ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 29.08.2001 n 637 О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ ПРЕОДОЛЕНИЕ ПОСЛЕДСТВИЙ РАДИАЦИОННЫХ АВАРИЙ НА ПЕРИОД ДО 2010 ГОДА


ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 августа 2001 г. N 637
О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ
"ПРЕОДОЛЕНИЕ ПОСЛЕДСТВИЙ РАДИАЦИОННЫХ АВАРИЙ
НА ПЕРИОД ДО 2010 ГОДА"
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Федеральную целевую программу "Преодоление последствий радиационных аварий на период до 2010 года" (далее именуется - Программа), включающую подпрограммы "Преодоление последствий аварии на Чернобыльской АЭС", "Преодоление последствий аварий на производственном объединении "Маяк" и "Преодоление последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне".
2. Утвердить Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий государственным заказчиком Программы.
3. Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации и Министерству промышленности, науки и технологий Российской Федерации при формировании инвестиционной программы и федерального бюджета на 2002 и последующие годы предусматривать выделение средств на реализацию Программы исходя из возможностей федерального бюджета.
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.КАСЬЯНОВ



Утверждена
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 29 августа 2001 г. N 637
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"ПРЕОДОЛЕНИЕ ПОСЛЕДСТВИЙ РАДИАЦИОННЫХ АВАРИЙ
НА ПЕРИОД ДО 2010 ГОДА"
ПАСПОРТ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ПРЕОДОЛЕНИЕ ПОСЛЕДСТВИЙ
РАДИАЦИОННЫХ АВАРИЙ НА ПЕРИОД ДО 2010 ГОДА"
Наименование - "Преодоление последствий радиационных
Программы аварий на период до 2010 года"
Основание для - распоряжение Правительства Российской
разработки Программы Федерации от 29 января 2001 г. N 125-р
Государственный - Министерство Российской Федерации по
заказчик делам гражданской обороны, чрезвычайным
ситуациям и ликвидации последствий
стихийных бедствий
Основные разработчики - Министерство Российской Федерации по
Программы делам гражданской обороны, чрезвычайным
ситуациям и ликвидации последствий
стихийных бедствий, Министерство
экономического развития и торговли
Российской Федерации, Министерство
финансов Российской Федерации,
Министерство здравоохранения Российской
Федерации, Министерство сельского
хозяйства Российской Федерации,
Министерство по атомной энергии
Российской Федерации, Министерство
природных ресурсов Российской
Федерации, Федеральная служба России
по гидрометеорологии и мониторингу
окружающей среды, органы исполнительной
власти Республики Алтай, Алтайского
края, Брянской, Калужской, Курганской,
Орловской, Свердловской, Тульской и
Челябинской областей
Цель и задачи - целью Программы является завершение в
Программы основном к 2011 году мероприятий,
связанных с обеспечением социально -
экономической реабилитации территорий и
радиационной защиты граждан Российской
Федерации, подвергшихся радиационному
воздействию вследствие аварий на
производственном объединении "Маяк",
Чернобыльской АЭС и испытаний ядерного
оружия на Семипалатинском полигоне,
возвращение радиоактивно загрязненных
территорий к нормальным (без ограничений
по радиационному фактору) условиям
проживания населения и хозяйственной
деятельности, снижение риска
радиоактивного загрязнения объектов
природной среды от потенциально опасных
источников на производственном объединении
"Маяк".
Задачи Программы:
завершение строительства и ввод в
эксплуатацию объектов здравоохранения,
образования, коммунального хозяйства и
жилья, обеспечение жильем граждан,
переселившихся из радиоактивно
загрязненных районов;
обеспечение необходимой специализированной
медицинской, а также психологической
помощью населения, подвергшегося
радиационному воздействию, участников
ликвидации последствий аварий и катастроф,
а также их детей первого и второго
поколения;
снижение доз облучения населения и
возвращение радиоактивно загрязненных
территорий к нормальным (без ограничения
по радиационному фактору) условиям жизни
и хозяйственной деятельности населения,
в том числе:
обеспечение производства нормативно -
чистой сельскохозяйственной продукции и
устойчивого ведения лесного хозяйства
на радиоактивно загрязненных территориях;
предотвращение дальнейшего радиоактивного
загрязнения территорий, прилегающих к
производственному объединению "Маяк";
научное обеспечение принятия решений о
проведении основных программных
мероприятий
Сроки и этапы - 2002 - 2010 годы
реализации Программы I этап - 2002 - 2005 годы;
II этап - 2006 - 2010 годы
Подпрограммы, - подпрограммы:
основные мероприятия "Преодоление последствий аварии на
Чернобыльской АЭС";
"Преодоление последствий аварий на
производственном объединении "Маяк";
"Преодоление последствий ядерных испытаний
на Семипалатинском полигоне".
Основными мероприятиями Программы
являются:
строительство и реконструкция объектов
здравоохранения, коммунального хозяйства,
образования, обеспечение жильем граждан,
переселившихся из радиоактивно
загрязненных районов;
совершенствование оказания медицинской
помощи лицам, подвергшимся радиационному
воздействию, и их детям первого и второго
поколения, обеспечение функционирования
национального радиационно -
эпидемиологического регистра;
проведение реабилитационных и защитных
мероприятий в агропромышленном комплексе
на радиоактивно загрязненных территориях;
ведение специальных лесохозяйственных и
лесозащитных мероприятий на радиоактивно
загрязненных территориях;
мониторинг радиоактивного загрязнения
объектов окружающей среды;
радиационно - гигиенический мониторинг
продуктов питания и доз облучения
населения;
предотвращение выноса радионуклидов за
пределы санитарно - защитной зоны
производственного объединения "Маяк";
обеспечение деятельности центров
социально - психологической реабилитации
пострадавшего населения и участников
ликвидации последствий радиационных
аварий;
информационно - разъяснительная работа
среди пострадавшего населения и участников
ликвидации последствий радиационных
аварий;
научное обеспечение мероприятий Программы;
международное сотрудничество;
информационно - аналитическое обеспечение
Программы
Объем и источники - объем финансирования Программы составляет
финансирования 4884313,2 тыс. рублей.
Программы Источники финансирования:
федеральный бюджет - 3305779,2 тыс.
рублей, из них государственные капитальные
вложения - 2848500 тыс. рублей, НИОКР -
42120 тыс. рублей и прочие расходы -
415159,2 тыс. рублей;
бюджеты субъектов Российской Федерации и
местные бюджеты - 1059023,6 тыс. рублей,
из них капитальные вложения - 939507,5
тыс. рублей;
внебюджетные источники - 519510,4 тыс.
