РАСПОРЯЖЕНИЕ Минтранса РФ от 11.01.2002 n ОС-12-р О МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЯХ ПО ТЕХНОЛОГИИ АРМИРОВАНИЯ АСФАЛЬТОБЕТОННЫХ ПОКРЫТИЙ ДОБАВКАМИ БАЗАЛЬТОВЫХ ВОЛОКОН (ФИБРОЙ) ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ И РЕМОНТЕ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ


МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 11 января 2002 г. N ОС-12-р
О "МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЯХ ПО ТЕХНОЛОГИИ
АРМИРОВАНИЯ АСФАЛЬТОБЕТОННЫХ ПОКРЫТИЙ ДОБАВКАМИ
БАЗАЛЬТОВЫХ ВОЛОКОН (ФИБРОЙ) ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ
И РЕМОНТЕ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ"
В целях повышения методического обеспечения деятельности дорожных организаций при строительстве (реконструкции) и ремонте автомобильных дорог:
1. Одобрить и рекомендовать к применению с 1 января 2002 года "Методические рекомендации по технологии армирования асфальтобетонных покрытий добавками базальтовых волокон (фиброй) при строительстве и ремонте автомобильных дорог" (далее - Методические рекомендации).
2. Федеральным управлениям автомобильных дорог, управлениям автомобильных магистралей организовать использование при соответствующем технико - экономическом обосновании Методических рекомендаций и осуществить комплекс необходимых мероприятий, направленных на их внедрение при строительстве (реконструкции) и ремонте автомобильных дорог.
3. Территориальным органам управления дорожным хозяйством субъектов Российской Федерации рекомендовать использовать Методические рекомендации при строительстве (реконструкции) и ремонте автомобильных дорог.
4. Управлению инноваций и технического нормирования и дорожном хозяйстве Росавтодора (Чванов В.В.) с участием Информавтодора (Мепуришвили Д.Г.) в установленном порядке организовать распространение Методических рекомендаций в организациях, упомянутых в п. 2 настоящего распоряжения.
5. Контроль за исполнением настоящего распоряжения оставляю за собой.
Заместитель Министра
О.В.СКВОРЦОВ



Приложение
к распоряжению Росавтодора
от 11 января 2002 г. N ОС-12-р
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ТЕХНОЛОГИИ АРМИРОВАНИЯ АСФАЛЬТОБЕТОННЫХ
ПОКРЫТИЙ ДОБАВКАМИ БАЗАЛЬТОВЫХ ВОЛОКОН (ФИБРОЙ)
ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ И РЕМОНТЕ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ
Предисловие
Настоящие "Рекомендации по технологии армирования асфальтобетонных покрытий добавками базальтовых волокон (фиброй) при строительстве и ремонте автомобильных дорог" разработаны по заданию Государственной службы дорожного хозяйства Минтранса России.
Рекомендации предназначены для повышения трещиностойкости и сдвигоустойчивости дорожных асфальтобетонных покрытий, повышения их долговечности, продления сроков службы.
Рекомендации могут быть использованы федеральными и территориальными органами управления дорожным хозяйством, дирекциями строящихся дорог, а также проектными и подрядными производственными организациями при строительстве и ремонте асфальтобетонных покрытий автомобильных дорог общего пользования.
Рекомендации содержат положения о порядке проведения работ, технических требованиях к применяемым материалам, особенностях определения оптимального состава армированного асфальтобетона, технологии производства армированных асфальтобетонных смесей, технологии устройства слоев асфальтобетонных покрытий из армированного асфальтобетона при строительстве и ремонте дорог, а также указания по контролю качества и обеспечению безопасности работ и охране окружающей среды.
1. Общие положения
1.1. Настоящие Рекомендации предназначены для технологического обеспечения производства и применения при строительстве и ремонте дорожных асфальтобетонных покрытий асфальтобетонов, армированных добавкой базальтовых волокон.
1.2. Армированный асфальтобетон предназначен для устройства верхних слоев покрытий на дорогах I - III категорий во всех дорожно - климатических зонах.
1.3. Базальтоволокнистые материалы, используемые в качестве армирующей добавки в составе асфальтобетонов, имеют ряд преимуществ по сравнению с другими волокнистыми материалами, в т.ч. высокую температуростойкость, прочность и долговечность, экологическую безопасность, негорючесть и невзрывоопасность, химическую инертность (не выделяют и не образуют токсичных веществ в воздушной и химически агрессивных средах), а также неограниченность сырьевых запасов базальта.
1.4. В результате армирования асфальтобетона добавками базальтовых волокон обеспечивается повышенная трещиностойкость дорожных асфальтобетонных покрытий, их сдвигоустойчивость, морозостойкость, что расширяет ассортимент применяемых каменных материалов и битумных вяжущих при производстве дорожных асфальтобетонных смесей в соответствии с требованиями ГОСТ 9128-97 и в целом способствует решению проблем повышения качества асфальтобетонов и продления сроков службы дорожных асфальтобетонных покрытий.
