ПРИКАЗ Госкомрыболовства РФ от 20.12.2001 n 406 О МЕРАХ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ РЕШЕНИЙ ТРИДЦАТОЙ СЕССИИ СМЕШАННОЙ РОССИЙСКО-НОРВЕЖСКОЙ КОМИССИИ ПО РЫБОЛОВСТВУ (вместе с ПРОТОКОЛОМ от 10.11.2001)


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО РЫБОЛОВСТВУ
ПРИКАЗ
от 20 декабря 2001 г. N 406
О МЕРАХ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ РЕШЕНИЙ ТРИДЦАТОЙ СЕССИИ
СМЕШАННОЙ РОССИЙСКО-НОРВЕЖСКОЙ КОМИССИИ ПО РЫБОЛОВСТВУ
В целях выполнения решений тридцатой сессии Смешанной Российско-Норвежской комиссии по рыболовству (СРНК по рыболовству), которая состоялась в период с 5 по 10 ноября 2001 года в России (г. Санкт-Петербург) (Протокол сессии прилагается), приказываю:
1. Управлению водных биологических ресурсов и организации рыболовства (Ю.А. Арсентьеву) при распределении квот вылова водных биоресурсов для российских рыбохозяйственных организаций строго руководствоваться предусмотренными Протоколом квотами вылова рыбы и добычи тюленей на 2002 год в исключительной экономической зоне Российской Федерации и в смежном участке в Баренцевом море, в экономической зоне Норвегии и рыболовной зоне Ян-Майена (Приложения 3, 4, 5, 6 и 8 к Протоколу).
2. Мурманрыбводу (Б.Ф. Прищепе) и Запбалтрыбводу (Ю.В. Маслову) обеспечить сбор и обобщение заявок на промысловые операции российского флота в экономической зоне Норвегии и рыболовной зоне Ян-Майена по предприятиям всех форм собственности. Запбалтрыбводу (Ю.В. Маслову) направить заявки Западного бассейна в Мурманрыбвод (Б.Ф. Прищепе).
3. Мурманрыбводу (Б.Ф. Прищепе) представить обобщенные заявки и списки судов на утверждение в Госкомрыболовство России.
2.1. Управлению международного сотрудничества (С.В. Симакову) направить норвежской стороне утвержденные Госкомрыболовством России заявки и списки российских судов Северного и Западного бассейнов для работы в экономической зоне Норвегии и рыболовной зоне Ян-Майена.
3. Мурманрыбводу (Б.Ф. Прищепе) получать от промысловых судов через ОАО НТФ "Комплексные системы" (В.М. Мишкина), ОАО "Компьютерные технологии" (Е.И. Лангера) и начальников промысловых районов суточные донесения о промысловой деятельности российских и иностранных судов, производить их обработку и после сверки и согласования с ПИНРО (В.Н. Шибановым), АтлантНИРО (К.Г. Кухоренко) и ВНИРО (Б.Н. Котеневым) ежемесячно направлять промысловую статистику в Госкомрыболовство России.
Нумерация пунктов дана в соответствии с официальным текстом документа. 4. Управлению науки (С.Е. Дягилеву) и Управлению финансов (А.С. Усанину) обеспечить финансирование экспедиций на научно-исследовательских судах в соответствии с Программой совместных российско-норвежских научных исследований морских живых ресурсов на 2002 год (Приложение 10 к Протоколу).
5. Управлению международного сотрудничества (С.В. Симакову), Управлению водных биологических ресурсов и организации рыболовства (Ю.А. Арсентьеву) и Управлению охраны и воспроизводства рыбных запасов и регулирования рыболовства (Г.К. Ковалеву) своевременно информировать норвежскую сторону о квотах, которые будут выделяться третьим странам в исключительной экономической зоне Российской Федерации и в смежном участке Баренцева моря (пункт 12 Протокола).
6. Управлению охраны и воспроизводства рыбных запасов и регулирования рыболовства (Г.К. Ковалеву), Мурманрыбводу (Б.Ф. Прищепе):
6.1. Выдавать в установленном порядке разрешения норвежским судам на ведение промысла рыбы, тюленей и осуществление научных исследований морских живых ресурсов в исключительной экономической зоне Российской Федерации в Баренцевом море (пункты 12.4 и 13 Протокола).
6.2. Довести до сведения судовладельцев Приложение 7 Протокола сессии "Технические меры регулирования и единые переводные коэффициенты на рыбопродукцию" и обеспечить их исполнение и соблюдение (Приложение 7 к Протоколу).
6.3. Своевременно информировать норвежскую сторону об изменениях промысловой деятельности российских судов в экономической зоне Норвегии.
6.4. Осуществлять координационную деятельность с ФПС России по охране водных биологических ресурсов в исключительной экономической зоне Российской Федерации в Баренцевом море. Проводить совместный анализ всех нарушений правил ведения промысла российскими и норвежскими судами в Баренцевом и Норвежском морях.
6.5. Обеспечить контроль за выбором квот, утвержденных в Приложениях 3, 4, 5, 6 и 8 к Протоколу.
7. ВНИРО (Б.Н. Котеневу):
7.1. По согласованию с Управлением водных биологических ресурсов и организации рыболовства (Ю.А. Арсентьевым), Управлением международного сотрудничества (С.В. Симаковым) и Управлением охраны и воспроизводства рыбных запасов и регулирования рыболовства (Г.К. Ковалевым) ежемесячно направлять норвежской стороне промысловую статистику по вылову Россией рыбы и креветки с разбивкой по районам Международного совета по исследованию моря (ИКЕС) I, IIa, IIb.
7.2. Совместно с ПИНРО (В.Н. Шибановым) подготовить и представить до 15 января 2002 г. в СРНК по рыболовству согласованные с норвежской стороной предложения по структуре и содержанию проекта "Положения об основных принципах и критериях долгосрочного, устойчивого управления морскими живыми ресурсами Баренцева и Норвежского морей" (пункт 12.2 Протокола).
8. ПИНРО (В.Н. Шибанову):
8.1. Обеспечить выполнение работ согласно Программе совместных российско-норвежских исследований морских живых ресурсов на 2002 год (Приложение 10 к Протоколу).
8.2. Подготовить материалы и принять участие во встрече с норвежскими учеными в марте 2002 г. в Норвегии для обмена данными и обсуждения результатов исследований, проведенных в 2001/2002 гг., и согласования программы исследований на оставшуюся часть 2002 года.
8.3. По согласованию с Управлением науки (С.Е. Дягилевым), ВНИРО (Б.Н. Котеневым) подготовить и до 20 февраля 2002 г. направить норвежской стороне проект программы совместных исследований синекорого палтуса в 2002 - 2004 годах для рассмотрения и принятия на ежегодной встрече ученых в марте 2002 года (пункт 8.1 Протокола).
9. СевПИНРО (В.А. Стасенкову) совместно с Архангельским рыбакколхозсоюзом (Л.М. Селяниновым) провести исследования по изучению биологии и экологии морских млекопитающих в Белом и Баренцевом морях, включая добычу гренландских тюленей в объемах, предусмотренных для выполнения этих работ (Приложения 8 и 10 к Протоколу).
10. Управлению водных биологических ресурсов и организации рыболовства (Ю.А. Арсентьеву) и Управлению охраны и воспроизводства рыбных запасов и регулирования рыболовства (Г.К. Ковалеву), Мурманрыбводу (Б.Ф. Прищепе), Запбалтрыбводу (Ю.В. Маслову), Росрыбколхозсоюзу (Б.Л. Блажко), ВНИРО (Б.Н. Котеневу), ПИНРО (В.Н. Шибанову), СевПИНРО (В.А. Стасенкову), АтлантНИРО (К.Г. Кухоренко) в срок до 1 октября 2002 года представить в Управление международного сотрудничества (С.В. Симакову) предложения и материалы, необходимые для формирования российской позиции на очередной тридцать первой сессии Смешанной Российско-Норвежской комиссии по рыболовству.
11. Управлению международного сотрудничества (С.В. Симакову) обеспечить подготовку и проведение в ноябре 2002 года в Норвегии очередной тридцать первой сессии Смешанной Российско-Норвежской комиссии по рыболовству.
