ПРИКАЗ Минобразования РФ от 14.08.2001 n 2953 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОТРАСЛЕВОГО СТАНДАРТА УПРАВЛЕНИЕ ОХРАНОЙ ТРУДА И ОБЕСПЕЧЕНИЕМ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СИСТЕМЕ МИНОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ. ОСТ-01-2001


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 14 августа 2001 г. N 2953
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОТРАСЛЕВОГО СТАНДАРТА
"УПРАВЛЕНИЕ ОХРАНОЙ ТРУДА И ОБЕСПЕЧЕНИЕМ
БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СИСТЕМЕ
МИНОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ.
ОСТ-01-2001"
В целях реализации ст. 11 Федерального закона "Об основах охраны труда в Российской Федерации" от 17.07.99 N 181-ФЗ и совершенствования организации работы по охране труда и обеспечению безопасности образовательного процесса в органах управления образованием всех уровней и образовательных учреждениях всех типов и видов приказываю:
1. Утвердить и ввести в действие прилагаемый согласованный с ЦК профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации и Министерством труда и социального развития Российской Федерации отраслевой стандарт "Управление охраной труда и обеспечением безопасности образовательного процесса в системе Минобразования России. Основные положения. ОСТ-01-2001" (далее - Стандарт).
2. Рекомендовать руководителям органов управления образованием субъектов Российской Федерации:
2.1. Довести настоящий Стандарт до сведения местных (муниципальных) органов управления образованием и подведомственных образовательных учреждений.
2.2. Привести в трехмесячный срок организацию работы и обязанности должностных лиц в структурных подразделениях аппаратов в соответствие с настоящим Стандартом.
2.3. Организовать работу в подведомственных образовательных учреждениях по выполнению требований Стандарта в части, их касающейся.
3. Руководителям образовательных учреждений высшего профессионального образования, среднего профессионального образования и дополнительного профессионального образования, подведомственных Министерству образования Российский Федерации, привести в трехмесячный срок организацию работы и обязанности должностных лиц по охране труда и обеспечению безопасности образовательного процесса в соответствие с настоящим Стандартом.
4. Считать утратившим силу Приказ Министерства высшего и среднего специального образования РСФСР от 05.05.86 N 302 "Об утверждении Положения об организации работы по охране труда".
5. Не применять Приказ Министерства высшего и среднего специального образования СССР от 04.04.86 N 168 "Об утверждении Положения об организации работы по охране труда в системе Министерства высшего и среднего специального образования СССР".
6. Контроль за выполнением настоящего Приказа возложить на первого заместителя министра Г.А. Балыхина.
Министр
В.М.ФИЛИППОВ



Утвержден
Приказом
Минобразования России
от 14 августа 2001 г. N 2953
ОТРАСЛЕВОЙ СТАНДАРТ
УПРАВЛЕНИЕ ОХРАНОЙ ТРУДА
И ОБЕСПЕЧЕНИЕМ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА В СИСТЕМЕ МИНОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ.
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
ОСТ-01-2001
Предисловие
1. Настоящий Стандарт направлен на реализацию Федерального закона "Об основах охраны труда в Российской Федерации" от 17.07.99 N 181-ФЗ и разработан в соответствии с п. 4 ст. 11 "Государственное управление охраной труда" данного Закона.
2. Стандарт разработан в целях совершенствования организации работы по охране труда и обеспечению безопасности образовательного процесса в органах управления образованием всех уровней и образовательных учреждениях всех типов и видов.
3. Утвержден по согласованию с Минтрудом России (письмо от 20.03.01 N 2033-ВЯ), ЦК профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации (письмо от 21.05.01 N 81) и введен в действие Приказом Минобразования России от 14.08.01 N 2959.
4. Введен впервые.
Область применения
Отраслевой Стандарт "Управление охраной труда и обеспечением безопасности образовательного процесса в системе Минобразования России" <*> устанавливает общие положения и основные требования к деятельности федерального (центрального) государственного органа управления образованием, государственных органов управления образованием субъектов Российской Федерации, местных (муниципальных) органов управления образованием и образовательных учреждений всех типов <**> в области охраны труда и обеспечения безопасности образовательного процесса.
--------------------------------
<*> Далее по тексту - Стандарт.
<**> Согласно ст. 12 Закона Российской Федерации "Об образовании".
Стандарт распространяется на федеральный (центральный) государственный орган управления образованием, государственные органы управления образованием субъектов Российской Федерации, местные (муниципальные) органы управления образованием и образовательные учреждения всех типов и видов <*> системы Минобразования России.
--------------------------------
<*> Далее по тексту - образовательные учреждения.
Стандарт является основополагающим нормативным документом и служит правовой и организационно - методической основой формирования нормативных правовых, методических и распорядительных документов до охране труда и обеспечению безопасности образовательного процесса для органов управления образованием и образовательных учреждений всех типов и видов.
