ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГД ФС РФ от 31.10.2001 n 2040-iii ГД О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА n 125634-3 О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ОСНОВНЫХ ГАРАНТИЯХ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ И ПРАВА НА УЧАСТИЕ В РЕФЕРЕНДУМЕ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 октября 2001 г. N 2040-III ГД
О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N 125634-3
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
"ОБ ОСНОВНЫХ ГАРАНТИЯХ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ И ПРАВА
НА УЧАСТИЕ В РЕФЕРЕНДУМЕ ГРАЖДАН
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:
1. Принять в первом чтении проект Федерального закона N 125634-3 "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", внесенный Президентом Российской Федерации.
2. Направить указанный законопроект Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, комитеты и комиссии Государственной Думы, депутатские объединения в Государственной Думе, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации.
Установить, что поправки к указанному законопроекту направляются в Комитет Государственной Думы по государственному строительству до 1 декабря 2001 года.
3. Комитету Государственной Думы по государственному строительству доработать указанный законопроект с учетом поступивших поправок и внести его на рассмотрение Государственной Думы во втором чтении.
4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель
Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации
Г.Н.СЕЛЕЗНЕВ



Проект
N 125634-3
Вносится Президентом
Российской Федерации
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ
В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "ОБ ОСНОВНЫХ ГАРАНТИЯХ
ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ И ПРАВА НА УЧАСТИЕ В РЕФЕРЕНДУМЕ
ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Статья 1. Внести в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 38, ст. 4339; 1999, N 14, ст. 1653) изменения и дополнения, изложив его в следующей редакции:. "ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

Статья 1. Пределы действия настоящего Федерального закона. 1. Настоящим Федеральным законом определяются основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.

Статья 2. Основные термины. Для целей настоящего Федерального закона применяемые термины означают:

Статья 3. Принципы проведения в Российской Федерации выборов и референдума. 1. Гражданин Российской Федерации участвует в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Статья 4. Всеобщее избирательное право и право на участие в референдуме. 1. Гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, имеет право избирать, голосовать на референдуме, участвовать в действиях по подготовке референдума, а по достижении возраста, установленного Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, - быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Гражданин Российской Федерации, имеющий право избирать, вправе участвовать в предусмотренных законом и проводимых законными методами иных избирательных действиях.

Статья 5. Равное избирательное право и право на участие в референдуме. 1. Граждане Российской Федерации участвуют в выборах и референдуме на равных основаниях.

Статья 8. Срок полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления. 1. Срок полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а в случае формирования выборного органа путем ротации - срок полномочий депутатов устанавливается соответственно Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований. Устанавливаемый срок полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а в случае формирования выборного органа путем ротации - срок полномочий депутатов не может составлять более пяти лет.

Статья 10. Назначение выборов. 1. Выборы указанных в пункте 1 статьи 8 настоящего Федерального закона органов или депутатов назначает уполномоченный на то орган или должностное лицо в соответствии со сроками, установленными Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований. В случае досрочного прекращения полномочий указанных органов или депутатов выборы должны быть назначены не позднее чем через 14 дней со дня такого прекращения полномочий.

Статья 11. Законодательство Российской Федерации о выборах и референдумах. 1. Законодательство Российской Федерации о выборах и референдумах составляют Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, федеральные конституционные законы, федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований в части, касающейся регулирования местного референдума, иные нормативные правовые акты о выборах и референдумах, принимаемые в Российской Федерации.

Статья 12. Вопросы референдума. 1. Вопросы, подлежащие вынесению на референдум Российской Федерации, а также вопросы, которые не могут быть вынесены на референдум Российской Федерации, определяются федеральным конституционным законом.

Статья 13. Обстоятельства, исключающие назначение и проведение референдума. 1. Референдум не назначается и не проводится в условиях военного или чрезвычайного положения, введенного на территории Российской Федерации либо на территории, на которой предполагается проводить референдум, или на части этой территории, а также в течение трех месяцев после отмены военного или чрезвычайного положения.