рублей, из них капитальные вложения -
498398,2 тыс. рублей
Ответственные - Министерство Российской Федерации по
исполнители Программы атомной энергии, Министерство
здравоохранения Российской Федерации,
Министерство сельского хозяйства
Российской Федерации, Министерство
природных ресурсов Российской Федерации,
Федеральная служба России по
гидрометеорологии и мониторингу окружающей
среды
Ожидаемые конечные - улучшение качества жизни населения,
результаты реализации проживающего на радиоактивно загрязненных
Программы территориях и подвергшегося радиационному
(подпрограмм) воздействию;
улучшение материально - технической базы
здравоохранения и социальной
инфраструктуры в местах компактного
проживания лиц, подвергшихся радиационному
воздействию, и их потомков, обеспечение
жильем граждан, переселившихся из
радиоактивно загрязненных районов:
ввод в эксплуатацию 144,2 тыс. кв. метров
жилья, больниц на 2414 коек, поликлиник
на 4010 посещений в смену, 3 санитарно -
эпидемиологических станций, школ на 7351
ученическое место, интернатов на 120 мест
и детских дошкольных учреждений на 830
мест, 946,3 км газовых и 108,8 км
водопроводных сетей и ряда других
объектов, в том числе в 2002 году жилья
13,79 тыс. кв. метров, больниц на 320
коек, поликлиник на 1720 посещений в
смену, школ на 760 ученических мест,
газовых сетей 96,7 км;
повышение качества и доступности
медицинской и психологической помощи,
оказываемой населению;
создание на основе Национального
радиационно - эпидемиологического регистра
эффективной системы контроля за состоянием
здоровья граждан, подвергшихся
радиационному воздействию вследствие
радиационных аварий и катастроф;
обеспечение получения продукции
растениеводства и животноводства,
удовлетворяющей требованиям санитарно -
гигиенических нормативов, на территориях,
подвергшихся радиоактивному загрязнению
(за исключением отдельных хозяйств в
Брянской области);
реабилитация около 5 тыс. гектаров
сельскохозяйственных угодий;
снижение доз облучения населения;
обеспечение радиационной безопасности
проживания населения в зоне влияния
производственного объединения "Маяк",
завершение работ по приведению в
безопасное состояние радиационно опасных
объектов в промышленной и санитарно -
защитной зонах производственного
объединения "Маяк"
Система организации - координация выполнения мероприятий
контроля за Программы осуществляется Министерством
исполнением Программы Российской Федерации по делам гражданской
обороны, чрезвычайным ситуациям и
ликвидации последствий стихийных бедствий.
Контроль за реализацией Программы
осуществляется в порядке, установленном
Правительством Российской Федерации
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости
решения ее программными методами
Радиационные аварии на производственном объединении "Маяк", испытания ядерного оружия на Семипалатинском полигоне и авария на Чернобыльской АЭС обусловили целый комплекс проблем, требующих решения на федеральном уровне.
В 1949 - 1956, 1957 и 1967 годах радиоактивному загрязнению подверглось около 23,5 тыс. кв. км территорий Уральского региона. Было изъято из землепользования 119 тыс. гектаров земель и переселено из радиоактивно загрязненных населенных пунктов в другие районы 18,5 тыс. человек.
Испытания ядерного оружия на Семипалатинском полигоне в 1949 - 1962 годах обусловили радиационное воздействие на население Алтайского края и Республики Алтай.
Вследствие аварии на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 г. было загрязнено более 56 тыс. кв. км территории Российской Федерации, в том числе около 2 млн. гектаров сельскохозяйственных угодий и около 1 млн. гектаров земель лесного фонда. На радиоактивно загрязненных территориях проживало около 3 млн. человек. С радиоактивно загрязненных территорий было переселено в организованном порядке или переселилось самостоятельно более 52 тыс. граждан. В ликвидации последствий аварии приняло участие более 200 тыс. граждан России.
Последствия радиационных аварий и испытаний ядерного оружия явились одним из факторов, обусловивших негативные тенденции в изменении медико - демографической ситуации в Челябинской, Свердловской, Курганской, Брянской, Калужской, Орловской и Тульской областях, Алтайском крае и Республике Алтай.
До 2001 года задачи преодоления последствий указанных радиационных аварий и испытаний ядерного оружия решались в рамках четырех федеральных целевых программ, срок действия которых продлен Правительством Российской Федерации на 2001 год.
В соответствии с федеральными программами реализован комплекс мер, направленных на радиационную, медицинскую, социальную и психологическую защиту граждан, подвергшихся радиационному воздействию, и реабилитацию радиоактивно загрязненных территорий. Вместе с тем анализ итогов выполнения программ показывает, что проблема преодоления последствий радиационных аварий и катастроф носит долговременный характер и требует продолжения осуществления защитных и реабилитационных мероприятий.
В этих целях разработана Федеральная целевая программа "Преодоление последствий радиационных аварий на период до 2010 года" (далее именуется - Программа).
Современное состояние проблемы преодоления последствий радиационных аварий характеризуется следующим.
Радиоактивно загрязненные территории Уральского региона включают более 20 тыс. гектаров сельскохозяйственных угодий, на которых при отсутствии реабилитационных мероприятий возможно получение продукции с превышением установленных нормативов по содержанию стронция-90. На территории Восточно - Уральского радиоактивного следа и в пойме рек Теча и Исеть, подвергшихся радиоактивному загрязнению, отмечаются случаи превышения установленных нормативов содержания этого радионуклида в основной и побочной продукции леса.
В соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите граждан, подвергшихся радиационному воздействию, необходимой медицинской помощью должны быть обеспечены более 30 тыс. человек, подвергшихся радиационному воздействию вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча.
В Челябинской, Курганской, Свердловской областях и на производственном объединении "Маяк" не завершено строительство 117 наиболее важных объектов, предусмотренное ранее принятыми программами. При этом более 3000 семей нуждаются в улучшении жилищных условий и в соответствии с действующим законодательством должны быть обеспечены благоустроенной жилой площадью в первоочередном порядке.
В природных средах, окружающих промышленную площадку производственного объединения "Маяк", сосредоточены потенциально опасные источники радиоактивного загрязнения территорий, прилегающих к объединению.
Испытания ядерного оружия в атмосфере в 1949 - 1962 годах вызвали повышенное радиационное воздействие на население отдельных районов Алтайского края и Республики Алтай.
В настоящее время радиационная обстановка на территории Алтайского края и Республики Алтай нормализовалась и не представляет опасности для проживания и хозяйственной деятельности населения.
В соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите граждан, подвергшихся радиационному воздействию, необходимой медицинской помощью должны быть обеспечены около 45 тыс. человек, подвергшихся радиационному воздействию в результате ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.
В Республике Алтай и Алтайском крае не завершено строительство 27 наиболее важных объектов, предусмотренных к вводу ранее принятыми программами.
В результате аварии на Чернобыльской АЭС плотность загрязнения почв цезием-137 свыше 5 Ки/кв. км сохраняется на отдельных территориях Брянской, Калужской, Орловской и Тульской областей, включающих 325 тыс. гектаров сельскохозяйственных угодий. В зоне отселения и зоне с правом на отселение проживает более 200 тыс. человек.
В Российской Федерации проживает около 200 тыс. человек, принимавших участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
С радиоактивно загрязненных территорий переселено 52 тыс. человек. В настоящее время более 3,2 тыс. семей (около 10 тыс. человек) не обеспечены жильем, в том числе в Брянской, Калужской, Орловской и Тульской областях - 1,4 тыс. семей.
