ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ И УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ ЭКОЛОГ (С УКАЗАНИЕМ ОБЛАСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ) (утв. Минобразованием РФ 20.11.2001 n ГТ ППК 08/39)


Утверждаю
Заместитель
Министра образования
Российской Федерации
Ю.В.ШЛЕНОВ
20 ноября 2001 г. N ГТ ППК 08/39
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
К МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ И УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ "ЭКОЛОГ
(С УКАЗАНИЕМ ОБЛАСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)"
1. Общая характеристика
дополнительной образовательно-профессиональной
программы подготовки по квалификации "Эколог
(в области профессиональной деятельности)"
1.1. Назначением программы является подготовка к работе по специальностям и специализациям, смежным с экологией и охраной окружающей среды.
1.2. Программа предназначена для использования при подготовке лиц, получающих (получивших) высшее профессиональное образование естественнонаучного, технического или социально-экономического профиля, и может быть использована в системе послевузовского и дополнительного профессионального образования.
1.3. Программа не рассчитана на получение второго высшего образования, а направлена на расширение спектра профессиональных возможностей выпускников высших учебных заведений и лиц, имеющих высшее профессиональное образование.
1.4. Квалификация "Эколог (в области профессиональной деятельности)" является дополнительной к основной квалификации, получаемой выпускником вуза, может быть присвоена при условии успешного освоения основной образовательной программы высшего профессионального образования и удостоверяется дипломом о дополнительном (к высшему) образовании.
1.5. Нормативная трудоемкость ОПП при очной форме обучения - 1570 часов.
1.6. Основной целью данной программы является подготовка лиц, имеющих (получающих) высшее профессиональное образование, к защите государственных интересов в областях профессиональной деятельности, связанных с охраной окружающей среды, и решению задач, связанных с:
- разработкой предложений по охране окружающей среды в области профессиональной деятельности;
- менеджментом в области профессиональной деятельности, связанной с охраной окружающей среды;
- разработкой инвестиционных проектов в области профессиональной деятельности, связанной с охраной окружающей среды;
- экологической экспертизой технологических проектов;
- разрешением производственных конфликтов, связанных с экологической безопасностью в области профессиональной деятельности;
- оценкой стоимости ущерба, нанесенного природной среде техногенными воздействиями;
- проектированием соглашений и заключением договоров в области профессиональной деятельности, связанной с охраной окружающей среды;
- проведением научных исследований по экологии в области профессиональной деятельности.
1.7. Сферой профессиональной деятельности являются научно-исследовательские, проектные, научно-производственные и образовательные учреждения; подразделения министерств и ведомств, финансово-промышленные группы, инновационные фонды, международные организации в области охраны окружающей среды, внешнеэкономические государственные организации и коммерческие фирмы, фирмы наукоемких технологий, предприятия малого и среднего инновационного бизнеса, технопарки, технополисы, инкубаторы технологий, консалтинговые фирмы, аудиторские фирмы, система переподготовки и повышения квалификации кадров госслужащих и других категорий работников, колледжи, лицеи.
1.8. Квалификационная характеристика выпускника. Лица, завершившие образование по основной профессиональной программе и получившие дополнительную квалификацию "Эколог (в области профессиональной деятельности)", могут замещать все должности, предназначенные для специалистов с высшим образованием.
2. Требования к уровню подготовки
по дополнительной квалификации "Эколог
(в области профессиональной деятельности)"
К освоению программы допускаются:
- из числа студентов - лица, освоившие цикл общих математических и естественнонаучных дисциплин (цикл ЕН) в объеме, предусмотренном федеральным компонентом государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ГОС ВПО) для студентов естественнонаучных, инженерно-технических или социально-экономических направлений и специальностей, и не менее 50% цикла общепрофессиональных дисциплин по указанным направлениям и специальностям;
- аспиранты, осваивающие основную образовательную программу послевузовского профессионального образования по научным отраслям естественнонаучного, инженерно-технического или социально-экономического профиля;
- лица, имеющие высшее профессиональное образование по естественнонаучным, инженерно-техническим или социально-экономическим направлениям и специальностям.
