ПОСТАНОВЛЕНИЕ Госгортехнадзора РФ от 13.08.1998 n 48 (с изм. от 18.01.2002) ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ БЕЗОПАСНОСТИ ДЛЯ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ ЦЕХОВ ГОРНОРУДНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ (ПБ 06-227-98)


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОРНЫЙ И ПРОМЫШЛЕННЫЙ НАДЗОР РОССИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 августа 1998 г. N 48
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ БЕЗОПАСНОСТИ
ДЛЯ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ ЦЕХОВ ГОРНОРУДНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
(с изм., внесенными письмом Госгортехнадзора РФ
от 18.01.2002 N 04-35/42)
Госгортехнадзор России постановляет:
1. Утвердить Правила безопасности для вспомогательных цехов горнорудных предприятий.
Первый заместитель Начальника
Госгортехнадзора России
Е.А.МАЛОВ



Утверждены
Постановлением
Госгортехнадзора России
от 13.08.98 N 48
------------------------------------------------------------------
Письмом Госгортехнадзора РФ от 18.01.2002 N 04-35/42 действие Правил распространено на предприятия по добыче угля открытым и подземным способом. ПРАВИЛА
БЕЗОПАСНОСТИ ДЛЯ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ ЦЕХОВ
ГОРНОРУДНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
ПБ 06-227-98
(с изм., внесенными письмом Госгортехнадзора РФ
от 18.01.2002 N 04-35/42)
Правила безопасности для вспомогательных цехов горнодобывающих предприятий - первое издание, разработанное Госгортехнадзором России (1998 г.) на основе Положения о Федеральном горном и промышленном надзоре России, утвержденного Указом Президента РФ от 18.02.93 N 234 в соответствии со среднесрочной программой разработки (пересмотра) нормативных документов Госгортехнадзора России на период 1997 - 2000 гг.
Изложены требования безопасного производства работ и эксплуатации машин и оборудования во вспомогательных цехах горнорудных предприятий.
Настоящие Правила рассмотрены региональными органами Госгортехнадзора России, рядом ведущих горнорудных предприятий России, Министерством труда и социального развития Российской Федерации. Замечания и предложения по Правилам включены в окончательную редакцию.
Редакционная коллегия: Ильин А.М. (председатель), Антипов В.Н., Билюкин А.Б., Сабуров В.С., Скорняков Ю.Г., Чумаченко Г.А.
1. Общие требования
1.1. Настоящие Правила безопасности распространяются на проектируемые, строящиеся, реконструируемые и действующие вспомогательные цеха горнорудных предприятий, независимо от их ведомственной подчиненности и форм собственности.
1.2. К вспомогательным цехам (производствам) на горнорудных предприятиях относятся ремонтно - эксплуатационные базы автомобильного и железнодорожного транспорта, механические, электротермические и деревообрабатывающие мастерские, гаражи машин общего пользования, склады различного назначения, объекты энергообеспечения, водоснабжения и канализации, административно - бытовые и др. сооружения, обеспечивающие функционирование основного производства.
1.3. Запрещается ввод в эксплуатацию цехов и объектов, на которых не обеспечиваются безопасные условия труда, а также без устройств, предотвращающих загрязнение атмосферного воздуха, средств водоочистки и обезвреживания вредных отходов.
1.4. Не допускается ввод в эксплуатацию новых и реконструируемых объектов без согласования с органами, осуществляющими государственный санитарный и технический надзор за их безопасной эксплуатацией.
1.5. Каждое предприятие, осуществляющее опасные виды деятельности, должно иметь лицензию (разрешение), выданную федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным в области промышленной безопасности (Госгортехнадзором России и др.) на выполнение наладочных, ремонтных работ горно - шахтного и электротехнического оборудования, систем контроля и сигнализации, подъемных сооружений, котлов, сосудов и трубопроводов, работающих под давлением, во вспомогательных цехах согласно положению [78].
1.6. Работники горнорудных предприятий должны проходить предварительный (при поступлении на работу), а затем периодический медицинский осмотр согласно Приказу Минздрава России от 14 марта 1996 г. N 90.
1.7. Все рабочие и специалисты при поступлении на работу должны пройти вводный инструктаж по безопасности труда в соответствии с требованиями п. 1.7 ГОСТ 12.0.004-90 [33].
Все вновь принятые, а также переведенные на другую работу работники предприятия перед допуском к работе должны пройти первичный инструктаж на рабочем месте в соответствии с требованиями п. 7.2 ГОСТ 12.0.004-90 [33]. Результаты инструктажа заносятся в специальную карточку или журнал.
Все рабочие предприятий, кроме ранее работавших и имеющих соответствующую профессию, должны быть обучены по профессии в учебных подразделениях предприятия или в индивидуальном порядке путем закрепления за опытными рабочими в сроки и в объемах, предусмотренных соответствующими программами обучения.
В период обучения они могут выполнять отдельные операции под наблюдением опытного рабочего. К самостоятельной работе по профессии рабочие могут быть допущены только после окончания обучения и сдачи экзаменов в квалификационной комиссии.
1.8. С рабочими производственных цехов, отделений, участков, связанных с повышенной опасностью работ, должен проводиться повторный инструктаж один раз в три месяца, с остальными рабочими - раз в шесть месяцев.
Повторный инструктаж, программу которого утверждает руководитель (зам. руководителя) цеха (производства), проводится в объеме первичного инструктажа на рабочем месте.
Внеплановый инструктаж проводится в случаях:
- после аварии;
- ввода в действие новых инструкций, технологий и оборудования;
- нарушения рабочим правил безопасности, а также по требованию органов государственного надзора или вышестоящих хозяйственных органов;
- при перерывах в работе - на 30 календарных дней для работ, к которым предъявляются дополнительные (повышенные) требования безопасности труда; на 60 календарных дней - для остальных работ.
1.9. Руководящие работники и специалисты периодически должны проходить проверку знаний правил норм и инструкций, а также других нормативных документов, знание которых обязательно для специалиста в соответствии с занимаемой должностью.
Периоды проверки знаний должны проводиться один раз в три года согласно утвержденному Госгортехнадзором России от 19.05.93 N 11 Положению о порядке проверки знаний правил, норм и инструкций по безопасности у руководителей, работников и специалистов предприятий, организаций и объектов, подконтрольных Госгортехнадзору России, а также Типовому положению о порядке обучения и проверки знаний по охране труда руководителей и специалистов предприятий, учреждений и организаций, утвержденных Постановлением Минтруда России 12.10.94 N 65 и ГОСТ 12.0.004-90 [33].
1.10. В действующих производствах должны быть следующие инструкции, утвержденные техническим руководителем предприятия:
- по технической и пожарной безопасности, промышленной санитарии каждого производственного подразделения;
- должностные для ИТР;
- по охране труда для рабочих каждой профессии или вида работ;
- эксплуатационные и технологические инструкции на оборудование и устройства.
1.11. Инструкции по охране труда и технологические должны пересматриваться не реже одного раза в пять лет, а для взрывопожароопасных производств - не реже одного раза в три года, а также при изменении правил и технологии работ.
1.12. На каждом предприятии должен быть утвержден Перечень профессий и работ повышенной опасности, персонал, выполняющий такие работы, должен проходить обучение и проверку знаний по безопасности труда. Обучение осуществляется по программам, утвержденным руководителем предприятия и согласованным со службой охраны труда.
После обучения должна проводиться проверка знаний рабочих по безопасности труда комиссией, состав которой утверждается руководителем предприятия. Результаты проверки оформляются протоколом (приложение 1 к ГОСТ 12.0.004-90 [33]). Проверка знаний рабочих по безопасности труда должна проводиться один раз в год.
1.13. На предприятии должен быть утвержден Перечень работ особой опасности, на выполнение которых должен выдаваться наряд - допуск.
В наряде - допуске должны быть указаны необходимые меры, обеспечивающие безопасное проведение работ в конкретных условиях.