12. Контроль за выполнением настоящего Приказа возложить на заместителя председателя Комитета А. Макоедова.
Председатель Комитета
Е.НАЗДРАТЕНКО



Приложение
к Приказу
Госкомрыболовства России
от 20 декабря 2001 г. N 406
ПРОТОКОЛ
от 10 ноября 2001 года
ТРИДЦАТОЙ СЕССИИ СМЕШАННОЙ
РОССИЙСКО-НОРВЕЖСКОЙ КОМИССИИ ПО РЫБОЛОВСТВУ
1. Открытие сессии
Тридцатая сессия Смешанной Российско-Норвежской комиссии по рыболовству состоялась в г. Санкт-Петербурге в период с 5 по 10 ноября 2001 года.
Глава российской делегации - А.Н. Макоедов, представитель Правительства Российской Федерации в Смешанной Российско-Норвежской комиссии по рыболовству, заместитель председателя Государственного комитета Российской Федерации по рыболовству.
Глава норвежской делегации - Й. Крог, представитель Правительства Королевства Норвегия в Смешанной Российско-Норвежской комиссии по рыболовству, Постоянный заместитель Министра рыболовства Королевства Норвегия.
Составы делегаций обеих Сторон представлены в приложении 1 <*>.
2. Повестка дня
Стороны одобрили повестку дня (приложение 2 <*>).
--------------------------------
<*> Не приводятся.
3. Рабочие группы
В соответствии с параграфом 3 Правил процедуры Смешанной Российско-Норвежской комиссии по рыболовству Стороны согласились создать следующие совместные рабочие группы по:
- статистике;
- тюленям Северо-Восточной Атлантики;
- научному сотрудничеству;
- подготовке Протокола.
4. Обмен Сторонами статистическими данными о промысле в 2000 г. и за истекший период 2001 г.
Стороны обменялись статистическими данными по результатам промысла в Баренцевом и Норвежском морях в 2000 году и за истекший период 2001 года согласно единым формам отчетности. Стороны констатировали точность и соответствие данных, представленных по коммерческим уловам.
Стороны согласились сотрудничать для получения наиболее полной информации о доставке улова на берег, в том числе научных уловов, и выгрузках в третьи страны. Стороны согласились использовать новую редакцию таблицы IV и новую таблицу VI, разработанные Постоянным Комитетом на встрече в г. Мурманске 2 - 8 октября 2001 года, при обмене такой информацией.
Норвежская Сторона представила данные о научных уловах в соответствии с проектом таблицы IV и запросила соответствующие данные у Российской Стороны.
Стороны договорились о продолжении регулярного обмена месячными промысловыми данными о добыче рыбы и креветки по районам ИКЕС I и II.
5. Регулирование промысла трески и пикши в 2002 году
5.1. Установление ОДУ и распределение квот.
Стороны согласились с тем, что существуют элементы неопределенности в оценке запаса северо-восточной арктической трески и особо подчеркнули необходимость расширения исследовательских работ и съемок по всем районам распространения запаса с целью получения более точных результатов. Стороны указали на то, что Международный совет по морским исследованиям (ИКЕС) также отметил недостаток в съемках, что снижает достоверность обоснованности научных рекомендаций.
Стороны согласились с тем, что существует необходимость в дальнейшей разработке согласованных долгосрочных стратегий по управлению общими запасами в Баренцевом и Норвежском морях. Стороны подтвердили цель скорейшего восстановления нерестового запаса трески до уровня Вра и снижения промысловой смертности до уровня Fра = 0,42. Стороны ожидают пересмотра Вра в ИКЕС.
Стороны согласились с тем, что установленный ОДУ для трески не должен корректироваться в течение последующих двух лет, кроме тех случаев, когда развитие запасов станет слабее, чем ожидается на основании сегодняшних знаний о запасах, или же при достижении контрольного показателя нерестового запаса и коэффициента промысловой смертности.
Стороны установили ОДУ на треску и пикшу на 2002 год, а также согласовали распределение квот вылова между Россией, Норвегией и третьими странами (Приложение 3). Распределение квот вылова третьих стран по зонам на 2002 год представлено в Приложении 4.
Стороны согласовали взаимные квоты вылова трески и пикши в экономических зонах друг друга (Приложение 5).
Стороны согласились в случае необходимости рассмотреть вопрос возможности взаимных переносов квот вылова трески, пикши и других видов рыб в течение 2002 года и увеличения взаимных квот вылова в зонах друг друга.
Промысел сетями, ярусами и крючковыми снастями должен осуществляться в пределах установленных Сторонами квот.
Стороны согласились о взаимном уведомлении относительно тех квот, которые будут выделяться третьим странам из общих запасов, в том числе о тех количествах, которые выделяются в рамках коммерческих проектов.
Стороны согласились проводить взаимные консультации о намерениях переноса квот третьих стран из зоны одной Стороны в зону другой Стороны.
5.2. Другие меры регулирования промысла.
Стороны проинформировали друг друга о результатах проведенных испытаний сортирующих систем.
Стороны согласились продолжить работы по развитию технологии селективности орудий лова.
Стороны согласились продолжить обмен информацией о биологическом обосновании закрытия и открытия районов промысла по согласованной форме, разработанной Постоянным Комитетом.
Стороны поручили Постоянному Комитету продолжить исследования эффективности практического применения сортирующих систем с использованием различных материалов в целях определения дальнейшего пути их развития и использования.
5.2.1. Технические меры регулирования промысла.
Стороны согласились, что долгосрочной целью является введение единых технических мер регулирования промысла, в том числе включая размер ячеи, минимальный промысловый размер рыбы, для всего ареала трески и пикши.
Технические меры регулирования промысла представлены в Приложении 7.
6. Регулирование промысла мойвы в 2002 году
Стороны решили открыть промысел в зимний период с 1 января по 30 апреля 2002 г. Общий допустимый улов и распределение квот Сторон представлены в Приложении 3. Технические меры регулирования промысла представлены в Приложении 7.
Стороны договорились о взаимном доступе в зоны друг друга для реализации квот в полном объеме.
7. Вопросы по управлению запасом атланто-скандинавской весенне-нерестующей сельди в 2002 году
Стороны приняли во внимание Соглашение по управлению запасом атланто-скандинавской весенне-нерестующей сельди в 2002 г., заключенное на основе пятисторонних консультаций 9 ноября 2001 г. в г. Лондоне (Великобритания).
В рамках упомянутого пятистороннего Соглашения и двусторонней договоренности между Россией и Норвегией Россия в 2002 году получит доступ на вылов 85000 тонн атланто-скандинавской весенне-нерестующей сельди в норвежской экономической зоне к северу от 62 N и 7200 тонн сельди в рыболовной зоне вокруг Ян-Майена.
Россия из своей квоты передаст Норвегии квоту в объеме 1300 тонн сельди.
Норвежская Сторона сообщила, что западная граница района, ранее установленного для сохранения молоди сельди до начала промысла, будет, при необходимости, отрегулирована таким образом, чтобы не препятствовать промыслу взрослой сельди и способствовать сохранению молоди сельди.
8. Регулирование промысла других видов рыб в 2002 году
Квоты других запасов и технические меры регулирования промысла представлены в Приложениях 6 и 7.
Стороны согласились с тем, что эксплуатация запасов рыб, которые не регулируются квотами, может производиться только в качестве прилова при промысле квотируемых видов рыб.
Стороны согласились о взаимных квотах прилова в экономических зонах друг друга. Эти квоты на прилов могут быть увеличены с учетом практического осуществления рыбного промысла. Стороны в возможно короткий срок будут рассматривать просьбы об увеличении квот на прилов.
8.1. Синекорый палтус.
Стороны договорились о продолжении в 2002 году запрета на прямой промысел синекорого палтуса.
Норвежская Сторона проинформировала, что будет осуществляться ограниченный прибрежный промысел в традиционных объемах обычными орудиями лова в районах норвежской юрисдикции.
