РАСПОРЯЖЕНИЕ Минтранса РФ от 22.11.2001 n ОС-482-р ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНОЙ МЕТОДИКИ РУКОВОДСТВО ПО ОЦЕНКЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ (ОВОС) ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ, СТРОИТЕЛЬСТВЕ, РЕКОНСТРУКЦИИ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ОБЪЕКТОВ ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА


МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 22 ноября 2001 г. N ОС-482-р
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНОЙ МЕТОДИКИ
"РУКОВОДСТВО ПО ОЦЕНКЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ
СРЕДУ (ОВОС) ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ, СТРОИТЕЛЬСТВЕ,
РЕКОНСТРУКЦИИ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ОБЪЕКТОВ
ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА"
В целях методического обеспечения деятельности дорожных организаций по проведению оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) при проектировании, строительстве, реконструкции и эксплуатации объектов дорожного хозяйства:
1. Одобрить и рекомендовать к применению с 1 января 2002 года "Руководство по оценке воздействия на окружающую среду (ОВОС) при проектировании, строительстве, реконструкции и эксплуатации объектов дорожного хозяйства" (далее - Руководство).
2. Федеральным управлениям автомобильных дорог, управлениям автомобильных магистралей, межрегиональным дирекциям по дорожному строительству, дирекциям по строительству (реконструкции) федеральных автомобильных дорог организовать использование Руководства, упомянутого в п. 1 настоящего распоряжения, и осуществление комплекса необходимых мероприятий, направленных на его внедрение.
3. Рекомендовать:
территориальным органам управления дорожным хозяйством субъектов Российской Федерации организовать использование Руководства, упомянутого в п. 1 настоящего распоряжения, и осуществить комплекс необходимых мероприятий, направленных на его внедрение;
учебным заведениям дорожного хозяйства использовать Руководство, упомянутое в п. 1 настоящего распоряжения, в качестве учебного пособия.
4. Департаменту государственного регулирования дорожного хозяйства (Косинов П.М.), Управлению инноваций и технического нормирования в дорожном хозяйстве (Чванов В.В.) с участием ГП "Информавтодор" (Мепуришвили Д.Г.) в установленном порядке организовать распространение Руководства в организациях, упомянутых в п. п. 2, 3 настоящего распоряжения, с использованием электронной почты.
5. Контроль за исполнением настоящего распоряжения оставляю за собой.
Заместитель Министра
О.В.СКВОРЦОВ



АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ
РУКОВОДСТВО
ПО ОЦЕНКЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ
НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ (ОВОС) ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ,
СТРОИТЕЛЬСТВЕ, РЕКОНСТРУКЦИИ И ЭКСПЛУАТАЦИИ
ОБЪЕКТОВ ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА
ОТРАСЛЕВАЯ ДОРОЖНАЯ МЕТОДИКА
Введение
Настоящее "Руководство по снижению воздействий на окружающую среду автомобильных дорог, объектов дорожного хозяйства и дорожной инфраструктуры" (далее - Руководство) разработано с учетом ВСН 8-89 "Инструкция по охране природной среды при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог" Минавтодора РСФСР, "Рекомендаций по учету требований по охране окружающей природной среды при проектировании автомобильных дорог и мостовых переходов" ФДД Минтранса России (1995 г.), МГСН 5.02-99 "Проектирование городских мостовых сооружений", "Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации", утвержденного Приказом Госкомэкологии РФ от 16 мая 2000 г. N 372.
Документ включает основные требования к способам и порядку осуществления оценки воздействия на окружающую среду при проектировании автомобильных дорог как комплексных сооружений дорожного хозяйства с учетом современного уровня нормативно - правовых, нормативно - технических и методических документов. Приведены общие требования по охране окружающей среды при строительстве, реконструкции и содержании автомобильных дорог, объектов дорожного хозяйства.
Настоящая отраслевая дорожная методика предназначена для заказчиков (инвесторов), разработчиков проектной документации, органов управления дорожным хозяйством и отдельных подразделений при проектировании, строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог общего пользования, объектов дорожного хозяйства и инфраструктуры.
ОДМ разработана Московским государственным автомобильно - дорожным институтом (Техническим университетом), МАДИ (ТУ), на основе и в соответствии с действующими нормативными документами, с учетом задач по охране окружающей среды и сохранению природных ресурсов в дорожном хозяйстве.
Утверждена распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 22.11.2001 N ОС-482-р.
