ПРИКАЗ ЦБ РФ от 10.01.2002 n ОД-7 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ВЕДОМСТВЕННЫХ НОРМ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ЗДАНИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ГЛАВНЫХ УПРАВЛЕНИЙ, НАЦИОНАЛЬНЫХ БАНКОВ И РАСЧЕТНО - КАССОВЫХ ЦЕНТРОВ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ВНП 001-01/БАНК РОССИИ


ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИИ
ПРИКАЗ
от 10 января 2002 г. N ОД-7
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ
В ДЕЙСТВИЕ ВЕДОМСТВЕННЫХ НОРМ ПРОЕКТИРОВАНИЯ
"ЗДАНИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ГЛАВНЫХ УПРАВЛЕНИЙ, НАЦИОНАЛЬНЫХ
БАНКОВ И РАСЧЕТНО - КАССОВЫХ ЦЕНТРОВ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ", ВНП 001-01/БАНК РОССИИ
В целях осуществления единой технической политики в вопросах проектирования, строительства, реконструкции и капитального ремонта зданий главных управлений (национальных банков) и расчетно - кассовых центров Центрального банка Российской Федерации приказываю:
1. Утвердить Ведомственные нормы проектирования "Здания территориальных главных управлений, национальных банков и расчетно - кассовых центров Центрального банка Российской Федерации", ВНП 001-01/Банк России (далее - Ведомственные нормы).
2. Ввести в действие с 1 января 2002 года Ведомственные нормы проектирования "Здания территориальных главных управлений, национальных банков и расчетно - кассовых центров Центрального банка Российской Федерации", ВНП 001-01/Банк России (Приложение к Приказу).
3. Руководителям структурных подразделений, главных управлений (национальных банков) Центрального банка Российской Федерации строго руководствоваться Ведомственными нормами при проектировании, строительстве, реконструкции и капитальном ремонте зданий главных управлений (национальных банков) и расчетно - кассовых центров.
4. Контроль за соблюдением требований Ведомственных норм возложить на заместителя Председателя Центрального банка Российской Федерации Коляскина Е.В.
5. Признать утратившим силу Приказ Центрального банка Российской Федерации от 11.10.95 N 02-214 "Об утверждении и введении в действие Ведомственных норм проектирования "Здания учреждений Центрального банка Российской Федерации", ВНП 001-95/Банк России".
Председатель
В.В.ГЕРАЩЕНКО



Приложение
к Приказу Банка России
от 10 января 2002 г. N ОД-7
Утверждены
Приказом Центрального банка
Российской Федерации
от 10 января 2002 г. N ОД-7
Дата введения -
1 января 2002 года
ВЕДОМСТВЕННЫЕ НОРМЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ
ЗДАНИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ГЛАВНЫХ УПРАВЛЕНИЙ,
НАЦИОНАЛЬНЫХ БАНКОВ И РАСЧЕТНО - КАССОВЫХ ЦЕНТРОВ
ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ВНП 001-01/Банк России
Разработаны: ЗАО "ЦНИИЭП им. Б.С. Мезенцева" (канд. арх. Лернер И.И., инж. Гонитель А.И., инж. Зуйков А.И.), Центральным банком Российской Федерации (инж. Олейникова Н.В., арх. Подолянский И.В., инж. Котов С.Б., инж. Толов А.В., инж. Волкова С.И., инж. Чурсанов А.Н., канд. техн. наук Яковлев Н.А., инж. Коротких П.И., инж. Хасьянов Р.Н., инж. Лисовцев С.В., инж. Бурдейный С.И., инж. Папанов А.А.), ВНИИПО МВД РФ (канд. техн. наук Габриэлян С.Г., канд. техн. наук Чибисов А.Л.), АО "ЦНИИПРОМЗДАНИЙ" (канд. техн. наук Рабинович Ф.Н.), ЦИБО при ОАО "НИИстали" (канд. техн. наук Плакидина С.Н.), НИИЖБ Госстроя России (канд. техн. наук Волков И.В.) под общим руководством заместителя Председателя Банка России Коляскина Е.В.
Внесены: Главным управлением недвижимости Банка России (Русаков А.Ф., Кузнецов М.Н.); Департаментом эмиссионно - кассовых операций Банка России (Юров А.В., Жигарев А.С., Виноградов А.Н.); Межрегиональным центром безопасности Банка России (Федулов Ю.М.).
Согласованы:
Госстроем России;
Главгосэкспертизой России;
Главным управлением Государственной противопожарной службы МВД России;
Главным управлением Вневедомственной охраны МВД России;
Департаментом Государственного санитарно - эпидемиологического надзора Минздрава России.
Утверждены и введены в действие Приказом Центрального банка Российской Федерации от 10 января 2002 г. N ОД-7.
Введение
Ведомственные нормы проектирования "Здания территориальных главных управлений, национальных банков и расчетно - кассовых центров Центрального банка Российской Федерации", ВНП 001-01/Банк России, разработаны на основании действующих общегосударственных нормативных документов в строительстве, обобщения результатов экспертизы проектно - сметной документации, а также замечаний и предложений территориальных главных управлений и национальных банков Банка России по совершенствованию норм ВНП-001-95/Банк России "Здания учреждений Центрального банка Российской Федерации".
В ВНП 001-01/Банк России учтены требования вновь вышедших (после издания в 1995 году ВНП-001-95/Банк России) нормативных документов, в том числе положений и инструкций Центрального банка Российской Федерации.
С введением в действие настоящих Ведомственных норм проектирования ВНП 001-001/Банк России утрачивают силу Ведомственные нормы проектирования ВНП-001-95/Банк России.
1. Область применения
Здания и помещения территориальных главных управлений, национальных банков и расчетно - кассовых центров Центрального банка Российской Федерации следует проектировать, руководствуясь системой действующих нормативных документов в строительстве и настоящими Ведомственными нормами.
Настоящие Нормы распространяются на проектирование вновь сооружаемых и реконструируемых зданий, а также на проектирование помещений этих учреждений, размещаемых в многофункциональных зданиях.
Данными Нормами следует руководствоваться также при разработке проектов капитального ремонта ранее построенных зданий указанного назначения.
При капитальном ремонте и реконструкции объем требований данных Норм устанавливается заданием на проектирование исходя из конкретных условий.