Определения и пояснения к терминам, применяемым в Стандарте, приведены в Приложении 1 к настоящему Стандарту.
1. Общие положения
1.1. Охрана труда и обеспечение безопасности образовательного процесса - система сохранения жизни и здоровья работников, обучающихся и воспитанников <*> в процессе их трудовой и образовательной деятельности, включающая в себя правовые, социально - экономические, организационно - технические, санитарно - гигиенические, лечебно - профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.
--------------------------------
<*> Далее по тексту - обучающиеся.
1.2. Отраслевая система управления охраной труда и обеспечением безопасности образовательного процесса - скоординированная система взаимодействия федерального (центрального) государственного органа управления образованием, государственных органов управления образованием субъектов Российской Федерации, местных (муниципальных) органов управления образованием, образовательных учреждений, профессиональных союзов и иных организаций, направленная на реализацию государственной политики в области охраны труда и обеспечения безопасности образовательного процесса, главной целью которой является сохранение жизни и здоровья работников и обучающихся в процессе трудовой и образовательной деятельности и организованного отдыха.
1.3. Настоящий Стандарт определяет принципы формирования, функции, задачи, организационную структуру отраслевой системы управления охраной труда и обеспечением безопасности образовательного процесса и основывается на Конституции Российской Федерации, Федеральном законе "Об основах охраны труда в Российской Федерации", Законе Российской Федерации "Об образовании" и других законодательных и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, а также нормативных правовых актах Минтруда России, Минобразования России и других федеральных органов исполнительной власти.
1.4. Функциональными объектами управления охраной труда и обеспечением безопасности образовательного процесса в системе образования являются различные направления деятельности образовательного учреждения. Организационными объектами управления являются звенья организационной структуры всех уровней иерархии управления образованием.
1.5. Организационная структура управления охраной труда и обеспечением безопасности образовательного процесса, соответствующая организационной структуре управления образованием в системе Минобразования России, представлена в Приложении 2 к настоящему Стандарту.
1.6. Типы образовательных учреждений приведены в Приложении 3 к настоящему Стандарту.
1.7. Управление охраной труда и обеспечением безопасности образовательного процесса основано на выполнении следующих общих функций управления:
- прогнозирование;
- планирование;
- организация;
- координация,
- стимулирование;
- контроль;
- учет;
- анализ.
1.8. Деятельность руководящих работников и специалистов органов управления образованием и образовательных учреждений в области охраны труда и обеспечения безопасности образовательного процесса регламентируется законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также их должностными обязанностями по охране труда.
Деятельность рабочих и обучающихся регламентируется инструкциями по охране труда и безопасности.
Должностные обязанности руководящих работников и специалистов и инструкции по охране труда для рабочих и обучающихся разрабатываются в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами по охране труда и обеспечению безопасности образовательного процесса и настоящим Стандартом.
Руководители, должностные лица, специалисты и рабочие несут персональную ответственность за выполнение должностных обязанностей и соблюдение требований правил, инструкций и других нормативных правовых документов по охране труда и обеспечению безопасности образовательного процесса.
2. Принципы функционирования отраслевой
системы управления охраной труда и обеспечением
безопасности образовательного процесса
2.1. Основополагающими принципами функционирования отраслевой системы управления охраной труда и обеспечением безопасности образовательного процесса являются:
- признание и обеспечение приоритета жизни и здоровья работников и обучающихся по отношению к результатам их трудовой и образовательной деятельности;
- гарантии прав работников и обучающихся на охрану труда и здоровья, на нормативное правовое обеспечение этих прав;
- профилактическая направленность деятельности всей системы управления охраной труда и обеспечением безопасности образовательного процесса на предупреждение производственного травматизма, профессиональной заболеваемости работников и несчастных случаев с обучающимися;
- обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и гарантированность права застрахованных на обеспечение по страхованию;
- экономическая заинтересованность субъектов страхования (застрахованного, страхователя, страховщика) в улучшении условий и повышении безопасности труда, снижении производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;
- научная обоснованность требований по обеспечению безопасности труда и жизнедеятельности, содержащихся в отраслевых правилах по охране труда и учебы, а также в правилах безопасности, санитарных и строительных нормах и правилах, в отраслевых стандартах системы стандартов безопасности труда, организационно - методических документах, инструкциях по охране труда и обеспечению безопасности образовательного процесса;
- сотрудничество всех субъектов социально - трудовых отношений в решении вопросов охраны труда и учебы: работодателей и работников, учредителей образовательных учреждений, государственных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов;
- перспективное целевое планирование мероприятий по охране труда и учебы и их обязательное финансирование на всех уровнях управления образованием;
- неукоснительное исполнение требований по охране труда работодателями и работниками и ответственность за их нарушение в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3. Организационная структура отраслевой
системы управления охраной труда и обеспечением
безопасности образовательного процесса
3.1. Организационная структура отраслевой системы управления охраной труда и обеспечением безопасности образовательного процесса включает четыре уровня управления.