Общая часть
1. Экологическая безопасность автомобильных дорог достигается путем разработки и применения в проектной документации на строительство, реконструкцию, ремонт и содержание (далее - строительство) технических решений, ограничивающих негативные воздействия на окружающую среду допустимыми уровнями, при которых не возникает вредных последствий для здоровья населения, не происходит необратимых изменений природной среды, ухудшения социально - экономических условий обитания людей. В процессе реализации проектной документации должны выполняться установленные правила природопользования и охраны окружающей среды.
2. Настоящее Руководство основано на положениях Закона РСФСР "Об охране окружающей природной среды" 1992 г., принятых в соответствии с ним других законов и нормативно - правовых актов Российской Федерации, "Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации", утвержденного Приказом Госкомэкологии РФ от 16 мая 2000 г. N 372, с учетом внесенных согласно СНиП 11-01-95 изменений в системе разработки проектной документации, требований СНиП 2.05.02-85, СНиП 3.05.03-85 и действующих отраслевых нормативных документов в части экологической безопасности развития автомобильных дорог. Перечень основных природоохранных правовых актов, нормативных и методических документов, используемых в процессе проектирования, строительства и содержания автомобильных дорог, приведен в Приложении 1.
3. При проектировании, строительстве и эксплуатации зданий и сооружений, производственных предприятий и организаций дорожного хозяйства, сооружений по обслуживанию участников дорожного движения следует пользоваться нормативными документами соответствующего профиля.
4. Основные требования к проектированию, строительству и эксплуатации АЗС в настоящем Руководстве выделены в отдельный раздел.
5. При проектировании и строительстве в особо сложных природных условиях (например, на особо охраняемых территориях) в дополнение к настоящим правилам могут вноситься специальные требования, основанные, как правило, на данных научных исследований. Состав и методы выполнения индивидуальных проработок должны обуславливаться техническими заданиями заказчика или указаниями экологической экспертизы.
6. Основным методом определения уровня экологической безопасности принимаемых технических или организационных решений является оценка воздействий на окружающую среду (ОВОС), которая включает анализ состояния окружающей среды, выявление состава и характера воздействий и прогноз их последствий.
ОВОС выполняется для расчетного (наименее благоприятного) состояния среды и сочетания влияющих факторов за расчетный период эксплуатации проектируемого объекта и включает определение существенного уровня всех выявленных воздействий и допустимого уровня каждого существенного вида воздействий для каждого компонента окружающей среды на пересекаемой дорогой территории. В результате проведения ОВОС делается вывод о допустимости (или недопустимости) строительства, необходимости применения защитных мероприятий и возможности или невозможности реализации намеченных решений.
7. В действующем "Справочнике базовых цен на проектные работы для строительства" Госстроя России затраты проектных организаций, относящиеся к представлению в экологическую экспертизу материалов по оценке воздействия на окружающую среду (ОВОС), не учитываются. Стоимость разработки материалов по ОВОС оплачивается дополнительно. Необходимость выполнения этих работ должна быть оговорена в задании на проектирование. Получаемые заказчиками (инвесторами) и проектными организациями в органах управления разного уровня и их подразделениях информационные материалы и технические условия на присоединение, а также согласования, не требующие специальных технических заключений, оплачиваются организациями, получающими информацию, в соответствии с установленным порядком.
8. Этапы проведения оценки воздействия на окружающую среду.
8.1. Уведомление, предварительная оценка и составление технического задания на проведение оценки воздействия на окружающую среду.
8.1.1. В ходе первого этапа заказчик:
- подготавливает и представляет в органы власти обосновывающую документацию, содержащую общее описание намечаемой деятельности; цели ее реализации; возможные альтернативы; описание условий ее реализации; другую информацию, предусмотренную действующими нормативными документами;
- информирует общественность в соответствии с пунктом 9 настоящего Руководства;
- проводит предварительную оценку по основным положениям п. 8.2.2 настоящего раздела Руководства и документирует ее результаты;
- проводит предварительные консультации с целью определения участников процесса оценки воздействия на окружающую среду, в том числе заинтересованной общественности.
В ходе предварительной оценки воздействия на окружающую среду заказчик собирает и документирует информацию:
- о намечаемой хозяйственной и иной деятельности, включая цель ее реализации, возможные альтернативы, сроки осуществления и предполагаемое месторазмещение, затрагиваемые административные территории, возможность трансграничного воздействия, соответствие территориальным и отраслевым планам и программам;
- о состоянии окружающей среды, которая может подвергнуться воздействию, и ее наиболее уязвимых компонентах;
- о возможных значимых воздействиях на окружающую среду (потребности в земельных ресурсах, отходы, нагрузки на транспортную и иные инфраструктуры, источники выбросов и сбросов) и мерах по уменьшению или предотвращению этих воздействий.
