных ЭВМ и вычислительных систем;
- знать базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ;
- уметь использовать изученные прикладные программные средства.
По общепрофессиональным дисциплинам выпускник должен:
в области латинского языка и медицинской терминологии:
- знать основы грамматики латинского языка и способы образования терминов;
- уметь правильно читать и переводить медицинские термины, названия болезней, лекарственных веществ;
в области анатомии и физиологии человека:
- иметь представление о жизненно важных потребностях человека;
- иметь представление об основах регуляции физиологических функций, принципах обратной связи, механизме кодирования информации в центральной нервной системе;
- иметь представление о биоэлектрических, биомеханических и биохимических процессах, происходящих в организме;
- иметь представление о топографии органов и систем организма;
- знать основные закономерности развития и жизнедеятельности организма;
- знать строение клеток, тканей, органов и систем организма во взаимосвязи с их функцией в норме;
в области патологии:
- иметь представление о методах патологической физиологии и патологической анатомии;
- иметь представление об изменениях в органах и тканях при нарушениях обмена веществ;
- иметь представление о механизмах адаптации организма;
- иметь представление об этиологии и условиях развития патологических состояний;
- иметь представление о болезни, причинах ее возникновения и закономерностях патогенеза;
- знать клинические проявления воспалительных реакций, формы воспаления;
- знать стадии лихорадки;
- знать клинические проявления опухолей, современные взгляды на причины их развития;
- знать клинические проявления патологических изменений в органах дыхания, сердечно-сосудистой системы, системы мочеотделения;
в области дисциплины "Здоровый человек и его окружение":
- иметь представление о демографической ситуации в Российской Федерации и регионе;
- знать показатели динамики рождаемости;
- знать периоды жизнедеятельности человека;
- знать анатомо-физиологические и психологические особенности человека в разные возрастные периоды;
- знать универсальные потребности человека в разные возрастные периоды;
- знать содержание понятий "здоровье", "качество жизни", "факторы риска болезни";
- знать основные факторы риска развития болезней в разные возрастные периоды;
- уметь оценивать физическое и социально-психологическое состояние человека в разные возрастные периоды;
- уметь консультировать пациента и семью по вопросам сохранения и укрепления здоровья в разные возрастные периоды;
в области медицинской генетики:
- иметь представление о биохимических и цитологических основах наследственности;
- иметь представление об основных группах наследственных заболеваний, их причинах и методах диагностики;
- иметь представление о медико-генетическом консультировании;
- знать закономерности наследования признаков;
в области гигиены и экологии человека:
- знать основные положения гигиены;
- знать закономерности влияния факторов окружающей среды на здоровье человека;
- знать методику и уметь проводить санитарно-просветительскую работу;
- уметь давать санитарно-гигиеническую оценку факторов окружающей среды;
в области микробиологии, вирусологии, иммунологии:
- иметь представление о роли и свойствах микроорганизмов, их распространении, влиянии на здоровье человека, о возбудителях госпитальных инфекций;
- иметь представление о структуре и функциях имунной системы;
- иметь представление об иммунитете, иммунных нарушениях в организме;
- иметь представление о методах микробиологических исследований;
в области фармакологии:
- знать лекарственные формы, пути введения лекарственных средств, виды их действия и взаимодействия;
- знать основные лекарственные группы и фармакотерапевтическое действие лекарств по группам;
- знать побочные эффекты, виды реакций и осложнений лекарственной терапии;
в области правового обеспечения профессиональной деятельности:
- иметь представление о правовом положении субъектов правоотношений в сфере профессиональной деятельности (включая предпринимательскую деятельность);
- знать права и обязанности работников в сфере профессиональной деятельности;
- знать законодательные акты и другие нормативные документы, регулирующие правоотношения в процессе профессиональной деятельности;
- уметь защищать свои права в соответствии с трудовым законодательством;
в области экономики здравоохранения и управления:
- иметь представление об экономических методах здравоохранения в развитых странах;
- иметь представление об основах менеджмента и маркетинга в здравоохранении;
- иметь представление об экономике учреждений родовспоможения;
- знать систему организации медицинской помощи в Российской Федерации;
- знать принципы организации и оплаты труда медицинского персонала в лечебно-профилактических учреждениях;
- знать принципы бюджетно-страховой медицины;
в области психологии:
- иметь представление об основных задачах и методах психологии;
- иметь представление о моделях, фазах, уровнях и способах коммуникации;
- иметь представление об основах психосоматики;
- иметь представление о психогигиене, психопрофилактике и психотерапии;
- иметь представление об основных задачах и методах социальной психологии;
- иметь представление о социально-психологических аспектах функционирования брака и семьи;
- иметь представление о методиках исследований в области социальной психологии;
- иметь представление о значимости социально-психологических рекомендаций при лечении ряда заболеваний;
- знать особенности психических процессов у здорового и больного человека;
- знать структуру личности;
- знать функции и средства общения;
- знать основы делового общения;
- знать пути разрешения стрессовых ситуаций и конфликтов;
- знать типы связей и отношений индивида и различных социальных групп;
- знать типологию межличностных отношений;
- уметь использовать вербальные и невербальные средства общения в психотерапевтических целях;
- уметь определять преобладающий тип поведения сослуживцев и пациентов;
- уметь оценивать конфликтные ситуации;
- уметь общаться с пациентами и коллегами в процессе профессиональной деятельности;
в области безопасности жизнедеятельности и медицины катастроф:
- иметь представление о принципах организации и задачах службы медицины катастроф и медицинской службы гражданской обороны, их учреждениях, формированиях, органах управления и оснащения;
- знать принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях;
- знать основы военной службы и обороны государства;
- знать медико-тактическую характеристику очагов поражения, катастроф различных видов;
- знать основы лечебно-эвакуационного обеспечения пораженного населения в чрезвычайных ситуациях (этапность и требования к оказанию медицинской помощи, основное назначение и виды медицинской сортировки, принципы ее организации и проведения, сортировочные признаки, организацию и объем первой медицинской помощи);
- знать основные санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия, проводимые в чрезвычайных ситуациях;
- уметь организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;
- уметь собирать данные о состоянии основных жизненных показателей пострадавших для принятия врачом сортировочного решения;
- уметь пользоваться коллективными и индивидуальными средствами защиты;
- уметь оказывать первую медицинскую помощь.