Российская Сторона проинформировала, что будет проводиться экспериментальный лов синекорого палтуса с использованием различных орудий лова в прибрежной зоне Баренцева моря в районах юрисдикции России.
Для получения больших знаний о географическом распределении запаса по количеству и биомассе каждой возрастной группы в течение всего года СРНК по рыболовству решила начать трехгодичную (2002 - 2004 гг.) совместную научно-исследовательскую программу между ПИНРО и Бергенским институтом морских исследований (Приложение 10).
Технические меры регулирования промысла представлены в Приложении 7.
Стороны отметили, что имеющиеся научные данные свидетельствуют о трансграничном характере запаса и договорились обсудить этот вопрос на 31-й сессии СРНК по рыболовству.
8.2. Морской окунь.
Стороны обсудили состояние запаса окуня-клювача (S.mentella), которое вызывает опасение, и договорились сохранять строгий режим регулирования промысла этого запаса в 2002 году.
В целях продолжения исследовательского временного ряда в мониторинге запаса окуня-клювача (S.mentella) Российской Стороне будет разрешен прямой экспериментальный промысел окуня-клювача (S.mentella) в ограниченном районе Баренцева моря. Российская Сторона проинформирует о сроках этого промысла и об участвующих судах с последующим представлением результатов в ИКЕС.
Объемы вылова и технические меры регулирования промысла представлены в Приложениях 6 и 7.
9. Управление запасом камчатского краба (Paralithodes camtschaticus) в Баренцевом море в 2002 году
Стороны обменялись информацией о результатах исследований камчатского краба (Paralithodes camtschaticus) в Баренцевом море и приняли совместный отчет ПИНРО и Норвежского института рыболовства и аквакультуры по результатам исследований в 2001 году. Стороны констатировали недостаток знаний о взаимоотношениях краба с другими гидробионтами в экосистеме Баренцева моря. Стороны поручили ученым обеих стран расширить исследования состояния запаса в рамках совместной программы исследований на 2002 - 2004 гг.
Стороны одобрили меры по управлению запасом камчатского краба, предложенные Постоянным Комитетом (Приложение 7, п. 10), и поручили этому Комитету совместно с учеными обеих стран внести предложения по выработке критериев закрытия/открытия районов из-за приловов краба при промысле других видов.
Основываясь на принятом уровне эксплуатации запаса камчатского краба в Баренцевом море осенью 2002 - зимой 2003 годов (Приложение 7, п. 10.1), Стороны определили возможный объем изъятия камчатского краба в количестве 300000 экземпляров в исключительной экономической зоне Российской Федерации и 100000 экземпляров в экономической зоне Норвегии.
Стороны решили, что вышеназванное количество будет добываться в режиме научно-экспериментального лова, однако Российская Сторона согласилась с предложением Норвежской Стороны об освоении Норвегией своей квоты с отработкой режимов других видов лова. Промыслово-статистические данные, полученные в ходе этих работ, будут переданы для использования в научных целях.
10. Регулирование промысла креветки в 2002 году
Стороны рассмотрели развитие промысла и состояние запасов креветки в Баренцевом море.
Стороны согласились с тем, что ученые двух стран продолжат расширенные исследования запасов и биологии креветки в Баренцевом море. Они отметили, что российские и норвежские ученые работают над оценкой запасов креветки, в том числе с целью возможного установления ОДУ. В данной работе будет учтено также и потребление креветки треской.
Стороны согласились с тем, что исследования креветки необходимо в большей степени объединять с другими исследованиями по управлению запасами.
Норвежская Сторона высказала пожелание о введении Российской Стороной в ее экономической зоне минимального размера креветки 6 см (15 мм - карапакс) и разрешения прилова в размере 10% маломерной креветки от веса улова в качестве основания для закрытия районов, где много молоди креветки.
Стороны согласились, что закрытие районов при промысле креветки будет осуществляться на основании данных о приловах синекорого палтуса, трески, пикши и окуня.
Квоты и технические меры регулирования промысла представлены в Приложениях 6 и 7.
Стороны поручили ученым рассмотреть возможность дальнейшего развития технологии селективности орудий лова с тем, чтобы уменьшить прилов молоди окуня при промысле креветки.
11. Регулирование промысла тюленей в 2002 году
Квоты и технические меры регулирования, включая промысел в научных целях, представлены в Приложениях 6 и 8.
Стороны приняли обязательство до 15.02.2002 проинформировать друг друга в письменном виде о возможности реализации квот в районах юрисдикции другой Стороны.
12. Сотрудничество в области управления рыболовством
Стороны продолжат сотрудничество между рыболовными властями двух стран для дальнейшего повышения эффективности контроля за ресурсами и регулирования рыболовства.
Стороны согласились с тем, что любые совместные российско-норвежские проекты, включая исследования, связанные с использованием совместных запасов Баренцева и Норвежского морей, должны быть рассмотрены в Смешанной Российско-Норвежской комиссии по рыболовству и одобрены Государственным комитетом Российской Федерации по рыболовству и Министерством рыболовства Норвегии. Каждая Сторона обязуется информировать другую Сторону о размерах выделяемых и получаемых в рамках таких проектов квот и о выгрузках рыбы, выловленной по этим квотам.
12.1. Отчет Постоянного Комитета по контролю и регулированию в области рыболовства.
Руководители Постоянного Комитета отчитались о проделанной работе Комитета.
Стороны одобрили работу Постоянного Комитета.
Стороны поручили Постоянному Комитету разработать предложения по упрощенной отчетности, основанной на электронной системе, для рыболовных судов.
Стороны будут способствовать дальнейшей эффективной работе Постоянного Комитета. Протокол заседания Постоянного Комитета от 2 - 8 октября 2001 г. в г. Мурманске приведен в Приложении 9.
12.2. Разработка Положения об основных принципах и критериях долгосрочного, устойчивого управления морскими живыми ресурсами.
Стороны выразили удовлетворение уровнем сотрудничества в рамках СРНК по рыболовству, одновременно констатируя отсутствие четко прописанных принципов и критериев, которыми обе Стороны могли бы руководствоваться для управления совместно эксплуатируемыми запасами.
Стороны признали необходимым разработать и совместно принять "Положение об основных принципах и критериях долгосрочного, устойчивого управления морскими живыми ресурсами Баренцева и Норвежского морей", рассматривая этот документ как нормативную базу для долгосрочной стратегии устойчивой эксплуатации основных объектов рыболовства обеих стран.
В целях разработки "Положения..." Стороны решили создать рабочую группу по стратегии эксплуатации запасов из четырех специалистов (по два от каждой Стороны), которой поручили подготовить и представить проект "Положения..." к ежегодной совместной встрече ученых (март 2002 г., Норвегия) для его обсуждения и последующего принятия 31-й сессией СРНК по рыболовству.
Состав рабочей группы Стороны согласуют путем переписки до 10.12.2001.
Стороны поручают рабочей группе до 15.01.2002 подготовить и представить в Комиссию предложения по структуре и содержанию "Положения...", которые будут являться основой для подготовки этого документа.
12.3. Выполнение Меморандума о сотрудничестве по контролю.
Стороны согласились с тем, что данный Меморандум служит хорошей основой для совершенствования контроля и сотрудничества и отметили необходимость проведения дальнейшей работы в соответствии с его положениями.
12.4. Порядок выдачи лицензий на промысел рыбы обеими Сторонами и выполнение правил ведения рыбного промысла.
Стороны обсудили порядок подачи отчетности и выдачи лицензий на промысел Сторон в зонах друг друга и выполнение правил ведения рыбного промысла, при этом отметили, что существующий порядок их удовлетворяет.
Стороны подтвердили свои намерения сохранить действующий порядок выдачи лицензий на промысел в зонах двух стран на 2002 год, в том числе без оформления лицензионного документа по каждому судну. При этом Стороны констатировали понимание необходимости принятия аналогичных действий каждой из Сторон в случае его изменения.
Стороны договорились до 31 декабря 2001 года обменяться информацией по судам, которые намерены вести промысел в зонах двух стран в 2002 году, с использованием тех же бланков заявок на получение лицензий, что и в прошлые годы.
12.5. Меры по контролю промысла в Баренцевом море в 2002 году.
