ПИСЬМО ГТК РФ от 17.10.1997 n 09-03/4980 О МЕТОДИКЕ ОЦЕНКИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ НА ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОМ НАПРАВЛЕНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 17 октября 1997 г. N 09-03/4980
О "МЕТОДИКЕ ОЦЕНКИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ
НА ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОМ НАПРАВЛЕНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
Направляем для сведения и использования в работе разработанную РТУ БТП Методику оценки таможенных органов на правоохранительном направлении деятельности. Данная Методика является частью пакета нормативных документов информационно-аналитических отделов.
Рекомендуется рассматривать предлагаемый документ в качестве приоритетного в части оценки правоохранительной работы в отношении ранее направленной Организационно-инспекторским управлением ГТК России Методики проведения анализа деятельности таможенных органов Российской Федерации.
Начальник Управления
по борьбе с таможенными
правонарушениями
М.В.ВАНИН



Приложение
МЕТОДИКА
ОЦЕНКИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ НА ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОМ
НАПРАВЛЕНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Введение
Настоящая Методика разработана в целях создания единых основ оценки состояния правоохранительной деятельности таможенных органов. Предложенная система обработки данных позволяет оценивать только результаты правоохранительной деятельности в области борьбы с административными правонарушениями и не охватывает иных сфер компетенции правоохранительного блока таможенных органов. Она предназначена для использования таможенными органами всех уровней при подведении итогов правоохранительной деятельности, анализа правообеспеченности правоохранительной деятельности, эффективности ее организации, подготовки данных рекомендательного характера по дальнейшему планированию правоохранительной деятельности.
Методика вводит ряд понятий и определений, принимаемых в целях структуризации информации о таможенных правонарушениях в величинах, соотносимых с показателями внешнеэкономической деятельности. Информационный массив данных, необходимых для анализа в соответствии с настоящей Методикой, ограничивается совокупностью данных, представляемых таможенными органами в центральный аппарат ГТК России в соответствии с ежегодными Приказами ГТК России "Об отчетности таможенных органов перед ГТК России".
Необходимость выработки единых базовых начал оценки эффективности деятельности правоохранительного блока таможенных органов определяется тем, что практикой аналитической работы РТУ БТП установлено: относительность количественных и качественных показателей правоохранительной работы различных таможенных органов не дает возможности дальнейшего развития структуры управления процессами, связанными с правоохранительной деятельностью. Таким образом, систематизация опыта проведения сравнительного анализа стала основой настоящей Методики, которая предлагается для использования и подготовки предложений по ее совершенствованию.
В основу Методики положено использование математического аппарата, который позволяет получать статистические данные, сопоставление которых дает оценочные составляющие, используемые в планировании деятельности таможенных органов на правоохранительном направлении. Предлагаемая Методика позволяет путем проведения сравнительного анализа статистических данных по составляющим товаропотоков и таможенных правонарушений оценить деятельность таможенных органов, выявить недостатки в практической работе, выработать рекомендации по их устранению.
Оценка эффективности деятельности того или иного таможенного органа проводится в сравнении с другими.
Основные понятия
Анализ деятельности таможенных органов на правоохранительном направлении строится на сопоставлении данных специальной таможенной статистики.
Специальная таможенная статистика - статистическая дисциплина, изучающая закономерности проявления характеристик, отражающих состояние правопорядка в сфере деятельности таможенных органов.
Из всего спектра задач специальной таможенной статистики в предлагаемой Методике проведения анализа деятельности таможенных органов на правоохранительном направлении выделяются составляющие, связанные с получением статистических данных по объемам и видам перемещаемых через таможенную границу России товаров (товаропотокам) и таможенным правонарушениям.
Рассмотрим эти понятия более подробно.
Товаропотоки
Наибольший интерес с точки зрения оценки выявляемости таможенных правонарушений и определения потенциальных направлений дальнейшей деятельности таможенного органа представляют такие характеристики товаропотока, как:
- период перемещения товаров,
- место фиксации товаров,
- направление перемещения товара,
- таможенный режим,
- страны - контрагенты,
- количество партий товаров,
- номенклатура перемещаемых товаров,
- статистическая стоимость товаров.
