ПОСТАНОВЛЕНИЕ Госкомстата РФ от 25.10.2001 n 76 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ПОЛОЖЕНИЙ ПО ИЗМЕРЕНИЮ ЗАНЯТОСТИ В НЕФОРМАЛЬНОМ СЕКТОРЕ ЭКОНОМИКИ


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО СТАТИСТИКЕ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 октября 2001 г. N 76
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ
ПОЛОЖЕНИЙ ПО ИЗМЕРЕНИЮ ЗАНЯТОСТИ В НЕФОРМАЛЬНОМ
СЕКТОРЕ ЭКОНОМИКИ
Государственный комитет Российской Федерации по статистике постановляет:
Утвердить прилагаемые Методологические положения по измерению занятости в неформальном секторе экономики.
Председатель
Госкомстата России
В.Л.СОКОЛИН



Утверждены
Постановлением
Госкомстата России
от 25 октября 2001 г. N 76
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
ПО ИЗМЕРЕНИЮ ЗАНЯТОСТИ В НЕФОРМАЛЬНОМ
СЕКТОРЕ ЭКОНОМИКИ
Настоящие Методологические положения разработаны в целях обеспечения статистического измерения занятости в неформальном секторе экономики в Российской Федерации.
Методологические положения разработаны с учетом Резолюции, относящейся к статистике занятости в неформальном секторе, принятой 15-ой Международной конференцией статистиков труда (1993 г.).
Методологические положения содержат методику оценки численности занятых в неформальном секторе экономики по результатам обследований населения по проблемам занятости и могут применяться в этих целях как на федеральном, так и на региональном уровнях.
1. Международные стандарты в области статистики
занятости в неформальном секторе
Общее определение неформального сектора разработано 15-ой Международной конференцией статистиков труда (МКСТ), которая в январе 1993 г. приняла Резолюцию относительно статистики занятости в неформальном секторе. В марте того же года Статистическая комиссия Организации Объединенных Наций (ООН), поддерживая указанную Резолюцию, приняла решение о включении соответствующих ее частей в Систему национальных счетов.
1.1. Положения Резолюции, относящейся к статистике
занятости в неформальном секторе
В Резолюции 15-й Международной конференции статистиков труда 1993 г. неформальный сектор определен как совокупность единиц, занятых производством товаров и услуг с целью обеспечения работой и доходами участвовавших в них лиц и обладающих характерными чертами предприятий домашних хозяйств.
Производственные единицы неформального сектора имеют следующие особенности:
низкий уровень организации и малый масштаб деятельности;
производственные единицы не являются самостоятельными юридическими образованиями, созданными отдельно от домашнего хозяйства или его членов;
основные фонды и другие активы принадлежат не производственным единицам как таковым, а их владельцам;
единицы как таковые не могут вступать в сделки или другие договорные отношения с другими единицами и брать на себя обязательства от собственного имени;
владельцы организуют производственную деятельность на свой риск и лично без ограничений отвечают по любым обязательствам, связанным с производственным процессом;
трудовые отношения (если таковые существуют) основаны не на договорах с формальным соблюдением гарантий, а на случайной занятости или родственных и личных отношениях;
предпринимательская деятельность осуществляется отдельными лицами или с помощью неоплачиваемых членов семьи, или с привлечением одного или нескольких оплачиваемых работников;
основные фонды, как правило, используются как для производственных, так и для личных целей;
отсутствие доступа (или малый доступ) к организованным рынкам, кредитным учреждениям, современной технологии, профессиональному обучению и др.;
деятельность осуществляется, как правило, без постоянного помещения или на дому у владельцев;
обстоятельства иногда вынуждают выходить за рамки законности (например, в части уплаты налогов, отчислений в социальные фонды, законодательства о труде).
В Резолюции отмечается, что предприятия домашних хозяйств, которые производят товары и услуги для собственного потребления или пополнения основного капитала, следует исключать из неформального сектора при учете занятости в этом секторе.
Неформальный сектор должен определяться на основе характеристик производственных единиц (предприятий), в рамках которых осуществляется деятельность, а не характеристик вовлеченных лиц или их работы.
Концепция неформального сектора отличается от концепции скрытой экономики.
Подавляющее большинство производственных единиц неформального сектора предоставляет товары и услуги, производство и распространение которых совершенно законно. Это противопоставляется преступной деятельности или незаконному производству.
Деятельность предприятий неформального сектора не обязательно связана с преднамеренным уклонением от уплаты налогов или взносов на социальное страхование, или нарушением трудового законодательства, или других правил. Однако некоторые из предприятий неформального сектора предпочитают оставаться незарегистрированными или нелицензируемыми, чтобы избежать выполнения всех или некоторых правил и таким образом снизить издержки производства.
Неформальный сектор по определению 15-й МКСТ состоит из двух подгрупп предприятий, а именно неформальных предприятий, не привлекающих наемных работников на постоянной основе, и неформальных предприятий, привлекающих наемных работников на постоянной основе.
Неформальные предприятия, не привлекающие наемных работников на постоянной основе. В Резолюции 15-й МКСТ определено, что в зависимости от национальных особенностей, в качестве неформальных предприятий могут рассматриваться или все предприятия домашних хозяйств, не привлекающие наемных работников на постоянной основе, или только те, которые не зарегистрированы в соответствии с определенными нормами национального законодательства.
Неформальные предприятия, привлекающие наемных работников на постоянной основе, или предприятия неформальных работодателей. Согласно Резолюции 15-й МКСТ предприятия этого типа должны удовлетворять одному или двум критериям:
- небольшой размер предприятия с точки зрения занятости;
- отсутствие регистрации предприятия (определенное таким же образом, что и для предприятий неформального сектора без наемных работников) или его работников.
Критерий величины занятости может быть принят исходя из числа работников, нанятых на предприятие на постоянной основе, общего количества наемных работников (то есть включая работников, нанятых на временной основе) или общего количества лиц, занятых в течение отчетного периода (включая предпринимателя, деловых партнеров и неоплачиваемых работников из числа членов семьи).