2. Ссылки на нормативные и руководящие документы
В настоящих Нормах использованы ссылки на следующие документы:
СНиП 2.01.07-85* "Нагрузки и воздействия";
СНиП 2.01.50-83 "Нормы проектирования помещений для хранения секретных документов и работы с ними";
СНиП 2.01.51-90 "Инженерно - технические мероприятия гражданской обороны";
СНиП 2.03.01-84* "Бетонные и железобетонные конструкции";
СНиП 2.04.01-85* "Внутренний водопровод и канализация зданий";
СНиП 2.04.05-91* "Отопление, вентиляция и кондиционирование";
СНиП 2.07.01-89* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений";
СНиП 2.08.02-89* "Общественные здания и сооружения";
СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений";
СНиП 21-02-99 "Стоянки автомобилей";
СНиП 23-0199 "Строительная климатология";
СНиП 23-05-95 "Естественное и искусственное освещение";
СНиП 3.03.01-87 "Несущие и ограждающие конструкции";
СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения";
СНиП II-11-77* "Защитные сооружения гражданской обороны";
СНиП II-89-80* "Генеральные планы промышленных предприятий";
СНиП II-12-77 "Защита от шума";
СНиП II-22-81 "Каменные и армокаменные конструкции";
СанПиН 2.1.6.983-00 "Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест";
СанПиН 2.2.0.555-96 "Гигиенические требования к условиям труда женщин";
СанПиН 2.2.1/2.1.1.1031-01 "Проектирование, строительство, реконструкция и эксплуатация предприятий, планировка и застройка населенных мест. Санитарно - защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов";
СанПиН 2.2.4/2.1.8.562-96 "Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки. Санитарные нормы";
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеются ввиду санитарные нормы с номером СН 2.2.4/2.1.8.562-96, а не СанПиН 2.2.4/2.1.8.562-96. СанПиН 2.2.4.548-96 "Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений";
СанПиН 2.2.4/2.1.8.055-96 "Электромагнитные излучения радиочастотного диапазона (ЭМИ РЧ). Санитарные правила и нормы";
СанПиН 2.2.2.542-96 "Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персональным электронно - вычислительным машинам и организации работ";
СанПиН 2.3.6.9.59-00 "Санитарно - эпидемиологические требования к организации общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них продовольственного сырья и пищевых продуктов";
СП 11-107-98 "Порядок разработки и состав раздела "Инженерно - технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций";
СП 35-101-2001 "Проектирование зданий и сооружений с учетом доступности для маломобильных групп населения";
СП 35-103-2001 "Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным посетителям";
СП 35-104-2001 "Здания и помещения с местами приложения труда инвалидов";
ВСП 103-97/Банк России "Сталефибробетонные ограждения защищаемых помещений учреждений Центрального банка Российской Федерации. Правила производства работ, контроля качества и приемки";
ВСН 01-89 "Предприятия по обслуживанию автомобилей";
ВСН 56-97 "Подбор состава сталефибробетонных смесей";
ВСН 59-88 "Электрооборудование жилых и общественных зданий";
ВСН 62-91* "Проектирование среды жизнедеятельности с учетом потребности инвалидов и других маломобильных групп населения";
НПБ 88-2001 "Установки пожаротушения и сигнализации. Нормы и правила проектирования";
НПБ 104-95 "Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях";
НПБ 105-95 "Определение категорий помещений и зданий по взрывопожарной и пожарной опасности";
НПБ 110-99 "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией";
НТПД-90 "Нормы технологического проектирования дизельных электростанций";
ППБ 01-93 "Правила пожарной безопасности в Российской Федерации";
РД 34.20.185-94 "Инструкция по проектированию городских электрических сетей";
РД 34.21.122-87 "Инструкция по устройству молниезащиты зданий и сооружений";
РД 25.952-90/МВД России "Системы автоматического пожаротушения, пожарной, охранной и охранно - пожарной сигнализации";
РД 78.143-92/МВД России "Системы и комплексы охранной сигнализации. Нормы проектирования";
РД 78.145-93/МВД России "Системы и комплексы охранной, пожарной и охранно - пожарной сигнализации. Правила производства и приемки работ";
РД 78.147-93/МВД России "Единые требования по технической укрепленности и оборудованию сигнализацией охраняемых объектов";
ПУЭ "Правила устройства электроустановок";
ПЭЭП "Правила эксплуатации электроустановок потребителей";
ГОСТ 12.1.004-91* "Пожарная безопасность. Общие требования";
ГОСТ 13109-97 "Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения";
ГОСТ 22011-90 "Лифты пассажирские и грузовые. Технические условия";
ГОСТ 26633-91 "Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия";
ГОСТ 380-94 "Сталь углеродистая обыкновенного качества. Марки";
ГОСТ Р 50460-92 "Знак соответствия при обязательной сертификации. Формы, размеры и технические требования";
Серия ГОСТ Р 50571 "Электроустановки зданий";
ГОСТ Р 50658-94 "Системы тревожной сигнализации. Часть 2. Требования к системам охранной сигнализации. Раздел 4. Ультразвуковые доплеровские извещатели для закрытых помещений";
ГОСТ Р 50862-96 "Сейфы и хранилища ценностей. Требования и методы испытаний на устойчивость к взлому и огнестойкость";
ГОСТ Р 50776-95 "Системы тревожной сигнализации. Часть 1. Общие требования. Раздел 4. Руководство по проектированию, монтажу и техническому обслуживанию";
ГОСТ Р 50941-96 "Кабина защитная. Общие технические требования и методы испытаний";
ГОСТ Р 51053-97 "Замки сейфовые. Требования и методы испытаний на устойчивость к криминальному открыванию и взлому";
ГОСТ Р 51072-97 "Двери защитные. Общие технические требования и методы испытаний на устойчивость к взлому и пулестойкость";
ГОСТ Р 51110-97 "Средства защитные банковские. Общие технические требования";
ГОСТ Р 51111-97 "Средства защитные банковские. Правила приемки и испытаний";
ГОСТ Р 51112-97 "Средства защитные банковские. Требования по пулестойкости и методы испытаний";
ГОСТ Р 51113-97 "Средства защитные банковские. Требования по устойчивости к взлому и методы испытаний";
ГОСТ Р 51136-98 "Стекла защитные многослойные. Общие технические условия";
ГОСТ Р 51221-98 "Средства защитные банковские. Термины и определения";
ГОСТ Р 51222-98 "Средства защитные банковские. Жалюзи. Общие технические условия";
ГОСТ Р 51223-98 "Средства защитные банковские. Шлюзы для передачи ценностей. Общие технические условия";
ГОСТ Р 51224-98 "Средства защитные банковские. Двери и люки. Общие технические требования";
ГОСТ 9731-79 "Баллоны стальные бесшовные";
СТ СЭВ 4867-84 "Защита от шума в строительстве. Звукоизоляция ограждающих конструкций. Нормы";
Инструкция N 609 МВД России от 30.12.93 "Требования к техническому оборудованию помещения, предназначенного для хранения огнестрельного оружия";
РТМ 6505-84/ГСПИ Минатома России "Руководство по проектированию помещений с заданной звукоизоляцией";
Инструкция Банка России N 87-И от 27.01.2000 "О порядке получения, учета, хранения, выдачи, использования и транспортирования боевого ручного стрелкового оружия и патронов к нему в Центральном банке Российской Федерации (в том числе Российском объединении инкассации) и его территориальных учреждениях";
Инструкция Банка России N 71-И от 25.02.1998 "Инструкция по организации ведомственного хранения документов в архивах Банка России".
3. Общие положения
3.1. Здания территориальных учреждений Центрального банка Российской Федерации, осуществляющих банковскую деятельность, подразделяются на две основные группы:
- здания главных управлений Банка России в областях, краях, республиках (ГУ) и национальных банков (НБ) республик, входящих в состав Российской Федерации;
- здания расчетно - кассовых центров (РКЦ), являющихся учреждениями межрайонного и районного значения.
3.2. ГУ (НБ) и РКЦ должны размещаться в отдельно стоящих зданиях. Исключения допускаются в условиях реконструкции по согласованию с Межрегиональным центром безопасности (МРЦБ) и Департаментом эмиссионно - кассовых операций (ДЭКО) Банка России.
Головные расчетно - кассовые центры (ГРКЦ) для удобства функциональной взаимосвязи рекомендуется размещать в зданиях территориальных главных управлений и национальных банков.
Размещение ГУ (НБ) и РКЦ в арендуемых зданиях не допускается.
3.3. При вынужденном размещении учреждений Банка России в одном здании с другими организациями должна обеспечиваться их взаимная планировочная изоляция и автономное функционирование.
3.4. Помещения социально - бытового назначения, обслуживающие наряду с сотрудниками также членов их семей или пенсионеров банка, при размещении в одном объеме со служебными помещениями должны проектироваться, как правило, в виде автономных в функционально - планировочном отношении блоков с самостоятельными наружными входами. При необходимости устройства перехода в служебную зону он должен предусматривается в одном месте.
3.5. Уровень ответственности для зданий главных управлений, национальных банков и расчетно - кассовых центров следует принимать II (см. приложение 7* к СНиП 2.01.07-85*).