Статья 14. Инициатива проведения референдума. 1. Инициатива проведения референдума в Российской Федерации принадлежит гражданам Российской Федерации, имеющим право на участие в референдуме.

Статья 15. Назначение референдума. 1. Назначение и проведение референдума обязательно, если соблюдены порядок и сроки выдвижения инициативы проведения референдума и ее реализации, установленные соответственно уровню референдума Федеральным конституционным законом "О референдуме Российской Федерации", настоящим Федеральным законом, конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования.

Статья 16. Регистрация (учет) избирателей, участников референдума. 1. Регистрации (учету) подлежат все граждане Российской Федерации, обладающие активным избирательным правом, правом на участие в референдуме.

Статья 17. Составление списков избирателей, участников референдума. 1. В целях реализации прав избирателей, участников референдума соответствующими комиссиями составляются списки избирателей, участников референдума на основании сведений, полученных с использованием государственной системы регистрации (учета) избирателей, участников референдума и представляемых в соответствии с пунктом 7 настоящей статьи.

Статья 18. Образование (определение) избирательных округов, округа референдума. 1. Для проведения выборов, референдума образуются одномандатные и (или) многомандатные избирательные округа либо определяется единый избирательный округ, округ референдума.

Статья 19. Образование избирательных участков, участков референдума. 1. Для проведения голосования и подсчета голосов избирателей, участников референдума образуются избирательные участки, участки референдума.

Статья 20. Система и статус избирательных комиссий, комиссий референдума. 1. В Российской Федерации действуют следующие избирательные комиссии, комиссии референдума:

Статья 21. Порядок формирования и статус Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. 1. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации действует на постоянной основе и является юридическим лицом. Срок полномочий Центральной избирательной комиссии Российской Федерации - четыре года.

Статья 22. Формирование и срок полномочий избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, окружных избирательных комиссий, комиссий муниципальных образований, территориальных и участковых комиссий. 1. Формирование избирательных комиссий субъектов Российской Федерации осуществляется законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации на основе предложений избирательных объединений, избирательных блоков, общественных объединений, органов местного самоуправления, избирательной комиссии субъекта Российской Федерации предыдущего состава, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. При этом государственные служащие не могут составлять более одной трети от общего числа членов избирательной комиссии субъекта Российской Федерации. Половина членов избирательной комиссии субъекта Российской Федерации назначается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации, другая половина - органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Статья 23. Статус членов комиссий. 1. Членами комиссий с правом решающего голоса не могут быть:

Статья 24. Расформирование комиссии. 1. В случае нарушения избирательной комиссией субъекта Российской Федерации, окружной избирательной комиссией, комиссией муниципального образования, территориальной, участковой комиссией избирательных прав граждан, права граждан на участие в референдуме, повлекшего за собой признание Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, избирательной комиссией субъекта Российской Федерации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом (в том числе на основании судебного решения), федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, недействительными итогов голосования на соответствующей территории либо результатов выборов, референдума, а также в случае неисполнения избирательной комиссией субъекта Российской Федерации, окружной избирательной комиссией, комиссией муниципального образования, территориальной, участковой комиссией решения суда или вышестоящей комиссии, решений Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, принятых в соответствии с пунктом 6 статьи 68 настоящего Федерального закона, указанная комиссия может быть расформирована судом соответственно подсудности, установленной пунктом 2 статьи 68 настоящего Федерального закона.