Стороны подтвердили свое решение о сохранении строгого контроля за промыслом в Баренцевом море и обсудили конкретные меры по контролю.
12.6. Ведение промысла третьими странами и реализация Соглашения между Российской Федерацией, Норвегией и Исландией от 15 мая 1999 года.
Стороны обменялись информацией о реализации трехстороннего Соглашения между Российской Федерацией, Норвегией и Исландией и констатировали, что Соглашение действует в соответствии со своим назначением.
В случае пересмотра Соглашения или двухсторонних Протоколов Стороны официально и заблаговременно уведомят друг друга до истечения срока подачи уведомления о пересмотре условий Соглашения, который заканчивается 30 июня 2002 года.
Стороны вновь подтвердили, что при заключении соглашений по квотам с третьими странами третья страна должна принять обязательство ограничить свой промысел квотами, которые выделяются прибрежными государствами, независимо от того, осуществляется промысел в пределах или за пределами зон рыболовной юрисдикции России и Норвегии.
Стороны обсудили промысел третьих стран в Баренцевом и Норвежском морях и согласились продолжить оперативный контроль за этим промыслом таким образом, чтобы его можно было прекратить при освоении выделенных квот.
Стороны обменялись информацией о нерегулируемом промысле судами стран, не имеющих права на квоты в Баренцевом море, и констатировали совпадение позиций о принятии мер по этому вопросу.
Стороны подтвердили согласие о том, что меры регулирования запасов аркто-норвежской трески действуют во всех районах ее распространения.
12.7. Единые переводные коэффициенты на рыбопродукцию.
Стороны согласились, что применение точных переводных коэффициентов имеет решающее значение для получения истинной картины по изъятию ресурсов.
Стороны согласились о применении единых переводных коэффициентов, которые приведены в Приложении 7.
При определении переводных коэффициентов должны применяться "Agreed methods for measurement and calculation of conversion factors" и "Совместная Российско-Норвежская рабочая инструкция по измерению и расчету переводных коэффициентов по свежей рыбной продукции, производимой на борту промысловых судов".
Стороны поручили Постоянному Комитету продолжить работу по определению точных переводных коэффициентов согласно достигнутой договоренности (Протокол заседания Постоянного Комитета от 2 - 8 октября 2001 г. в г. Мурманске).
12.8. Процедура открытия и закрытия промысловых районов.
Стороны согласились продолжить применение "Совместного Российско-Норвежского порядка по закрытию и открытию районов промысла донных рыб и креветки".
13. Совместные научные исследования морских живых ресурсов
Стороны выразили удовлетворение тесным и долговременным сотрудничеством исследователей двух стран. Особо было подчеркнуто одинаковое понимание Сторонами необходимости использования нескольких источников данных для получения более качественной оценки состояния запасов и разработки рекомендаций по общим допустимым уловам. Вместе с тем они выразили сожаление, что и в текущем году норвежские научно-исследовательские суда не в полном объеме смогли осуществить программу исследований в исключительной экономической зоне Российской Федерации, как было запланировано.
Стороны подтвердили, что результаты научно-исследовательских рейсов, проводимых каждой из Сторон в зонах друг друга, являются основой для разработки мер по управлению запасами живых ресурсов в Баренцевом море. Достигнуто взаимопонимание того, что доступ научно-исследовательских судов в зоны друг друга должен основываться на взаимности.
Стороны приняли Программу совместных российско-норвежских научных исследований морских живых ресурсов на 2002 год (Приложение 10).
Стороны констатировали неизбежность изъятия морских живых ресурсов с учетом прилова в процессе выполнения учетных съемок, мониторинга запасов, сбора данных для принятия управленческих решений и других целей исследований.
Стороны согласились установить объемы вылова всех видов рыб для проведения научных исследований морских живых ресурсов, мониторинга их запасов и сбора данных для принятия управленческих решений.
В этих целях весь вылов, включая прилов, подлежит отчетности в принятых статистических формах (см. пункт 4 настоящего Протокола). Государственный комитет Российской Федерации по рыболовству и Министерство рыболовства Норвегии заблаговременно до начала работ обмениваются взаимной информацией о количестве и названиях судов, принимающих участие в морских ресурсных исследованиях и мониторинге, сроках их проведения и объеме вылова (Приложение 10).
14. Разное
Стороны согласились провести очередную ежегодную сессию Смешанной Российско-Норвежской комиссии по рыболовству в ноябре 2002 года в Норвегии.
Настоящий Протокол составлен 10 ноября 2001 года в г. Санкт-Петербурге на русском и норвежском языках, причем оба текста имеют одинаковую силу.
Представитель Правительства
Российской Федерации
в Смешанной Российско-Норвежской
комиссии по рыболовству
А.Н.МАКОЕДОВ
Представитель Правительства
Королевства Норвегия
в Смешанной Норвежско-Российской
комиссии по рыболовству
Й.КРОГ



Приложение 3
ОДУ И РАСПРЕДЕЛЕНИЕ КВОТ ВЫЛОВА МЕЖДУ РОССИЕЙ,
НОРВЕГИЕЙ И ТРЕТЬИМИ СТРАНАМИ НА 2002 Г.
(тонн)
--------T-------T--------------------------T-----T---------------¬
¦ Вид ¦ ОДУ ¦ Общая квота ¦Пере-¦ Национальные ¦
¦ рыбы ¦ +------T-------------------+дано ¦ квоты ¦
¦ ¦ ¦треть-¦ части квот ¦Рос- +-------T-------+
¦ ¦ ¦их +---------T---------+сией ¦Норве- ¦ России¦
¦ ¦ ¦стран ¦ Норвегии¦ России ¦Нор- ¦гии ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦вегии¦ ¦ ¦
+-------+-------+------+---------+---------+-----+-------+-------+
¦ ¦ I ¦ II ¦ III = ¦ IV = ¦ V ¦ VI = ¦ VII = ¦
¦ ¦ ¦ ¦(I - II) ¦(I - II) ¦ ¦III + V¦IV - V ¦
¦ ¦ ¦ ¦ / 2 ¦ / 2 ¦ ¦ ¦ ¦
+-------+-------+------+---------+---------+-----+-------+-------+
¦Треска ¦355,000¦55,900¦ 149,550 ¦ 149,550 ¦6,000¦155,550¦143,550¦
+-------+-------+------+---------+---------+-----+-------+-------+
¦Норвеж-¦ 40,000¦ ¦ 40,000 ¦ ¦ ¦ 40,000¦ ¦
¦ская ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦при- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦брежная¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦треска ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------+-------+------+---------+---------+-----+-------+-------+
¦Мур- ¦ 40,000¦ ¦ ¦ 40,000 ¦ ¦ ¦ 40,000¦
¦манская¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦при- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦брежная¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦треска ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------+-------+------+---------+---------+-----+-------+-------+
¦Всего ¦435,000¦55,900¦ 189,550 ¦ 189,550 ¦6,000¦195,550¦183,550¦
¦треска ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ <3> ¦ <3> ¦
+-------+-------+------+---------+---------+-----+-------+-------+
¦Пикша ¦ 85,000¦ 4,400¦ 40,300 ¦ 40,300 ¦6,000¦ 46,300¦ 34,300¦
+-------+-------+------+---------+---------+-----+-------+-------+
¦Мойва ¦650,000¦ ¦ 390,000 ¦ 260,000 ¦ ¦390,000¦260,000¦
¦<1> ¦ ¦ ¦ ¦ <2> ¦ ¦ <4> ¦ <4> ¦
L-------+-------+------+---------+---------+-----+-------+--------
--------------------------------
<1> Общая квота мойвы в Баренцевом море распределяется - 60% для Норвегии и 40% для России.
<2> Из этой квоты мойвы до 15000 тонн может быть передано для третьих стран.
<3> В том числе 20000 тонн на научные, контрольные и управленческие цели (Приложение 10).
<4> До 10% может быть изъято при научно-экспериментальном промысле в период с 15 ноября по 31 декабря 2002 года для определения районов распространения запаса до начала путины следующего года.