3.6. Расчетное количество сотрудников в здании, в зависимости от которого указываются нормативные требования, определяется без учета служащих охраны и обслуживающего персонала (работников общественного питания, персонала обслуживающих здание ремонтных мастерских, шоферов, гардеробщиков, уборщиц).
3.7. Показатели, указанные в зависимости от расчетного количества сотрудников, при значениях численности, не совпадающих с приведенными в тексте, следует определять путем интер- или экстраполяции.
3.8. При проектировании следует учитывать требования к условиям труда, изложенные в СанПиН 2.2.0.555-96, СанПиН 2.2.2.542-96, СанПиН 2.2.4/2.1.8.562-96, СанПиН 2.2.4/2.1.8.055-96 и СанПиН 2.2.4.548-96.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеются ввиду санитарные нормы с номером СН 2.2.4/2.1.8.562-96, а не СанПиН 2.2.4/2.1.8.562-96. 3.9. По заданию на проектирование, согласованному с территориальным органом по делам ГО и ЧС, следует предусматривать инженерно - технические мероприятия гражданской обороны и мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций. При проектировании руководствоваться требованиями СП 11-107-98, СНиП 2.01.51-90 и СНиП II-11-77*.
3.10. При проектировании зданий ГУ (НБ) и РКЦ необходимо предусматривать меры, облегчающие доступ и пребывание в здании сотрудникам и клиентам с поражениями опорно - двигательного аппарата. При этом следует руководствоваться требованиями раздела 4 СНиП 2.08.02-89*, СНиП 35-01-2001, СП 35-101-2001, СП 35-103-2001 и СП 35-104-2001, а также заданием на проектирование, уточняющим планировочные зоны, в которых такие мероприятия должны предусматриваться.
3.11. Оборудование, материалы и изделия, подлежащие обязательной сертификации при применении на территории Российской Федерации, допускается применять на объектах Центрального банка Российской Федерации только при наличии сертификатов соответствия установленным требованиям.
4. Требования к участку
4.1. Участки для строительства зданий ГУ (НБ) и РКЦ следует выбирать в зонах удобной транспортной доступности для клиентов, сотрудников и спецавтотранспорта.
4.2. Интенсивность воздействий на персонал вредных факторов окружающей среды на участках для строительства ГУ (НБ) и РКЦ должна быть в пределах, допустимых для селитебных зон, а на технологическое оборудование (химическая агрессивность, электромагнитные воздействия, вибрация, запыленность и т.п.) - в пределах, определяемых техническими условиями его эксплуатации.
4.3. Наличие транзитных инженерно - технических коммуникаций на территории ГУ (НБ) и РКЦ, отнесенной к зоне с ограниченным доступом, не допускается.
4.4. Здания ГУ (НБ) и РКЦ должны размещаться, как правило, на ограждаемых территориях с ограниченным доступом. В градостроительных ситуациях, когда выполнение данного условия невозможно, в границах участка следует выделять функционально необходимые зоны с ограниченным доступом, требования к которым устанавливаются частным техническим заданием по обеспечению технической укрепленности объекта (см. раздел 6).
4.5. Площадь земельных участков для строительства отдельно стоящих зданий ГУ (НБ) и РКЦ рекомендуется принимать не менее приведенной в табл. 1.
Таблица 1
ПЛОЩАДЬ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ
------------------------------------T------------T---------------¬
¦ Наименование объекта ¦ Расчетное ¦ Площадь ¦
¦ ¦ количество ¦ земельного ¦
¦ ¦сотрудников,¦ участка ¦
¦ ¦ чел. ¦на 1 объект, га¦
+-----------------------------------+------------+---------------+
¦Расчетно - кассовые центры ¦ 15 ¦ 0,15 ¦
¦ ¦ 25 ¦ 0,20 ¦
¦ ¦ 50 ¦ 0,30 ¦
¦ ¦ 75 ¦ 0,40 ¦
¦ ¦ 100 ¦ 0,50 ¦
¦ ¦ 150 ¦ 0,65 ¦
¦ ¦ 200 ¦ 0,80 ¦
+-----------------------------------+------------+---------------+
¦Территориальные главные управления ¦ 100 ¦ 0,40 ¦
¦и национальные банки ¦ 150 ¦ 0,50 (0,54) ¦
¦ ¦ 200 ¦ 0,60 (0,65) ¦
¦ ¦ 300 ¦ 0,75 (0,80) ¦
¦ ¦ 400 ¦ 0,85 (0,90) ¦
¦ ¦ 500 ¦ 0,95 (1,01) ¦
¦ ¦ 700 ¦ 1,05 (1,12) ¦
¦ ¦ 900 ¦ 1,15 (1,24) ¦
L-----------------------------------+------------+----------------
Примечания. 1. Показатели в скобках - для ГУ (НБ) в комплексе с ГРКЦ.
2. Приведенные показатели не учитывают площадь, необходимую для размещения отдельно стоящих вспомогательных зданий (гараж, склад и т.п.) и инженерных сооружений (трансформаторная подстанция, тепловой пункт, котельная и т.п.).
4.6. Наличие и количество мест для стоянки служебного и специального автотранспорта определяется заданием на проектирование.
Количество мест для автомобилей клиентов РКЦ рекомендуется принимать из расчета 5 мест на одну операционную кассу, а для автомобилей сотрудников РКЦ - из расчета 20 мест на 100 работающих.
Для автомобилей сотрудников и посетителей ГУ и НБ рекомендуется 20 - 40 машино - мест на 100 сотрудников.
4.7. В зданиях ГУ (НБ) допускается устройство встроенных стоянок для служебных автомобилей. Их следует размещать, как правило, в цокольном или подвальном этажах.
В зданиях РКЦ (ГРКЦ) размещение гаражей - стоянок в подвальном и цокольном этажах допускается в порядке исключения при соответствующих обоснованиях (при реконструкции зданий РКЦ на ограниченных по площади земельных участках, по предписанию городских органов архитектуры и градостроительства и др.).
4.8. Стоянки автомобилей сотрудников и посетителей должны располагаться вне служебных зон с ограниченным доступом. Устройство встроенных стоянок данного назначения в служебных зданиях не допускается.
4.9. При размещении на участке ГУ (НБ) и РКЦ гаражей, автономных котельных, дизельных электростанций и других объектов, являющихся источниками загрязнения окружающей среды, следует руководствоваться соответствующими градостроительными и санитарными требованиями, изложенными в СНиП 2.07.01-89*, СанПиН 2.1.6.983-00, СанПиН 2.2.1/2.1.1.1031-01 и СанПиН 2.2.4/2.1.8.562-96.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеются ввиду санитарные нормы с номером СН 2.2.4/2.1.8.562-96, а не СанПиН 2.2.4/2.1.8.562-96.5. Объемно - планировочные и конструктивные
решения зданий
5.1. Высота от пола до потолка в рабочих помещениях должна быть, как правило, 3,3 м, а при устройстве подвесных потолков - не менее 2,8 м. Высоту коридоров от пола до потолка допускается принимать 2,5 м.
При размещении ГУ (НБ) или РКЦ в приспосабливаемых зданиях высоту помещений допускается принимать равной 2,5 м, кроме операционного и кассового залов, высота которых от пола до потолка должна быть не менее 3 м или 2,7 м при устройстве подвесных потолков.
Высота боксов для разгрузки - погрузки инкассаторских машин должна приниматься с учетом габаритов используемых машин.
5.2. Служебные здания учреждений Банка России оборудуются лифтами независимо от этажности, если того требуют условия транспортировки ценностей, технологического оборудования и материалов. Лифты следует применять, как правило, грузопассажирские.
Грузоподъемность лифтов и габариты кабин устанавливаются технологическим заданием. Количество определяется расчетом исходя из назначения и планируемой загрузки.
5.3. Ширина коридоров определяется требованиями к путям эвакуации и условиями транспортировки ценностей, материалов, мебели и оборудования. При этом она должна быть не менее 1,4 м для нового строительства и не менее 1,2 м - при реконструкции.