Статья 25. Гласность в деятельности комиссий. 1. На всех заседаниях комиссии, а также при осуществлении участковой, территориальной комиссией работы со списками избирателей, участников референдума, с избирательными бюллетенями, бюллетенями для голосования на референдуме, с открепительными удостоверениями для голосования на выборах, референдуме, с протоколами об итогах голосования вправе присутствовать члены этой комиссии и представители вышестоящих комиссий, кандидат, зарегистрированный данной либо вышестоящей комиссией, или его доверенное лицо, уполномоченный представитель, доверенное лицо избирательного объединения, избирательного блока, список кандидатов которого зарегистрирован данной либо вышестоящей комиссией, или кандидат из указанного списка, член или уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума. Для присутствия на заседаниях комиссии и при осуществлении ею работы с перечисленными избирательными документами, документами, связанными с подготовкой и проведением референдума, указанным лицам не требуется дополнительное разрешение. Комиссия обязана обеспечить оповещение и возможность свободного доступа указанных лиц на свои заседания и к работе с перечисленными избирательными документами, документами, связанными с подготовкой и проведением референдума. На заседаниях комиссии и при осуществлении ею работы с перечисленными избирательными документами, документами, связанными с подготовкой и проведением референдума, а также при подсчете голосов избирателей, участников референдума вправе присутствовать представители средств массовой информации.

Статья 26. Организация деятельности комиссий. 1. Деятельность комиссий осуществляется коллегиально.

Статья 27. Право выдвижения кандидатов. 1. Граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральным конституционным законом, федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации.

Статья 28. Выдвижение кандидатов избирателями и самовыдвижение. 1. Выдвижение кандидатов по инициативе избирателя, группы избирателей или в порядке самовыдвижения производится путем уведомления об этом избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов, последующего сбора подписей в поддержку кандидатов или внесения избирательного залога либо иного последующего способа поддержки инициативы выдвижения, предусмотренного федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации.

Статья 29. Выдвижение кандидатов избирательными объединениями, избирательными блоками. 1. Кандидатов, списки кандидатов вправе выдвигать избирательные объединения, избирательные блоки.

Статья 30. Порядок реализации инициативы проведения референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума. 1. Каждый гражданин Российской Федерации или группа граждан, имеющие право на участие в соответствующем референдуме, вправе образовать инициативную группу по проведению референдума в количестве не менее 20 человек, имеющих право на участие в референдуме, для выдвижения инициативы проведения референдума субъекта Российской Федерации и не менее 10 человек - для выдвижения инициативы проведения местного референдума. Если инициатором проведения референдума выступает общественное объединение, указанное в пункте 3 статьи 14 настоящего Федерального закона, руководящий орган этого общественного объединения либо руководящий орган его регионального отделения или иного структурного подразделения выступает в качестве инициативной группы по проведению референдума независимо от своей численности.

Статья 31. Сбор подписей в поддержку кандидатов (списков кандидатов), инициативы проведения референдума. 1. В поддержку выдвижения кандидатов (списков кандидатов), инициативы проведения референдума собираются подписи избирателей, участников референдума в порядке и количестве, которые определяются федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации. Подписи могут собираться со дня, следующего за днем получения комиссией уведомления о выдвижении кандидата, заверения списка кандидатов, регистрации инициативной группы по проведению референдума. Максимальное количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов (списков кандидатов), не может превышать 2 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа в соответствии с пунктом 4 статьи 16 настоящего Федерального закона. Максимальное количество подписей, которое необходимо собрать в поддержку инициативы проведения референдума субъекта Российской Федерации, не может превышать 2 процента от числа участников референдума, зарегистрированных на территории проведения референдума в соответствии с пунктом 4 статьи 16 настоящего Федерального закона, а в поддержку инициативы проведения местного референдума - 5 процентов от числа участников референдума, зарегистрированных на территории проведения референдума в соответствии с пунктом 4 статьи 16 настоящего Федерального закона.

Статья 32. Регистрация кандидатов (списков кандидатов), инициативы проведения референдума. 1. Кандидаты (списки кандидатов) при наличии необходимого количества собранных в их поддержку подписей избирателей, а также составленных в соответствии с пунктом 5 статьи 27 настоящего Федерального закона заявлений кандидатов об их согласии баллотироваться по данному избирательному округу и сведений, представленных в соответствии с пунктом 6 статьи 27 настоящего Федерального закона, регистрируются соответствующей избирательной комиссией. Наличие необходимого количества подписей участников референдума, собранных в поддержку инициативы проведения референдума, является основанием для назначения референдума уполномоченным на то органом в порядке, предусмотренном федеральным конституционным законом, федеральным законом, конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования.