Использование критерия отсутствия регистрации наемных работников применимо в тех случаях, когда регистрация работников ведет также и к регистрации предприятия, осуществляющего найм. В других случаях применение критерия отсутствия регистрации наемных работников представляется более полезным для характеристики качества занятости при рассмотрении социальной и правовой защиты работников, чем для определения неформального сектора.
Лица, занятые в неформальном секторе, определяются как совокупность всех лиц, работавших в течение данного отчетного периода, по крайней мере, в одной производственной единице неформального сектора независимо от их статуса занятости и того факта, было ли это место работы основным или вторичным.
Концепция "занятости в неформальном секторе" не идентична концепции "неформальной занятости". Лица, задействованные в неформальных отношениях занятости в производственных единицах вне неформального сектора, не включаются в неформальный сектор независимо от того, насколько сомнительна их ситуация с занятостью.
В Резолюции 15-й МКСТ отмечена потребность в статистических данных не только о занятости в неформальном секторе, но также и о вовлечении лиц в неформальные отношения занятости вне неформального сектора.
Рекомендации относительно отдельных категорий. В целях дополнения определения неформального сектора 15-ая МКСТ приняла ряд рекомендаций, касающихся статистической трактовки отдельных ситуаций, например, предприятий домашних хозяйств, занятых сельскохозяйственной и смежной деятельностью, оплачиваемой домашней прислуги, надомных работников.
15-ая МКСТ признала, что с концептуальной точки зрения не имеется аргументов против включения в рамки неформального сектора предприятий домашних хозяйств, занятых сельскохозяйственной и смежной деятельностью.
В отношении лиц, занятых надомным трудом, 15-ая МКСТ рекомендовала включать надомных работников в неформальный сектор и в численность работников, занятых в неформальном секторе, если производственные единицы, которые им принадлежат, или на которых они являются наемными работниками, удовлетворяют критериям определения неформального сектора.
Согласно Системе национальных счетов надомными работниками являются лица, которые по предварительной договоренности или по контракту с тем или иным конкретным предприятием обязуются работать на данное предприятие или поставлять данному предприятию определенный объем товаров или услуг, но место работы которых находится вне любого из заведений, входящих в состав этого предприятия.
Таких лиц можно относить или к работающим по найму, или к работающим на собственных предприятиях в зависимости от конкретных условий трудового договора. Их можно относить и к работодателям, если они нанимают других трудящихся.
Критерии для проведения различия между самостоятельно занятыми и наемными работниками на дому связаны с основой вознаграждения (дохода как функции объема выпуска или дохода, связанного с оплатой предоставленного труда), наличием факта найма оплачиваемых работников в качестве надомных работников, существованием договора о найме с предприятием, получающим товары или услуги, произведенные надомным работником; принятием решений на рынках; масштабами деятельности и финансирования и владением машинами или оборудованием.
Лица, осуществляющие специальные виды деятельности (например, врачи, юристы, аудиторы и др.), включаются в неформальный сектор, если они удовлетворяют требованиям определения предприятий неформального сектора.
По вопросу отнесения оплачиваемой домашней прислуги к неформальному сектору в Резолюции 15-й МКСТ рекомендовано исходить из национальных условий и направлений использования статистических данных.
1.2. Рекомендации группы экспертов ООН по статистике
неформального сектора (Делийской Группы)
В критериях определения неформального сектора, принятого 15-й МКСТ, странам были предоставлены некоторые элементы гибкости, поскольку главной целью Резолюции 15-й МКСТ являлась подготовка международных стандартов в качестве ориентиров для развития статистики неформального сектора.
В целях совершенствования разработанных понятий и определений в 1997 году была сформирована Группа экспертов ООН по статистике неформального сектора (Делийская Группа), которая на базе основных общих моментов согласовала некоторый набор позиций относительно неформального сектора, определяемых единообразно, по которым страны могли бы предоставлять сопоставимые в международном плане данные.
Делийская Группа приняла следующий текст рекомендаций:
"Поскольку неформальный сектор проявляется различным образом в разных странах, национальные определения неформального сектора не могут быть полностью согласованы в настоящее время. Международные учреждения должны распространять данные о неформальных секторах согласно используемым национальным определениям. Для расширения международной сопоставимости статистических данных о неформальных секторах им следует также распространять данные о той части неформального сектора, которая может быть определена единым образом. Чтобы определить эту часть, Делийская Группа приняла следующие рекомендации.
1. Все страны должны использовать критерии правового статуса (некорпоративные предприятия), типа отчетности (отсутствие полного комплекта отчетности) и направленности производства (по крайней мере, некоторая доля рыночного выпуска).
2. Определение размера занятости на предприятии в национальной практике измерения неформального сектора оставлено на усмотрение стран. Для публикаций на международном уровне, однако, страны должны отдельно предоставить данные относительно предприятий менее чем с пятью работниками. В случае предприятий, состоящих из нескольких заведений, критерий размера должен относиться к самому большому заведению.
3. Страны, использующие критерий размера занятости, должны обеспечить раздельные данные для незарегистрированных и для зарегистрированных предприятий.
4. Страны, использующие критерий отсутствия регистрации, должны предоставлять раздельные данные о предприятиях менее чем с пятью работниками и о предприятиях с численностью занятых пять и более человек.
5. Страны, включающие сельскохозяйственную деятельность, должны предоставлять данные отдельно для сельскохозяйственной и несельскохозяйственной деятельности.
6. Страны должны включать лиц, занятых профессиональной или технической деятельностью, если они отвечают критериям определения неформального сектора.
7. Страны должны включать оплачиваемые домашние услуги, если они выполняются лицами, которые не являются наемными работниками.
8. Страны должны следовать параграфу 18 Резолюции, принятой 15-й МКСТ, относительно трактовки надомных работников. Страны должны предоставлять отдельные данные о работниках на дому, включаемых в неформальный сектор.
9. Страны, обследующие и городские, и сельские районы, должны предоставлять данные отдельно для городских и сельских районов.
10. Страны, использующие обследования домашних хозяйств или смешанные обследования, должны прилагать усилия, чтобы учесть не только лиц, чье основное место работы находится в неформальном секторе, но также и тех, чья основная работа находится в другом секторе, но кто имеет вторичную занятость в неформальном секторе.
11. Группа надеется, что этот набор позиций можно будет увеличить".