В отдельных районах Брянской и Калужской областей продолжается производство сверхнормативно загрязненной продукции сельского хозяйства, главным образом молока и мяса. Прекращение специальных агромелиоративных мероприятий может привести к производству сверхнормативно загрязненной продукции также в хозяйствах Орловской и Тульской областей.
На отдельных территориях Брянской, Калужской, Орловской и Тульской областей основная и побочная продукция леса не соответствует установленным санитарно - гигиеническим нормативам по содержанию цезия-137.
Не завершено строительство в Брянской, Калужской, Орловской и Тульской областях 93 наиболее важных объектов, предусмотренных ранее принятыми программами.
2. Основные цели и задачи Программы,
сроки и этапы ее реализации
Целью Программы является завершение в основном к 2011 году мероприятий, связанных с обеспечением социально - экономической реабилитации территорий и радиационной защиты граждан Российской Федерации, подвергшихся радиационному воздействию вследствие аварий на производственном объединении "Маяк", Чернобыльской АЭС и испытаний ядерного оружия на Семипалатинском полигоне, возвращение радиоактивно загрязненных территорий к нормальным (без ограничений по радиационному фактору) условиям проживания населения и хозяйственной деятельности, снижение риска радиоактивного загрязнения объектов природной среды от потенциально опасных источников на производственном объединении "Маяк".
Задачи Программы:
завершение строительства и ввод в эксплуатацию объектов здравоохранения, образования, коммунального хозяйства и жилья, строительство которых начато в рамках предыдущих программ, обеспечение жильем граждан, переселившихся из радиоактивно загрязненных районов;
обеспечение необходимой специализированной медицинской, а также психологической помощью населения, подвергшегося радиационному воздействию, участников ликвидации последствий аварий и катастроф, а также их детей первого и второго поколения;
снижение доз облучения населения и возвращение радиоактивно загрязненных территорий к нормальным (без ограничения по радиационному фактору) условиям жизни и хозяйственной деятельности населения, в том числе:
обеспечение производства нормативно - чистой сельскохозяйственной продукции и устойчивого ведения лесного хозяйства на радиоактивно загрязненных территориях;
предотвращение дальнейшего радиоактивного загрязнения территорий, прилегающих к производственному объединению "Маяк";
научное обеспечение принятия решений о проведении основных программных мероприятий.
Срок реализации Программы - 2002 - 2010 годы. Реализация осуществляется в 2 этапа: первый - 2002 - 2005 годы, второй - 2006 - 2010 годы.
На первом этапе предполагается:
ввести в эксплуатацию 139 из 237 объектов: 58,5 тыс. кв. метров жилья, больницы на 728 коек, поликлиники на 2970 посещений в смену, здание для санитарно - эпидемиологической станции, школы на 3536 ученических мест, детские дошкольные учреждения на 190 мест, 410,7 км газовых и 44,4 км водопроводных сетей и ряд других объектов;
завершить в основном реабилитационные мероприятия в агропромышленном комплексе в Орловской и Тульской областях и обеспечить на этих территориях гарантированное получение нормативно - чистой продукции при условии продолжения работ по поддержанию плодородия почв;
осуществлять мониторинг текущего облучения населения, проживающего на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии на Чернобыльской АЭС и аварий на производственном объединении "Маяк";
завершить работы по крупномасштабному картированию территорий Уральского региона.
На втором этапе реализации Программы предусматривается:
ввести в эксплуатацию 96 объектов: 85,6 тыс. кв. метров жилья, больницы на 1686 коек, поликлиники на 1040 посещений в смену, 2 здания санитарно - эпидемиологической станции, школы на 3815 ученических мест, интернаты на 120 мест и детские дошкольные учреждения на 640 мест, 535,6 км газовых и 64,4 км водопроводных сетей и ряд других объектов;
завершить работы по приведению в безопасное состояние радиационно опасных объектов в промышленной и санитарно - защитной зонах производственного объединения "Маяк";
создать на основе Национального радиационно - эпидемиологического регистра эффективную систему контроля за состоянием здоровья граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие радиационных аварий и катастроф, в целях оказания адресной медицинской помощи этой категории граждан;
обеспечить получение продукции растениеводства и животноводства, удовлетворяющей требованиям санитарно - гигиенических нормативов, на всех сельскохозяйственных землях, подвергшихся радиоактивному загрязнению (за исключением отдельных хозяйств в Брянской области).
3. Система программных мероприятий
В целях решения основных задач в Программу включены мероприятия, сгруппированные в 6 основных тематических разделов:
социально - экономическая реабилитация населения и территорий, подвергшихся радиационному воздействию;
охрана здоровья граждан, подвергшихся радиационному воздействию, и их детей первого и второго поколения;
снижение уровней облучения населения и реабилитация радиоактивно загрязненных территорий;
радиационный и санитарно - гигиенический мониторинг объектов природной среды и продуктов питания, мониторинг доз облучения населения;
снижение риска возникновения на производственном объединении "Маяк" чрезвычайных ситуаций радиационного характера;
социально - психологическая реабилитация граждан, подвергшихся радиационному воздействию.
Кроме того, в целях повышения эффективности проводимых мероприятий предусматривается:
научное обеспечение Программы;
международное сотрудничество;
информационно - аналитическое обеспечение Программы.
Программа включает в себя три подпрограммы:
"Преодоление последствий аварии на Чернобыльской АЭС";
"Преодоление последствий аварий на производственном объединении "Маяк";
"Преодоление последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне".
Система программных мероприятий представлена в таблице 16 Приложения N 1.
Объемы затрат на выполнение мероприятий Программы приведены в таблицах 1 - 9 Приложения N 2.
Общие объемы затрат на выполнение Программы приведены в таблице 10 Приложения N 2.
3.1. Социально - экономическая реабилитация населения
и территорий, подвергшихся радиационному воздействию
Основным направлением в области социально - экономической реабилитации населения и территорий является строительство объектов социальной инфраструктуры в регионах, пострадавших от радиационного воздействия, а также жилья для переселенцев из радиоактивно загрязненных вследствие чернобыльской катастрофы и аварий на производственном объединении "Маяк" территорий.
Предусмотренные ранее федеральными целевыми программами задания по указанному направлению выполнены не в полном объеме.
Программой предусматривается строительство 237 объектов, являющихся наиболее значимыми для регионов, подвергшихся радиационному воздействию. Ожидаемый на начало 2002 года объем незавершенного строительства по этим объектам составит более 2,5 млрд. рублей, остаток сметной стоимости - более 5,5 млрд. рублей.
Задачей Программы по данному направлению является завершение к 2011 году мероприятий по социально - экономической реабилитации населения и территорий.
Намечено к строительству:
по подпрограмме "Преодоление последствий аварии на Чернобыльской АЭС" - 93 объекта в Брянской, Калужской, Орловской и Тульской областях. Кроме того, предусмотрено приобретение жилья для переселенцев;
по подпрограмме "Преодоление последствий аварий на производственном объединении "Маяк" - 117 объектов в Челябинской, Курганской и Свердловской областях, а также приобретение жилья для пострадавших граждан, проживающих в Уральском регионе;
по подпрограмме "Преодоление последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" - 27 объектов, в том числе 20 объектов в Алтайском крае и 7 объектов в Республике Алтай.
