УКАЗАНИЕ МПС РФ от 17.09.2001 n Ш-1597у ОБ ОТРАСЛЕВОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ ВЫСВОБОЖДАЕМЫХ РАБОТНИКОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА НА 2001 - 2005 ГОДЫ


МИНИСТЕРСТВО ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
УКАЗАНИЕ
от 17 сентября 2001 г. N Ш-1597у
ОБ ОТРАСЛЕВОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ
СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ ВЫСВОБОЖДАЕМЫХ РАБОТНИКОВ
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА НА 2001 - 2005 ГОДЫ
Министерство путей сообщения Российской Федерации объявляет Отраслевую целевую программу содействия занятости высвобождаемых работников железнодорожного транспорта на 2001 - 2005 годы (далее - Программа), одобренную 3 июля 2001 года Постановлением расширенного заседания коллегии Министерства путей сообщения Российской Федерации N 7, и во исполнение ее приказывает:
1. Руководителям департаментов и управлений, начальникам железных дорог, начальникам отделений железных дорог принять меры к неукоснительному выполнению заданий и мероприятий Программы.
2. Начальникам железных дорог, начальникам отделений железных дорог:
2.1. Обеспечить ежеквартальное информирование МПС России о ходе выполнения Программы.
2.2. Подготовить и направить до 1 ноября 2001 г. обращения в территориальные органы занятости Минтруда России с целью заключения договоров на совместную деятельность по созданию новых рабочих мест, переподготовке работников, их дальнейшему трудоустройству.
Статс - секретарь,
Заместитель Министра
П.А.ШЕВОЦУКОВ



ОТРАСЛЕВАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ ВЫСВОБОЖДАЕМЫХ РАБОТНИКОВ
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
НА 2001 - 2005 ГОДЫ
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование - Отраслевая целевая программа содействия
Программы занятости высвобождаемых работников
федерального железнодорожного
транспорта на 2001 - 2005 годы
Основание - Постановление Правительства
для разработки Российской Федерации от 9 ноября
2000 г. N 37
Государственный - Министерство путей сообщения
заказчик Российской Федерации
Основные - Департаменты кадров и учебных
разработчики заведений, экономики Министерства путей
сообщения Российской Федерации,
Московский государственный университет
путей сообщения (МИИТ)
Главная цель - Обеспечение государственной поддержки
Программы занятости высвобождаемых работников
железнодорожного транспорта на период
реформирования отрасли
Головной - Департамент кадров и учебных заведений
исполнитель Министерства путей сообщения
Российской Федерации
Основные - Департаменты, управления и железные
исполнители дороги МПС России
Сроки реализации - 2001 - 2005 годы
Программы
Базовые направления - правовое, методическое и информационное
программных действий обеспечение;
повышение уровня кадрового потенциала
отрасли;
развитие трудовых ресурсов;
улучшение рабочей среды и содействие
адаптационным процессам;
социальные составляющие компенсационной
политики;
взаимодействие с региональными органами
власти
Объемы и источники - Финансовые затраты на реализацию
финансирования Программы составят 3481,16 млн.
рублей <*>, в том числе за счет средств
федерального бюджета 941,603 млн. руб.
(путем реструктуризации задолженности
Государственному фонду занятости
населения РФ, образовавшейся
по состоянию на 01.01.2001)
Ожидаемые - Создание на период реформирования
результаты железнодорожного транспорта
и последующие годы системы мер,
обеспечивающих занятость высвобождаемых
работников и устойчивое развитие
отрасли в условиях рыночных отношений
Контроль за - Текущая информация и ежеквартальные
выполнением доклады о ходе выполнения Программы,
Программы использовании финансовых средств
предоставляются в установленном порядке
--------------------------------
<*> В ценах 2001 года.
ВВЕДЕНИЕ
Принятая федеральным правительством Программа структурной реформы железнодорожного транспорта предусматривает существенные изменения в подходах к отраслевой экономической и социальной политике. В значительной мере это касается рынка труда, проблем занятости, профессиональной подготовки и социальной защиты работников железных дорог. Нельзя не учитывать, что начавшийся процесс реформирования будет сопровождаться не только ростом производительности труда и других экономических показателей, но и неизбежным сокращением численности персонала, отраслевых расходов на социальную сферу.
