РАСПОРЯЖЕНИЕ Правительства РФ от 01.10.2005 n 1564-р <О КОНЦЕПЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ СОХРАНЕНИЕ И ВОССТАНОВЛЕНИЕ ПЛОДОРОДИЯ ПОЧВ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ И АГРОЛАНДШАФТОВ КАК НАЦИОНАЛЬНОГО ДОСТОЯНИЯ РОССИИ НА 2006 - 2010 ГОДЫ>


ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 1 октября 2005 г. N 1564-р
1. Утвердить прилагаемую Концепцию Федеральной целевой программы "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006 - 2010 годы".
2. Определить Минсельхоз России государственным заказчиком-координатором Федеральной целевой программы "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006 - 2010 годы", а Россельхоз и Росводресурсы - государственными заказчиками Программы.
3. Установить, что предельный (прогнозный) объем финансирования Федеральной целевой программы "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006 - 2010 годы" за счет средств федерального бюджета составляет 20613,5 млн. рублей (в ценах соответствующих лет).
4. Минсельхозу России разработать и Минэкономразвития России внести в установленном порядке в Правительство Российской Федерации проект Федеральной целевой программы "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006 - 2010 годы".
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.ФРАДКОВ


Утверждена
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 1 октября 2005 г. N 1564-р
КОНЦЕПЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"СОХРАНЕНИЕ И ВОССТАНОВЛЕНИЕ ПЛОДОРОДИЯ ПОЧВ ЗЕМЕЛЬ
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ И АГРОЛАНДШАФТОВ
КАК НАЦИОНАЛЬНОГО ДОСТОЯНИЯ РОССИИ
НА 2006 - 2010 ГОДЫ"
I. Обоснование проблемы и необходимость разработки
Программы в соответствии с приоритетными задачами
социально-экономического развития Российской Федерации
В настоящей Концепции предусматриваются меры по реализации основных мероприятий Программы социально-экономического развития России до 2010 года, направленных на сохранение и улучшение почв агроландшафтов и экосистем в целях создания наиболее благоприятных условий для жизни населения. На основе мониторинга и анализа динамики уровня плодородия почв, проводимых в соответствии с Федеральной целевой программой "Повышение плодородия почв России на 2002 - 2005 годы" (далее - программа на 2002 - 2005 годы), в настоящей Концепции определяются стратегические направления и научно обоснованные подходы к устранению причин снижения плодородия почв России, нарушения агроландшафтов и экосистем, а также первоочередные научно-технические, организационные и другие мероприятия по повышению плодородия почв сельскохозяйственных земель на среднесрочный период.
Важнейшей целью настоящей Концепции является создание благоприятных условий функционирования агропромышленного комплекса страны при наиболее полном использовании природно-экономического потенциала, что будет способствовать повышению продуктивности сельскохозяйственного производства и его экологизации для обеспечения населения страны качественным продовольствием и улучшения социальной обстановки на селе, включая сохранение существующих и создание новых рабочих мест.
Исходя из социально-экономической политики страны на ближайший период, для преодоления негативных явлений необходимо проведение упреждающих мероприятий, предусмотренных в настоящей Концепции. Рассматриваются три варианта основных показателей реализации Программы исходя из минимальных, более реалистических и оптимистических возможностей страны.
Стратегическими направлениями являются создание в первоочередном порядке условий для повышения конкурентоспособности продукции агропромышленного комплекса, обеспечения населения страны качественным отечественным продовольствием, создание условий для устойчивого развития сельских территорий и достойных условий жизни сельского населения, сокращение разрыва условий жизни с городским населением.
Создание условий для сохранения и воспроизводства используемых в сельском хозяйстве природных ресурсов является основой достижения продовольственной безопасности страны.
Земля является достоянием нации, одним из основных компонентов ее богатства, экономически ценнейшим наследием будущих поколений. Кроме того, в соответствии со статьей 79 Земельного кодекса Российской Федерации сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
Законодательством Российской Федерации определено, что федеральные целевые программы обеспечения плодородия земель формируются Правительством Российской Федерации и утверждаются в установленном порядке.
Актуальность разработки и принятия Федеральной целевой программы "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006 - 2010 годы" (далее - Программа) вызвана необходимостью предотвращения снижения плодородия почв до естественного уровня и урожайности зерновых до 8 - 10 центнеров с гектара.
II. Обоснование целесообразности решения проблемы
программно-целевым методом
За время, прошедшее после принятия программы на 2002 - 2005 годы, окрепла экономика страны, несколько улучшилось финансовое положение сельхозпроизводителей, что позволит в 2006 - 2010 годах увеличить материальные, финансовые и инновационные вложения, направленные на стабилизацию и восстановление уровня плодородия почв.
