ИНСТРУКЦИЯ ПО РАССЛЕДОВАНИЮ И УЧЕТУ ПОЖАРОВ НА ОБЪЕКТАХ ЭНЕРГЕТИКИ. РД 153-34.0-20.802-2002 (утв. РАО ЕЭС России 19.01.2002)


Утверждена
РАО "ЕЭС России"
19 января 2002 года
Срок введения в действие
с 1 января 2002 года
ИНСТРУКЦИЯ
ПО РАССЛЕДОВАНИЮ И УЧЕТУ ПОЖАРОВ НА ОБЪЕКТАХ ЭНЕРГЕТИКИ
РД 153-34.0-20.802-2002
Разработана Департаментом генеральной инспекции по эксплуатации электрических станций и сетей с учетом предложений ГУГПС МВД РФ, РП "Энерготехнадзор" и АО-энерго.
Утверждена членом Правления РАО "ЕЭС России" В.К. Паули 19.01.02.
Инструкция составлена на основании положений Федерального закона "О пожарной безопасности" в части расследования причин и обстоятельств происшедших пожаров, организации обязательного учета и государственной отчетности по пожарам, а также разработки необходимых мер по обеспечению пожарной безопасности. Учтены отдельные положения утвержденной Министерством внутренних дел РФ "Инструкции о порядке статистического учета пожаров и последствий от них в Российской Федерации".
Требования настоящей Инструкции обязательны для акционерных обществ энергетики и электрификации, их филиалов, дочерних и других зависимых структурных подразделений электроэнергетической отрасли.
С вводом в действие настоящей Инструкции утрачивает силу "Инструкция по расследованию пожаров, происшедших на объектах энергетики" (РД 153-34.0-20.802-99).
1. Общие положения
1.1. Основными задачами расследования пожаров на энергетических предприятиях являются:
1.1.1. Установление причин и обстоятельств возникновения и развития пожара.
1.1.2. Определение допущенных в период эксплуатации энергетического предприятия отступлений от требований норм проектирования, строительства, правил технической эксплуатации технологического оборудования и пожарной безопасности, которые способствовали возникновению и развитию пожара.
1.1.3. Разработка организационно-технических мероприятий по предупреждению аналогичных пожаров.
1.1.4. Оценка эффективности работы установок пожаротушения и пожарной сигнализации, подготовка предложений по их совершенствованию.
1.1.5. Анализ совместных действий персонала предприятия (организации) и объектовой пожарной охраны по тушению пожара для необходимых уточнений и корректировок оперативного плана пожаротушения.
1.1.6. Подготовка предложений и дополнительных требований пожарной безопасности для внесения их в нормативно-технические документы, а также для разработки более эффективных средств пожарной защиты энергетических объектов.
1.2. Расследованию и государственному статистическому учету подлежат все случаи пожаров, независимо от причин их возникновения и ущерба, за исключением:
1.2.1. Локальных очагов самовозгорания хранящегося запаса угля, сланца или торфа в штабелях склада твердого топлива при условии, что они не привели к возникновению и распространению горения по данному штабелю или пожару на объектах склада топлива, а также других сооружений энергетического предприятия.
1.2.2. Вспышек (хлопков) в системе пылеприготовления твердого топлива при условии, что они не привели к разрушению системы пылеприготовления и пожару на другом оборудовании.
1.2.3. Местного загорания топлива в котле при его растопке при условии, что это не привело к разрушению обмуровки и конструкции котла, а также к повреждению другого технологического оборудования или сооружений.
1.2.4. Контролируемого применения огня в специально отведенных местах для сжигания мусора, уничтожения выбракованных материалов, тары, списанных с баланса и подлежащих сносу строений и т.п.
1.2.5. Пожара под линиями электропередачи (лесных массивов, строений, нефтепроводов и газопроводов), происшедших по вине сторонних организаций или физических лиц, если это не привело к отключению и повреждению оборудования.
1.2.6. Коротких замыканий в электроустановках электростанций, тепловых и электрических сетях без последующего их горения.
1.2.7. Горения сухой травы или тополиного пуха, если они не привели к отключению или изменению схемы состава оборудования, его повреждению, а также возникновению пожара в зданиях и сооружениях энергетического предприятия.
1.3. При составлении материалов расследования необходимо использовать терминологию согласно Приложению 1.
1.4. Состав ведомственной комиссии по расследованию пожара на энергетическом предприятии устанавливается в зависимости от характера и тяжести происшедшего пожара и назначается приказом акционерного общества энергетики и электрификации или вышестоящей организации электроэнергетической отрасли.
1.5. В состав комиссии должны входить представители регионального предприятия "Энерготехнадзор", генеральной проектной организации, а в необходимых случаях (по согласованию) представители заводов - изготовителей технологического оборудования и пожарной охраны. Объектовая пожарная охрана (при наличии) участвует в работе комиссии в обязательном порядке.
