ПИСЬМО Минобразования РФ от 16.01.2002 n 03-51-5ин/23-03 ОБ ИНТЕГРИРОВАННОМ ВОСПИТАНИИ И ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 16 января 2002 г. N 03-51-5ин/23-03
ОБ ИНТЕГРИРОВАННОМ ВОСПИТАНИИ
И ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ
В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
Министерство направляет для использования в работе методическое письмо "Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в дошкольных образовательных учреждениях".
Письмо подготовлено с участием специалистов Института коррекционной педагогики РАО.
Первый заместитель Министра
В.А.БОЛОТОВ



МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО
ОБ ИНТЕГРИРОВАННОМ ВОСПИТАНИИ
И ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ
В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
Демократические преобразования в обществе и эволюционное развитие системы специального образования способствовали появлению и внедрению в практику идей интегрированного воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии совместно с нормально развивающимися сверстниками. В настоящее время в Российской Федерации интегрированное воспитание и обучение детей значительно расширилось. Однако необходимо придать данному процессу организованный характер, обеспечив каждому ребенку, имеющему отклонения в развитии, уже с раннего возраста доступную и полезную для его развития форму интеграции. Внедрение в практику дошкольных образовательных учреждений интегрированного воспитания и обучения позволяет расширить охват детей необходимой коррекционно - педагогической и медико - социальной помощью, максимально приблизить ее к месту жительства ребенка, обеспечить родителей (законных представителей) консультативной поддержкой, а также подготовить общество к принятию человека с ограниченными возможностями.
Развитие интегрированного воспитания и обучения создает основу для выстраивания качественно нового взаимодействия между массовым и специальным образованием, преодолевая барьеры и делая границы между ними прозрачными. При этом за каждым ребенком, имеющим отклонения в развитии, сохраняется необходимая ему специализированная психолого - педагогическая помощь и поддержка.
Особое внимание важно уделять интеграции детей раннего возраста, которая способствует достижению ребенком с отклонениями равного или близкого по возрастной норме уровня общего и речевого развития и позволяет ему на более раннем этапе своего развития влиться в среду нормально развивающихся сверстников.
В системе дошкольного образования России эта форма обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии должна учитывать современные российские социально - экономические условия, особенности отечественной системы образования и полностью исключать "механическое копирование" зарубежных моделей. Кроме того, интеграция не должна осуществляться стихийно, она возможна лишь при наличии в дошкольных образовательных учреждениях (далее - ДОУ) соответствующего материально - технического, программно - методического и кадрового обеспечения. Только совокупность этих условий обеспечивает полноценную, грамотно организованную систему интегрированного воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии. В этой связи наиболее адекватные условия для проведения целенаправленной работы по интегрированному воспитанию и обучению дошкольников созданы в ДОУ комбинированного вида (с функционирующими компенсирующими группами и сложившимся кадровым, программно - методическим и материально - техническим обеспечением).
Дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида может организовать интегрированное воспитание и обучение определенной категории воспитанников, например, совместное воспитание и обучение нормально слышащих детей и детей с нарушениями слуха, детей с нормальным и нарушенным зрением, нормально развивающихся и детей с задержкой психического развития и т.п. В каждом ДОУ комбинированного вида целесообразно предусмотреть условия для оказания коррекционной помощи детям со сложными нарушениями развития. Таким образом, даже в небольшом населенном пункте (особенно в сельской местности), имеющем всего три - пять ДОУ, может быть организовано воспитание и обучение практически всех категорий дошкольников, что ведет к увеличению охвата нуждающихся детей специализированной коррекционно - педагогической помощью и делает дошкольное образование более доступным.
В соответствии с п. 5 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.95 N 677, в ДОУ комбинированного вида могут быть организованы общеразвивающие, компенсирующие, оздоровительные группы в разном сочетании. Однако в настоящее время, в переходный период развития системы специального образования, в силу социально - экономических преобразований в обществе, а также постоянно увеличивающегося количества детей с отклонениями в развитии особо актуальной становится проблема поиска новых, эффективных форм оказания коррекционной психолого - педагогической помощи нуждающимся детям. Одной из таких форм является организация в ДОУ комбинированного вида смешанных групп, где одновременно воспитываются и обучаются нормально развивающиеся дети и дети с определенными отклонениями в развитии (по профилю функционирующих в учреждении групп компенсирующего вида). Смешанные группы финансируются по нормативам, соответствующим нормативам финансирования групп компенсирующего вида.