Статья 33. Равенство кандидатов. 1. Все кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.

Статья 34. Ограничения, связанные с должностным или служебным положением. 1. Кандидаты, замещающие государственные или муниципальные должности, в том числе находящиеся на государственной или муниципальной службе, а также кандидаты, являющиеся должностными лицами организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание, или работающие в средствах массовой информации, при проведении своей избирательной кампании не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения.

Статья 35. Гарантии деятельности зарегистрированных кандидатов. 1. Администрация организации, командир воинской части, руководитель органа внутренних дел Российской Федерации, в которых работает, служит, проходит военные сборы, учится кандидат, со дня регистрации кандидата до дня официального опубликования результатов выборов обязаны по заявлению, рапорту зарегистрированного кандидата освободить его от работы, службы, учебных занятий в любой день и на любое время в течение этого срока. В случае освобождения от работы, службы соответствующая избирательная комиссия за счет средств, выделенных на подготовку и проведение выборов, выплачивает зарегистрированному кандидату денежную компенсацию. Вид, размер и порядок выплаты компенсации устанавливаются федеральным конституционным законом, федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации.

Статья 36. Статус членов инициативной группы по проведению референдума и иных групп участников референдума. 1. Члены инициативной группы по проведению референдума не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения в целях выдвижения и поддержки инициативы проведения референдума, получения того или иного ответа на вопрос референдума.

Статья 37. Статус доверенных лиц. 1. Кандидат, а также избирательное объединение, избирательный блок вправе назначить доверенных лиц. Регистрация доверенных лиц осуществляется незамедлительно избирательной комиссией на основании письменного заявления кандидата либо представления избирательного объединения, избирательного блока и заявления самого гражданина о согласии быть доверенным лицом.

Статья 39. Информирование избирателей и участников референдума. 1. Информирование избирателей и участников референдума осуществляют органы государственной власти, органы местного самоуправления, комиссии, средства массовой информации, юридические и физические лица в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Статья 40. Опросы общественного мнения. 1. Опубликование (обнародование) результатов опросов общественного мнения является разновидностью информирования избирателей, участников референдума. Несоблюдение требований пунктов 2 и 4 настоящей статьи при опубликовании (обнародовании) результатов опросов общественного мнения влечет за собой признание информационных материалов, содержащих такие сведения, агитационными и ответственность, предусмотренную федеральным законодательством.

Статья 41. Организации телерадиовещания и периодические печатные издания, используемые для информационного обеспечения выборов и референдумов. 1. Информационное обеспечение выборов и референдумов соответствующего уровня осуществляется государственными и муниципальными, а также негосударственными организациями телерадиовещания и редакциями государственных и муниципальных, а также негосударственных периодических печатных изданий.

Статья 42. Предвыборная агитация, агитация по вопросам референдума. 1. Граждане Российской Федерации, общественные объединения вправе в допускаемых законом формах и законными методами вести предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума.

Статья 43. Агитационный период. 1. Агитационный период, то есть период времени, отводимый для проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума, устанавливается федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации. Агитационный период начинается со дня регистрации кандидата, списка кандидатов, регистрации инициативной группы по проведению референдума. Агитационный период прекращается в ноль часов по местному времени за сутки до дня голосования.

Статья 44. Общие условия проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях. 1. Государственные и муниципальные организации телерадиовещания и редакции государственных и муниципальных периодических печатных изданий обязаны обеспечить зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам условия для проведения предвыборной агитации, в том числе для представления избирателям предвыборных программ, а инициативной группе по проведению референдума и иным группам участников референдума - условия для проведения агитации по вопросам референдума в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований. Эфирное время на каналах указанных организаций телерадиовещания и печатная площадь в указанных периодических печатных изданиях предоставляются зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам, инициативной группе по проведению референдума и иным группам участников референдума за плату, а в случаях и порядке, предусмотренных настоящим Федеральным законом, федеральным конституционным законом, федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации, также бесплатно (бесплатное эфирное время, бесплатная печатная площадь). Зарегистрированные кандидаты, избирательные объединения, избирательные блоки не вправе использовать предоставленные им бесплатное эфирное время, бесплатную печатную площадь для проведения предвыборной агитации за других зарегистрированных кандидатов, за другие избирательные объединения, избирательные блоки.