5.4. Служебные помещения зданий ГУ (НБ) и РКЦ следует проектировать с учетом мероприятий по защите от шума в соответствии с требованиями СНиП 11-12-77 и СТ СЭВ 4867-84.
5.5. В целях уменьшения в летний период нагрузок на кондиционирование на окна, имеющие ориентацию в пределах 130 - 315° в зонах южнее 50° северной широты, рекомендуется устанавливать регулируемые солнцезащитные устройства, в т.ч. межстекольные жалюзи.
Здания главных управлений и национальных банков
5.6. Помещения зданий главных управлений и национальных банков подразделяются на следующие функциональные категории:
- офисные помещения (кабинеты руководителей и общие служебные помещения структурных подразделений);
- помещения для электронно - вычислительной техники и аппаратуры связи;
- помещения делопроизводственного назначения и архивов;
- помещения вспомогательного и обслуживающего назначения;
- помещения охраны объекта и службы безопасности банка;
- помещения инженерно - технического назначения.
Кроме того, в зданиях ГУ (НБ) обычно размещаются, в качестве самостоятельных функционально - планировочных зон, операционный и кассовый блоки ГРКЦ.
5.7. Состав помещений ГРКЦ, организованных при ГУ (НБ), а также требования к ним следует принимать согласно условиям проектирования отдельных РКЦ, излагаемым в подразделе "Здания расчетно - кассовых центров".
Офисные помещения
5.8. Площадь кабинетов руководителей ГУ (НБ) и их заместителей, а также приемных при них следует принимать по табл. 2. Превышение данных показателей допускается в обоснованных случаях по разрешению инстанции, утверждающей задание на проектирование.
Кабинеты руководителей и их заместителей должны, как правило, иметь общую приемную. Площадь объединенной приемной определяется путем увеличения приемной руководителя на 8 кв. м.
Таблица 2
ПЛОЩАДЬ КАБИНЕТОВ И ПРИЕМНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ГУ (НБ)
---------------------------------T-------------------------------¬
¦ Наименование помещений ¦ Площадь кабинетов и приемных, ¦
¦ ¦ кв. м, при количестве ¦
¦ ¦ сотрудников, чел. ¦
¦ +------T----T----T----T---------+
¦ ¦до 300¦ 400¦ 500¦ 600¦свыше 700¦
+--------------------------------+------+----+----+----+---------+
¦Кабинет руководителя ГУ (НБ) ¦ 48 ¦ 54 ¦ 60 ¦ 65 ¦ 72 ¦
+--------------------------------+------+----+----+----+---------+
¦Кабинет первого заместителя ¦ 36 ¦ 42 ¦ 48 ¦ 54 ¦ 60 ¦
¦руководителя ГУ (НБ) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------------------------------+------+----+----+----+---------+
¦Кабинет заместителя руководителя¦ 24 ¦ 27 ¦ 30 ¦ 36 ¦ 40 ¦
¦ГУ (НБ), главного бухгалтера ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------------------------------+------+----+----+----+---------+
¦Приемная руководителя ГУ (НБ) ¦ 27 ¦ 27 ¦ 30 ¦ 36 ¦ 36 ¦
+--------------------------------+------+----+----+----+---------+
¦Приемная зам. руководителя ГУ ¦ 16 ¦ 16 ¦ 18 ¦ 18 ¦ 24 ¦
¦(НБ), главного бухгалтера ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L--------------------------------+------+----+----+----+----------
5.9. При кабинетах начальников ГУ, председателей НБ и их первых заместителей по заданию на проектирование может предусматриваться комната отдыха площадью 9 - 12 кв. м, совмещенный санузел с душевой и подсобное помещение для обслуживания деловых встреч площадью по 4 - 5 кв. м.
5.10. Площадь кабинетов руководителей управлений и отделов рекомендуется принимать в зависимости от численности сотрудников в подразделении:
св. 5 до 10 чел. - 12 кв. м;
св. 10 до 15 чел. - 16 кв. м;
св. 15 до 20 чел. - 18 кв. м;
св. 20 до 45 чел. - 20 кв. м;
св. 45 до 75 чел. - 24 кв. м;
свыше 75 чел. - 30 кв. м.
При количестве сотрудников подразделения до 5 человек рабочее место руководителя размещается, как правило, в общем рабочем помещении.
При кабинетах начальников управлений в составе ГУ (НБ) в обоснованных случаях по заданию на проектирование допускается предусматривать приемные площадью 12 - 16 кв. м.
5.11. Площадь общих рабочих помещений структурных подразделений рекомендуется рассчитывать исходя из показателей, приведенных в табл. 3.
Таблица 3
ПЛОЩАДЬ ОБЩИХ РАБОЧИХ ПОМЕЩЕНИЙ
-------------------------------------------------T---------------¬
¦ Должность, характер деятельности ¦Площадь на одно¦
¦ ¦ рабочее место,¦
¦ ¦ кв. м ¦
+------------------------------------------------+---------------+
¦Руководитель отдела или сектора при размещении в¦ 8,5 ¦
¦общей рабочей комнате ¦ ¦
+------------------------------------------------+---------------+
¦Специалисты и использующие ПЭВМ исполнители, ¦ 6,0 ¦
¦кассир <*> ¦ ¦
+------------------------------------------------+---------------+
¦То же при работе с посетителями в среднем не ¦ 7,5 ¦
¦менее 25% рабочего времени ¦ ¦
+------------------------------------------------+---------------+
¦Работники экспедиций ¦ 8,0 ¦
+------------------------------------------------+---------------+
¦Технические исполнители (при конторском ¦ 4,5 ¦
¦характере труда без применения ПЭВМ) ¦ ¦
L------------------------------------------------+----------------
--------------------------------
<*> Специальные требования к помещениям касс для выдачи наличных денег сотрудникам приведены в Приложении П.
Примечание. При размещении непосредственно в служебных помещениях оперативных архивов, мест для работы посетителей с документами и оргтехники общего пользования расчетную площадь помещений следует увеличивать из расчета 1,4 кв. м на 1 шкаф шириной 1 м, 3 кв. м на 1 рабочее место для посетителей и 2 кв. м на 1 стол для размещения оргтехники общего пользования.
Помещения для электронно - вычислительной техники
и аппаратуры связи
5.12. Состав и площади специальных помещений для средств информационно - вычислительной техники и связи, а также требования к ним определяются техническими заданиями, прилагаемыми к заданию на проектирование, и ведомственными нормативно - инструктивными документами Департамента информационных систем Банка России по проектированию помещений для подразделений информатизации.
5.13. Блок помещений для подразделения спецсвязи должен включать не менее трех помещений, площадь которых определяется в зависимости от размещаемого оборудования и, как правило, составляет: для исполнителей - не менее 10 кв. м, для делопроизводства - не менее 15 кв. м, аппаратной - не менее 20 кв. м. Стены и перегородки, отделяющие данную группу помещений от остальных, а также помещение для исполнителей от служебных помещений должны обладать звукоизоляцией не менее 40 дБ. Вентиляционные каналы также должны оборудоваться звукопоглощающими устройствами.
Помещения делопроизводственного назначения и архивов
5.14. Помещения служб, ведущих прием и отправку корреспонденции, следует размещать в зоне с ограниченным доступом и, как правило, в непосредственной связи с доконтрольной зоной в целях обеспечения возможности передачи корреспонденции посетителями без оформления пропусков. Выходящее в доконтрольную зону окно с лотком для передачи корреспонденции должно иметь защитное исполнение (см. раздел 6).
Площадь помещений данного назначения следует принимать исходя из показателей, приведенных в табл. 3.
5.15. Площадь помещений для ксерокопирования документов следует принимать исходя из технических требований к эксплуатации оборудования, но не менее 6 кв. м на одно рабочее место.
