ПРИКАЗ Минтранса РФ от 07.09.2001 n 137 О РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛОЖЕНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА О БЕЗОПАСНОСТИ ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙ (вместе с ПРАВИЛАМИ ГОСУДАРСТВЕННОГО НАДЗОРА ЗА БЕЗОПАСНОСТЬЮ СУДОХОДНЫХ ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙ)


МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 7 сентября 2001 г. N 137
О РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛОЖЕНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"О БЕЗОПАСНОСТИ ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙ"
В целях реализации положений Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 30, ст. 3589) и в соответствии с пунктом 1 Приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 30 августа 2001 г. N 134 "О контроле за соблюдением эксплуатирующими организациями норм и правил безопасности судоходных гидротехнических сооружений", согласно которому функции контроля за соблюдением эксплуатирующими организациями норм и правил безопасности судоходных гидротехнических сооружений возложены на Российский Речной Регистр, приказываю:
1. Утвердить прилагаемые Правила государственного надзора за безопасностью судоходных гидротехнических сооружений.
2. Признать утратившим силу Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 2 ноября 2000 г. N 135.
И.о. Министра
А.НАСОНОВ



Утверждены
Приказом Минтранса России
от 7 сентября 2001 г. N 137
ПРАВИЛА
ГОСУДАРСТВЕННОГО НАДЗОРА ЗА БЕЗОПАСНОСТЬЮ
СУДОХОДНЫХ ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙ
I. Общие положения
1. Настоящие Правила государственного надзора за безопасностью судоходных гидротехнических сооружений (далее - СГТС) разработаны в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" <*> и во исполнение Постановлений Правительства Российской Федерации от 16 октября 1997 г. N 1320 "Об организации государственного надзора за безопасностью гидротехнических сооружений" <**> и от 20 мая 1998 г. N 466 "О возложении функций государственного надзора за безопасностью судоходных гидротехнических сооружений на Министерство транспорта Российской Федерации" <***>.
--------------------------------
<*> Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 30, ст. 3589.
<**> Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 42, ст. 4794.
<***> Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 21, ст. 2241.
Настоящие Правила определяют организацию государственного надзора, функциональные обязанности и права подразделений и должностных лиц, осуществляющих надзор и контроль за безопасностью СГТС, а также регулируют отношения, возникающие при осуществлении государственного надзора за безопасностью СГТС между органом надзора и организациями, осуществляющими их проектирование, строительство, эксплуатацию, реконструкцию и восстановление.
Поднадзорными объектами являются СГТС, находящиеся в ведении организаций Минтранса России, предназначенные для обеспечения судоходства на внутренних водных путях Российской Федерации.
Государственный надзор за безопасностью СГТС осуществляется на стадиях их проектирования, строительства, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, вывода из эксплуатации, а также при реконструкции, восстановлении, консервации или ликвидации.
2. В настоящих Правилах используются следующие термины и определения:
государственный надзор за безопасностью СГТС - совокупность мероприятий, реализуемых должностными лицами органов системы Минтранса России, которые по должности одновременно являются государственными инспекторами в области надзора и контроля за соблюдением эксплуатирующими и подрядными организациями норм и правил безопасности СГТС, а также условий лицензий, необходимых при осуществлении деятельности по их проектированию, строительству и эксплуатации;
безопасность СГТС - свойство судоходных гидротехнических сооружений, позволяющее обеспечивать защиту жизни, здоровья и законных интересов людей, окружающей среды и хозяйственных объектов;
нормы и правила безопасности СГТС - требования нормативных документов, направленные на обеспечение безопасности СГТС при их проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, восстановлении, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации;
судоходные гидротехнические сооружения - сооружения на водном пути для обеспечения судоходства (шлюзы и судоподъемники, плотины, напорные дамбы, водосбросы, водоспуски и водовыпуски, гидроэлектростанции, насосные станции);
эксплуатирующая организация - государственное учреждение или федеральное государственное унитарное предприятие, на балансе которого находится СГТС;
чрезвычайная ситуация - обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии СГТС, которая может повлечь или повлекла за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или ущерб окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей;
декларация безопасности СГТС - документ, в котором обосновывается безопасность сооружения и определяются меры по обеспечению безопасности СГТС с учетом его класса;
декларант - эксплуатирующая организация, составляющая декларацию безопасности;
государственный инспектор (далее - инспектор) - лицо, уполномоченное Минтрансом России осуществлять надзор и контроль за соблюдением эксплуатирующими и подрядными организациями норм и правил безопасности СГТС, а также условий лицензий, необходимых при осуществлении деятельности по их проектированию, строительству и эксплуатации;