По специальным дисциплинам выпускник должен:
в области сестринского дела:
- знать историю развития сестринского дела в мире и Российской Федерации;
- знать философию сестринского дела в Российской Федерации;
- знать повседневные жизненно важные потребности человека;
- знать основные положения некоторых моделей сестринского дела (В. Хендерсон, Д. Орэм, Н. Роупер);
- знать структуру учреждений здравоохранения;
- знать этапы сестринского процесса: первичную оценку состояния пациента, проблемы пациента, планирование сестринской деятельности, осуществление запланированного ухода, проведение текущей и итоговой оценки сестринской деятельности;
- знать принципы обучения пациента и его семьи уходу и самоуходу;
- знать методы сердечно-легочной реанимации;
- уметь обеспечивать инфекционную безопасность, в том числе уметь применять универсальные и стандартные меры предосторожности;
- уметь заполнять медицинскую документацию;
- уметь общаться с пациентами и коллегами в процессе профессиональной деятельности;
- уметь оказывать медицинские услуги (выполнять сестринские манипуляции);
- уметь проводить сердечно-легочную реанимацию;
- уметь обеспечивать безопасную среду для пациента и персонала в условиях учреждениях здравоохранения;
в области сестринского дела в терапии и курса первичной медицинской помощи:
- знать факторы риска, клинические проявления, осложнения, профилактику заболеваний внутренних органов, обязанности сестры при выполнении лечебно-диагностических мероприятий в терапевтическом отделении;
- уметь осуществлять этапы сестринского процесса: проводить первичную сестринскую оценку, выявлять проблемы пациента, планировать сестринский уход, осуществлять запланированный уход, проводить текущую и итоговую оценку ухода;
- уметь подготавливать пациента к диагностическим процедурам;
- уметь осуществлять лекарственную терапию по назначению врача;
- уметь выполнять сестринские манипуляции (оказывать медицинские услуги);
- уметь обеспечивать инфекционную безопасность пациента и персонала;
- уметь обучать пациента и семью правилам применения лекарственных средств и организации лечебного питания;
- уметь консультировать пациента (семью) по вопросам профилактики обострений заболеваний и их осложнений;
- уметь взаимодействовать в лечебной бригаде;
- уметь оказывать первую помощь;
- уметь осуществлять паллиативную помощь;
в области сестринского дела в педиатрии:
- знать факторы риска, клинические проявления, осложнения, профилактику заболеваний детского возраста; обязанности сестринского персонала при выполнении лечебно-диагностических мероприятий при оказании помощи детям;
- уметь осуществлять все этапы сестринского процесса: проводить первичную сестринскую оценку, выявлять проблемы пациента, планировать сестринскую помощь, осуществлять запланированный уход, проводить текущую и итоговую оценку ухода;
- уметь подготавливать пациента к диагностическим процедурам;
- уметь осуществлять лекарственную терапию по назначению врача;
- уметь выполнять сестринские манипуляции (оказывать медицинские услуги);
- уметь обеспечивать инфекционную безопасность ребенка, его семьи, персонала;
- уметь обучать (консультировать) пациента, семью по вопросам профилактики обострений заболеваний, осложнений и травматизма;
- уметь оказывать первую медицинскую помощь;
в области сестринского дела в хирургии:
- знать факторы риска, клинические проявления, осложнения, профилактику хирургических заболеваний и травм; обязанности сестры при выполнении лечебно-диагностических мероприятий при оказании хирургической помощи;
- уметь осуществлять сестринский процесс в периоперативном периоде: проводить первичную оценку, выявлять проблемы пациента, планировать сестринский уход, осуществлять запланированный уход, проводить текущую и итоговую оценку ухода;
- уметь выполнять сестринские манипуляции;
- уметь обеспечивать инфекционную безопасность пациента и персонала;
- уметь применять современные сестринские технологии для профилактики внутрибольничной инфекции;
- уметь обучать (консультировать) пациента, семью;
- уметь оказывать первую медицинскую помощь;
- уметь осуществлять паллиативную помощь;
в области сестринского дела в акушерстве и гинекологии:
- знать факторы риска, клинические проявления, осложнения, профилактику гинекологических заболеваний; обязанности сестры при выполнении лечебно-диагностических процедур;
- уметь осуществлять все этапы сестринского процесса: проводить первичную оценку, выявлять проблемы пациентки, планировать сестринскую деятельность, осуществлять запланированный уход, проводить текущую и итоговую оценку результатов ухода;
- уметь подготавливать пациентку к диагностическим процедурам;
- уметь обеспечивать инфекционную безопасность пациентки и персонала;
- уметь оказывать первую медицинскую помощь;
- уметь консультировать беременную по вопросам профилактики анемии;
- уметь принимать роды в экстремальной ситуации;
в области сестринского дела при инфекционных заболеваниях и курса ВИЧ-инфекции и эпидемиологии:
- знать содержание понятий "инфекция", "инфекционный процесс", "инфекционное заболевание", "эпидемиологический процесс";
- знать факторы риска, эпидемиологические особенности, основные клинические проявления, осложнения и профилактику инфекционных заболеваний; обязанности сестры при выполнении лечебно-диагностических мероприятий при инфекционных заболеваниях;
- уметь осуществлять этапы сестринского процесса: проводить первичную оценку, выявлять проблемы пациента, планировать сестринский уход, проводить текущую и итоговую оценку результатов ухода;
- уметь обеспечивать инфекционную безопасность пациента и персонала;
- уметь применять универсальные и стандартные меры предосторожности;
- уметь подготавливать пациента к диагностическим процедурам и брать биологический материал для исследований;
- уметь проводить противоэпидемические мероприятия в очаге инфекции;
- уметь выполнять сестринские манипуляции (оказывать медицинские услуги);
- уметь консультировать пациента, семью по вопросам профилактики инфекционных заболеваний и их осложнений;
- уметь оказывать первую медицинскую помощь;
в области сестринского дела в невропатологии:
- знать роль сестринского дела при выполнении лечебно-диагностических процедур при заболеваниях нервной системы и их профилактике;
- знать факторы риска, клинические проявления, осложнения и профилактику заболеваний и повреждений нервной системы; обязанности сестры при выполнении лечебно-диагностических процедур;
- уметь осуществлять сестринский процесс: проводить первичную оценку, выявлять проблемы пациента, планировать сестринскую помощь, проводить текущую и итоговую оценку результатов ухода;