3. Требования к дополнительной
профессиональной образовательной программе
для получения дополнительной квалификации "Эколог
(в области профессиональной деятельности)"
3.1. Дополнительная профессиональная образовательная программа для получения дополнительной квалификации "Эколог (в области профессиональной деятельности)" включает настоящие Государственные требования, примерный учебный план, примерные программы по учебным дисциплинам, примерную программу практик (стажировки).
3.2. В дополнительной профессиональной образовательной программе для получения дополнительной квалификации "Эколог (в области профессиональной деятельности)" предусматриваются следующие компоненты:
цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины;
цикл СД - специальные дисциплины;
ПП - предквалификационная практика или стажировка;
ИА - итоговая государственная аттестация.
4. Обязательный минимум содержания
профессиональной программы, обеспечивающий
получение дополнительной квалификации "Эколог
(в области профессиональной деятельности)"
-----------T-----------------------------------------------T-----¬
¦ Индекс ¦ Наименование дисциплины ¦Всего¦
¦ ¦ ¦часов¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.00 ¦Гуманитарно-социальные дисциплины ¦50 ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.01 ¦Основы экологической культуры ¦50 ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦ЕН.00 ¦Естественнонаучные дисциплины ¦440 ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦ЕН.01 ¦Математика (моделирование и информатика) ¦70 ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦ЕН.02 ¦Физика: ¦100 ¦
¦ ¦физические основы механики, электричество и ¦ ¦
¦ ¦магнетизм, физика колебаний и волн, ¦ ¦
¦ ¦статистическая физика, термодинамика, квантовая¦ ¦
¦ ¦физика, физика Земли ¦ ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦ЕН.03 ¦Химия: ¦100 ¦
¦ ¦химические системы, химическая термодинамика и ¦ ¦
¦ ¦кинетика, реакционная способность веществ, их ¦ ¦
¦ ¦идентификация; органическая, физическая ¦ ¦
¦ ¦коллоидная химия, высокомолекулярные ¦ ¦
¦ ¦соединения, основные типы техногенных ¦ ¦
¦ ¦химических загрязнений, их трансформация и ¦ ¦
¦ ¦аккумуляция в экосистемах ¦ ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦ЕН.04 ¦Науки о Земле (геология, география, ¦70 ¦
¦ ¦почвоведение): ¦ ¦
¦ ¦происхождение Земли и ее положение в Солнечной ¦ ¦
¦ ¦системе; состав, строение и эволюция земной ¦ ¦
¦ ¦коры, стратиграфическая шкала; геологические ¦ ¦
¦ ¦процессы; геологическая деятельность человека; ¦ ¦
¦ ¦географическая оболочка, ее структура и ¦ ¦
¦ ¦динамика, территориальные социально- ¦ ¦
¦ ¦экономические системы; почва как компонент ¦ ¦
¦ ¦биосферы; факторы почвообразования; состав, ¦ ¦
¦ ¦свойства и классификация почв; география почв ¦ ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦ЕН.05 ¦Биология с основами экологии: ¦100 ¦
¦ ¦сущность жизни; живые системы; биоразнообразие ¦ ¦
¦ ¦как ведущий фактор устойчивости биосферы; ¦ ¦
¦ ¦гомеостаз и адаптация, самовоспроизведение и ¦ ¦
¦ ¦развитие; основные законы и концепции биологии;¦ ¦
¦ ¦физиология и экология человека; экология и ¦ ¦
¦ ¦охрана природы; биолого-экологический ¦ ¦
¦ ¦практикум ¦ ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦ОПД.00 ¦Общепрофессиональные дисциплины ¦510 ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦ОПД.01 ¦Общая экология: ¦100 ¦
¦ ¦организмы и среда; лимитирующие факторы, ¦ ¦
¦ ¦динамика популяций; сообщества, формы ¦ ¦
