МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ МАССЫ ГРУЗОВ, ПЕРЕВОЗИМЫХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ ТРАНСПОРТОМ (утв. МПС РФ 18.12.2001)


Утверждаю
Заместитель Министра
путей сообщения
С.А.ГРИШИН
18 декабря 2001 года
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ МАССЫ ГРУЗОВ, ПЕРЕВОЗИМЫХ
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ ТРАНСПОРТОМ
1. Общие положения
1.1. Общие сведения об измерениях.
Действительная масса груза X при измерении любым средством измерения всегда остается неизвестной, т.к. результат любого измерения всегда содержит в себе погрешность.
1.2. Погрешности измерения.
1.2.1. Абсолютная погрешность.
Абсолютную погрешность ДЕЛЬТА выражают в единицах измеряемой величины, и она равна разности между полученным при измерении значением А и действительным значением X измеряемой величины:
ДЕЛЬТА = A - X.
Действительное значение измеряемой величины X может быть определено методами математической статистики при многократных измерениях либо путем измерения средствами измерения массы, погрешность которых не менее чем в 3 раза меньше погрешности применяемого средства измерения массы. Для практического определения массы груза абсолютная погрешность, как правило, не применяется.
1.2.2. Относительная погрешность.
Относительная погрешность дельта (при X ~= A) равна отношению абсолютной погрешности к измеренному значению измеряемой величины. Обычно относительную погрешность выражают в процентах:
ДЕЛЬТА
дельта = ------ x 100%.
A
При практических измерениях массы, как правило, используется относительная погрешность, которая в виде предельной погрешности указывается в паспорте средства измерения массы и в нормативных документах Госстандарта России по методике выполнения измерения массы.
Под предельной погрешностью понимается максимальное допустимое отклонение измеренного значения массы A от действительного значения X.
В случае когда в техническом паспорте весов указывается только абсолютная погрешность, то относительная погрешность может быть определена по вышеприведенной формуле. Значения предельной погрешности используются при расчетах предельного расхождения в результатах измерения массы груза.
В целях упрощения определения результатов измерения массы груза значения предельной погрешности в нормативных документах приводятся для интервалов измеряемой величины массы груза.
1.3. Средства измерения массы, используемые при перевозке грузов.
При определении массы груза, перевозимого железнодорожным транспортом, предприятиями железнодорожного транспорта, а также грузоотправителями и грузополучателями, применяются следующие устройства.
1.3.1. Весовые устройства:
вагонные весы для статического взвешивания;
вагонные весы для взвешивания в движении;
автомобильные весы;
элеваторные весы;
конвейерные весы;
товарные весы;
крановые весы;
лабораторные весы (для поверки гирь и определения объемной насыпной массы).
1.3.2. Метршток (измерительное устройство для определения высоты налива груза в цистерне).
1.3.3. Линейки и рулетки для измерения геометрических размеров грузов, перевозимых навалом (т.е. без указания количества мест в соответствующей графе накладной).
1.4. Предельное расхождение в результатах измерения массы.
Предельным расхождением в результатах определения массы груза
дельта называется расчетное значение предельного отклонения
1,2
массы груза в процентах, определяемое исходя из предельной
погрешности измерения массы груза на станции отправления дельта и
1
предельной погрешности измерения массы груза на станции назначения
(в пути следования) дельта . По согласованию с Госстандартом СССР
2
и Госарбитражем СССР в 1987 г. значение предельного расхождения в
результатах определения массы рассчитывается по формуле:
________________
/ 2 2
дельта = /дельта + дельта .
1,2 1 2
Для удобства определения предельного расхождения в результатах
определения массы груза дельта при практических измерениях в
1,2
условиях эксплуатации его возможные значения приведены в
Приложении 1 в зависимости от значений предельной погрешности
измерения массы груза на станции отправления дельта и предельной
1
погрешности измерения массы груза на станции назначения (в пути
следования) дельта и методов измерения.
2
Значения дельта и дельта устанавливаются из Рекомендации
1 2
"Государственная система обеспечения средств измерений. Масса
народнохозяйственных грузов при бестарных перевозках. Методика
выполненных измерений. МИ 1953-88", ГОСТов на средства измерения
массы, а также нормативных документов МПС России.
