ИНСТРУКЦИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО НАДЗОРА ЗА БАННО-ПРАЧЕЧНЫМ ОБЕСПЕЧЕНИЕМ ОСУЖДЕННЫХ (утв. Минюстом РФ 08.11.2001 n 18/29-395)


МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
8 ноября 2001 г. N 18/29-395
ИНСТРУКЦИЯ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО
САНИТАРНО - ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО НАДЗОРА ЗА БАННО -
ПРАЧЕЧНЫМ ОБЕСПЕЧЕНИЕМ ОСУЖДЕННЫХ
1. Область применения
1.1. Инструкция предназначена для осуществления государственного санитарно - эпидемиологического надзора за банно - прачечным обеспечением осужденных.
1.2. Инструкция разработана в соответствии с Законом Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" (1993), Федеральными законами "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" (1995), "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения" (1999), "Положением о государственной санитарно - эпидемиологической службе Российской Федерации", утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 г. N 554, Приказом Минюста России от 17 июля 2001 г. N 218 "Об утверждении Положения о порядке осуществления государственного санитарно - эпидемиологического надзора на объектах уголовно - исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации".
1.3. Настоящая Инструкция разработана на основании обобщения опыта работы, проводившейся в последние годы Главным центром государственного санитарно - эпидемиологического надзора (ГЦГСЭН) при ГУИН Минюста России, а также центрами государственного санитарно - эпидемиологического надзора (ЦГСЭН) при территориальных органах уголовно - исполнительной системы Минюста России.
2. Общие положения
2.1. Одним из важнейших направлений деятельности медицинской службы уголовно - исполнительной системы по сохранению здоровья осужденных, предупреждению возникновения и распространения инфекционных заболеваний является осуществление государственного санитарно - эпидемиологического надзора за их банно - прачечным обеспечением.
2.2. Государственный санитарно - эпидемиологический надзор за проектированием и строительством банно - прачечных блоков организуют и проводят центры государственного санитарно - эпидемиологического надзора территориальных органов уголовно - исполнительной системы Минюста России, специалисты которых должны контролировать выполнение санитарно - противоэпидемических правил и нормативов при выборе земельных участков для строительства, в ходе проектирования, строительства и реконструкции банно - прачечных объектов, а также при приемке их в эксплуатацию.
В обязанности ЦГСЭН также входит проведение текущего санитарно - эпидемиологического надзора за соблюдением санитарно - эпидемиологических правил и нормативов устройства, оборудования и содержания банно - прачечных блоков, контроль за качеством, своевременностью проведения дезинфекции, санитарной обработки, смены нательного и постельного белья, его стирки, бесперебойным снабжением холодной и горячей водой.
Начальник ЦГСЭН в пределах обслуживаемой территории определяет периодичность обследований банно - прачечных блоков, оказывает методическую и практическую помощь медицинской части ИУ в осуществлении санитарно - эпидемиологического надзора за организацией и проведением банно - прачечного обеспечения осужденных.
2.3. Санитарно - эпидемиологический надзор за содержанием и эксплуатацией банно - прачечных объектов, регулярностью помывки осужденных, сменой нательного и постельного белья, обеспеченностью моющихся мылом, мочалками, качеством стирки белья и спецодежды, условиями труда, а также полнотой и регулярностью медицинских обследований и осмотров работников банно - прачечных объектов организует и проводит медицинская часть ИУ.
Начальник медицинской части ИУ по банно - прачечному обеспечению осужденных обязан:
- осуществлять санитарно - эпидемиологический надзор за ходом строительства и реконструкции банно - прачечных блоков;
- осуществлять санитарно - эпидемиологический надзор за соблюдением санитарно - эпидемиологических правил и нормативов содержания банно - прачечных блоков, контроль за качеством, своевременностью проведения дезинфекции, санитарной обработки, смены нательного и постельного белья, его стирки, бесперебойным снабжением холодной и горячей водой;
- составлять списки осужденных, пораженных гнойничковыми и грибковыми заболеваниями кожи, для помывки отдельно от остальных и в последнюю очередь;
- организовать отдельную помывку осужденных, содержащихся в изолированных участках ИУ, наблюдающихся по туберкулезу, в специально отведенный для них день с проведением в последующем дезинфекционных мероприятий;
- организовать проведение медицинских осмотров, профессиональной гигиенической подготовки и аттестации лиц, непосредственно занятых в банно - прачечном обеспечении осужденных, в соответствии с действующими приказами Минздрава России;
- контролировать выполнение предложений и предписаний ЦГСЭН в части банно - прачечного обеспечения с последующим информированием ответственных лиц ИУ.
