ОРГАНИЗАЦИЯ МЕДИКО-САНИТАРНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРИ ТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ АКТАХ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОПАСНЫХ ХИМИЧЕСКИХ И ОТРАВЛЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ (утв. Минздравом РФ 28.12.2001 n 2510/13132-01-34)


Утверждаю
Первый заместитель
Министра здравоохранения
Российской Федерации,
Главный государственный
санитарный врач
Российской Федерации
Г.Г.ОНИЩЕНКО
28 декабря 2001 г. N 2510/13132-01-34
ОРГАНИЗАЦИЯ МЕДИКО - САНИТАРНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ПРИ ТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ АКТАХ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ
ОПАСНЫХ ХИМИЧЕСКИХ И ОТРАВЛЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
В Методических рекомендациях представлены основные характеристики опасных химических и отравляющих веществ, которые использовались и могут применяться при террористических актах, даются подходы к оценке медико - санитарных последствий террористических актов, приведены мероприятия по ликвидации их последствий. Имеются разделы по клинике и лечению поражений высокотоксичными химическими веществами.
Методические рекомендации предназначены для оказания методической и практической помощи руководителям органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации, гигиенистам, врачам - токсикологам, химикам и другим специалистам службы медицины катастроф при локализации и ликвидации медико - санитарных последствий террористических актов.
1. Общие положения
Реальная возможность возникновения чрезвычайных ситуаций, обусловленных террористическими действиями с применением опасных химических и отравляющих веществ, в дальнейшем - ОХВ (ОВ), их тяжелые последствия делают проблему готовности органов управления, сил и средств по ликвидации медико - санитарных последствий таких ЧС весьма актуальной [1, 20 - 21, 25 - 27].
1.1. Население практически не защищено от террористических актов с применением ОХВ (ОВ). Средств для быстрой идентификации агента недостаточно. Применение веществ выполняется скрытно, может приводить к быстрым массовым людским потерям, что одновременно оказывает крайне тяжелое психическое воздействие и сопровождается возникновением паники, приводящей к дезорганизации работы спасательных служб и правоохранительных органов.
1.2. Имеющаяся нормативно - методическая документация по работе в условиях техногенных аварий [2 - 13, 15 - 19] не может в полной мере удовлетворить требования, необходимые для выполнения медико - санитарных мероприятий при террористических актах с использованием высокотоксичных веществ. Можно назвать лишь несколько научно - методических документов, в которых определены действия соответствующих служб, принимающих участие в ликвидации медико - санитарных последствий террористических актов. К ним относятся инструктивно - методические указания "О порядке отработки действий специалистов государственной санитарно - эпидемиологической службы г. Москвы при террористических актах" (М.: ЦГСЭН в г. Москве, 2000. 43 с.), Методическое пособие по защите от опасных химических веществ, используемых при совершении террористических акций (М.: ВНИИ ГОЧС, 1999. 78 с.) и некоторые другие [14, 23 - 24]. Ряд положений из данных документов использован в настоящих Рекомендациях.
1.3. В настоящих Методических рекомендациях применяются следующие основные понятия [1]:
терроризм - насилие или угроза его применения в отношении физических лиц или организаций, а также уничтожение (повреждение) или угроза уничтожения (повреждения) имущества и других материальных объектов, создающие опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, осуществляемые в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения или оказания воздействия на принятие органами власти решений, выгодных террористам, или удовлетворения их неправомерных имущественных и (или) иных интересов; посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, совершенное в целях прекращения его государственной или иной политической деятельности либо из мести за такую деятельность; нападение на представителя иностранного государства или сотрудника международной организации, пользующихся международной защитой, а равно на служебные помещения либо транспортные средства лиц, пользующихся международной защитой, если это деяние совершено в целях провокации войны или осложнения международных отношений;
террористическая деятельность - деятельность, включающая в себя:
1) организацию, планирование, подготовку и реализацию террористической акции;
2) подстрекательство к террористической акции, насилию над физическими лицами или организациями, уничтожению материальных объектов в террористических целях;
3) организацию незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации), организованной группы для совершения террористической акции, а равно участие в такой акции;
4) вербовку, вооружение, обучение и использование террористов;
5) финансирование заведомо террористической организации или террористической группы или иное содействие им;
международная террористическая деятельность - террористическая деятельность, осуществляемая:
1) террористом или террористической организацией на территории более чем одного государства или наносящая ущерб интересам более чем одного государства;
2) гражданами одного государства в отношении граждан другого государства или на территории другого государства;
3) в случае, когда как террорист, так и жертва терроризма являются гражданами одного и того же государства или разных государств, но преступление совершено за пределами территорий этих государств;
террористическая акция (террористический акт) - непосредственное совершение преступления террористического характера в форме взрыва, поджога, применения или угрозы применения ядерных взрывных устройств, радиоактивных, химических, биологических, взрывчатых, токсических, отравляющих, сильнодействующих, ядовитых веществ; уничтожения, повреждения или захвата транспортных средств или других объектов; посягательства на жизнь государственного или общественного деятеля, представителя национальных, этнических, религиозных или иных групп населения; захвата заложников, похищения человека; создания опасности причинения вреда жизни, здоровью или имуществу неопределенного круга лиц путем создания условий для аварий и катастроф техногенного характера либо реальной угрозы создания такой опасности; распространения угроз в любой форме и любыми средствами; иных действий, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий;
террорист - лицо, участвующее в осуществлении террористической деятельности в любой форме;
террористическая группа - группа лиц, объединившихся в целях осуществления террористической деятельности;
террористическая организация - организация, созданная в целях осуществления террористической деятельности или признающая возможность использования в своей деятельности терроризма. Организация признается террористической, если хотя бы одно из ее структурных подразделений осуществляет террористическую деятельность с ведома хотя бы одного из руководящих органов данной организации;
борьба с терроризмом - деятельность по предупреждению, выявлению, пресечению, минимизации последствий террористической деятельности;
контртеррористическая операция - специальные мероприятия, направленные на пресечение террористической акции, обеспечение безопасности физических лиц, обезвреживание террористов, а также на минимизацию последствий террористической акции;
зона проведения контртеррористической операции - отдельные участки местности или акватории, транспортное средство, здание, строение, сооружение, помещение и прилегающие к ним территории или акватории, в пределах которых проводится указанная операция.
1.4. В последние годы для совершения террористических актов стали использовать высокотоксичные химические вещества, в частности вещества, относящиеся к химическому оружию [20 - 21, 24].
1.5. Не исключается возможность террористических актов с применением химического оружия и на территории России. В настоящее время на армейских складах находится около 40 тыс. тонн боевых отравляющих веществ, подлежащих уничтожению в соответствии с Конвенцией по химическому разоружению [22]. Среди этих отравляющих веществ такие сильнейшие отравляющие вещества, как зарин, зоман, иприт, люизит и смесь иприта с люизитом, Ви-газы и другие.