2. Методологические подходы к измерению занятости
в неформальном секторе в Российской Федерации
2.1. Основные категории и определения
Для целей статистики занятости неформальный сектор рассматривается как совокупность производственных единиц, составляющих часть сектора домашних хозяйств, или некорпоративных предприятий, принадлежащих домашним хозяйствам, которые осуществляют производство товаров и услуг для реализации на рынке и не являются самостоятельными юридическими единицами, созданными отдельно от домашнего хозяйства или его членов, которым они принадлежат.
Предприятия домашних хозяйств (или некорпоративные предприятия, принадлежащие домашним хозяйствам) отличаются от корпораций и квазикорпораций по юридическому статусу единиц и характеру бухгалтерского учета в них. Индивидуальные члены домашнего хозяйства, занимающиеся какой-либо хозяйственной деятельностью, действуют не как самостоятельные производственные единицы, а от имени своего домашнего хозяйства. Так, если член домашнего хозяйства владеет собственным предприятием, которое не является корпорацией или квазикорпорацией, то это предприятие составляет неотъемлемую часть самого домашнего хозяйства.
С учетом этих положений в качестве критерия определения единиц неформального сектора в России принимается критерий отсутствия государственной регистрации в качестве юридического лица.
Предприятиями неформального сектора считаются предприятия домашних хозяйств или некорпоративные предприятия, принадлежащие домашним хозяйствам, которые осуществляют производство товаров и услуг для реализации на рынке и не имеют правового статуса юридического лица.
В соответствии со статьей 48 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс и смету.
Термин "предприятие" применительно к предприятиям домашних хозяйств используется в широком смысле. Он включает не только производственные единицы, использующие наемный труд, но также и производственные единицы, которые находятся в собственности и управляются отдельными лицами, ведущими собственный учет как самостоятельно занятые лица в одиночку или с помощью неоплачиваемых членов семьи. Деятельность может осуществляться внутри или вне принадлежащего предпринимателю дома; она может осуществляться в конкретном помещении или без определенного местоположения. Исходя из этого, независимые уличные торговцы, водители такси и т.д. рассматриваются как предприятия.
Рамки неформального сектора для целей статистики занятости ограничиваются, как правило, рыночной деятельностью домашних хозяйств. Исключаются домашние и личные услуги, оказываемые членами домашних хозяйств бесплатно, услуги, оказываемые добровольно на общественных началах, а также производство продукции сельского, лесного хозяйства, охоты, рыболовства для собственного конечного потребления.
Вместе с тем для целей оценки общих трудовых затрат на создание товаров и услуг в границах производства, определенных в СНС, представляется полезным дополнительно выделять категорию населения, занятого в домашнем хозяйстве производством продукции сельского, лесного хозяйства, охоты, рыболовства для собственного конечного потребления.
При применении критерия отсутствия регистрации в качестве юридического лица необходимо руководствоваться следующим.
В неформальный сектор включаются:
граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица или на индивидуальной основе, независимо от того, имеют ли они или не имеют государственную регистрацию в качестве предпринимателя;
крестьянские (фермерские) хозяйства, главы которых зарегистрированы в качестве индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица;
лица, занятые оказанием профессиональных или технических услуг (врачи, нотариусы, аудиторы и др.), независимо от того, имеют ли они, или не имеют государственную регистрацию в качестве предпринимателя без образования юридического лица;
лица, занятые оказанием платных услуг по дому (горничные, сторожа, водители, гувернантки, няни, домашние повара, домашние секретари и т.п.) независимо от того, рассматриваются ли они как наемные работники или как самостоятельно занятые;
простые товарищества, созданные по договору простого товарищества между индивидуальными предпринимателями;
лица, занятые в домашнем хозяйстве производством продукции сельского, лесного хозяйства, охоты, рыболовства и ее переработкой, если производимая продукция предназначена для реализации на рынке.
В неформальный сектор не включаются:
финансово - промышленные группы, паевые инвестиционные фонды, представительства, филиалы и другие обособленные подразделения юридических лиц независимо от того, что эти организации не имеют прав юридического лица;
крестьянские (фермерские) хозяйства, зарегистрированные в качестве юридических лиц.
2.2. Классификация единиц неформального сектора
По типу экономической деятельности единицы неформального сектора подразделяются на следующие группы:
предприятия домашних хозяйств, нанимающие работников на постоянной основе;
предприятия домашних хозяйств, не нанимающие работников на постоянной основе.
Различие между этими предприятиями основывается на привлечении ими наемных работников на постоянной основе.
Предприятия домашних хозяйств, нанимающие работников на постоянной основе (предприятия неформальных работодателей), - это единицы, которыми владеют и управляют работодатели самостоятельно или в партнерстве с членами того же или других домашних хозяйств, привлекающие одного или нескольких наемных работников на постоянной основе.
Предприятия домашних хозяйств, не нанимающие работников на постоянной основе (предприятия самостоятельно занятых), - это единицы, которыми владеют и управляют лица, работающие на них самостоятельно или в партнерстве с членами того же или других домашних хозяйств; они не привлекают наемных работников на постоянной основе, но могут привлекать к работе членов семьи или нанимать временных или случайных работников для удовлетворения временной потребности в рабочей силе.
ПРЕДПРИЯТИЯ НЕФОРМАЛЬНОГО СЕКТОРА В ОБЩЕЙ СИСТЕМЕ
ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЕДИНИЦ
------------¬
¦ Единицы ¦
¦предприятий¦
L-----T------
¦
---------------T------------T----+------------¬
¦ ¦ ¦ ¦
----+-------¬ -----+---¬ -------+-------¬ --------+-------¬
¦Корпорации ¦ ¦Органы ¦ ¦Некоммерческие¦ ¦Некорпоративные¦
¦(включая ¦ ¦государ-¦ ¦ организации ¦ ¦предприятия, ¦
¦квазикорпо-¦ ¦ственно-¦ ¦ ¦ ¦принадлежащие ¦
¦рации) ¦ ¦го уп- ¦ ¦ ¦ ¦домашним хозяй-¦
¦ ¦ ¦равления¦ ¦ ¦ ¦ствам ¦
L------------ L--------- L--------------- L-------T--------
¦
------+-------¬
¦ ¦
-----+----¬ -------+------¬
¦Рыночное ¦ ¦Производство ¦
¦производ-¦ ¦для собствен-¦
¦ство ¦ ¦ного потреб- ¦
¦ ¦ ¦ления ¦
L----T----- L--------------
¦
--------+-------¬
¦ ¦
-------+------¬ -------+------¬
¦Предприятия, ¦ ¦Предприятия, ¦
¦ нанимающие ¦ ¦не нанимающие¦
¦работников на¦ ¦работников на¦
¦ постоянной ¦ ¦ постоянной ¦
¦ основе ¦ ¦ основе ¦
L------T------- L------T-------
¦ ¦
L-------T--------
¦
---------------+--------------¬
¦Неформальный сектор экономики¦
L------------------------------
В зависимости от численности работающих предприятия неформального сектора подразделяются на следующие группы, обеспечивающие международную сопоставимость данных о численности занятых в неформальном секторе:
предприятия неформального сектора с численностью работающих менее 5 человек;
предприятия неформального сектора с численностью работающих 5 человек и более.
