ОПРЕДЕЛЕНИЕ Конституционного Суда РФ от 17.10.2001 n 197-О ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНКИ КОЛЬЦОВОЙ ЛЮДМИЛЫ ПАВЛОВНЫ НА НАРУШЕНИЕ ЕЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ПОЛОЖЕНИЯМИ ЧАСТИ ВТОРОЙ СТАТЬИ 1, ЧАСТИ ВТОРОЙ СТАТЬИ 4 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА О ПОРЯДКЕ ИСЧИСЛЕНИЯ И УВЕЛИЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИЙ И АБЗАЦЕМ ПЕРВЫМ ПУНКТА Б ЧАСТИ ПЕРВОЙ СТАТЬИ 7 ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИЯХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 17 октября 2001 г. N 197-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ
ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНКИ КОЛЬЦОВОЙ ЛЮДМИЛЫ ПАВЛОВНЫ
НА НАРУШЕНИЕ ЕЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ПОЛОЖЕНИЯМИ ЧАСТИ
ВТОРОЙ СТАТЬИ 1, ЧАСТИ ВТОРОЙ СТАТЬИ 4 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"О ПОРЯДКЕ ИСЧИСЛЕНИЯ И УВЕЛИЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ
ПЕНСИЙ" И АБЗАЦЕМ ПЕРВЫМ ПУНКТА "Б" ЧАСТИ ПЕРВОЙ
СТАТЬИ 7 ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
"О ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИЯХ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе заместителя Председателя Т.Г. Морщаковой, судей Н.С. Бондаря, Н.В. Витрука, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, В.Д. Зорькина, А.Л. Кононова, В.О. Лучина, Ю.Д. Рудкина, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, О.С. Хохряковой, Б.С. Эбзеева, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев в пленарном заседании вопрос о соответствии жалобы гражданки Л.П. Кольцовой требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации",
установил:
1. Гражданка Л.П. Кольцова неоднократно обращалась в Конституционный Суд Российской Федерации с жалобами на нарушение своих конституционных прав частью второй статьи 1 Федерального закона от 21 июля 1997 года "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий", устанавливающей понятие индивидуального коэффициента пенсионера, и частью второй статьи 4 того же Федерального закона, предусматривающей при исчислении пенсии с применением индивидуального коэффициента пенсионера ограничение отношения среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране размером 0,7, а также абзацем первым пункта "б" части первой статьи 7 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий"), не предусматривающего льготного исчисления трудового стажа и включения в него времени учебы.
По мнению заявительницы, часть вторая статьи 4 Федерального закона "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий" нарушает ее конституционные права, закрепленные статьями 1 (часть 1), 7 (части 1 и 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 19 (части 1 и 2), 20, 21 (часть 1), 37 (часть 3) и 39 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, поскольку отсутствие в ней положения о том, что минимальный размер пенсии не может быть ниже прожиточного минимума, не соответствует нормам международного права, а также поскольку она - в совокупности с частью второй статьи 1 того же Федерального закона - допускает противоречивое понимание термина "индивидуальный коэффициент пенсионера".
Заявительница считает также, что абзац первый пункта "б" части первой статьи 7 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации", как позволяющий пересмотреть ранее принятый для исчисления пенсии трудовой стаж, умаляет ее право на пенсию и тем самым противоречит статье 55 (часть 2) Конституции Российской Федерации.
Кроме того, Л.П. Кольцова утверждает, что невключение статей 1 и 4 Федерального закона "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий" в Закон Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" противоречит части первой его статьи 1.
Секретариат Конституционного Суда Российской Федерации в пределах своих полномочий на основании части второй статьи 40 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" уведомлял Л.П. Кольцову о том, что в соответствии с требованиями названного Закона ее жалоба не может быть принята к рассмотрению. Однако в очередной жалобе, поступившей 17 сентября 2001 года, заявительница настаивает на принятии Конституционным Судом Российской Федерации решения по поставленным ею вопросам.
2. Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1). Право на государственную пенсию является одним из видов права на социальное обеспечение. Это право реализуется в пенсионных правоотношениях с учетом правовых оснований назначения государственных пенсий. Закрепляя их в законе, как того требует статья 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации, федеральный законодатель вправе устанавливать и конкретные механизмы (порядок) исчисления государственных пенсий, их минимальные и максимальные размеры, исходя в том числе из имеющихся у государства на данном этапе его развития финансовых средств.