2. Свойства опасных химических
и отравляющих веществ, которые могут быть
использованы при террористических актах
2.1. При совершении террористических актов наиболее вероятно использование высокотоксичных химических и отравляющих веществ, обладающих наибольшим ингаляционным и кожно - резорбтивным или только ингаляционным токсическим действием, не обладающих скрытым периодом действия, имеющих сравнительно большое давление насыщенного пара, а следовательно возможность создания смертельных концентраций в воздухе, которые легко изготовить в производственных и лабораторных условиях или приобрести под видом использования для бытовых нужд; их удобно хранить, можно скрытно доставить к месту совершения террористического акта различными видами транспорта и незаметно перевести в боевое агрегатное состояние [20 - 21, 24, 28 - 29].
2.2. Указанные качества химических веществ имеются прежде всего у боевых отравляющих веществ, и они могут рассматриваться как вероятное средство применения при совершении преступлений, в том числе и тех, которые могут быть квалифицированы как террористические акты.
2.3. Химический терроризм по своей природе резко отличается от преступлений, связанных с применением ядов или диверсий на химически опасных объектах. В данном случае речь идет не только о токсичных веществах или ядах в общепринятом смысле, а об их применении для массового поражения населения. Для этого наиболее приемлемыми являются боевые ОВ, которые обладают уникальным сочетанием свойств:
1) чрезвычайно высокой токсичностью, когда количество вещества, требуемое для достижения летального исхода, настолько мало, что практически не видно невооруженным глазом, не ощутимо при вдыхании и при попадании на кожу;
2) особыми свойствами, обеспечивающими возможность их применения, способность быстро проникать через неповрежденные кожные покровы и слизистые оболочки верхних дыхательных путей, глаз и пр.;
3) пригодностью к применению по специально отработанным технологиям, легко трансформируемым для целей терроризма.
Нумерация пунктов соответствует оригиналу. 2.3. Такие сочетания свойств не характерны для ядов, встречающихся в криминальной практике или в гражданских химических производствах. Ни хлор, ни аммиак, ни даже фосген или синильная кислота не могут сравниться с современными боевыми ОВ типа зарин, зоман или Ви-газ. Химическое оружие дешево и просто в изготовлении, легко может быть синтезировано небольшой группой специалистов, а в отдельных случаях даже одним квалифицированным специалистом - химиком в необходимом для террористического акта количестве на малогабаритной лабораторной установке в обычном вытяжном шкафу.
2.4. Перечень веществ, в наибольшей степени удовлетворяющих этим требованиям, и их основные характеристики приведены в табл. 1, 2, 3 (цит. по [24]).
Таблица 1
ПЕРЕЧЕНЬ
ОХВ (ОВ), КОТОРЫЕ МОГУТ ИСПОЛЬЗОВАТЬСЯ
ПРИ СОВЕРШЕНИИ ТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ АКТОВ
----------------------------------------T------------------------¬
¦ Наименование вещества ¦ Характер действия ¦
+---------------------------------------+------------------------+
¦ 1 ¦ 2 ¦
+---------------------------------------+------------------------+
¦Зарин ¦нервно - паралитическое ¦
+---------------------------------------+------------------------+
¦CR (Си-Ар), CS (Си-Эс), хлорацетофенон,¦раздражающее ¦
¦хлор, хлорацетон, бромацетон ¦ ¦
+---------------------------------------+------------------------+
¦Фосген, хлорпикрин ¦удушающее ¦
+---------------------------------------+------------------------+
¦Люизит, иприт, азотистые иприты ¦кожно - нарывное ¦
+---------------------------------------+------------------------+
¦Синильная кислота, хлорциан, ¦общетоксическое ¦
¦акрилонитрил, бромциан, бромметан ¦ ¦
+---------------------------------------+------------------------+
¦Метилмеркаптан, сероуглерод ¦наркотическое ¦
+---------------------------------------+------------------------+
¦Аммиак ¦прижигающее ¦
L---------------------------------------+-------------------------
Таблица 2
ФИЗИКО - ХИМИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОХВ И ОВ,
ИХ ВЗРЫВО- И ПОЖАРООПАСНОСТЬ
-----------T------T-----T-----T------T------T-------T------------T-----------¬
¦Наименова-¦Агре- ¦Моле-¦Тем- ¦Темпе-¦Дав- ¦Относи-¦Характерный ¦Взрывопожа-¦
¦ние веще- ¦гатное¦ку- ¦пера-¦ратура¦ление ¦тельная¦ запах ¦роопасность¦
¦ства ¦состо-¦ляр- ¦тура ¦плав- ¦насы- ¦плот- ¦ ¦ ¦
¦ ¦яние ¦ная ¦кипе-¦ления,¦щенно-¦ность ¦ ¦ ¦
¦ ¦при ¦мас- ¦ния, ¦°C ¦го па-¦газа по¦ ¦ ¦
¦ ¦нор- ¦са, ¦°C ¦ ¦ра при¦воздуху¦ ¦ ¦
¦ ¦маль- ¦у.е. ¦ ¦ ¦20 °C,¦при ¦ ¦ ¦
¦ ¦ных ¦ ¦ ¦ ¦мм рт.¦н.у. ¦ ¦ ¦
¦ ¦усло- ¦ ¦ ¦ ¦ст. ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦виях ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------+------+-----+-----+------+------+-------+------------+-----------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 7 ¦ 8 ¦ 9 ¦
+----------+------+-----+-----+------+------+-------+------------+-----------+
¦Азотистые ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦негорючи ¦
¦иприты: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------+------+-----+-----+------+------+-------+------------+-----------+
¦HN-1 ¦жид- ¦170,0¦195,0¦-34,0 ¦0,008 ¦5,9 ¦запах свежей¦ ¦
¦ ¦кость ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦рыбы, в ¦ ¦
+----------+------+-----+-----+------+------+-------+большом раз-¦ ¦
¦HN-2 ¦жид- ¦156,0¦180,0¦-60,0 ¦0,009 ¦5,4 ¦ведении - ¦ ¦
¦ ¦кость ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦герани ¦ ¦
+----------+------+-----+-----+------+------+-------+ ¦ ¦
¦HN-3 ¦жид- ¦204,5¦230,0¦-4,0 ¦0,007 ¦7,1 ¦ ¦ ¦
¦ ¦кость ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------+------+-----+-----+------+------+-------+------------+-----------+
¦Акрило- ¦жид- ¦53,1 ¦77,5 ¦-83,5 ¦85,0 ¦1,8 ¦запах ¦взрыво- ¦
¦нитрил ¦кость ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦специфичный ¦опасен ¦
+----------+------+-----+-----+------+------+-------+------------+-----------+
¦Аммиак ¦газ ¦17,0 ¦-33,4¦-77,0 ¦8546,0¦0,6 ¦запах наша- ¦взрыво- ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦тырного ¦опасен ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦спирта, рез-¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦кий ¦ ¦
+----------+------+-----+-----+------+------+-------+------------+-----------+
¦Бромацетон¦жид- ¦137,0¦136,5¦-54,0 ¦9,0 ¦4,7 ¦резкий запах¦взрыво- ¦
¦ ¦кость ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦опасен ¦
+----------+------+-----+-----+------+------+-------+------------+-----------+
¦Бромметан ¦газ ¦95,0 ¦3,6 ¦-95,0 ¦1380,0¦3,3 ¦слабый запах¦взрывопожа-¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦хлороформа ¦роопасен ¦
+----------+------+-----+-----+------+------+-------+------------+-----------+
¦Бромциан ¦тверд.¦105,9¦61,3 ¦52,0 ¦88,4 ¦3,7 ¦резкий запах¦взрыво- ¦
¦ ¦в-во ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦опасен ¦
+----------+------+-----+-----+------+------+-------+------------+-----------+
¦Зарин ¦жид- ¦140,1¦158,0¦-56,0 ¦1,48 ¦4,9 ¦эфирный сла-¦негорюч ¦
¦ ¦кость ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦бый запах, ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦свидетельст-¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦вующий о на-¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦личии пора- ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦жающей кон- ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦центрации ¦ ¦
+----------+------+-----+-----+------+------+-------+------------+-----------+