1.14. Работы повышенной опасности, а также работы в емкостях, аппаратах, боровах, газоходах должны выполняться бригадой не менее трех человек под руководством мастера. Работы должны производиться по наряду - допуску, содержащему необходимые меры, обеспечивающие безопасное проведение работ в конкретных условиях. Указанные требования распространяются и на работы, выполняемые сторонними специализированными организациями по монтажу и наладке оборудования.
На выполнение таких работ должна быть разработана Инструкция, утвержденная техническим руководителем предприятия.
1.15. Администрация предприятий обязана обеспечить рабочих и служащих спецодеждой, спецобувью и средствами индивидуальной защиты в соответствии с ГОСТ 12.4.011-89 [2] и отраслевыми нормами бесплатной выдачи спецодежды.
1.16. Все работники вспомогательных цехов предприятия обязаны соблюдать нормы, правила и инструкции по охране труда.
Допуск к работе и пребывание на территории предприятия и в цехах лиц, находящихся в нетрезвом состоянии, запрещается.
1.17. Расследование и учет несчастных случаев в цехах должны выполняться в соответствии с Положением.., утвержденным Правительством Российской Федерации от 3 июля 1995 г. N 558.
2. Территория предприятий, производственные здания
и сооружения
2.1. Территория предприятий
2.1.1. Промплощадка предприятия должна располагаться в пределах земельного отвода, оформляться актом и соответствовать действующим законодательным актам по охране природы, строительным нормам и правилам и Санитарным нормам проектирования промышленных предприятий. Генеральные планы промышленных предприятий должны соответствовать требованиям СНиП 11-89-80 [45].
2.1.2. Планировка и размещение зданий наряду с соблюдением плотности застройки и блокировкой (совмещением) должны отвечать санитарно - гигиеническим и противопожарным требованиям, рациональной увязке вспомогательных и основных цехов с учетом прокладки транспортных путей и коммуникаций. Территория и производственные площадки для автотранспорта должны соответствовать требованиям Правил по охране труда на автомобильном транспорте ПОТ РО-210-01-95 [63].
2.1.3. Застройка территории предприятий должна осуществляться по утвержденному проекту. Строительная документация, в том числе акты на выполненные скрытые работы должны сохраняться на период эксплуатации сооружений.
2.1.4. Вспомогательные сооружения потенциально пожаровзрывоопасные (склады ядовитых веществ, горюче - смазочных материалов, лесоматериалов) необходимо располагать на безопасном расстоянии от воздухоподающих стволов шахт с подветренной стороны (по годовой розе ветров).
2.1.5. Помещения для обслуживания работающих следует размещать исходя из приближения их к рабочим местам (пункт 7.4).
2.1.6. Категории помещений и зданий по взрыво - пожарной опасности должны приниматься по СНиП 2.09.08.85 [43] Производственные здания, СНиП 2.01.02.85 [44] Противопожарные нормы и Правилам пожарной безопасности в Российской Федерации (ППб-01.93) [59].
2.1.7. Расстояния между зданиями в зависимости от степени огнестойкости и категории производства следует принимать согласно СНиП 11-89-80 Генеральные планы промышленных предприятий [45].
2.1.8. К зданиям шириной более 18 м должны устраиваться проезды с двух продольных сторон, при ширине зданий более 100 м - со всех сторон.
Расстояние от края проезжей части до стен сооружений не должно превышать 25 м.
2.1.9. Дороги, проезды, подъезды и проходы к зданиям и сооружениям, подступы к пожарным лестницам и гидрантам должны быть свободными, зимой очищаться от снега и льда.
2.1.10. При производстве земляных работ на площадках котлованы, ямы, траншеи, канавы должны быть ограждены щитами высотой не менее 1 м. На ограждениях необходимо устанавливать предупредительные знаки и надписи, видимые в дневное и ночное время. В местах перехода через траншеи, ямы, канавы должны быть установлены переходные мостики шириной не менее 1 м, огражденные с обеих сторон перилами высотой не менее 1 м со сплошной обшивкой по низу перил на высоту 0,15 м.
2.1.11. При расчистке территории от леса и заготовке древесины должны соблюдаться требования ГОСТ 12.3.015-78 [28].
2.1.12. Размещение трубопроводов с легковоспламеняющимися и горючими жидкостями и газами под зданиями и сооружениями не допускается. В каналах и тоннелях при наличии вентиляции и освещения допускается размещение газопроводов горючих газов (природных, попутных нефтяных, искусственных смешанных и сжиженных углеводородных) с давлением газа до 0,6 МПа совместно с другими трубопроводами и кабелями связи.
2.1.13. Допускается совместное размещение в общих каналах и тоннелях трубопроводов легковоспламеняющихся и горючих жидкостей с напорными сетями водопроводов (кроме противопожарного) и напорной канализации. Каналы и тоннели, предназначенные для размещения трубопроводов с пожароопасными, взрывоопасными жидкостями, должны иметь выходы на поверхность не реже чем через 60 м и в его концах.
2.1.14. При надземном размещении трубопроводов и кабелей следует располагать на опорах, эстакадах, в галереях или на стенах зданий и сооружений. При этом не допускается надземное размещение:
- транзитных внутриплощадочных трубопроводов с легковоспламеняющимися и горючими жидкостями и газами по эстакадам, отдельно стоящим колоннам и опорам из сгораемых материалов, а также по стенам и кровлям зданий, за исключением зданий I, II и III степеней огнестойкости категорий В, Г и Д;
- трубопроводов с легковоспламеняющимися и горючими жидкостями и газами по сгораемым покрытиям и стенам, а также по покрытиям и стенам зданий, в которых размещаются взрывоопасные материалы;
- газопроводов горючих газов: по территории складов легковоспламеняющихся и горючих жидкостей и материалов; кабельных линий по кровлям зданий и сооружений; транзитных кабельных линий по кровлям, сгораемым стенам зданий и сооружений, по стенам и кровлям зданий и сооружений, в которых размещены взрывоопасные и пожароопасные материалы.
2.1.15. Надземные трубопроводы для легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, прокладываемые на отдельных опорах, эстакадах и т.п., следует размещать на расстоянии не менее 3 м от стен зданий с проемами; от стен зданий без проемов это расстояние может быть уменьшено до 0,5 м. На низких опорах следует размещать напорные трубопроводы с жидкостями и газами, а также кабели силовые и связи, располагаемые в специально отведенных для этих целей технических полосах площадок предприятий.
2.1.16. Расстояние от уровня земли до нижней отметки труб или поверхности их изоляции, прокладываемых на высоких опорах, принимается, в непроезжей части площадки (территории), в местах прохода людей - 2,2 м; в местах пересечения с автодорогами (от верха покрытия проезжей части) 5 м; в местах пересечения с железнодорожными путями 7,1 м (от головки рельса).
2.2. Производственные здания и сооружения
2.2.1. Производственные здания и помещения, их объемно - планировочные и конструктивные решения должны соответствовать требованиям действующих стандартов, строительных норм и правил, Норм технологического проектирования, противопожарных норм и Санитарных норм проектирования промышленных предприятий.
2.2.2. Объем производственных помещений на одного работающего должен составлять не менее 15 куб. м, площадь помещений - не менее 4,5 кв. м.
Высота производственного помещения от пола до потолка должна быть не менее 3,2 м, помещений энергетического и транспортно - складского хозяйства - не менее 3 м, при этом высота помещений от пола до нижней отметки выступающих конструктивных элементов перекрытия должна быть не менее 2,2 м.
2.2.3. Проемы для въезда в здание транспортных средств должны быть снабжены воротами. При использовании большегрузных транспортных средств и широких проемов открывание и закрывание ворот должно быть механизировано. Подъемные ворота должны быть оборудованы фиксаторами, исключающими их падение. Створчатые ворота должны открываться наружу и иметь фиксаторы против произвольного закрывания.
