ИНСТРУКЦИЯ О ПОРЯДКЕ ДЕЙСТВИЙ ЛОКОМОТИВНЫХ БРИГАД И РАБОТНИКОВ ДИСТАНЦИЙ ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ ПРИ ПОВРЕЖДЕНИЯХ ТОКОПРИЕМНИКОВ,КОНТАКТНОЙ СЕТИ И КОМИССИОННОМ ИХ РАССМОТРЕНИИ (утв. МПС РФ 09.10.2001 n ЦТ-ЦЭ-860)


Утверждаю
Заместитель Министра
путей сообщения
Российской Федерации
В.Н.ПУСТОВОЙ
9 октября 2001 г. ЦТ-ЦЭ-860
ИНСТРУКЦИЯ
О ПОРЯДКЕ ДЕЙСТВИЙ ЛОКОМОТИВНЫХ БРИГАД И РАБОТНИКОВ
ДИСТАНЦИЙ ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ ПРИ ПОВРЕЖДЕНИЯХ ТОКОПРИЕМНИКОВ,
КОНТАКТНОЙ СЕТИ И КОМИССИОННОМ ИХ РАССМОТРЕНИИ
1. Настоящая Инструкция устанавливает единый порядок действий локомотивных бригад и работников дистанций электроснабжения (далее - ЭЧ) по восстановлению в возможно короткий срок движения поездов в случае повреждения или отказа токоприемников электроподвижного состава (далее - ЭПС) или контактной сети. Настоящая Инструкция распространяется на работников служб локомотивного хозяйства, электрификации, перевозок железных дорог, связанных с эксплуатацией, ремонтом и техническим обслуживанием токоприемников ЭПС и контактной сети.
2. О каждом случае повреждения или отказа в работе токоприемников электровозов и электропоездов, устройств контактной сети в пути следования или во время стоянки локомотивная бригада по радиосвязи немедленно передает первоначальное сообщение. Такое сообщение передается через дежурного по ближайшей железнодорожной станции (далее - ДСП) поездному диспетчеру по локомотивам отделения железной дороги (далее - ДНЦЛ), а ДНЦЛ - энергодиспетчеру отделения железной дороги (далее - ЭЧЦ).
ЭЧЦ сообщает о случившемся руководству отдела электроснабжения отделения железной дороги, ЭЧ и службы электроснабжения железной дороги, а ДНЦЛ - старшему дежурному помощнику начальника оперативно-распорядительного отдела по локомотивам службы перевозок, руководству локомотивного депо (далее - ТЧ) приписки локомотивной бригады, а также ТЧ приписки локомотива, службы локомотивного хозяйства железной дороги.
Текст сообщения локомотивной бригады должен быть четким, содержать все данные для принятия решения о порядке восстановления движения и соответствовать следующему типовому тексту:
"Перегон, железнодорожная станция ___________, железнодорожный путь N _____, км N _____, пикет N _____, парк, горловина ________, поезд N _____, масса поезда _____ т, локомотив, электропоезд серия _______, N _____, ТЧ приписки ______, дата _______, время _____ час _____ мин ______, фамилия, имя, отчество машиниста ______________, ТЧ приписки локомотивной бригады __________________________.
Характер повреждения (отказа) и его последствия ____________________________________________________________________________.
Предполагаемая или уже известная причина повреждения (отказа) _________________________________________________________________.
Решение о дальнейших действиях локомотивной бригады ________________________________________________________________".
Примеры сообщения о характере повреждения или отказа:
падение опоры. Препятствие по _____ и _____ железнодорожным путям;
выхлоп воспламеняющихся газов тепловоза, обрыв контактного провода;
обрыв струны контактной сети. Возможен проход ЭПС с опущенными токоприемниками;
обрыв фиксатора контактной сети. Проход с опущенными токоприемниками невозможен;
пережог двух контактных проводов при подъеме токоприемника на стоянке. Причина - короткое замыкание в крышевом оборудовании ЭПС;
пережог контактного провода. Причина - короткое замыкание на открытый люк цистерны;
приварка полоза токоприемника к контактному проводу;
излом токоприемника на воздушной стрелке N ________;
обрыв контактного провода;
наклон опоры контактной сети и завышенный зигзаг контактного провода.
Сообщение машиниста ДСП подтверждает указанием своей фамилии, даты и времени приема. Фамилию ДСП, дату и время приема сообщения машинист записывает в журнал технического состояния локомотива формы ТУ-152. ЭЧЦ организовывает незамедлительный выезд бригады района контактной сети (далее - ЭЧК) на место повреждения токоприемника или контактной сети для осмотра их состояния и по результатам принимает решение о порядке проследования - ЭПС на участке, где было допущено повреждение или отказ.
При отсутствии в составе железной дороги отделений железной дороги или отсутствии связи у ДНЦЛ сообщение о случившемся передает в отделение железной дороги приписки локомотива старший дежурный помощник начальника оперативно-распорядительного отдела по локомотивам службы перевозок железной дороги, на которой допущено повреждение (отказ) и в ТЧ приписки локомотива.
