<ПИСЬМО> ФТС РФ от 30.09.2005 n 18-12/33930 О НАПРАВЛЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО РАССЛЕДОВАНИЮ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ


ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 30 сентября 2005 г. N 18-12/33930
О НАПРАВЛЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ
ПО РАССЛЕДОВАНИЮ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ
Направляем для использования в практической деятельности подготовленные Управлением таможенных расследований и дознания в связи со вступлением в силу с 01.10.2004 Федерального закона от 20.08.2004 N 118-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Таможенный кодекс Российской Федерации" Методические рекомендации по расследованию административных правонарушений (АП), ответственность за которые предусмотрена ст. 16.1 - 16.4 КоАП РФ.
Методические рекомендации должны применяться с учетом конкретных обстоятельств каждого дела.
Содержание Рекомендаций необходимо довести до сведения должностных лиц таможенных органов, осуществляющих производство по делам об АП.
По мере анализа правоприменительной практики привлечения лиц к административной ответственности просим начальников таможен, непосредственно подчиненных ФТС России, и начальников оперативных таможен за регион направлять в УТРД свои предложения по внесению изменений и дополнений в указанные Методические рекомендации.
Заместитель Начальника
Управления таможенных
расследований и дознания,
подполковник таможенной службы
Н.В.ЗОРИН


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО РАССЛЕДОВАНИЮ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ,
ПРЕДУСМОТРЕННЫХ ЧАСТЬЮ 1 СТАТЬИ 16.1 КОАП РФ
Противоправными применительно к данному составу признаются деяния, выразившиеся в нарушении порядка прибытия товаров и (или) транспортных средств на таможенную территорию РФ путем их ввоза помимо пунктов пропуска через Государственную границу РФ либо иных установленных мест прибытия или вне времени работы таможенных органов, а равно совершении действий, непосредственно направленных на фактическое пересечение таможенной границы РФ товарами и (или) транспортными средствами при их убытии с таможенной территории РФ помимо пунктов пропуска через Государственную границу РФ либо иных мест, установленных в соответствии с законодательством РФ о Государственной границе РФ, или вне времени работы таможенных органов либо без разрешения таможенного органа.
Обстоятельствами, подлежащими согласно требованиям ст. 26.1 КоАП РФ выяснению по данному делу об административном правонарушении (далее - АП), являются:
1) наличие события АП;
2) лицо, совершившее противоправное деяние;
3) виновность лица в совершении АП;
4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность;
5) характер и размер ущерба, причиненного АП;
6) обстоятельства, исключающие производство по делу об АП;
7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия, способствовавшие совершению АП.
Данное противоправное деяние выражается в нарушении порядка перемещения товаров и (или) транспортных средств через Государственную границу РФ.
Правонарушение может быть выявлено как на стадии таможенного контроля, осуществляемого в пунктах пропуска через Государственную границу РФ, так и в ходе оперативных мероприятий, направленных на пресечение фактов незаконного перемещения вне установленных мест пропуска через Государственную границу РФ, проводимых как таможенными, так и другими правоохранительными органами, а также при получении информации в порядке подп. 2, 3 п. 1 ст. 28.1 КоАП РФ (например, из органов пограничной службы ФСБ России материалов по привлечению лиц к административной ответственности за правонарушения в области защиты Государственной границы РФ (гл. 18 КоАП РФ), свидетельствующих о нарушении лицом также таможенного законодательства). Причем при выявлении противоправного деяния на стадии таможенного контроля должностные лица таможенных органов должны умело применять способы и возможности, предусмотренные таможенным законодательством, для сбора, фиксации и получения доказательств совершенного правонарушения. С учетом положений ст. 392 ТК РФ результаты таможенного контроля могут приобщаться к материалам дела об АП в качестве доказательств.
В зависимости от этапа, на котором были обнаружены признаки АП, в целях установления события АП и вины конкретного лица, совершившего АП, уполномоченный сотрудник таможенного органа при получении (представлении) материалов должен их проанализировать с учетом пунктов, изложенных ниже, определить, какие процессуальные действия необходимо выполнить, в какой срок, и в случае возможности сбора доказательств в течение сроков, предусмотренных ст. 28.5 КоАП РФ, составить протокол об АП по ч. 1 ст. 16.1 КоАП РФ.
В случае недостаточности имеющейся доказательственной базы и необходимости проведения процессуальных действий, требующих значительных временных затрат, в соответствии со ст. 28.7 КоАП РФ следует вынести определение о возбуждении дела об АП и проведении административного расследования.