- уметь применять универсальные и стандартные меры предосторожности;
- уметь подготавливать пациента к диагностическим процедурам;
- уметь выполнять сестринские манипуляции (оказывать медицинские услуги);
- уметь консультировать пациента и семью по вопросам профилактики осложнений неврологических заболеваний;
- уметь оказывать первую медицинскую помощь;
в области сестринского дела в психиатрии с курсом наркологии:
- знать этические и юридические аспекты оказания психиатрической помощи в РФ;
- знать обязанности сестры при проведении лечебно-диагностических процедур пациентам с психическими расстройствами;
- знать факторы риска, клинические проявления некоторых психических заболеваний;
- уметь осуществлять наблюдение за пациентами;
- уметь осуществлять манипуляции по уходу за пациентами с психическими расстройствами;
- уметь консультировать пациентов по вопросам наркозависимости;
- уметь оказывать первую медицинскую помощь;
в области сестринского дела в дерматовенерологии:
- знать факторы риска, пути заражения, клинические проявления, осложнения и профилактику кожных и венерических заболеваний;
- знать этические и юридические аспекты оказания помощи пациентам с венерическими заболеваниями;
- уметь проводить забор крови для серологической диагностики;
- уметь обеспечивать инфекционную безопасность пациента и персонала;
- уметь осуществлять сестринский процесс: проводить первичную сестринскую оценку, выявлять проблемы пациента, планировать сестринский уход, осуществлять запланированный уход, проводить текущую и итоговую оценку результатов ухода;
- уметь подготавливать пациента к диагностическим и лечебным процедурам;
в области сестринского дела в офтальмологии:
- знать обязанности сестры при выполнении лечебно-диагностических процедур при заболеваниях и травмах глаз;
- знать причины, клинические проявления, принципы лечения, профилактику глазных болезней;
- уметь осуществлять сестринский процесс: проводить первичную сестринскую оценку, выявлять проблемы пациента, планировать сестринский уход, проводить текущую и итоговую оценку результатов ухода;
- уметь подготавливать пациента к диагностическим и лечебным процедурам;
- уметь оказывать первую медицинскую помощь;
в области сестринского дела в оториноларингологии:
- знать обязанности сестры при выполнении лечебно-диагностических процедур при болезнях и травмах уха, горла, носа;
- знать причины, клинические проявления, принципы лечения и профилактики болезней уха, горла, носа;
- уметь осуществлять сестринский процесс: проводить первичную сестринскую оценку, выявлять проблемы пациента, планировать сестринский уход, осуществлять запланированный уход, проводить текущую и итоговую оценку результатов ухода;
- уметь подготавливать пациента к диагностическим и лечебным процедурам;
- уметь оказывать первую медицинскую помощь;
в области сестринского дела в гериатрии:
- знать факторы риска, особенности клинических проявлений, осложнения и профилактику повреждений и заболеваний в пожилом и старческом возрасте; обязанности сестры при выполнении лечебно-диагностических мероприятий;
- знать процессы старения организма, особенности диететики и фармакотерапии;
- уметь осуществлять сестринский процесс: проводить первичную оценку, выявлять проблемы пациента, планировать сестринский уход, проводить текущую и итоговую оценку результатов ухода;
- уметь подготавливать пациента к лечебно-диагностическим процедурам;
- уметь эффективно общаться с гериатрическими пациентами, учитывать этический аспект при контактах с гериатрическим пациентом;
- уметь обеспечивать инфекционную безопасность пациента и персонала;
- уметь выполнять сестринские манипуляции;
- уметь осуществлять лекарственную терапию по назначению врача;
- уметь поддерживать безопасную среду для пациента;
- уметь оказывать первую медицинскую помощь;
в области сестринского дела во фтизиатрии:
- знать факторы риска, основные клинические проявления, осложнения и виды профилактики туберкулеза; обязанности сестры при выполнении лечебно-диагностических мероприятий;
- уметь осуществлять сестринский процесс: проводить первичную оценку, выявлять проблемы пациента, планировать сестринский уход, проводить текущую и итоговую оценку результатов ухода;
- уметь подготавливать пациента к лечебно-диагностическим мероприятиям, проводить туберкулинодиагностику, вакцинацию и ревакцинацию БЦЖ;
- уметь обеспечивать инфекционную безопасность пациента и персонала, осуществлять комплекс противоэпидемических мероприятий в очагах туберкулезной инфекции;
- уметь выполнять сестринские манипуляции;
- уметь осуществлять лекарственную терапию по назначению врача;
- уметь оказывать первую медицинскую помощь;
в области реаниматологии:
- знать факторы риска, клинические проявления и профилактику развития острой сердечно-сосудистой недостаточности, острой дыхательной недостаточности, шоковых и коматозных состояний; обязанности сестры в процессе проведения лечебно-диагностических мероприятий;
- знать юридические и этические аспекты работы в отделениях интенсивной терапии и реанимации;
- уметь осуществлять сестринский процесс: проводить первичную оценку, выявлять проблемы пациента, планировать сестринский уход, проводить текущую и итоговую оценку результатов ухода;
- уметь обеспечивать инфекционную безопасность пациента и персонала;
- уметь выполнять сестринские манипуляции, осуществлять лекарственную терапию по назначению врача;
- уметь осуществлять профилактику внутрибольничной инфекции;
- уметь обеспечивать безопасную среду;
- уметь осуществлять первую медицинскую помощь;
в области клинической фармакологии:
- иметь представление о фармакокинетике и фармакодинамике;
- знать показания и противопоказания к применению лекарственных препаратов;
- знать побочные эффекты лекарственных препаратов, характер взаимодействия лекарственных средств;
- уметь оценивать действие лекарственных препаратов на пациента;
- уметь проводить лекарственную терапию по назначению врача;
- уметь оказывать первую медицинскую помощь при лекарственных отравлениях;
в области реабилитации:
- знать виды, формы и методы реабилитации;
- уметь осуществлять этапы сестринского процесса при проведении реабилитации пациентов различных возрастных групп, перенесших травмы, соматические и инфекционные заболевания;
- уметь консультировать пациента и семью по вопросам организации рационального питания, обеспечения безопасной среды, физической нагрузки;
- уметь осуществлять приемы классического массажа, проводить комплексы лечебной физкультуры, отпускать основные физиотерапевтические процедуры по назначению врача;
- уметь оказывать первую медицинскую помощь.