При определении предельного расхождения в результатах определения массы груза нетто для случаев одинаковых средств и методов измерения на станции отправления и станции назначения и определения массы тары по трафарету погрешность, вносимая за счет отличия массы тары по трафарету от ее действительного значения, в расчетах не учитывается.
Сведения о значениях предельной погрешности для различных средств и методов измерения массы приведены в следующих документах.
Для вагонных весов статического взвешивания - в Рекомендации "Государственная система обеспечения средств измерений. Масса народнохозяйственных грузов при бестарных перевозках. Методика выполненных измерений. МИ 1953-88" (Приложение 2).
Для вагонных весов для взвешивания в движении - в Рекомендации "Государственная система обеспечения средств измерений. Масса народнохозяйственных грузов при бестарных перевозках. Методика выполненных измерений. МИ 1953-88" (Приложение 3).
Для автомобильных весов - в Рекомендации "Государственная система обеспечения средств измерений. Масса народнохозяйственных грузов при бестарных перевозках. Методика выполненных измерений. МИ 1953-88" (Приложение 4).
Для элеваторных весов в соответствии с ГОСТ 29329-92 (Приложение 5).
Для конвейерных весов в соответствии с ГОСТ 30124-94 (Приложение 6).
Для товарных весов в соответствии с ГОСТ 29329-92 (Приложение 7).
Для крановых весов в соответствии с ГОСТ 29329-92 (Приложение 8).
При определении с помощью метрштока массы грузов, перевозимых в цистернах (наливом), предельная погрешность в соответствии с ГОСТ 26976-86.
Предельная погрешность определения массы в % должна указываться грузоотправителем в накладной в графе "способ определения массы". В случае если она не указана, то для расчета предельного расхождения предельная погрешность определения массы груза на станции отправления может быть определена на основании Приложений 2 - 9 в зависимости от средства и способа измерения массы.
1.5. Метрологические требования к возможности применения средств измерения массы.
1.5.1. Все средства измерения массы, допущенные к применению в Российской Федерации, должны быть включены в государственный реестр с соответствующим номером (номер госреестра).
1.5.2. Все средства измерения массы должны подвергаться поверке и калибровке с периодичностью, указанной в сертификатах об утверждении типа, паспортах заводов-изготовителей или технических паспортах, заведенных метрологической службой организации, производящей техническое обслуживание средств измерения массы.
Определение массы груза средствами измерения массы с просроченной периодичностью поверки и калибровки не допускается.
1.5.3. Сведения о вводе в эксплуатацию, прохождении поверок и калибровок заносятся в паспорт завода-изготовителя или в технический паспорт, введенный ведомственной метрологической службой, эксплуатирующей или обслуживающей средство измерения массы. Проведение поверки подтверждается подписью госповерителя с заверением личным номерным клеймом.
1.5.4. Порядок клеймения средств измерения массы.
Поверительные клейма наносятся на коромысло промежуточного механизма циферблатных весов, на коромысло шкальных и гирных весов, на гири, а также на дополнительные шкалы и закрепительные пробки, препятствующие смещению ответственных деталей весов.
На рычажные вагонные весы, прошедшие государственную поверку, наносятся оттиски поверительного клейма в следующих местах:
на закрепитель салазок выходящего рычага;
на закрепители встроенных гирь промежуточного механизма;
на колпачок циферблатного указателя.
На коромыслах промежуточного механизма циферблатных весов и коромыслах шкальных и гирных весов наносятся круглые клейма.
На гирях, дополнительных шкалах и закрепительных пробках наносятся клейма различной формы, устанавливаемой Госстандартом России. На электронные весы наносится знак утверждения типа на корпус вторичного прибора (преобразователя).
2. Определение массы грузов, перевозимых навалом
Масса грузов, перевозимых навалом, может определяться при помощи весовых устройств или по обмеру. При этом в графе накладной "Итого количество мест" указывается "навалом".
2.1. Определение массы грузов при помощи весовых устройств.
Масса грузов, перевозимых навалом, кроме картофеля, овощей, бахчевых культур, непакетированных металлов цветных, лома цветных металлов и пищевых грузов, определяется на вагонных весах с остановкой и без расцепки вагонов или на вагонных весах для взвешивания в движении, предназначенных для этого способа взвешивания, а также на конвейерных весах и лесных грузов - на крановых весах. Масса перевозимых навалом картофеля, овощей, бахчевых культур, непакетированных металлов цветных, лома цветных металлов и пищевых грузов определяется на вагонных весах с остановкой и расцепкой вагонов.