При вынесении определения в нем должны быть указаны сведения, перечисленные в ч. 3 ст. 28.7 КоАП РФ, в том числе дата, место, время, способ совершения АП, обстоятельства его обнаружения, объяснения свидетелей, показания технических средств (в случае наличия), нормы закона, которые нарушены. При описании события выявленного АП следует четко указывать способ его совершения (перемещение помимо установленных мест прибытия/убытия, вне времени работы таможенных органов либо без разрешения таможенного органа при убытии), указанный в диспозиции ч. 1 ст. 16.1 КоАП РФ.
В определении о возбуждении дела об АП должны быть обязательно указаны процессуальные действия, требующие значительных временных затрат, которые следует выполнить в ходе производства по делу об АП, для обоснования проведения административного расследования.
Положения ч. 3 ст. 28.7 КоАП РФ не содержат обязательного требования об указании в определении о возбуждении дела об АП и проведении административного расследования сведений о лице, совершившем правонарушение. Форма бланка указанного процессуального документа не содержит графы о лице, привлекаемом к ответственности (письмо ГТК России от 18.11.2002 N 01-06/45305 "О направлении форм процессуальных документов" с изменениями от 21.09.2004 N 01-06/1040).
При расследовании обстоятельств данного правонарушения следует учитывать, что таможенные процедуры прибытия и убытия являются отдельными этапами перемещения товаров и транспортных средств на таможенной территории РФ и регламентируются главами 9 и 13 ТК РФ.
Согласно положениям статей 69, 119 и 120 ТК РФ прибытие товаров и транспортных средств на таможенную территорию РФ и убытие с нее допускается в пунктах пропуска через Государственную границу РФ либо иных местах, установленных в соответствии с законодательством РФ, во время работы таможенных органов.
Указанные требования не распространяются на товары, перевозимые морскими (речными), воздушными судами, пересекающими таможенную территорию РФ без остановки в порту или аэропорту, которые расположены на таможенной территории РФ.
При этом убытие товаров и транспортных средств допускается лишь с разрешения таможенного органа после предоставления необходимых документов и сведений.
При прибытии и пересечении перевозчиком таможенной границы он обязан доставить ввезенные им товары и транспортные средства в пункт пропуска или иное установленное место прибытия и предъявить их таможенному органу.
В соответствии с указанными правилами в диспозиции ч. 1 ст. 16.1 КоАП РФ приведены следующие противоправные действия, представляющие собой способы совершения рассматриваемого правонарушения:
1) при прибытии - ввоз товаров и (или) транспортных средств помимо установленных мест прибытия или вне времени работы таможенных органов;
2) при убытии - совершение действий, непосредственно направленных на фактическое пересечение таможенной границы РФ товарами и (или) транспортными средствами помимо установленных мест убытия или вне времени работы таможенных органов либо без разрешения таможенного органа.
Для закрепления следов правонарушения и сбора доказательств по делу об АП необходимо произвести следующие процессуальные действия.
1.1. Провести в соответствии со ст. 27.9 КоАП РФ досмотр транспортного средства с составлением отдельного протокола, где необходимо указать идентификационные признаки транспортного средства (тип, модель, грузоподъемность, водоизмещение, вместимость, номера кузова, шасси, двигателя автомобиля и т.п.). При применении фото- и киносъемки, видеозаписи, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств в протоколе досмотра об этом делается запись.
1.2. С этой же целью при имеющихся основаниях полагать, что при физическом лице находятся предметы АП, в соответствии со ст. 27.7 КоАП РФ провести с участием не менее двух понятых личный досмотр физического лица и вещей, находящихся при нем, составить соответствующий протокол.
2.1. Составить схему места остановки транспортного средства или физического лица, в которой в обязательном порядке отразить направление их движения непосредственно перед остановкой сотрудниками правоохранительных органов относительно пункта пропуска, географических объектов, Государственной границы РФ с сопредельным государством, расположения таможенного поста, пограничной зоны и зоны таможенного контроля.
2.2. В случаях перемещения товаров и транспортных средств вне установленных мест прибытия/убытия (пунктов пропуска) при наличии на проселочных дорогах информационных знаков, свидетельствующих о запрете проезда, их следует отразить на схеме остановки транспортного средства, а также по возможности сфотографировать и приобщить к материалам дела об АП вместе со схемой остановки.
2.3. Схема места происшествия приобщается к протоколу досмотра транспортного средства либо иному процессуальному документу, поскольку КоАП РФ не предусматривает в качестве самостоятельного процессуального действия осмотр места происшествия.
