ПОСТАНОВЛЕНИЕ СФ ФС РФ от 05.12.2001 n 389-СФ О ПАРЛАМЕНТСКИХ СЛУШАНИЯХ ДЕТСКАЯ БЕЗНАДЗОРНОСТЬ И БЕСПРИЗОРНОСТЬ КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ УГРОЗЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ


СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 декабря 2001 г. N 389-СФ
О ПАРЛАМЕНТСКИХ СЛУШАНИЯХ "ДЕТСКАЯ БЕЗНАДЗОРНОСТЬ
И БЕСПРИЗОРНОСТЬ КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ УГРОЗЫ
НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ"
Заслушав информацию Комитета Совета Федерации по вопросам безопасности и обороны о парламентских слушаниях "Детская безнадзорность и беспризорность как один из факторов угрозы национальной безопасности России" и рассмотрев рекомендации по результатам указанных парламентских слушаний, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:
1. Одобрить выводы и предложения, содержащиеся в рекомендациях по результатам парламентских слушаний "Детская безнадзорность и беспризорность как один из факторов угрозы национальной безопасности России" (прилагаются).
2. Направить указанные рекомендации Президенту Российской Федерации, в Правительство Российской Федерации, Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
3. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель
Совета Федерации
Федерального Собрания
Российской Федерации
С.М.МИРОНОВ



Приложение
к Постановлению
Совета Федерации
Федерального Собрания
Российской Федерации
от 5 декабря 2001 г. N 389-СФ
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПАРЛАМЕНТСКИХ СЛУШАНИЙ
"ДЕТСКАЯ БЕЗНАДЗОРНОСТЬ И БЕСПРИЗОРНОСТЬ КАК ОДИН
ИЗ ФАКТОРОВ УГРОЗЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ"
Рассмотрев широкий круг проблем, касающихся детской безнадзорности и беспризорности в России, участники парламентских слушаний отмечают, что, несмотря на принятые меры по активизации государственной политики в области профилактики указанных опасных социальных явлений, преодолеть тенденцию их нарастания не удалось.
Особую озабоченность вызывает рост детской безнадзорности и беспризорности на фоне продолжающихся сокращения общей численности населения России и уменьшения рождаемости.
Беспризорные дети не в состоянии самостоятельно реализовывать свои конституционные права на полноценную жизнь, охрану здоровья, образование, другие права. Эту функцию должно выполнять государство. У беспризорных и безнадзорных детей, лишенных заботы родителей, общества и государства, вырабатываются стереотип противоправного поведения, отчуждение от общепризнанных духовно - нравственных ценностей и жизнеутверждающих ориентиров.
Безнадзорность и беспризорность детей являются питательной средой для роста наркомании и преступности в стране, а с учетом численности беспризорных и безнадзорных детей (по экспертным оценкам - до 3 млн. человек) представляют реальную угрозу национальной безопасности России.
Эти негативные явления в их совокупности могут стать фактором усиления социально - политической напряженности в государстве, препятствовать его экономическому и социальному развитию. Они создают серьезные проблемы в восполнении трудовых и мобилизационных ресурсов.
В целях обеспечения эффективности государственной политики в области профилактики беспризорности и безнадзорности детей и тесно связанных с этими явлениями наркомании и правонарушений несовершеннолетних участники парламентских слушаний рекомендуют:
1. Президенту Российской Федерации:
взять под системный контроль проведение демографической политики федеральными органами исполнительной власти, их деятельность по профилактике безнадзорности, беспризорности, наркомании и правонарушений несовершеннолетних;
рассмотреть вопрос о разработке законопроекта, предусматривающего проведение диагностирования детей и подростков с целью выявления наркозависимости и использование его результатов;
рассмотреть вопрос о целесообразности создания государственного органа, ответственного за координацию деятельности и осуществление контроля в области профилактики безнадзорности, беспризорности, наркомании и правонарушений несовершеннолетних, либо возложить указанные функции на Совет Безопасности Российской Федерации или на Министерство внутренних дел Российской Федерации;
поручить Правительству Российской Федерации обеспечить в полном объеме финансирование федеральных целевых программ и мероприятий, направленных на поддержку детства и профилактику беспризорности, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
рассмотреть вопрос о создании органа по защите прав ребенка - Уполномоченного по правам ребенка в Российской Федерации.
2. Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации при рассмотрении проекта Федерального закона "О федеральном бюджете на 2002 год" не допустить снижения объема финансирования программ по социальной поддержке семьи, детства и молодежи.
3. Федеральному Собранию Российской Федерации:
продолжить законодательную деятельность по созданию механизмов реализации прав несовершеннолетних и защите их интересов;
принять федеральные законы о внесении дополнений в Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", предусматривающие процедуру рассмотрения в судах материалов о помещении несовершеннолетних в центры временной изоляции и специальные учебно - воспитательные учреждения закрытого типа, и в Закон Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании", предусмотрев беспрепятственное оказание психиатрической помощи детям;
принять Федеральный закон "О развитии детско - юношеского спорта в Российской Федерации".
4. Правительству Российской Федерации:
рассмотреть вопрос о возможности установления государственной статистики беспризорных детей;
обеспечить эффективность деятельности федеральных органов исполнительной власти, определенных Федеральным законом "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", по выявлению, учету и последующему устройству беспризорных детей;
завершить к началу 2003 года создание сети центров социально - трудовой адаптации для детей, не имеющих возможности обучаться в общеобразовательных школах, центров адаптации для выпускников детских домов и школ - интернатов, укрепить их кадровый потенциал и материально - техническую базу;
рассмотреть вопрос о передаче освобождающихся зданий (помещений) учреждениям системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в безвозмездное пользование;
обеспечить стабильное и достаточное финансирование Федеральных целевых программ "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", "Дети - сироты";
поручить Министерству здравоохранения Российской Федерации проводить ежегодную диспансеризацию детского населения России;
разработать и утвердить федеральные целевые программы по улучшению положения детей в Российской Федерации на 2003 - 2004 годы, в том числе Федеральную целевую программу "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", с учетом предложений федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также с учетом опыта реализации аналогичных программ. Подготовить предложение о включении указанной Программы в Президентскую программу "Дети России";
поручить Министерству внутренних дел Российской Федерации подготовить предложения о внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" в целях возвращения центрам временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел полномочий приемников - распределителей;
принять меры по совершенствованию межведомственной координации, разработать нормативные документы, обеспечивающие взаимодействие федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, соответствующих учреждений и служб в вопросах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
принять федеральную целевую программу физического воспитания детей в Российской Федерации на 2002 - 2006 годы;
активизировать информационно - просветительскую работу, раскрывающую ценность семьи как основы социализации и нормальной жизнедеятельности личности, а также организовать производство фильмов, телепрограмм и телепередач информационно - образовательного и образовательно - развлекательного характера, выпуск книг, брошюр, плакатов, направленных на формирование у детей, подростков и молодежи духовно - нравственных качеств, воспитание патриотизма;
исключить внедрение средствами массовой информации в сознание несовершеннолетних культа жестокости и насилия, пропаганду наркомании, алкоголизма и сексуальной распущенности;
обеспечить государственный заказ средствам массовой информации на систематическую рекламу здорового образа жизни;
принять комплекс мер по улучшению положения семьи и детей, в том числе внедрение модели адресной социальной помощи семьям, воспитывающим детей, оказание помощи малообеспеченным семьям в размерах, обеспечивающих необходимый уровень содержания и воспитания детей;
предусмотреть изменение действующих механизмов распределения бюджетных средств, предназначенных на содержание детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Обеспечить экономические гарантии органам местного самоуправления при решении вопросов устройства детей, оставшихся без попечения родителей;
разработать и ввести в действие реальные механизмы квотирования рабочих мест для несовершеннолетних, предусмотрев это в проекте Трудового кодекса Российской Федерации;
разработать и внести на рассмотрение Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона о социальной помощи несовершеннолетним, освобожденным от уголовного наказания и из мест лишения свободы;
рассмотреть вопрос о повышении заработной платы сотрудникам воспитательных колоний. Увеличить штатную численность персонала воспитательных колоний. В рамках федеральных целевых программ предусматривать выделение финансовых средств на развитие и укрепление материально - технической базы воспитательных колоний;
принять меры по созданию автоматизированной системы "Социальная реабилитация несовершеннолетних";
организовать и провести анализ кадрового состава учреждений, имеющих профилактическую и социально - реабилитационную направленность, с целью выявления дефицита специалистов и формирования заказа на их подготовку в системе высшего образования;
совершенствовать систему подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров учреждений, воспитывающих детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, с использованием для этого как бюджетных, так и иных средств, привлечение которых не противоречит законодательству Российской Федерации;
формировать государственные заказы на федеральном уровне на подготовку и переподготовку кадров для работы в органах и учреждениях системы профилактики безнадзорности;
совершенствовать систему оплаты труда и социальных льгот для специалистов, занятых профилактической, охранно - защитной и коррекционно - реабилитационной работой;
создать при высших учебных заведениях, научно - исследовательских институтах курсы по переподготовке кадров, работающих в системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
рассмотреть возможность распространения положений Федерального закона "Об основах государственной службы Российской Федерации" на профессорско - преподавательский состав, учителей и педагогов;
обеспечить внедрение в практику учреждений здравоохранения новых передовых технологий и разработок российских ученых в области диагностики наркомании, выявления ее скрытых форм (метод "Дианарк").