В районах со среднемесячной температурой в самый холодный месяц года -15 град. C и ниже ворота должны быть оборудованы тепловой завесой.
2.2.4. Ширина ворот для въезда в здание железнодорожного транспорта нормальной колеи должна обеспечивать проход для людей не менее 0,8 м с каждой стороны.
2.2.5. Головки рельсов внутрицеховых железнодорожных путей должны быть на одном уровне с поверхностью пола помещения.
2.2.6. Схемы движения транспортных средств и пешеходов по площадкам цехов должны быть увязаны между собой и вывешены перед входом и въездом на площадку цеха. Скорость движения в помещении не должна превышать 5 км/час.
2.2.7. Ширина ворот для въезда в здание автомобильного транспорта должна превышать наибольшую ширину применяемых автомобилей не менее чем на 1 м, а высота ворот должна превышать наибольшую высоту применяемых автомобилей не менее чем на 0,2 м.
2.2.8. Открытые бассейны и емкости, расположенные в помещениях, должны иметь по периметру борта ограждения высотой не менее 1 м.
2.2.9. Открытые люки, колодцы, бункера, загрузочные отверстия или проемы в полах, в межэтажных перекрытиях или на рабочих площадках должны быть ограждены перилами высотой не менее 1 м со сплошной обшивкой по низу не менее 0,15 м.
2.2.10. Стационарные металлические лестницы должны иметь: угол наклона 45 - 60 град., ширину ступеней не менее 0,2 м; расстояние между ступенями по вертикали 0,2 - 0,3 м; ширину проходов не менее 0,8 м; ограждения с двух сторон высотой не мене 1 м со сплошной обшивкой по низу не менее 0,15 м.
2.2.11. Производственные здания должны иметь паспорта с указанием расстановки оборудования. Площадки, предназначенные для обслуживания оборудования, должны иметь ограждения по периметру высотой не менее 1 м со сплошной обшивкой по низу не менее 0,15 м.
Требования данного пункта распространяются также на расположенные в помещении открытые галереи, мостики и площадки, предназначенные для перехода людей через оборудование или коммуникации.
2.2.12. Полы в помещениях должны быть устойчивыми к допускаемым в процессе производства работ механическим, тепловым или химическим воздействиям.
Материал должен исключать искрообразование и не быть скользким.
2.2.13. В помещениях при периодическом или постоянном стоке жидкостей (воды, кислот, щелочей, растворителей, масел, эмульсий) полы должны быть непроницаемыми для этих жидкостей и иметь уклоны для стока к лоткам или каналам. Лотки или каналы должны быть закрыты крышками или решетками. Сточные лотки должны располагаться в стороне от проходов и проездов и, по возможности, не пересекать их.
2.2.14. Покрытия полов должны обеспечивать легкость очистки от вредных веществ, производственных загрязнений и пыли.
2.2.15. Рабочие места, проходы и проезды в зданиях должны содержаться в чистоте и не загромождаться.
2.2.16. На всех предприятиях должен быть организован надзор за состоянием и эксплуатацией зданий и сооружений.
Все производственные здания и сооружения не реже двух раз в год (весной и осенью) должны подвергаться техническим осмотрам, которые проводятся комиссией, назначаемой руководителем предприятия. Результаты осмотра должны оформляться актами, в которых указываются меры и сроки для устранения обнаруженных дефектов. Повреждения аварийного характера, создающие опасность для работающего персонала, должны устраняться немедленно. До устранения аварийных повреждений производственные процессы должны быть прекращены, а обслуживающий персонал удален в безопасное место.
На каждом предприятии должна быть составлена инструкция по надзору за эксплуатацией зданий и сооружений, междуэтажных перекрытий с указанием предельных нагрузок по отдельным зонам площадок и полов и определена периодичность обследования несущих конструкций. Инструкция утверждается техническим руководителем предприятия.
Ответственные лица за состояние зданий назначаются приказом.
2.2.17. При эксплуатации зданий и сооружений запрещается:
- превышать предельные нагрузки на полы, перекрытия и площадки;
- устанавливать, подвешивать или крепить производственное оборудование, транспортные средства, трубопроводы, устройства, в том числе и временные для производства ремонтных и строительно - монтажных работ, не предусмотренные проектом. В случае необходимости дополнительные нагрузки могут быть допущены только после проверочного расчета строительных конструкций и усиления этих конструкций;
- пробивать отверстия в перекрытиях, балках, колоннах и стенах без письменного разрешения ответственных лиц за правильную эксплуатацию, сохранность и ремонт зданий и сооружений.
3. Внутрипромышленный транспорт
3.1. Автомобильный транспорт
3.1.1. Техническое состояние и эксплуатация оборудования и транспортных средств на предприятиях должны отвечать требованиям Правил дорожного движения Российской Федерации, Правил по охране труда на автомобильном транспорте (ПОТ РО-200-01-95) [63] и СНиП 2.05.07.91 [46].
3.1.2. Въезд автомобилей на территорию промышленных предприятий допускается только с разрешения ответственных лиц этих объектов с соблюдением установленных маршрутов движения.
Скорость и порядок движения автомашин и поездов на территории предприятия устанавливаются с учетом местных условий и регулируются дорожными знаками и правилами дорожного движения.
Скорость движения не должна превышать 20 км/ч, а вблизи мест производства работ и пешеходных переходов - более 10 км/ч.
Пешеходные переходы и проезды через железнодорожные пути должны соответствовать требованиям п. 3.23 настоящих Правил.
Габариты приближений строений и автомобильных дорог должны соответствовать СНиП 11-89-80 [45], ОНТП 01-91 Росавтотранспорта [73], и ГОСТ 12.3.020-80 [19].
3.1.3. Запрещается работа технологического оборудования и дорожной техники (автосамосвалы, бульдозеры, погрузчики, грейдеры, самоходные скреперы) на территории предприятия (дорогах, отвалах, перегрузочных складах и др.) без наряда - задания на выполнение работ.
Автосамосвалы, работающие вблизи линий электропередач, должны иметь устройство (сигнализатор) для блокировки поднятия кузова, исключающее касание провода.
3.1.4. Ремонтные цехи на предприятиях должны отвечать Общесоюзным нормам технологического проектирования авторемонтных предприятий (ОНТП-АРП-82, Гипроавтотранс), помещения по обслуживанию автомобилей - Ведомственным строительным нормам Минавтотранса РСФСР ВСН-01-89 [77] и Нормам технологического проектирования ремонтных хозяйств предприятий цветной металлургии [75].
3.1.5. Подъездные пути, проезды для транспортных средств, проходы для людей должны иметь твердое покрытие.
Автомобильные дороги должны соответствовать требованиям СНиП 2.05.02-85 (с изменениями 1, 2, 3 БСТ N 5-87, N 11-90).
Ширина проезжей части автомобильных дорог должна быть не менее:
временных дорог:
- при одностороннем движении - 4,5 м;
- при двустороннем движении - 8,0 м;
дорог с твердым покрытием (асфальтобетонных, мощеных):
- при одностороннем движении - 3,0 м;
- при двустороннем движении - 6,0 м.
Радиус закругления дорог от 10 до 15 м.
Ширина проездов и проходов не менее:
- для рабочих без груза - 1 м;
- для рабочих с ручным грузом или для тачек при движении в одном направлении - 2 м;
- для вагонеток в одну колею - 2,5 м;
- для вагонеток в две колеи - 3,6 м;
- для тачек при движении в два направления - 2,5 м;
Ширина переездов и переходов через траншеи и канавы:
- для пешеходов - 1,0 м;
- для транспортных средств - от 2 до 5 м.
Ширина переходов через транспортеры, рольганги, лесотаски - 0,8 м.
Высота перил на переходных мостиках - 1 м, высота бортовой доски по низу перил - 0,15 м.