3. Зафиксировать с помощью технических средств, по возможности с привлечением криминалиста, следы правонарушения, например:
сфотографировать транспортное средство и прилегающую местность, территорию, вещи, обнаруженные у физического лица, товар, находящийся в автомобиле, в соответствии с правилами масштабной криминалистической фотосъемки; зафиксировать след протектора автомобиля, следы человека для проведения в ходе расследования в случае необходимости трасологической экспертизы.
4. Принять меры к установлению личности нарушителя, сведений о нем. При невозможности сделать это на месте остановки обратиться к должностным лицам, перечисленным в п. 1 ст. 27.2 КоАП РФ, для доставления физического лица, привлекаемого к административной ответственности, составив при необходимости протокол о доставлении в соответствии со ст. 27.1 и ст. 27.2 КоАП РФ (либо сделать соответствующую запись в протоколе об АП, протоколе об административном задержании).
5.1. Произвести в порядке ст. 27.10 КоАП РФ с участием понятых изъятие вещей и документов, являющихся доказательствами административного правонарушения, в том числе обнаруженных в ходе досмотра транспортного средства или личного досмотра. В протоколе изъятия подробно описать идентификационные признаки изымаемого предмета либо документа (тип, цвет, размер, марка, модель и т.д.). С разрешения должностного лица, в производстве которого находится дело, вместо оригиналов документов, обладающих свойством доказательств по делу, могут быть представлены надлежащим образом заверенные их копии.
5.2. При этом в случаях перемещения транспортного средства и находящихся в них товаров вне установленных мест прибытия/убытия (пунктов пропуска) предметом административного правонарушения являются не только товары, но и транспортное средство, поскольку оно также не оформлено в таможенном отношении. Поэтому по указанным делам изъятию (аресту в соответствии со ст. 27.14 КоАП РФ) подлежат не только незаконно перемещенные товары, но и транспортные средства.
5.3. После изъятия предметов АП в соответствии с требованиями ст. 26.6 КоАП РФ принять меры к обеспечению сохранности - поместить на склад временного хранения, зону таможенного контроля по акту приема-передачи, иное место, обеспечивающее сохранность товаров.
5.4. При невозможности изъятия следует наложить арест на товары и транспортные средства, явившиеся предметом АП, составить протокол об аресте товаров, транспортных средств и иных вещей в порядке ст. 27.14 КоАП РФ.
5.5. Изъятие либо арест предметов АП обязательны, так как такие товары и/или транспортные средства имеют существенное значение в процессе доказывания вины лица, в отношении которого ведется производство по делу, а также в силу того, что санкцией статьи предусмотрена конфискация предмета правонарушения.
5.6. Невыполнение одного из указанных процессуальных действий может привести к утрате вещественного доказательства или его подмене. Кроме этого, отсутствие изъятого (арестованного) предмета правонарушения не позволяет его идентифицировать, затрудняет определение стоимости, а в некоторых случаях делает эту процедуру невозможной (при отсутствии четкого описания товара).
6.1. Установить и опросить лицо, которое непосредственно перемещало через таможенную границу РФ товар (физическое лицо, водителя автомашины, капитана морского судна, иных должностных лиц или работников перевозчика). Перед опросом установить его личность, полномочия, разъяснить ему права: если опрашивается в качестве лица, в отношении которого возбуждено дело, - права, предусмотренные ст. 51 Конституции РФ и ст. 25.1 КоАП РФ; если опрашивается в качестве свидетеля - права, предусмотренные ст. 51 Конституции РФ и ст. 25.6 КоАП РФ. Объяснения получить по следующим вопросам:
1) признает ли он себя виновным в совершенном правонарушении;
2) сознавал ли, что перемещает товар и/или транспортное средство через таможенную границу РФ с нарушением порядка перемещения товаров и транспортных средств через Государственную границу РФ;
3) по каким причинам и с какой целью пересекал границу именно в этом месте (в это время), откуда и в какую сторону двигался;
4) знал ли о порядке пересечения границы;
5) куда и с какой целью следовал, для кого предназначаются товары и/или транспортные средства, что они из себя представляют;
6) на основании какого договора перемещаются/перевозятся товары и/или транспортные средства;
7) где происходило получение (загрузка) товаров и/или транспортных средств, в какое место и когда они должны быть доставлены, кому переданы;
8) в зависимости от ответов и обстоятельств дела задать иные вопросы.
6.2. Для полного, всестороннего и объективного расследования необходимо проверять версии и объяснения лица,

ПРИКАЗ Роскультуры от 30.09.2005 n 532 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ НОВОЙ РЕДАКЦИИ УСТАВА ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ КУЛЬТУРЫ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РУССКИЙ МУЗЕЙ  »
Постановления и Указы »
Читайте также