Общий объем капитальных вложений, предусматриваемых Программой, составляет 4286,4 млн. рублей, в том числе из федерального бюджета 2848,5 млн. рублей. Из общего объема капитальных вложений планируется направить на строительство объектов здравоохранения - 2014,6 млн. рублей (47 процентов), объектов образования - 421,5 млн. рублей (9,8 процента), коммунального хозяйства - 910,8 млн. рублей (21,2 процента), жилья - 766,5 млн. рублей (17,9 процента), производственное строительство - 12,6 млн. рублей (0,3 процента), объектов производственного объединения "Маяк" Министерства Российской Федерации по атомной энергии - 140,4 млн. рублей (3,3 процента), социального назначения - 19,8 млн. рублей (0,5 процента).
Реализацию планов капитального строительства планируется осуществить в два этапа. На первом этапе (в 2002 - 2005 годах) предусматривается строительство 190 объектов со степенью строительной готовности, в основном, выше 50 процентов. За счет всех источников финансирования на строительство в 2002 - 2005 годах будет направлено 1963,6 млн. рублей. К 2006 году ожидается ввод в эксплуатацию 139 объектов и 8 пусковых комплексов. Объем незавершенного строительства по всем 237 объектам на начало 2006 года сократится на 800,2 млн. рублей и составит 1708,9 млн. рублей.
На втором этапе (в 2006 - 2010 годах) ожидаемый объем капитальных вложений за счет всех источников финансирования составит 2322,76 млн. рублей. К 2011 году предусматривается полностью ввести в эксплуатацию 235 из 237 объектов, объем незавершенного строительства сократится до 2,87 млн. рублей. Останется незавершенным строительство Регионального центра радиационной и экологической медицины в г. Барнауле (3-й пусковой комплекс), завершение строительства которого в дальнейшем будет осуществляться за счет средств Алтайского края, и закрытие зеркала озера Карачай, которое будет осуществляться в дальнейшем за счет средств Министерства Российской Федерации по атомной энергии.
Для переселенцев из радиоактивно загрязненных районов и других категорий пострадавших граждан будет построено и приобретено 144,2 тыс. кв. метров жилья.
В результате реализации Программы предусматривается ввести в эксплуатацию:
больницы на 2414 коек, в том числе на 1-м этапе - на 728 коек;
поликлиники на 4010 посещений в смену, в том числе на 1-м этапе - на 2970 посещений в смену;
3 здания санитарно - эпидемиологических станций, в том числе 1 здание - на 1-м этапе;
школы на 7351 ученическое место, в том числе на 3536 ученических мест - на 1-м этапе;
детские дошкольные учреждения на 830 мест, в том числе на 1-м этапе - на 190 мест;
дома - интернаты на 120 мест;
газовые сети - 946,3 км, в том числе на 1-м этапе - 410,7 км;
водопроводные сети - 108,8 км, в том числе на 1-м этапе - 44,4 км;
жилье - 144,2 тыс. кв. метров, в том числе на 1-м этапе - 58,5 тыс. кв. метров;
цех детского питания мощностью 230 тонн в год (2002 - 2005 годы).
Сводный план капитального строительства представлен в таблице 1 Приложения N 1, перечень объектов капитального строительства - в таблицах 1.1 - 1.3 Приложения N 2.
Подпрограмма "Преодоление последствий аварии
на Чернобыльской АЭС"
План капитального строительства по подпрограмме приведен в таблице 2 Приложения N 1.
По Брянской области предусматривается завершение строительства и ввод в действие следующих объектов:
жилье общей площадью 63,62 тыс. кв. метров, в том числе в 2002 году - 6,36 тыс. кв. метров, в 2003 году - 1,72 тыс. кв. метров, в 2004 году - 9,25 тыс. кв. метров, в 2005 году - 5,92 тыс. кв. метров и в 2006 - 2010 годах - 28,75 тыс. кв. метров;
больницы на 300 коек, в том числе в 2005 году - на 30 коек и в 2006 - 2010 годах - на 270 коек;
поликлиника на 150 посещений в смену - в 2008 году;
три физкультурно - оздоровительных комплекса - в 2002 году, в 2003 году и в 2010 году;
школы на 3427 ученических мест, в том числе в 2003 году - на 132 ученических места, в 2004 году - на 350 ученических мест, в 2005 году - на 854 ученических места и в 2006 - 2010 годы - на 2091 ученическое место;
два спортивных зала - один в 2002 году, другой в 2003 году;
детские дошкольные учреждения на 420 мест, в том числе в 2003 году - на 140 мест, в 2007 году - на 280 мест;
торговые центры общей площадью 2,36 тыс. кв. метров, в том числе в 2003 году - 1,18 тыс. кв. метров и в 2004 году - 1,18 тыс. кв. метров;
цех по производству сыра с производительностью 250 кг молочной продукции в сутки - в 2002 году;
газовые сети протяженностью 523,8 км, в том числе в 2002 году - 60 км, в 2003 году - 60,2 км, в 2004 году - 60 км, в 2005 году - 59,8 км и в 2006 - 2010 годы - 283,8 км;
городская канализационная насосная станция мощностью 28,8 тыс. куб. метров в сутки и насосный коллектор протяженностью 4,06 км в 2002 году;
инженерные сети протяженностью 28,7 км, в том числе для водоснабжения - 10 км (4 км в 2005 году и 6 км в 2010 году), для канализации - 8 км в 2010 году, для теплоснабжения - 5,7 км (3 км в 2003 году, 3 км в 2005 году и 2 км в 2010 году) и для электроснабжения - 5 км (3 км в 2005 году и 2 км в 2010 году).
Планируется приобретение жилья общей площадью 11,6 тыс. кв. метров, в том числе в 2002 году - 0,33 тыс. кв. метров, в 2003 году - 0,46 тыс. кв. метров, в 2004 году - 0,6 тыс. кв. метров, в 2005 году - 1,8 тыс. кв. метров и в 2006 - 2010 годы - 8,41 тыс. кв. метров.
Программой предусматривается на 2002 - 2010 годы 1194,7 млн. рублей капитальных вложений, в том числе 909 млн. рублей из федерального бюджета, 235,7 млн. рублей из бюджета Брянской области, 49,9 млн. рублей из внебюджетных источников.
План капитального строительства по Брянской области представлен в таблице 3 Приложения N 1.