Комплектование смешанной группы осуществляется по заявлению родителей (законных представителей) и на основании заключения психолого - педагогической и медико - педагогической комиссий. При этом общая наполняемость группы сокращается; две трети состава группы составляют воспитанники с уровнем психофизического развития в соответствии с возрастной нормой, а треть воспитанников - дети с тем или иным отклонением (например, с нарушениями слуха, зрения, опорно - двигательного аппарата, интеллекта - умственной отсталостью в степени дебильности) <*> либо дети раннего возраста, не имеющие выраженных первичных отклонений в развитии, но отстающие от возрастной нормы (в том числе дети с нарушениями эмоционально - волевой сферы).
--------------------------------
<*> Не рекомендуется создавать смешанные группы для детей с нарушениями речи. Это связано с тем, что данная категория детей уже практически находится в условиях интеграции. Кроме того, система специальной логопедической помощи предусматривает занятия с логопедом в детской поликлинике, в логопункте общеобразовательного учреждения, а также кратковременное обучение детей с фонетико - фонематическими нарушениями речи в логопедических группах ДОУ в течение 0,5 - 1 года.
Наполняемость смешанной группы зависит от характера первичного отклонения в развитии и возраста ребенка (см. таблицу). Общая наполняемость смешанной группы уменьшается (в сравнении с наполняемостью групп, определенных Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении).
----------------------T------------------------------------------¬
¦ Вид нарушения ¦ Количество детей в группе ¦
¦ +--------------------T---------------------+
¦ ¦ ясельная группа ¦младшая - подготови- ¦
¦ ¦ ¦тельная группа ¦
¦ +---------T----------+----------T----------+
¦ ¦дети с ¦нормально ¦дети с ¦нормально ¦
¦ ¦отклоне- ¦развиваю- ¦отклоне- ¦развиваю- ¦
¦ ¦ниями ¦щиеся дети¦ниями ¦щиеся дети¦
+---------------------+---------+----------+----------+----------+
¦Глухие ¦ 2 ¦ 8 ¦ 3 ¦ 8 ¦
+---------------------+---------+----------+----------+----------+
¦Слабослышащие ¦ 3 ¦ 8 ¦ 4 ¦ 8 ¦
+---------------------+---------+----------+----------+----------+
¦Слепые ¦ 2 ¦ 6 ¦ 3 ¦ 6 ¦
+---------------------+---------+----------+----------+----------¦
¦Слабовидящие ¦ 3 ¦ 8 ¦ 4 ¦ 10 ¦
+---------------------+---------+----------+----------+----------+
¦С амблиопией и ¦ 5 ¦ 10 ¦ 5 ¦ 10 ¦
¦косоглазием ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------+---------+----------+----------+----------+
¦Легкая форма ДЦП ¦ 4 ¦ 8 ¦ 4 ¦ 10 ¦
+---------------------+---------+----------+----------+----------+
¦Другие нарушения ¦ 6 ¦ 10 ¦ 6 ¦ 12 ¦
¦опорно - ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦двигательного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦аппарата ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------+---------+----------+----------+----------+
¦С задержкой ¦ 4 ¦ 10 ¦ 5 ¦ 12 ¦
¦психического развития¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------+---------+----------+----------+----------+
¦С нарушением ¦ 5 ¦ 10 ¦ 5 ¦ 10 ¦
¦интеллекта ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦(неосложненная форма ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦олигофрении в степени¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦дебильности) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------+---------+----------+----------+----------+
¦Не имеющие выраженных¦ 6 ¦ 12 ¦ 6 ¦ 12 ¦
¦первичных отклонений ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦в развитии, но ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦отстающие от ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦возрастной нормы (в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦т.ч. с нарушениями ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦эмоционально - ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦волевой сферы) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L---------------------+---------+----------+----------+-----------
При организации смешанной группы необходимо предусмотреть решение ряда специфических задач:
- осуществление ранней, полноценной социальной и образовательной интеграции воспитанников с отклонениями в развитии в среду нормально развивающихся сверстников путем создания условий для разнообразного общения детей в дошкольном образовательном учреждении;
- проведение коррекционно - педагогической, медико - психологической и социальной работы с детьми, имеющими отклонения в развитии;
- оказание необходимой коррекционно - педагогической поддержки воспитанникам, не имеющим выраженных первичных отклонений в развитии, но отстающим от возрастной нормы;
- обучение родителей (законных представителей) педагогическим технологиям сотрудничества со своим ребенком, приемам и методам его воспитания и обучения; оказание им психологической поддержки.