Прогноз экономического развития народного хозяйства страны и объемов перевозок свидетельствует о том, что эффективная работа железнодорожного транспорта возможна только при существенном изменении технологии перевозочного процесса, эксплуатации и ремонта подвижного состава, с одновременным приведением численности персонала в соответствие с объемами выполняемой работы. К концу 2005 года предстоит снизить численность персонала, занятого на перевозках, к уровню 2000 года на 418,2 тысячи человек.
Для обеспечения устойчивого функционирования железнодорожного транспорта в условиях структурной реформы необходима государственная поддержка занятости высвобождаемых железнодорожников.
Задачу снятия негативных последствий переходного периода и в том числе временной безработицы можно решить лишь при интеграции на рынке труда отраслевой и общефедеральной политики. Поэтому основой для разработки Отраслевой целевой программы содействия занятости высвобождаемых работников железнодорожного транспорта на 2001 - 2005 гг. послужили Указы Президента Российской Федерации от 28 апреля 1997 г. N 426 "Об основных положениях структурной реформы в сферах естественных монополий", от 8 ноября 1997 г. N 1201 "О совершенствовании структуры железнодорожного транспорта", Постановление Правительства Российской Федерации от 9 ноября 2000 г. N 37. Программа рассчитана на консолидацию действий федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов Федерации, работодателей и Отраслевого профсоюза железнодорожников и транспортных строителей по оздоровлению ситуации на рынке труда путем согласования и регулирования спроса и предложения рабочей силы.
В рамках общей стратегической установки на формирование качественно нового, "гибкого" отраслевого рынка труда ставится задача поддержать занятость высвобождаемых работников отрасли, сдержать уровень регистрируемой безработицы в целом по стране и особенно в депрессивных, социально плохо защищенных регионах.
Отраслевая целевая программа строится на принципах:
- комплексного подхода к решению проблем занятости, который предусматривает учет всех факторов (экономических, социальных, демографических и других), способствующих смягчению напряженности на рынке труда тех территорий, где расположены предприятия, учреждения, организации отрасли;
- приоритета активных действий в политике занятости (создание и сохранение рабочих мест, улучшение условий и оплаты труда, поддержание и развитие социальной сферы предприятий, содействие трудоустройству высвобождаемых кадров, организация общественных работ и др.);
- четкого разграничения сфер ответственности федеральных и региональных органов исполнительной власти, территориальных структур Минтруда России, акционерных обществ, объединений работодателей, соответствующих выборных органов Российского профсоюза железнодорожников и транспортных строителей, трудовых коллективов в решении проблем занятости населения;
- минимизации и эффективного использования всех средств, в том числе финансовых, направляемых на разработку и реализацию Программы.
1. СОСТОЯНИЕ ОТРАСЛЕВОГО РЫНКА ТРУДА
1.1. Общие характеристики и динамика занятости
По состоянию на 01.01.2001 на федеральном железнодорожном транспорте работало 1 млн. 537 тыс. человек, в том числе по основной деятельности - 1 млн. 285 тыс. Из них 418,4 тыс. человек - руководители и специалисты. В отрасли насчитывалось 73,5 тыс. медицинских работников, 24,5 тыс. педагогов, 5,4 тыс. работников культуры, 35,2 тыс. человек трудятся в сфере рабочего снабжения и торговли.
На протяжении последних лет МПС России и железными дорогами проводится целенаправленная работа по приведению численности персонала в соответствие с объемами перевозок. Для смягчения последствий этой работы и социальной защиты железнодорожников реализована Программа содействия занятости высвобождаемых работников железнодорожного транспорта на 1998 - 2000 годы, которая была утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.07.98 N 870.
В течение трех лет обеспечены:
- упреждающая переподготовка работников и перемещение их на другие рабочие места;
- создание новых рабочих мест в системе фирменного транспортного обслуживания, в системе сервиса для пассажиров, а также за счет расширения и внедрения новых услуг, предпринимательской деятельности, развития сезонной занятости;
- приоритетный прием молодых кадров, в т.ч. выпускников учебных заведений железнодорожного транспорта;
- взаимодействие с региональными службами занятости по вопросам трудоустройства, переподготовки кадров и создания для них новых рабочих мест;
- использование режима неполного рабочего времени и отпусков без сохранения заработной платы;
- доплаты к пенсиям из средств МПС России лицам, которым в соответствии с законодательством по предложению территориальных органов службы занятости досрочно, до наступления положенного возраста, оформлена пенсия;
- выплата выходного пособия сверх предусмотренного законодательством в размере минимальной оплаты труда в отрасли за каждый отработанный год при увольнении лиц со стажем работы на железнодорожном транспорте 15 и более лет;
- строгое соблюдение условий поддержания занятости на основе социального партнерства, закрепленного в Отраслевом тарифном соглашении.