Приложение 4
I. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ КВОТЫ ВЫЛОВА ТРЕСКИ ТРЕТЬИХ СТРАН
ПО ЗОНАМ НА 2002 Г.
(тонн)
-------T-----------------T-------------------T-------------------¬
¦Общая ¦Район Шпицбергена¦Норвежская эк. зона¦Российская эк. зона¦
+------+-----------------+-------------------+-------------------+
¦55,900¦ 15,800 ¦ 23,300 ¦ 16,800 ¦
L------+-----------------+-------------------+--------------------
II. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ КВОТЫ
ВЫЛОВА ТРЕСКИ И ПИКШИ, ВЫДЕЛЕННЫХ ТРЕТЬИМ СТРАНАМ
В ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОНАХ СТОРОН В 2002 Г.
(тонн)
-----------T----------T----------T------T------------------------¬
¦ Виды рыб ¦Норвежская¦Российская¦Всего ¦В т.ч. в смежном участке¦
¦ ¦ эк. зона ¦ эк. зона ¦ ¦ Баренцева моря ¦
¦ ¦ ¦ ¦ +------------T-----------+
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Норвегия ¦ Россия ¦
+----------+----------+----------+------+------------+-----------+
¦Треска ¦ 23,300 ¦ 16,800 ¦40,100¦ 16,800 ¦ 16,800 ¦
¦Пикша ¦ 2,640 ¦ 1,760 ¦ 4,400¦ 1,760 ¦ 1,760 ¦
L----------+----------+----------+------+------------+------------



Приложение 5
КВОТЫ
НА ВЗАИМНЫЙ ВЫЛОВ ТРЕСКИ И ПИКШИ НОРВЕГИЕЙ И РОССИЕЙ
В ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОНАХ ДРУГ ДРУГА В 2002 Г.
Эти квоты не распространяются на смежный участок совместного рыболовства в Баренцевом море.
(тонн)
------------------------------------T------------------T---------¬
¦ Районы ¦ Виды рыб ¦ Всего ¦
¦ +---------T--------+ ¦
¦ ¦ треска ¦ пикша ¦ ¦
+-----------------------------------+---------+--------+---------+
¦Квоты Норвегии в ИЭЗ России ¦ 140,000 ¦ 20,000 ¦ 160,000 ¦
+-----------------------------------+---------+--------+---------+
¦Квоты России в эк. зоне Норвегии ¦ 140,000 ¦ 20,000 ¦ 160,000 ¦
L-----------------------------------+---------+--------+----------



Приложение 6
I. КВОТЫ РОССИИ НА НОРВЕЖСКИЕ ЗАПАСЫ
В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЕ НОРВЕГИИ В 2002 Г.
(тонн)
--------------T-------T------------------------------------------¬
¦ Запасы ¦ Квота ¦ Примечание ¦
+-------------+-------+------------------------------------------+
¦Окунь-клювач ¦ 2,000 ¦Прямой промысел ¦
¦(S.Mentella) ¦ ¦ ¦
+-------------+-------+------------------------------------------+
¦Окунь золо- ¦ 1,500 ¦Неизбежный прилов, ограниченный 25% в каж-¦
¦тистый ¦ ¦дом отдельном улове ¦
¦(S.Marinus) ¦ ¦ ¦
¦Окунь-клювач ¦ ¦ ¦
¦(S.Mentella) ¦ ¦ ¦
+-------------+-------+------------------------------------------+
¦Путассу ¦50,000 ¦Может вылавливаться в определенном ограни-¦
¦ ¦ <*> ¦ченном районе в НЭЗ, чьи координаты будут ¦
¦ ¦ ¦уточнены, и в рыболовной зоне Ян-Майен за ¦
¦ ¦ ¦пределами 4-мильной зоны ¦
+-------------+-------+------------------------------------------+
¦Сайда ¦ 5,000 ¦Прилов при промысле трески и пикши, огра- ¦
¦ ¦ ¦ниченный 25% в каждом отдельном улове ¦
+-------------+-------+------------------------------------------+
¦Зубатка ¦ 2,000 ¦Прямой промысел и прилов ¦
+-------------+-------+------------------------------------------+
¦Другие виды ¦ 3,000 ¦Неквотируемые виды, облавливаемые как при-¦
¦ ¦ ¦лов при промысле квотируемых видов ¦
L-------------+-------+-------------------------------------------
--------------------------------
<*> Квота путассу может быть снижена в зависимости от результатов обсуждения вопроса управления запаса путассу.
II. КВОТЫ НОРВЕГИИ НА РОССИЙСКИЕ ЗАПАСЫ В ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОЙ
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЕ РОССИИ В 2002 Г.
(тонн)
----------T--------T---------------------------------------------¬
¦ Запасы ¦ Квота ¦ Примечание ¦
+---------+--------+---------------------------------------------+
¦Креветка ¦3,000 ¦ ¦
+---------+--------+---------------------------------------------+
¦Зубатка ¦1,500 ¦Прямой промысел и прилов ¦
+---------+--------+---------------------------------------------+
¦Камбала ¦1,000 ¦Прямой промысле и прилов ¦
+---------+--------+---------------------------------------------+
¦Другие ¦500 ¦Неквотируемые виды, облавливаемые как прилов ¦
¦виды ¦ ¦при промысле квотируемых видов ¦
+---------+--------+---------------------------------------------+
¦Гренланд-¦5,000 ¦Добыча в восточных льдах. При промысле ¦
¦ский ¦взрослых¦детенышей 1 взрослый засчитывается как 2,5 ¦
¦тюлень ¦особей ¦детеныша ¦
L---------+--------+----------------------------------------------



Приложение 7
ТЕХНИЧЕСКИЕ МЕРЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ
И ЕДИНЫЕ ПЕРЕВОДНЫЕ КОЭФФИЦИЕНТЫ НА РЫБОПРОДУКЦИЮ
I. Технические меры регулирования
1. Треска и пикша
1.1. Использование сортирующих систем обязательно при траловом промысле трески в ограниченных районах Баренцева моря. Применение сортирующих систем должно соответствовать техническим требованиям, принятым властями обеих Сторон, на основе минимального расстояния между прутьями 55 мм. Согласованные спецификации двух сортирующих систем разработаны.
Разрешается применение мелкоячейных сетей и тканей для изготовления направляющих частей сортирующих систем.
1.2. Допускается прилов трески и пикши ниже минимального промыслового размера до 15% от общего количества рыб в каждом отдельном улове.
1.3. В случае если в каком-либо районе треска и пикша ниже установленных размеров составляет в уловах больше 15% количества, то каждая Сторона на основе научных данных принимает решение о закрытии соответствующего района. Решение по закрытию или открытию промысловых районов вступает в силу через 7 дней после того, как Стороны уведомили друг друга о решении. Решение по закрытию и открытию немедленно вступает в силу для судов двух стран, принимающих информацию о решении прямо от ответственных властей.
1.4. Запрещено использование разноглубинных тралов при промысле трески.
2. Мойва
2.1. Минимальный промысловый размер мойвы составляет 11 см, и допустимый ее прилов длиной менее 11 см - не более 10% по количеству экземпляров.
2.2. Запрещается использование тралов и неводов с минимальным размером ячеи менее 16 мм. Возможно использование на траловых мешках трех грузовых каркасов с минимальным размером ячеи 80 мм. Стороны признают использование круглых стропов, количество которых не ограничивается.
2.3. В целях предотвращения вылова молоди мойвы запрещается ее промысел севернее 74 градуса с.ш. На основании данных съемок эта граница может уточняться.
2.4. Для предотвращения вылова непромысловых размеров других видов при промысле мойвы Стороны на основании данных исследований должны принимать необходимые меры в своих зонах. В связи с этим приловы непромысловых экземпляров каждого из видов трески, пикши, сельди и синекорого палтуса не должны превышать 300 экземпляров на одну тонну мойвы.
В случае, если в каком-либо промысловом районе при промысле мойвы будут наблюдаться приловы трески, пикши, сельди и синекорого палтуса, превышающие вышеуказанные показатели, каждая из Сторон примет решение о закрытии такого района.