2.3. Требования к уровню подготовки выпускника по производственной (профессиональной) практике
В процессе производственной (профессиональной) практики студент должен закрепить и углубить знания, полученные в процессе обучения, приобрести умения по всем видам профессиональной деятельности.
Кроме того, студент должен научиться осуществлять этапы сестринского процесса, обеспечивать инфекционную безопасность пациентов и персонала, безопасную среду пациентам, уметь общаться с пациентами и коллегами в процессе профессиональной деятельности.
2.4. Требования к выпускнику по итогам освоения основной образовательной программы
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности 0406 Сестринское дело выпускник должен быть готов к лечебно-диагностической и медико-профилактической работе в соответствии с квалификационной характеристикой.
3. Требования к минимуму содержания основной
профессиональной образовательной программы
по специальности 0406 Сестринское дело
-----------T-------------------------------------T-------T-------¬
¦ Индекс ¦ Наименование дисциплин ¦Всего ¦В т.ч. ¦
¦ ¦ ¦часов ¦часов ¦
¦ ¦ ¦максим.¦обяза- ¦
¦ ¦ ¦учебной¦тельных¦
¦ ¦ ¦нагруз-¦учебных¦
¦ ¦ ¦ки сту-¦занятий¦
¦ ¦ ¦дента ¦ ¦
+----------+-------------------------------------+-------+-------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦
+----------+-------------------------------------+-------+-------+
¦ТО.Ф ¦Теоретическое обучение - дисциплины ¦ 4230 ¦ 3276 ¦
¦ ¦федерального компонента ¦ ¦ ¦
+----------+-------------------------------------+-------+-------+
¦ОГСЭ.00 ¦Общие гуманитарные и социально-эконо-¦ 808 ¦ 626 ¦
¦ ¦мические дисциплины <*> ¦ ¦ ¦
+----------+-------------------------------------+-------+-------+
¦ОГСЭ.01 ¦Основы философии: ¦ ¦ 44 ¦
¦ ¦предмет философии, основные вехи ми- ¦ ¦ ¦
¦ ¦ровой философской мысли, природа че- ¦ ¦ ¦
¦ ¦ловека и смысл его существования; че-¦ ¦ ¦
¦ ¦ловек и Бог, человек и космос; чело- ¦ ¦ ¦
¦ ¦век, общество, цивилизация, культура;¦ ¦ ¦
¦ ¦свобода и ответственность личности; ¦ ¦ ¦
¦ ¦человеческое познание и деятельность;¦ ¦ ¦
¦ ¦наука и ее роль; человечество перед ¦ ¦ ¦
¦ ¦лицом глобальных проблем ¦ ¦ ¦
+----------+-------------------------------------+-------+-------+
¦ОГСЭ.02 ¦Основы права: ¦ ¦ 32 ¦
¦ ¦право: понятие, система, источники; ¦ ¦ ¦
¦ ¦Конституция Российской Федерации - ¦ ¦ ¦
¦ ¦ядро правовой системы; Всеобщая дек- ¦ ¦ ¦
¦ ¦ларация прав человека; личность, пра-¦ ¦ ¦
¦ ¦во, правовое государство; юридическая¦ ¦ ¦
¦ ¦ответственность и ее виды, основные ¦ ¦ ¦
¦ ¦отрасли права; судебная система Рос- ¦ ¦ ¦
¦ ¦сийской Федерации; правоохранительные¦ ¦ ¦
¦ ¦органы; правовые основы здравоохране-¦ ¦ ¦
¦ ¦ния ¦ ¦ ¦
+----------+-------------------------------------+-------+-------+
¦ОГСЭ.03 ¦Русский язык и культура речи: ¦ ¦ 56 ¦
¦ ¦основные составляющие русского языка;¦ ¦ ¦
¦ ¦язык и речь; специфика устной и пись-¦ ¦ ¦
¦ ¦менной речи; понятие культуры речи; ¦ ¦ ¦
¦ ¦понятие о нормах русского литератур- ¦ ¦ ¦
¦ ¦ного языка; виды норм; функциональные¦ ¦ ¦
¦ ¦стили речи; специфика и жанры каждого¦ ¦ ¦
¦ ¦стиля; лексика; использование в речи ¦ ¦ ¦
¦ ¦изобразительно-выразительных средств;¦ ¦ ¦
¦ ¦лексические нормы; фразеология; типы ¦ ¦ ¦
¦ ¦фразеологических единиц, их использо-¦ ¦ ¦
¦ ¦вание в речи; лексикография; основные¦ ¦ ¦
¦ ¦типы словарей; фонетика; основные фо-¦ ¦ ¦
¦ ¦нетические единицы; фонетические ¦ ¦ ¦
¦ ¦средства языковой выразительности; ¦ ¦ ¦
¦ ¦орфоэпия; орфоэпические нормы русско-¦ ¦ ¦
¦ ¦го литературного языка; понятие о фо-¦ ¦ ¦
¦ ¦неме; графика; позиционный принцип ¦ ¦ ¦