Статья 45. Условия проведения предвыборной агитации на телевидении и радио. 1. Бесплатное эфирное время на каналах государственных и муниципальных организаций телерадиовещания предоставляется зарегистрированным кандидатам, инициативной группе по проведению референдума и иным зарегистрированным группам участников референдума на равных условиях (продолжительность предоставленного эфирного времени, время выхода в эфир и другие условия). Избирательным объединениям, избирательным блокам бесплатное эфирное время на каналах государственных и муниципальных организаций телерадиовещания может предоставляться в равном объеме либо в разном объеме в зависимости от числа голосов избирателей, полученных избирательными объединениями, избирательными блоками на ближайших предыдущих соответствующих выборах, в порядке, предусмотренном федеральным конституционным законом, федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации.

Статья 46. Условия проведения предвыборной агитации в периодических печатных изданиях. 1. Редакции государственных и муниципальных периодических печатных изданий, распространяемых на территории, на которой проводятся выборы, референдум, и выходящих не реже одного раза в неделю, должны выделять печатные площади для агитационных материалов, предоставляемых зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями, избирательными блоками, инициативной группой по проведению референдума, иными группами участников референдума. Общий минимальный размер таких площадей, соотношение частей, предоставляемых редакциями периодических печатных изданий бесплатно и за плату, устанавливаются федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

Статья 47. Условия проведения агитации посредством массовых мероприятий. 1. Государственные органы, органы местного самоуправления обязаны содействовать зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам, инициативным группам по проведению референдума и иным группам участников референдума в организации и проведении предвыборных собраний, встреч с избирателями, участниками референдума, публичных дебатов и дискуссий, митингов, демонстраций и шествий.

Статья 48. Условия выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов. 1. Зарегистрированные кандидаты, избирательные объединения, избирательные блоки, инициативная группа по проведению референдума и иные группы участников референдума вправе беспрепятственно распространять печатные, а равно аудиовизуальные и иные агитационные материалы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Статья 50. Недопустимость злоупотребления правом на проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума. 1. При проведении предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума не допускается злоупотребление свободой массовой информации. Предвыборные программы кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, агитационные материалы, выступления кандидатов, их доверенных лиц, представителей избирательных объединений, избирательных блоков, инициативной группы по проведению референдума и иных групп участников референдума не должны содержать призывы к насильственному захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и нарушению целостности Российской Федерации, а также не должны быть направлены на пропаганду войны. Запрещается агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную, религиозную ненависть и вражду, а также злоупотребление свободой массовой информации в иной форме, определенной законодательством Российской Федерации.

Статья 51. Финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов и референдума. 1. Расходы избирательных комиссий по подготовке и проведению выборов соответствующего уровня в Российской Федерации производятся за счет средств, выделяемых из соответствующего бюджета (федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета).

Статья 52. Избирательные фонды и фонды референдума, порядок создания и расходования средств этих фондов. 1. Кандидаты обязаны создавать собственные избирательные фонды для финансирования своей избирательной кампании в период после письменного уведомления соответствующей избирательной комиссии об их выдвижении (самовыдвижении) до их регистрации этой избирательной комиссией. Законом субъекта Российской Федерации может быть установлено, что на выборах в органы местного самоуправления при определенном числе избирателей в избирательном округе (но не более пяти тысяч избирателей) создание кандидатом избирательного фонда не обязательно при условии, что финансирование кандидатом своей избирательной кампании не производится. В этом случае кандидат уведомляет соответствующую избирательную комиссию об указанных обстоятельствах. В случае одновременного проведения на одной и той же территории нескольких избирательных кампаний зарегистрированный кандидат, выдвинутый одновременно в нескольких избирательных округах на разных выборах, может создать только один избирательный фонд. Избирательные объединения, избирательные блоки, выдвинувшие списки кандидатов, для финансирования своей избирательной кампании обязаны создавать избирательные фонды после регистрации их уполномоченных представителей, в том числе по финансовым вопросам, соответствующими избирательными комиссиями.