Решение по закрытию или открытию промысловых районов вступает в силу через 7 дней после того, как Стороны уведомили друг друга о решении. Решение по закрытию и открытию немедленно вступает в силу для судов двух стран, принимающих информацию о решении прямо от ответственных властей.
3. Сайда
При промысле трески и пикши допускается прилов сайды до 25% от общего веса в каждом отдельном улове и выгружаемого улова.
4. Синекорый палтус
При промысле других видов рыб допускается прилов синекорого палтуса до 12% по весу в каждом отдельном улове и до 7% улова на борту при прекращении промысла и от выгружаемого улова.
5. Морской окунь
5.1. Российской Стороне разрешается специализированный промысел окуня (S.mentella) тралами с ячеей размером не менее 100 мм в ограниченном районе норвежской экономической зоны.
5.2. При этом разрешается общий прилов трески, пикши и синекорого палтуса и других видов рыб до 10%, причем синекорого палтуса до 5% от общего веса в каждом улове. Это касается промысла как донными, так и пелагическими тралами.
5.3. При промысле других видов рыб допускается прилов морского окуня до 25% от общего веса в каждом отдельном улове и выгружаемого улова.
6. Путассу
При промысле путассу разрешается прилов до 10% скумбрии в каждом улове.
7. Креветка
7.1. Применение селективной решетки является обязательным во всех случаях промысла креветки в зонах юрисдикции обеих стран.
7.2. Прилов молоди трески и пикши при промысле креветки не должен превышать 800 экз. на одну тонну креветки. Прилов синекорого палтуса не должен превышать 300 экз. на одну тонну креветки. Прилов молоди морского окуня не должен превышать 1000 экз. на одну тонну креветки.
7.3. При закрытии промыслового района из-за сверхдопустимого прилова синекорого палтуса и молоди трески, пикши и окуня решение по закрытию или открытию промысловых районов вступает в силу через 7 дней после того, как Стороны уведомили друг друга о решении. Решение по закрытию и открытию немедленно вступает в силу для судов двух стран, принимающих информацию о решении прямо от ответственных властей.
8. Промысловый журнал
Разрешается до истечения суток вносить в промысловый журнал коррективы вылова за истекшие сутки.
9. Применение Инструкции по контролю использования сортирующих систем в тресковых тралах
При контроле использования сортирующих систем в тресковых тралах контролирующие органы должны применять Инструкцию, разработанную Постоянным Комитетом по вопросам управления и контроля, от 16 сентября 1999 г.
10. Камчатский краб (Paralithodes camtschaticus)
10.1. Уровень изъятия определяется на основании состояния запаса самцов краба выше минимального промыслового размера и является общим в исключительных экономических зонах двух стран. Вылов до 20% численности самцов краба выше минимального промыслового размера является допустимым, что обеспечивает стабильное воспроизводство запаса на данном этапе.
10.2. Лов самок краба запрещен.
10.3. Допустимый минимальный промысловый размер самца краба должен быть больше или равен 132 мм по длине карапакса, что соответствует 150 мм по ширине карапакса. При определении допустимого минимального промыслового размера Норвежская Сторона использует длину, а Российская Сторона - ширину карапакса.
10.4. Лов камчатского краба осуществляется только ловушками. Ловушки должны быть оборудованы сетью с минимальным размером ячеи 70 мм и с приспособлением, препятствующим возможности дальнейшего лова краба в случае утери ловушек.
10.5. Лов камчатского краба ограничивается таким образом, чтобы исключить промысел в период линьки. Промысел разрешается в период с июля по январь и рекомендуется в то время, когда краб имеет оптимальное коммерческое качество. До начала промысла рекомендуется ведение опытного лова.
10.6. Минимальная разрешенная глубина для ведения промысла камчатского краба устанавливается в 100 м. Отдельные районы могут закрываться из-за больших приловов самок и крабов меньше минимального промыслового размера.
II. Единые переводные коэффициенты на рыбопродукцию
1. Треска
Следующие единые переводные коэффициенты должны быть использованы при контроле и оценке изъятия запасов для норвежских, российских судов и судов третьих стран:
- потрошеная с головой - 1,18;
- потрошеная без головы с круглым срезом - 1,50;
- потрошеная без головы с прямым срезом - 1,55.
Для механизированного производства филе:
- филе со шкурой (с толстой спинной костью) - 2,60;
- филе без шкуры (с толстой спинной костью) - 2,90;
- филе без шкуры (без толстой спинной кости) - 3,25.
2. Пикша
Следующие единые переводные коэффициенты должны быть использованы при контроле и оценке изъятия запасов для норвежских, российских и судов третьих стран:
- потрошеная с головой - 1,14;
- потрошеная без головы с круглым срезом - 1,40.
Следующие временные единые переводные коэффициенты должны быть использованы при контроле и оценке изъятия запасов для норвежских, российских и судов третьих стран:
- потрошеная без головы с прямым срезом - 1,65.
Для механизированного производства филе:
- филе со шкурой (с костью) - 2,65;
- филе без шкуры (с костью) - 2,95;
- филе без шкуры (без кости) - 3,15.



Приложение 8
30-Я СЕССИЯ СМЕШАННОЙ РОССИЙСКО-НОРВЕЖСКОЙ
КОМИССИИ ПО РЫБОЛОВСТВУ, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, РОССИЯ,
5 - 10 НОЯБРЯ 2001 Г.
ОТЧЕТ РАБОЧЕЙ ГРУППЫ ПО ТЮЛЕНЯМ
1. ОБМЕН ИНФОРМАЦИЕЙ О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРОМЫСЛА
ТЮЛЕНЕЙ В 2001 ГОДУ
Два норвежских судна вели промысел тюленей в Гренландском море и одно судно - в юго-восточной части Баренцева моря. По организационным причинам промысел тюленей российскими зверобойными судами в Гренландском море в 2001 году не проводился. Промысел гренландского тюленя в Белом море вели местные жители.
Рекомендованный ОДУ на 2001 г. для хохлачей Гренландского моря был установлен в размере 10300 тюленей возраста один год и старше (1+) или эквивалентного количества детенышей, при этом один тюлень в возрасте 1+ равнялся 1,5 детенышам. Для гренландского тюленя Гренландского моря рекомендованный ОДУ на 2001 г. был установлен в размере 15000 животных возраста 1+ или эквивалентного количества детенышей (один тюлень в возрасте 1+ равнялся двум детенышам). Рекомендованный ОДУ на добычу гренландского тюленя в Баренцевом и Белом морях на 2001 г. был определен в 53000 животных возраста 1+ или эквивалентного количества детенышей, при этом один тюлень в возрасте 1+ равнялся 2,5 детенышам. Норвегии было выделено 5000 животных возраста 1+ (с аналогичным соотношением между животными 1+ и детенышами). Все квоты тюленей на 2001 г. устанавливались согласно рекомендациям Консультативного Комитета ИКЕС по Управлению рыбным хозяйством (АКФМ).
Результаты норвежского и российского промысла тюленей в 2001 г., включая добычу для научных целей, представлены в нижеследующей таблице:
---------------------T---------------T-------------T-------------¬
¦ Район/виды ¦ Норвегия ¦ Россия ¦ Итого ¦
+--------------------+---------------+-------------+-------------+
¦ГРЕНЛАНДСКОЕ МОРЕ ¦ ¦ ¦ ¦
¦гренландский тюлень ¦ ¦ ¦ ¦
¦ детеныши ¦ 2267 ¦ 0 ¦ 2267 ¦
¦ 1 год и старше ¦ 725 <*> ¦ 0 ¦ 725 ¦
¦ всего ¦ 2992 ¦ 0 ¦ 2992 ¦
¦хохлач ¦ ¦ ¦ ¦
¦ детеныши ¦ 3129 ¦ 0 ¦ 3129 ¦
¦ 1 год и старше ¦ 691 <**> ¦ 0 ¦ 691 ¦
¦ всего ¦ 3820 ¦ 0 ¦ 3820 ¦
¦Итого по району ¦ 6812 ¦ 0 ¦ 6812 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦БЕЛОЕ И ¦ ¦ ¦ ¦
¦БАРЕНЦЕВО МОРЯ ¦ ¦ ¦ ¦
¦гренландский тюлень ¦ ¦ ¦ ¦
¦ детеныши ¦ 330 ¦ 39111 ¦ 39441 ¦
¦ 1 год и старше ¦ 4870 ¦ 5 <***>¦ 4875 ¦
¦ всего ¦ 5200 ¦ 39116 ¦ 44316 ¦
¦Итого по району ¦ 5200 ¦ 39116 ¦ 44316 ¦
¦ОБЩАЯ ДОБЫЧА ¦ 12012 ¦ 39116 ¦ 51128 ¦
L--------------------+---------------+-------------+--------------
--------------------------------
<*> Включая 56 животных возраста 1+, добытых для научных целей.