Население, занятое в неформальном секторе, включает всех лиц, которые в течение обследуемого периода были заняты, по меньшей мере, в одной из производственных единиц неформального сектора независимо от их статуса занятости и от того, являлась ли данная работа для них основной или дополнительной.
3. Оценка численности занятых в неформальном
секторе на основе результатов обследования населения
по проблемам занятости
Наблюдение за численностью и характеристиками лиц, занятых в неформальном секторе, условиями их работы может быть организовано при проведении обследований населения по проблемам занятости, где единицами наблюдения являются члены домашних хозяйств.
Программа опросного листа обследования населения по проблемам занятости, разработанного Госкомстатом России для обследований начиная в 2001 г. и утвержденного Постановлением Госкомстата России от 29.09.2000 N 89, позволяет оценить количественные параметры занятости в неформальном секторе экономики и классифицировать занятых в этом секторе по качественным характеристикам.
3.1. Классификация населения, занятого
в неформальном секторе
Лица, занятые в неформальном секторе, классифицируются по следующим признакам:
демографическим характеристикам (полу, возрасту, уровню образования, семейному положению);
месту проживания (городское население, сельское население);
отработанному времени;
статусу занятых;
отраслям экономики или видам деятельности;
занятиям;
основной или вторичной занятости в неформальном секторе;
принадлежности к предприятиям неформального сектора, применяющим или не применяющим труд наемных работников на постоянной основе.
Лица, занятые в неформальном секторе, классифицируются по статусу занятых на следующие группы:
лица, работающие по найму;
лица, работающие не по найму.
При классификации по статусу группы определяются в соответствии с Международной классификацией статуса занятых.
Объектом при классификации занятых по статусу является работа, выполняемая лицами в рассматриваемый период времени.
Основными критериями при определении групп по статусу занятых служат характер экономического риска, элементом которого является прочность связей лица с его работой, характер власти над предприятием и другими работниками, которую лица имеют или будут иметь.
Группы определены исходя из различия между "работой по найму" и "работой на собственном предприятии" с учетом одного или нескольких аспектов экономического риска или характера власти, которую явный или подразумеваемый трудовой договор дает лицам, или которой договор обязывает подчиняться.
Работа по найму - это работа, при которой лицо заключает явный (письменный или устный) или подразумеваемый трудовой договор, гарантирующий ему базовое вознаграждение (деньгами или натурой), которое прямо не зависит от дохода единицы, где лицо работает. Основные фонды, некоторые или все инструменты, помещение, которые использует лицо в процессе труда, могут принадлежать другим лицам. Деятельность работника может осуществляться под непосредственным контролем владельца или лиц, определенных владельцем и работающих у него по найму.
Лица, работающие по найму, или наемные работники - это лица, которые выполняют работу, определенную как "работа по найму".
Работающие не по найму - это лица, которые выполняют работу, определенную как "работа на собственном предприятии". Эта группа объединяет работодателей, самостоятельно занятых лиц, неоплачиваемых семейных работников.
Работа на собственном предприятии (собственном деле) - это работа, при которой вознаграждение непосредственно зависит от дохода, получаемого от производства товаров и услуг. Лицо принимает производственные решения, относящиеся к деятельности предприятия (собственному делу), или делегирует эти полномочия, оставляя за собой ответственность за благополучие предприятия (собственного дела).
Работодатели - это лица, которые работали самостоятельно или с одним или несколькими деловыми партнерами (физическими лицами) на собственном предприятии (в собственном деле) и в этом качестве нанимали на постоянной основе для работы на своем предприятии наемных работников. Все деловые партнеры в этом случае являются работодателями. Партнеры могут быть и не быть членами одной семьи или одного домашнего хозяйства.
Самостоятельно занятые - это лица, самостоятельно или с одним или несколькими деловыми партнерами осуществляющие деятельность, приносящую доход, и не привлекающие наемных работников на постоянной основе. Все деловые партнеры в этом случае являются лицами, самостоятельно занятыми. Самостоятельно занятые могут привлекать наемных работников на временной или случайной основе. Партнеры могут быть и не быть членами одной семьи или одного домашнего хозяйства.
Неоплачиваемый семейный работник (неоплачиваемый работник семейного предприятия) - лицо, которое работает в качестве помогающего на предприятии родственника (как проживающего, так и не проживающего в одном с ним домашнем хозяйстве) и не получает за это вознаграждение (деньгами или натурой), как получал бы за эту же работу оплачиваемый семейный работник. Эти работники не могут считаться партнерами, так как степень их участия в работе предприятия незначительна по сравнению с участием главы предприятия.
Лица, выполняющие работы по договорам подряда и другим гражданско - правовым договорам, заключенным с владельцами предприятий неформального сектора, могут быть отнесены или к наемным работникам, если выполняемая ими работа может быть классифицирована как "работа по найму", или к самостоятельно занятым и работодателям, если работа в большей степени соответствует "работе на собственном предприятии".
Классификация занятых в неформальном секторе по видам деятельности производится с использованием Общесоюзного классификатора отраслей народного хозяйства (ОКОНХ) и Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП) с соответствующей детализацией отраслей и видов деятельности, имеющих отношение к неформальному сектору.