Первый уровень - уровень федерального (центрального) управления, осуществляемый Министерством образования Российской Федерации через государственные органы управления образованием субъектов Российской Федерации и непосредственно подведомственными образовательными учреждениями.
Второй уровень - уровень управления субъекта Российской Федерации, осуществляемый государственным органом управления образованием субъекта Российской Федерации через местный (муниципальный) орган управления образованием и непосредственно подведомственными образовательными учреждениями.
Третий уровень - уровень местного самоуправления, осуществляемый местным (муниципальным) органом управления образованием непосредственно подведомственными образовательными учреждениями.
Четвертый уровень - уровень управления образовательного учреждения, осуществляемый непосредственно работодателем (руководителем) через руководителей структурных подразделений.
4. Функциональные задачи
отраслевой системы управления охраной труда
и обеспечением безопасности образовательного
процесса по уровням управления
Отраслевая система управления охраной труда и обеспечением безопасности образовательного процесса направлена на обеспечение охраны труда и здоровья работников и обучающихся в процессе их трудовой и образовательной деятельности, профилактику травматизма, профессиональной заболеваемости и несчастных случаев путем реализации присущих данной системе функций, осуществляемых федеральным (центральным) органом управления образованием, государственными органами управления образованием субъектов Российской Федерации, местными (муниципальными) органами управления образованием и образовательными учреждениями.
4.1. Федеральный (центральный) уровень управления
Министерство образования Российской Федерации в рамках своих полномочий обеспечивает:
- создание в аппарате министерства функционального подразделения (службы) <*> охраны труда и учебы для координации и контроля за деятельностью подведомственных образовательных учреждений и государственных органов управления образованием субъектов Российской Федерации в области охраны труда и учебы. Структуру, численность работников и функции службы охраны труда и учебы определяет министр образования Российской Федерации с учетом рекомендаций Министерства труда и социального развития Российской Федерации;
--------------------------------
<*> Под службой охраны труда организации понимается функциональное подразделение, т.е. управление, отдел, сектор или специалист (инженер) по охране труда и учебы.
- определение и закрепление распорядительным документом задач и функций по охране труда и обеспечению безопасности образовательного процесса за структурными подразделениями аппарата министерства в соответствии с их пожеланиями и настоящим Стандартом;
- реализацию государственной политики в области охраны труда и здоровья работников и обучающихся;
- определение и реализацию отраслевой политики в области охраны труда и обеспечения безопасности образовательного процесса;
- организацию и проведение внутриведомственного контроля за соблюдением законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда и обеспечению безопасности образовательного процесса;
- проведение методического руководства службами охраны труда подведомственных образовательных учреждений и государственных органов управления образованием субъектов Российской Федерации;
- участие в разработке и реализации федеральных целевых программ улучшения условий и охраны труда;
- организацию разработки и реализацию отраслевых программ улучшения условий и охраны труда и учебы;
- разработку и утверждение по согласованию с Профсоюзом работников народного образования и науки Российской Федерации Положения о расследовании и учете несчастных случаев с обучающимися образовательных учреждений;
- разработку, пересмотр и утверждение в установленном порядке отраслевых нормативных правовых актов по охране труда и обеспечению безопасности образовательного процесса;
- участие в рассмотрении проектов законодательных и иных государственных нормативных правовых актов по охране труда;
- проведение анализа состояния условий и охраны труда и учебы, причин несчастных случаев с обучающимися, производственного травматизма и профессиональной заболеваемости работников системы Минобразования России, разработку и принятие мер по их предупреждению и снижению;
- организацию совместно с органами управления образованием субъектов Российской Федерации и с заинтересованными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации аттестации рабочих и учебных мест и сертификации работ по охране труда в образовательных учреждениях в соответствии с требованиями Министерства труда и социального развития Российской Федерации;
- участие в расследовании несчастных случаев с работниками, обучающимися образовательных учреждений системы Минобразования России в соответствии с действующим порядком;
- организацию повышения квалификации работников служб охраны труда отрасли, обучения и проверки знаний по охране труда работников, в том числе руководителей органов управления образованием и образовательных учреждений совместно с государственными органами управления образованием субъектов Российской Федерации;
- организацию обучения отдельных категорий застрахованных от несчастных случаев на производстве;
- подготовку ежегодных докладов о состоянии и мерах по улучшению условий и охраны труда в отрасли, предложений о совершенствовании управления охраной труда и о формировании государственной и отраслевой политики в области охраны труда и направление их в Министерство труда и социального развития Российской Федерации;
- определение перечня производств и профессий в отрасли, для которых необходимо установление гарантированных государством компенсаций за работу в условиях повышенного профессионального риска;
- разработку отраслевых норм обеспечения работников и обучающихся средствами индивидуальной защиты (СИЗ), спецодеждой и спецобувью;
- определение отраслевой тематики исследований в области охраны труда и обеспечения безопасности образовательного процесса, разработку пакета заказов по указанной тематике для подведомственных вузов и научно - исследовательских организаций;
- участие в разработке раздела "Охрана труда" отраслевого тарифного соглашения;
- финансирование федеральных мероприятий, предусмотренных отраслевым тарифным соглашением;
- руководство работой отраслевого совета по охране труда и обеспечению безопасности образовательного процесса;
- выполнение иных функций по вопросам охраны труда и обеспечения безопасности образовательного процесса в пределах компетенции министерства.