В Калужской области предусматривается завершение строительства и ввод в действие следующих объектов:
жилья общей площадью 5,42 тыс. кв. метров, в том числе в 2003 году - 2,71 тыс. кв. метров, в 2006 году - 2,71 тыс. кв. метров;
школы на 258 ученических мест, в том числе в 2002 году - 150 ученических мест, в 2003 году - 108 ученических мест;
детские дошкольные учреждения на 50 мест - в 2005 году;
санитарно - эпидемиологическая станция - в 2006 году;
газовые сети протяженностью 76,41 км, в том числе в 2002 году - 1,5 км, в 2003 году - 2,7 км, в 2004 году - 2,8 км, в 2005 году - 2,2 км и в 2006 - 2010 годы - 67,21 км;
сети водопровода протяженностью 10,5 км, в том числе в 2002 году - 0,9 км, в 2003 году - 2 км, в 2004 году - 1,7 км, в 2005 году - 2,5 км и в 2006 - 2010 годах - 3,4 км;
сбросной канализационный коллектор протяженностью 7 км - в 2008 году.
Программой предусматривается на 2002 - 2010 годы 120,3 млн. рублей капитальных вложений, в том числе 101,7 млн. рублей из федерального бюджета, 9,7 млн. рублей из бюджета Калужской области и 8,9 млн. рублей из внебюджетных источников.
План капитального строительства по Калужской области представлен в таблице 4 Приложения N 1.
В Орловской области предусматривается завершение строительства и ввод в действие следующих объектов:
больницы на 100 коек, в том числе в 2005 году - на 50 коек и в 2010 году - на 50 коек;
поликлиники на 1180 посещений в смену - в 2002 году;
школы на 406 ученических мест, в том числе в 2002 году - на 190 ученических мест, в 2005 году - на 216 ученических мест;
газовые сети протяженностью 18 км, в том числе в 2002 году - 4,5 км, в 2003 году - 4,5 км, в 2004 году - 4,5 км и в 2005 году - 4,5 км.
Планируется приобретение жилья общей площадью 2,88 тыс. кв. метров, в том числе в 2002 году - 0,32 тыс. кв. метров, в 2003 году - 0,32 тыс. кв. метров, в 2004 году - 0,32 тыс. кв. метров, в 2005 году - 0,32 тыс. кв. метров и в 2006 - 2010 годах - 1,6 тыс. кв. метров.
Программой предусматривается на 2002 - 2010 годы 407,8 млн. рублей капитальных вложений, в том числе 158,4 млн. рублей из федерального бюджета, 79,2 млн. рублей из бюджета Орловской области, 170,2 млн. рублей из внебюджетных источников.
План капитального строительства по Орловской области представлен в таблице 5 Приложения N 1.
В Тульской области предусматривается завершение строительства и ввод в действие следующих объектов:
больницы на 653 койки, в том числе в 2002 году - на 300 коек, в 2005 году - на 133 койки и в 2010 году на - 220 коек;
поликлиники на 1340 посещений в смену, в том числе в 2002 году - на 240 посещений в смену, в 2005 году - на 600 посещений в смену и в 2006 году - на 500 посещений в смену;
газовые сети протяженностью 128,3 км, в том числе в 2002 году - 20,2 км, в 2003 году - 10,3 км, в 2004 году - 10,3 км, в 2005 году - 10,3 км и в 2006 - 2010 годах - 77 км.
Планируется приобретение жилья общей площадью 1,24 тыс. кв. метров, в том числе в 2002 году - 0,18 тыс. кв. метров, в 2003 году - 0,18 тыс. кв. метров, в 2004 году - 0,18 тыс. кв. метров, в 2005 году - 0,18 тыс. кв. метров и в 2006 - 2010 годах - 0,52 тыс. кв. метров.
Программой предусматривается на 2002 - 2010 годы 482,7 млн. рублей капитальных вложений, в том числе 201,6 млн. рублей из федерального бюджета, 176 млн. рублей из бюджета Тульской области, 105,1 млн. рублей из внебюджетных источников.
План капитального строительства по Тульской области представлен в таблице 6 Приложения N 1.
Межрегиональные объекты и обеспечение жильем переселенцев.
Медицинский радиологический научный центр Российской академии медицинских наук (МРНЦ РАМН), построенный в 1962 году, является головным учреждением Российской Федерации по исследованию и применению в медицине различных видов ионизирующих и неионизирующих излучений. Центр определяет и проводит в жизнь научную политику в области медицинской радиологии, радиационной онкологии и радиационной медицины.
Структурно МРНЦ РАМН состоит из экспериментального, клинического и радиационно - эпидемиологического секторов. Клиника располагает 400 больничными койками. Имеются инженерно - технические и вспомогательные службы.
В центре проводятся уникальные работы в области фундаментальной и клинической радиологии, радиофармацевтики, лучевой диагностики и лучевой терапии.
Клиника центра является единственным учреждением в России, располагающим комплексом оборудования и условиями для проведения диагностики и лечения больных раком щитовидной железы и другими заболеваниями с использованием открытых радионуклидов, в том числе и йода. С учетом роста заболеваемости раком щитовидной железы у детей и подростков, проживающих на территориях, загрязненных радионуклидами вследствие чернобыльской аварии, значимость данного вида лечения постоянно возрастает.
Ежегодно в стационаре центра проходят лечение более 4500 пациентов, 68 процентов которых проживают в регионах Российской Федерации, подвергшихся загрязнению радионуклидами. Кроме того, ежегодно проводится диспансерно - консультативное обследование более 35000 пациентов.
Программой предусмотрены реконструкция зданий и сооружений, замена износившихся инженерных систем и оснащение современным оборудованием МРНЦ РАМН.
Институт проблем безопасного развития атомной энергетики Российской академии наук (ИБРАЭ РАН) с 1991 года является головной организацией по системно - аналитическому и информационному обеспечению мероприятий по защите населения Российской Федерации от последствий радиационных аварий.
В ИБРАЭ с участием институтов Российской академии наук, Министерства здравоохранения Российской Федерации, Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, Российской академии медицинских наук создана не имеющая аналогов в мировой практике интегрированная компьютерная геоинформационная экспертная система для анализа и оценок последствий радиационных аварий и выработке рекомендаций по планированию долговременных послеаварийных мероприятий. Система включает центральный банк обобщенных данных, уникальную базу радиационно - гигиенических и медико - демографических данных по более чем 12 тысячам населенных пунктов России, базы электронных карт, банк моделей, а также комплекс программ обработки баз данных. Центральный банк обобщенных данных включает в себя более 18 разделов - от банков данных по радиоактивному загрязнению территорий, продуктов питания, сельскохозяйственных и лесных угодий, дозам внешнего и внутреннего облучения, до персонифицированного банка данных по 240 тысячам участникам ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
Для обеспечения функционирования центрального банка обобщенных данных, локальной вычислительной сети и проведения работ по Программе в 2002 - 2004 годах предусматривается завершение реконструкции здания бывшей фабрики - кухни для размещения и оснащения оборудованием подразделений ИБРАЭ РАН.
Реабилитационный центр в г. Болхов Орловской области был создан в 1993 году для оказания социально - психологической поддержки населению Болховского района, проживающему на территории, загрязненной вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, по проекту N 64 Программы ЮНЕСКО - Чернобыль.
Основной задачей центра является оказание помощи населению в преодолении психологической напряженности, связанной с радиационной ситуацией, организация консультативной социально - психологической поддержки, проведение лекций и информационных встреч по вопросам юридического, медицинского, социально - психологического характера. Программой предусмотрена реконструкция здания центра.