¦ ¦русской графики; орфография; принципы¦ ¦ ¦
¦ ¦русской орфографии; морфемика; слово-¦ ¦ ¦
¦ ¦образовательные нормы; морфология; ¦ ¦ ¦
¦ ¦грамматические категории и способы их¦ ¦ ¦
¦ ¦выражения в современном русском язы- ¦ ¦ ¦
¦ ¦ке; морфологические нормы; синтаксис;¦ ¦ ¦
¦ ¦основные единицы синтаксиса; русская ¦ ¦ ¦
¦ ¦пунктуация; лингвистика текста ¦ ¦ ¦
+----------+-------------------------------------+-------+-------+
¦ОГСЭ.04 ¦Иностранный язык: ¦ ¦ 192 ¦
¦ ¦основы делового языка по специальнос-¦ ¦ ¦
¦ ¦ти; профессиональная лексика, фразео-¦ ¦ ¦
¦ ¦логические обороты и термины; техника¦ ¦ ¦
¦ ¦перевода (со словарем) профессиональ-¦ ¦ ¦
¦ ¦но ориентированных текстов; професси-¦ ¦ ¦
¦ ¦ональное общение ¦ ¦ ¦
+----------+-------------------------------------+-------+-------+
¦ОГСЭ.05 ¦Физическая культура: ¦ ¦ 192 ¦
¦ ¦роль физической культуры в общекуль- ¦ ¦ ¦
¦ ¦турном, профессиональном и социальном¦ ¦ ¦
¦ ¦развитии человека; социально-биологи-¦ ¦ ¦
¦ ¦ческие и психофизиологические основы ¦ ¦ ¦
¦ ¦физического и спортивного самосовер- ¦ ¦ ¦
¦ ¦шенствования; профессионально-прик- ¦ ¦ ¦
¦ ¦ладная физическая подготовка ¦ ¦ ¦
+----------+-------------------------------------+-------+-------+
¦ОГСЭ.06 ¦Основы экономики: ¦ ¦ ¦
¦ ¦экономика и ее основные проблемы, ¦ ¦ ¦
¦ ¦микроэкономика, ресурсы; механизмы ¦ ¦ ¦
¦ ¦рыночного ценообразования; конкурен- ¦ ¦ ¦
¦ ¦ция; экономические основы деятельнос-¦ ¦ ¦
¦ ¦ти предприятия, фирмы; антимонополь- ¦ ¦ ¦
¦ ¦ное регулирование, доходы населения, ¦ ¦ ¦
¦ ¦регулирование социально-экономических¦ ¦ ¦
¦ ¦проблем; макроэкономика; структура ¦ ¦ ¦
¦ ¦экономики страны; финансы; кредитно- ¦ ¦ ¦
¦ ¦денежная и налоговая системы; безра- ¦ ¦ ¦
¦ ¦ботица; проблемы экономического рос- ¦ ¦ ¦
¦ ¦та; микро- и макроэкономические проб-¦ ¦ ¦
¦ ¦лемы российской экономики; междуна- ¦ ¦ ¦
¦ ¦родное разделение труда; мировой ры- ¦ ¦ ¦
¦ ¦нок товаров, услуг и валют, основы ¦ ¦ ¦
¦ ¦бизнеса ¦ ¦ ¦
+----------+-------------------------------------+-------+-------+
¦ОГСЭ.07 ¦Основы социологии и политологии: ¦ ¦ 66 ¦
¦ ¦социология как наука; общество как ¦ ¦ ¦
¦ ¦социокультурная система; социальные ¦ ¦ ¦
¦ ¦общности; социальные и этнонациональ-¦ ¦ ¦
¦ ¦ные отношения; социальные процессы; ¦ ¦ ¦
¦ ¦социальные институты и организации; ¦ ¦ ¦
¦ ¦личность: ее социальные роли и соци- ¦ ¦ ¦
¦ ¦альное поведение; социальные движе- ¦ ¦ ¦
¦ ¦ния; социальные конфликты и способы ¦ ¦ ¦
¦ ¦их разрешения; предмет политологии; ¦ ¦ ¦
¦ ¦политическая власть и властные отно- ¦ ¦ ¦
¦ ¦шения; политическая система; субъекты¦ ¦ ¦
¦ ¦политики; политическое сознание; по- ¦ ¦ ¦
¦ ¦литическая культура; мировая политика¦ ¦ ¦
¦ ¦и международные отношения; социально-¦ ¦ ¦
¦ ¦политические процессы в России ¦ ¦ ¦
+----------+-------------------------------------+-------+-------+
¦ОГСЭ.ДВ.00¦Дисциплины по выбору студента, уста- ¦ ¦ 44 ¦
¦ ¦навливаемые образовательным учрежде- ¦ ¦ ¦
¦ ¦нием ¦ ¦ ¦
+----------+-------------------------------------+-------+-------+
¦ЕН.00 ¦Математические и общие естественнона-¦ 116 ¦ 90 ¦
¦ ¦учные дисциплины ¦ ¦ ¦
+----------+-------------------------------------+-------+-------+
¦ЕН.01 ¦Математика: ¦ ¦ 32 ¦
¦ ¦пределы, их свойства; дифференциал и ¦ ¦ ¦
¦ ¦его приложение к приближенным вычис- ¦ ¦ ¦
¦ ¦лениям; неопределенный и определенный¦ ¦ ¦
¦ ¦интегралы и их свойства; решение при-¦ ¦ ¦
¦ ¦кладных задач с помощью определенного¦ ¦ ¦
¦ ¦интеграла; элементы дискретной мате- ¦ ¦ ¦
¦ ¦матики, теории вероятностей и матема-¦ ¦ ¦
¦ ¦тической статистики ¦ ¦ ¦
+----------+-------------------------------------+-------+-------+