1.5. Общие требования к опытному участку покрытия должны соответствовать указаниям СНиП 3.06.03-85 и СНиП 3.06.06-88.
2. Технические требования к материалам,
применяемым для приготовления асфальтобетонов,
армированных добавками базальтовых волокон
2.1. Для проведения опытно - производственных работ по устройству верхнего слоя покрытия с применением армированного асфальтобетона следует использовать плотный горячий мелкозернистый асфальтобетон типа "Б" согласно классификации ГОСТ 9128-97.
2.2. Физико - механические показатели свойств армированного асфальтобетона должны отвечать требованиям р. 5 ГОСТа 9128-97.
2.3. Требования к исходным материалам.
Используемые для приготовления армированного асфальтобетона исходные материалы - щебень, песок, минеральный порошок и битум - должны отвечать требованиям р. 5.15 ГОСТа 9128-97.
2.4. Выбор типа каменных материалов, используемых для производства асфальтобетонной смеси, следует осуществлять в соответствии с требованиями таблицы 10 ГОСТ 9128-97. Выбор марки битума осуществляется в соответствии с рекомендациями, содержащимися в приложении "А" ГОСТа 9128-97. При проведении опытно - производственных работ в центральных регионах страны для производства асфальтобетона следует использовать битум, отвечающий требованиям ГОСТ 22245-90 к марке БНД 60/90.
2.5. Используемые для армирования асфальтобетона базальтовые волокна должны иметь длину 5 - 15 мм, влажность не более 1%, не комковаться и не слипаться. Базальтовые волокна не должны содержать загрязняющих примесей.
3. Технология приготовления
3.1. Асфальтобетонную смесь с добавкой базальтового волокна приготавливают в асфальтобетонных установках, оборудованных линией подачи и дозирования базальтового волокна.
3.2. Погрешность дозирования комплектов при приготовлении смеси не должна превышать (% массы): для щебня, песка, минерального порошка и битума +/- 1%, для добавок базальтового волокна +/- 5%.
3.3. Система дозирования базальтового волокна может быть объемная или весовая.
3.4. Технологический процесс приготовления смеси рекомендуется выполнять в следующем порядке:
- пофракционное дозирование горячих минеральных материалов (щебня и песка), холодного минерального порошка, холодного базальтового волокна, горячего битума;
- подача отдозированных минеральных материалов в мешалку;
- подача отдозированных минерального порошка и базальтового волокна (из одного или двух дозаторов);
- "сухое" перемешивание минеральных материалов с минеральным порошком и базальтовым волокном (15 - 20 сек.);
- подача отдозированного битума в мешалку и мокрое перемешивание минеральных материалов с битумом (20 - 30 сек.);
- выгрузка готовой смеси в накопительный бункер или кузов автомобиля - самосвала.
3.5. Температура нагрева минеральных материалов 170 - 180 °C, т.е. на 10 - 20 °C меньше, чем при приготовлении по ГОСТ 9128-87.
3.6. Температура асфальтобетонной смеси при выпуске из смесителя должна соответствовать требованиям табл. 1.
Таблица 1
-------------------------------T---------------------------------¬
¦ Марка вяжущего по глубине ¦ Температура смеси, °C ¦
¦ проникания иглы ¦ ¦
+------------------------------+---------------------------------+
¦ 40 - 60 ¦ 160 - 175 ¦
¦ 60 - 90 ¦ 155 - 170 ¦
¦ 90 - 130 ¦ 150 - 165 ¦
¦ 130 - 200 ¦ 140 - 160 ¦
L------------------------------+----------------------------------
3.7. Время хранения смеси в накопительном бункере не более 0,5 часа.
3.8. Для предотвращения смеси при выгрузке ее в кузов автомобиля - самосвала необходимо производить выгрузку в 3 - 5 приемов по длине кузова.
3.9. Для предотвращения загрязнения смеси кузов самосвала должен быть чистым. Для предотвращения налипания смеси на кузов он должен быть обработан специальным составом.
4. Технология укладки и уплотнения
4.1. Асфальтобетонную смесь с добавкой базальтового волокна укладывают асфальтоукладчиком и уплотняют звеном катков, обеспечивающим требуемый темп строительства слоя асфальтобетонного покрытия.
4.2. Укладку и уплотнение асфальтобетонной смеси с добавкой базальтового волокна ведут по типовым технологическим схемам с особым контролем температурного режима.
4.3. Все работы по подготовке поверхности основания или нижнего слоя покрытия следует производить в сухую погоду, на сухом нижележащем слое при температуре воздуха не ниже плюс 5 °C и силе ветра не более 6 м/сек.
4.4. Обработку поверхности нижележащего слоя битумом (битумной эмульсией) выполняют на ширину укладки плюс 0,1 - 0,15 с плотным слоем без разрывов.
4.5. Температура битума должна составлять 140 - 160 °C, температура битумной эмульсии при температуре воздуха 20 °C и выше равна температуре воздуха ниже 20° C не ниже 50 °C.
4.6. Температура асфальтобетонной смеси в самосвалах на месте укладки, начала уплотнения уложенной смеси и в конце процесса уплотнения должна соответствовать требованиям табл. 2.