¦Иприт ¦жид- ¦159,1¦217,0¦14,7 ¦0,07 ¦5,5 ¦чистый - за-¦негорюч ¦
¦ ¦кость ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦пах свежего ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦лука; техни-¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ческий - за-¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦пах хрена, ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦горчицы или ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦чеснока ¦ ¦
+----------+------+-----+-----+------+------+-------+------------+-----------+
¦Люизит ¦жид- ¦207,3¦196,6¦-13,0 ¦0,4 ¦7,3 ¦запах гера- ¦пожаро- ¦
¦ ¦кость ¦ ¦ ¦ ¦(25 ¦ ¦ни, резкий и¦опасен ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦°C) ¦ ¦неприятный ¦ ¦
+----------+------+-----+-----+------+------+-------+------------+-----------+
¦Метилмер- ¦газ ¦48,1 ¦5,9 ¦-123,0¦1351,8¦1,7 ¦запах ¦взрывопожа-¦
¦каптан ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦неприятный ¦роопасен ¦
+----------+------+-----+-----+------+------+-------+------------+-----------+
¦Серо- ¦жид- ¦76,0 ¦46,3 ¦-110,8¦298,0 ¦2,6 ¦сладковатый ¦взрыво- ¦
¦углерод ¦кость ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦эфирный за- ¦опасен ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦пах ¦ ¦
+----------+------+-----+-----+------+------+-------+------------+-----------+
¦Синильная ¦жид- ¦27,1 ¦25,6 ¦-13,3 ¦612,0 ¦0,9 ¦запах горь- ¦пожаро- ¦
¦кислота ¦кость ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦кого миндаля¦опасна ¦
+----------+------+-----+-----+------+------+-------+------------+-----------+
¦CR (Си-Ар)¦тверд.¦195,2¦339,0¦72,0 ¦18,3 ¦6,7 ¦запах эфира ¦негорюч ¦
¦ ¦в-во ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------+------+-----+-----+------+------+-------+------------+-----------+
¦CS (Си-Эс)¦тверд.¦188,6¦315,0¦95,0 ¦9,8 x ¦6,5 ¦запах рез- ¦негорюч ¦
¦ ¦в-во ¦ ¦ ¦ ¦ -6 ¦ ¦кий, раздра-¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦10 ¦ ¦жающий ¦ ¦
+----------+------+-----+-----+------+------+-------+------------+-----------+
¦Фосген ¦газ ¦98,9 ¦8,2 ¦-118,0¦1178,0¦3,4 ¦резкий запах¦негорюч ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦прелого се- ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦на, гнилых ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦фруктов, ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦сладковатый ¦ ¦
+----------+------+-----+-----+------+------+-------+------------+-----------+
¦Хлор ¦газ ¦70,9 ¦-34,1¦-101,3¦5216,5¦2,4 ¦запах резкий¦негорюч ¦
+----------+------+-----+-----+------+------+-------+------------+-----------+
¦Хлорацетон¦жид- ¦92,4 ¦119,0¦-44,5 ¦9,6 ¦3,2 ¦резкий запах¦взрыво- ¦
¦ ¦кость ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦опасен ¦
+----------+------+-----+-----+------+------+-------+------------+-----------+
¦Хлораце- ¦тверд.¦154,6¦245,0¦59,0 ¦1,3 x ¦5,3 ¦запах цвету-¦негорюч ¦
¦тонфенон ¦в-во ¦ ¦ ¦ ¦ 2 ¦ ¦щей черемухи¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦10 ¦ ¦ ¦ ¦
+----------+------+-----+-----+------+------+-------+------------+-----------+
¦Хлорпикрин¦жид- ¦164,3¦113,0¦-69,2 ¦18,3 ¦5,8 ¦резкий запах¦негорюч ¦
¦ ¦кость ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦картофельной¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ботвы ¦ ¦
+----------+------+-----+-----+------+------+-------+------------+-----------+
¦Хлорциан ¦газ ¦61,4 ¦12,6 ¦-6,5 ¦1002,0¦2,1 ¦запах резкий¦взрывопожа-¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦роопасен ¦
L----------+------+-----+-----+------+------+-------+------------+------------
Таблица 3
ТОКСИКОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
И ХАРАКТЕР ВОЗДЕЙСТВИЯ ОХВ (ОВ) НА ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА
-----------T-----------T-----------------T---------T-------------¬
¦Наименова-¦Предельно ¦ Токсодозы, ¦Токсодоза¦ Общий ¦
¦ние веще- ¦допустимая ¦ мг.мин./л ¦при воз- ¦ характер ¦
¦ства ¦концентра- +--------T--------+действии ¦ действия ¦
¦ ¦ция, ¦порого- ¦смер- ¦на кожу, ¦ на организм ¦
¦ ¦ПДКм.р., ¦вая, ¦тельная,¦LD50, ¦ человека ¦
¦ ¦мг/куб. м ¦PCтау50 ¦LCтау50 ¦мг/кг ¦ ¦
+----------+-----------+--------+--------+---------+-------------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 7 ¦
+----------+-----------+--------+--------+---------+-------------+
¦Азотистые ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦иприты: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------+-----------+--------+--------+---------+-------------+
¦ ¦ ¦ -2¦ ¦ ¦ ¦
¦HN-1 ¦... ¦1 x 10 ¦1,5 ¦ ¦Раздражение ¦
+----------+-----------+--------+--------+---------+слизистых ¦
¦ ¦ ¦ -2¦ ¦ ¦оболочек ¦
¦HN-2 ¦... ¦3 x 10 ¦3,0 ¦10 - 20 ¦глаз, органов¦
+----------+-----------+--------+--------+---------+дыхания, ¦
¦ ¦ ¦ -2¦ ¦ ¦краснота, ¦
¦НN-3 ¦... ¦1 x 10 ¦1,5 ¦ ¦отечность, ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦образование ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦гнойных язв ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦на коже, по- ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦теря зрения, ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦рвота, крово-¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦течение, отек¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦легких ¦
+----------+-----------+--------+--------+---------+-------------+
¦ ¦ -2 ¦ -3¦ ¦ ¦ ¦
¦Акрило- ¦3 x 10 * ¦3 x 10 ¦7,0 ¦- ¦Раздражение ¦
¦нитрил ¦ ¦ ¦ ¦ ¦слизистых ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦оболочек ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦глаз, ожог ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦кожи, голов- ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ная боль, су-¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦дороги ¦
+----------+-----------+--------+--------+---------+-------------+
¦Аммиак ¦0,2 ¦0,25 ¦100,0 ¦- ¦Раздражение ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦слизистых ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦оболочек ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦глаз, органов¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦дыхания, ожог¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦кожи ¦
+----------+-----------+--------+--------+---------+-------------+
¦ ¦ -3 ¦ -2¦ ¦ ¦ ¦
¦Бромацетон¦1,5 x 10 *¦1 x 10 ¦... ¦- ¦Раздражение ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦слизистых ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦оболочек глаз¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦и органов ды-¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦хания, обиль-¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ное слезоте- ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦чение ¦
+----------+-----------+--------+--------+---------+-------------+
¦Бромметан ¦5,0* ¦35 ¦900 ¦... ¦Головная ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦боль, тошно- ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦та, рвота, ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦судороги ¦
+----------+-----------+--------+--------+---------+-------------+
¦ ¦ ¦ -3¦ ¦ ¦ ¦
¦Бромциан ¦0,1* ¦6 x 10 ¦18,0 ¦... ¦Раздражение ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦слизистых ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦оболочек глаз¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦и органов ды-¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦хания ¦
+----------+-----------+--------+--------+---------+-------------+