¦ЕН.02 ¦Информатика: ¦ ¦ 58 ¦
¦ ¦автоматизированная обработка информа-¦ ¦ ¦
¦ ¦ции: основные понятия, технология; ¦ ¦ ¦
¦ ¦общий состав и структура персональных¦ ¦ ¦
¦ ¦ЭВМ и вычислительных систем; програм-¦ ¦ ¦
¦ ¦мное обеспечение вычислительной тех- ¦ ¦ ¦
¦ ¦ники, операционные системы и оболоч- ¦ ¦ ¦
¦ ¦ки; прикладное программное обеспече- ¦ ¦ ¦
¦ ¦ние; организация размещения, хранения¦ ¦ ¦
¦ ¦и передачи информации; защита инфор- ¦ ¦ ¦
¦ ¦мации от несанкционированного досту- ¦ ¦ ¦
¦ ¦па; антивирусные средства защиты ин- ¦ ¦ ¦
¦ ¦формации; локальные и глобальные ком-¦ ¦ ¦
¦ ¦пьютерные сети, сетевые технологии ¦ ¦ ¦
¦ ¦обработки информации; ¦ ¦ ¦
¦ ¦прикладные программные средства: тек-¦ ¦ ¦
¦ ¦стовые процессоры, электронные табли-¦ ¦ ¦
¦ ¦цы, системы управления базами данных,¦ ¦ ¦
¦ ¦графические редакторы, информационно-¦ ¦ ¦
¦ ¦поисковые системы (с изучением кон- ¦ ¦ ¦
¦ ¦кретных программных средств в зависи-¦ ¦ ¦
¦ ¦мости от специальности); автоматизи- ¦ ¦ ¦
¦ ¦рованные системы: понятие, состав, ¦ ¦ ¦
¦ ¦виды ¦ ¦ ¦
+----------+-------------------------------------+-------+-------+
¦ОПД.00 ¦Общепрофессиональные дисциплины ¦ 1149 ¦ 890 ¦
+----------+-------------------------------------+-------+-------+
¦ОПД.01 ¦Основы латинского языка и медицинской¦ ¦ 40 ¦
¦ ¦терминологии: ¦ ¦ ¦
¦ ¦основы грамматики латинского языка; ¦ ¦ ¦
¦ ¦способы образования терминов; чтение ¦ ¦ ¦
¦ ¦и перевод названий органов, систем, ¦ ¦ ¦
¦ ¦тканей, болезней, лекарственных пре- ¦ ¦ ¦
¦ ¦паратов, пословиц и поговорок; выпи- ¦ ¦ ¦
¦ ¦сывание рецептов ¦ ¦ ¦
+----------+-------------------------------------+-------+-------+
¦ОПД.02 ¦Анатомия и физиология человека: ¦ ¦ 180 ¦
¦ ¦строение тела человека: понятие о ¦ ¦ ¦
¦ ¦тканях, органах, системах органов; ¦ ¦ ¦
¦ ¦строение, функции и топография орга- ¦ ¦ ¦
¦ ¦нов и систем органов; основные зако- ¦ ¦ ¦
¦ ¦номерности развития и жизнедеятельно-¦ ¦ ¦
¦ ¦сти организма на основе структурной ¦ ¦ ¦
¦ ¦организации клеток, тканей, органов; ¦ ¦ ¦
¦ ¦функциональные системы организма че- ¦ ¦ ¦
¦ ¦ловека, их регуляция и саморегуляция ¦ ¦ ¦
¦ ¦при воздействии внешней среды; зако- ¦ ¦ ¦
¦ ¦номерности функционирования отдельных¦ ¦ ¦
¦ ¦органов и систем ¦ ¦ ¦
+----------+-------------------------------------+-------+-------+
¦ОПД.03 ¦Основы патологии: ¦ ¦ 36 ¦
¦ ¦понятие о болезни; этиология, патоге-¦ ¦ ¦
¦ ¦нез, роль реактивности в патологии; ¦ ¦ ¦
¦ ¦механизмы развития типовых патологи- ¦ ¦ ¦
¦ ¦ческих процессов; закономерности и ¦ ¦ ¦
¦ ¦формы нарушений функций организма и ¦ ¦ ¦
¦ ¦систем ¦ ¦ ¦
+----------+-------------------------------------+-------+-------+
¦ОПД.04 ¦Здоровый человек и его окружение: ¦ ¦ 120 ¦
¦ ¦демографическая ситуация в мире, в ¦ ¦ ¦
¦ ¦России, в регионе; периоды жизни, ¦ ¦ ¦
¦ ¦анатомо-физиологические и психологи- ¦ ¦ ¦
¦ ¦ческие особенности человека в разные ¦ ¦ ¦
¦ ¦возрастные периоды; жизненно важные ¦ ¦ ¦
¦ ¦потребности человека; роль среднего ¦ ¦ ¦
¦ ¦медицинского работника в поддержании ¦ ¦ ¦
¦ ¦и сохранении здоровья в разные перио-¦ ¦ ¦
¦ ¦ды жизни человека; ¦ ¦ ¦
¦ ¦здоровый ребенок; периоды детского ¦ ¦ ¦
¦ ¦возраста; анатомо-физиологические и ¦ ¦ ¦
¦ ¦психологические особенности детей в ¦ ¦ ¦
¦ ¦разные возрастные периоды; новорож- ¦ ¦ ¦
¦ ¦денный ребенок и уход за ним; гигие- ¦ ¦ ¦
¦ ¦на, диететика ребенка в разные воз- ¦ ¦ ¦
¦ ¦растные периоды, особенности вскарм- ¦ ¦ ¦
¦ ¦ливания детей раннего возраста; ¦ ¦ ¦
¦ ¦здоровые женщина и мужчина зрелого ¦ ¦ ¦
¦ ¦возраста; строение и функции репро- ¦ ¦ ¦
¦ ¦дуктивной системы; гигиена; методы ¦ ¦ ¦