По состоянию на 1 января 2001 г. в Российской Федерации проживает 3226 семей, переселившихся с радиоактивно загрязненных территорий России, Украины и Белоруссии, нуждающихся в обеспечении жильем в соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", в том числе в Брянской, Калужской, Орловской и Тульской областях - 1393 семьи. За счет средств федерального бюджета в рамках Программы предполагается покупка нового жилья, а также приобретение жилья на вторичном рынке.
Планируется приобретение жилья для переселенцев с загрязненных территорий общей площадью 24,1 тыс. кв. метров, в том числе в 2002 году - 1,6 тыс. кв. метров, в 2003 году - 1,8 тыс. кв. метров, в 2004 году - 2,2 тыс. кв. метров, в 2005 году - 2,2 тыс. кв. метров и в 2006 - 2010 годах - 16,3 тыс. кв. метров.
Планируется ввод следующих межрегиональных объектов:
патологоанатомическая лаборатория на 185 исследований в смену - в 2004 году;
прачечная мощностью 440 килограмм белья в смену - в 2007 году;
реконструкция здания ИБРАЭ РАН площадью 900 кв. метров - в 2004 году;
реабилитационный центр в г. Болхов площадью 718 кв. метров - в 2002 году.
План капитального строительства представлен в таблице 7 Приложения N 1.
Подпрограмма "Преодоление последствий аварий
на производственном объединении "Маяк"
План капитального строительства по подпрограмме представлен в таблице 8 Приложения N 1.
В Челябинской области предусматривается завершение строительства и ввод в действие следующих объектов:
жилье общей площадью 10715,2 кв. метров, в том числе в 2002 году - 2266,8 кв. метров, в 2003 году - 1564,8 кв. метров, в 2004 году - 1074 кв. метра, в 2005 году - 2291 кв. метр, в 2006 году - 692 кв. метра, в 2007 году - 1274,6 кв. метров, в 2008 году - 574 кв. метра, в 2009 году - 423 кв. метра и в 2010 году - 555 кв. метров;
больницы на 280 коек, в том числе в 2002 году - на 20 коек, в 2007 году - на 60 коек, в 2009 году - на 170 коек и в 2010 году - на 30 коек;
поликлиника на 30 посещений в смену - в 2003 году;
школы на 2006 ученических мест, в том числе в 2003 году - на 192 ученических места, в 2005 году - на 90 ученических мест, в 2007 году - на 100 ученических мест и в 2009 году - на 1624 ученических места;
дошкольные учреждения на 360 мест, в том числе в 2007 году - на 80 мест, в 2008 году - на 280 мест;
газопроводы протяженностью 42,9 км, в том числе в 2002 году - 3,5 км, в 2004 году - 5 км, в 2005 году - 9,4 км, в 2006 году - 5,6 км, в 2007 году - 4 км, в 2008 году - 7,8 км, в 2009 году - 5,4 км и в 2010 году - 2,2 км;
водопроводы протяженностью 12,9 км, в том числе в 2004 году - 4,5 км, в 2006 году - 3 км, в 2007 году - 3 км, в 2008 году - 2,4 км.
Планируется приобретение жилья общей площадью 18923 кв. метра, в том числе в 2002 году - 1655 кв. метров, в 2003 году - 1501 кв. метр, в 2004 году - 2240 кв. метров, в 2005 году - 1945 кв. метров, в 2006 году - 2316 кв. метров, в 2007 году - 2316 кв. метров, в 2008 году - 2316 кв. метров, в 2009 году - 2316 кв. метров и в 2010 году - 2318 кв. метров.
План капитального строительства по Челябинской области представлен в таблице 9 Приложения N 1.
На 2002 - 2010 годы для выполнения Программы предусматривается 499,6 млн. рублей капитальных вложений, в том числе 326,7 млн. рублей из федерального бюджета, 90,3 млн. рублей из бюджета Челябинской области, 82,6 млн. рублей из внебюджетных источников.
В Свердловской области предусматривается завершение строительства и ввод в действие следующих объектов:
жилье общей площадью 13750 кв. метров, в том числе в 2002 году - 550 кв. метров, в 2003 году - 650 кв. метров, в 2004 году - 810 кв. метров, в 2005 году - 840 кв. метров, в 2006 году - 2000 кв. метров, в 2007 году - 2000 кв. метров, в 2008 году - 2000 кв. метров, в 2009 году - 2400 кв. метров и в 2010 году - 2500 кв. метров;
поликлиника на 20 посещений в смену - в 2003 году;
школа на 420 ученических мест - в 2002 году;
газопроводы протяженностью 75 км, в том числе в 2002 году - 7 км, в 2003 году - 11 км, в 2004 году - 14 км, в 2005 году - 8 км, в 2006 году - 12 км, в 2007 году - 8 км, в 2008 году - 7 км, в 2009 году - 5 км и в 2010 году - 3 км;
бурение пятидесяти скважин, в том числе в 2005 году - 20 скважин, в 2006 году - 10 скважин, в 2008 году - 10 скважин, в 2010 году - 10 скважин;
станция обезжелезивания воды производительностью 0,4 тыс. куб. метров в сутки - в 2005 году.
На 2002 - 2010 годы для выполнения Программы предусматривается 159,9 млн. рублей капитальных вложений, в том числе 116,1 млн. рублей из федерального бюджета и 43,8 млн. рублей из бюджета Свердловской области.
План капитального строительства по Свердловской области представлен в таблице 10 Приложения N 1.
В Курганской области запланировано строительство жилья и объектов непроизводственного назначения. Предусматривается ввести в действие:
жилье общей площадью 1020 кв. метров, в том числе в 2002 году - 420 кв. метров, в 2003 году - 240 кв. метров, в 2004 году - 360 кв. метров;
газопроводы протяженностью 81,9 км, в том числе в 2003 году - 16,5 км, в 2004 году - 18 км, в 2006 году - 4,8 км, в 2007 году - 22,1 км, в 2009 году - 5 км и в 2010 году - 15,5 км;
водопроводы протяженностью 43,7 км, в том числе в 2005 году - 12,2 км, в 2006 году - 1,5 км, в 2008 году - 23 км и в 2010 году - 7 км;
станция обезжелезивания воды производительностью 8 тыс. куб. метров в сутки - в 2009 году.
Планируется приобретение жилья общей площадью 2520 кв. метров, в том числе в 2002 году - 90 кв. метров, в 2003 году - 240 кв. метров, в 2004 году - 290 кв. метров, в 2005 году - 700 кв. метров, в 2006 году - 700 кв. метров и в 2007 году - 500 кв. метров.
Программой предусматривается на 2002 - 2010 годы 159,6 млн. рублей капитальных вложений, в том числе 108 млн. рублей из федерального бюджета и 51,6 млн. рублей из бюджета Курганской области.
План капитального строительства по Курганской области представлен в таблице 11 Приложения N 1.
