ПОСТАНОВЛЕНИЕ Госкомстата РФ от 25.10.2001 n 76 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ПОЛОЖЕНИЙ ПО ИЗМЕРЕНИЮ ЗАНЯТОСТИ В НЕФОРМАЛЬНОМ СЕКТОРЕ ЭКОНОМИКИ


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО СТАТИСТИКЕ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 октября 2001 г. N 76
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ
ПОЛОЖЕНИЙ ПО ИЗМЕРЕНИЮ ЗАНЯТОСТИ В НЕФОРМАЛЬНОМ
СЕКТОРЕ ЭКОНОМИКИ
Государственный комитет Российской Федерации по статистике постановляет:
Утвердить прилагаемые Методологические положения по измерению занятости в неформальном секторе экономики.
Председатель
Госкомстата России
В.Л.СОКОЛИН



Утверждены
Постановлением
Госкомстата России
от 25 октября 2001 г. N 76
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
ПО ИЗМЕРЕНИЮ ЗАНЯТОСТИ В НЕФОРМАЛЬНОМ
СЕКТОРЕ ЭКОНОМИКИ
Настоящие Методологические положения разработаны в целях обеспечения статистического измерения занятости в неформальном секторе экономики в Российской Федерации.
Методологические положения разработаны с учетом Резолюции, относящейся к статистике занятости в неформальном секторе, принятой 15-ой Международной конференцией статистиков труда (1993 г.).
Методологические положения содержат методику оценки численности занятых в неформальном секторе экономики по результатам обследований населения по проблемам занятости и могут применяться в этих целях как на федеральном, так и на региональном уровнях.
1. Международные стандарты в области статистики
занятости в неформальном секторе
Общее определение неформального сектора разработано 15-ой Международной конференцией статистиков труда (МКСТ), которая в январе 1993 г. приняла Резолюцию относительно статистики занятости в неформальном секторе. В марте того же года Статистическая комиссия Организации Объединенных Наций (ООН), поддерживая указанную Резолюцию, приняла решение о включении соответствующих ее частей в Систему национальных счетов.
1.1. Положения Резолюции, относящейся к статистике
занятости в неформальном секторе
В Резолюции 15-й Международной конференции статистиков труда 1993 г. неформальный сектор определен как совокупность единиц, занятых производством товаров и услуг с целью обеспечения работой и доходами участвовавших в них лиц и обладающих характерными чертами предприятий домашних хозяйств.
Производственные единицы неформального сектора имеют следующие особенности:
низкий уровень организации и малый масштаб деятельности;
производственные единицы не являются самостоятельными юридическими образованиями, созданными отдельно от домашнего хозяйства или его членов;
основные фонды и другие активы принадлежат не производственным единицам как таковым, а их владельцам;
единицы как таковые не могут вступать в сделки или другие договорные отношения с другими единицами и брать на себя обязательства от собственного имени;
владельцы организуют производственную деятельность на свой риск и лично без ограничений отвечают по любым обязательствам, связанным с производственным процессом;
трудовые отношения (если таковые существуют) основаны не на договорах с формальным соблюдением гарантий, а на случайной занятости или родственных и личных отношениях;
предпринимательская деятельность осуществляется отдельными лицами или с помощью неоплачиваемых членов семьи, или с привлечением одного или нескольких оплачиваемых работников;
основные фонды, как правило, используются как для производственных, так и для личных целей;
отсутствие доступа (или малый доступ) к организованным рынкам, кредитным учреждениям, современной технологии, профессиональному обучению и др.;
деятельность осуществляется, как правило, без постоянного помещения или на дому у владельцев;
обстоятельства иногда вынуждают выходить за рамки законности (например, в части уплаты налогов, отчислений в социальные фонды, законодательства о труде).
В Резолюции отмечается, что предприятия домашних хозяйств, которые производят товары и услуги для собственного потребления или пополнения основного капитала, следует исключать из неформального сектора при учете занятости в этом секторе.
Неформальный сектор должен определяться на основе характеристик производственных единиц (предприятий), в рамках которых осуществляется деятельность, а не характеристик вовлеченных лиц или их работы.
Концепция неформального сектора отличается от концепции скрытой экономики.
Подавляющее большинство производственных единиц неформального сектора предоставляет товары и услуги, производство и распространение которых совершенно законно. Это противопоставляется преступной деятельности или незаконному производству.