Проходы для работающих, расположенные на уступах, откосах и косогорах с уклоном более 20 град., должны быть оборудованы трапами или лестницами с односторонними перилами.
3.1.6. Открытые площадки для стоянки автомобилей должны иметь твердое покрытие с уклоном для стока воды.
На открытых стоянках запрещается:
- производить ремонтные работы;
- заправлять ГСМ и сливать масло;
- заряжать аккумуляторы;
- подогревать двигатели открытым огнем.
Гаражи и открытые стоянки автомашин должны быть укомплектованы штатными упорами под колеса и аварийными буксирами (из расчета 1 буксир на 10 единиц техники). Входы и проезды (ворота) в гаражах и закрытых автостоянках должны обеспечивать возможность эвакуации автотехники. При количестве машин больше 25 единиц должен быть разработан план расстановки с описанием очередности эвакуации в случае пожара.
Открытые стоянки в районах со среднемесячной температурой (зимой) ниже -15 град. C должны оборудоваться средствами для подогрева двигателей при запуске.
3.1.7. Различные виды ремонтных работ: кузнечно - прессовые, аккумуляторные, кузовные, шиномонтажные, вулканизационные и др. должны выполняться на специально оборудованных постах с соблюдением требований, предусмотренных в технологических картах на производство ремонтов.
3.1.8. При кузовных работах правка деталей без предварительной их очистки и закрепления запрещается. Ремонтные посты должны иметь штатные подставки, соответствующие типу машин. Использование случайных подставок не допускается.
3.1.9. Паять, лудить и зачищать детали следует на рабочих местах, оборудованных вытяжной вентиляцией. Паять радиаторы, топливные баки и др. детали необходимо на стендах, оборудованных поддонами для стекания припоя.
Перед ремонтом и пайкой емкости из-под легковоспламеняющихся жидкостей необходимо промывать, пропаривать, просушивать горячим воздухом или заполнять нейтральным газом.
3.1.10. Ремонтные посты должны иметь приточно - вытяжную вентиляцию и газоотводные устройства для выхлопных газов при прогреве двигателей.
3.1.11. Окрасочные работы, размещение и эксплуатация оборудования должны проводиться в соответствии с требованиями ГОСТ 12.3.035-84 [4], работы антикоррозийные - ГОСТ 12.3.016-87 [5], соответствующих разделов Правил пожарной безопасности ПМБ-01-93 [59] и Правил по охране труда на автомобильном транспорте ПОТ РО-200-01-95 [63].
3.1.12. При техническом обслуживании или ремонте машину следует затормозить стояночным (ручным) тормозом, заглушить двигатель и под колеса подложить упоры.
3.1.13. Места проведения технического обслуживания, разборочно - сборочных и ремонтных работ подвижного состава должны быть оборудованы осмотровыми канавами, эстакадами, подъемниками. Длина, ширина и глубина смотровых канав и эстакад определяются в зависимости от конструкции подвижного состава и технологического оборудования. Грузоподъемность подъемников должна соответствовать массе оборудования.
3.1.14. Одиночная тупиковая осмотровая канава должна иметь ступенчатый вход, а с противоположной стороны - скобы, заделанные в стене канавы, для запасного выхода. Полы в канавах должны иметь уклон не менее 2% в сторону грязесборника для стока жидкостей и переносные деревянные решетки. Для перехода через осмотровые канавы должны быть предусмотрены съемные переходные мостики шириной не менее 0,8 м.
Освещение осмотровой канавы светильниками, питаемыми напряжением 127 - 220 В, допускается при соблюдении следующих условий:
- проводка должна быть внутренней (скрытой), имеющей надежную электро- и гидроизоляцию;
- осветительная арматура и выключатели также должны иметь электро- и гидроизоляцию (светильники следует закрывать стеклом или ограждать защитной решеткой). Конструкция светильников должна исключать доступ к лампе без применения инструмента;
- металлический корпус светильника должен заземляться (зануляться);
- в особо опасных местах должны применяться стандартные переносные светильники напряжением 42 или 12 В.
3.1.15. На осмотровых канавах и эстакадах должны быть установлены направляющие, предохранительные реборды (контррельсы) для предотвращения падения машин в канаву во время передвижения.
На осмотровых эстакадах по всей длине с обеих сторон должны быть устроены ремонтные площадки с перилами высотой не менее 0,9 м.
3.1.16. Работы, связанные с мойкой, очисткой, техническим обслуживанием и ремонтом машин и оборудования, должны выполняться при неработающем двигателе.
3.1.17. Расстояние между машинами на постах разборки, а также между ними и элементами зданий или стационарным технологическим оборудованием должно обеспечивать свободный проход к любой части механизма. Проходы и проезды должны соответствовать габаритам перемещаемых вручную или подъемно - транспортными средствами деталей и узлов и иметь ширину не менее 1 м.
3.1.18. При разборке машин и оборудования снимать, транспортировать и устанавливать тяжелые и громоздкие узлы и детали (двигатель, коробку передач, задний и передний мосты, колеса, кузов, раму и т.п.) следует при помощи подъемно - транспортного оборудования, устройств и приспособлений (тележек - подъемников, подставок, цепей, схваток), гарантирующих полную безопасность работ.
3.1.19. Поднимать оборудование, агрегаты и узлы следует за специально предназначенные для этой цели места и устройства согласно инструкции и схемам по безопасным способам строповки, обвязки и кантовки грузов с указанием применяемых при этом приспособлений. Схемы и инструкции должны быть вывешены на рабочих местах.
Подъем груза, на который не разработана схема строповки, должен производиться в присутствии и под руководством лица, ответственного за безопасное производство работ по перемещению грузов кранами.
3.1.20. При спуске груза по наклонной плоскости необходимо применять задерживающие приспособления, препятствующие опрокидыванию груза.
3.1.21. До снятия узлов и агрегатов с наличием смазки, воды и других жидкостей необходимо предварительно слить жидкость в специальную тару.
3.1.22. При техническом обслуживании и ремонте грузоподъемного оборудования, расположенного на высоте свыше 1,5 м от земли, ремонтные рабочие должны работать в спецодежде, каске и с предохранительным поясом. Ослаблять грузовой канат, удерживающий узел или элемент конструкции, до полного закрепления его на месте установки не разрешается.
3.1.23. Узлы и детали, демонтаж которых связан с неудобством и опасностью (тормозные, амортизационные и клапанные пружины и др.), необходимо выполнять специальными съемниками и приспособлениями. При этом размеры и конструкции съемников должны соответствовать размерам снимаемых деталей.
3.1.24. При снятии и постановке рессор на автомобили необходимо предварительно их разгрузить путем поднятия кузова (рамы) подъемным механизмом с последующей установкой под вывешенную раму или кузов прочных металлических подставок (козелков) или клеток из брусьев длиной не менее 1 м. При подъеме одного конца автомобиля крайние противоположные колеса их должны быть подклинены башмаками с двух сторон. Использовать в качестве подставок диски колес, бочки, кирпичи и другие предметы не разрешается.
3.1.25. Находиться или выполнять какие-либо работы на оборудовании, вывешенном только на одних подъемных механизмах (домкратах, талях, лебедках, кранах и т.п.), не разрешается.
3.1.26. При обслуживании оборудования на подъемнике (гидравлическом, механическом, электромеханическом) на механизме управления подъемником должен вывешиваться запрещающий плакат с надписью "Не включать - работают люди".
3.1.27. Стационарные и передвижные подъемники должны иметь устройства, обеспечивающие фиксацию груза в случаях неисправности или повреждения механизма подъема, а также концевые выключатели.
3.1.28. Проведение работ (даже кратковременных) под поднятым кузовом, щитом, стрелой и другим навесным технологическим оборудованием допускается только после укрепления их прочными металлическими упорами (штангами), исключающими самопроизвольное опускание поднятого оборудования.