Система комплексных мер включает в себя:
агрохимические мероприятия, в том числе комплекс мероприятий, направленных на увеличение поставок минеральных удобрений;
гидромелиоративные и культуртехнические мероприятия;
агролесомелиоративные мероприятия;
совершенствование землеустройства;
информационное обеспечение;
научное обеспечение.
В настоящей Концепции предусмотрена система мер, представляющих собой комплекс взаимосвязанных технических, организационных, технологических, экологических и хозяйственных мероприятий с соответствующим финансовым, материально-техническим, научным и информационным обеспечением.
Принятая в настоящее время схема классификации почв по пригодности для использования в сельском хозяйстве предусматривает 6 классов пригодности под любые сельскохозяйственные угодья с 4 оценочными разрядами в каждом классе. При этом зерновой эквивалент каждого разряда находится в интервале 2 центнеров с гектара. В целях недопущения деградации почв и агроландшафтов намечается повысить уровень плодородия пахотных земель от 1 до 3 разрядов по принятой в настоящее время в России классификации пахотных земель. Это позволит повысить урожайность основных сельскохозяйственных культур, увеличить до 75 процентов уровень потребления высококачественных российских сельхозпродуктов, а экспорт продовольственных товаров и сельхозсырья - до 5,7 млрд. долларов США, создать 150 - 190 тыс. новых рабочих мест, предотвратить выбытие из оборота больших площадей сельскохозяйственных земель, улучшить централизованное водоснабжение сельского населения и экологическую обстановку на селе, что обеспечит решение указанных стратегических задач.
Плодородие почвы составляет особую производительную силу земли, существенно влияющую на производительность труда в земледелии и величину стоимости произведенного продукта. Плодородие земель сельскохозяйственного назначения является достоянием народов Российской Федерации, главной характеристикой ценности сельскохозяйственных угодий, которую необходимо сохранить и улучшить.
Решать проблему обеспечения страны конкурентоспособной продовольственной продукцией и сельскохозяйственным сырьем возможно только путем развития производительных сил агропромышленного комплекса и перехода от экстенсивного развития к интенсивному. При этом необходимо обеспечить эффективное использование биологического потенциала существующих и перспективных сортов сельскохозяйственных культур, естественного и приобретенного плодородия земель сельскохозяйственного назначения.
III. Характеристика и прогноз проблемы
За последние 12 лет общая площадь сельскохозяйственных угодий сократилась на 1,5 млн. гектаров, пашни - на 8,8 млн. гектаров, посевная площадь - на 33,2 млн. гектаров.
Состав сельскохозяйственных угодий (по данным Государственного (национального) доклада "О состоянии и использовании земель Российской Федерации в 2003 году". Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости. Москва, 2004, стр. 31) приводится в Приложении N 1.
В настоящее время на сельскохозяйственных угодьях наблюдается заметное увеличение площади переувлажненных, заболоченных и кислых почв, почв с низким содержанием фосфора, подверженных засухе, эрозии и дефляции, влиянию других негативных процессов. Качественное состояние сельскохозяйственных угодий России (по данным Российской академии сельскохозяйственных наук) приводится в Приложении N 2.
Отсутствие систематического ежегодного мониторинга качественного состояния сельскохозяйственных угодий не позволяет анализировать и регулировать эти процессы. Необходим переход от 5-летнего к ежегодному обследованию качественного состояния сельскохозяйственных земель.
За счет водной эрозии на пашне плодородие почв снизилось на 30 - 60 процентов. Площадь оврагов превышает 900 тыс. гектаров, темпы оврагообразования составляют 10 - 15 тыс. гектаров в год. Более 30 процентов пашни подвержено интенсивному выдуванию с выносом 10 - 17 тонн с гектара мелкозема в год. Вынос продуктов водной и ветровой эрозией не только обедняет почву, но и загрязняет поверхностные водные источники и прилегающие земли.
В настоящее время 56 млн. гектаров пашни (45 процентов) характеризуется низким содержанием гумуса, 28 млн. гектаров (23 процента) - дефицитом фосфора и 11,5 млн. гектаров (9 процентов) - дефицитом калия. Среднегодовой дефицит гумуса в пахотном слое за последние годы в среднем по России составляет 0,52 тонны с гектара, по отдельным регионам изменяется от 0,25 до 0,72 тонны с гектара.