Деятельность предприятий неформального сектора не обязательно связана с преднамеренным уклонением от уплаты налогов или взносов на социальное страхование, или нарушением трудового законодательства, или других правил. Однако некоторые из предприятий неформального сектора предпочитают оставаться незарегистрированными или нелицензируемыми, чтобы избежать выполнения всех или некоторых правил и таким образом снизить издержки производства.
Неформальный сектор по определению 15-й МКСТ состоит из двух подгрупп предприятий, а именно неформальных предприятий, не привлекающих наемных работников на постоянной основе, и неформальных предприятий, привлекающих наемных работников на постоянной основе.
Неформальные предприятия, не привлекающие наемных работников на постоянной основе. В Резолюции 15-й МКСТ определено, что в зависимости от национальных особенностей, в качестве неформальных предприятий могут рассматриваться или все предприятия домашних хозяйств, не привлекающие наемных работников на постоянной основе, или только те, которые не зарегистрированы в соответствии с определенными нормами национального законодательства.
Неформальные предприятия, привлекающие наемных работников на постоянной основе, или предприятия неформальных работодателей. Согласно Резолюции 15-й МКСТ предприятия этого типа должны удовлетворять одному или двум критериям:
- небольшой размер предприятия с точки зрения занятости;
- отсутствие регистрации предприятия (определенное таким же образом, что и для предприятий неформального сектора без наемных работников) или его работников.
Критерий величины занятости может быть принят исходя из числа работников, нанятых на предприятие на постоянной основе, общего количества наемных работников (то есть включая работников, нанятых на временной основе) или общего количества лиц, занятых в течение отчетного периода (включая предпринимателя, деловых партнеров и неоплачиваемых работников из числа членов семьи).
Использование критерия отсутствия регистрации наемных работников применимо в тех случаях, когда регистрация работников ведет также и к регистрации предприятия, осуществляющего найм. В других случаях применение критерия отсутствия регистрации наемных работников представляется более полезным для характеристики качества занятости при рассмотрении социальной и правовой защиты работников, чем для определения неформального сектора.
Лица, занятые в неформальном секторе, определяются как совокупность всех лиц, работавших в течение данного отчетного периода, по крайней мере, в одной производственной единице неформального сектора независимо от их статуса занятости и того факта, было ли это место работы основным или вторичным.
Концепция "занятости в неформальном секторе" не идентична концепции "неформальной занятости". Лица, задействованные в неформальных отношениях занятости в производственных единицах вне неформального сектора, не включаются в неформальный сектор независимо от того, насколько сомнительна их ситуация с занятостью.
В Резолюции 15-й МКСТ отмечена потребность в статистических данных не только о занятости в неформальном секторе, но также и о вовлечении лиц в неформальные отношения занятости вне неформального сектора.
Рекомендации относительно отдельных категорий. В целях дополнения определения неформального сектора 15-ая МКСТ приняла ряд рекомендаций, касающихся статистической трактовки отдельных ситуаций, например, предприятий домашних хозяйств, занятых сельскохозяйственной и смежной деятельностью, оплачиваемой домашней прислуги, надомных работников.
15-ая МКСТ признала, что с концептуальной точки зрения не имеется аргументов против включения в рамки неформального сектора предприятий домашних хозяйств, занятых сельскохозяйственной и смежной деятельностью.
В отношении лиц, занятых надомным трудом, 15-ая МКСТ рекомендовала включать надомных работников в неформальный сектор и в численность работников, занятых в неформальном секторе, если производственные единицы, которые им принадлежат, или на которых они являются наемными работниками, удовлетворяют критериям определения неформального сектора.
Согласно Системе национальных счетов надомными работниками являются лица, которые по предварительной договоренности или по контракту с тем или иным конкретным предприятием обязуются работать на данное предприятие или поставлять данному предприятию определенный объем товаров или услуг, но место работы которых находится вне любого из заведений, входящих в состав этого предприятия.
Таких лиц можно относить или к работающим по найму, или к работающим на собственных предприятиях в зависимости от конкретных условий трудового договора. Их можно относить и к работодателям, если они нанимают других трудящихся.
Критерии для проведения различия между самостоятельно занятыми и наемными работниками на дому связаны с основой вознаграждения (дохода как функции объема выпуска или дохода, связанного с оплатой предоставленного труда), наличием факта найма оплачиваемых работников в качестве надомных работников, существованием договора о найме с предприятием, получающим товары или услуги, произведенные надомным работником; принятием решений на рынках; масштабами деятельности и финансирования и владением машинами или оборудованием.
Лица, осуществляющие специальные виды деятельности (например, врачи, юристы, аудиторы и др.), включаются в неформальный сектор, если они удовлетворяют требованиям определения предприятий неформального сектора.