5.16. Состав и площади помещения для служб оперативной полиграфии и требования к ним определяются техническим заданием на проектирование.
5.17. Помещения архивов следует проектировать по техническому заданию в соответствии с требованиями подраздела 8.1 Инструкции N 71-И и других документов Банка России, регламентирующих работу архивов, а также "Основных правил работы ведомственных архивов", краткие выдержки из которых приведены в Приложении Б.
Расчет потребной площади архива производится с учетом задаваемого расчетного периода полного заполнения архивохранилища, нормализованных объемов наличных фондов (без учета документов, подлежащих списанию), прогнозируемых темпов их прироста за счет разницы поступлений и нормативных списаний, видового состава, принятого способа хранения и применяемого оборудования.
Объем хранения должен задаваться, как правило, в условных единицах, используемых в СН 426-82.
Если перевод объема хранения, выраженного в учетных единицах, в условные единицы затруднен, в исходных данных, наряду с объемом фонда в учетных единицах, следует указывать определяемую опытным путем, по видам документов, усредненную плотность хранения (например, количество учетных единиц на 1 погонном метре полок для документов на бумажных носителях).
Для хранения активной части фонда рекомендуется использование стационарных стеллажей. Применение подвижных стеллажей для компактного хранения целесообразно для стесненных условий и хранения пассивных фондов.
5.18. При предварительном определении потребной площади помещений архивов рекомендуется использовать следующие показатели:
- на 1 рабочее место архивариуса - 8,0 кв. м;
- на 1 подсобное рабочее место - 4,5 кв. м;
- на 1 место для работы посетителей - 3,0 кв. м;
- на 1 м погонный двухстороннего стационарного стеллажа - 1,9 кв. м;
- на 1 м погонный двухстороннего передвижного стеллажа для компактного хранения - 1,2 кв. м;
- на 1 шкаф шириной 1 м - 1,5 кв. м.
5.19. Архивохранилища, учитывая значительные нагрузки на перекрытия, следует размещать, как правило, в нижних этажах зданий за пределами зон, где в дальнейшем может потребоваться перепланировка.
Помещения хранилищ должны быть надежно защищены от сырости, затопления вследствие природных явлений и аварий трубопроводов, от протечек сверху.
Помещения вспомогательного и обслуживающего назначения
5.20. К помещениям вспомогательного и обслуживающего назначения относятся следующие категории помещений:
- помещения для совещаний и переговоров;
- помещения предприятий общественного питания;
- ремонтные мастерские, материальные и хозяйственные кладовые;
- бытовые и санитарные помещения;
- помещения медицинского назначения;
- помещения входной группы.
5.21. Количество мест в помещениях для совещаний и переговоров принимается по заданию на проектирование и не должно превышать, как правило, 10% от расчетного числа сотрудников плюс 15 мест. Площадь таких помещений определяется из расчета не менее 2,7 кв. м на 1 место при использовании аудиовизуальных средств информации и не менее 2 кв. м при их отсутствии. На каждое дополнительное место без стола следует предусматривать не менее 1 кв. м.
5.22. Рекомендуемая вместимость залов собраний - 50 - 70% расчетной численности сотрудников. Площадь зала, включая место для президиума, следует принимать из расчета не менее 1,2 кв. м на одно место без пюпитра и не менее 1,4 кв. м на одно место с пюпитром.
Площадь кулуаров при залах собраний следует принимать из расчета 0,45 кв. м на одно место в зале.
5.23. Вместимость предприятий общественного питания рекомендуется принимать из расчета 25% от численности обслуживаемого контингента. В условиях дефицита площади расчетное количество мест, по согласованию с заказчиком, допускается уменьшать за счет использования скользящего графика обеденного перерыва.
Состав и площади помещений принимаются на основании нормативно - методических документов по проектированию предприятий общественного питания.
Столовые следует проектировать, как правило, на сырье.
Проект должен учитывать требования СанПиН 2.3.6.9.59-00.
5.24. Состав и площади кладовых материалов производственного назначения (оргтехники, запасных частей, расходных и упаковочных материалов и др.), требования к их оснащению устанавливаются технологическим заданием в зависимости от расчетных объемов оперативных запасов. При этом площадь кладовой канцелярских принадлежностей следует предусматривать из расчета не менее 0,1 кв. м на одного сотрудника расчетной численности плюс 6 кв. м на зону приема - выдачи материалов.
5.25. Для хранения уборочного инвентаря на каждом этаже должны быть предусмотрены помещения площадью не менее 1,5 кв. м. Помещения могут размещаться при санитарных узлах.
5.26. Санитарные узлы следует, как правило, размещать на каждом этаже здания.
В условиях реконструкции допускается размещать санитарные узлы для мужчин и женщин через один этаж при количестве работающих на этаже не более 30 чел.
Количество приборов следует принимать из расчета не менее одного унитаза и одного писсуара на 50 мужчин и одного унитаза на 20 женщин, а количество умывальников - из расчета не менее 1 умывальника на 3 прибора, но не менее одного.
Соотношение мужчин и женщин определяется заданием на проектирование.
5.27. Помещения для личной гигиены следует предусматривать при женских санузлах из расчета не менее одного на 50 женщин. Площадь такого помещения должна быть не менее 4 кв. м.
5.28. Гардеробные обслуживающего персонала рассчитываются на суммарную численность рабочих, обслуживающих инженерные системы и производящих уборку помещений и территории.
Гардеробные оборудуются индивидуальными шкафами и должны иметь площадь из расчета 1,5 кв. м на один шкаф. При вынужденном устройстве гардеробной без разделения на мужскую и женскую дополнительно предусматриваются кабины для переодевания площадью 1 кв. м из расчета одна на каждые 10 мест.
Душевые для обслуживающего персонала предусматриваются из расчета 1 душевая сетка на 10 мест в гардеробной.
5.29. Для сотрудников, работа которых требует напряженной концентрации внимания (операторов ЭВМ и др.), по заданию на проектирование могут предусматриваться специальные помещения для кратковременного отдыха и психологической разгрузки. Площадь таких помещений следует принимать по 0,7 кв. м на одного человека в расчете на всю численность обслуживаемых данным помещением персонала, но не менее 12 кв. м.
При оборудовании таких помещений мини - кухнями ("чайными") расчетную площадь следует увеличивать на 4 - 6 кв. м, в зависимости от состава и габаритов оборудования.
5.30. Площадь комнаты отдыха обслуживающего и эксплуатационного персонала (шоферов, гардеробщиков, работников технического обслуживания здания) следует принимать из расчета не менее 0,5 кв. м на одного человека, обслуживаемого данным помещением, но не менее 9 кв. м.
5.31. В состав помещений входной группы входят: доконтрольная зона вестибюля - аванвестибюль, пост охраны с контрольными тамбурами - шлюзами, вестибюль, гардеробная для посетителей, бюро пропусков.
5.32. Аванвестибюль предназначен для ожидающих оформления пропусков посетителей, размещения телефонных кабин внутренней связи и, при необходимости, непродолжительного общения сотрудников банка с посетителями.
В аванвестибюле, наряду с передаточным узлом бюро пропусков, рекомендуется предусматривать передаточный узел экспедиции для возможности приема - выдачи корреспонденции без захода в зону ограниченного доступа.
Площадь аванвестибюля рекомендуется принимать исходя из расчетной численности сотрудников по 0,06 кв. м на каждого сотрудника плюс 10 кв. м.
Дополнительно в доконтрольной зоне по заданию на проектирование могут предусматриваться помещения (кабины) площадью по 6 - 12 кв. м для переговоров сотрудников банка с клиентами. Количество таких помещений рекомендуется принимать из расчета одно на 200 - 250 сотрудников.