Таблица 2
-----------T-----------------------------------------------------¬
¦ Марка ¦ Температура асфальтобетонной смеси, °C ¦
¦ вяжущего +--------------------T-----------------T--------------+
¦по глубине¦в самосвале на месте¦ в слое в начале ¦в слое в конце¦
¦проникания¦ укладки (не ниже) ¦укладки (не выше)¦ укладки (не ¦
¦ иглы ¦ ¦ ¦ ниже) ¦
+----------+--------------------+-----------------+--------------+
¦ 40 - 60 ¦ 150 ¦ 170 ¦ 115 ¦
¦ 60 - 90 ¦ 145 ¦ 165 ¦ 110 ¦
¦ 90 - 130 ¦ 140 ¦ 160 ¦ 105 ¦
¦130 - 200 ¦ 130 ¦ 150 ¦ 100 ¦
L----------+--------------------+-----------------+---------------
5. Особенности определения оптимального
состава армированного асфальтобетона
5.1. Определение оптимального состава армированного асфальтобетона осуществляется в соответствии с общими принципами выбора асфальтобетона для устройства верхних слоев покрытий автомобильных дорог и основными принципами подбора оптимального состава асфальтобетонных смесей, изложенных в р. 3 "Пособия по строительству асфальтобетонных покрытий и оснований автомобильных дорог и аэродромов". Подбор состава асфальтобетонной смеси включает проведение испытаний всех компонентов минеральной части смеси и битума с последующим установлением рационального соотношения между ними, обеспечивающего получение асфальтобетона, физико - механические свойства которого отвечают всем требованиям ГОСТ 9128-97. Методики испытания минеральных компонентов асфальтобетонной смеси, битума и самой асфальтобетонной смеси должны приниматься в соответствии с требованиями ГОСТ 9128-97. Зерновой состав минеральной части смеси (без базальтовых волокон) должен соответствовать требованиям таблицы 3 ГОСТа 9128-97.
5.2. Особенность определения оптимального состава асфальтобетона, армированного добавкой базальтовых волокон, заключается в том, что при введении в состав минеральной части асфальтобетонной смеси базальтовых волокон в количестве 0,35 - 0,4% (по массе) содержание минерального порошка в смеси целесообразно снизить до 4,5 - 5%. Окончательно оптимальное содержание компонентов в составе асфальтобетонной смеси уточняется на основании результатов лабораторных испытаний вариантов составов с целью учета особенностей свойств реально используемых в производственных условиях материалов.
5.3. Методика определения оптимального состава армированного асфальтобетона включает следующие этапы:
- выбор типа асфальтобетонной смеси для проведения опытно - производственных работ по устройству верхнего слоя дорожного покрытия в соответствии с указаниями ГОСТ 9128-97;
- определение характеристик исходных минеральных материалов (щебня, песка и минерального порошка), предназначенных для приготовления асфальтобетона, с целью установления соответствия их требованиям р. 5.15 ГОСТ 9128-97;
- определение свойств битума, предназначенного для приготовления асфальтобетона, с целью установления соответствия их требованиям ГОСТ 22245-90 и п. 4 настоящих Рекомендаций;
- определение характеристик базальтовых волокон, предназначенных для армирования асфальтобетона, с целью установления соответствия их требованиям ТУ 5952-034-00204949-96 и п. 4 настоящих Рекомендаций;
- определение оптимального соотношения минеральных компонентов в составе асфальтобетонной смеси в соответствии с требованиями таблицы 3 ГОСТ 9128-97;
- определение оптимального содержания битума в составе асфальтобетонной смеси в соответствии с указаниями р. 3 "Пособия по строительству асфальтобетонных покрытий и оснований автомобильных дорог и аэродромов";
- приготовление образцов армированного асфальтобетона с содержанием добавки базальтовых волокон в количестве 0,4% от массы минеральной части смеси и сниженным вдвое количеством минерального порошка;
- определение физико - механических характеристик полученного армированного асфальтобетона и сопоставление их с требованиями р. 5 ГОСТ 9128-97;
- корректировка при необходимости содержания битума, минерального порошка или базальтовых волокон в составе асфальтобетонной смеси с целью получения асфальтобетона, физико - механические характеристики которого полностью отвечают требованиям ГОСТ 9128-97.
В целях обеспечения водостойкости асфальтобетонов, приготавливаемых с использованием армирующей добавки базальтовых волокон, необходимо обеспечить достаточно хорошее сцепление битума с поверхностью используемых минеральных материалов. Для этого необходимо осуществлять контроль сцепления битума с каменными материалами в соответствии с ГОСТ 11508-74 "Определение сцепления битума с мрамором или с песком. Методы испытания". При необходимости улучшения адгезионных

РАСПОРЯЖЕНИЕ Минтранса РФ от 11.01.2002 n НА-11-р ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ДОПОЛНЕНИЙ И ИЗМЕНЕНИЙ В РУКОВОДСТВО ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ПЕРСОНАЛА ОВД ГА  »
Постановления и Указы »
Читайте также