4.2. Уровень субъекта Российской Федерации
Государственный орган управления образованием субъекта Российской Федерации в рамках своих полномочий обеспечивает:
- создание в структуре государственного органа управления образованием субъекта Российской Федерации функционального подразделения (службы) охраны труда и учебы для координации и контроля за деятельностью подведомственных образовательных учреждений и организаций, местных (муниципальных) органов управления образованием в области охраны труда и учебы. Структуру, численность работников и функции службы определяет руководитель государственного органа управления образованием субъекта Российской Федерации;
- разработку и утверждение Положения об организации работы по охране труда и обеспечению безопасности образовательного процесса в аппарате органа управления образованием субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящим Стандартом <*>;
--------------------------------
<*> В Положении определяются функции руководителей и специалистов по охране труда и учебы в соответствии с их должностными обязанностями и настоящим Стандартом.
- реализацию государственной и отраслевой политики в области охраны труда и учебы в системе образования субъекта Российской Федерации;
- участие в разработке проектов законодательных, нормативных правовых актов по охране труда и обеспечению безопасности образовательного процесса, направленных на сохранение жизни и здоровья работников, обучающихся в процессе их трудовой и образовательной деятельности;
- организацию разработки и реализации региональных целевых программ улучшения условий и охраны труда, обеспечения безопасных условий образовательного процесса в образовательных учреждениях;
- участие в разработке и реализации отраслевых целевых программ улучшения условий и охраны труда, обеспечения безопасных условий образовательного процесса;
- финансирование подведомственных образовательных учреждений на мероприятия по охране труда и обеспечению безопасности образовательного процесса;
- планирование и организацию обучения и проверки знаний по охране труда руководителей и специалистов, а также повышения квалификации работников служб охраны труда, специалистов, занимающихся вопросами охраны труда и здоровья в органах управления образованием и образовательных учреждениях;
- организацию проведения аттестации рабочих и учебных мест по условиям труда и учебы, сертификации работ по охране труда в образовательных учреждениях;
- содействие обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- контроль за отражением требований, направленных на охрану труда и обеспечение безопасных условий образовательного процесса, в учредительных документах подведомственных образовательных учреждений и документах, представляемых на лицензирование образовательной деятельности;
- участие в расследовании групповых несчастных случаев, несчастных случаев с тяжелым и смертельным исходами с работниками и обучающимися в соответствии с установленным порядком;
- ежегодную подготовку информации Министерству образования Российской Федерации о состоянии и принимаемых мерах по улучшению условий и охраны труда, обеспечению безопасности образовательного процесса в соответствии с разделом "Охрана труда" коллективного договора и ежегодного соглашения по охране труда в образовательных учреждениях субъекта Российской Федерации;
- оказание методической помощи местным (муниципальным) органам управления образованием и подведомственным образовательным учреждениям в совершенствовании работы, направленной на охрану труда и обеспечение безопасных условий образовательного процесса;
- организацию (в пределах компетенции) проведения экспертизы условий труда и учебы по проектам строительства новых и реконструируемых образовательных и производственных объектов в части соответствия запроектированных в них условий труда требованиям охраны труда и обеспечения безопасности образовательного процесса;
- разработку совместно с заинтересованными организациями мероприятий по обобщению и распространению передового опыта в области охраны труда и обеспечения безопасности образовательного процесса, проведение смотров - конкурсов, дней охраны труда и т.п.;
- взаимодействие с органом по труду субъекта Российской Федерации и органами государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда и обеспечения безопасности образовательного процесса;
- организацию и проведение внутриведомственного контроля за выполнением требований законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда и обеспечению безопасности образовательного процесса;
- проведение анализа состояния условий и охраны труда, причин несчастных случаев с обучающимися, производственного травматизма и профессиональной заболеваемости работников, разработку и принятие мер по их предупреждению и снижению;
- контроль за выполнением требований, направленных на охрану труда и обеспечение безопасных условий образовательного процесса в учебных заведениях, при осуществлении лицензирования образовательной деятельности;
- обеспечение местных (муниципальных) органов управления образованием и подведомственных образовательных учреждений нормативной правовой и бланковой документацией по охране труда и обеспечению безопасности образовательного процесса;
- представление в установленном порядке Минобразованию России ежегодной госстатотчетности по формам 7-Т (травматизм) и 1-Т (условия труда) и отраслевой отчетности о травматизме обучающихся, а также оперативной информации о фактах крупных аварий, пожаров, групповых и смертельных несчастных случаев, происшедших с работниками и обучающимися;
- приостановление частично или полностью деятельности подведомственных образовательных учреждений при возникновении опасности для жизни и здоровья обучающихся и работников до полного устранения причин, порождающих указанную опасность;
- привлечение в установленном порядке к ответственности лиц, нарушающих трудовое законодательство, правила и нормы охраны труда, пожарной безопасности, требования нормативных правовых документов по обеспечению безопасности образовательного процесса;
- реализацию иных функций по вопросам охраны труда и обеспечения безопасности образовательного процесса в пределах компетенции государственного органа управления образованием субъекта Российской Федерации.