Статья 53. Контрольно - ревизионные службы. Для осуществления контроля за целевым расходованием денежных средств, выделенных комиссиям на подготовку и проведение выборов, референдума, а также за источниками поступления, правильным учетом и использованием денежных средств избирательных фондов, фондов референдума, для проверки финансовых отчетов кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, инициативных групп по проведению референдума, организации проверок достоверности представленных кандидатами в соответствии с пунктом 6 статьи 27 настоящего Федерального закона сведений об имуществе, доходах и их источниках, контроля за возвратом бюджетных средств, выделенных соответствующими избирательными комиссиями в избирательные фонды зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, создаются контрольно - ревизионные службы. При проведении выборов в федеральные органы государственной власти и референдума Российской Федерации контрольно - ревизионные службы создаются при Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, избирательных комиссиях субъектов Российской Федерации, окружных избирательных комиссиях с привлечением специалистов из государственных и иных органов и учреждений, включая Центральный банк Российской Федерации, Сберегательный банк Российской Федерации, главное управление (национальный банк) Центрального банка Российской Федерации в субъекте Российской Федерации. Указанные органы и учреждения по запросу соответствующей избирательной комиссии не позднее чем через месяц со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении (проведении) выборов в федеральные органы государственной власти, официального опубликования решения о назначении референдума Российской Федерации обязаны откомандировать специалистов в распоряжение Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, избирательной комиссии субъекта Российской Федерации на срок не менее пяти месяцев, а в распоряжение окружной избирательной комиссии - на срок не менее трех месяцев. На этот срок специалисты освобождаются от основной работы, за ними сохраняются установленные должностные оклады и иные выплаты по основному месту работы, им также может производиться дополнительная оплата за счет средств, выделенных на подготовку и проведение выборов и референдумов. Создание контрольно - ревизионных служб при иных избирательных комиссиях, комиссиях референдума регулируется федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, а при проведении иных выборов и референдумов - законами субъектов Российской Федерации.

Статья 54. Помещение для голосования. 1. Помещение для голосования безвозмездно предоставляется в распоряжение участковой комиссии главой соответствующего муниципального образования (если уставом муниципального образования должность главы муниципального образования не предусмотрена, - лицом, уполномоченным на то органом местного самоуправления), а в случаях, предусмотренных федеральным конституционным законом, настоящим Федеральным законом, иным федеральным законом, - командиром воинской части, капитаном судна, руководителем полярной станции, руководителем дипломатического представительства, консульского учреждения Российской Федерации.

Статья 56. Избирательный бюллетень, бюллетень для голосования на референдуме. 1. Для проведения выборов, референдума избиратель, участник референдума получает избирательный бюллетень, бюллетень для голосования на референдуме.

Статья 57. Порядок голосования. 1. Голосование на выборах, референдуме проводится в календарный выходной день. Время начала и окончания голосования устанавливается федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, а при проведении местного референдума - также уставами муниципальных образований.

Статья 58. Порядок досрочного голосования. 1. Если федеральным конституционным законом, федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации не предусмотрено голосование по открепительным удостоверениям для голосования на выборах, референдуме, а также в иных случаях, предусмотренных федеральным конституционным законом, федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации, избирателю, участнику референдума, который в день голосования по уважительной причине (отпуск, командировка, режим трудовой и учебной деятельности, выполнение государственных и общественных обязанностей, состояние здоровья) будет отсутствовать по месту своего жительства и не сможет прибыть в помещение для голосования на избирательном участке, участке референдума, на котором он включен в список избирателей, участников референдума, должна быть предоставлена возможность проголосовать досрочно путем заполнения избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме в помещении соответствующей территориальной комиссии, окружной избирательной комиссии, комиссии муниципального образования (за 15 - 4 дня до дня голосования) или участковой комиссии (не ранее чем за три дня до дня голосования). Избиратель, участник референдума, голосующий досрочно, подает в соответствующую комиссию заявление, в котором указывает причину досрочного голосования. Это заявление приобщается к списку досрочно проголосовавших избирателей, участников референдума. Комиссия обязана при этом обеспечить тайну голосования, исключить возможность искажения волеизъявления избирателя, участника референдума, обеспечить сохранность избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме и учет голоса избирателя, участника референдума при установлении итогов голосования и определении результатов выборов, референдума.