обеспечение безопасности СГТС - разработка и осуществление мер по предупреждению аварий на судоходных гидротехнических сооружениях;
оценка безопасности СГТС - определение соответствия состояния сооружения и квалификации работников эксплуатирующей организации нормам и правилам безопасности СГТС;
несоответствие - невыполнение норм и правил безопасности СГТС, а также условий лицензий, необходимых при осуществлении деятельности по их проектированию, строительству и эксплуатации;
критерии безопасности СГТС - предельные значения количественных и качественных показателей состояния сооружения и условий его эксплуатации, соответствующие допустимому уровню риска аварии гидротехнического сооружения и утвержденные в установленном порядке федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственный надзор за безопасностью СГТС;
проверка - контрольное мероприятие, осуществляемое на объектах надзора государственными инспекторами;
акт проверки - документ установленной формы, выдаваемый государственными инспекторами по результатам проверки объекта надзора;
разрешение - документ установленной формы с ограниченным сроком действия, выдаваемый органом надзора и дающий право на строительство, ввод и вывод из эксплуатации, эксплуатацию, реконструкцию, восстановление или консервацию СГТС;
уведомление - официальное письменное извещение эксплуатирующей организацией органа надзора за безопасностью СГТС о выполнении предписаний актов проверки.
II. Организация государственного надзора
за безопасностью СГТС
3. Органом государственного надзора за безопасностью СГТС является Минтранс России.
4. Функции государственного надзора за безопасностью СГТС осуществляет Департамент внутренних водных путей (далее - ДВВП).
Функции контроля за соблюдением эксплуатирующими организациями норм и правил безопасности СГТС осуществляет Российский Речной Регистр (далее - РРР).
Контрольная деятельность на поднадзорных объектах в пределах соответствующих водно - транспортных бассейнов выполняется филиалами РРР - инспекциями. Организацию и координацию их деятельности осуществляет Центр безопасности судоходных гидротехнических сооружений РРР (далее - ЦБ СГТС).
5. ДВВП выполняет функции по организации, осуществлению, координации и контролю мероприятий, направленных на обеспечение государственного надзора за безопасностью СГТС:
- организация разработки, утверждение и своевременное уточнение критериев безопасности СГТС;
- установление совместно с РРР во взаимодействии с МЧС России дополнительных требований к содержанию декларации безопасности СГТС;
- взаимодействие с органами управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (далее - ГО и ЧС) по вопросам предупреждения и ликвидации последствий аварий СГТС;
- организация разработки мероприятий по обеспечению безопасной эксплуатации СГТС;
- организация разработки нормативной документации по вопросам безопасности СГТС;
- корректировка совместно с РРР перечня объектов, подлежащих декларированию;
- организация декларирования безопасности СГТС, контроль выполнения графика декларирования;
- утверждение экспертных заключений по декларациям безопасности, утверждение деклараций безопасности СГТС;
- согласование формы и содержания отраслевого раздела Регистра гидротехнических сооружений (далее - Регистр СГТС);
- выдача и аннулирование разрешений на эксплуатацию СГТС;
- согласование использования территорий и акваторий в границах СГТС в целях осуществления хозяйственной или иной деятельности;
- согласование заданий на проектирование СГТС, проектов их строительства и реконструкции, контроль качества строительства СГТС, приемка в эксплуатацию.
6. РРР выполняет следующие функции:
- контроль за соблюдением эксплуатирующими организациями норм и правил безопасности СГТС;
- проверка соответствия состояния СГТС по результатам технического контроля эксплуатирующими организациями декларациям безопасности и требованиям действующих нормативных документов;
- выдача и контроль выполнения предписаний эксплуатирующим организациям по обеспечению безопасности СГТС;
- участие в разработке проектов нормативной документации по вопросам безопасности СГТС;
- участие в согласовании нормативно - технической документации по эксплуатации СГТС;
- участие в согласовании заданий на проектирование СГТС, проектов их строительства, реконструкции, восстановления, консервации и ликвидации, а также проверка выполнения норм и правил безопасности СГТС эксплуатирующими и подрядными организациями при строительстве, реконструкции, восстановлении или консервации СГТС, участие в приемке их в эксплуатацию;
- участие в подготовке перечня экспертных центров, имеющих право проведения экспертизы деклараций безопасности СГТС, разработка и контроль выполнения квалификационных требований к специалистам экспертных комиссий;
- участие совместно с ДВВП в корректировке перечня объектов, подлежащих декларированию;
- организация обучения и повышения квалификации инспекторов в области безопасности СГТС;
- анализ результатов контрольной деятельности и подготовка предложений по ее совершенствованию;
- ведение отраслевого раздела Российского регистра гидротехнических сооружений и базы данных по декларациям безопасности.