¦ ¦ -7 ¦ -3¦ ¦ ¦ ¦
¦Зарин ¦2 x 10 * ¦3 x 10 ¦0,1 ¦24,0 ¦Миоз, боль в ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦груди и об- ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ласти лба, ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦тошнота, ка- ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦шель, рвота, ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦судороги ¦
+----------+-----------+--------+--------+---------+-------------+
¦ ¦ -6 ¦ -2¦ ¦ ¦ ¦
¦Иприт ¦2 x 10 * ¦3 x 10 ¦1,3 ¦70,0 ¦Раздражение ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦слизистых ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦оболочек ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦глаз, органов¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦дыхания, ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦краснота, ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦отечность, ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦образование ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦гнойных язв ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦на коже, по- ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦теря зрения, ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦рвота, крово-¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦течение, отек¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦легких ¦
+----------+-----------+--------+--------+---------+-------------+
¦ ¦ -6 ¦ -4¦ ¦ ¦ ¦
¦Люизит ¦4 x 10 ¦6 x 10 ¦0,5 ¦20,0 ¦Раздражение ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦слизистых ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦оболочек глаз¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦и органов ды-¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦хания, ка- ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦шель, тошно- ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦та, одышка, ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦краснота, ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦отек и пузыри¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦на коже, су- ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦дороги ¦
+----------+-----------+--------+--------+---------+-------------+
¦ ¦ -6 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Метилмер- ¦9 x 10 ¦1,7 ¦170,0 ¦- ¦Головная ¦
¦каптан ¦ ¦ ¦ ¦ ¦боль, тошно- ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦та, рвота, ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦судороги ¦
+----------+-----------+--------+--------+---------+-------------+
¦ ¦ -2 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Серо- ¦3 x 10 ¦4,5 ¦900,0 ¦- ¦Головная ¦
¦углерод ¦ ¦ ¦ ¦ ¦боль, покрас-¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦нение лица, ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦сильное воз- ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦буждение, ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦рвота, судо- ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦роги, потеря ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦сознания ¦
+----------+-----------+--------+--------+---------+-------------+
¦ ¦ -2 ¦ -2¦ ¦ ¦ ¦
¦Синильная ¦1 x 10 * ¦5 x 10 ¦2,0 ¦1,0 ¦Металлический¦
¦кислота ¦ ¦ ¦ ¦ ¦привкус во ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦рту, тошнота,¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦рвота, судо- ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦роги, паралич¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦дыхания ¦
+----------+-----------+--------+--------+---------+-------------+
¦ ¦ ¦ -5¦ ¦ ¦ ¦
¦CR (Си-Ар)¦не уста- ¦4 x 10 ¦350,0 ¦... ¦Раздражение ¦
¦ ¦новлена ¦ ¦ ¦ ¦слизистых ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦оболочек ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦глаз, органов¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦дыхания и ко-¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦жи ¦
+----------+-----------+--------+--------+---------+-------------+
¦ ¦ ¦ -3¦ ¦ ¦ ¦
¦CS (Си-Эс)¦не уста- ¦2 x 10 ¦25,0 ¦... ¦Раздражение ¦
¦ ¦новлена ¦ ¦ ¦ ¦слизистых ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦оболочек ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦глаз, органов¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦дыхания и ко-¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦жи, боль в ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦груди ¦
+----------+-----------+--------+--------+---------+-------------+
¦ ¦ -3 ¦ -2¦ ¦ ¦ ¦
¦Фосген ¦5 x 10 * ¦3 x 10 ¦3,2 ¦- ¦Раздражение ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦органов дыха-¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ния, кашель, ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦одышка, отек ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦легких ¦
+----------+-----------+--------+--------+---------+-------------+
¦ ¦ ¦ -2¦ ¦ ¦ ¦
¦Хлор ¦0,1 ¦3 x 10 ¦6,0 ¦- ¦Сильное воз- ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦буждение, бо-¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ли в груди, ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦одышка, отек ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦легких, поте-¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ря сознания ¦
+----------+-----------+--------+--------+---------+-------------+
¦ ¦ ¦ -2¦ ¦ ¦ ¦
¦Хлорацетон¦0,1* ¦2 x 10 ¦... ¦- ¦Раздражение ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦слизистых ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦оболочек глаз¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦и органов ды-¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦хания, обиль-¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ное слезоте- ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦чение ¦
+----------+-----------+--------+--------+---------+-------------+
¦ ¦ -6 ¦ -2¦ ¦ ¦ ¦
¦Хлораце- ¦3 x 10 * ¦2 x 10 ¦85 ¦- ¦Раздражение ¦
¦тонфенон ¦ ¦ ¦ ¦ ¦слизистых ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦оболочек глаз¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦и органов ды-¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦хания, обиль-¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ное слезоте- ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦чение ¦
+----------+-----------+--------+--------+---------+-------------+
¦ ¦ -3 ¦ -2¦ ¦ ¦ ¦
¦Хлорпикрин¦7 x 10 * ¦1 x 10 ¦20,0 ¦- ¦Раздражение ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦слизистых ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦оболочек глаз¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦и органов ды-¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦хания ¦
+----------+-----------+--------+--------+---------+-------------+
¦ ¦ -4 ¦ -2¦ ¦ ¦ ¦
¦Хлорциан ¦5 x 10 * ¦1 x 10 ¦11,0 ¦ ¦Раздражение ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦слизистых ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦оболочек глаз¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦и органов ды-¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦хания, тошно-¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦та, рвота, ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦судороги ¦
L----------+-----------+--------+--------+---------+--------------
Примечание. Здесь и далее для веществ, отмеченных звездочкой "*", приведены ПДК среднесуточные в атмосферном воздухе населенных мест в связи с отсутствием ПДК максимальных разовых.
