ОБЩЕРОССИЙСКИЙ КЛАССИФИКАТОР СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ПО ОБРАЗОВАНИЮ. ОК 009-2003 (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 30.09.2003 n 276-ст) (Дата введения 01.01.2004)


Утвержден
Постановлением
Госстандарта России
от 30 сентября 2003 г. N 276-ст
Дата введения -
1 января 2004 года
ОБЩЕРОССИЙСКИЙ КЛАССИФИКАТОР СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
ПО ОБРАЗОВАНИЮ
RUSSIAN CLASSIFICATION OF PROFESSIONS BY EDUCATION
ОК 009-2003
ПРЕДИСЛОВИЕ
1. Разработан Научно-исследовательским институтом высшего образования (НИИВО) Минобразования России, Федеральным государственным унитарным предприятием "Всероссийский научно-исследовательский институт классификации, терминологии и информации по стандартизации и качеству" (ФГУП "ВНИИКИ") Госстандарта России.
Представлен Министерством образования Российской Федерации.
Внесен Научно-техническим управлением Госстандарта России.
2. Принят и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 30.09.2003 N 276-ст.
3. Взамен ОК 009-93.
ВВЕДЕНИЕ
Общероссийский классификатор специальностей по образованию (ОКСО) охватывает высшее и среднее профессиональное образование и основывается на утверждаемых Минобразованием России перечнях направлений подготовки и специальностей высшего и среднего профессионального образования, разрабатываемых в соответствии с Федеральным законом "Об образовании" от 13.01.1996 N 12-ФЗ.
ОКСО предназначен для использования в процессе автоматизированной обработки и обмена информацией на всех установленных государством образовательных уровнях в Российской Федерации с охватом как государственных, так и негосударственных образовательных учреждений при решении следующих основных задач:
- определение прогнозной потребности, регулирование приема и выпуска специалистов;
- регламентация лицензионной деятельности и статистического учета в образовании;
- интеграция системы высшего профессионального образования и среднего профессионального образования Российской Федерации в международное образовательное пространство.
Объектами классификации в ОКСО являются специальности высшего и среднего профессионального образования.
Под специальностью понимают совокупность знаний, умений и навыков, приобретенных в результате образования и обеспечивающих постановку и решение определенных профессиональных задач.
В целом ОКСО представляет собой свод кодовых обозначений объектов классификации, наименований этих объектов и их дополнительных классификационных признаков.
Структурное описание объекта классификации включает:
- блок идентификации;
- блок наименования;
- блок дополнительных классификационных признаков.
Блок идентификации ОКСО строится с использованием иерархического метода классификации и последовательного метода кодирования.
Три уровня иерархической классификации объектов выделяют:
- укрупненные группы специальностей и направлений подготовки;
- направления подготовки;
- специальности.
Укрупненные группы специальностей и направлений подготовки объединяют совокупности специальностей и направлений подготовки, относящихся к какой-либо широкой предметной области, и соответствуют утвержденному Правительством Российской Федерации государственному заданию на подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием на 2003 - 2005 годы.
Направления подготовки выделяют более узкую предметную область в рамках укрупненных групп специальностей и направлений подготовки, к которым они принадлежат.
Специальности выделяют в рамках направлений подготовки конкретную профессиональную область.
Специализации, вводимые учебными заведениями в порядке, установленном Минобразованием России, в ОКСО не рассматриваются.
Структура кодового обозначения включает шесть цифровых десятичных знаков и имеет вид:
XXXXXX,
где:
1, 2-й знаки соответствуют укрупненным группам специальностей и направлений подготовки;
3, 4-й знаки соответствуют направлениям подготовки;
5, 6-й знаки соответствуют специальностям.
Блок наименования ОКСО содержит наименования укрупненных групп специальностей и направлений подготовки; направлений подготовки; специальностей.
В настоящем ОКСО в блоке наименований для удобства пользования наименования направлений подготовки выделены полужирным шрифтом, а наименования специальностей - курсивом, учитывая, что в соответствии со сложившейся практикой эти наименования в отдельных случаях могут совпадать.
В электронной версии документа выделения шрифтом отсутствуют. Блок дополнительных классификационных признаков содержит информацию о квалификации, присваиваемой по направлению подготовки и/или по специальности.