4.3. Уровень местного самоуправления
Местный (муниципальный) орган управления образованием в рамках своих полномочий обеспечивает:
- создание в аппарате местного (муниципального) органа управления образованием функционального подразделения (службы) охраны труда и учебы для координации и контроля работы, направленной на обеспечение здоровых и безопасных условий труда и учебы в подведомственных образовательных учреждениях. Структуру, численность работников и функции службы определяет руководитель местного (муниципального) органа управления образованием;
- разработку и утверждение Положения об организации работы по охране труда и обеспечению безопасности образовательного процесса в аппарате местного (муниципального) органа управления образованием в соответствии с настоящим Стандартом;
- реализацию основных направлений государственной и отраслевой политики в области охраны труда и обеспечения безопасности образовательного процесса в пределах своих полномочий, а также полномочий, переданных ему органом государственной власти субъекта Российской Федерации в установленном порядке;
- координацию и методическое руководство работой служб охраны труда и учебы подведомственных образовательных учреждений;
- участие в расследовании несчастных случаев с работниками и обучающимися в соответствии с установленным порядком;
- содействие организации работ, связанных с проведением аттестации рабочих и учебных мест и сертификации работ по охране труда в образовательных учреждениях;
- финансирование образовательных учреждений на мероприятия по охране труда и обеспечению безопасности образовательного процесса;
- контроль за выполнением требований, направленных на охрану труда и обеспечение безопасных условий образовательного процесса в учебных заведениях, при лицензировании образовательной деятельности;
- содействие обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- планирование и организацию обучения и проверки знаний по охране труда работников муниципального (местного) органа управления образованием, руководителей и специалистов образовательных учреждений, а также повышения квалификации работников служб охраны труда и учебы;
- организацию обучения отдельных категорий застрахованных за счет средств фонда социального страхования;
- совместно с заинтересованными организациями участие в проведении семинаров, выставок и других мероприятий по пропаганде передового опыта по вопросам охраны труда и обеспечения безопасных условий образовательного процесса;
- организацию и проведение ведомственного контроля за выполнением требований законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда и обеспечению безопасных условий образовательного процесса;
- представление ежегодной госстатотчетности по форме 7-Т (травматизм) и отраслевой отчетности о травматизме обучающихся, а также оперативной информации о фактах крупных аварий, пожаров, групповых и смертельных несчастных случаев, происшедших с работниками и обучающимися, государственному органу управления образованием субъекта Российской Федерации;
- проведение анализа состояния условий и охраны труда и учебы, причин несчастных случаев с обучающимися, производственного травматизма и профессиональной заболеваемости работников, разработку и принятие мер по их предупреждению и снижению;
- оказание методической помощи образовательным учреждениям в совершенствовании работы по вопросам охраны труда и обеспечения безопасных условий образовательного процесса;
- обеспечение образовательных учреждений нормативной правовой и бланковой документацией по вопросам охраны труда и обеспечения безопасных условий образовательного процесса;
- выполнение иных функций по вопросам охраны труда и обеспечения безопасности образовательного процесса в пределах компетенции местного (муниципального) органа управления образованием.