В целях обеспечения международной сопоставимости данных о занятости в неформальном секторе, при классификации занятых в неформальном секторе по видам деятельности формируются две укрупненные группы:
сельское хозяйство, охота и лесоводство, рыболовство;
прочая деятельность.
Классификация занятых в неформальном секторе по занятиям производится с использованием Общероссийского классификатора занятий (ОКЗ) с необходимой степенью детализации.
При классификации населения, занятого в неформальном секторе, по отраслям экономики или видам деятельности, занятиям, статусу занятых необходимо исходить из следующего.
Информация по указанным трем классификационным характеристикам должна относиться к одной и той же работе.
Если в отчетном периоде разные члены одного домашнего хозяйства были заняты различными видами деятельности в неформальном секторе в качестве работающих собственников, то такие виды деятельности следует считать отдельными предприятиями (а не разными частями одного предприятия). Классификация работ, выполняемых членами такого домашнего хозяйства, по отраслям экономики, занятиям, статусу занятых производится по тому виду деятельности, которым каждый из них был занят в отчетный период.
Если член домашнего хозяйства в течение отчетного периода был в качестве работающего владельца занят несколькими видами деятельности в неформальном секторе, то все виды деятельности, выполняемые одновременно одним членом домашнего хозяйства, следует считать частями одного предприятия (а не отдельными предприятиями). В этом случае классификация по отраслям экономики (видам деятельности), занятиям, статусу занятых производится по основному виду деятельности, которым индивид был занят в отчетном периоде.
В случае, когда разные виды деятельности, выполняемые членом домашнего хозяйства в отчетном периоде, связаны с различными стадиями процесса производства и сбыта товаров и услуг, при определении основного вида деятельности работам, относящимся к процессу производства, следует отдавать предпочтение перед другими работами, например, связанными со сбытом тех же товаров, их транспортировкой. При этом при учете отработанного времени по основному виду деятельности следует отражать не только время, затраченное членом домашнего хозяйства в отчетном периоде на выполнении работ, связанных с производством, но и на других выполняемых им работах по транспортировке, сбыту товаров и услуг и т.п.
Если при проведении обследования населения респондент указал на наличие двух работ, которые в соответствии с установленными критериями относятся к работе в неформальном секторе, то при классификации этого индивида (как занятого в неформальном секторе) по статусу, отрасли экономики (виду деятельности), занятию он относится к той группе, которая соответствует основной работе респондента.
Лица, занятые в неформальном секторе, по типу занятости подразделяются на следующие группы:
лица, занятые только в неформальном секторе; в данную группу включаются лица, имеющие единственную работу в одной из единиц неформального сектора, а также лица, имеющие несколько мест работы и все - в неформальном секторе;
лица, занятые в неформальном секторе и вне него;
из них:
лица, для кого работа в неформальном секторе является основной;
лица, для кого работа в неформальном секторе является дополнительной.
3.2. Идентификация лиц, занятых в неформальном
секторе, по вопросам анкеты обследования населения
по проблемам занятости
Население, занятое в неформальном секторе, по данным обследования населения по проблемам занятости, включает следующие категории занятых.
По предприятиям неформального сектора, нанимающим работников на постоянной основе:
лица, работающие на собственном предприятии, в фермерском хозяйстве с наемными работниками на постоянной основе без регистрации предприятия в качестве юридического лица;
лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с наемными работниками на постоянной основе как с регистрацией, так и без регистрации деятельности;
лица, работающие по найму у отдельных граждан на постоянной основе.
По предприятиям неформального сектора, не нанимающим работников на постоянной основе:
лица, работающие на собственном предприятии, в фермерском хозяйстве без наемных работников или с наемными работниками от случая к случаю без регистрации предприятия в качестве юридического лица;
лица, работающие на предприятиях родственника или в фермерском хозяйстве в качестве помогающих без оплаты;
лица, работающие в качестве члена производственного кооператива без регистрации деятельности предприятия;
лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, без наемных работников или с наемными работниками от случая к случаю как с регистрацией, так и без регистрации деятельности;
лица, занятые в домашнем хозяйстве производством продукции сельского, лесного хозяйства, охоты, рыболовства для реализации;
лица, занятые в домашнем хозяйстве производством промышленных товаров и услуг для реализации;
лица, работающие по найму у отдельных граждан на временной основе.
Идентификация населения, занятого в неформальном секторе, по вопросам анкеты обследования населения по проблемам занятости производится как по основной, так и по дополнительной работе на основе ответов на следующие вопросы:
по основной работе - вопросы 10; 11; 12; 13; 14; 15; 15-1; 16;
по дополнительной работе - вопросы 29; 30; 31; 31-1; 35; 36; 37; 37-1; 38; а также вопросы 66; 67; 70; 70-1; 70-2; 70-5; 72; 73; 74 в части второй дополнительной работы.
Схема идентификации лиц, занятых в неформальном секторе, по вопросам анкеты выборочного обследования населения по проблемам занятости, утвержденной Постановлением Госкомстата России от 29.09.2000 N 89, бланк анкеты приводятся в Приложениях 1 и 2 <*>.
--------------------------------
<*> Приложение 2 не приводится.
3.3. Формирование информации о занятости
в неформальном секторе на основании показателей
базы микроданных
Формирование категории занятых в неформальном секторе на основании информационной базы микроданных обследования населения по проблемам занятости производится последовательно в два этапа.