При повреждении или отказе токоприемников ЭПС приписки другой железной дороги старший дежурный помощник начальника оперативно-распорядительного отдела по локомотивам службы перевозок ставит об этом в известность старшего дежурного помощника начальника оперативно-распорядительного отдела по локомотивам службы перевозок железной дороги приписки локомотива. Последний сообщает о повреждении (отказе) ДНЦЛ, а ДНЦЛ - в ТЧ приписки локомотива.
Начальник железной дороги в соответствии с инструктивным указанием о порядке информации о случаях нарушений безопасности движения в поездной и маневровой работе на железных дорогах с учетом организационно-штатной структуры железной дороги вправе устанавливать иной порядок передачи первоначального сообщения о нарушении безопасности движения в соответствующие структурные подразделения железной дороги, отделений железных дорог и соответствующим руководителям с учетом положений правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, иных нормативных актов МПС России.
Порядок передачи первоначального сообщения о повреждениях или отказе токоприемников и контактной сети должен быть установлен в приказе начальника железной дороги (начальников железных дорог, совместно эксплуатирующих ЭПС), издаваемом в соответствии с требованиями инструкции по техническому обслуживанию электровозов и тепловозов в эксплуатации.
Порядок передачи первоначального сообщения о повреждении или отказе токоприемников, контактной сети изучается со всеми причастными специалистами, а их рабочие места обеспечиваются выписками из настоящей Инструкции, перечнями адресов, номерами телефонов, по которым следует передавать информацию.
3. В случае повреждения токоприемника или контактной сети машинист принимает меры к остановке поезда с применением экстренного торможения, отключает на ЭПС силовые и вспомогательные цепи, контакторы отопления вагонов пассажирских поездов и электропоездов, опускает токоприемники. При повреждениях контактной сети, угрожающих поломке оставшихся исправных токоприемников, они опускаются. О вынужденной остановке поезда машинист сообщает по радиосвязи машинистам вслед идущих поездов и ДСП ближайшей железнодорожной станции.
После остановки ЭПС локомотивная бригада проверяет визуально состояние токоприемников и устройств контактной сети путем прохода вдоль электровоза или электропоезда без подъема на крышу ЭПС. О результатах осмотра машинист сообщает ЭЧЦ через ДСП по ближайшей железнодорожной станции.
Если поврежденный токоприемник находится в пределах габарита и не может в пути следования коснуться контактного провода и крыши ЭПС, машинисту разрешается проследовать до железнодорожной станции назначения или пункта смены локомотива на исправных токоприемниках. Поврежденный токоприемник предварительно отключается от силовой цепи высоковольтным разъединителем (где они предусмотрены конструкцией ЭПС). Кроме того, перекрывается кран подвода воздуха к электропневматическому клапану поврежденного токоприемника.
При необходимости увязки токоприемника, поезд доводится до ближайшей железнодорожной станции, если это не угрожает безопасности движения поездов. В противном случае работа по увязке токоприемника выполняется на месте его повреждения. Увязке подлежит и токоприемник с отсутствующим по каким-либо причинам полозом. Для увязки токоприемника, восстановления поврежденной контактной сети ЭЧЦ организует немедленный выезд на место работников ЭЧК. Работы по осмотру и увязке токоприемника производятся под руководством работника ЭЧК в соответствии с инструкцией по безопасности для электромонтеров контактной сети. Работники ЭЧ приступают к восстановительным работам на контактной сети только после получения от ЭЧЦ приказа на производство работ. ЭЧЦ через ДСП или ДНЦЛ уведомляет машиниста о снятии напряжения с контактной сети на месте повреждения. Порядок подъема на крышу ЭПС для осмотра токоприемников должен соответствовать инструкции по безопасности для электромонтеров контактной сети. Машинист совместно с работником ЭЧК увязывает токоприемник после снятия напряжения и заземления контактной сети с двух сторон от места производства работ на ЭПС работниками ЭЧК. Заземление контактной сети выполняется в соответствии с инструкцией по безопасности для электромонтеров контактной сети.
Работники ЭЧК допускаются на крышу ЭПС только после предъявления машинисту удостоверения на право производства работ на контактной сети. Первым на крышу ЭПС поднимается работник ЭЧК. Ответственным за качество увязки токоприемников и техническое состояние другого крышевого оборудования является машинист. При обнаружении на крыше электровоза поврежденного электрического оборудования (пробой или перекрытие напряжением изоляции), которое невозможно исключить из работы с помощью высоковольтного наружного разъединителя, производится отсоединение гибкого шунта в электрической цепи токоприемника между секциями электровоза. Шунт отсоединяется от секции, у которой электрическая цепь токоприемника (токоприемников при работе электровозов ВЛ11, ВЛ11М, ВЛ80С, ВЛ80Р, ВЛ85 в составе трех секций) находится под напряжением. Отсоединенный шунт закрепляется. По окончании осмотра и увязки токоприемников, ремонта контактной сети работник ЭЧК снимает заземляющие штанги в присутствии машиниста или его помощника и дает уведомление об этом ЭЧЦ. Поезд после увязки токоприемника доводится до станции назначения или пункта смены локомотива.