2.5. Опасные концентрации могут возникнуть при применении террористами небольших количеств ОХВ (ОВ) на различных расстояниях. В табл. 4 приведены расчетные значения концентраций некоторых ОХВ (ОВ) на разных расстояниях от места совершения террористического акта.
Таблица 4
ВОЗМОЖНЫЕ КОНЦЕНТРАЦИИ ОХВ (ОВ)
НА РАЗЛИЧНЫХ РАССТОЯНИЯХ ОТ МЕСТА РАЗЛИВА
(ВЫБРОСА)
----------T------T---------T------T-----------------------------------------¬
¦Наимено- ¦Макси-¦ ПДКм.р.,¦Коли- ¦ Возможные концентрации веществ, ¦
¦вание ¦маль- ¦мг/куб. м¦чество¦ мг/куб. м, на разных расстояниях ¦
¦вещества ¦ная ¦ ¦веще- ¦ от источника заражения, м ¦
¦ ¦кон- ¦ ¦ства, +----------T----------T----------T--------+
¦ ¦цент- ¦ ¦кг ¦ 10 ¦ 20 ¦ 50 ¦ 100 ¦
¦ ¦рация ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦при ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦н.у., ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦мг/л ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------+------+---------+------+----------+----------+----------+--------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 7 ¦ 8 ¦
+---------+------+---------+------+----------+----------+----------+--------+
¦Акрило- ¦245,9 ¦0,03* ¦2,0 ¦1,8 ¦0,6 ¦0,2 ¦0,1 ¦
¦нитрил ¦ ¦ ¦5,0 ¦3,3 ¦1,5 ¦0,5 ¦0,2 ¦
¦ ¦ ¦ ¦10,0 ¦6,7 ¦3,1 ¦1,1 ¦0,5 ¦
+---------+------+---------+------+----------+----------+----------+--------+
¦Аммиак ¦862,8 ¦0,2 ¦2,0 ¦8,0 ¦3,7 ¦1,3 ¦0,6 ¦
¦ ¦ ¦ ¦5,0 ¦20,0 ¦9,2 ¦3,3 ¦1,5 ¦
¦ ¦ ¦ ¦10,0 ¦40,0 ¦18,0 ¦6,6 ¦3,1 ¦
+---------+------+---------+------+----------+----------+----------+--------+
¦ ¦ ¦ -7 ¦ ¦ ¦ -3 ¦ -3 ¦ -3¦
¦Зарин ¦11,3 ¦2 x 10 *¦1,0 ¦0,014 ¦6 x 10 ¦2 x 10 ¦1 x 10 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ -3 ¦ -3¦
¦ ¦ ¦ ¦2,0 ¦0,028 ¦0,013 ¦5 x 10 ¦2 x 10 ¦
¦ ¦ ¦ ¦5,0 ¦0,069 ¦0,032 ¦0,012 ¦0,005 ¦
¦ ¦ ¦ ¦10,0 ¦0,139 ¦0,064 ¦0,023 ¦0,011 ¦
+---------+------+---------+------+----------+----------+----------+--------+
¦ ¦ ¦ -6 ¦ ¦ -4 ¦ -4 ¦ -4 ¦ -5¦
¦Люизит ¦4,41 ¦4 x 10 *¦1,0 ¦4 x 10 ¦2 x 10 ¦1 x 10 ¦5 x 10 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ -3¦ -3¦ -4 ¦ -4¦
¦ ¦ ¦ ¦2,0 ¦5,2 x 10 ¦2,4 x 10 ¦9 x 10 ¦4 x 10 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ -3 ¦ -3 ¦ -3¦
¦ ¦ ¦ ¦5,0 ¦0,013 ¦6 x 10 ¦2 x 10 ¦1 x 10 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ -3¦ -3¦
¦ ¦ ¦ ¦10,0 ¦0,026 ¦0,012 ¦4,3 x 10 ¦2 x 10 ¦
+---------+------+---------+------+----------+----------+----------+--------+
¦ ¦ ¦ -6 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Метилмер-¦2191,0¦2 x 10 ¦1,0 ¦5,3 ¦2,5 ¦0,9 ¦0,4 ¦
¦каптан ¦ ¦ ¦2,0 ¦19,7 ¦4,9 ¦1,8 ¦0,8 ¦
¦ ¦ ¦ ¦5,0 ¦26,8 ¦12,3 ¦4,4 ¦2,0 ¦
¦ ¦ ¦ ¦10,0 ¦53,5 ¦24,6 ¦8,8 ¦4,1 ¦
+---------+------+---------+------+----------+----------+----------+--------+
¦Синильная¦893,0 ¦0,01* ¦2,0 ¦6,1 ¦2,8 ¦1,0 ¦0,5 ¦
¦кислота ¦ ¦ ¦5,0 ¦15,2 ¦7,0 ¦2,5 ¦1,1 ¦
¦ ¦ ¦ ¦10,0 ¦30,4 ¦14,0 ¦5,0 ¦2,3 ¦
+---------+------+---------+------+----------+----------+----------+--------+
¦ ¦ ¦ -3 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Фосген ¦4294,0¦5 x 10 *¦2,0 ¦9,5 ¦4,4 ¦1,6 ¦0,7 ¦
¦ ¦ ¦ ¦5,0 ¦23,0 ¦11,0 ¦3,9 ¦1,8 ¦
¦ ¦ ¦ ¦10,0 ¦47,0 ¦21,0 ¦7,8 ¦3,6 ¦
+---------+------+---------+------+----------+----------+----------+--------+
¦Хлор ¦3607,0¦0,1 ¦2,0 ¦7,3 ¦3,3 ¦1,2 ¦0,5 ¦
¦ ¦ ¦ ¦5,0 ¦18,0 ¦8,3 ¦2,9 ¦1,4 ¦
¦ ¦ ¦ ¦10,0 ¦35,0 ¦16,5 ¦5,9 ¦2,7 ¦
+---------+------+---------+------+----------+----------+----------+--------+
¦Хлорциан ¦3300,0¦0,5* ¦2,0 ¦8,5 ¦3,9 ¦1,4 ¦0,6 ¦
¦ ¦ ¦ ¦5,0 ¦19,9 ¦9,7 ¦3,4 ¦1,5 ¦
¦ ¦ ¦ ¦10,0 ¦42,5 ¦19,6 ¦7,0 ¦3,2 ¦
L---------+------+---------+------+----------+----------+----------+---------
3. Оценка медико - санитарных последствий
террористических актов
3.1. Специфика медико - санитарных последствий при химическом терроризме обусловлена:
- многообразием веществ химической природы, используемых при террористических актах, а отсюда разнообразие (полиморфность) вариантов и сроков развития поражений;
- использованием для террористических целей высокотоксичных веществ;
- неизвестностью вещества (особенно в первые часы после возникновения инцидента);
- внезапностью развития ситуации;
- возникновением инцидента в любом непредвиденном месте, как правило, в местах массового скопления людей;
- возникновением инцидента в помещениях, на транспорте (жилые помещения, залы, метро и т.п.);
- одномоментным массовым поражением людей;
- необходимостью оказания специализированной медицинской помощи значительному числу пораженных;
- незнанием (недостаточным уровнем знаний) специалистами местных органов здравоохранения вопросов организации оказания медицинской помощи при массовых поражениях;
- низким уровнем специальных знаний по оказанию медицинской помощи при химической травме неясной этиологии;
- трудностями оперативного прогнозирования развития аварийной ситуации;
- зачастую неизвестностью путей поступления вещества (веществ) в организм;
- неопределенностью знаний, до идентификации вещества, о стойкости вещества в объектах окружающий среды, приводящей к затруднению решений о необходимости (или ее отсутствии) обработки загрязненных поверхностей;
- необходимостью срочной расшифровки вещества, явившегося причиной инцидента, и экспрессного определения уровней и масштабов загрязнений, что затруднено в связи с низким техническим уровнем по индикации веществ и недостаточной подготовленностью специалистов;
- возникновением паники.