5.33. Площадь вестибюля рекомендуется принимать в зависимости от расчетной численности сотрудников из расчета по 0,15 кв. м на каждого сотрудника плюс 30 кв. м.
5.34. Гардеробную для посетителей следует размещать, как правило, при вестибюле (1 зона ограничения доступа). Площадь гардеробной следует принимать исходя из указываемой в технологическом задании максимальной проектной численности единовременно находящихся в здании посетителей из расчета по 0,1 кв. м на один крючок или 0,14 кв. м на одну вешалку.
Камеры хранения ручной клади в зданиях ГУ (НБ), как правило, размещаться не должны. При соответствующем обосновании потребности в них размещать камеры хранения следует за пределами основного объема - в зданиях вспомогательного назначения.
5.35. Состав и площадь помещений бюро пропусков устанавливается технологическим заданием в зависимости от штатной численности и используемых технических средств.
5.36. Площадь помещения для выдачи пропусков следует принимать из расчета не менее 4,5 кв. м на одно рабочее место, а площадь зоны ожидания при бюро пропусков - по 6 кв. м на одно окно.
5.36. Вход в служебное помещение бюро пропусков следует проектировать из зоны с регламентированным доступом.
Нумерация пунктов дана в соответствии с официальным текстом документа. 5.37. Состав и площади помещений медицинского назначения и социально - бытовых помещений, не вошедших в данные нормы, определяется технологическим заданием, согласованным с Административным департаментом Банка России.
5.38. Площадь ремонтных мастерских и хозяйственных кладовых, обеспечивающих эксплуатацию здания, следует принимать не менее указанных в табл. 4.
Таблица 4
ПЛОЩАДЬ РЕМОНТНЫХ МАСТЕРСКИХ И КЛАДОВЫХ
-------------------------------------T---------------------------¬
¦ Помещения ¦ Площадь помещений, кв. м, ¦
¦ ¦ при общей площади здания, ¦
¦ ¦ тыс. кв. м ¦
¦ +-----T-----T----T----T-----+
¦ ¦ 5,0 ¦ 7,5 ¦10,0¦15,0¦ 20,0¦
+------------------------------------+-----+-----+----+----+-----+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦
+------------------------------------+-----+-----+----+----+-----+
¦Ремонтные мастерские: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦- электротехническая ¦ 16 ¦ 18 ¦ 18 ¦ 18 ¦ 24 ¦
¦- слесарно - механическая ¦ 18 ¦ 18 ¦ 24 ¦ 30 ¦ 36 ¦
¦- столярная ¦ 27 ¦ 27 ¦ 36 ¦ 48 ¦ 54 ¦
¦Кладовые: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦- хозяйственного инвентаря ¦ 18 ¦ 24 ¦ 30 ¦ 36 ¦ 48 ¦
¦- мебели и оборудования ¦ 30 ¦ 36 ¦ 48 ¦ 54 ¦ 72 ¦
¦- ремонтно - строительных материалов¦ 24 ¦ 24 ¦ 27 ¦ 27 ¦ 36 ¦
¦Помещение для сбора макулатуры ¦ 18 ¦ 18 ¦ 24 ¦ 30 ¦ 36 ¦
L------------------------------------+-----+-----+----+----+------
Помещения охраны объекта и службы безопасности банка
5.39. Состав и площади помещений службы безопасности банка и охраны объекта устанавливаются техническим заданием. Требования к таким помещениям изложены в разделе 6. Примерные показатели площади помещений охраны объекта приведены в Приложении И.
5.40. Площадь помещений пультовых служб безопасности и охраны объекта следует принимать в зависимости от состава размещаемого оборудования, но не менее 15 кв. м каждая.
Для предварительных расчетов потребную площадь пультовых, в которых наряду с аппаратурой систем сигнализации размещаются модули аппаратуры сбора и обработки информации, контроля доступа и видеонаблюдения, рекомендуется принимать из расчета 15 кв. м на 1 тысячу кв. м охраняемой площади плюс по 2 кв. м на каждую последующую тысячу.
5.41. Помещение поста охраны на входах в здание должно иметь площадь не менее 3 кв. м на одного постового. Вход в помещение поста охраны следует предусматривать из зоны с ограниченным доступом.
Наличие лотка для передачи документов постовому, его тип и расположение определяются техническим заданием в зависимости от предусмотренной процедуры контроля входа - выхода.
Нормативная нагрузка на перекрытие в местах установки защитных кабин охраны и контрольные тамбуры - шлюзы должна приниматься с учетом их весовых характеристик, но не менее 500 кг/кв. м.
5.42. Типы применяемых тамбуров - шлюзов устанавливаются техническим заданием. Количество их рекомендуется принимать из расчета 1 на 120 сотрудников, не считая тамбура - шлюза, сблокированного с постом охраны и предназначенного для прохода с предъявлением документов непосредственно постовому.
5.43. В случаях, когда проход через тамбур - шлюз не отвечает противопожарным требованиям к путям эвакуации, необходимо предусматривать запасный выход через распашную дверь с требуемой по расчету пропускной способностью.
Здания расчетно - кассовых центров
5.44. Помещения зданий расчетно - кассовых центров делятся на следующие функциональные группы:
- кассовый узел и блок помещений для передачи ценностей;
- кассовый зал;
- учетно - операционный узел (бухгалтерия, операционный зал, группа помещений технологического обеспечения, в том числе для электронно - вычислительной техники, аппаратуры связи и криптозащиты и т.п.);
- офисные помещения администрации и остальных подразделений;
- помещения службы безопасности банка и вневедомственной охраны;
- вспомогательные и обслуживающие помещения;
- помещения инженерно - технического назначения.
5.45. Функционально - планировочное зонирование зданий РКЦ должно обеспечивать минимальную протяженность технологических маршрутов движения документов, ценностей, сотрудников и посетителей и строго соответствовать установленному порядку передачи, хранения и обработки ценностей, а также зонированию по ограничению доступа (см. раздел 6).
5.46. Взаиморасположение рабочей зоны операционного зала и операционных касс должно обеспечивать их удобную взаимосвязь для оперативного обмена документацией, а также сокращения протяженности компьютерных линий и трасс пневмопочты в случаях ее применения.
Кассовый узел и блок помещений для передачи ценностей
5.47. В состав кассового узла входят следующие функционально - планировочные группы помещений:
- кладовая ценностей с предкладовой и смотровыми коридорами;
- операционные кассы (приходные, расходные, приходо - расходные, разменные, приходо - расходные при инкассаторском боксе);
- группа помещений для обработки ценностей в составе: касс пересчета банкнот и монеты, помещения для экспертизы денежных знаков, помещения для обработки денежных знаков с радиоактивным загрязнением;
- кладовые упаковочных и расходных материалов;
- блок помещений для передачи ценностей, доставляемых и отправляемых инкассаторскими машинами, с боксом для инкассаторских машин, помещениями для инкассаторов для кратковременного отдыха инкассаторов, помещением для передачи ценностей и кладовой для их временного хранения;
- кабинеты заведующего кассой и начальника отдела кассовых операций;
- санитарно - бытовые помещения в составе: комнаты хранения личных вещей работников кассового узла, комнаты отдыха (и приема пищи при отсутствии буфета или столовой), душевых, туалетов, кабины личной гигиены;
- помещение для ремонта кассовой техники и хранения ЗИП.
Перечень необходимых помещений кассового узла определяется заданием на проектирование и согласовывается с ДЭКО.
5.48. Проектные характеристики кассового узла РКЦ и специальные требования к его проектированию в каждом конкретном случае задаются технологическим заданием, которое в обязательном порядке согласовывается с управлением (отделом) эмиссионно - кассовых операций главных управлений (национальных банков). При этом нормативные значения равномерно - распределенных временных нагрузок на перекрытие в зонах хранения, транспортировки и обработки ценностей должны приниматься в соответствии с фактическими в зависимости от принятой технологии, но не менее приведенных в Приложении В.