3.1.29. Снимаемые с машин и оборудования узлы и детали должны размещаться в специально отведенных местах, на стеллажах, не занимая проходов и проездов. Снятые полуоси, рессоры, карданные валы и другие длинные детали должны укладываться на специальные подставки только горизонтально.
3.1.30. Разборка и сборка мелких узлов должна производиться на верстаках, а крупногабаритных (двигатели, коробки передач, задние мосты колеса и др.) - только на специальных стендах.
3.1.31. Выпрессовывать и запрессовывать втулки, полуоси, подшипники, шестерни и другие детали необходимо съемниками и прессами. В отдельных случаях допускается применять выколотки и молотки с наконечниками из цветного металла.
3.1.32. Газовая резка при разборке машин и оборудования допускается только в тех случаях, когда с машины, оборудования сняты топливные баки, детали системы питания, смазки и аккумуляторные батареи.
3.1.33. Перед ремонтом емкостей из-под ядовитых, токсичных и пожароопасных жидкостей, а также перед разборкой краскораспылителей, раздаточных пистолетов и другого оборудования должна быть проведена их пропарка, тщательная промывка и проветривание.
3.1.34. Шиномонтажные и вулканизационные работы
3.1.34.1. В цехах на участках, осуществляющих шиномонтажные и вулканизационные работы, должно быть обеспечено соблюдение требований действующих Правил техники безопасности для шиномонтажных предприятий [72].
3.1.34.2. На производство шиномонтажных работ должны быть разработаны и утверждены техническим руководством предприятия инструкции. Снятие, постановка и перемещение колес и шин массой более 20 кг должны быть механизированы. Шиномонтаж колес большегрузных машин следует выполнять на специально оборудованном участке. Монтировать и демонтировать шины следует на стенде или с использованием специальных инструментов и приспособлений. Монтировать покрышку на обод, имеющий повреждения, запрещается.
3.1.34.3. Перед демонтажом давление в колесах должно быть снято. Накачивать шины после монтажа следует с применением предохранительных ограждений или приспособлений, предотвращающих вылет замочного кольца. Исправлять положение шины постукиванием, ударять по замочному кольцу молотком запрещается.
Накачку шин следует вести в два этапа: вначале до давления 0,05 МПа (0,5 кг/кв. см) с проверкой положения замочного кольца, а затем до давления, предписываемого инструкцией.
3.1.34.4. Компрессорное оборудование должно отвечать требованиям безопасности, изложенным в ГОСТ 12.2.016-81 [6].
3.1.34.5. Помещение для производства вулканизационных работ должно быть изолированным, просторным, светлым и оборудовано приточно - вытяжной вентиляцией и местными отсосами. Помещение, в котором установлены вулканизационные аппараты с самостоятельной топкой, должно быть изолировано от помещений, где используется бензин или резиновый клей.
3.1.34.6. Вулканизационные аппараты и контрольно - измерительные приборы должны периодически (1 раз в год) проверяться и испытываться. Результаты испытаний заносятся в специальный журнал.
3.1.35. К работе с вредными материалами (этилированный бензин, тосол, антифриз, тормозная жидкость) допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие медицинский осмотр и инструктаж по безопасным приемам применения этих материалов.
3.1.35.1. Запрещается:
- использовать этилированный бензин в двигателях, работающих внутри помещений и при отсутствии приточно - вытяжной вентиляции;
- обезвреживать места, залитые этилированным бензином, сухой хлорной известью;
- производить сброс загрязненных этилированным бензином сточных вод в фекальную канализацию.
3.1.35.2. На предприятии должно быть назначено лицо, ответственное за хранение, перевозку и использование антифриза. На таре, в которой хранят антифриз, должна быть несмываемая надпись крупными буквами "ЯД", а также знак, установленный для ядовитых веществ.
Запрещается допускать к работе с антифризом водителей и других лиц, не прошедших специальный инструктаж по мерам безопасности при его использовании.
3.2. Железнодорожный транспорт
3.2.1. Железнодорожные пути и сооружения, подвижной состав, связь, сигнализация и блокировка, находящиеся в ведении предприятия, а также организация движения поездов и производство погрузочно - разгрузочных работ должны отвечать действующим строительным нормам, СНиП 2.09.07-91 [46] Промышленный транспорт, Правилам технической эксплуатации железнодорожного транспорта на предприятии и Единым правилам безопасности при разработке месторождений полезных ископаемых открытым способом [69].
3.2.2. Габариты приближений строений и подвижного состава железных дорог должны соответствовать ГОСТ 9238-83 [7], узкоколейных железных дорог - ГОСТ 9720-76 [8].
3.2.3. В местах пересечения автомобильных дорог с железнодорожными путями должны устраиваться переезды, соответствующие требованиям СНиП 2.05.07-91 [46], СНиП 32-01-85 [55]. Переезды и переходы через железнодорожные пути должны иметь настилы на уровне головок рельсов. Переход через пути в неустановленных местах запрещается.
3.2.4. Запрещается загромождение железнодорожных габаритов различными предметами. Материалы и изделия должны находиться на расстоянии не менее 2,0 м от головки рельса при высоте штабеля до 1,2 м. При большей высоте штабеля расстояние от него до головки рельса должно быть не менее 2,5 м.
3.2.5. Оборудование и сооружения устройств механизации подачи и уборки вагонов на участках погрузки - выгрузки должны иметь ограждения и перекрытия движущихся и вращающихся частей или зон их действия, обеспечивающие безопасное проведение работ.
3.2.6. Вагоноопрокидыватели, расположенные на рабочих площадках приемных устройств, должны быть ограждены прочными перилами с решетками. Управление вагоноопрокидывателем осуществляется из специально оборудованного для этой цели помещения с хорошим обзором площадки разгрузки.
3.2.7. При доставке руды контактными электровозами в местах разгрузки необходимо вывешивать плакаты об опасности поражения электротоком.
3.2.8. Контактные провода железных дорог, входящие в помещение над приемными бункерами, должны быть оборудованы секционными разъединителями с заземляющими ножами.
3.2.9. Запрещается загружать неисправные вагоны, а также ремонтировать вагоны на разгрузочной площадке приемных устройств.
3.2.10. Ремонтные и экипировочные пункты должны соответствовать Нормам технологического проектирования ремонтного хозяйства и экипировочных устройств железных дорог промышленных предприятий (ПромтрансНИИпроект, 1980 г.).
3.2.11. До постановки на техническое обслуживание и текущий ремонт локомотивы и вагоны необходимо очистить от грязи, пыли, льда, а электрические машины и аппараты продуть сжатым воздухом.
3.2.12. Вагоны и тепловозы в депо должны устанавливаться с соблюдением следующих расстояний:
- промежуток между воротами и буферным брусом крайних вагонов, тепловозов должен быть не менее 2 м;
- промежуток меду буферными брусами соседних вагонов (тепловозов) при ремонте подвижного состава без выкатки колесных пар или тележек должен быть не менее 3 м;
- величина промежутка с каждой стороны тележки должна быть не менее 1 м при ремонте четырехколесных вагонов с выкаткой тележек в промежутки между соседними вагонами (тепловозами).
3.2.13. Электровозы постоянного и переменного тока вводят (выводят) в здание депо и пункты технического обслуживания локомотивов (ПТОЛ) при питании от постороннего источника постоянного тока напряжением до 250 В, предназначенного также для перемещения локомотивов и их тележек в процессе ремонта. Ввод (вывод) электропоездов переменного тока, дизель - поездов и тепловозов с гидромеханической передачей на ремонтные позиции технического обслуживания и текущего ремонта необходимо осуществлять другим локомотивом с прикрытием из железнодорожных платформ, не позволяющим заходить локомотиву в здание. Ввод (вывод) электропоездов постоянного тока на ремонтные позиции ТО-2, ТО-3, ТО-4 и ТР-1 может осуществляться при питании от контактного провода с рабочим напряжением или специальным (маневровым) локомотивом.