3.2. Масштабы медико - санитарных последствий террористических актов могут быть весьма различными и зависят не только от степени токсичности использованного при террористическом акте химического вещества и его количества, но и от места, времени, метеорологических (микроклиматических) и др. условий, а также количества людей, оказавшихся в зоне поражения, оперативности и полноты мероприятий по их защите, эвакуации и других факторов.
3.3. Химическое оружие может быть использовано террористами скрытно, в любых направленно дозируемых масштабах и способно обеспечить заданное время воздействия на организм (от нескольких секунд до суток и более). Можно ожидать [20 - 21] осуществления террористических актов против отдельных лиц, конкретных групп людей и случайного набора лиц (толпа, поток людей в закрытых, плохо вентилируемых помещениях). Последнее требует особого внимания и прогнозируемых оценок.
3.4. Ни население, ни государственные службы не ждут применения отравляющих веществ. Население в мирное время абсолютно не защищено от ОВ и может не сразу обнаружить их действие. При этом количество пораженных в толпе, например находящейся в замкнутом пространстве, может измеряться тысячами, что показал террористический акт в японском метрополитене. Следует отметить, что вентиляционные системы могут способствовать распространению ОВ по помещениям.
3.5. Действие различных типов ОВ на человека сопровождается крайне тяжелыми клиническими проявлениями: тяжелейшие судороги, рвота, выраженные болевые эффекты, дисфункция тазовых органов, психозы, галлюцинации и др. [28 - 29]. Таким образом, спецслужбам и медикам следует ожидать таких симптомов поражения, которые потребуют особых приемов, навыков, технических средств и просто огромных физических усилий даже при оказании первой помощи и госпитализации пострадавших. Причем специальные группы, оказывающие помощь пострадавшим, будут в средствах защиты, а пострадавшие - нет. Это будет оказывать крайне тяжелое психическое воздействие на людей, которые могли и не получить тяжелых поражений.
3.6. К настоящему времени не существует методик, позволяющих хотя бы приближенно оценивать вероятные санитарные потери в момент террористического акта с применением химических веществ, но приблизительные прогнозы, основанные на расчетах поражающего действия ОВ, позволяют утверждать, что ситуация будет несравнима с авариями, которые ожидаются при выбросе хлора, аммиака и других промышленных ОХВ.
3.7. Имеет место недостаточная обеспеченность соответствующих учреждений и формирований средствами экспресс - индикации и своевременного оповещения населения.
3.8. Пораженные при террористических актах не смогут получить эффективной специализированной медицинской помощи, поскольку во многих городах России токсикологические центры отсутствуют.
3.9. После применения ОХВ (ОВ) фактическая зона загрязнения неизбежно будет расширяться, поскольку не всегда окажется возможным сразу избежать разноса ОХВ (ОВ) воздушными потоками, неизбежно распространение ОХВ (ОВ) по помещениям путем переноса веществ на одежде и обуви людьми, которые были в зоне загрязнения, но не были своевременно дегазированы. Это может вызвать тяжелые массовые поражения, которые растянутся на годы, обусловить преждевременную гибель людей, причем истинную причину патологического состояния будет трудно определить.
3.10. Известно, что наибольший эффект воздействия ОХВ (ОВ) может быть достигнут при поступлении их через органы дыхания или кожные покровы. Следовательно, может быть использован либо фактор ограниченного пространства, либо фактор обязательного контакта.
3.11. Наиболее вероятными зонами проведения террористических актов в условиях города могут являться замкнутые пространства, в которых возможно создание высоких (смертельных) концентраций ОХВ (ОВ) - залы, здания, метро, туннели и другие.
3.12. Меры противодействия химическому терроризму объединяют в следующие четыре блока <*>:
--------------------------------
<*> В 1996 г. в ГосНИИОХТ была выполнена первая концептуальная разработка, целью которой явилось определение основных направлений действий по парированию угрозы химического терроризма, к которым должны быть готовы соответствующие службы, ведомства и специализированные учреждения РФ. При этом была предпринята попытка провести системно - аналитическое исследование гипотетических ситуаций, которые будут складываться при террористических актах с использованием ОВ [20 - 21].
1) меры предупреждения (событие ожидается), то есть профилактически проводимая аналитическая и организационная работа в режиме ожидания события включает решение задач по моделированию вероятных сценариев ожидаемого события, оценку объектов и лиц, имеющих отношение к изготовлению высокотоксичных веществ, создание системы мер парирования, включающей подготовку организаций и специалистов по оказанию помощи при террористических актах, созданию технических средств по индикации, дегазации, защите, оказанию медицинской помощи;
2) меры парирования (событие произошло), т.е. регламентированная реакция на произошедшее событие, выполняемая группами быстрого реагирования и ликвидации последствий, включающая следственные действия, идентификационные химико - аналитические работы, защиту населения и оказание медицинской помощи пораженным, мероприятия по дегазации и очистке;
3) текущие методические разработки включают определение общего алгоритма действий при террористическом акте, частные вопросы по моделированию событий, информационному контролю, средств и методов индикации, защиты, диагностики и лечения поражений и др.;
4) доработка нормативной базы, направленная на создание серии нормативных, правовых документов для государственных служб и муниципальных органов, определяющих принятие принудительных мер по ограничению передвижения, изоляции загрязненных лиц, уничтожению загрязненного имущества, норм охраны труда и социальных гарантий для лиц, участвующих в ликвидации последствий террористических актов.
4. Режимы деятельности органов управления
при террористических актах
4.1. Органы управления учреждений и формирований по оказанию медико - санитарной помощи при террористических актах в зависимости от обстановки и масштаба прогнозируемой или возникшей ЧС в пределах конкретной территории устанавливают один из следующих режимов функционирования подсистемы РСЧС:
режим повседневной деятельности - при нормальной производственной деятельности и отсутствии прогноза о возможном террористическом акте;
режим повышенной готовности - при получении прогноза о возможном террористическом акте с использованием ОХВ (ОВ) или ухудшении производственной или химической обстановки;
режим чрезвычайной ситуации - при применении террористами ОХВ (ОВ) в местах массового скопления людей в закрытом помещении или на открытом пространстве.