В графе накладной "Способ определения массы" указывается тип весов и предельная погрешность измерения массы в зависимости от типа весов и метода взвешивания. Например, "вагонные весы, +/- 1,5%"; "конвейерные весы, +/- 2%"; "весы для взвешивания в движении, +/- 2%".
2.2. Определение массы грузов посредством обмера.
В соответствии с Правилами приема грузов к перевозке на железнодорожном транспорте не допускается определение массы груза расчетным путем посредством обмера грузов, если их погрузка до полной вместимости вагонов может повлечь за собой превышение трафаретной грузоподъемности вагонов.
Масса груза определяется путем умножения вычисленного на основании измерений объема погруженного груза на его объемную массу.
Вагоны должны загружаться не ниже установленных технических норм загрузки, указанных в сборнике N 160, или местных технических норм загрузки, но не выше трафаретной грузоподъемности вагона.
В графе накладной "Способ определения массы" указывается "по обмеру".
2.3. Определение недостачи (излишка) массы грузов на станции назначения.
Правилами выдачи груза на железнодорожном транспорте определены случаи, когда железная дорога обязана проверить массу перевозимого груза.
Масса груза считается правильной, если разница между массой груза, указанной в накладной на станции отправления, по сравнению с массой груза, определенной при проверке на станции назначения, не превышает:
при недостаче массы - нормы естественной убыли и предельного отклонения массы груза нетто, рассчитанного исходя из предельного расхождения определения массы груза нетто;
при излишке массы - предельного отклонения массы груза нетто, рассчитанного исходя из предельного расхождения определения массы груза нетто.
Предельное отклонение рассчитывается путем умножения массы груза нетто, указанной в накладной, на значение предельного расхождения, определенного по таблицам 1 или 2 Приложения 1.
Норма естественной убыли исчисляется от массы груза, указанной в графе "Итого масса нетто".
2.3.1. Определение недостачи (излишка) массы грузов при одинаковых весовых устройствах и методах определения массы на станции отправления и станции назначения.
При взвешивании груженого вагона с остановкой без расцепки и определении тары вагона по трафарету предельное расхождение определения массы груза нетто принимается равным 0,9% в соответствии с табл. 2 Приложения 1.
Пример 1.
Груз - глина фарфоровая.
Метод определения массы груза нетто на станциях отправления и
назначения - на вагонных весах с остановкой и без расцепки, тара
определена с бруса (по трафарету). Масса груза нетто по накладной
М = 60 т.
о
При проверке на станции назначения масса груза нетто
М составила 59,7 т. Норма естественной убыли N = 200 кг.
к у
Из табл. 2 Приложения 1 находим, что для М = 60 т предельное
о
расхождение в результатах определения массы груза нетто дельта
1,2
составляет 0,9%. Отсюда предельное отклонение в результатах
определения массы груза нетто М = М x дельта = 60 т x 0,9% =
п о 1,2
0,54 т.
Масса груза нетто считается правильной, если:
М - М <= N + М .
о к у п
Подстановка числовых значений в эту формулу дает:
60 т - 59,7 т < 0,2 т + 0,54 т;
0,3 т < 0,74 т.
Следовательно, масса груза нетто, определенная на станции
назначения, М = 59,7 т считается правильной.
к
Пример 2.
Груз - глина фарфоровая.
Метод определения массы груза нетто на станциях отправления и
назначения - на вагонных весах с остановкой и без расцепки, тара
определена с бруса (по трафарету). Масса груза нетто по накладной
М = 60 т.
о
При проверке на станции назначения масса груза нетто М
к
составила 59,1 т. Норма естественной убыли N = 200 кг.
у
Из табл. 2 Приложения 1 находим, что для М = 60 т предельное
о
расхождение в результатах определения

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правления ПФ РФ от 18.12.2001 n 195 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФОРМЫ ЗАЯВКИ НА ПРАВО РАСХОДОВАНИЯ СРЕДСТВ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВЫПЛАТ ПЕНСИЙ И ПОСОБИЙ, ИНСТРУКЦИИ К НЕЙ И ФОРМЫ ПЛАНОВОЙ ДОТАЦИИ  »
Постановления и Указы »
Читайте также