Статья 59. Порядок голосования избирателей, участников референдума вне помещения для голосования. 1. Участковая комиссия обязана обеспечить возможность участия в голосовании избирателям, участникам референдума, которые внесены в список избирателей, участников референдума на данном избирательном участке, участке референдума и не могут самостоятельно по уважительным причинам (по состоянию здоровья, инвалидности и другим причинам) прибыть в помещение для голосования.

Статья 60. Протокол участковой комиссии об итогах голосования. 1. Участковая комиссия составляет протокол об итогах голосования на соответствующем избирательном участке, участке референдума.

Статья 61. Порядок подсчета голосов избирателей, участников референдума и составления протокола об итогах голосования участковой комиссией. 1. Подсчет голосов избирателей, участников референдума осуществляется открыто и гласно членами участковой комиссии с правом решающего голоса.

Статья 62. Обработка итогов голосования в территориальных комиссиях, окружных избирательных комиссиях, комиссиях муниципальных образований, избирательных комиссиях субъектов Российской Федерации, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. 1. Первые экземпляры протоколов об итогах голосования участковых, территориальных комиссий, окружных избирательных комиссий, комиссий муниципальных образований, избирательных комиссий субъектов Российской Федерации немедленно после их подписания членами комиссии с правом решающего голоса и выдачи их копий лицам, имеющим право на получение этих копий, либо заверения этих копий поступают в вышестоящую комиссию в целях суммирования данных, содержащихся в указанных протоколах, и последующей передачи этих данных в комиссию, устанавливающую итоги голосования в целом по территории, на которой проводились выборы, референдум, и определяющую результаты соответствующих выборов, референдума, в том числе в комиссию, организующую эти выборы, референдум.

Статья 63. Порядок определения результатов выборов, референдума. 1. На основании первых экземпляров протоколов об итогах голосования, полученных из нижестоящих комиссий, результаты выборов, референдума путем суммирования содержащихся в этих протоколах данных определяет комиссия, наделенная этим правом федеральным конституционным законом, федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования. Члены соответствующей комиссии с правом решающего голоса устанавливают результаты выборов, референдума лично. О результатах выборов, референдума составляются в двух экземплярах протокол и сводная таблица, которые подписывают все присутствующие члены данной комиссии с правом решающего голоса.

Статья 64. Повторное голосование и повторные выборы. Дополнительные выборы. 1. Федеральным конституционным законом, федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено, что, в случае если в избирательный бюллетень было включено более двух кандидатов и ни один из них не получил необходимое для избрания число голосов избирателей, организующая выборы избирательная комиссия назначает повторное голосование по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов избирателей. Организация и проведение повторного голосования, в том числе порядок размещения в избирательном бюллетене данных о кандидатах, по которым проводится повторное голосование, осуществляются в соответствии с федеральным конституционным законом, федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации.

Статья 65. Опубликование итогов голосования и результатов выборов, референдума. 1. Комиссия предоставляет для ознакомления итоги голосования по каждому избирательному участку, участку референдума, территории, на которую распространяется деятельность комиссии, результаты выборов по избирательному округу, результаты референдума в объеме данных, содержащихся в ее протоколе об итогах голосования и протоколах об итогах голосования непосредственно нижестоящих комиссий, избирателям, участникам референдума, кандидатам, доверенным лицам кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, уполномоченным представителям инициативных групп по проведению референдума, наблюдателям, иностранным (международным) наблюдателям, представителям средств массовой информации по их требованию.