Содержание образовательного процесса в смешанной группе определяется программой дошкольного образования и специальными (коррекционными) программами с учетом индивидуальных особенностей воспитанников (возраста, структуры нарушения, уровня психофизического развития и т.п.). Педагогический коллектив самостоятелен в выборе программ из комплекса вариативных общеразвивающих и коррекционных программ. На каждого воспитанника группы составляется индивидуальная программа развития.
Организационными формами работы смешанной группы являются фронтальные и подгрупповые занятия с воспитанниками, а также занятия малыми подгруппами (по 2 - 3 ребенка), индивидуальные занятия. При этом воспитатели проводят занятия в первую половину дня с нормально развивающимися воспитанниками, а во вторую половину дня - со всеми воспитанниками группы. По такой же схеме проводятся физкультурные и музыкальные занятия. При необходимости воспитанники с отклонениями в развитии обеспечиваются индивидуальными занятиями с инструктором по физическому воспитанию и музыкальным руководителем.
Для организации работы смешанной группы в штат ДОУ вводится должность (одна ставка) учителя - дефектолога (в группу с детьми: с нарушениями слуха - сурдопедагога, с нарушениями зрения - тифлопедагога, с нарушением интеллекта - олигофренопедагога; должность учителя - логопеда может вводиться в дополнение к должности учителя - дефектолога, например, в группу для детей с нарушениями зрения, интеллекта и т.д.). К работе с воспитанниками смешанной группы привлекаются также педагог - психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, ЛФК, а также необходимый медицинский и обслуживающий персонал (например, сурдотехник, медицинская сестра), педагоги дополнительного образования. При этом максимальное количество времени следует отводить на коррекционно - развивающие занятия учителя - дефектолога и педагога - психолога. Рекомендации по организации деятельности педагогического и обслуживающего персонала смешанных групп, а также Перечень рекомендуемой документации содержатся в Приложениях 1, 2.
В зависимости от степени выраженности и сложности структуры нарушения, продвижения ребенка в процессе обучения и желания родителей (законных представителей) обучение в смешанной группе может осуществляться 1 - 2 года или до его поступления в общеобразовательное учреждение.
В конце каждого года обучения психолого - педагогическая и медико - педагогическая комиссии по результатам обследования воспитанников группы дают рекомендации о дальнейших формах обучения каждого ребенка, имеющего отклонения в развитии.
В случае, если на проведение занятий в группе затрачивается дополнительное время состоящих в штате специалистов, оплата их труда производится за фактически отработанное время.
Таким образом, ДОУ комбинированного вида позволяет обеспечить для всех детей с отклонениями в развитии раннюю интеграцию в той степени, которая доступна и полезна каждому из них на данном этапе развития.
Проведение целенаправленной работы по интеграции детей с отклонениями в развитии в коллектив здоровых сверстников и возможное в связи с этим расширение сети комбинированных дошкольных учреждений не означает упразднения ранее созданных дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида. Более того, такие ДОУ могут принимать активное участие в интегрированном воспитании и обучении той части детей с отклонениями в развитии, которая находится в условиях полной интеграции. Эти дети могут получать квалифицированную коррекционную помощь через группы кратковременного пребывания (письмо Минобразования России "Об организации в дошкольных образовательных учреждениях групп кратковременного

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФЭК РФ от 16.01.2002 n 2/6 О РАССМОТРЕНИИ РАЗНОГЛАСИЙ, СВЯЗАННЫХ С ГОСУДАРСТВЕННЫМ РЕГУЛИРОВАНИЕМ ТАРИФОВ НА ЭЛЕКТРИЧЕСКУЮ И ТЕПЛОВУЮ ЭНЕРГИЮ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, МЕЖДУ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ КОМИССИЕЙ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ И ФГУП ГОРЬКОВСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА  »
Постановления и Указы »
Читайте также