5.49. Кассовый узел должен обладать функционально - планировочной целостностью и автономностью по отношению к остальным помещениям РКЦ. Связь кассового узла с другими функциональными группами помещений должна предусматриваться, как правило, через один контролируемый вход.
Количество запасных эвакуационных выходов должно быть минимальным и достаточным по противопожарным требованиям. При этом транзитный эвакуационный проход через помещения, в которых ведется работа с ценностями, не допускается.
Размещаться кассовый узел должен, как правило, на нижних этажах здания, включая подвал.
5.50. Планировочные решения кассовых узлов должны учитывать следующие функциональные взаимосвязи:
- помещение для передачи ценностей резервных фондов и операционная касса при боксе для инкассаторских машин должны размещаться смежно с боксом и в удобной связи с кладовыми ценностей;
- вход в кладовую ценностей должен быть только из предкладовой;
- помещения касс пересчета банкнот и металлической монеты должны иметь кратчайшие и удобные связи с предкладовой;
- помещение для проведения экспертизы денежных знаков следует размещать в одном блоке с операционными кассами смежно с кассовым залом.
5.51. Все помещения кассового узла должны располагаться компактно. Возможность наблюдения посторонними лицами за работой с ценностями и их транспортировкой должна быть исключена.
5.52. Ширина коридоров в пределах кассового узла должна определяться с учетом возможности беспрепятственного двустороннего движения используемых средств для транспортировки ценностей. Ширина дверных проемов на путях транспортировки ценностей должна быть не менее 1 м.
Следует избегать устройства порогов и перепадов уровня пола на путях перемещения ценностей. При вынужденном их устройстве (при реконструкции и капитальном ремонте) необходимо предусматривать пандусы с уклоном не более 15%.
5.53. Для вертикальной транспортировки ценностей предусматриваются отдельные технологические лифты и лестницы, которые должны обеспечивать связь только в пределах кассового узла. Устройство выходов из технологических лестниц и лифтов за пределы кассового узла не допускается.
В обоснованных случаях допускается использовать технологическую лестницу для эвакуации персонала наружу при условии устройства тамбура, отвечающего требованиям пункта 6.21.
5.54. Для передачи документов между учетно - операционным блоком и операционными кассами в обоснованных случаях может использоваться пневмопочта.
5.55. Внутренняя отделка и покрытие полов в кассовом узле должны быть долговечными, отвечать санитарно - гигиеническим требованиям и приниматься с учетом ограниченных возможностей проведения ремонтных работ в ходе эксплуатации, особенно в блоке помещений для хранения ценностей. Материал покрытия полов должен обладать высокой устойчивостью как к истиранию, так и ударным воздействиям при использовании средств транспортировки ценностей и работе с контейнерами. В кассах пересчета покрытие пола должно иметь также антистатические свойства.
5.56. При проектировании кассового узла рекомендуется применение сборно - разборных модульных конструкций для облегчения перепланировок при технологической модернизации.
5.57. Группа помещений для хранения ценностей должна проектироваться в виде единого конструктивно - планировочного блока, включающего кладовые ценностей, предкладовые, а также смотровые коридоры, устраиваемые по периметру кладовых для размещения и технического обслуживания средств охранной сигнализации и визуального контроля целостности ограждающих конструкций. Устройство окон в помещениях данной группы не допускается. Ширина смотровых коридоров в свету должна быть 0,7 - 0,8 м.
Смотровые коридоры должны выходить в предкладовую.
В стесненных условиях реконструкции, когда устройство смотровых коридоров затруднено, их допускается не предусматривать при условии примыкания ограждающих конструкций кладовой ценностей только к служебным помещениям или коридорам РКЦ. Непосредственное примыкание к ограждающим конструкциям кладовых ценностей инженерно - технических, складских и других помещений, постоянный контроль которых затруднен, не допускается.
5.58. Кладовые ценностей должны быть защищены устойчивыми к взлому ограждающими конструкциями.
Гидроизоляция ограждающих конструкций кладовых должна гарантировать защиту от проникновения влаги на весь расчетный срок эксплуатации здания.
5.59. При расположении кладовых ценностей в несколько этажей (ярусов) перекрытие в смотровых коридорах следует предусматривать в уровне каждого этажа. Допускается устройство металлических, в т.ч. решетчатых перекрытий. Нормативная нагрузка на перекрытие в смотровых коридорах - 150 кгс/кв. м.
5.60. В кладовую ценностей должен предусматриваться один вход, закрываемый банковской защитной дверью. Габариты дверного проема в свету задаются технологическим заданием на проектирование исходя из используемых средств транспортировки ценностей. Защитная дверь должна устанавливаться с учетом того, чтобы в открытом положении она не уменьшала ширины дверного проема.
Для беспрепятственного движения средств транспортировки ценностей при наличии порога следует предусматривать убирающиеся при закрывании двери пандусы с уклоном не более 15%.
В качестве запасного аварийного входа в кладовую ценностей следует предусматривать люк, размеры которого определяются заданием, но должны быть, согласно таблице 1 ГОСТ Р 51224-98, не менее 0,6 м x 0,6 м в свету или иметь диаметр не менее 0,6 м. Люк размещается в предкладовой на расстоянии не менее 1 м от защитной двери. Низ его рекомендуется располагать на высоте 0,45 - 0,6 м от пола.
5.61. Высота кладовых ценностей устанавливается технологическим заданием в зависимости от принятого способа хранения ценностей и используемых средств механизации, но должна быть не менее 2,4 м до выступающих конструкций и, как правило, не более высоты двух этажей.
5.62. Кладовые ценностей не следует размещать у наружных стен или рядом с помещениями, не принадлежащими РКЦ. При невозможности выполнить данное условие наличие отделяющего смотрового коридора во всех случаях обязательно, включая условия реконструкции.
5.63. Устройство технических подполий и подвальных помещений под кладовыми ценностей и смотровыми коридорами не допускается.
В исключительных случаях при реконструкции и стесненных условиях допускается, по отдельному разрешению ДЭКО и ГУБиЗИ Банка России, размещать кладовые ценностей над подвалом или техническим подпольем, оборудованными средствами контроля доступа и охранной сигнализацией.
5.64. В случаях, когда над кладовыми ценностей расположены кровля или чердак, инженерно - технические помещения, помещения, не принадлежащие данному учреждению Банка России, или другие опасные возможностью скрытой подготовки взлома помещения, между защитным ограждением кладовой и выше расположенным перекрытием следует предусматривать зазор не менее 0,25 м в свету для установки приборов охранной сигнализации. В остальных случаях должен оставляться конструктивный зазор, предотвращающий возможность передачи нагрузки и вибрации от выше расположенного перекрытия здания на ограждающее перекрытие кладовой ценностей.
5.65. Площадь кладовых ценностей определяется заданием на проектирование в зависимости от объема ценностей, а также технологии их хранения и транспортировки, но должна быть не менее 20 кв. м на одну операционную кассу.
5.66. Площадь кладовых ценностей в пределах защитных ограждающих конструкций может делиться решетчатыми металлическими конструкциями на технологические отсеки.
5.67. При использовании в кладовых ценностей средств механизации транспортировки и укладки ценностей вспомогательные помещения для их хранения, обслуживания, подзарядки аккумуляторов и ремонта должны размещаться за пределами кладовой ценностей, предкладовой и узла вертикальной связи для транспортировки ценностей.
5.68. Технологическое оборудование кладовых ценностей должно проектироваться в соответствии с действующими требованиями Банка России.
Предкладовые
5.69. Площадь предкладовой определяется технологическим заданием в зависимости от технологии приема - выдачи ценностей, вида упаковки, способов и средств их транспортировки и должна быть, как правило, не менее 20 кв. м.
5.70. Вход в предкладовую должен быть один.