3.2.14. В каждом депо и ПТОЛ необходимо иметь инструкцию о подаче и снятии напряжения с контактной сети, а также с локомотивов от источника питания постоянного тока напряжением до 250 В.
3.2.15. Работами по подъему (опусканию) кузовов вагонов должен руководить мастер или бригадир. Во время подъема (опускания) с каждой стороны кузова должен находиться специально выделенный работник, наблюдающий за работой домкратов и горизонтальным положением кузова. При поднятии (опускании) кузова и выкатке (подкатке) тележек нахождение людей в кузове, на крышке и под кузовом не допускается.
3.2.16. Испытания электрических машин, аппаратов и счетчиков электроэнергии на электрическую прочность изоляции после ремонта перед установкой на локомотив необходимо выполнять на специально оборудованной станции (площадке, стенде), имеющей необходимое ограждение, сигнализацию, блокировку и звукоизоляцию. Перед началом и во время испытаний на станции (площадке) не должны находиться посторонние лица.
3.2.17. Приступать к осмотру и ремонту узлов дизеля разрешается только после его остановки, открывать люки у картера - через 10 минут после остановки дизеля. При работе с дизелем в помещении следует предусматривать подачу охлаждающего воздуха от специальной установки. Снятый с тепловоза дизель допускается ремонтировать на специальных стационарных или передвижных площадках.
3.2.18. Разборку и сборку узлов дизелей необходимо выполнять на стендах, технологических площадках с использованием кантователей, стеллажей, съемников, втулок, специальных ключей и других устройств, обеспечивающих механизацию тяжелых и трудоемких операций и предусмотренных технологическими картами или инструкциями.
3.2.19. При экипировке тягового подвижного состава необходимо соблюдать следующие требования безопасности:
набор песка в песочницы тепловозов и моторвагонного подвижного состава следует выполнять со стационарных или поворотных площадок с лестницами или с переносных лестниц с поручнями. Стационарные площадки должны иметь перила высотой 1,0 м, нижняя часть которых на высоту 0,15 м должна выполняться сплошной. Лестницы должны быть стальными с уклоном не более 1:1 и шириной не менее 0,8 м.
3.2.20. На открытых деповских путях для выхода с лестницы на стационарную площадку, предназначенную для набора песка в песочницы электровозов, а также для выхода на крышу электровозов необходимо устанавливать специальные проходы, закрываемые калитками с блокировочными запорами.
3.2.21. На приемо - отправочных путях рабочие площадки необходимо выполнять поворотными. В нерабочем положении эти площадки и лестницы должны находиться за пределами габарита приближения.
3.2.22. Запоры калиток и повторные механизмы площадок должны иметь блокировку, не допускающую открытие калитки и поворот площадок в рабочее положение при наличии напряжения в контактной сети и подачу напряжения в контактную сеть до закрытия калитки и установки площадок в нерабочее положение.
3.2.23. При размещении устройств для экипировки электровоза на открытых деповских путях станции участок контактного провода над местом экипировки должен быть секционирован, оборудован сигнализацией о снятии и подаче напряжения и блокировкой. При снятом напряжении с секционированного участка контактной сети должен гореть зеленый сигнал светофора, при наличии напряжения - красный сигнал.
3.2.24. Экипировочные устройства на деповских путях должны дополнительно иметь двухцветную световую сигнализацию, разрешающую (зеленый сигнал светофора) или запрещающую въезд электровоза на место экипировки (красный сигнал светофора).
3.2.25. При наличии напряжения в контактной сети выход на крышу электровоза, находящегося под контактным проводом, запрещается. Люк для выхода должен иметь блокировку.
3.2.26. Слив и заправку воды для охлаждения дизелей тепловозов и дизель - поездов необходимо производить при помощи шлангов, трубопроводов и других приспособлений, исключающих пролив воды и контакт работников с водой.
3.2.27. Подача жидких нефтепродуктов на тепловозы и дизель - поезда должна производиться по трубопроводам, уложенным в закрытых каналах. При этом должен обеспечиваться контроль их герметичности.
3.2.28. Раздаточные устройства в нерабочем положении должны быть за пределами габарита приближения. Для переноса на тепловозы смазочных материалов, расходуемых в небольших количествах, следует применять специальную тару с плотно закрывающимися крышками.
3.2.29. На экипировочных и ремонтных позициях необходимо иметь закрытые емкости для сбора отработанного дизельного масла, забракованного дизельного топлива и охлаждающей воды, а также отстоя пенообразователя из противопожарной установки. Слив топлива и масел открытым способом в ведра и противни запрещается.
3.3. Конвейерный транспорт
3.3.1. Конструкция и размещение конвейеров в производственных зданиях, галереях, тоннелях и на эстакадах должны соответствовать требованиям безопасности по ГОСТ 12.2.022-80 [9] и Единым правилам безопасности [60].
3.3.2. Высота от пола до низа галерей и эстакад должна быть не менее 2 м. Ширина галерей и эстакад должна обеспечивать проход для людей не менее 800 мм, между стеной и конвейером не менее 700 мм. При ширине ленты свыше 1400 мм - не менее 800 мм с обеих сторон.
3.3.3. Эвакуационные выходы из галерей и эстакад и переходные мостики над конвейерами следует располагать не реже чем через 100 м.
В проходах с наклоном более 7 град. должны быть устроены трапы.
3.3.4. Конвейеры должны иметь устройства, обеспечивающие:
- аварийную остановку привода из любой точки со стороны основных проходов;
- отключение привода при обрыве и пробуксовке ленты, а также забивке разгрузочных воронок и желобов.
3.3.5. При угле наклона более 6 град. конвейер должен быть оборудован стопорными устройствами, препятствующими движению груженой ветви в обратном направлении при остановке.
3.3.6. При расположении конвейеров над проходами и оборудованием нижняя ветвь их должна быть ограждена сплошной обшивкой, исключающей падение транспортируемых материалов.
3.4. Транспорт технологического назначения (электротележки, автотележки, авто- и электропогрузчики)
3.4.1. Запрещается эксплуатация электротележек при неисправности токоприемника, контроллера, тормозов и сигналов, а также при отсутствии средств защиты от воздействия электрического тока.
3.4.2. Ходовые колеса электротележек на высоте 10 - 12 см от пола, рельсов должны быть закрыты сплошными металлическими кожухами.
3.4.3. Электротележки должны быть оборудованы автоматическими устройствами (стопорами, фиксаторами и др.), предупреждающими их самопроизвольное перемещение.
3.4.4. Штучные грузы должны укладываться в габаритах грузовых площадок тележек. Мелкие штучные грузы следует перевозить в контейнерах. Перемещение баллонов со сжатыми газами, а также бочек, барабанов и ящиков с едкими веществами должно производиться в специальных контейнерах или тележках, оснащенных приспособлениями, исключающими падение, опрокидывание таких грузов и их повреждение.
3.4.5. Присутствие водителя на тележке во время погрузки и разгрузки ее краном запрещается.
3.4.6. Укладывать грузы на вилочные захваты автопогрузчика следует так, чтобы исключалась возможность падения груза во время погрузки, подъема, транспортировки и выгрузки.
3.4.7. При эксплуатации авто- и электропогрузчика должны соблюдаться Правила по охране труда на автомобильном транспорте [63], в частности, запрещается:
- эксплуатировать технически неисправный погрузчик (отсутствие сигнала, тормозов, электроосвещения);
- подъем грузов весом выше установленной грузоподъемности;
- захватывать груз вилами с разгона путем врезания;
- поднимать раму с грузом на вилах при наклоне от себя;
- поднимать, опускать и изменять наклон груза при передвижении;
- захватывать лежащий на поддонах груз при наклоне вил от себя;
- перевозить грузы, поднятые на высоту более 1,0 м;
- поднимать примерзший груз;
- транспортировать на вилах баллоны (кислород, ацетилен и др.);
- сталкивать груз со штабеля и подтаскивать его;
- использовать погрузчики для перевозки и подъема людей.