2.4. Начальник медицинской части ИУ может в отдельных случаях привлекаться специалистами ЦГСЭН к работе в комиссиях по выбору земельных участков для строительства банно - прачечных объектов и по приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов.
2.5. Банно - прачечное обеспечение в ИУ организуется и проводится в строгом соответствии с "Правилами внутреннего распорядка в исправительных учреждениях" (2001). Ответственность за правильную организацию банно - прачечного обеспечения осужденных возлагается на начальника ИУ.
2.6. В ИУ ответственность за содержание банно - прачечных объектов, своевременный ремонт зданий и оборудования, состояние банно - прачечного обслуживания возложена на заместителя начальника ИУ по хозяйственному и тыловому обеспечению. Банно - прачечное обеспечение осужденных организуется и осуществляется силами и средствами служб тылового и хозяйственного обеспечения ИУ.
В обязанности заместителя начальника ИУ по хозяйственному и тыловому обеспечению входит:
- контроль за содержанием банно - прачечного блока в соответствии с правилами эксплуатации, санитарно - эпидемиологическими правилами и нормативами, а также обеспечение ремонта и замены технологического оборудования и инвентаря;
- своевременное обеспечение банно - прачечных блоков моющими и дезинфицирующими средствами, разрешенными к применению Минздравом России;
- приобретение необходимого оборудования, инвентаря, специальной одежды.
2.7. Помывку осужденных, учет посещения ими бани и замену нательного и постельного белья организует старшина отряда, а начальник отряда проверяет полноту охвата помывкой осужденных и замены белья в дни помывок.
2.8. Порядок помывки осужденных определяется графиком помывки, утвержденным начальником ИУ, в котором устанавливается очередность помывки отрядов, дежурные по бане, а также дежурный фельдшер медицинской части.
Дежурный по бане обязан:
- проверить готовность бани для помывки осужденных, принять помещение и инвентарь бани и до прихода отряда силами обслуживающего персонала устранить все замеченные недостатки;
- следить за порядком и дисциплиной моющихся в помещениях бани, соблюдением ими правил пользования баней;
- поддерживать чистоту и порядок во всех помещениях бани;
- перед сменой моющихся силами рабочих по бане производить уборку и дезинфекцию помещений, подготовить их к помывке следующей смены;
- по окончании помывки осужденных сдавать помещение и инвентарь представителю администрации бани в должном порядке.
Рабочие по бане назначаются из числа осужденных, подчиняются дежурному по бане и выполняют все его указания.
Дежурный фельдшер обязан:
- проверять санитарно - эпидемиологическое состояние помещений бани перед помывкой каждой смены;
- производить телесный осмотр осужденных в целях выявления больных кожными заболеваниями и пораженных педикулезом;
- оказывать в случае необходимости медицинскую помощь нуждающимся;
- осуществлять контроль за ходом уборки, а также проведением дезинфекции помещений и инвентаря после каждой смены моющихся, следить за проведением обеззараживания мочалок;
- осуществлять контроль за полнотой смены нательного белья, а также за организацией сбора и хранения грязного белья;
- на следующий день после дня помывки рапортом докладывать начальнику ИУ о результатах помывки и количестве осужденных, не помытых в бане, в каждом отряде.
2.9. Мылом на туалетные надобности и помывку в бане осужденные обеспечиваются в соответствии с утвержденными нормами.
3. Предупредительный санитарно - эпидемиологический
надзор
3.1. Участвуя в комиссии по выбору земельного участка для строительства банно - прачечного объекта, специалист ЦГСЭН обращает внимание на достаточность территории (размеры территории следует принимать 1,2 - 1,5 кв. м на 1 осужденного в зависимости от климатического района).
При строительстве котельной на жидком или твердом топливе санитарно - защитная зона устанавливается по расчету рассеивания в атмосфере содержащихся в выбросах вредных веществ.
Необходимо учитывать также радиус пешеходной доступности, который не должен превышать 500 м.
3.2. Если при объекте намечается строительство местных сооружений для очистки сточных вод банно - прачечных блоков, земельный участок для них должен выбираться с учетом соблюдения санитарно - защитных зон.
3.3. Рассмотрение проектной документации необходимо начинать с изучения расчетов пропускной способности бани и производительности прачечной, данных о перспективах развития ИУ, о его особенностях, которые обусловливаются характером производственной деятельности ИУ, объемом нового строительства, возможностями увеличения в связи с этим численности осужденных, вопроса о достаточной производительности водопроводных сооружений и пропускной способности канализационных сетей и сооружений.
3.4. Здания бань могут проектироваться как отдельно стоящими, так и сблокированными с прачечными и парикмахерскими.