4.4. Уровень образовательного учреждения
Образовательное учреждение в рамках своих полномочий обеспечивает:
- создание функционального подразделения (службы) охраны труда и учебы для организации, координации и контроля работы за соблюдением работниками и обучающимися законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда и обеспечению безопасности образовательного процесса;
- разработку и утверждение Положения об организации работы по охране труда и обеспечению безопасности образовательного процесса в образовательном учреждении в соответствии с настоящим Стандартом;
- финансирование мероприятий по созданию здоровых и безопасных условий труда и учебы в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами по охране труда и здоровья;
- в установленном порядке разработку, утверждение и пересмотр инструкций по охране труда и обеспечению безопасности образовательного процесса для работников и обучающихся;
- совместно с профсоюзной организацией создание комитета (комиссии), корпуса уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда в соответствии с государственными нормативными требованиями в целях осуществления сотрудничества работодателя и работников и общественного контроля по вопросам охраны труда и безопасности в процессе трудовой и образовательной деятельности;
- безопасность работников и обучающихся при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования при осуществлении технологических и образовательных процессов;
- в установленном порядке работников и обучающихся специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты в соответствии с установленными нормами;
- в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, проведение инструктажа по охране труда, прохождение работниками стажировки на рабочих местах и проверку их знаний требований охраны труда;
- недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение, инструктаж, стажировку и проверку знаний требований охраны труда;
- недопущение работников к выполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров или при наличии у них медицинских противопоказаний;
- проведение контроля за обеспечением безопасных условий трудового и образовательного процессов, за состоянием условий труда и учебы на рабочих и учебных местах, а также за правильностью применения работниками и обучающимися средств индивидуальной и коллективной защиты;
- проведение аттестации рабочих и учебных мест по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране труда в учреждении;
- проведение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров (обследований) работников, внеочередных медицинских осмотров (обследований) работников по их просьбам;
- информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья и полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты;
- предоставление органам государственного управления охраной труда, органам государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда информации и документов, необходимых для осуществления ими своих полномочий;
- принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников и обучающихся при возникновении таких ситуаций, в том числе по оказанию пострадавшим первой помощи;
- организацию и проведение расследования в установленном Правительством Российской Федерации порядке несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также расследования в установленном Минобразованием России порядке несчастных случаев с обучающимися;
- обучение и проверку знаний требований охраны труда руководителей и специалистов и повышение квалификации работников служб охраны труда в установленные сроки;
- организацию обучения по охране труда отдельных категорий застрахованных за счет средств фонда социального страхования;
- санитарно - бытовым и лечебно - профилактическим обслуживанием работников в соответствии с требованиями охраны труда;
- предоставление беспрепятственного допуска должностных лиц органов государственного управления охраной труда, органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда, органов Фонда социального страхования Российской Федерации для проведения проверок условий и охраны труда, соблюдения установленного порядка расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- выполнение предписаний представителей органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда и рассмотрение представлений уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессионального союза или трудового коллектива об устранении выявленных нарушений законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда;
- обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- другие функции по вопросам охраны труда и обеспечения безопасности образовательного процесса в пределах компетенции образовательного учреждения.
5. Организация службы охраны труда
Управление охраной труда и обеспечением безопасности образовательного процесса в образовательных учреждениях осуществляется их руководителями (работодателями).
Организация, координация и контроль работы по охране труда и обеспечению безопасности образовательного процесса в образовательных учреждениях осуществляется службой охраны труда и учебы.