¦ ¦биологических отношений в сообществах; ¦ ¦
¦ ¦структура, основные свойства и функционирование¦ ¦
¦ ¦экосистем; взаимодействие живого и неживого ¦ ¦
¦ ¦компонентов; типы экосистем, их динамика; ¦ ¦
¦ ¦биосфера, биотический круговорот, основные виды¦ ¦
¦ ¦антропогенного воздействия на биосферу; ¦ ¦
¦ ¦свойства саморегуляции и самоочищения; пределы ¦ ¦
¦ ¦устойчивости экосистем и биосферы ¦ ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦ОПД.02 ¦Геоэкология: ¦70 ¦
¦ ¦геосферные оболочки Земли, их структура, ¦ ¦
¦ ¦взаимосвязь и динамика; антропогенное ¦ ¦
¦ ¦загрязнение и саморегулирование; природные и ¦ ¦
¦ ¦техногенные геосистемы; методы геоэкологических¦ ¦
¦ ¦исследований; ландшафты и их моделирование, ¦ ¦
¦ ¦влияние деятельности человека на атмосферу, ¦ ¦
¦ ¦гидросферу, литосферу, педосферу; стратегия ¦ ¦
¦ ¦сокращения затрат природных ресурсов и ¦ ¦
¦ ¦загрязнения окружающей среды ¦ ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦ОПД.03 ¦Природопользование и охрана природы: ¦100 ¦
¦ ¦естественный базис природопользования, ¦ ¦
¦ ¦необходимость разнообразия биоты, природные ¦ ¦
¦ ¦ресурсы и их рациональное использование; ¦ ¦
¦ ¦управление природопользованием, его ¦ ¦
¦ ¦территориальная организация; проектирование ¦ ¦
¦ ¦природно-антропогенных комплексов. Правовое ¦ ¦
¦ ¦регулирование природопользования; экологическое¦ ¦
¦ ¦законодательство Российской Федерации, ¦ ¦
¦ ¦международные соглашения в области охраны ¦ ¦
¦ ¦природы в России; юридическая и экономическая ¦ ¦
¦ ¦ответственность, исчисление размеров ¦ ¦
¦ ¦экологического ущерба; экологические требования¦ ¦
¦ ¦к хозяйственной деятельности; концепция ¦ ¦
¦ ¦экоразвития ("устойчивого развития"). ¦ ¦
¦ ¦Практические занятия ¦ ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦ОПД.04 ¦Экология человека и социальная экология: ¦50 ¦
¦ ¦природное окружение и здоровье человека; ¦ ¦
¦ ¦физиологические основы адаптации; основные ¦ ¦
¦ ¦мишени и эффекты действия агрессивной среды на ¦ ¦
¦ ¦человека; экопатологии; биологически ¦ ¦
¦ ¦обоснованные потребности и права человека; ¦ ¦
¦ ¦экология человечества: популяционные ¦ ¦
¦ ¦характеристики человека как вида; экотипы; расы¦ ¦
¦ ¦и этносы, география населения Земли; миграции; ¦ ¦
¦ ¦динамика численности человечества; показатели ¦ ¦
¦ ¦здоровья; ресурсы биосферы и демографические ¦ ¦
¦ ¦проблемы; экологический кризис и пути его ¦ ¦
¦ ¦преодоления ¦ ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦ОПД.05 ¦Глобальные экологические проблемы и ¦50 ¦
¦ ¦безопасность: ¦ ¦
¦ ¦биосфера и цивилизация; техногенные системы и ¦ ¦
¦ ¦экологический риск; социально-экономические ¦ ¦
¦ ¦процессы, определяющие глобальные экологические¦ ¦
¦ ¦изменения; научно-техническая революция, ¦ ¦
¦ ¦демографический взрыв, кризис потребления. ¦ ¦
¦ ¦Понятие об экологических кризисах и ¦ ¦
¦ ¦катастрофах. Экологическое равновесие и видовое¦ ¦
¦ ¦разнообразие биосферы как основной объект ¦ ¦
¦ ¦охраны природы Земли. Современные международные¦ ¦
¦ ¦разработки и программы по преодолению ¦ ¦
¦ ¦экологического кризиса. Работы Римского клуба. ¦ ¦
¦ ¦Современные синергетические модели и прогнозы ¦ ¦
¦ ¦будущего человечества. Семинар ¦ ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ И УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ ЭКСПЕРТ В ОБЛАСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ (утв. Минобразованием РФ 20.11.2001 n ГТ ППК 07/39)  »
Постановления и Указы »
Читайте также