На производственном объединении "Маяк" Министерства Российской Федерации по атомной энергии главными потенциальными источниками опасности возникновения радиационных аварий и катастроф с вовлечением радиоактивных веществ в природную среду на территории производственного объединения "Маяк" являются озеро Карачай - хранилище среднеактивных жидких отходов, Теченский каскад промышленных водоемов, содержащих низкоактивные жидкие отходы, и технологические наземные хранилища жидких высокоактивных отходов.
В водоеме - хранилище Карачай накоплено свыше 120 млн. кюри радиоактивных отходов. В течение многих лет ведется закрытие акватории водоема. В настоящее время площадь акватории составляет менее 10 гектаров, в начале мероприятий по закрытию акватории ее площадь была более 50 гектаров.
Источники радиоактивного загрязнения на территории производственного объединения "Маяк" и прилегающей к нему территории (выведенные из эксплуатации загрязненные здания и сооружения, места захоронения загрязненных материалов, крайне загрязненные участки территории и др.) также представляют серьезную потенциальную опасность загрязнения больших территорий радиоактивными материалами.
Одним из наиболее опасных в радиационном отношении является выведенный из эксплуатации в конце 50-х годов технологический аппарат здания 190. В нем в настоящее время находится около 3000 кубических метров хроматных пульп, в которых сосредоточено около 6 млн. Ки активности по долгоживущим радионуклидам.
Программой предусматривается завершить консервацию здания 190 в 2004 году, а также продолжить работы по засыпке водоема Карачай.
Программой предусматривается на 2002 - 2010 годы 140,4 млн. рублей капитальных вложений, в том числе 70,2 млн. рублей из федерального бюджета и 70,2 млн. рублей из внебюджетных источников.
План капитального строительства представлен в таблице 12 Приложения N 1.
Подпрограмма
"Преодоление последствий ядерных испытаний
на Семипалатинском полигоне"
В Алтайском крае предусматривается завершение строительства и ввод в действие следующих объектов:
детская поликлиника на 300 посещений в смену - в 2002 году;
онкологический диспансер на 60 коек - в 2003 году;
поликлиника на 100 посещений в смену - в 2004 году;
эндокринологический центр на 500 посещений в смену и больница на 100 коек - в 2005 году;
онкологический диспансер на 60 коек - в 2006 году;
поликлиника на 300 посещений в смену - в 2008 году;
противотуберкулезный диспансер на 50 коек и роддом на 35 коек - в 2009 году;
краевая больница на 540 коек, акушерский корпус на 15 коек, кожно - венерологический диспансер на 90 посещений в смену и 51 койку - в 2010 году;
школа - интернат на 834 ученических места - в 2005 году;
пристройка к Алтайскому государственному медицинскому университету на 3024 кв. метра - в 2010 году;
котельная для психоневрологического дома - интерната - в 2003 году;
спальный корпус на 120 мест психоневрологического дома - интерната - в 2007 году;
объекты коммунального строительства (водопроводы) общей протяженности 31,1 км, в том числе в 2002 году - 3 км, в 2003 году - 5 км, в 2004 году - 4 км, в 2005 году - 4 км, в 2006 году - 8 км, в 2007 году - 3 км и в 2008 году - 4,1 км.
Программой предусматривается на 2002 - 2010 годы 741,3 млн. рублей капитальных вложений, в том числе 489,6 млн. рублей из федерального бюджета, 244,8 млн. рублей из бюджета Алтайского края, 6,9 млн. рублей из внебюджетных источников.
План капитального строительства по Алтайскому краю представлен в таблице 13 Приложения N 1.
В Республике Алтай предусматривается завершение строительства и ввод в действие следующих объектов:
здание санитарно - эпидемиологической станции - в 2002 году;
больница на 35 коек и медицинское училище на 630 мест - в 2005 году;
здание санитарно - эпидемиологической станции - в 2006 году;
детская больница на 100 коек - в 2009 году;
больница на 35 коек - в 2010 году;
цех детского питания мощностью 230 тонн в год - в 2004 году.
Программой предусматривается на 2002 - 2010 годы 166,7 млн. рублей капитальных вложений, в том числе 153,9 млн. рублей из федерального бюджета, 8,3 млн. рублей из бюджета Республики Алтай, 6,9 млн. рублей из внебюджетных источников.
План капитального строительства по Республике Алтай представлен в таблице 14 Приложения N 1.
3.2. Охрана здоровья граждан, подвергшихся радиационному
воздействию, и их детей первого и второго поколения
Медицинские последствия радиационного воздействия на население и на участников ликвидации последствий радиационных аварий, возможность их проявления через десятки лет после облучения и у последующих поколений определяют необходимость постоянного медицинского наблюдения за состоянием здоровья данного контингента.
Основой стратегии в области охраны здоровья граждан, подвергшихся воздействию радиации, являются оценка (текущая и прогнозная) состояния их здоровья и проведение комплекса практических мероприятий, направленных на снижение медицинских последствий радиационного воздействия.
Состояние здоровья участников ликвидации последствий радиационных аварий и населения, подвергшегося радиационному воздействию, определяет необходимость проведения диспансеризации, завершения создания на местном и региональном уровнях эффективной системы оздоровления пострадавших граждан, развитие специализированной медицинской помощи населению, проживающему на загрязненных территориях.
В Программе предусматривается осуществить комплекс следующих мероприятий:
1) обеспечение деятельности Национального радиационно - эпидемиологического регистра;
2) оказание медицинской помощи лицам, подвергшимся радиационному воздействию, и их детям первого и второго поколения;
3) обеспечение деятельности межведомственных экспертных Советов по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан с воздействием радиации.
1. Обеспечение деятельности Национального радиационно - эпидемиологического регистра (далее именуется - Регистр).
Регистр является информационно - аналитической основой изучения медицинских последствий и анализа состояния здоровья граждан, подвергшихся радиационному воздействию.
Регистр организован на базе Медицинского радиологического научного центра Российской академии медицинских наук (г. Обнинск) в соответствии с Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 948.
В Регистр включаются граждане, на которых распространяется действие следующих Федеральных законов:
"О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС";
"О социальной защите граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне";
"О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча".
К числу основных задач Регистра относится создание и развитие единой по Российской Федерации системы радиационно - эпидемиологической регистрации лиц, пострадавших от радиационного воздействия и подвергшихся радиационному облучению в результате чернобыльской и других радиационных аварий и инцидентов, а также определение приоритетных мер, направленных на охрану здоровья граждан этих категорий.
К настоящему времени эта задача не решена в полной мере - требует совершенствования материально - техническая база Регистра и объединение имеющейся информационной базы существующих подрегистров: Российского государственного медико - дозиметрического регистра (авария на Чернобыльской АЭС), Единого компьютерного регистра граждан, подвергшихся радиационному воздействию в результате аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, медико - дозиметрического регистра населения Алтайского края, подвергшегося радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. В стадии формирования находится медико - дозиметрический регистр населения Республики Алтай.
Деятельность Национального радиационно - эпидемиологического регистра и входящих в его состав региональных регистров определяется приказами Министерства здравоохранения Российской Федерации.