Результаты агрохимического обследования и только локального мониторинга плодородия сельскохозяйственных угодий показывают проявление технологической деградации вследствие ухудшения агрохимических характеристик сельскохозяйственных угодий. Большая часть урожая в современном экстенсивном земледелии формируется за счет мобилизации почвенного плодородия без компенсации выносимых с урожаем элементов питания, что приводит к отрицательному балансу питательных веществ и потерям гумуса.
Начиная с 1991 года наблюдается устойчивый отрицательный баланс питательных веществ в почве, величина которого изменилась с 58 (1991 - 1995 годы) до 65 (1996 - 2000 годы) килограммов действующего вещества с гектара.
Основные причины деградации земель сельскохозяйственного назначения связаны с социально-экономическими, организационно-хозяйственными и природными факторами, к числу которых относятся:
недооценка роли комплекса агротехнических, агрохимических, мелиоративных и противоэрозионных мероприятий в повышении продуктивности земель при соблюдении требований охраны окружающей среды, экологической устойчивости и продуктивного долголетия природных систем;
отсутствие адаптивно-ландшафтного подхода к организации территории землепользования (природопользования) с научно обоснованными ограничениями на антропогенную нагрузку, что определяет целостность и сбалансированность функционирования агроландшафтов, их экологическую устойчивость и предупреждение развития процессов деградации природной среды;
недостаточность информационно-аналитического обеспечения при использовании земельных ресурсов;
неудовлетворительное использование достижений научно-технического прогресса при проведении работ по сохранению и воспроизводству почвенного плодородия.
Анализ современного состояния сельскохозяйственного производства и природной среды свидетельствует о том, что основные тенденции ухудшения экологической и экономической обстановки в отрасли будут сохраняться, если не принять действенных мер по их стабилизации и устранению.
В 2010 году ожидается окончательное распределение земельных ресурсов по формам собственности. Предполагается, что в федеральной собственности будет находиться 3,5 млн. гектаров сельскохозяйственных угодий.
Ожидаемое выполнение программы на 2002 - 2005 годы
Реализация программы на 2002 - 2005 годы позволит несколько приостановить снижение и стабилизировать уровень почвенного плодородия, предотвратить выбытие сельскохозяйственных угодий из хозяйственного оборота, обеспечить прирост сельхозпродукции в пересчете на зерно на 90 млн. тонн, улучшить социально-экономические и экологические условия жизни населения, создать дополнительно рабочие места. На реализацию всего комплекса мероприятий, намеченных программой на 2002 - 2005 годы, предусматривалось направить (в ценах 2001 года) 163,6 млрд. рублей.
Источники финансирования и виды работ по выполнению заданий программы на 2002 - 2005 годы приводятся в Приложении N 3.
Недостаточное выделение средств на реализацию этой программы сложилось в субъектах Российской Федерации за счет бюджетного дефицита в регионах и недостатка средств в сельскохозяйственных организациях. Министерством сельского хозяйства Российской Федерации были заключены со всеми регионами долгосрочные соглашения о выделении ими средств на осуществление мероприятий программы на 2002 - 2005 годы, которые оказались невыполненными.
Ожидаемое выполнение показателей программы на 2002 - 2005 годы приводится в Приложении N 4. Из приведенных данных видно, что по многим показателям ожидается недовыполнение намеченных объемов работ. Несмотря на это, анализ общественной и экономической эффективности подтверждает намеченные программой сроки окупаемости вложенных в нее средств в течение 2 - 3 лет, а отставание по приросту продукции составит менее одного года. Из намеченного прироста в 119,2 млн. тонн зерновых единиц будет получено 89,4 млн. тонн зерновых единиц.
В то же время такие регионы, как Ставропольский, Краснодарский и Красноярский края, Вологодская и Смоленская области, Республика Татарстан обеспечивают выполнение соглашений по привлечению средств региональных бюджетов.
Министерством сельского хозяйства Российской Федерации проведена инвентаризация государственных мелиоративных систем и сооружений, а в 2005 году планируется провести инвентаризацию объектов, не завершенных строительством.
Анализ выполнения текущей и предшествующих программ говорит об их позитивном значении. Это можно продемонстрировать на примере проекта по Воронежской области, предусмотренного в программе на 2002 - 2005

УКАЗ Президента РФ от 01.10.2005 n 1156 ОБ УЧРЕЖДЕНИИ ГЕРАЛЬДИЧЕСКОГО ЗНАКА - ЭМБЛЕМЫ И ФЛАГА ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ОБОРОННОМУ ЗАКАЗУ  »
Постановления и Указы »
Читайте также