7. Надзор и контроль за безопасностью СГТС (надзорная деятельность) осуществляется посредством проверок.
По результатам проверок оформляются документы - акты, в которых даются заключение о соответствии состояния сооружения декларации безопасности и обязательные для исполнения эксплуатирующими организациями предписания, направленные на устранение несоответствий.
При наличии нарушений норм и правил ведения отдельных видов специальных и строительно - монтажных работ, влияющих на безопасность СГТС, инспектор может принять решение по их приостановлению.
При невыполнении предписаний, наличии нарушений норм и правил безопасности СГТС ДВВП может принять решение о приостановлении или прекращении строительства, реконструкции, восстановления, консервации или ликвидации сооружений, а также об аннулировании разрешения на эксплуатацию.
8. После утверждения декларации безопасности СГТС ДВВП выдает эксплуатирующей организации разрешение на строительство, ввод в эксплуатацию, эксплуатацию или вывод из эксплуатации гидротехнического сооружения либо на его реконструкцию, восстановление, консервацию или ликвидацию.
9. Эксплуатирующая организация получает свидетельство о государственной регистрации гидротехнических сооружений объекта. Выдачу указанного документа и внесение СГТС в отраслевой регистр производит РРР.
10. При аннулировании разрешения эксплуатация СГТС может осуществляться с определенными ограничениями, которые устанавливаются соответствующими документами. Эти документы выдаются ДВВП и должны содержать дополнительные требования по обеспечению надежной и безопасной работы СГТС путем изменения режима эксплуатации объекта, принятия мер по проведению аварийно - ремонтных работ.
Эксплуатирующая организация в соответствии с требованиями этих документов разрабатывает мероприятия по устранению причин, приведших к аннулированию разрешения.
ДВВП рассматривает и утверждает мероприятия по обеспечению безопасности СГТС, разрешение на строительство и эксплуатацию которых аннулировано, находящихся в аварийном состоянии, подлежащих консервации или ликвидации.
11. Государственный надзор и контроль за соблюдением эксплуатирующими организациями норм и правил безопасности СГТС осуществляется государственными инспекторами.
Руководитель ДВВП по должности является главным государственным инспектором Российской Федерации по надзору за безопасностью судоходных гидротехнических сооружений.
Заместитель руководителя ДВВП, ведающий вопросами государственного надзора за безопасностью СГТС, одновременно по должности является заместителем главного государственного инспектора Российской Федерации по надзору за безопасностью СГТС.
Перечень должностных лиц, осуществляющих государственный надзор за безопасностью СГТС, определяется в установленном порядке.
12. Государственные инспекторы при осуществлении своих функций имеют право:
- беспрепятственного посещения поднадзорных объектов, ознакомления с материалами по вопросам безопасности СГТС и организации технического контроля;
- рассматривать в пределах своей компетенции случаи нарушения норм и правил безопасности СГТС;
- давать обязательные для исполнения эксплуатирующими организациями предписания, не приостанавливающие основной вид деятельности, об обеспечении безопасности СГТС и контролировать их исполнение в установленные сроки;
- проверять деятельность физических и юридических лиц, осуществляющих эксплуатацию водохозяйственных объектов либо ведущих хозяйственную или иную деятельность в руслах рек, каналов и на прилегающих к ним территориях и акваториях в границах гидроузла, если такая деятельность может оказывать неблагоприятное воздействие на безопасность СГТС;
- участвовать в работе комиссий по приемке СГТС в эксплуатацию, расследованию причин аварий и чрезвычайных ситуаций, а также в комиссионных обследованиях, организуемых эксплуатирующими организациями;
- получать от эксплуатирующих организаций информацию, необходимую для выполнения возложенных на них

БЮЛЛЕТЕНЬ ЦБ РФ от 07.09.2001 n 33 <ИТОГИ ТОРГОВЛИ ГКО, ОФЗ И ОБР>  »
Постановления и Указы »
Читайте также