ОПРЕДЕЛЕНИЕ Верховного Суда РФ от 23.11.2001 n 93-Г01-29 <О ДЕЛЕ ПО ЖАЛОБЕ ДАРИЧЕВОЙ В.Н.>


ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 23 ноября 2001 года
Дело N 93-Г01-29
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Кнышева В.П.,
судей Горохова Б.А.,
Харланова А.В.
рассмотрела в судебном заседании 23 ноября 2001 г. по кассационной жалобе Избирательной комиссии Магаданской области и по кассационному протесту прокурора на решение Магаданского областного суда от 17 сентября 2001 года дело по жалобе Даричевой Валентины Николаевны о признании недействительными результатов выборов депутата Магаданской областной Думы по избирательному округу N 6 и об отмене решения окружной избирательной комиссии N 6 от 21 мая 2001 года о результатах выборов по этому округу.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горохова Б.А., объяснения представителя Избирательной комиссии Магаданской области Соколовой Т.П. (доверенность от 01.06.2001) и заявительницы Даричевой В.Н., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Федотовой А.В., не поддержавшей кассационный протест и полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
20 мая 2001 года состоялись выборы депутатов Магаданской областной Думы третьего созыва.
Решением окружной избирательной комиссии по шестому избирательному округу от 21 мая 2001 года был утвержден протокол по итогам голосования по одномандатному избирательному округу N 6, в соответствии с которым за кандидата в депутаты Магаданской областной Думы Борисову Нину Васильевну подано 794 голоса избирателей, за кандидата в депутаты Малютину Т.Г. - 605 голосов избирателей, за Даричеву В.Н. - 508 голосов избирателей, за Шемчишина И.И. - 166 голосов, за Якименко А.В. - 122 голоса, за Ханжина Г.Л. - 97 голосов, против всех кандидатов - 452 голоса.
На основании этого протокола окружной избирательной комиссией 21 мая 2001 г. было вынесено решение о признании Борисовой Н.В. избранной депутатом Магаданской областной Думы.
Постановлением Избирательной комиссии Магаданской области от 24 мая 2001 г. N 77/321 выборы депутатов Магаданской областной Думы третьего созыва, включая избирательный округ N 6, были признаны состоявшимися и действительными.
Даричева В.Н. обратилась в суд с жалобой на бездействие Избирательной комиссии Магаданской области, с заявлением о признании недействительными результатов голосования в связи с нарушениями норм Закона Магаданской области "О выборах депутатов Магаданской областной Думы", об отмене решения избирательной комиссии об итогах голосования по избирательному округу N 6, ссылаясь на неравное положение при освещении избирательной кампании в средствах массовой информации.
Даричева В.Н. ссылалась на нарушения правил составления списков избирателей, на нарушения при формировании избирательных округов; на нарушения, допущенные в информационных материалах в день выборов; на злоупотребления в средствах массовой информации, в которых были распространены клеветнические сведения о ней среди избирателей округа N 6; и на нарушения, допущенные при проведении голосования, при подведении итогов голосования и определении результатов выборов.
При рассмотрении дела в суде Даричева В.Н. уточнила свои требования: она просила признать результаты выборов депутата Магаданской областной Думы по избирательному округу N 6 недействительными и отменить решение окружной избирательной комиссии по этому округу от 21 мая 2001 года о результатах выборов по округу, ссылаясь на то, что в ходе подготовки и проведения выборов были допущены нарушения избирательного законодательства, которые не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей.
Заявительница ссылалась на то, что кандидат Борисова Н.В., являясь генеральным директором телевизионной компании "ТВ-Колыма", формально сложила с себя должностные обязанности, но фактически продолжала исполнять обязанности журналиста и руководителя средства массовой информации; использовала преимущества своего служебного положения, установив расценки на телевизионные услуги, отличные от тех, которые указывала 20 марта 2001 года при подаче заявления в окружную избирательную комиссию об участии "ТВ-Колыма" в освещении избирательной кампании; ввела посекундную оплату эфирного времени; изготавливала рекламные ролики за счет средств телекомпании "ТВ-Колыма"; использованное ею эфирное время не оплачено в установленные законом сроки и не в полном объеме; эфирное время было предоставлено Борисовой Н.В. в "ТВ-Колыма" в неограниченном количестве; снималась и выходила в эфир в программах телекомпании "ТВ-Колыма" "Только что" и "Вы нам писали", которые носили характер агитационной направленности, но оплачены Борисовой Н.В. не были; в период предвыборной кампании Борисова Н.В. исполняла свои обязанности журналиста и брала интервью у лидера КПРФ Зюганова Г.А. во время его приезда в г. Магадан; брала интервью у избирателей этого округа с последующей демонстрацией в программах "ТВ-Колыма", использовала видеосюжеты "ТВ-Колыма" в агитационном материале; приобрела тираж газеты "Деловой мир Колымы" от 17.05.2001, распространявший агитационные материалы среди избирателей; заключила договор аренды с "ТВ-Колыма", директором которого она является, по заниженным тарифам. Допускала нарушение сроков оплаты за показ видеороликов.