Организацию службы охраны труда осуществляют работодатели в соответствии со ст. 12 Федерального закона от 17.07.99 N 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации".
Служба осуществляет свою деятельность во взаимодействии с подразделениями образовательного учреждения, комитетом (комиссией) по охране труда, уполномоченными (доверенными) лицами по охране труда профессиональных союзов или трудового коллектива, службой охраны труда вышестоящей организации, а также с органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в области охраны труда, органами государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда.
Служба охраны труда осуществляет работу в соответствии с Рекомендациями по организации работы службы охраны труда в организациях, утвержденными Постановлением Минтруда России от 08.02.2000 N 14, и Типовым положением о службе охраны труда образовательного учреждения высшего, среднего и начального профессионального образования, утвержденным Приказом Минобразования России от 11.03.98 N 662.



Приложение 1
ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ПОЯСНЕНИЯ
К ТЕРМИНАМ, ПРИМЕНЯЕМЫМ В СТАНДАРТЕ
----T-----------------------T------------------------------------¬
¦ N ¦ Термин ¦ Пояснения ¦
¦п/п¦ ¦ ¦
+---+-----------------------+------------------------------------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦
+---+-----------------------+------------------------------------+
¦1. ¦Аттестация рабочих мест¦Система анализа и оценки рабочих ¦
¦ ¦по условиям труда и ¦мест для проведения оздоровительных ¦
¦ ¦учебы ¦мероприятий, ознакомления работников¦
¦ ¦ ¦с условиями труда, сертификации про-¦
¦ ¦ ¦изводственных объектов, для подт- ¦
¦ ¦ ¦верждения или отмены права предос- ¦
¦ ¦ ¦тавления компенсаций и льгот работ- ¦
¦ ¦ ¦никам, занятым на тяжелых работах и ¦
¦ ¦ ¦работах с вредными и опасными усло- ¦
¦ ¦ ¦виями труда ¦
+---+-----------------------+------------------------------------+
¦2. ¦Условия труда ¦Совокупность факторов производствен-¦
¦ ¦ ¦ной среды и трудового процесса, ока-¦
¦ ¦ ¦зывающих влияние на работоспособ- ¦
¦ ¦ ¦ность и здоровье работника ¦
+---+-----------------------+------------------------------------+
¦3. ¦Вредный производствен- ¦Производственный фактор, воздействие¦
¦ ¦ный фактор ¦которого на работника может привести¦
¦ ¦ ¦к его заболеванию ¦
+---+-----------------------+------------------------------------+
¦4. ¦Опасный производствен- ¦Производственный фактор, воздействие¦
¦ ¦ный фактор ¦которого на работника может привести¦
¦ ¦ ¦к его травме ¦
+---+-----------------------+------------------------------------+
¦5. ¦Безопасные условия ¦Условия труда, при которых воздейс- ¦
¦ ¦труда ¦твие на работающих вредных и опасных¦
¦ ¦ ¦производственных факторов исключено ¦
¦ ¦ ¦либо уровни их воздействия не превы-¦
¦ ¦ ¦шают установленные нормативы ¦
+---+-----------------------+------------------------------------+
¦6. ¦Рабочее место ¦Место, в котором работник должен ¦
¦ ¦ ¦находиться или в которое ему необхо-¦
¦ ¦ ¦димо прибыть в связи с его работой и¦
¦ ¦ ¦которое прямо или косвенно находится¦
¦ ¦ ¦под контролем работодателя ¦
+---+-----------------------+------------------------------------+
¦7. ¦Средства индивидуальной¦Технические средства, используемые ¦
¦ ¦и коллективной защиты ¦для предотвращения или уменьшения ¦
¦ ¦работников ¦воздействия на работников вредных ¦
¦ ¦ ¦или опасных производственных факто- ¦
¦ ¦ ¦ров, а также для защиты от загрязне-¦
¦ ¦ ¦ния ¦
+---+-----------------------+------------------------------------+
¦8. ¦Внешняя среда ¦Среда обитания, окружающая человека,¦
¦ ¦ ¦характеризующаяся физическими, хими-¦
¦ ¦ ¦ческими, биологическими, информаци- ¦
¦ ¦ ¦онными, социально - психологическими¦
¦ ¦ ¦и эстетическими факторами ¦
+---+-----------------------+------------------------------------+
¦9. ¦Вредные условия труда ¦Условия труда, характеризующиеся на-¦
¦ ¦ ¦личием вредных производственных фак-¦
¦ ¦ ¦торов, превышающих гигиенические ¦
¦ ¦ ¦нормативы и оказывающих неблагопри- ¦
¦ ¦ ¦ятное воздействие на организм рабо- ¦
¦ ¦ ¦тающего и (или) его потомство ¦
+---+-----------------------+------------------------------------+
¦10.¦Место организованного ¦Зона, оснащенная необходимыми техни-¦
¦ ¦отдыха ¦ческими средствами, в которой совер-¦
¦ ¦ ¦шается процесс психофизической раз- ¦
¦ ¦ ¦грузки ¦
+---+-----------------------+------------------------------------+
¦11.¦Охрана труда ¦Система сохранения жизни и здоровья ¦
¦ ¦ ¦работников в процессе трудовой дея- ¦
¦ ¦ ¦тельности, включающая в себя право- ¦
¦ ¦ ¦вые, социально - экономические, ¦
¦ ¦ ¦организационно - технические, сани- ¦
¦ ¦ ¦тарно - гигиенические, лечебно - ¦
¦ ¦ ¦профилактические, реабилитационные и¦
¦ ¦ ¦иные мероприятия ¦
+---+-----------------------+------------------------------------+
¦12.¦Производственная ¦Совокупность действий людей с приме-¦
¦ ¦деятельность ¦нением орудий труда, необходимых для¦
¦ ¦ ¦превращения ресурсов в готовую про- ¦
¦ ¦ ¦дукцию, включающая в себя производ- ¦
¦ ¦ ¦ство и переработку различных видов ¦
¦ ¦ ¦сырья, строительство, оказание раз- ¦
¦ ¦ ¦личных видов услуг ¦
+---+-----------------------+------------------------------------+
¦13.¦Орган управления ¦Самостоятельная единица в совокуп- ¦