3.5. Погрузочно - разгрузочные работы (подъем и перемещение грузов)
3.5.1. Все работы, связанные с погрузкой, выгрузкой и транспортировкой грузов, должны выполняться в соответствии с ГОСТ 12.3.009-76 [10], Правилами по технике безопасности и производственной санитарии при производстве погрузочно - разгрузочных работ на железнодорожном транспорте, Правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов [ПБ 10-14-92], утвержденными Постановлением Госгортехнадзора России 30.12.92 N 41, Правилами по охране труда на автомобильном транспорте [63].
3.5.2. Погрузочно - разгрузочные работы следует выполнять, как правило, механизированным способом при помощи кранов, погрузчиков и других машин, а при незначительных объемах - с применением средств малой механизации. Механизированный способ погрузочно - разгрузочных работ обязателен для грузов массой свыше 50 кг, а также при подъеме грузов на высоту более 1,5 м. Тяжеловесные грузы (массой более 500 кг) разрешается грузить и выгружать только грузоподъемными кранами.
3.5.3. Допускается следующая норма ручной переноски грузов: одним мужчиной - массой не более 50 кг на расстояние, не превышающее 25 м и на высоту не свыше 1,5 м; женщиной - массой не более 10 кг <*>. При перемещении грузов на тележках или в контейнерах прилагаемое усилие не должно превышать 10 кг; подросткам в возрасте от 16 до 18 лет разрешается грузить навалочные, легковесные и штучные грузы массой до 16 кг.
--------------------------------
<*> Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 06.11.93 N 105.
Перемещение грузов на расстояние более 25 м должно производиться на двухколесных тележках или других приспособлениях малой механизации.
3.5.4. Грузовые платформы должны иметь высоту 1,1 м от головки рельса, а со стороны подъезда автомобилей - на высоте пола кузова автомобиля.
Платформы и склады следует оборудовать рампами, ширина которых со стороны железнодорожного пути должна быть не менее 3,0 м, а со стороны подъезда автомобилей - не менее 1,5 м.
3.5.5. Сходни, служащие для подъема и опускания грузов, переносимых вручную, следует сбивать из нескольких досок толщиной не менее 60 мм. Ширина сходней для прохода без груза должна быть не менее 0,25 м, а для прохода с грузом - не менее 1 м. Для упора ног на сходни требуется набивать планки через 0,5 м.
3.5.6. Слеги для спуска или подъема груза следует изготовлять из дубового или другого здорового кругляка диаметром не менее 150 мм и длиной от 4 до 6 м без трещин и сучков. Верхний конец должен быть снабжен крючьями из полосового железа сечением 75 x 16 мм, нижний конец - обит железом для предохранения от раскалывания. Для тяжелых грузов слеги должны быть усилены по расчету, соответственно их массе.
3.5.7. Укладка материалов и оборудования должна производиться с учетом требований безопасности работ и их сохранности.
Способы укладки материалов указаны в Приложении 11.3.
3.5.8. Прислонять (опирать) материалы и детали оборудования к стенам и заборам запрещается.
3.5.9. При производстве работ на штабеле высотой более 1,5 м необходимо применять переносные инвентарные лестницы.
3.5.10. При пользовании накатами угол их наклона не должен превышать 30 град., а расстояние между накатами выбирается таким, чтобы груз не выступал за них более чем на 1 м. При выгрузке не допускается скатывание нескольких труб, круглого леса одновременно.
3.5.11. К погрузочно - разгрузочным работам с опасными и особо опасными грузами допускаются рабочие, прошедшие специальное обучение в учебных подразделениях предприятия или в индивидуальном порядке путем закрепления за опытными рабочими и после сдачи экзаменов комиссии, назначаемой руководством предприятия. Инструктаж для этих лиц необходимо проводить через каждые 3 месяца.
3.5.12. Грузоподъемные механизмы, используемые на погрузочно - разгрузочных работах должны соответствовать техническим условиям и находиться в исправном состоянии. В процессе эксплуатации съемные грузозахватные приспособления и тары владелец должен периодически проводить их осмотр в следующие сроки:
- траверс, клещей и других захватов и тары - каждый месяц;
- стропов (за исключением редко используемых) - каждые 10 дней;
- редко используемых съемных грузозахватных приспособлений - перед выдачей их на работу.
Осмотр стропов и тары должен производиться по инструкции, разработанной специализированной организацией.
3.5.13. При выполнении такелажно - стропальных работ запрещается:
- поднимать груз, масса которого превышает предельные нагрузки строп и подъемных устройств;
- стоять на перемещаемом грузе или находиться под ним;
- пользоваться неисправными чалочными приспособлениями, а также приспособлениями, срок испытания у которых истек;
- поправлять (подвигать) ударами кувалды, лома и пр. ветви строп, которыми обвязан груз;
- направлять груз руками;
- удерживать руками или клещами соскальзывающие при подъеме груза стропы;
- открывать крюком примерзшие или засыпанные землей грузы;
- укладывать грузы на электрический кабель, шланги, трубопроводы.
3.5.14. Канаты страховочные, предохранительные пояса, стропы грузовые канатные, тали ручные и кошки и каски строительные должны соответствовать техническим требованиям.
4. Ремонтно - механические цехи и производства
4.1. Производственное оборудование и организация рабочих мест
4.1.1. Оборудование во вспомогательных цехах размещается с учетом очередности стадий (операций) технологического процесса, обеспечения безвредных и безопасных условий работы и в соответствии с Общесоюзными нормами технологического проектирования механообрабатывающих и сборочных цехов предприятий машиностроения, приборостроительных и металлообрабатывающих, (ОНТП 07-83 [74]), Общесоюзными нормами технологического проектирования предприятий автомобильного транспорта (ОНТП-01-91 [73]), Ведомственными строительными нормами ВСН-01-89 Минавтотранса РСФСР [77], а также НТП ремонтных хозяйств предприятий цветной металлургии [75].
4.1.2. Принимать в эксплуатацию оборудование должна комиссия, назначаемая руководством предприятия. Производственное оборудование должно отвечать требованиям ГОСТ 12.2.003-91 [36].
4.1.3. Безопасность эксплуатации производственного оборудования должна обеспечиваться:
- стабильным технологическим режимом и безопасными элементами конструкций;
- применением в конструкции схем автоматизации и дистанционного управления;
- применением в конструкции средств защиты;
- соблюдением предусмотренных в технической документации требований безопасности по монтажу, эксплуатации и ремонту.
4.1.4. Технологические процессы должны отвечать требованиям ГОСТ 12.3.002-75 [3], ГОСТ 12.3.025-80 [29], станочное оборудование - требованиям ГОСТ 12.2.009-80 [13].
4.1.5. Ширина проходов в цехах должна быть не менее, м:
для магистральных проходов 1,5;
для проходов между оборудованием 1,2;
для проходов между стенами производственных
зданий и оборудованием 1,0;
для проходов, предназначенных для обслуживания
и ремонта оборудования 0,7.
4.1.6. Ширина проходов у рабочих мест должна быть увеличена не менее чем на 0,75 м при одностороннем расположении рабочих мест от проходов и проездов и не менее чем на 1,5 м при расположении рабочих мест по обе стороны от проходов и проездов.
4.1.7. При эксплуатации установленных в цехах грузоподъемных машин, водогрейных котлов, сосудов и трубопроводов с жидкостями и газами следует руководствоваться Правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов (ПБ 10-14-92), Правилами устройства и безопасной эксплуатации паровых и водогрейных котлов [62], Правилами устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением (ПБ-10-115-96), Правилами устройства и безопасной эксплуатации трубопроводов пара и горячей воды (ПБ 03-75-94), утвержденными Постановлениями Госгортехнадзора России (соответственно 30.12.92 N 41; 28.05.93 N 12; 18.04.95 N 11; 18.07.94 N 45).