Программой 1998 - 2000 гг. до конца отведенного периода намечалось высвободить 400 тысяч человек. На 01.01.2000 фактическое снижение среднесписочной численности составило 428 тысяч.
В целях сохранения высококвалифицированного кадрового потенциала в отрасли велась упреждающая переподготовка кадров. В 1998 - 2000 годах новым (смежным) профессиям обучено почти 194 тысячи человек, в т.ч. 26,3 тысячи из числа подлежащих высвобождению. Из общего количества прошедших учебу 155 тысяч человек трудоустроено на предприятиях железнодорожного транспорта в порядке внутритранспортного перемещения. Кроме того, создано около 14 тысяч новых рабочих мест и трудоустроено на них 18,2 тысячи человек.
Ежегодно из вузов, техникумов и колледжей на предприятия железнодорожного транспорта поступало около 5 тысяч человек, что в основном обеспечивало потребности железных дорог в специалистах.
По сокращению штата в 1998 - 2000 годах уволено 31,5 тысячи человек. На пенсию уволено 52,7 тысячи человек.
Из числа уволенных работников по сокращению штата в 1998 - 2000 годах 25,5 тысячи человек (80,9%) были поставлены на учет в территориальных органах занятости. Из них 4,7 тысячи человек трудоустроено.
Территориальными органами занятости в 1998 - 2000 годах переподготовлено 1,7 тысячи высвобожденных работников отрасли и создано для них 391 рабочее место, оформлена досрочная пенсия более 500 работникам.
Железными дорогами заключено 529 договоров с территориальными органами занятости Минтруда России на подготовку (переподготовку) кадров и создание новых рабочих мест за счет средств Государственного фонда занятости населения путем погашения задолженности предприятий железнодорожного транспорта этому фонду, образовавшейся на 01.01.98. Было использовано всего 76,9 млн. рублей.
Поставленные цели и задачи на 1998 - 2000 годы Программой содействия занятости высвобождаемых работников федерального железнодорожного транспорта в основном выполнены, но имеются проблемы, требующие дальнейшего решения. Более того, некоторые из них обостряются и усугубляются. Другие же в условиях структурной реформы приобретают совсем иное, чем прежде, хозяйственное и социальное значение.
1.2. Ключевые проблемы в сфере занятости
и их социальная составляющая
По оценкам специалистов, привлекательность предприятий отрасли для рабочей силы на региональных рынках труда в 1998 - 2000 годах несколько снизилась. Слабеют мотивация, стимулы к труду. При развитии этих тенденций могут возникнуть сложности с привлечением на железные дороги квалифицированных кадров в целом ряде регионов. Именно под таким углом зрения следует рассматривать ситуацию в сфере отраслевой занятости, оценивать наиболее значимые проблемы, требующие первоочередного решения.
1. Проблемы мотивации трудовой деятельности персонала.
1.1. Повышение эффективности мотивационных механизмов упирается в традиционно жесткие принципы отраслевой экономики.
1.2. Уровень техники, технологических процессов в настоящее время требует значительных затрат ручного, низко квалифицированного труда, что обуславливает низкую заработную плату большого количества работников ведущих профессий и естественно не стимулирует высоких конечных результатов.
1.3. Отсутствие научно - обоснованной технологии перевозочного процесса, эксплуатации и ремонта подвижного состава и технических средств не позволяет объективно определить штат персонала на выполняемый объем работы.
2. Проблемы социально - психологического и информационного обеспечения.
2.1. Негативное отношение части работников к ожидаемым реформам во многом связано с тем, что многие из них боятся потерять работу, свои социальные гарантии и льготы при переходе в создаваемые акционерные общества. В то же время ни руководящие кадры железных дорог, ни профсоюзные работники не разъясняют по-настоящему сути проводимой

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Госкомстата РФ от 17.09.2001 n 68 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ПОЛОЖЕНИЙ ПО НАБЛЮДЕНИЮ ЗА ТАРИФАМИ НА УСЛУГИ СВЯЗИ ДЛЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ И РАСЧЕТУ ИНДЕКСОВ ТАРИФОВ  »
Постановления и Указы »
Читайте также