Статья 66. Юридическая сила решения, принятого на референдуме. 1. Решение, принятое на референдуме, является обязательным и не нуждается в дополнительном утверждении.

Статья 67. Использование государственной автоматизированной информационной системы при проведении выборов, референдума. 1. При проведении выборов, референдума может использоваться только государственная автоматизированная информационная система в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами, федеральными законами. Требования к государственной автоматизированной информационной системе и к ее эксплуатации определяются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.

Статья 68. Обжалование решений и действий (бездействия), нарушающих избирательные права и право на участие в референдуме граждан Российской Федерации. 1. Решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд.

Статья 69. Основания для отмены регистрации кандидата, отмены решения об итогах голосования, о результатах выборов, референдума. 1. Регистрация кандидата (списка кандидатов) может быть отменена избирательной комиссией не позднее чем за 15 дней до дня голосования, а судом по представлению избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов), - не позднее чем за три дня до дня голосования в случае:

Статья 70. Сроки подачи и рассмотрения жалоб. 1. Жалоба на решение комиссии о регистрации, об отказе в регистрации, об отмене регистрации кандидата (списка кандидатов), инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума может быть подана в течение десяти дней со дня принятия обжалуемого решения, но не позднее чем за пять дней до дня голосования.

Статья 71. Ответственность за нарушение избирательных прав и права граждан на участие в референдуме. 1. Лица, путем насилия, обмана, угроз, подлога или иным способом препятствующие свободному осуществлению гражданином Российской Федерации права избирать и быть избранным, участвовать в референдуме,

Статья 72. Вступление в силу настоящего Федерального закона. 1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Статья 73. Переходные положения. 1. При проведении дополнительных и повторных выборов депутатов применяются действовавшие при подготовке и проведении основных выборов депутатов нормы настоящего Федерального закона, Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации", регулировавшие порядок приобретения активного и пассивного избирательного права, выдвижения и регистрации кандидатов (списков кандидатов), создания избирательных фондов, определения результатов выборов.

Статья 74. О совмещении выборов. 1. В целях совмещения дня голосования на выборах в органы государственной власти субъекта Российской Федерации с днем голосования на выборах в федеральные органы государственной власти либо на иных выборах, проводимых на территории Российской Федерации в целом, допускается продление или сокращение не более чем на один год сроков полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Статья 75. Гарантии осуществления избирательных действий должностными лицами местного самоуправления. Если в муниципальном образовании нет главы муниципального образования и представительного органа местного самоуправления, либо представительным органом местного самоуправления не назначено лицо, уполномоченное осуществлять избирательные действия в соответствии с настоящим Федеральным законом, либо указанные лица не осуществят указанные действия в сроки, установленные настоящим Федеральным законом, эти избирательные действия осуществляются высшим должностным лицом (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации или по его поручению иным должностным лицом.

Статья 4. Территориальные избирательные комиссии формируются в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона при проведении первых выборов в федеральные органы государственной власти либо выборов депутатов Палаты Представителей Парламента Союзного государства первого созыва от Российской Федерации, назначенных после вступления в силу настоящего Федерального закона.. Территориальные избирательные комиссии, действовавшие на постоянной основе до вступления в силу настоящего Федерального закона, приобретают полномочия территориальных избирательных комиссий, предусмотренные настоящим Федеральным законом, и действуют до сформирования территориальных избирательных комиссий при проведении первых выборов в федеральные органы государственной власти либо выборов депутатов Палаты Представителей Парламента Союзного государства первого созыва от Российской Федерации, назначенных после вступления в силу настоящего Федерального закона.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГД ФС РФ от 31.10.2001 n 2033-iii ГД О ФЕДЕРАЛЬНОМ ЗАКОНЕ О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЯ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ УНИЧТОЖЕНИИ ХИМИЧЕСКОГО ОРУЖИЯ (ПРОЕКТ 7186-3)  »
Постановления и Указы »
Читайте также