3.5. Бани должны быть пропускного типа. При рассмотрении проекта необходимо обращать внимание на правильный расчет пропускной способности бани, которая принимается из расчета одной помывки всех осужденных ИУ в семь дней. Между сменами следует учитывать 30-минутный перерыв для проведения дезинфекции с последующей уборкой помещений бани.
3.6. Вместимость бани определяется количеством мест в помывочной.
3.7. Планировка бани, независимо от числа помывочных мест, должна быть такой, чтобы можно было использовать ее в качестве санитарного пропускника. Помывочное отделение при этом разделяется на две зоны равной вместимости. Обрабатываемый контингент последовательно проходит через обе зоны - "грязную" и "чистую".
3.8. Расположение основных помещений при работе бань в режиме санитарных пропускников должно обеспечивать последовательное движение посетителей без пересечения потоков: вестибюль, раздевальная с местами для верхней одежды, помывочная, одевальная.
3.9. При работе бань в режиме помывки осужденных раздевание и одевание людей следует предусматривать в одном и том же помещении одевальной либо раздевальной, каждое из которых должно иметь свою помывочную, а также кладовые чистого и грязного белья с самостоятельными выходами наружу. При этом в качестве кладовых грязного и чистого белья используют соответственно грязную и чистую зоны дезинфекционной камеры.
3.10. Бани должны иметь стационарные дезинфекционные камеры. В дезинфекционном отделении предусматриваются помещения для загрузки имущества в камеру и его выгрузки.
3.11. В составе бань и прачечных обязательно предусматриваются основные и вспомогательные помещения.
3.12. Планировка прачечной и расстановка технологического оборудования должны обеспечивать непрерывность процесса обработки белья на основе поточной системы его движения и исключения контакта грязного и чистого, мокрого и сухого. Помещение "чистой" половины от помещений "грязной" изолируется капитальной стеной или перегородкой.
При оборудовании и проверке организации работы прачечной следует руководствоваться СП N 979-72 "Санитарные правила устройства, оборудования и содержания прачечных".
В "грязную" половину прачечной входит цех приема и сортировки белья. В "чистой" половине предусматриваются цехи - стиральный, сушильно - гладильный, ремонта и выдачи белья. Между "чистой" и "грязной" половинами может быть оборудован санитарный шлюз, имеющий вход с обеих половин, а также душевая, гардероб и уборная.
3.13. Бани и прачечные должны быть обеспечены горячей и холодной водой. Качество воды должно соответствовать санитарно - эпидемиологическим требованиям, предъявляемым к питьевой воде СанПиН 2.1.4.559-96 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества" и СанПиН 2.1.4.544-96 "Требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников". В них предусматриваются две системы водопровода:
- хозяйственно - питьевая - от наружных сетей;
- производственная - от запасных уравнительных баков.
3.14. Система производственного водопровода в банях и прачечных обеспечивает подачу воды от запасных уравнительных баков холодной и горячей воды к душевым сеткам, банным кранам, стиральным машинам, реакторам приготовления стиральных растворов и другому технологическому оборудованию. Остальные водопотребители обеспечиваются водой от хозяйственно - питьевого водопровода.
3.15. Для бань и прачечных вместимость запасных и уравнительных баков принимается из расчета хранения получасового запаса воды. Количество воды для бань должно быть не менее 20 л на человека в сутки, для механизированных прачечных - 75 л на кг сухого белья, в том числе горячей воды - 25 л.
В мыльной бани обязательно устанавливаются водоразборные колонки (одна на каждые 6 мест) и душ (один на 12 мест). Вестибюли бань оборудуются фонтанчиками питьевой воды. Помывочные отделения с душами проектируются из расчета помывки двух человек под одной душевой сеткой.
3.16. Для бань вместимостью до 5 мест включительно допускается подача воды к технологическим водопотребителям непосредственно от хозяйственно - питьевого водопровода без устройства запасных уравнительных баков.
3.17. Для уборки мокрых помещений бань и прачечных должны быть предусмотрены поливочные краны с холодной и горячей водой.
3.18. Покрытия полов в помещениях с мокрым и влажным режимом, то есть в мыльной, душевой в бане, стиральном и сушильно - гладильном цехах и санитарном пропускнике в прачечной, должны предусматриваться из рифленых керамических плиток, а облицовка - из керамических или полимерных плиток. Обязательно должен устраиваться уклон полов в сторону трапов и лотков, а также занижение полов в сторону трапов в помещениях с мокрым режимом

<ПИСЬМО> ГТК РФ от 08.11.2001 n 01-06/44308 О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ПРАВА ПОДПИСИ  »
Постановления и Указы »
Читайте также