ПИСЬМО Минобразования РФ от 26.09.2001 n 22-06-1277 О СООТВЕТСТВИИ УСТАВОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 26 сентября 2001 г. N 22-06-1277
О СООТВЕТСТВИИ УСТАВОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
УЧРЕЖДЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В соответствии с письмом Минобразования России от 25.01.2000 N 22-06-85 "Об усилении контроля за соблюдением требований к уставам общеобразовательных учреждений, предусмотренных законодательством Российской Федерации" органами управления 49 субъектов Российской Федерации были проведены инспекционные проверки по соответствию уставов и локальных актов, регламентирующих деятельность общеобразовательных учреждений, законодательству Российской Федерации в области образования.
По результатам анализа выборочной информации установлено, что органы управления образованием осуществляют постоянный контроль за соблюдением конституционного права граждан на образование, выполнением законодательства Российской Федерации в области образования и нормативных правовых документов Минобразования России.
Устав является одним из основных организационно - правовых документов, на основании которого строится вся деятельность общеобразовательного учреждения. Однако, как показывает практика, во многих общеобразовательных учреждениях, регламентируя цели и задачи, организационную структуру, экономический и хозяйственный аспекты деятельности, руководители общеобразовательных учреждений не принимают во внимание то, что устав - основной нормативный акт, регламентирующий права участников образовательного процесса, и в первую очередь обучающихся.
Отсутствие или недоработка именно этих вопросов, регулирующих правовые отношения участников образовательного процесса, пункт 5 "б", "в", "г", "д", "ж", "з", а также пункты 8, 9 статьи 13 Закона РФ "Об образовании" являются характерными, типичными нарушениями при разработке и принятии устава.
Это прежде всего:
порядок приема обучающихся, воспитанников;
порядок и основания отчисления и перевода обучающихся, воспитанников;
система оценок при промежуточной аттестации, формы и порядок ее проведения;
порядок регламентации и оформления отношений образовательного учреждения и обучающихся, воспитанников и (или) их родителей (законных представителей).
В данном случае устав практически не выполняет правозащитную функцию, установленную Законом РФ "Об образовании" (п. 1 ст. 50), нарушается принцип общедоступности образования (п. 3 ст. 2 указанного Закона).
В связи с этим возникают конфликтные ситуации, приводящие к нарушению прав и свобод (п. 3.4 ст. 32): прием детей в 1 класс на конкурсной основе, необоснованное отчисление обучающихся, невозможность ознакомления родителей и обучающихся с ходом и содержанием образовательного процесса, а также с оценками успеваемости обучающихся и т.д.
В основном руководители зачастую не знакомят с уставом общеобразовательного учреждения участников образовательного процесса, не констатируют ознакомление при приеме в общеобразовательное учреждение, например, в записях протоколов родительских собраний, педагогических советов и заявлениях обучающихся (родителей).
Руководители отдельных общеобразовательных учреждений, не уделяя необходимого внимания организационно - правовой роли устава в деятельности общеобразовательного учреждения, относятся к содержанию данного документа как формальному требованию органов управления образованием.
При этом не учитывается, что в период совершенствования правовых отношений в стране, с введением новых законодательных актов, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых документов Минобразования России, защищающих права и свободу гражданина, необходимо срочно провести работу по внесению изменений, обеспечивающих правовые отношения между участниками образовательного процесса в уставы общеобразовательных учреждений, зарегистрированных в установленном порядке.
В связи с изложенным Управление рекомендует:
1. При осуществлении контрольно - инспекционных функций в процессе лицензирования, аттестации и аккредитации общеобразовательного учреждения прежде всего рассматривать соответствие устава законодательству России.
2. Продолжать работу по осуществлению контроля за своевременным внесением в уставы и локальные акты, регламентирующие деятельность общеобразовательного учреждения, необходимых дополнений, изменений, приведением их в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации согласно письму Минобразования России от 25.01.2000 N 22-06-85 "Об усилении контроля за соблюдением требований к уставам общеобразовательных учреждений, предусмотренных законодательством Российской Федерации".
3. Разработать систему мер ответственности руководителей общеобразовательных учреждений за повышение эффективности и совершенствования организационно - правовой основы функционирования общеобразовательного учреждения и при необходимости принимать меры к должностным лицам, допустившим нарушения.
Начальник Управления
В.Ф.САУТКИН

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГД ФС РФ от 26.09.2001 n 1897-iii ГД О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА n 7699-3 ОБ АННУЛИРОВАНИИ (СПИСАНИИ) ЗАДОЛЖЕННОСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО БЮДЖЕТНЫМ ССУДАМ, ПРЕДОСТАВЛЕННЫМ В 1994 - 1995 ГОДАХ ИЗ СРЕДСТВ ФЕДЕРАЛЬНОГО ФОНДА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКИ ЗАВОЗА ПРОДУКЦИИ (ТОВАРОВ) В РАЙОНЫ КРАЙНЕГО СЕВЕРА И ПРИРАВНЕННЫЕ К НИМ МЕСТНОСТИ, И НАЧИСЛЕННЫМ ПО НИМ ПРОЦЕНТАМ  »
Постановления и Указы »
Читайте также