5. Верховному Суду Российской Федерации в целях единообразного применения судами положений Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" провести анализ судебной практики по вопросу помещения несовершеннолетних в центры временной изоляции и специальные учебно - воспитательные учреждения закрытого типа и принять соответствующее постановление.
6. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации:
создать необходимые условия для повышения эффективности работы комиссий по делам несовершеннолетних. Отказаться от принципа организации их деятельности преимущественно на общественных началах, укрепить их состав кадровыми сотрудниками, способными анализировать состояние детской беспризорности, содействовать объединению усилий всех структур, заинтересованных в ее профилактике и ликвидации;
завершить создание разноведомственной сети учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, уделив особое внимание развитию учреждений для детей с проблемами в развитии, поведении, обучении, социальной адаптации, способствовать созданию кадетских корпусов, муниципальных военных, военно - технических лицеев, военно - технических, специализированных суворовских и военно - патриотических классов;
развивать систему досуговых и оздоровительных учреждений, учреждений дополнительного образования, предоставляющих условия для самореализации, социальной адаптации и реабилитации детей и подростков;
создать систему социальной адаптации для выпускников школ - интернатов, реабилитационных учреждений, несовершеннолетних, освобожденных из воспитательных колоний, обеспечивающую условия для их жизнеустройства и получения образования (квотирование рабочих мест, обеспечение жильем в соответствии с законодательством Российской Федерации, патронажная помощь специалистов);
органам исполнительной власти Республики Карелия, Чувашской Республики - Чувашия, Республики Саха (Якутия), а также Ивановской, Новгородской, Пензенской, Ярославской областей оказать необходимое содействие соответствующим органам уголовно - исполнительной системы в организации воспитательных колоний, приняв долевое участие в финансировании расходов по их открытию;
обеспечить эффективность деятельности по выявлению и учету детей школьного возраста, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных учреждениях, в целях оказания им необходимой помощи и получения ими обязательного общего образования;
содействовать развитию семейных форм устройства детей, лишенных родительского попечения, путем поощрения усыновления, опеки (попечительства), приема в семьи, других форм, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Обеспечить благоприятные условия для устройства детей в семьи российских граждан;
создавать спортивные клубы и центры для работы с детьми и подростками в общеобразовательных учреждениях и по месту жительства, экспериментальные центры профилактики правонарушений среди несовершеннолетних средствами физической культуры и спорта;
устанавливать и развивать социальное партнерство органов государственной власти и российских общественных организаций, объединений ветеранов, а также религиозных объединений традиционных для России вероисповеданий для решения проблем детей. Содействовать усилению причастности гражданского общества к защите прав и обеспечению законных интересов детей, формировать общественное мнение, направленное на поддержку профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Привлекать граждан к участию в раннем выявлении семей и детей, находящихся в социально опасном положении.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СФ ФС РФ от 05.12.2001 n 387-СФ ОБ ИТОГАХ КОНФЕРЕНЦИИ БАЙКАЛ - МИРОВОЕ НАСЛЕДИЕ. ЭКОНОМИКА, ЭКОЛОГИЯ, ИНФРАСТРУКТУРА, ТУРИЗМ  »
Постановления и Указы »
Читайте также