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Правила устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением (ПБ 10-115-96), утверждены Постановлением Госгортехнадзора РФ от 18.04.1995 N 20, а не N 11. 4.1.8. Эксплуатация газового хозяйства должна проводиться в соответствии с Правилами безопасности в газовом хозяйстве [61].
4.1.9. Эксплуатация компрессорных станций должна осуществляться в соответствии с Правилами устройства и безопасной эксплуатации стационарных компрессорных установок, воздухопроводов и газопроводов, утвержденными Госгортехнадзором России 07.12.71 и ГОСТ 12.2.016-81 [6].
4.1.10. Опасные элементы производственного оборудования и внутрицехового транспорта, устройств и средств пожаротушения для обеспечения безопасности должны иметь яркую окраску, а также цветовые знаки.
4.1.11. Ремонтные цехи должны иметь запасные выходы, внутризаводскую телефонную связь и соответствовать требованиям Санитарных правил Минздрава России для механических цехов N 5160-89.
4.2. Обработка металлов резанием
4.2.1. Работы на токарных, сверлильных, металлорежущих и других станках с вращающимся и движущимся рабочими органами должны вестись в спецодежде, исключающей случайный захват ткани. Не допускается работа при закатанных или незастегнутых рукавах одежды, а также без головного убора, предупреждающего захват волос.
При обработке металлов резанием должны выполняться Правила по охране труда при холодной обработке металлов, утвержденные Минтрудом России.
4.2.2. Заточные станки должны иметь упоры (подручники) для затачиваемого инструмента и деталей, защитные кожухи и щитки с автоматикой отключения двигателя в нерабочем положении. Перед установкой на станок наждачные круги должны пройти соответствующие испытания. Не допускается эксплуатация заточного станка с несбалансированными наждачными кругами, а также наждачных кругов, имеющих трещины или сколы.
При работе на заточных станках запрещается:
- производить правку кругов зубилом или каким-либо инструментом;
- применять рычаги для увеличения нажима на круг;
- использовать охлаждающие жидкости, вредно влияющие на кожу рабочих;
- выполнять работу боковыми (торцевыми) поверхностями кругов, не предназначенными для такого вида работ.
4.2.3. Рабочий инструмент (резцы, фрезы, сверла, резьбо- и зубонарезной и т.д.) перед началом работ должен проверяться рабочим. Периодическую проверку осуществляет мастер. При этом должны выполняться Правила безопасности при работе с инструментом и приспособлениями [64], утвержденные Минэнерго СССР 30.04.85. Работа неисправными инструментами запрещается.
4.2.4. Оборудование, на котором в процессе работы выделяются осколки, стружки, искры, брызги охлаждающе - смазочной жидкости, должно быть оснащено защитными щитками, экранами, расположенными между рабочим инструментом на станке и лицом работающего. При необходимости наблюдения за процессом обработки в экранах устанавливаются смотровые окна из прозрачного и прочного материала.
В случае невозможности по конструктивным и другим обстоятельствам устройства защитного экрана рабочим должны выдаваться средства индивидуальной защиты.
4.2.5. При смене рабочего инструмента, установке и снятии со станка обрабатываемой детали, а также при уборке стружки станок должен быть выключен.
4.2.6. Для обработки деталей большой длины (более 10 - 12 диаметров) должны применяться люнеты (неподвижные или подвижные).
4.2.7. Все детали, предназначенные для обработки на сверлильном станке, за исключением особо тяжелых, должны устанавливаться на столе или плите сверлильного станка неподвижно при помощи тисков, кондукторов и других надежных приспособлений.
При работе на сверлильных станках запрещается:
- применять сверла с забитыми или изношенными хвостовиками;
- использовать при работе рукавицы;
- удерживать изделие во время обработки непосредственно руками.
4.2.8. Конструкция сборных фрез должна предусматривать надежное закрепление зубьев, исключающее выпадение их во время работы. Эти фрезы, а также фрезы с пластинками из твердого сплава или быстрорежущей стали должны подвергаться тщательному техническому контролю. Применять дисковые фрезы с трещинами, прожогами или сломанными зубьями не разрешается.
4.2.9. Долбежные и строгальные станки в зависимости от хода стола должны иметь специальные выдвижные ограждения, окрашенные в ярко - красный цвет. Между стеной и выдвинутым столом должен быть проход шириной не менее 0,7 м.
4.2.10. Станки с ленточной пилой должны быть оборудованы приспособлениями, улавливающими пильную ленту в случае ее обрыва.
4.2.11. Материалы под ленточные и дисковые пилы должны подаваться специальными приспособлениями, обеспечивающими устойчивое положение разрезаемого материала и устраняющими возможность травмирования рабочего.
4.2.12. Гильотинные, роликовые, комбинированные ножницы для резки материала должны быть оборудованы:
- приспособлениями для укладки и поддержания разрезаемых материалов (столы, рольганги и т.п.), установленными на уровне неподвижного ножа;
- направляющей и предохранительной линейками, конструкция которых должна позволять работающему четко видеть линию (место) разреза;
- устройством для регулирования зазора в зависимости от толщины разрезаемого металла и упорами для ограничения подачи разрезаемого листа;
- механическими и гидравлическими прижимами для фиксации разрезаемого материала;
- предохранительными устройствами, сблокированными с пусковым механизмом, исключающими возможность травмирования работающих. Ножницы должны иметь табличку с указанием наибольшей допустимой толщины разрезаемого материала.
4.2.13. Ручные рычажные ножницы должны быть надежно закреплены на специальных стойках, верстаках, столах и т.п.
4.2.14. Ручные маховые ножницы должны быть оборудованы прижимами на верхнем подвижном ноже, амортизатором для смягчения удара ножедержателя и противовесом, который удерживает верхний подвижной нож в безопасном положении.
4.2.15. Металлообрабатывающие станки (токарные, фрезерные, заточные, сверлильные и др.) должны быть оборудованы пылестружкоприемниками и устройствами для подачи смазочно - охлаждающей жидкости.
4.2.16. Перед пуском производственного оборудования необходимо проверять правильность положения рукояток и кнопок управления. При этом должна быть обеспечена полная безопасность обслуживающего персонала.
4.2.17. Запрещается пуск оборудования после монтажа или ремонта без установки ограждений, звуковой и световой сигнализацией, блокировок, предусмотренных конструкцией и обеспечивающих безопасность обслуживания, а также без разрешения работника, ответственного за монтаж или ремонт.
4.2.18. Для обеспечения безопасности обслуживающего персонала дистанционный пуск оборудования должен производиться после подачи предупредительного звукового или светового сигнала и получения ответственного сигнала с мест обслуживания оборудования о возможности пуска.
4.2.19. Сигнальные элементы (звонки, сирены, лампы) должны быть защищены от механических повреждений и расположены так, чтобы обеспечивалась надежная слышимость и видимость сигнала в зоне работы.
4.2.20. В цехах и на рабочих местах должны быть вывешены таблицы сигналов и инструкции о порядке пуска и остановки оборудования.
4.2.21. При прекращении подачи электроэнергии или остановке оборудования по другой причине все электродвигатели привода оборудования, самозапуск которых недопустим, должны иметь устройства для предотвращения самопроизвольного включения.
4.2.22. Рабочие места должны находиться вне зоны перемещения грузов, транспортируемых подъемными механизмами, и должны быть оборудованы стеллажами или шкафами для хранения приспособлений и инструмента.
4.2.23. На оборудовании, станках и механизмах не должны находиться посто

РАСПОРЯЖЕНИЕ Минимущества РФ от 18.01.2002 n 108-р О ПЕРЕДАЧЕ В МУНИЦИПАЛЬНУЮ СОБСТВЕННОСТЬ ОБЪЕКТОВ КОММУНАЛЬНО-БЫТОВОГО НАЗНАЧЕНИЯ МИНОБОРОНЫ РОССИИ  »
Постановления и Указы »
Читайте также