Для уточнения и определения причин пожаров (короткое замыкание, поджог, неисправность оборудования, приборов и др.) к работе в комиссии по расследованию пожара могут привлекаться эксперты научно-исследовательских организаций.
1.6. Пожары, происшедшие по причине воздействия других организаций (проектных, монтажных, строительных, ремонтных, заводов-изготовителей и т.п.), должны расследоваться с приглашением представителей этих организаций, а копии актов расследования направляться в их адрес. При невозможности соблюдения этого требования в акте расследования должна быть сделана соответствующая запись и приложены заверенные копии приглашений.
1.7. Пожары, происшедшие в зданиях, помещениях, сооружениях и на территории энергетических предприятий, арендуемых сторонними организациями, расследуются комиссиями энергетических предприятий с привлечением представителей арендаторов.
1.8. В соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом РФ и Федеральным законом "О пожарной безопасности" материалы ведомственного расследования пожара при поступлении запроса должны представляться в органы дознания, на которые по законодательству возложены обязанности по обнаружению преступлений и определению лиц, их совершивших, а также принятию мер, необходимых для предупреждения и пресечения преступления.
1.9. Администрация предприятия (организации), на котором расследуется пожар, обязана:
1.9.1. Предоставить документацию и другие материалы по требованию комиссии.
1.9.2. Выделить транспорт, средства связи, оргтехнику, помещение для работы комиссии по расследованию пожара.
1.9.3. Обеспечить фотографирование места пожара, предоставление и размножение технической документации и итоговых документов по результатам расследования.
1.10. Руководители филиалов, дочерних и зависимых акционерных обществ и других организаций РАО "ЕЭС России" в соответствии с Федеральным законом "О пожарной безопасности" несут персональную ответственность за:
- сообщение о происшедших пожарах;
- своевременное расследование и учет;
- возмещение ущерба и наказание виновных лиц в соответствии с действующим законодательством;
- устранение недостатков, выявленных при расследовании пожара;
- выполнение мероприятий по предупреждению пожаров.
2. Основные положения расследования пожара
2.1. Пожар, явившийся причиной или следствием технологического нарушения в работе оборудования, расследуется в соответствии с "Инструкцией по расследованию и учету технологических нарушений в работе энергосистем, электростанций, котельных, электрических и тепловых сетей". В этом случае отдельный акт расследования пожара не оформляется, однако основные положения обстоятельств его возникновения и тушения должны в полном объеме вноситься в акт расследования технологического нарушения.
В случаях, когда пожар не вызван технологическим нарушением работы оборудования, а также если акт технологического нарушения на бумажном носителе не составляется, обстоятельства расследования возникновения и тушения пожара должны оформляться актом по форме Приложения 2.
2.2. Администрация объекта до начала работы комиссии по расследованию пожара обязана принять следующие меры:
Нумерация пунктов дана в соответствии с официальным текстом документа. 2.3.1. После ликвидации пожара обеспечить сбор объяснительных записок от очевидцев и участников тушения пожара, диаграммы регистрирующих приборов, записей оперативных переговоров и имеющихся вещественных доказательств, относящихся к причинам пожара, которые по описи должны передаваться в комиссию по расследованию.
2.3.2. Сохранить обстановку на месте пожара такой, какой она была сразу после его ликвидации. В случае невозможности ее сохранения зафиксировать обстановку с помощью видеоаппаратуры, составления схем, эскизов и других средств.
2.3.3. Прекратить в зоне пожара все работы, кроме работ, связанных со спасением и обеспечением безопасности людей или защиты материальных ценностей, а также работ по пуску оборудования, если это вызвано режимом работы объекта.
2.3.4. Запретить вскрытие и разборку технологического оборудования, которое явилось источником возникновения пожара, до прибытия комиссии или специалистов (экспертов), привлеченных к расследованию.
2.4. Члены комиссии имеют право в процессе расследования проводить дополнительный опрос (брать письменное объяснение) персонала, руководителей предприятий (организаций) и их структурных подразделений, а также знакомиться с записью переговоров персонала, оперативной, распорядительной и технологической документацией и другими материалами, имеющими отношение к пожару и противопожарному состоянию объекта.
2.5. Расследование пожара должно быть начато немедленно и закончено в десятидневный срок.
В особых случаях, по представлению председателя комиссии, срок расследования может быть продлен организацией, назначившей комиссию по расследованию. В акте расследования об этом делается соответствующая запись.
2.6. Работа комиссии должна проводиться в соответствии с регламентом, устанавливаемым ее председателем.