<**> Включая 71 животное возраста 1+, добытое для научных целей.
<***> Животные возраста 1+, добытые для научных целей.
В 2001 г. случайного прилова гренландского тюленя у норвежского побережья зарегистрировано не было.
2. ОБМЕН ИНФОРМАЦИЕЙ О РЕЗУЛЬТАТАХ
ИССЛЕДОВАНИЙ В 2001 Г.
2.1. Норвежские исследования
В 2001 г. биологический материал от детенышей и животных старше года гренландского тюленя и хохлача собирался с одного из судов в Гренландском море в период коммерческого их промысла. Работы включали в себя сбор данных для изучения демографических процессов у взрослых тюленей и материалов по упитанности детенышей и взрослых животных. Рабочая Группа рекомендует продолжить сбор биоматериалов от детенышей и взрослых тюленей при коммерческом их промысле в Западных льдах. На промысле в Восточных льдах в 2001 г. сбор материала не проводился. Собранные ранее данные указывают, что годовые классы 1986 - 1988 гг., а возможно также и классы 1993 - 1995 гг., очень слабо представлены в популяции гренландского тюленя Восточных льдов. Для лучшего понимания явных изменений в ежегодном пополнении популяций тюленей Рабочая Группа рекомендует продолжить сбор биологического материала от детенышей и взрослых тюленей во время коммерческого промысла также и в Восточных льдах. Для возможности оценки репродуктивного статуса популяций материалы как из Западных, так и из Восточных льдов должны включать в себя органы размножения.
В июне 1999 г. были начаты эксперименты с использованием спутниковых меток в районе Скорсбисунна (Scoresby Sound) у восточного побережья Гренландии, где 11 линных гренландских тюленей были помечены спутниковыми датчиками. Результаты этих экспериментов в настоящее время анализируются и будут опубликованы в начале 2002 г.
В 1999 г. было начато осуществление проекта по сбору данных, требуемых для оценки экологической роли гренландского тюленя и хохлача Гренландского моря в аспекте их распространения в Северных морях (водах вокруг Исландии, в Норвежском и Гренландском морях). Тюлени были добыты для научных целей в период экспедиций НИС "Ян-Майен" в полосе пакового льда между Шпицбергеном и Гренландией в сентябре - октябре 1999 г. и в июле - августе 2000 г. Результаты анализа содержимого желудков и кишечников от добытых животных показали, что рационы питания этих видов тюленей включали сравнительно немного кормовых объектов. Были представлены главным образом пелагические амфиподы рода Parathemisto (практически полностью P.libellula), кальмар Gonatus fabricii и сайка Boreogadus saida. Эти три вида корма составили 73 - 98% расчетной биомассы в рационе питания хохлача и 95 - 99% - в рационе гренландского тюленя. G.fabricii был, по всей видимости, наиболее серьезным кормовым объектом как для хохлача, так и для гренландского тюленя в сентябре - октябре 1999 г., но содержимое кишечников свидетельствовало и о том, что сайка также являлась важным кормовым объектом для хохлача, a Parathemisto - для гренландского тюленя. В июле - августе 2000 г. Parathemisto полностью доминировали в рационе питания гренландского тюленя, a G.fabricii и сайка преобладали в рационе хохлача. В феврале - марте 2001 г. была проведена новая экспедиция НИС "Ян-Майен" в полосе пакового льда к востоку от Гренландии (главным образом в Датском Проливе), и собранный материал, включая данные по рациону питания, переваривания пищи и различным аспектам физиологии двух видов тюленей, в настоящее время анализируется. Заключительный рейс НИС "Ян-Майен" в рамках этого проекта запланирован в Гренландское море в сентябре - октябре 2002 г.
Одновременно с осуществлением сбора материалов в вышеупомянутых экспедициях предполагается проведение отбора проб по тем же параметрам от гренландского тюленя и хохлача, добываемых местными зверобоями в восточной Гренландии и в качестве прилова при ведении рыбного промысла в Исландии и на Фарерских островах.
2.2. Российские исследования
Во время совещаний 1997 и 1998 гг. Объединенной Рабочей Группы ИКЕС/НАФО по гренландскому тюленю и хохлачу (WGHARP) были отмечены и положительно оценены серьезные усилия российских ученых в получении надежных оценок численности детенышей гренландского тюленя популяции Белого и Баренцева морей. Как было подчеркнуто в отчете 1998 г., Рабочая Группа ожидала увидеть прогресс в этой российской работе, включая экспериментирование с методом изолиний, а также дальнейшего анализа данных авиафотоучета 1998 г. В январе 2000 г. российские ученые провели два полностью независимых авиаучета детенышей в Белом море во время щенного периода: одна - с вертолета и одна - с самолета. Результаты этих съемок были представлены на заседании РГ по тюленям в 2000 г.
По методу трансект средняя оценка численности детенышей без поправочных коэффициентов, полученная при съемке с вертолета, составила 322474 головы (SE = 28706), включая детенышей, добытых до момента проведения съемки (30729 тюленей). Эти результаты в настоящее время подготовлены для публикации в международном издании. При авиасъемке с самолета средняя численность детенышей без поправочных коэффициентов (включая промысел в размере 30729 тюленей) оказалась равной 339710 животным (SE = 32400). Российские результаты были приняты и одобрены WGHARP на октябрьском заседании Рабочей Группы в 2000 г. На данном заседании РГ также подтверждено высокое качество российских исследований как при съемках с самолета, так и с вертолета, и рекомендовано проведение анализа с тем, чтобы завершить процесс публикацией заключительных результатов в международном научном журнале. Оценки двух съемок 2000 г. подтверждают результаты съемки 1998 г. и убедительно свидетельствуют о том, что численность детенышей гренландского тюленя в Белом море - по крайней мере 300000 голов.
С 1 по 11 марта и с 17 по 30 марта 2001 г. проведены исследования щенного периода гренландского тюленя в Белом море. Для изучения полового соотношения было исследовано 1963 детеныша, которое оказалось близким к 1:1. На 1 марта около 45% щенков было в возрасте 1 - 2 дней (n = 381). К 3 марта доля щенков этого возраста сократилась до 12,9% (n = 234), к 06.03 этот показатель сократился до 9,4% (n = 190) и 11 марта составил менее 1,5%. Средний вес тела детенышей по состоянию на 1 марта был равен 12,4 +/- 0,10 кг (n = 381). К 3 марта вес тела щенков возрос до 15,2 +/- 0,21 кг (n = 185), к 06.03 - до 16,5 +/- 0,28 кг (n = 190), а к 11 марта средний вес щенков достиг 25,3 +/- 0,60 кг. По всей видимости, процесс щенения гренландского тюленя в 2001 г. сравним с наблюдениями 2000 года.
В 2001 г. изучалось также распределение тюленей и дрейф щенных залежек. Установлено, что сроки щенения и упитанность детенышей в стадии хохлуша соответствовали средним показателям 2000 г. Средний вес детенышей гренландских тюленей, отловленных на льдах 17 марта, составил 28,6 +/- 0,74 кг (n = 74), а отловленных 25 марта - 32,2 +/- 0,8 кг (n = 59).