По вопросу отнесения оплачиваемой домашней прислуги к неформальному сектору в Резолюции 15-й МКСТ рекомендовано исходить из национальных условий и направлений использования статистических данных.
1.2. Рекомендации группы экспертов ООН по статистике
неформального сектора (Делийской Группы)
В критериях определения неформального сектора, принятого 15-й МКСТ, странам были предоставлены некоторые элементы гибкости, поскольку главной целью Резолюции 15-й МКСТ являлась подготовка международных стандартов в качестве ориентиров для развития статистики неформального сектора.
В целях совершенствования разработанных понятий и определений в 1997 году была сформирована Группа экспертов ООН по статистике неформального сектора (Делийская Группа), которая на базе основных общих моментов согласовала некоторый набор позиций относительно неформального сектора, определяемых единообразно, по которым страны могли бы предоставлять сопоставимые в международном плане данные.
Делийская Группа приняла следующий текст рекомендаций:
"Поскольку неформальный сектор проявляется различным образом в разных странах, национальные определения неформального сектора не могут быть полностью согласованы в настоящее время. Международные учреждения должны распространять данные о неформальных секторах согласно используемым национальным определениям. Для расширения международной сопоставимости статистических данных о неформальных секторах им следует также распространять данные о той части неформального сектора, которая может быть определена единым образом. Чтобы определить эту часть, Делийская Группа приняла следующие рекомендации.
1. Все страны должны использовать критерии правового статуса (некорпоративные предприятия), типа отчетности (отсутствие полного комплекта отчетности) и направленности производства (по крайней мере, некоторая доля рыночного выпуска).
2. Определение размера занятости на предприятии в национальной практике измерения неформального сектора оставлено на усмотрение стран. Для публикаций на международном уровне, однако, страны должны отдельно предоставить данные относительно предприятий менее чем с пятью работниками. В случае предприятий, состоящих из нескольких заведений, критерий размера должен относиться к самому большому заведению.
3. Страны, использующие критерий размера занятости, должны обеспечить раздельные данные для незарегистрированных и для зарегистрированных предприятий.
4. Страны, использующие критерий отсутствия регистрации, должны предоставлять раздельные данные о предприятиях менее чем с пятью работниками и о предприятиях с численностью занятых пять и более человек.
5. Страны, включающие сельскохозяйственную деятельность, должны предоставлять данные отдельно для сельскохозяйственной и несельскохозяйственной деятельности.
6. Страны должны включать лиц, занятых профессиональной или технической деятельностью, если они отвечают критериям определения неформального сектора.
7. Страны должны включать оплачиваемые домашние услуги, если они выполняются лицами, которые не являются наемными работниками.
8. Страны должны следовать параграфу 18 Резолюции, принятой 15-й МКСТ, относительно трактовки надомных работников. Страны должны предоставлять отдельные данные о работниках на дому, включаемых в неформальный сектор.
9. Страны, обследующие и городские, и сельские районы, должны предоставлять данные отдельно для городских и сельских районов.
10. Страны, использующие обследования домашних хозяйств или смешанные обследования, должны прилагать усилия, чтобы учесть не только лиц, чье основное место работы находится в неформальном секторе, но также и тех, чья основная работа находится в другом секторе, но кто имеет вторичную занятость в неформальном секторе.
11. Группа надеется, что этот набор позиций можно будет увеличить".
2. Методологические подходы к измерению занятости
в неформальном секторе в Российской Федерации
2.1. Основные категории и определения
Для целей статистики занятости неформальный сектор рассматривается как совокупность производственных единиц, составляющих часть сектора домашних хозяйств, или некорпоративных предприятий, принадлежащих домашним хозяйствам, которые осуществляют производство товаров и услуг для реализации на рынке и не являются самостоятельными юридическими единицами, созданными отдельно от домашнего хозяйства или его членов, которым они принадлежат.
Предприятия домашних хозяйств (или некорпоративные предприятия, принадлежащие домашним хозяйствам) отличаются от корпораций и квазикорпораций по юридическому статусу единиц и характеру бухгалтерского учета в них. Индивидуальные члены домашнего хозяйства, занимающиеся какой-либо хозяйственной

<ПИСЬМО> Минкультуры РФ от 25.10.2001 n 01-164/16-25 О ПОРЯДКЕ СТРАХОВАНИЯ МУЗЕЙНЫХ ПРЕДМЕТОВ  »
Постановления и Указы »
Читайте также