2.7. При расследовании пожара устанавливаются обстоятельства, связанные с его возникновением и развитием, процессом организации тушения, а также последствия пожара, которые должны отражаться в описательном блоке акта (Приложение 2), а именно:
2.7.1. Принятые персоналом объекта и пожарными подразделениями меры по тушению пожара. Недостатки и положительные стороны в тушении пожара.
2.7.2. Состояние технологического оборудования и строительных конструкций, способствовавшее возникновению, развитию или ограничению (локализации) пожара.
2.7.3. Состояние электротехнического оборудования (в том числе кабелей и проводов) или приборов, которое явилось причиной возникновения пожара или его развития.
2.7.4. Эффективность работы средств противопожарной защиты: противопожарного водопровода, установок автоматического пожаротушения, пожарной сигнализации, устройств охлаждения ферм машинного зала, огнезащитных покрытий кабелей, первичных средств пожаротушения и т.п. Недостатки и положительные стороны в работе средств противопожарной защиты.
2.7.5. Противопожарные мероприятия, изложенные в предписаниях органов пожарной охраны и РП "Энерготехнадзор", на основании требований норм и правил пожарной безопасности, полное или частичное невыполнение которых привело к возникновению пожара, его развитию и (или) вызвало недостатки в процессе тушения.
2.7.6. Заключения соответствующих организаций или специалистов, которые подтверждают причины пожара и его развития (в необходимых случаях).
2.7.7. Указываются последствия пожара, которые должны учитывать уничтоженное или поврежденное в ходе тушения пожара оборудование, здания и сооружения.
2.7.7.1. Материальный ущерб, который состоит из прямого и косвенного ущерба, определяется на основании документов бухгалтерской отчетности, сведений страховых компаний, документов собственников личного имущества.
2.7.7.2. Сведения о погибших и пострадавших в процессе тушения пожара от воздействия опасных факторов пожара (ожоги, отравления, телесные повреждения от обрушения строительных конструкций, оборудования, падения при пожаре, воздействие машин и механизмов и другое).
2.8. В акт расследования обязательно включаются мероприятия, рекомендуемые комиссией, направленные на предотвращение и развитие аналогичных пожаров.
2.9. Все несчастные случаи с персоналом во время пожара (травмы, ожоги, смертельный исход, воздействие опасных факторов пожара) должны расследоваться в соответствии с действующим "Положением о расследовании и учете несчастных случаев на производстве".
2.10. К акту расследования должны быть приложены все необходимые документы, подтверждающие выводы комиссии (диаграммы регистрирующих приборов, стенограммы оперативных переговоров, выписки из оперативных журналов, объяснительные записки, схемы, чертежи, фотографии, результаты испытаний, приказы о наказании виновных лиц и т.п.).
2.11. Акт расследования должен быть подписан всеми членами комиссии, а при несогласии с отдельными его положениями одного или ряда членов комиссии допускается подписание акта "с особым мнением", которое прилагается к акту.
2.12. По завершении расследования пожара руководством предприятия в обязательном порядке издается распорядительный документ с изложением в нем результатов расследования и организационно-технических мероприятий, направленных на обеспечение пожарной безопасности предприятия и наказание лиц, не принявших мер по недопущению его возникновения и развития, а также по частичному возмещению причиненного ущерба на основании действующего законодательства.
2.13. По окончании расследования по одному экземпляру акта расследования пожара немедленно направляется в РП "Энерготехнадзор", Департамент генеральной инспекции по эксплуатации электрических станций и сетей РАО "ЕЭС России" и вышестоящую организацию по подчиненности.
2.14. По материалам расследования пожара вышестоящая организация может издавать распорядительный документ для принятия мер по предотвращению возникновения аналогичных пожаров и совершенствования пожарной безопасности на других подведомственных предприятиях отрасли.
3. Классификация пожаров по причинам их возникновения
3.1. При расследовании должны быть квалифицированы причины возникновения и развития пожара, а именно:
3.1.1. Неисправность технологического оборудования.
3.1.2. Конструктивные недостатки оборудования или прибора.
3.1.3. Нарушение правил эксплуатации оборудования или приборов.
3.1.4. Нарушение правил пожарной безопасности.
3.1.5. Короткое замыкание в электроустановке.
3.1.6. Нарушение правил проведения огнеопасных работ.
3.1.7. Самовозгорание веществ и материалов.
3.1.8. Поджог.
3.1.9. Взрыв.
3.1.10. Воздействие стихийных явлений.
3.1.11. Неустановленные

<ТЕЛЕТАЙПОГРАММА> ГТК РФ от 19.01.2002 n ТФ-1811 <ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ТАМОЖЕННОГО ОФОРМЛЕНИЯ ТОВАРОВ, ВВОЗИМЫХ ПОД МАРКОЙ РАТЭК>  »
Постановления и Указы »
Читайте также