Мониторинг за распределением щенных залежек гренландского тюленя в Белом море в 2001 г. показал, что одну из крупных залежек численностью около 150 - 200 тыс. тюленей восточные и северо-восточные ветра удерживали в течение апреля на западе бассейна. Детеныши, перелиняв до стадии серки, сошли в воду в центральной части Белого моря вместо обычных юго-восточных районов Баренцева моря. Нарушение обычных миграционных путей приплода могло повлечь за собой повышение в 2001 г. их естественной смертности. Об этом могут свидетельствовать следующие факты: с 15 апреля по 16 августа на берегах Двинского залива и р. Северная Двина отмечено 149 погибших и сильно истощенных детенышей гренландского тюленя. В Кандалакшском заливе 31.05 - 01.06 на льдах в районе п. Чупа отмечены свыше 2300 истощенных детенышей гренландского тюленя. На о. Анзер (Соловецкие острова) 24 - 25 июня найдено 15 мертвых детенышей. За период с 19 по 28 июня на берегах Онежского залива (на участке от Унежмы до о. Кий) обнаружено 13 выброшенных на берег детенышей.
Последствия этого аномального дрейфа залежки будут изучаться, но истинные масштабы и последствия этого явления смогут быть оценены при анализе возрастной структуры популяции на щенных и линных залежках в последующие годы.
В мае 2001 г. в Кандалакшском заливе Белого моря (у г. Кандалакша) помечено 11 детенышей гренландского тюленя (серок). Номера меток: L0301; L0302; L0306; L0307; L0308; L0309; L0310; L0312; L0313; L0319; L0320.
Для сведения приведены также номера 10 роторных меток помеченных в Белом море в конце апреля 1996 г. гренландских тюленей в возрасте 1 года и старше, не представленных нами ранее: L0222 - L0229; L0232; L0239.
2.3. Совместные российско-норвежские работы
На основе ряда данных, собранных российскими и норвежскими учеными с начала 60-х до начала 90-х годов для популяций гренландского тюленя Гренландского и Белого, Баренцева морей, были проанализированы тенденции в достижении половой зрелости по среднему возрасту (МАМ). Наряду с имеющимися данными изменений длины тела с возрастом значения МАМ используются в качестве показателя величин запасов двух популяций гренландских тюленей Северо-Восточной Атлантики на уровне особи. Для данных по Гренландскому морю не обнаружено многолетних тенденций: среднее значение МАМ, равное 5,6 года, хорошо согласуется с данными 1959 - 1990 годов, но существенных различий в соотношении длины и возраста у линных самок в пробах, собранных в 1964 и 1987 годах, не найдено. Для баренцево-беломорских гренландских тюленей МАМ существенно увеличился с 5,4 года в период с 1962 по 1972 гг. до 8,2 года в 1988 - 1993 гг. одновременно со снижением темпов прироста тела, отмеченных в более ранних исследованиях. Результаты показывают индивидуальные популяционные различия в величинах запасов на уровне отдельной особи для созревающих самок, которые могли бы быть связаны с различными тенденциями в численности популяций или с не зависящими от плотности популяции изменениями качества природной среды у этих двух стад. Результаты этих исследований были представлены на заседании WGHARP в октябре 2000 г., а данные использовались при оценках запасов.
Несколько раз Рабочая Группа обсуждала возможности и бесспорные преимущества обмена учеными стран, занимающимися проблемой учета численности гренландского тюленя и хохлача, участия их в полевых работах у друг друга, последующего анализа, обсуждения и представления результатов. Это сможет обеспечить унификацию как полевых, так и аналитических методик, применяемых в исследованиях. По этой причине норвежские ученые участвовали в аэрофотосъемках в Белом море в 2000 г., а также приняли участие в последующем анализе и представлении данных.
Анализ данных 1995 - 1997 гг. от спутниковых датчиков, прикрепленных на гренландских тюленях в Белом море в рамках совместной норвежско-российской программы исследований, продолжается и, как полагают, он завершится совместной публикацией в начале 2002 г. Рабочая Группа рекомендует продолжить эксперименты со спутниковым мечением гренландского тюленя в Белом и Баренцевом морях.
В сентябре 2001 г. норвежские и российские ученые провели аэрофотосъемку с использованием специального российского самолета в северо-восточной части Баренцева моря. Главной целью этой съемки являлась оценка степени совпадения в распределении и, как следствие, потенциального хищничества между гренландским тюленем и мойвой в это время года. Экипаж самолета работал совместно с норвежскими и российскими исследовательскими судами, которые оценивали распределение и численность мойвы в районе в период аэрофотосъемки. Предварительные результаты, как можно предположить, указывают на слабое перекрытие этих двух видов в сентябре. Проведение подобных исследований рекомендуются Рабочей Группой также и в будущем.
3. СОСТОЯНИЕ ЗАПАСОВ И МЕРЫ
ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ ПРОМЫСЛА В 2002 ГОДУ
2 - 6 октября 2000 г. в штаб-квартире ИКЕС (Копенгаген, Дания) для оценки запасов гренландского тюленя Гренландского и Белого, Баренцева морей и хохлача Гренландского моря проходило заседание РГ по тюленям. Вновь полученная информация по воспроизводству детенышей дала возможность РГ на заседании 24 октября - 2 ноября 2000 г. в Копенгагене, Дания, провести моделирование, обеспечившее АКФМ достаточной информацией для выдачи рекомендаций как относительно статуса, так и промыслового потенциала для всех трех вышеупомянутых популяций тюленей.
Органы по управлению запасами затребовали рекомендации по "допустимому или поддерживающему, устойчивому" уровню эксплуатации этих запасов. АКФМ обращает внимание, что использование термина "допустимый" в этом контексте не идентично его интерпретации как "допустимого" применительно к управлению запасами беспозвоночных и рыбы. "Допустимый объем промысла" для тюленей означает уровень добычи, при котором риск в отношении поддержания численности популяции в ее текущих размерах сведен к минимуму. Как указывает низшее значение доверительного интервала, полученное при анализе, при "допустимом" объеме животных, добываемых ежегодно, запасы через 10 лет могут оказаться более низкими, иногда даже на 50%, по сравнению с величинами запасов в настоящее время. Правда, запасы могут также и возрасти на целых 50%. Критический момент заключается в том, чтобы даже при низшем пределе доверительности популяция смогла бы оставаться настолько многочисленной, что ее жизнеспособность в будущем не подвергалась бы сомнению.
Оценки численности популяции были основаны на модели динамики популяции, которая оценивает в будущем рост численности популяции, при котором статистическая неопределенность задается для каждого ряда вариантов промысла. Возрастная структура модели была ограничена двумя возрастными классами, 0 (детеныши) и 1+ (один год и старше), ввиду ограниченной информации о возрасте животных в побойках и о возрастной структуре рассматриваемой популяции, а также того факта, что объемы добычи были довольно невелики по сравнению с численностью популяции для тех лет, у которых известен возраст животных в побойках. Модель требует оценок смертности и репродуктивных параметров, которые включены в дисперсию. Используя данные статистики промысла и оценки воспроизводства детенышей, модель оценивает смертность (М0 и М1+) и коэффициент рождаемости у самок (f) возраста 1+ в популяции. Степень свободы, с которой модель может оценивать эти параметры, зависит от выбранных стандартных отклонений. Модель может оценить численность детенышей обратно пропорционально их дисперсии в тех случаях, когда имеются несколько оценок.
Возможность включения многократных оценок численности детенышей в модель оценки - это результат совершенствования более ранних применяемых программ оценки. Однако модели этого вида недостаточно хорошо оценивают параметры, когда оценки численности детенышей даются для ограниченного периода времени по сравнению с продолжительностью поколения. Модель имеет опцию, позволяющую оценить размер популяции и уровень допустимой добычи, но когда не задана предварительно информация относительно М1+ и f, модель считает их независимыми параметрами. Для стабилизации модели диапазон этих параметров должен быть ограничен. В результате оценки неопределенности могут быть занижены, а доверительные интервалы для размеров популяции в будущем могут быть слишком узкими.
Рекомендации, данные АКФМ в 2

ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ, КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В НОРМЫ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ (утв. Приказом ГУГПС МВД РФ от 20.12.2001 n 83)  »
Постановления и Указы »
Читайте также