На первом этапе для первой и второй работы респондентов рассчитываются показатели, значения которых характеризуют, выполняется ли данная работа в рамках предприятий неформального сектора или вне неформального сектора. Это следующие показатели:
----------------------------------T------------------------------¬
¦ Имя и наименование показателя ¦ Принимаемые значения ¦
¦ в базе микроданных ¦ ¦
+---------------------------------+------------------------------+
¦NF_OSN (занятые в неформальном ¦ ¦
¦секторе на основной работе) ¦ ¦
+---------------------------------+------------------------------+
¦ ¦1. Заняты на основной работе в¦
¦ ¦неформальном секторе ¦
+---------------------------------+------------------------------+
¦ ¦2. Заняты на основной работе ¦
¦ ¦вне неформального сектора ¦
+---------------------------------+------------------------------+
¦NF_VT (занятые в неформальном ¦ ¦
¦секторе на дополнительной работе)¦ ¦
+---------------------------------+------------------------------+
¦ ¦1. Заняты на дополнительной ¦
¦ ¦работе в неформальном секторе ¦
+---------------------------------+------------------------------+
¦ ¦2. Заняты на дополнительной ¦
¦ ¦работе вне формального сектора¦
+---------------------------------+------------------------------+
¦NF_DH (занятые в домашнем хозяй- ¦ ¦
¦стве производственной деятель- ¦ ¦
¦ностью) ¦ ¦
+---------------------------------+------------------------------+
¦ ¦1. Заняты в домашнем хозяйстве¦
¦ ¦в качестве второй дополнитель-¦
¦ ¦ной работы ¦
+---------------------------------+------------------------------+
¦ ¦0. Остальное население ¦
L---------------------------------+-------------------------------
На втором этапе по сочетанию признаков наличия занятости в неформальном секторе на основной, дополнительной работах формируется категория занятых в неформальном секторе, в том числе по типам занятости.
----------------------------------T------------------------------¬
¦ Имя и наименование показателя ¦ Принимаемые значения ¦
¦ в базе микроданных ¦ ¦
+---------------------------------+------------------------------+
¦ZAN_NF (занятые в неформальном ¦ ¦
¦секторе) ¦ ¦
+---------------------------------+------------------------------+
¦ ¦1. Лица, занятые в неформаль- ¦
¦ ¦ном секторе ¦
+---------------------------------+------------------------------+
¦ ¦0. Остальное население ¦
+---------------------------------+------------------------------+
¦NF_OSNVT (тип занятости в нефор- ¦ ¦
¦мальном секторе) ¦ ¦
+---------------------------------+------------------------------+
¦ ¦1. Заняты только в неформаль- ¦
¦ ¦ном секторе ¦
+---------------------------------+------------------------------+
¦ ¦2. Работа в неформальном сек- ¦
¦ ¦торе является основной ¦
+---------------------------------+------------------------------+
¦ ¦3. Работа в неформальном сек- ¦
¦ ¦торе является дополнительной ¦
L---------------------------------+-------------------------------
Получение данных о качественных характеристиках, занятых в неформальном секторе, производится по системе показателей, обеспечивающей классификацию по признакам, приведенным в разделе 3.1 настоящих Положений.
Кроме того, предусматриваются показатели, позволяющие получить данные о занятости населения нерыночной деятельностью на предприятиях домашних хозяйств, в частности производством продукции сельского, лесного хозяйства, охоты, рыболовства для собственного конечного потребления, которая не включается в рамки неформального сектора.
Существуют некоторые ограничения при использовании обследований населения по проблемам занятости для характеристики отдельных аспектов занятости в неформальном секторе.
Так, по результатам обследований населения по проблемам занятости затруднена оценка количества предприятий неформального сектора, так как число предприятий в неформальном секторе не идентично числу предпринимателей в неформальном секторе.
Учитывая, что обследование населения по проблемам занятости проводится на основе выборочного метода, существенное влияние на представительность данных о размерах занятости в неформальном секторе, распределении занятых в этом секторе по сферам экономической деятельности и другим характеристикам оказывает размер выборки и схема ее размещения. Особенно это актуально при оценке занятости в неформальном секторе на региональном уровне. В этой связи представляется целесообразным применять комбинированные методы, при которых прямые результаты наблюдения интегрируются и используются в комбинации с расчетами, выполняемыми с привлечением других источников информации (включая административные).



Приложение 1
СХЕМА ИДЕНТИФИКАЦИИ ЛИЦ,
ЗАНЯТЫХ В НЕФОРМАЛЬНОМ СЕКТОРЕ ПО ВОПРОСАМ АНКЕТЫ
ВЫБОРОЧНОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ
ПО ПРОБЛЕМАМ ЗАНЯТОСТИ
--------------------------------T--------------------------------¬
¦Предприятия неформального сек- ¦Предприятия неформального секто-¦
¦тора, нанимающие работников на ¦ра, не нанимающие работников на ¦
¦постоянной основе ¦постоянной основе ¦
+--------------------T----------+--------------------T-----------+
¦ категории занятых ¦ алгоритм ¦ категории занятых ¦ алгоритм ¦
+--------------------+----------+--------------------+-----------+
¦ Основная работа ¦
+--------------------T----------T--------------------T-----------+
¦Лица, работающие на ¦Вопр. ¦Лица, работающие на ¦Вопр. ¦
¦собственном предпри-¦13 = 1 и ¦собственном предпри-¦13 = 1 и ¦
¦ятии с наемными ра- ¦вопр. ¦ятии без наемных ¦вопр. ¦
¦ботниками на посто- ¦14 = 2 и ¦работников или с на-¦14 = 2 и ¦
¦янной основе без ре-¦вопр. ¦емными работниками ¦вопр. ¦
¦гистрации предприя- ¦15 = 2 и ¦от случая к случаю ¦15 = (1 или¦
¦тия в качестве юри- ¦вопр. ¦без регистрации ¦3) и вопр. ¦
¦дического лица ¦15-1 = 2 ¦предприятия в ка- ¦15-1 = 2 ¦
¦ ¦ ¦честве юридического ¦ ¦
¦ ¦ ¦лица ¦ ¦
+--------------------+----------+--------------------+-----------+
¦Лица, работающие в ¦Вопр. ¦Лица, работающие в ¦Вопр. ¦
¦собственном фермер- ¦13 = 2 и ¦собственном фермер- ¦13 = 2 и ¦
¦ском хозяйстве с на-¦вопр. ¦ском хозяйстве без ¦вопр. ¦
¦емными работниками ¦14 = 2 и ¦наемных работников ¦14 = 2 и ¦
¦на постоянной основе¦вопр. ¦или с наемными ра- ¦вопр. 15 = ¦
¦без регистрации фер-¦15 = 2 и ¦ботниками от случая ¦(1 или 3) ¦
¦мерского хозяйства в¦вопр. ¦к случаю без регист-¦и вопр. ¦
¦качестве юридическо-¦15-1 = 2 ¦рации фермерского ¦15-1 = 2 ¦
¦го лица ¦ ¦хозяйства в качестве¦ ¦
¦ ¦ ¦юридического лица ¦ ¦
+--------------------+----------+--------------------+-----------+
¦ ¦ ¦Лица, работающие на ¦Вопр. ¦
¦ ¦ ¦предприятиях род- ¦13 = 1 и ¦
¦ ¦ ¦ственника в качестве¦вопр. ¦
¦ ¦ ¦помогающих без опла-¦14 = 4 ¦
¦ ¦ ¦ты ¦ ¦
+--------------------+----------+--------------------+-----------+
¦ ¦ ¦Лица, работающие в ¦Вопр. ¦
¦ ¦ ¦фермерском хозяйстве¦13 = 2 и ¦
¦ ¦ ¦в качестве помогаю- ¦вопр. ¦
¦ ¦ ¦щих без оплаты ¦14 = 4 ¦
+--------------------+----------+--------------------+-----------+
¦ ¦ ¦Лица, работающие в ¦Вопр. ¦
¦ ¦ ¦качестве члена про- ¦13 = 1 и ¦
¦ ¦ ¦изводственного коо- ¦вопр. ¦
¦ ¦ ¦ператива без регист-¦14 = 3 и ¦
¦ ¦ ¦рации деятельности ¦вопр. ¦
¦ ¦ ¦предприятия ¦15-1 = 2 ¦
+--------------------+----------+--------------------+-----------+
¦Лица, занимающиеся ¦Вопр. ¦Лица, занимающиеся ¦Вопр. ¦
¦предпринимательской ¦13 = (3 ¦предпринимательской ¦13 = (3 или¦
¦деятельностью без ¦или 5) и ¦деятельностью без ¦5) и вопр. ¦
¦образования юриди- ¦вопр. ¦образования юриди- ¦15 = (1 или¦
¦ческого лица с наем-¦15 = 2 и ¦ческого лица, без ¦3) и вопр. ¦
¦ными работниками на ¦вопр. ¦наемных работников ¦15-1 = 2 ¦
¦постоянной основе ¦15-1 = 2 ¦или с наемными ра- ¦ ¦
¦без регистрации дея-¦ ¦ботниками от случая ¦ ¦
¦тельности ¦ ¦к случаю без регист-¦ ¦
¦ ¦ ¦рации деятельности ¦ ¦
+--------------------+----------+--------------------+-----------+
¦Лица, занимающиеся ¦Вопр. ¦Лица, занимающиеся ¦Вопр. ¦
¦предпринимательской ¦13 = (3 ¦предпринимательской ¦13 = (3 или¦
¦деятельностью без ¦или 5) и ¦деятельностью без ¦5) и вопр. ¦
¦образования юриди- ¦вопр. ¦образования юриди- ¦15 = (1 или¦
¦ческого лица с наем-¦15 = 2 и ¦ческого лица, без ¦3) и вопр. ¦
¦ными работниками на ¦вопр. ¦наемных работников ¦15-1 = 1 ¦
¦постоянной основе ¦15-1 = 1 ¦или с наемными ра- ¦ ¦
¦с регистрацией дея- ¦ ¦ботниками от случая ¦ ¦
¦тельности ¦ ¦к случаю с регистра-¦ ¦
¦ ¦ ¦цией деятельности ¦ ¦
+--------------------+----------+--------------------+-----------+
¦Лица, работающие по ¦Вопр. ¦Лица, работающие по ¦Вопр. 13 = ¦
¦найму у отдельных ¦13 = 4 и ¦найму у отдельных ¦4 и вопр. ¦
¦граждан на постоян- ¦вопр. ¦граждан на временной¦16 = (5 или¦
¦ной основе ¦16 = 1 ¦основе ¦4, или 6) ¦
+--------------------+----------+--------------------+-----------+
¦ Дополнительная работа ¦
+--------------------T----------T--------------------T-----------+
¦Лица, работающие на ¦Вопр. ¦Лица, работающие на ¦Вопр. ¦
¦собственном предпри-¦35 = 1 и ¦собственном предпри-¦35 = 1 и ¦
¦ятии, с наемными ра-¦вопр. ¦ятии без наемных ¦вопр. ¦
¦ботниками на посто- ¦36 = 2 и ¦работников или с на-¦36 = 2 и ¦
¦янной основе без ре-¦вопр. ¦емными работниками ¦вопр. 37 = ¦
¦гистрации предприя- ¦37 = 2 и ¦от случая к случаю ¦(1 или 3) ¦
¦тия в качестве юри- ¦вопр. ¦без регистрации ¦и вопр. ¦
¦дического лица ¦37-1 = 2 ¦предприятия в ка- ¦37-1 = 2 ¦
¦ ¦ ¦честве юридического ¦ ¦
¦ ¦ ¦лица ¦ ¦