¦ ¦контрацепции; планирование семьи; ¦ ¦ ¦
¦ ¦семья и брак; физиология беременнос- ¦ ¦ ¦
¦ ¦ти, диагностика; питание, режим, ги- ¦ ¦ ¦
¦ ¦гиена беременной; роды, периоды ро- ¦ ¦ ¦
¦ ¦дов; климактерический период у женщи-¦ ¦ ¦
¦ ¦ны и мужчины; ¦ ¦ ¦
¦ ¦анатомо-физиологические и психологи- ¦ ¦ ¦
¦ ¦ческие особенности лиц пожилого и ¦ ¦ ¦
¦ ¦старческого возраста; психология ста-¦ ¦ ¦
¦ ¦рения; профилактика преждевременной ¦ ¦ ¦
¦ ¦старости; образ жизни пожилого чело- ¦ ¦ ¦
¦ ¦века; способы удовлетворения жизненно¦ ¦ ¦
¦ ¦важных потребностей; социальная защи-¦ ¦ ¦
¦ ¦та престарелых: питание пожилых лю- ¦ ¦ ¦
¦ ¦дей; принципы фармакотерапии лиц по- ¦ ¦ ¦
¦ ¦жилого возраста; естественная смерть ¦ ¦ ¦
+----------+-------------------------------------+-------+-------+
¦ОПД.05 ¦Медицинская генетика: ¦ ¦ 32 ¦
¦ ¦биохимические и цитологические основы¦ ¦ ¦
¦ ¦наследственности; закономерности нас-¦ ¦ ¦
¦ ¦ледования признаков; наследственность¦ ¦ ¦
¦ ¦и среда; наследственные заболевания; ¦ ¦ ¦
¦ ¦методы изучения наследственности че- ¦ ¦ ¦
¦ ¦ловека; медико-генетическое консуль- ¦ ¦ ¦
¦ ¦тирование ¦ ¦ ¦
+----------+-------------------------------------+-------+-------+
¦ОПД.06 ¦Гигиена и экология человека: ¦ ¦ 60 ¦
¦ ¦основные разделы гигиенической науки;¦ ¦ ¦
¦ ¦методы гигиенических исследований; ¦ ¦ ¦
¦ ¦гигиена воздуха; гигиена почвы; гиги-¦ ¦ ¦
¦ ¦ена воды; гигиена жилища; гигиена пи-¦ ¦ ¦
¦ ¦тания; личная гигиена, гигиена труда;¦ ¦ ¦
¦ ¦гигиена детей и подростков; гигиена ¦ ¦ ¦
¦ ¦лечебно-профилактических учреждений; ¦ ¦ ¦
¦ ¦санитарное просвещение; ¦ ¦ ¦
¦ ¦экология как наука; принципы экологи-¦ ¦ ¦
¦ ¦ческой классификации организмов; би- ¦ ¦ ¦
¦ ¦осфера; экосистемы; биоценозы; попу- ¦ ¦ ¦
¦ ¦ляции; мутационный процесс; воздух, ¦ ¦ ¦
¦ ¦вода, почва как экологические факто- ¦ ¦ ¦
¦ ¦ры, их основные физические и химичес-¦ ¦ ¦
¦ ¦кие свойства; предупреждение загряз- ¦ ¦ ¦
¦ ¦нения воздушной сферы, защита водного¦ ¦ ¦
¦ ¦океана и почвы; здоровый образ жизни ¦ ¦ ¦
¦ ¦как экологический фактор здоровья че-¦ ¦ ¦
¦ ¦ловека ¦ ¦ ¦
+----------+-------------------------------------+-------+-------+
¦ОПД.07 ¦Основы микробиологии, вирусологии, ¦ ¦ 72 ¦
¦ ¦иммунологии: ¦ ¦ ¦
¦ ¦классификация, морфология и физиоло- ¦ ¦ ¦
¦ ¦гия микроорганизмов и их идентифика- ¦ ¦ ¦
¦ ¦ция; роль и свойства микроорганизмов,¦ ¦ ¦
¦ ¦распространение и влияние на здоровье¦ ¦ ¦
¦ ¦человека; инфекция и иммунитет; мето-¦ ¦ ¦
¦ ¦ды исследования в микробиологии, ме- ¦ ¦ ¦
¦ ¦дицинские иммунологические препараты;¦ ¦ ¦
¦ ¦клиническая микробиология ¦ ¦ ¦
+----------+-------------------------------------+-------+-------+
¦ОПД.08 ¦Фармакология: ¦ ¦ 80 ¦
¦ ¦общая рецептура; общая фармакология; ¦ ¦ ¦
¦ ¦противомикробные средства; нейротроп-¦ ¦ ¦
¦ ¦ные средства; средства, влияющие на ¦ ¦ ¦
¦ ¦сердечно-сосудистую систему, на функ-¦ ¦ ¦
¦ ¦ции органов дыхания и пищеварения; ¦ ¦ ¦
¦ ¦средства, влияющие на тонус и сокра- ¦ ¦ ¦
¦ ¦тительную активность; миометрия; ¦ ¦ ¦
¦ ¦средства, влияющие на систему крови; ¦ ¦ ¦
¦ ¦плазмозамещающие и дезинтоксикацион- ¦ ¦ ¦
¦ ¦ные растворы; препараты гормонов, ¦ ¦ ¦
¦ ¦ферментов и витаминные препараты; ос-¦ ¦ ¦
¦ ¦новные принципы лечения острых отрав-¦ ¦ ¦
¦ ¦лений лекарственными веществами ¦ ¦ ¦
+----------+-------------------------------------+-------+-------+
¦ОПД.09 ¦Правовое обеспечение профессиональной¦ ¦ 34 ¦
¦ ¦деятельности: ¦ ¦ ¦
¦ ¦понятие правового регулирования в ¦ ¦ ¦
¦ ¦сфере профессиональной деятельности; ¦ ¦ ¦
¦ ¦правовое положение субъектов предпри-¦ ¦ ¦
¦ ¦нимательской деятельности, организа- ¦ ¦ ¦