8.1.2. На основании результатов предварительной оценки воздействия заказчик составляет техническое задание на проведение оценки воздействия на окружающую среду (далее - ТЗ), которое содержит:
- наименование и адрес заказчика (исполнителя);
- сроки проведения оценки воздействия на окружающую среду;
- основные методы проведения оценки воздействия на окружающую среду, в том числе план проведения консультации с общественностью;
- основные задачи при проведении оценки воздействия на окружающую среду;
- предполагаемый состав и содержание материалов по оценке воздействия на окружающую среду.
При составлении ТЗ заказчик учитывает требования специально уполномоченных органов по охране окружающей среды, а также мнения других участников процесса оценки воздействия на окружающую среду. ТЗ рассылается участникам процесса оценки воздействия на окружающую среду по их запросам и доступно для общественности в течение всего времени проведения оценки воздействия на окружающую среду.
ТЗ на проведение оценки воздействия на окружающую среду является частью материалов по оценке воздействия на окружающую среду.
8.2. Проведение исследований по оценке воздействия на окружающую среду и подготовка предварительного варианта материалов по оценке воздействия на окружающую среду.
8.2.1. Заказчик (исполнитель) проводит исследования по оценке воздействия на окружающую среду в соответствии с ТЗ, с учетом альтернатив реализации, целей деятельности, способов их достижения и подготавливает предварительный вариант материалов по оценке воздействия на окружающую среду.
8.2.2. Исследования по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности включают следующее:
- определение характеристик намечаемой хозяйственной и иной деятельности и возможных альтернатив (в том числе отказа от деятельности);
- анализ состояния территории, на которую может оказать влияние намечаемая хозяйственная и иная деятельность (состояние природной среды, наличие и характер антропогенной нагрузки и т.п.);
- выявление возможных воздействий намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду с учетом альтернатив;
- оценка воздействий на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности (вероятности возникновения риска, степени, характера, масштаба, зоны распространения, а также прогнозирование экологических и связанных с ними социальных и экономических последствий);
- определение мероприятий, уменьшающих, смягчающих или предотвращающих негативные воздействия, оценка их эффективности и возможности реализации;
- оценка значимости остаточных воздействий на окружающую среду и их последствий;
- сравнение по ожидаемым экологическим и связанным с ними социально - экономическим последствиям рассматриваемых альтернатив, в том числе варианта отказа от деятельности, и обоснование варианта, предлагаемого для реализации;
- разработка предложений по программе экологического мониторинга и контроля на всех этапах реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности;
- разработка рекомендаций по проведению послепроектного анализа реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности;
- подготовка предварительного варианта материалов по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности (включая краткое изложение для неспециалистов).
8.2.3. Заказчик предоставляет возможность общественности ознакомиться с предварительным вариантом материалов по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности и представить свои замечания в соответствии с п. 9 настоящего Руководства.
8.3. Подготовка окончательного варианта материалов по оценке воздействия на окружающую среду.
8.3.1. Окончательный вариант материалов по оценке воздействия на окружающую среду готовится на основе предварительного варианта материалов с учетом замечаний, предложений и информации, поступившей от участников процесса оценки воздействия на окружающую среду на стадии обсуждения в соответствии с п. 9 настоящего Руководства. В окончательный вариант материалов по оценке воздействия на окружающую среду должна включаться информация об учете поступивших замечаний и предложений, а также протоколы общественных слушаний (если таковые проводились).
8.3.2. Окончательный вариант материалов по оценке воздействия на окружающую среду утверждается заказчиком, передается для использования при подготовке обосновывающей документации и в ее составе представляется на государственную экологическую экспертизу, а также на общественную экологическую экспертизу (если таковая проводится).
8.3.3. Участие общественности при подготовке материалов по оценке воздействия на окружающую среду может осуществляться:
- на этапе

<ПИСЬМО> Минобразования РФ от 22.11.2001 n 20-55-4593/20-07 О СМЕТАХ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ ПО СРЕДСТВАМ, ПОЛУЧЕННЫМ ОТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ И ИНОЙ ПРИНОСЯЩЕЙ ДОХОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  »
Постановления и Указы »
Читайте также