5.71. Для разогрева сургуча в предкладовой следует предусматривать специальное место, оборудованное местной вытяжкой.
Операционные кассы
5.72. Операционные кассы располагаются смежно с кассовым залом, на площади которого при каждой кассе предусматриваются индивидуальные кабины для обслуживания клиентов.
Специальные операционные кассы для клиентов, сдающих и получающих большие объемы ценностей и использующих для их доставки инкассаторские машины, размещаются при боксах для инкассаторских машин. Вход в помещение (кабину) для клиентов, примыкающее к операционной кассе, предусматривается непосредственно из бокса.
5.73. Операционные кассы кассового узла должны, как правило, проектироваться в едином блоке. Вход в кассы предусматривается из закассового коридора, ширина которого определяется условиями транспортировки ценностей, но должна быть не менее 1,4 м (1,2 м - при реконструкции). Вход в закассовый коридор должен закрываться запираемой на замок дверью.
Кроме операционных касс в закассовый коридор могут выходить помещения заведующего кассой и эксперта.
Закассовый коридор может не предусматриваться, если число операционных касс не превышает двух.
Сквозной проход через закассовый коридор, в том числе для эвакуации при чрезвычайных ситуациях, а также непосредственный выход из него за пределы кассового узла не допускается.
5.74. Операционные кассы должны отделяться от зоны для обслуживания клиентов защитной перегородкой с окном из бронестекла и устройством для передачи ценностей (см. раздел 6). Функциональные характеристики устройства для передачи ценностей задаются технологическим заданием.
Размеры и расположение окна между операционной кассой и индивидуальной кабиной для клиентов должны обеспечивать возможность визуального контроля процесса пересчета денег клиентами. Низ окна должен находиться на уровне рабочей поверхности стола, верх - 1,8 м от пола. Необходимая ширина определяется требуемым углом обзора стола клиента с рабочего места кассира.
Для общения кассира с клиентом должно быть предусмотрено переговорное устройство.
Площадь операционных касс устанавливается технологическим заданием в зависимости от расчетного дневного оборота. Операционная касса по площади должна быть не менее 8 кв. м. Двери кабин операционных касс должны быть шириной не менее 0,9 м.
Перегородки между кабинами операционных касс должны быть остеклены от поверхности стола кассира (0,75 м от пола) на высоту не менее 1,8 м от пола.
5.75. Площадь операционных касс при боксах для инкассаторских машин определяется технологическим заданием в зависимости от расчетного дневного оборота и способа хранения ценностей.
В операционных кассах при боксах для инкассаторских машин для передачи ценностей предусматриваются передаточные устройства размером не менее 750 x 430 x 120 мм (длина x ширина x высота).
Ширина дверных проемов операционной кассы и индивидуальной кабины для клиентов определяется в зависимости от используемых средств транспортировки и должна быть, как правило, не менее 1 метра.
5.76. Оснащение рабочих мест кассиров операционных касс принимается в соответствии с действующими нормативными документами Банка России по эмиссионно - кассовой работе.
Помещения для обработки ценностей
5.77. Площадь касс пересчета банкнот и монет следует определять исходя из требований по размещению и эксплуатации основного и вспомогательного оборудования (Приложение Г).
Помещения касс пересчета следует проектировать с учетом мер по защите от шума исходя из требований СанПиН 2.2.4/2.1.8.562-96. В звукопоглощающей отделке должны применяться экологически чистые материалы, не накапливающие пыль.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеются ввиду санитарные нормы с номером СН 2.2.4/2.1.8.562-96, а не СанПиН 2.2.4/2.1.8.562-96. На площади касс пересчета для каждого рабочего комплекса по технологическим требованиям может предусматриваться изолированный бокс, выделяемый легкими сборно - разборными перегородками. Площадь необходимого остекления должна приниматься исходя из функционально достаточного минимума в целях сохранения необходимой площади для шумопоглощающей отделки. Высоту перегородок следует принимать до потолка.
Для пересчета монеты следует проектировать отдельное шумоизолированное помещение площадью не менее 10 кв. м.
5.78. Площадь кабинета заведующего кассой рекомендуется принимать не менее 12 кв. м.
Кабинет начальника отдела кассовых операций предусматривается при наличии в отделе кассовых операций более трех подразделений (приходных, расходных, приходно - расходных, касс пересчета) и должен иметь площадь не менее 9 кв. м.
5.79. Площадь помещения для экспертизы подлинности денежных знаков рекомендуется принимать не менее 10 кв. м.
В помещении должны быть выделены специальные зоны для работы с экспертным оборудованием и для работы с поврежденными денежными знаками. Рабочие места должны быть обеспечены естественным и местным освещением. В зону для работы с поврежденными денежными знаками необходимо предусматривать подводку холодной и горячей воды и канализации.
5.80. В РКЦ, когда функции эксперта возлагаются на одного из кассовых работников, отдельное помещение для экспертизы может не предусматриваться. Площадь соответствующей операционной кассы в этих случаях принимается с учетом размещения дополнительного оборудования и должна составлять, как правило, не менее 12 кв. м.
5.81. Оснащение рабочих мест кассира и эксперта следует проектировать в соответствии с действующими требованиями Банка России по эмиссионно - кассовым операциям.
5.82. Площадь помещения для работы с денежными знаками, имеющими радиоактивное загрязнение, устанавливается технологическим заданием, но должна быть не менее 12 кв. м. Допускается отсутствие естественного освещения.
Помещение должно оборудоваться рабочим местом сотрудника, специальным сейфом, шкафами для хранения индивидуальных средств защиты, приборов, технической документации, аптечки и средств пожаротушения. Следует предусматривать подводку холодной, горячей воды и канализации.
Отделка помещения, мебели и оборудования должна быть гладкой с плотной невпитывающей поверхностью, рассчитанной на уборку с применением моющих средств. Покрытие пола и примыкание его к стенам должны исключать наличие щелей.
5.83. Площадь кладовых упаковочных и расходных материалов рекомендуется предусматривать не менее 6 кв. м.
5.84. Площадь помещения для ремонта кассовой техники определяется технологическим заданием из расчета 8 кв. м на одно рабочее место, но должна быть, как правило, не менее 20 кв. м, а для хранения ЗИП - не менее 4 кв. м.
Блок помещений для передачи ценностей
5.85. Для разгрузки - погрузки инкассаторских машин, перевозящих ценности резервных фондов и клиентов, следует предусматривать бокс с учетом возможности работы в двух режимах - по приему - выдаче ценностей резервных фондов и по кассовому обслуживанию клиентов, применяющих для перевозки инкассаторские машины. В этом случае операционная касса при боксе должна иметь кабину для обслуживания клиентов с входом непосредственно из бокса. Для передачи ценностей резервных фондов предусматривается отдельное помещение.
В обоснованных случаях в РКЦ для машин, перевозящих ценности резервных фондов, и машин, перевозящих ценности клиентов, могут проектироваться отдельные боксы.
В РКЦ с малым объемом денежной наличности допускается помещение для передачи ценностей резервных фондов параллельно использовать в качестве операционной кассы, для чего оно должно быть дополнительно оборудовано соответствующим узлом для передачи ценностей.
При использовании бокса для инкассаторских машин в двух режимах должно быть обеспечено четкое разграничение технологических потоков.
Боксы проектируются на одну машину. Размеры боксов принимаются в зависимости от типов используемых для перевозки ценностей автомобилей.
Для автомобилей типа КамАЗ бокс должен иметь размеры в чистоте:
- по ширине - не менее 5,4

ПИСЬМО Госстроя РФ от 10.01.2002 n ЛЧ-74/12 О РЕГИСТРАЦИИ ОБЪЕКТОВ В ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕЕСТРЕ ОПАСНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОБЪЕКТОВ  »
Постановления и Указы »
Читайте также