Данные нарушения, допущенные Борисовой Н.В., как и развернутая в средствах массовой информации кампания по дискредитации заявительницы, не были пресечены окружной избирательной комиссией. Окружной избирательной комиссией было нарушено законодательство Магаданской области о выборах при составлении списков избирателей и при определении результатов выборов.
Решением Магаданского областного суда от 17 сентября 2001 г. заявление Даричевой В.Н. было удовлетворено.
В кассационной жалобе Избирательной комиссии Магаданской области и в кассационном протесте прокурора поставлен вопрос об отмене решения, как вынесенного с нарушением норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации оснований к отмене решения суда не усматривает.
При рассмотрении дела в суде первой инстанции было с достоверностью установлено, что кандидат в депутаты Магаданской областной Думы Борисова Н.В., являясь депутатом Магаданской городской Думы и генеральным директором ОАО "ТВ-Колыма", при проведении предвыборной агитации допустила ряд существенных нарушений федерального и областного законодательства о выборах, которые, как правильно указал в решении суд, являются достаточным основанием для признания выборов недействительными.
Обстоятельства дела подробно и правильно установлены при рассмотрении дела и отражены в решении суда; в кассационной жалобе и в кассационном протесте эти обстоятельства фактически не оспариваются.
Доводы кассационной жалобы и кассационного протеста о нарушении судом норм материального права, поскольку судом не установлены обстоятельства, ставящие под сомнение достоверность волеизъявления избирателей, обоснованными быть признаны не могут.
В соответствии со ст. 45 Федерального закона от 19 сентября 1997 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 30.03.1999 N 55-ФЗ) недопустимы злоупотребления правом на проведение агитации:
1. Избирательные комиссии, комиссии референдума контролируют соблюдение установленного порядка проведения предвыборной агитации, агитации при проведении референдума.
2. При проведении агитации не допускаются злоупотребления свободой массовой информации: агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную, религиозную ненависть и вражду, призывы к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и нарушению целостности государства, пропаганда войны и иные формы злоупотребления свободой массовой информации, запрещенные федеральными законами.
3. Кандидатам, зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам, инициативным группам по проведению референдума и их уполномоченным представителям, а также иным организациям, прямо или косвенно участвующим в предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума, запрещается осуществлять подкуп избирателей, участников референдума: вручать им денежные средства, подарки и иные материальные ценности иначе как за выполнение организационной работы (дежурство на избирательных участках, участках референдума, сбор подписей, агитационную работу), производить вознаграждение избирателей, осуществлявших указанную организационную работу, в зависимости от итогов голосования, проводить льготную распродажу товаров, бесплатно распространять любые товары, за исключением печатных, в том числе иллюстративных материалов и значков, специально изготовленных для избирательной кампании, подготовки и проведения референдума, а также предоставлять услуги безвозмездно или на льготных условиях. Зарегистрированные кандидаты, избирательные объединения, избирательные блоки, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители и иные лица и организации не вправе при проведении агитации воздействовать на избирателей, участников референдума обещаниями передачи им денежных средств, ценных бумаг (в том числе по итогам голосования) и других материальных благ, а также предоставления услуг иначе, чем на основе принимаемых в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами решений органов государственной власти и органов местного самоуправления.