Квалификация по направлению подготовки и/или специальности высшего и среднего профессионального образования определяет уровень обученности, подготовленности к выполнению определенных профессиональных задач.
В первой графе блока дополнительных классификационных признаков указывается код, во второй графе - наименование квалификации.
Для 1-го разряда кода квалификации, характеризующего уровень образования с учетом принятых в Российской Федерации уровней образования, используются следующие значения:
5 - среднее профессиональное образование;
6 - высшее профессиональное образование.
Для 2-го разряда кода квалификации, характеризующего уровень квалификации, используются следующие значения:
- для среднего профессионального образования:
1 - базовый уровень подготовки;
2 - повышенный уровень подготовки;
- для высшего профессионального образования:
2 - бакалавр;
5 - дипломированный специалист;
8 - магистр.
Если к одному и тому же коду квалификации относятся наименования нескольких квалификаций, то код записывается только перед первым наименованием, но относится он и ко всем последующим наименованиям.
Наименование квалификации определяется утвержденными Минобразованием России перечнями направлений подготовки и специальностей высшего и среднего профессионального образования.
При необходимости кодирования квалификации, получаемой по конкретному направлению подготовки или специальности, должен использоваться 8-разрядный код, образуемый присоединением к 6-разрядному коду направления подготовки или специальности 2-разрядного кода квалификации.
Ниже приведен пример фрагмента классификатора и комментарии к нему.
-------T-------------------T-------------------------------------¬
¦ Код ¦ Наименование ¦ Квалификация ¦
¦ ¦ +---T---------------------------------+
¦ ¦ ¦код¦ наименование ¦
+------+-------------------+---+---------------------------------+
¦120000¦ГЕОДЕЗИЯ И ¦ ¦ ¦
¦ ¦ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦120100¦Геодезия ¦62 ¦Бакалавр техники и технологии ¦
¦ ¦ ¦68 ¦Магистр техники и технологии ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦120101¦Прикладная геодезия¦65 ¦Инженер ¦
¦ ¦ ¦51 ¦Техник ¦
¦ ¦ ¦52 ¦Старший техник ¦
L------+-------------------+---+----------------------------------
Это означает:
120000 ГЕОДЕЗИЯ И ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО - укрупненная группа специальностей и направлений подготовки
120100 Геодезия - направление подготовки
Квалификации по направлению подготовки Геодезия
62 Бакалавр техники и технологии
68 Магистр техники и технологии,
где цифра в 1-м разряде кода квалификации указывает уровень образования:
6 - высшее профессиональное образование;
цифра во 2-м разряде указывает уровень квалификации:
2 - бакалавр
8 - магистр.
Например, 8-разрядному коду 12010062 соответствует запись: "Бакалавр техники и технологии по направлению подготовки Геодезия".
120101 Прикладная геодезия - специальность.
Квалификации по специальности Прикладная геодезия:
65 Инженер
51 Техник
52 Старший техник,
где цифра в 1-м разряде кода квалификации указывает уровень образования:
6 - высшее профессиональное образование,
5 - среднее профессиональное образование;
цифра во 2-м разряде кода квалификации указывает уровень квалификации:
5 - дипломированный специалист,
1 - базовый уровень подготовки,
2 - повышенный уровень подготовки.
Например, 8-разрядному коду 12010165 соответствует запись: "Инженер по специальности Прикладная геодезия".
Ведение ОКСО осуществляет НИИВО Минобразования России во взаимодействии с ФГУП "ВНИИКИ" Госстандарта России.