Для таможенных органов с преобладанием "завершенного таможенного оформления" эти характеристики берутся из декларационного массива, для таможенных органов с "незавершенным таможенным оформлением" источником являются документы контроля доставки. Излагаемый ниже материал разрабатывался на основе декларационного массива. В случае необходимости анализа деятельности таможенных органов с незавершенным таможенным оформлением предлагаемый материал легко адаптируется на использование документов контроля доставки.
Рассмотрим перечисленные выше характеристики товаропотоков более подробно.
Период перемещения товаров
Под периодом перемещения товаров понимается промежуток времени, в который попадает дата оформления груза, независимо от таможенного режима (заполнение ДКД или ГТД в зависимости от типа рассматриваемых таможенных органов). Так как отчетность по таможенным правонарушениям формируется и представляется ежеквартально, целесообразно накапливать сведения не по ежедневным товаропотокам, а данные за квартал. В связи с тем, что отчетность формируется нарастающим итогом, целесообразно распространить этот принцип и на формирование информационного массива по товаропотокам.
Место фиксации товаров
Под местом фиксации товаров понимается таможенный орган, в зоне действия которого производится фактическое оформление груза (заполнение грузовой таможенной декларации) либо, в случае если речь идет о таможенном органе с незавершенным таможенным оформлением, место оформления документов контроля доставки товаров. Эта информация содержится в первых 5 символах регистрационного номера ГТД (код таможенного органа) либо в полях "Таможня отправления", "Таможня назначения" ДКД.
Направление перемещения товара
Показатель содержится в первом подразделе графы 1 ГТД - "Тип декларации" - и позволяет при необходимости разделить товаропоток на ввозные и вывозные операции.
Таможенный режим
Данная характеристика содержится во втором подразделе графы 1 ГТД, в котором указывается двузначный код таможенного режима в соответствии с Классификатором процедуры перемещения товаров через таможенную границу Российской Федерации. Этот показатель позволяет исключать таможенные режимы, не используемые таможенной статистикой при расчете объемов внешней торговли России. К таким режимам относятся:
----T------------------------------------------------------------¬
¦Код¦ Описание ¦
+---+------------------------------------------------------------+
¦12 ¦Вывоз товаров для представительств Российской Федерации за¦
¦ ¦рубежом ¦
+---+------------------------------------------------------------+
¦31 ¦Временный ввоз (вывоз), за исключением товаров, арендуемых¦
¦ ¦сроком на один год и более ¦
+---+------------------------------------------------------------+
¦74 ¦Таможенный склад ¦
+---+------------------------------------------------------------+
¦80 ¦Транзит ¦
L---+-------------------------------------------------------------
Более подробно учитываемые таможенной статистикой внешней торговли таможенные режимы и учитываемые при этом особенности перемещения товаров перечислены в указании Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 13.03.97 N 01-14/270 "О таможенных режимах и особенностях перемещения товаров, учитываемых таможенной статистикой внешней торговли".
Страны - контрагенты
Данная характеристика соответствует графе 11 грузовой таможенной декларации и отражает цифровой код торгующей страны в соответствии с Классификатором стран мира. В ходе анализа могут потребоваться как статистические данные по статистике внешней торговли с конкретной страной, так и с группой стран:
---------------------------T-------------------------------------¬
¦ Группа ¦ Страны ¦
+--------------------------+-------------------------------------+
¦Страны СНГ ¦Азербайджан, Армения, Белоруссия,¦
¦ ¦Грузия, Казахстан, Киргизия,¦
¦ ¦Молдавия, Россия, Таджикистан,¦
¦ ¦Туркмения, Узбекистан, Украина ¦
+--------------------------+-------------------------------------+
¦Страны Центральной и¦Албания, Болгария, Босния и¦
¦Восточной Европы ¦Герцеговина, Венгрия, Латвия, Литва,¦
¦ ¦Македония, Польша, Румыния, Словакия,¦
¦ ¦Словения, Хорватия, Чехия, Эстония,¦
¦ ¦Югославия ¦
+--------------------------+-------------------------------------+
¦Страны Европейского союза¦Австрия, Бельгия, Великобритания,¦
¦(ЕС) ¦Германия, Греция, Дания, Ирландия,¦
¦ ¦Испания, Италия, Люксембург,¦
¦ ¦Нидерланды, Португалия, Финляндия,¦
¦ ¦Франция, Швеция ¦
+--------------------------+-------------------------------------+
¦Страны Организации¦Страны ЕС, ЕАСТ, а также Австралия,¦
¦экономического содействия¦Канада, Новая Зеландия, США, Турция,¦
¦и развития (ОЭСР) ¦Япония ¦
+--------------------------+-------------------------------------+
¦Страны Европейской¦Исландия, Норвегия Швейцария ¦
¦Ассоциации свободной¦ ¦
¦торговли (ЕАСТ) ¦ ¦
+--------------------------+-------------------------------------+
¦Организация стран -¦Алжир, Венесуэла, Габон, Индонезия,¦
¦экспортеров нефти (ОПЕК) ¦Ирак, Иран, Катар, Кувейт, Ливия,¦
¦ ¦Нигерия, Объединенные Арабские¦
¦ ¦Эмираты, Оман, Саудовская Аравия ¦
+--------------------------+-------------------------------------+
¦Страны Прибалтики ¦Латвия, Литва, Эстония ¦
L--------------------------+--------------------------------------
Количество партий товаров
Это самая сложная в определении характеристика товаропотока. Для ее определения необходимо либо использовать понятие "количество оформлений", используемое с недавнего времени таможенной статистикой, либо вводить коэффициент, задающий среднее количество ГТД на одну партию товара, и, умножая его на общее число оформленных ГТД, получать искомую величину.