2. Оказание медицинской помощи лицам, подвергшимся радиационному воздействию, и их детям первого и второго поколения предусматривает работу по трем основным направлениям:
1) оказание специализированной медицинской помощи гражданам, подвергшимся радиационному воздействию.
Специализированная медицинская помощь гражданам, включенным в регистр, осуществляется в специализированных отделениях на базе областных больниц, в региональных лечебно - диагностических центрах и клиниках федерального уровня при наличии соответствующих медицинских показаний.
Группы повышенного риска формируются из числа лиц, включенных в регистр, в зависимости от величины полученной дозы радиационного облучения, а также по результатам скринингового медицинского обследования. Граждане, включенные в группы повышенного риска, ежегодно проходят углубленное медицинское обследование в специализированных медицинских учреждениях в соответствии с приказами Министерства здравоохранения Российской Федерации.
Эффективность системы оказания специализированной медицинской помощи обеспечивается совершенствованием материально - технической базы учреждений образования и их кадровым обеспечением;
2) обеспечение функционирования региональных лечебно - диагностических центров для обследования и клинической реабилитации участников ликвидации последствий радиационных аварий.
Предусматривается частичное обеспечение функционирования региональных лечебно - диагностических центров для обследования, лечения и клинической реабилитации участников ликвидации последствий аварий на Чернобыльской АЭС и производственном объединении "Маяк".
Перечень центров, а также закрепление административных территорий за региональными лечебно - диагностическими центрами определяются приказами Министерства здравоохранения Российской Федерации;
3) совершенствование медицинского обслуживания граждан, подвергшихся радиационному воздействию, и их детей первого и второго поколения предусматривает:
а) совершенствование системы медицинского обслуживания населения районов, подвергшихся воздействию радиации;
б) совершенствование работы лечебно - профилактических учреждений, оказывающих медицинскую помощь лицам, подвергшимся радиационному воздействию, в том числе участникам ликвидации последствий радиационных аварий;
в) дополнительное оснащение медицинскими приборами, оборудованием, медикаментами, реактивами, расходными материалами и автотранспортом учреждений здравоохранения, замену устаревшего и изношенного диагностического и лечебного оборудования, сервисное обслуживание медицинской техники;
г) подготовку и повышение квалификации специалистов для лечебно - профилактических учреждений, оказывающих медицинскую помощь лицам, подвергшимся радиационному воздействию.
3. Обеспечение деятельности межведомственных экспертных Советов по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан с воздействием радиации.
В соответствии с действующим законодательством установление причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан с последствиями радиации обеспечивается межведомственными экспертными Советами. Экспертные Советы организованы в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР и Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных Союзов от 31 марта 1990 г. N 325, Постановлением Совета Министров РСФСР от 15 мая 1990 г. N 155.
Экспертные Советы не являются самостоятельными организациями. Обеспечение их деятельности предполагается осуществлять за счет реализации Программы. В настоящее время функционирует 11 межведомственных экспертных Советов, которые ежегодно проводят экспертизу медицинских документов участников ликвидации последствий аварий, лиц, проживающих на радиоактивно загрязненных территориях, и детей указанных контингентов населения.
Порядок деятельности экспертных Советов регламентируется Министерством здравоохранения Российской Федерации.
На реализацию мероприятий по охране здоровья граждан, подвергшихся радиационному воздействию, и их детей первого и второго поколения предусматривается направить 260977,6 тыс. рублей, в том числе из федерального бюджета 243152,6 тыс. рублей (таблица 2 Приложения N 2).
В результате реализации предусмотренных мероприятий предполагается обеспечить:
а) персональный учет около 670 тыс. граждан, подвергшихся радиационному воздействию, и их детей первого и второго поколения с необходимой дозиметрической и медицинской информацией, в том числе около 200 тыс. участников ликвидации последствий аварий на Чернобыльской АЭС и производственном объединении "Маяк";
б) разработку наиболее адекватных методов медицинской реабилитации граждан, включенных в Регистр;
в) медицинское обследование, лечение и реабилитацию в специализированных медицинских учреждениях федерального и регионального уровней граждан, входящих в группы повышенного риска, и по медицинским показаниям: в федеральных клиниках ежегодно получат специализированную медицинскую помощь около 500 человек, в том числе более 250 - консультативную помощь, более 250 - стационарное и амбулаторное лечение; в специализированных центрах и отделениях регионального уровня ежегодное обследование, лечение и консультативную помощь получат около 7,5 тыс. участников ликвидации последствий аварий на Чернобыльской АЭС и производственном объединении "Маяк";
г) оснащение современным лечебно - диагностическим оборудованием, медикаментами и реактивами районных, областных (краевых, республиканских) лечебно - профилактических учреждений, оказывающих амбулаторную, стационарную и консультативную помощь гражданам, подвергшимся радиационному воздействию, включая ликвидаторов;
д) создание подвижных медицинских подразделений с двухсторонней оперативной связью для оказания медицинской помощи населению в труднодоступных и отдаленных населенных пунктах Республики Алтай;
е) ежегодную подготовку и переподготовку кадров врачей и среднего медперсонала для учреждений, оказывающих помощь пострадавшим гражданам: 300 - 350 врачей на федеральном и около 150 врачей на областном уровне;
ж) проведение экспертизы медицинских документов для установления причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие аварий на Чернобыльской АЭС, производственном объединении "Маяк" и испытаний ядерного оружия на Семипалатинском полигоне, в межведомственных экспертных Советах.
3.3. Снижение уровней облучения населения и реабилитация
радиоактивно загрязненных территорий
Современная радиологическая обстановка в Брянской, Калужской, Орловской и Тульской областях, подвергшихся интенсивному радиоактивному загрязнению вследствие чернобыльской катастрофы, остается неблагоприятной для проживания и жизнедеятельности людей. Сельскохозяйственное производство в этих областях ведется на площади 6690 тыс. гектаров, из них 2160 тыс. гектаров сельскохозяйственных угодий имеют уровни загрязнения цезием-137 свыше 1 Ки/кв. км; 324,9 тыс. гектаров - свыше 5 Ки/кв. км.
Крупномасштабное радиоактивное загрязнение почв сельскохозяйственных угодий, связанное с деятельностью производственного объединения "Маяк" и радиационными инцидентами на Южном Урале, имеет место в Челябинской, Свердловской и Курганской областях, в том числе с плотностью загрязнения стронцием-90 от 0,1 до 1 Ки/кв. км - более 700 тыс. гектаров; свыше 1 Ки/кв. км - 38,2 тыс. гектаров.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 29.08.2001 n 632 ОБ ОДОБРЕНИИ И ВНЕСЕНИИ НА РАТИФИКАЦИЮ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ДУМУ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ СОГЛАШЕНИЯ МЕЖДУ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И СОЮЗНЫМ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ СОЮЗНОЙ РЕСПУБЛИКИ ЮГОСЛАВИИ О СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛЕ МЕЖДУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИЕЙ И СОЮЗНОЙ РЕСПУБЛИКОЙ ЮГОСЛАВИЕЙ  »
Постановления и Указы »
Читайте также