ВЫСШЕЕ И СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
-------T--------------------------T------------------------------¬
¦ Код ¦ Наименование ¦ Квалификация ¦
¦ ¦ +---T--------------------------+
¦ ¦ ¦код¦ наименование ¦
+------+--------------------------+---+--------------------------+
¦010000¦ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЕ НАУ-¦ ¦ ¦
¦ ¦КИ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦010100¦Математика ¦62 ¦Бакалавр математики ¦
¦ ¦ ¦68 ¦Магистр математики ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦010101¦Математика ¦65 ¦Математик ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦010200¦Математика. Прикладная ма-¦62 ¦Бакалавр математики ¦
¦ ¦тематика ¦68 ¦Магистр математики ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦010300¦Математика. Компьютерные ¦62 ¦Бакалавр математики ¦
¦ ¦науки ¦68 ¦Магистр математики ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦010400¦Информационные технологии ¦62 ¦Бакалавр информационных ¦
¦ ¦ ¦ ¦технологий ¦
¦ ¦ ¦68 ¦Магистр информационных ¦
¦ ¦ ¦ ¦технологий ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦010500¦Прикладная математика и ¦62 ¦Бакалавр прикладной мате- ¦
¦ ¦информатика ¦ ¦матики и информатики ¦
¦ ¦ ¦68 ¦Магистр прикладной матема-¦
¦ ¦ ¦ ¦тики и информатики ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦010501¦Прикладная математика и ¦65 ¦Математик, системный прог-¦
¦ ¦информатика ¦ ¦раммист ¦
¦010502¦Прикладная информатика (по¦65 ¦Информатик (с указанием ¦
¦ ¦областям) ¦ ¦области) ¦
¦010503¦Математическое обеспечение¦65 ¦Математик-программист ¦
¦ ¦и администрирование инфор-¦ ¦ ¦
¦ ¦мационных систем ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦010600¦Прикладные математика и ¦62 ¦Бакалавр прикладных мате- ¦
¦ ¦физика ¦ ¦матики и физики ¦
¦ ¦ ¦68 ¦Магистр прикладных матема-¦
¦ ¦ ¦ ¦тики и физики ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦010700¦Физика ¦62 ¦Бакалавр физики ¦
¦ ¦ ¦68 ¦Магистр физики ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦010701¦Физика ¦65 ¦Физик ¦
¦010702¦Астрономия ¦65 ¦Астроном ¦
¦010703¦Физика Земли и планет ¦65 ¦Физик ¦
¦010704¦Физика конденсированного ¦65 ¦Физик ¦
¦ ¦состояния вещества ¦ ¦ ¦
¦010705¦Физика атомного ядра и ¦65 ¦Физик ¦
¦ ¦частиц ¦ ¦ ¦
¦010706¦Физика кинетических явле- ¦65 ¦Физик ¦
¦ ¦ний ¦ ¦ ¦
¦010707¦Медицинская физика ¦65 ¦Физик ¦
¦010708¦Биохимическая физика ¦65 ¦Физик ¦
¦010709¦Биоинженерия и биоинформа-¦65 ¦Специалист по биоинженерии¦
¦ ¦тика ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦010800¦Радиофизика ¦62 ¦Бакалавр радиофизики ¦
¦ ¦ ¦68 ¦Магистр радиофизики ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦010801¦Радиофизика и электроника ¦65 ¦Радиофизик ¦
¦010802¦Фундаментальная радиофизи-¦65 ¦Физик ¦
¦ ¦ка и физическая электрони-¦ ¦ ¦
¦ ¦ка ¦ ¦ ¦
¦010803¦Микроэлектроника и полу- ¦65 ¦Физик-микроэлектронщик ¦
¦ ¦проводниковые приборы ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦010900¦Механика ¦62 ¦Бакалавр механики ¦
¦ ¦ ¦68 ¦Магистр механики ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦010901¦Механика ¦65 ¦Механик ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦011000¦Механика. Прикладная мате-¦62 ¦Бакалавр математики и ме- ¦
¦ ¦матика ¦ ¦ханики ¦
¦ ¦ ¦68 ¦Магистр математики и ¦
¦ ¦ ¦ ¦механики ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦020000¦ЕСТЕСТВЕННЫЕ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Госстандарта РФ от 19.09.2001 n 387-ст (ред. от 01.10.2005) О ПРИНЯТИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА (вместе с ГОСТ Р 12.4.026-2001. ЦВЕТА СИГНАЛЬНЫЕ, ЗНАКИ БЕЗОПАСНОСТИ И РАЗМЕТКА СИГНАЛЬНАЯ. НАЗНАЧЕНИЕ И ПРАВИЛА ПРИМЕНЕНИЯ. ОБЩИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ И ХАРАКТЕРИСТИКИ. МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ)  »
Постановления и Указы »
Читайте также