4.2. Основными мероприятиями являются:
а) в режиме повседневной деятельности:
организация и проведение обучения специалистов учреждений и формирований гражданской обороны способам защиты и действиям в закрытых помещениях и на открытых пространствах при применении террористами ОХВ (ОВ) в местах массового скопления людей;
планирование, организация и проведение учений по обеспечению защиты людей от ОХВ (ОВ) в закрытых помещениях и на открытых пространствах, а также сокращению возможных потерь и ущерба при применении террористами ОХВ (ОВ);
создание, восполнение запасов и контроль годности к использованию средств индивидуальной защиты;
разработка вопросов взаимодействия между органами МЧС России, МВД России, МПС России, Минкультуры России, ФСБ России, Минздрава России и других министерств и ведомств;
б) в режиме повышенной готовности:
принятие соответствующей комиссией непосредственного руководства функционированием подсистемы РСЧС, действующей на месте возможного проведения террористического акта; формирование, при необходимости, оперативных групп для выявления химической обстановки на месте вероятного совершения террористической акции с применением ОХВ (ОВ);
приведение в соответствующую степень готовности сил и средств, уточнение планов их действий и выдвижение, при необходимости, в предполагаемый район возможной террористической акции с применением ОХВ (ОВ);
в) в режиме чрезвычайной ситуации:
отправление специалистов в район террористического акта;
идентификация химических агентов террористического акта;
определение уровней загрязнения окружающей среды и степени опасности произошедшего инцидента;
прогноз развития ситуации (масштаб инцидента, структура санитарных потерь);
рекомендации по проведению защитных мероприятий (спасатели, медицинский персонал, население);
санитарно - токсикологическая оценка мест расположения медицинских формирований;
оказание экстренной медицинской помощи пораженным в очаге (специфическая антидотная терапия, оказание помощи по неотложным показаниям);
оказание специализированной медицинской помощи;
проведение обследования людей, находящихся в зоне аварии, с помощью экспрессных методов и диагностических тестов в соответствии со специфическими особенностями действия вещества, явившегося причиной террористического акта;
установление степени воздействия вещества на людей по клиническим проявлениям основного симптомокомплекса интоксикации, а также по результатам диагностического тестирования;
установление вещества, послужившего причиной террористического акта, по данным клинико - лабораторных исследований в случае неидентифицированного химического агента;
оценка степени загрязнения пораженных и целесообразность проведения санитарной обработки;
проведение санитарной обработки кожных покровов, слизистых оболочек глаз, полости рта и оценка ее эффективности;
выдача рекомендаций врачам ЛПУ по терапии острой интоксикации и тактике лечебных мероприятий при поражении токсичным химическим веществом;
оказание консультативно - методической помощи лечебно - профилактическим учреждениям (ЛПУ) района инцидента.
4.3. Заблаговременное проведение комплекса организационных и инженерно - технических мероприятий преследует цель предупредить проведение террористической акции или максимально снизить масштабы зон загрязнения ОХВ (ОВ), примененного террористами, исключить или свести к минимуму степень поражения людей, размер ущерба окружающей природной среде и материальных потерь.
4.4. Первыми признаками применения террористами ОХВ (ОВ) в местах массового скопления людей являются:
разлив неизвестной жидкости по поверхности;
появление капель, дымов и туманов неизвестного происхождения;
специфические посторонние запахи;
крики о помощи, возникшая паника, начальные симптомы поражения;
показания приборов химической разведки и контроля (при их наличии).
4.5. Начальники станций метрополитена, руководители предприятий (учреждений, организаций), директора концертных (спортивных) залов, ответственные за проведение массовых уличных мероприятий о факте и основных данных террористических актов с использованием ОХВ (ОВ) докладывают председателю комиссии по ЧС района, а также в соответствующее министерство, ведомство или организацию Российской Федерации немедленно по любому из имеющихся средств связи непосредственно или через оперативные дежурно - диспетчерские службы с последующим письменным подтверждением. При этом используется донесение по форме 2/ЧС. В дальнейшем тем же адресатам направляются донесения по формам 3/ЧС (о мерах по защите населения и территорий, ведении аварийно - спасательных и других неотложных работ) и 4/ЧС (о силах и средствах, задействованных для ликвидации ЧС). Формы донесений и порядок их подачи указаны в "Табеле срочных донесений Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" (1996 г.). В дальнейшем подаются донесения по формам 5/ЧС и 7/ЧС с анализом происшедшего террористического акта.
4.6. Эвакуацию пассажиров со станции метрополитена, зрителей из концертного (спортивного) зала, комплекса или со стадиона проводят: до прибытия спасателей МЧС России - обслуживающий персонал объекта и личный состав органов охраны правопорядка, после прибытия - спасатели МЧС России. С улиц и площадей участники мероприятий эвакуируются личным составом органов охраны правопорядка, в последующем - спасателями МЧС России. При проведении эвакуации учитывают: тип ОХВ (ОВ); место совершения террористической акции; ориентировочное количество разлитого (переведенного в аэрозоли) ОХВ (ОВ); концентрацию ОХВ (ОВ) в местах массового скопления людей и в зоне заражения; направление и скорость ветра, температуру воздуха в месте применения ОХВ (ОВ); ориентировочное количество людей, подлежащих эвакуации; пропускную способность эскалаторов, выходов из помещений, улиц, дорог, площадей; время эвакуации людей. Пассажиры, зрители, участники уличных мероприятий эвакуируются пешим порядком, самостоятельно в направлениях, указанных руководителем (начальником, директором) объекта или ответственным за проведение мероприятий. Если пораженный не может самостоятельно покинуть зону заражения, то спасатели надевают на него СИЗОД, при необходимости вводят антидот (обезболивающее средство) и немедленно эвакуируют из зоны заражения. Вне зоны заражения пораженному продолжают оказывать первую медицинскую и доврачебную помощь, а в случае необходимости - первую врачебную помощь.
4.7. На пораженного, находящегося в зоне заражения, надевают СИЗОД типа: ГДЗК (газодымозащитный комплект), ГП-5, ГП-7, ГП-7В, на детей в возрасте до 7 лет - ПДФ-Д (ПДФ-2Д), в возрасте от 7 до 16 лет - ПДФ-Ш (ПДФ-2Ш). Перед надеванием СИЗОД кожные покровы лица и открытых участков тела, пораженного в случае попадания на них аэрозолей или капель ОХВ (ОВ), обрабатывают полидегазирующей рецептурой из индивидуального противохимического пакета ИПП-8. Эвакуацию пораженных производят в первую очередь.
4.8. Химическую разведку проводят специально подготовленные химики - разведчики, оснащенные приборами. Они надевают СИЗ, разворачивают метеоприборы и по приборам химической разведки и контроля обнаруживают зону химического загрязнения, определяют тип (группу) ОХВ (ОВ), находят источник химического загрязнения, ведут наблюдение за перемещением облака ОХВ (ОВ), намечают пути эвакуации пораженных, устанавливают знаки ограждения и указатели. Данные об обнаружении ОХВ (ОВ) и зонах загрязнения немедленно докладывают старшему (начальнику) команды. Химики - разведчики и спасатели используют СИЗ в положениях "походное", "наготове" и "боевое".