Один из таких механизмов предусмотрен Федеральным законом "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий", принятие которого было обусловлено прежде всего необходимостью повышения уровня государственного пенсионного обеспечения (размера трудовых пенсий) неработающих пенсионеров в ходе поэтапно реализуемой пенсионной реформы. Конституционный принцип равенства не препятствует законодателю при осуществлении правового регулирования пенсионных отношений вводить особые правила, касающиеся исчисления государственных пенсий, в том числе подсчета трудового стажа.
Согласно части четвертой статьи 1 Федерального закона "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий" при определении индивидуального коэффициента пенсионера предельная величина отношения среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране не должна превышать значения 1,2. На момент вступления данного Федерального закона в силу эта величина была временно ограничена размером 0,7 (часть вторая статьи 4). Впоследствии Указами Президента Российской Федерации от 15 апреля 2000 г. N 680, от 10 июля 2000 г. N 1272 и от 17 апреля 2001 г. N 437 "Об отношении среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране, применяемом при определении индивидуального коэффициента пенсионера" она была увеличена вначале до 0,8, затем - до 0,95, а с 1 мая 2001 года эта величина составляет 1,2.
Проверка норм, содержащихся в части второй статьи 4 Федерального закона "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий" и абзаце первом пункта "б" части первой статьи 7 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации", с точки зрения их соответствия Конституции Российской Федерации в данном случае фактически означала бы оценку целесообразности и экономической обоснованности решения законодателя, принятого в сфере государственного пенсионного обеспечения, что, по смыслу части второй статьи 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", не относится к полномочиям Конституционного Суда Российской Федерации.
В Федеральном законе "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий" установлен, по существу, альтернативный вариант реализации гражданами конституционного права на государственную пенсию, не исключающий прежнего правового регулирования, причем право выбора - исчислять пенсию по нормам указанного Федерального закона или Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" - оставлено за самими пенсионерами. Как следует из материалов жалобы, для Л.П. Кольцовой предпочтительным оказалось получение пенсии по старости по нормам Федерального закона "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий".
Таким образом, законодатель, предоставляя гражданам возможность выбора того способа исчисления пенсии, который в большей мере отвечает их интересам, не ввел каких-либо ограничений конституционного права на социальное обеспечение в сравнении с ранее действовавшим регулированием, и, следовательно, нормы названного Федерального закона не могут рассматриваться как нарушающие положения статьи 19 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации и закрепленное в ее статье 39 (части 1 и 2) конституционное право на социальное обеспечение. Все иные положения Конституции Российской Федерации, на которые ссылается заявительница, к поставленной проблеме не имеют отношения.
Следовательно, жалоба Л.П. Кольцовой, по смыслу статей 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", не является допустимой.
3. Что касается вопроса об имеющемся, по мнению заявительницы, противоречии между статьями 1 и 4 Федерального закона "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий" и частью первой статьи 1 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации", то его разрешение не входит в полномочия Конституционного Суда Российской Федерации, как они определены статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", поскольку Конституционный Суд Российской Федерации не проверяет соответствие норм одного федерального закона другому.
Следовательно, и в этой части жалоба Л.П. Кольцовой не может быть принята к рассмотрению.
Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктами 1 и 2 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Кольцовой Людмилы Павловны, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба признается допустимой, а также поскольку разрешение поставленного в ней вопроса Конституционному Суду Российской Федерации неподведомственно.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Заместитель Председателя
Конституционного Суда
Российской Федерации
Т.Г.МОРЩАКОВА
Судья-секретарь
Конституционного Суда
Российской Федерации
Ю.М.ДАНИЛОВ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ Конституционного Суда РФ от 17.10.2001 n 196-О ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНКИ АТАБЕК БЭТЫ АЛЕКСАНДРОВНЫ НА НАРУШЕНИЕ ЕЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ РЯДОМ ПОЛОЖЕНИЙ ПЕНСИОННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА  »
Постановления и Указы »
Читайте также