4. Кандидаты, зарегистрированные кандидаты, избирательные объединения, избирательные блоки, выдвинувшие или зарегистрировавшие списки кандидатов и (или) отдельных кандидатов либо входящие в состав избирательных блоков, осуществивших соответствующее выдвижение или регистрацию, доверенные лица и уполномоченные представители избирательных объединений, избирательных блоков, доверенные лица зарегистрированных кандидатов, члены и уполномоченные представители инициативных групп по проведению референдума, а также организации, учредителями, собственниками, владельцами и (или) членами руководящих органов которых являются указанные лица и организации, а равно иные физические и юридические лица, действующие по просьбе или по поручению указанных лиц и организаций, в ходе избирательной кампании, при проведении референдума не вправе заниматься благотворительной деятельностью. Указанным лицам и организациям запрещается обращаться к иным физическим и юридическим лицам с предложениями об оказании материальной и финансовой помощи или услуг избирателям, участникам референдума и организациям, расположенным на территории избирательного округа, территории проведения референдума. Физическим и юридическим лицам запрещается осуществлять благотворительную деятельность от имени или в поддержку кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, инициативных групп по проведению референдума, их уполномоченных представителей и доверенных лиц.
5. Реклама коммерческой и иной деятельности кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, доверенных лиц и уполномоченных представителей избирательных объединений, избирательных блоков, доверенных лиц зарегистрированных кандидатов, членов и уполномоченных представителей инициативных групп по проведению референдума, а также организаций, учредителями, собственниками, владельцами и (или) членами руководящих органов которых являются указанные лица и организации, в ходе избирательной кампании, при проведении референдума осуществляются на основаниях, предусмотренных пунктом 2 статьи 39 и пунктом 3 статьи 41 настоящего Федерального закона. В день голосования и в день, предшествующий дню голосования, такая реклама не допускается.
6. Теле-, радиопрограммы на каналах организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание, указанных в пункте 1 статьи 39 настоящего Федерального закона, и редакции периодических печатных изданий, указанных в пункте 1 статьи 39 настоящего Федерального закона, участвуя в избирательных кампаниях, не вправе допускать обнародование (опубликование) информации, способной нанести ущерб чести, достоинству или деловой репутации зарегистрированных кандидатов, если эти теле-, радиопрограммы и периодические печатные издания не могут предоставить зарегистрированному кандидату возможность обнародовать (опубликовать) опровержение или иное разъяснение в защиту его чести, достоинства или деловой репутации до окончания срока предвыборной агитации. Непредоставление зарегистрированному кандидату возможности обнародовать (опубликовать) до окончания срока предвыборной агитации опровержение или иное разъяснение в защиту его чести, достоинства или деловой репутации в теле-, радиопрограммах на каналах организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание, указанных в пункте 1 статьи 39 настоящего Федерального закона, и в периодических печатных изданиях, указанных в пункте 1 статьи 39 настоящего Федерального закона, которые обнародовали (опубликовали) информацию, способную нанести ущерб чести, достоинству или деловой репутации зарегистрированного кандидата, может являться основанием для привлечения этих организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание, и редакций периодических печатных изданий и их должностных лиц к ответственности, установленной законодательством Российской Федерации.
7. В случае нарушения зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком пункта 2 настоящей статьи избирательная комиссия обязана, а иные органы, организации и граждане, указанные в пункте 4 статьи 63 настоящего Федерального закона, вправе обратиться в суд с представлением об отмене регистрации кандидата (списка кандидатов). В случае нарушения зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком, инициативной группой по проведению референдума установленных статьями 37 - 45 настоящего Федерального закона иных правил проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума избирательная комиссия, комиссия референдума своим решением выносит предупреждение зарегистрированному кандидату, избирательному объединению, избирательному блоку, инициативной группе по проведению референдума либо обращается в соответствующие правоохранительные и иные органы с представлением о пресечении противоправной агитационной деятельности, при этом избирательная комиссия вправе также отменить решение о регистрации кандидата (списка кандидатов). Соответствующее решение избирательной комиссии передается в средства массовой

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Госкомстата РФ от 23.11.2001 n 86 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ПОЛОЖЕНИЙ ПО СОЗДАНИЮ И ВЕДЕНИЮ СУБРЕГИСТРА ТОРГОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ НА ОСНОВЕ ГЕНЕРАЛЬНОЙ СОВОКУПНОСТИ ОБЪЕКТОВ СТАТИСТИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ И ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ  »
Постановления и Указы »
Читайте также