+--------------------+----------+--------------------+-----------+
¦Лица, работающие в ¦Вопр. ¦Лица, работающие в ¦Вопр. ¦
¦собственном фермер- ¦35 = 2 и ¦собственном фермер- ¦35 = 2 и ¦
¦ском хозяйстве с на-¦вопр. ¦ском хозяйстве без ¦вопр. ¦
¦емными работниками ¦36 = 2 и ¦наемных работников ¦36 = 2 и ¦
¦на постоянной основе¦вопр. ¦или с наемными ра- ¦вопр. 37 = ¦
¦без регистрации фер-¦37 = 2 и ¦ботниками от случая ¦(1 или 3) ¦
¦мерского хозяйства в¦вопр. ¦к случаю без регист-¦и вопр. ¦
¦качестве юридическо-¦37-1 = 2 ¦рации фермерского ¦37-1 = 2 ¦
¦го лица ¦ ¦хозяйства в качестве¦ ¦
¦ ¦ ¦юридического лица ¦ ¦
+--------------------+----------+--------------------+-----------+
¦ ¦ ¦Лица, работающие на ¦Вопр. ¦
¦ ¦ ¦предприятиях родст- ¦35 = 1 и ¦
¦ ¦ ¦венника в качестве ¦вопр. ¦
¦ ¦ ¦помогающих без опла-¦36 = 4 ¦
¦ ¦ ¦ты ¦ ¦
+--------------------+----------+--------------------+-----------+
¦ ¦ ¦Лица, работающие в ¦Вопр. ¦
¦ ¦ ¦фермерском хозяйстве¦35 = 2 и ¦
¦ ¦ ¦в качестве помогаю- ¦вопр. 36 = ¦
¦ ¦ ¦щих без оплаты ¦4 ¦
+--------------------+----------+--------------------+-----------+
¦ ¦ ¦Лица, работающие в ¦Вопр. ¦
¦ ¦ ¦качестве члена про- ¦35 = 1 и ¦
¦ ¦ ¦изводственного коо- ¦вопр. 36 = ¦
¦ ¦ ¦ператива без регист-¦3 и вопр. ¦
¦ ¦ ¦рации деятельности ¦37-1 = 2 ¦
¦ ¦ ¦предприятия ¦ ¦
+--------------------+----------+--------------------+-----------+
¦Лица, занимающиеся ¦Вопр. 35 =¦Лица, занимающиеся ¦Вопр. 35 = ¦
¦предпринимательской ¦(3 или 5) ¦предпринимательской ¦(3 или 5) и¦
¦деятельностью без ¦и вопр. ¦деятельностью без ¦вопр. 37 = ¦
¦образования юриди- ¦37 = 2 и ¦образования юриди- ¦(1 или 3) и¦
¦ческого лица с наем-¦вопр. ¦ческого лица, без ¦вопр. ¦
¦ными работниками на ¦37-1 = 2 ¦наемных работников ¦37-1 = 2 ¦
¦постоянной основе ¦ ¦или с наемными ра- ¦ ¦
¦без регистрации дея-¦ ¦ботниками от случая ¦ ¦
¦тельности ¦ ¦к случаю без регист-¦ ¦
¦ ¦ ¦рации деятельности ¦ ¦
+--------------------+----------+--------------------+-----------+
¦Лица, занимающиеся ¦Вопр. ¦Лица, занимающиеся ¦Вопр. ¦
¦предпринимательской ¦35 = (3 ¦предпринимательской ¦35 = (3 или¦
¦деятельностью без ¦или 5) и ¦деятельностью без ¦5) и вопр. ¦
¦образования юриди- ¦вопр. 37 =¦образования юриди- ¦37 = (1 или¦
¦ческого лица с наем-¦2 и вопр. ¦ческого лица, без ¦3) и вопр. ¦
¦ными работниками на ¦37-1 = 1 ¦наемных работников ¦37-1 = 1 ¦
¦постоянной основе с ¦ ¦или с наемными ра- ¦ ¦
¦регистрацией дея- ¦ ¦ботниками от случая ¦ ¦
¦тельности ¦ ¦к случаю с регистра-¦ ¦
¦ ¦ ¦цией деятельности ¦ ¦
+--------------------+----------+--------------------+-----------+
¦Лица, работающие по ¦Вопр. ¦Лица, работающие по ¦Вопр 35 = 4¦
¦найму у отдельных ¦35 = 4 и ¦найму у отдельных ¦и вопр. ¦
¦граждан на постоян- ¦вопр. ¦граждан на временной¦38 = (5 или¦
¦ной основе ¦38 = 1 ¦основе ¦4, или 6) ¦
+--------------------+----------+--------------------+-----------+
¦ Вторая дополнительная работа ¦
+--------------------T----------T--------------------T-----------+
¦ ¦ ¦Лица, занятые в лич-¦Вопр. ¦
¦ ¦ ¦ном подсобном хозяй-¦66 = 1 и ¦
¦ ¦ ¦стве производством ¦вопр. 67 = ¦
¦ ¦ ¦продукции сельского ¦2 и вопр. ¦
¦ ¦ ¦хозяйства для прода-¦70 = 2 ¦
¦ ¦ ¦жи ¦ ¦
+--------------------+----------+--------------------+-----------+
¦ ¦ ¦Лица, занятые в до- ¦Вопр. 70-1 ¦
¦ ¦ ¦машнем хозяйстве за-¦= 1 и вопр.¦
¦ ¦ ¦готовкой продукции ¦70-2 = 2 и ¦
¦ ¦ ¦лесопользования, ¦вопр. ¦
¦ ¦ ¦рыбной ловлей, охо- ¦70-5 = 2 ¦
¦ ¦ ¦той для продажи ¦ ¦
+--------------------+----------+--------------------+-----------+
¦ ¦ ¦Лица, занятые в до- ¦(Вопр. 72 =¦
¦ ¦ ¦машнем хозяйстве ¦1 и вопр. ¦
¦ ¦ ¦производством про- ¦74 = 2) или¦
¦ ¦ ¦мышленных товаров и ¦вопр. ¦
¦ ¦ ¦услуг для реализации¦73 = 1 ¦
+--------------------+----------+--------------------+-----------+
¦ Кроме того: ¦
¦ Занятость в домашнем хозяйстве производством продукции ¦
¦ для собственного потребления ¦
+--------------------T----------T--------------------T-----------+
¦ ¦ ¦Лица, занятые в лич-¦Вопр. ¦
¦ ¦ ¦ном подсобном хозяй-¦66 = 1 и ¦
¦ ¦ ¦стве производством ¦вопр. 67 = ¦
¦ ¦ ¦продукции сельского ¦2 и вопр. ¦
¦ ¦ ¦хозяйства для собст-¦70 = 1 ¦
¦ ¦ ¦венного потребления ¦ ¦
+--------------------+----------+--------------------+-----------+
¦ ¦ ¦Лица, занятые в до- ¦Вопр. ¦
¦ ¦ ¦машнем хозяйстве за-¦70-1 = 1 и ¦
¦ ¦ ¦готовкой продукции ¦вопр. ¦
¦ ¦ ¦лесопользования, ¦70-2 = 2 и ¦
¦ ¦ ¦рыбной ловлей, охо- ¦вопр. ¦
¦ ¦ ¦той для собственного¦70-5 = 1 ¦
¦ ¦ ¦потребления ¦ ¦
L--------------------+----------+--------------------+------------

<ПИСЬМО> Минкультуры РФ от 25.10.2001 n 01-164/16-25 О ПОРЯДКЕ СТРАХОВАНИЯ МУЗЕЙНЫХ ПРЕДМЕТОВ  »
Постановления и Указы »
Читайте также