Число рабочих токоприемников ЭПС (при отключении от силовой цепи поврежденных токоприемников) должно соответствовать инструкции о порядке использования токоприемников электроподвижного состава при различных условиях эксплуатации. В случае несоответствия - машинист вызывает вспомогательный локомотив для дальнейшего движения поезда. Необходимость в вызове вспомогательного локомотива машинист ЭПС определяет заранее с тем, чтобы не допустить неоправданную задержку движения поездов. Работы по ремонту контактной сети должны производиться в возможно короткие сроки с применением вариантов ускоренного восстановления контактной сети.
4. При повреждениях контактной сети, позволяющих движение ЭПС с опущенными токоприемниками, машинист сообщает ДНЦЛ, а последний - ЭЧЦ номер железнодорожного пути, километр, номер пикета и номер опор начала и конца поврежденного участка контактной сети. В местах, не допускающих проследование ЭПС с поднятыми токоприемниками (при неисправности контактной сети, а также при производстве плановых ремонтных и строительных работ), работники ЭЧК устанавливают временные сигнальные знаки с отражателями в соответствии с инструкцией по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации.
В случае внезапного обнаружения повреждения контактной сети, не допускающего проследования ЭПС с поднятыми токоприемниками, работник ЭЧ (или работник другой службы), обнаруживший это повреждение, подает ручной сигнал "Опустить токоприемник". Машинист опускает токоприемники и проследует место повреждения с выполнением требований, предусмотренных инструкцией по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации.
5. При повреждениях контактной сети, токоприемников и другого крышевого оборудования, при которых движение поезда невозможно, машинист действует в порядке, предусмотренном пунктом 16.43 Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации. После закрепления поезда машинист немедленно сообщает о повреждениях токоприемников и контактной сети должностным лицам, указанным в пункте 2 настоящей Инструкции.
ЭЧЦ организует немедленный выезд на место повреждения работников ЭЧК для увязки токоприемников и восстановления контактной сети в соответствии с инструкцией о порядке восстановления поврежденной контактной сети. Число рабочих токоприемников на ЭПС должно соответствовать инструкции о порядке использования токоприемников при различных условиях эксплуатации.
Работники ЭЧК совместно с локомотивной бригадой определяют возможность дальнейшего следования ЭПС и принимают необходимые меры к быстрейшему освобождению перегона и открытию движения поездов с поднятыми или опущенными токоприемниками.
6. В случае возникновения короткого замыкания из-за пробоя или перекрытия электрической дугой изоляции крышевого оборудования ЭПС, вызвавшего срабатывание защиты на тяговой подстанции, машинист сообщает об этом немедленно ДНЦЛ и ЭЧЦ в порядке, предусмотренном пунктом 2 настоящей Инструкции. ЭЧЦ принимает безотлагательные меры по осмотру работниками ЭЧК устройств контактной сети, чтобы убедиться в отсутствии возможных поджогов контактных проводов.
7. При снятии напряжения с контактной сети локомотивные бригады и работники ЭЧ выполняют следующие действия:
7.1. В интервале времени до одной минуты включительно (время отводится для проверки состояния устройств контактной сети и токоприемников, включения быстродействующего выключателя (далее - БВ) или масляного выключателя (далее - ВМ) на тяговой подстанции).
В случае повреждения контактной сети или токоприемников машинист действует в порядке, предусмотренном пунктом 3 настоящей Инструкции.
При отсутствии повреждения токоприемников и контактной сети движение поезда в фидерной зоне, с которой снималось напряжение с контактной сети, осуществляется по инерции с отключенными тяговыми двигателями, вспомогательными машинами и контактором отопления вагонов пассажирских поездов. Машинист контролирует показание киловольтметра контактной сети. При успешной подаче напряжения в контактную сеть движение поезда возобновляется в тяговом режиме.
7.2. В интервале времени от первой до второй минуты включительно (время отводится для опускания токоприемников на всем ЭПС, с которого снималось напряжение, в случае неуспешной подачи напряжения в контактную сеть с тяговой подстанции).
По истечении одной минуты после снятия напряжения машинисты снимают нагрузку и опускают все токоприемники (на ЭПС, с которого снималось напряжение).
7.3. В интервале времени с 2 до 4 минут после опускания токоприемников на ЭПС (время отводится для проверки исправности устройств электроснабжения и остановки поезда). В этом интервале времени производится: остановка поезда (при условии, что поезд не потребовалось остановить ранее) в порядке, предусмотренном пунктом 16.43 Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации; включается БВ (ВМ) на тяговой подстанции, и подается напряжение в контактную сеть для проверки

<ПИСЬМО> Минтранса РФ от 09.10.2001 n 24.7-170ГА О ВНЕДРЕНИИ rvsm В ЕВРОПЕЙСКОМ РЕГИОНЕ  »
Постановления и Указы »
Читайте также