Номенклатура перемещаемых товаров
Данную характеристику удобно представить, используя коды товаров по ТН ВЭД (в большинстве случаев достаточно четырех знаков). Для удобства коды перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации товаров можно объединить в товарные позиции. Так, товаропотоки, рассчитанные для позиций ТН ВЭД 2203 - 2208, можно объединить в товарную позицию "алкогольные напитки", для которой имеется статистика таможенных правонарушений, и оперировать с полученными цифрами.
В сведения о номенклатуре товаропотока не должны включаться иностранные товары, уничтожаемые на территории Российской Федерации, которые не учитываются таможенной статистикой при расчете объемов внешней торговли Российской Федерации.
Статистическая стоимость товаров
Данная характеристика соответствует графе 46 ГТД - "Статистическая стоимость" и необходима для оценки стоимостного выражения товаропотока.
Как видно из изложенного выше, товаропоток представляется функцией от многих переменных и в ходе проведения анализа могут потребоваться различные его характеристики при различных условиях (например, стоимостное выражение алкогольной продукции, импортированной в Россию в I квартале 1997 года). Вследствие этого, для ускорения процесса получения интересующей аналитика информации данные по товаропотокам удобно представить в виде таблицы, позволяющей производить машинную обработку (выборка, группировка):
------T------T-------T-------T-----T------T------T-----T---------¬
¦ Пе- ¦ Там. ¦Направ-¦Особен-¦Там. ¦Страна¦Кол-во¦Товар¦ Стат. ¦
¦риод ¦орган ¦ ление ¦ ность ¦режим¦ ¦партий¦ ¦стоимость¦
+-----+------+-------+-------+-----+------+------+-----+---------+
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L-----+------+-------+-------+-----+------+------+-----+----------
Таможенные правонарушения
Основной единицей учета в правоохранительной сфере является дело о таможенном правонарушении, которое в зависимости от квалификации может быть либо административным, либо уголовным. Существующая отчетность таможенных органов не позволяет получить достаточной для анализа информации об уголовных преступлениях в сфере таможенного дела, вследствие чего в настоящей Методике данная группа дел не рассматривается. При наличии необходимых сведений предлагаемый подход с соответствующими изменениями и дополнениями может быть распространен и на производство дознания по уголовным делам.
Необходимую для анализа информацию по делам о таможенных правонарушениях можно классифицировать как:
- квалификация таможенного правонарушения,
- решение по делу о таможенном правонарушении,
- субъект, совершивший таможенное правонарушение,
- непосредственный объект таможенного правонарушения.
Помимо этого, в анализ должны включаться данные, характеризующие практику обжалования решений таможенных органов, их правовые последствия, а также объемы материальных средств, поступившие от реализации санкций материального характера.
Рассмотрим перечисленные аспекты более подробно.
Квалификация

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 30.10.2001 n 754 ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ИНТЕРЕСОВ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ВЕРХОВНОМ СУДЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИ РАССМОТРЕНИИ ИСКОВОГО ЗАЯВЛЕНИЯ ООО ТОРГОВАЯ КОМПАНИЯ АПОГЕЙ  »
Постановления и Указы »
Читайте также