¦ ¦ционно-правовые формы юридических ¦ ¦ ¦
¦ ¦лиц, трудовое право, трудовой дого- ¦ ¦ ¦
¦ ¦вор, порядок его заключения и основа-¦ ¦ ¦
¦ ¦ния прекращения; оплата труда; роль ¦ ¦ ¦
¦ ¦государственного регулирования в обе-¦ ¦ ¦
¦ ¦спечении занятости населения, дисцип-¦ ¦ ¦
¦ ¦линарная и материальная ответствен- ¦ ¦ ¦
¦ ¦ность работника; административные ¦ ¦ ¦
¦ ¦правонарушения и административная от-¦ ¦ ¦
¦ ¦ветственность, право граждан на соци-¦ ¦ ¦
¦ ¦альную защиту, защита нарушенных прав¦ ¦ ¦
¦ ¦и судебный порядок разрешения споров ¦ ¦ ¦
+----------+-------------------------------------+-------+-------+
¦ОПД.10 ¦Экономика здравоохранения и управле- ¦ ¦ 32 ¦
¦ ¦ние: ¦ ¦ ¦
¦ ¦экономика здравоохранения в системе ¦ ¦ ¦
¦ ¦экономических наук; развитие рыночных¦ ¦ ¦
¦ ¦отношений в здравоохранении; услуги ¦ ¦ ¦
¦ ¦здравоохранения и их специфика; ¦ ¦ ¦
¦ ¦структура и механизм действия рынка ¦ ¦ ¦
¦ ¦услуг в здравоохранении; цены, цено- ¦ ¦ ¦
¦ ¦образование на медицинские услуги, ¦ ¦ ¦
¦ ¦стоимость услуг, страховые тарифы, ¦ ¦ ¦
¦ ¦страховые взносы; медицинское учреж- ¦ ¦ ¦
¦ ¦дение как услугопроизводящее предпри-¦ ¦ ¦
¦ ¦ятие; ¦ ¦ ¦
¦ ¦цели и задачи управления учреждением ¦ ¦ ¦
¦ ¦здравоохранения, функции менеджмента;¦ ¦ ¦
¦ ¦внутренняя и внешняя среда учреждения¦ ¦ ¦
¦ ¦здравоохранения; стратегический ме- ¦ ¦ ¦
¦ ¦неджмент; система мотивации труда; ¦ ¦ ¦
¦ ¦управление рисками; управление кон- ¦ ¦ ¦
¦ ¦фликтами; психология менеджмента; ¦ ¦ ¦
¦ ¦этика делового общения; информацион- ¦ ¦ ¦
¦ ¦ные технологии в сфере управления ¦ ¦ ¦
¦ ¦здравоохранением ¦ ¦ ¦
+----------+-------------------------------------+-------+-------+
¦ОПД.11 ¦Психология: ¦ ¦ 124 ¦
¦ ¦общая психология: ¦ ¦ ¦
¦ ¦предмет психологии; психология в ¦ ¦ ¦
¦ ¦обеспечении медицинской и управленче-¦ ¦ ¦
¦ ¦ской деятельности; методологические ¦ ¦ ¦
¦ ¦принципы современной психологии; по- ¦ ¦ ¦
¦ ¦веденческий подход в психологии; сос-¦ ¦ ¦
¦ ¦тавляющие развития человека; основные¦ ¦ ¦
¦ ¦особенности онтогенеза психологии че-¦ ¦ ¦
¦ ¦ловека; психология и возраст; знание ¦ ¦ ¦
¦ ¦о себе и самосознание личности; ¦ ¦ ¦
¦ ¦структура личности; развитие личнос- ¦ ¦ ¦
¦ ¦ти; мировоззрение, убеждения, мотивы ¦ ¦ ¦
¦ ¦поведения личности; волевая регуляция¦ ¦ ¦
¦ ¦поведения; эмоциональное обеспечение ¦ ¦ ¦
¦ ¦поведения; классификация эмоциональ- ¦ ¦ ¦
¦ ¦ных состояний человека; эмоциональные¦ ¦ ¦
¦ ¦особенности и свойства личности; лич-¦ ¦ ¦
¦ ¦ность и общение; уровни общения; об- ¦ ¦ ¦
¦ ¦щение в диаде и внутригрупповое обще-¦ ¦ ¦
¦ ¦ние; ¦ ¦ ¦
¦ ¦социальная психология: ¦ ¦ ¦
¦ ¦предмет социальной психологии; проб- ¦ ¦ ¦
¦ ¦лема социализации личности в социаль-¦ ¦ ¦
¦ ¦ной психологии; межличностные отноше-¦ ¦ ¦
¦ ¦ния; агрессия и помощь; психология ¦ ¦ ¦
¦ ¦общения; содержание, цели и средства ¦ ¦ ¦
¦ ¦общения; деловое общение; общение в ¦ ¦ ¦
¦ ¦диаде; внутригрупповое общение; пси- ¦ ¦ ¦
¦ ¦хология выступления; переговоры, дис-¦ ¦ ¦
¦ ¦куссии, споры; группы как социально- ¦ ¦ ¦
¦ ¦психологический феномен; виды групп; ¦ ¦ ¦
¦ ¦групповая динамика и лидерство в ¦ ¦ ¦
¦ ¦группе; эффективность групповой дея- ¦ ¦ ¦
¦ ¦тельности; природа конфликтов и пути ¦ ¦ ¦
¦ ¦их разрешения; человек и труд; психо-¦ ¦ ¦
¦ ¦логия профессий; психология развития ¦ ¦ ¦
¦ ¦профессионала; психология жизненного ¦ ¦ ¦
¦ ¦пути; ¦ ¦ ¦
¦ ¦медицинская психология: ¦ ¦ ¦
¦

ПРИКАЗ ФФОМС от 28.12.2000 n 106 (ред. от 21.01.2002) О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПРИКАЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО ФОНДА ОМС ОТ 22.12.98 n 102  »
Постановления и Указы »
Читайте также