В "походном" положении СИЗ находятся в составе возимой (в машине) или носимой экипировки спасателей в готовности к использованию по назначению.
4.9. Медицинское обеспечение населения при террористическом акте организуют и осуществляют учреждения и формирования службы медицины катастроф - бригады скорой медицинской помощи, специализированные санитарно - токсикологические и токсико - терапевтические бригады, токсикологические отделения центральных городских или областных больниц.
4.10. Под оперативным управлением Федеральной межведомственной координационной комиссии (МКК), штаба ВСМК, региональных и территориальных МКК и центров медицины катастроф будут привлекаться силы Минздрава РФ, других министерств и ведомств различных уровней, в том числе формирования ВЦМК "Защита", ФУМБЭП МЗ, МО РФ, специализированные стационары (институт им. Н.В. Склифосовского и др.).
4.11. Места вылива (пролива, возгонки) ОХВ (ОВ) любого типа и прилегающие к ним участки подлежат обязательному обезвреживанию (дегазации), которую проводит личный состав специальных подразделений МЧС России совместно с подразделениями РХБ защиты. Обезвреживание (дегазацию) проводят: на открытой местности с использованием специальной техники - авторазливочных станций АРС-14, АРС-14у, АРС-15 или поливомоечной машины ПМ-130; в закрытых помещениях используют комплекты и приборы специальной обработки - ИДК-1, ДКВ-1М, ДКВ-1А и др. Для обеззараживания (дегазации) ОХВ (ОВ) применяют специальные дегазирующие растворы и рецептуры. Для сбора разливов (скоплений) ОХВ (ОВ) используют активный уголь типа АГ-2, АГ-3, АГ-5 и т.п. или уголь - катализатор типа К-5, К-5у, К-5м, КТ-1 и т.п. Обеззараживание (дегазация) закрытых помещений и открытой местности, зараженных парами аммиака, бромацетона, бромметана, бромциана, метилмеркаптана, сероуглерода, синильной кислоты, фосгена, хлора, хлорацетона, хлорпикрина и хлорциана, не требуется. Помещения проветриваются или вентилируются до отсутствия показаний приборов химической разведки, настроенных на определение минимальных количеств ОХВ (ОВ). Местность, загрязненная этими ОХВ (ОВ), обеззараживается (дегазируется) естественным способом до отсутствия показаний приборов химической разведки и контроля.
4.12. Решение об обезвреживании (дегазации) закрытых помещений и участков местности, загрязненных парами, аэрозолями и каплями азотистых ипритов, зарина, иприта, люизита, CR, CS и хлорацетофенона, принимается в зависимости от показаний приборов химической разведки и контроля.
4.13. Обезвреженные (продегазированные) участки местности, дороги, улицы, площади, внутренние помещения зданий, станции метрополитена обозначают указателями (знаками) и сдают по акту представителям администрации города (округа) или объекта.
4.14. Технические средства (машины), с помощью которых проводилось обезвреживание (дегазация) участков местности, дорог, улиц и поверхностей полов, стен, после завершения работ подлежат полной дегазации. Личный состав, участвовавший в проведении обезвреживания (дегазации), проходит полную санитарную обработку.
Контроль полноты обезвреживания (дегазации) проводят с целью дать возможность командиру (начальнику), ответственному за ликвидацию ЧС, в зависимости от полученных результатов, отдать распоряжение о снятии средств защиты, а также оценить возможность поражения людей при соприкосновении с поверхностями, средствами защиты и одеждой, подвергшимися обезвреживанию (дегазации) после загрязнения ОХВ (ОВ).
4.15. Контролю подлежат: поверхности, на которых обнаружены разливы, капли, аэрозоли ОХВ (ОВ); воздух помещений, в которых проникли пары ОХВ (ОВ); поверхности технических средств, используемых в зоне загрязнения ОХВ (ОВ); средства индивидуальной защиты и специальная одежда спасателей; верхняя одежда пассажиров, зрителей, участников уличных мероприятий, оказавшихся в зоне загрязнения.
Перед проведением контроля удаляются продукты обезвреживания (дегазации), т.к. они маскируют присутствие ОХВ (ОВ).
Отбор проб при контроле обезвреживания (дегазации) проводят: поверхностей - мазком; воздуха - прокачиванием через трубку с сорбентом; СИЗ, одежды - экстракцией растворителями или десорбцией горячим воздухом.
4.16. Сбор загрязненных СИЗ и одежды для отправки на пункт дегазации проводят после выхода спасателей и эвакуации людей из зоны загрязнения или окончания аварийно - спасательных работ.
Для снятия загрязненных СИЗ и их сбора подготавливают площадку, состоящую из грязной и чистой половины. Площадку располагают так, чтобы чистая половина была с наветренной стороны (ветер дул от чистой половины к грязной). Границы площадки, чистой и грязной половины, маршруты перемещения, место сбора загрязненных СИЗ, одежды и размещения санитарного пропускника трассируют и обозначают предупредительными знаками и указателями. Грязную половину ограждают и обозначают знаками ограждения с надписью "Загрязнено". На грязной половине оборудуют склад загрязненного имущества, состоящий из площадки сортировки и площадки хранения зараженного имущества. Склад размещают на расстоянии 100 - 150 м от границы чистой половины. На площадке хранения устанавливают палатки, навесы для предохранения имущества от увлажнения атмосферными осадками. Склад и площадки соединяют с чистой половиной и друг с другом дорожками, позволяющими передвигаться личному составу с тележками и носилками. На границе чистой и грязной половин оборудуют площадку снятия СИЗ.
Снятие загрязненных СИЗ и одежды проводится самостоятельно или с помощью раздевальщиков на отведенной для этого площадке. Снятое загрязненное имущество сортируют по номенклатурам: автономные изолирующие дыхательные аппараты, противогазы, средства индивидуальной защиты кожи, одежда и т.д. После сортировки имущество укладывают в прорезиненные мешки. На мешки прикрепляют таблички с указанием типа ОХВ (ОВ), наименования имущества и даты заражения. Мешки отправляют на склад или загружают в машину для вывоза на дегазационный пункт. Личный состав, оказывающий помощь в снятии, сортировке, упаковке и загрузке загрязненного имущества, должен находиться в противогазах и средствах индивидуальной защиты кожи.
4.17. Полную санитарную обработку проводят на чистой половине площадки. Для этого развертывают один - два санпропускника. Санпропускник имеет три отделения: раздевальное, обмывочное и одевальное. В раздевальном отделении личный состав снимает последовательно головные уборы, обувь, обмундирование и белье. Одежду связывают в узел и сдают обслуживающему персоналу на обработку. Документы и личные вещи

ПРИКАЗ МВД РФ от 28.12.2001 n 1174 О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ПОЛОЖЕНИЕ О СИСТЕМЕ НАУЧНО - ТЕХНИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ МВД РОССИИ, УТВЕРЖДЕННОЕ ПРИКАЗОМ МВД РОССИИ ОТ 26 ЯНВАРЯ 1999 Г. n 51  »
Постановления и Указы »
Читайте также