¦ ¦образованием ¦ности органов управления образовани-¦
¦ ¦ ¦ем, входящая в иерархическую органи-¦
¦ ¦ ¦зационную структуру управления обра-¦
¦ ¦ ¦зованием и осуществляющая управление¦
¦ ¦ ¦деятельностью образовательных учреж-¦
¦ ¦ ¦дений ¦
+---+-----------------------+------------------------------------+
¦14.¦Организационная струк- ¦Упорядоченная совокупность органов, ¦
¦ ¦тура управления образо-¦управляющих деятельностью системы ¦
¦ ¦ванием ¦образования ¦
+---+-----------------------+------------------------------------+
¦15.¦Сертификат соответствия¦Документ, удостоверяющий соответ- ¦
¦ ¦работ по охране труда ¦ствие проводимых в организации работ¦
¦ ¦(сертификат безопаснос-¦по охране труда установленным госу- ¦
¦ ¦ти) ¦дарственным нормативным требованиям ¦
¦ ¦ ¦охраны труда ¦
+---+-----------------------+------------------------------------+
¦16.¦Система управления ¦Совокупность органов (звеньев) ¦
¦ ¦ ¦управления, реализующих по опреде- ¦
¦ ¦ ¦ленным принципам с помощью опреде- ¦
¦ ¦ ¦ленных методов управления функции ¦
¦ ¦ ¦(задачи) управления, направленные на¦
¦ ¦ ¦достижение главных целей всей дея- ¦
¦ ¦ ¦тельности. В системе управления ¦
¦ ¦ ¦обеспечивается рациональное сочета- ¦
¦ ¦ ¦ние целевого, функционального и ¦
¦ ¦ ¦линейного управления ¦
+---+-----------------------+------------------------------------+
¦17.¦Структура ¦Совокупность устойчивых связей объ- ¦
¦ ¦ ¦екта, обеспечивающих его целост- ¦
¦ ¦ ¦ность, т.е. сохранение основных ¦
¦ ¦ ¦свойств при различных внешних и ¦
¦ ¦ ¦внутренних изменениях ¦
+---+-----------------------+------------------------------------+
¦18.¦Структурное ¦Крупная составная часть органа ¦
¦ ¦подразделение ¦управления образованием или образо- ¦
¦ ¦ ¦вательного учреждения, обладающая ¦
¦ ¦ ¦значительной самостоятельностью (уп-¦
¦ ¦ ¦равление, отдел, факультет, научно -¦
¦ ¦ ¦исследовательская часть, эксперимен-¦
¦ ¦ ¦тально - опытный завод, ремонтно - ¦
¦ ¦ ¦строительное управление и т.д.) ¦
+---+-----------------------+------------------------------------+
¦19.¦Уровень управления ¦Совокупность органов управления на ¦
¦ ¦ ¦определенной ступени иерархии управ-¦
¦ ¦ ¦ления ¦
+---+-----------------------+------------------------------------+
¦20.¦Учебное место ¦Зона, оснащенная необходимыми техни-¦
¦ ¦ ¦ческими средствами, в которой совер-¦
¦ ¦ ¦шается учебный процесс обучающегося ¦
¦ ¦ ¦или группы обучающихся ¦
+---+-----------------------+------------------------------------+
¦21.¦Учебное рабочее место ¦Зона, оснащенная необходимыми техни-¦
¦ ¦ ¦ческими средствами, в которой совер-¦
¦ ¦ ¦шается учебный процесс и трудовая ¦
¦ ¦ ¦деятельность обучающегося или группы¦
¦ ¦ ¦обучающихся ¦
+---+-----------------------+------------------------------------+
¦22.¦Условия учебы ¦Условия, в которых совершается учеб-¦
¦ ¦ ¦ный процесс или трудовая деятель- ¦
¦ ¦ ¦ность обучающегося или группы обуча-¦
¦ ¦ ¦ющихся ¦
L---+-----------------------+-------------------------------------



Приложение 2
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ
ОХРАНОЙ ТРУДА В СИСТЕМЕ МИНОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ
I --------------------------------¬ ---------------------------¬
уровень ¦Федеральный (центральный) орган¦ ¦ ЦК профсоюза работников ¦
¦ управления образованием ¦ ¦ народного образования и ¦
¦ (Министерство образования ¦ ¦науки Российской Федерации¦
¦ Российской Федерации) ¦ L----------------T----------
L--------T----------------TT-T--- ¦
------- ¦¦ ¦ ¦
/ ¦¦ L-------¬ ¦
II --------------+------------------¬ ¦L--------¬¦ -----------------+---------¬
уровень ¦Государственный орган управления¦ L-------¬ ¦¦ ¦Республиканский, краевой, ¦
¦образованием субъекта Российской¦ ¦ ¦¦ ¦областной комитет профсою-¦
¦ Федерации (министерство, ¦ ¦ ¦¦ ¦за работников народного ¦
¦ департамент, комитет, главное ¦ ¦ ¦¦ ¦образования ¦
¦ управление) ¦ ¦ ¦¦ L----------------T----------
L------T------T-T-T-------T-T-T-T- ¦ ¦¦ -----------------+---------¬
------------ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦¦ ¦Городской, районный коми- ¦
/ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦¦ ¦тет профсоюза работников ¦
III --------------+---------------¬ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦¦ ¦народного образования ¦
уро-¦ Местный (муниципальный) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦¦ L------------------------T--
вень¦орган управления образованием¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦L-------------------¬ ¦
¦(комитет, управление, отдел) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ L----------¬ ¦ ¦
L---T---------T------T--------- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ L------------+------------+------¬ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ -------- ¦ L----¬ ¦ ¦ L--------------+---------¬ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ L--------------¬ L--¬ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ L---------¬ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
/ / / / / / / / / / / / / ¦
IV --------¬---------¬---------¬----------¬----------¬--------¬--------¬ ----------¬--------¬---+----¬
уро-¦Образо-¦¦Общеоб- ¦¦Образо- ¦¦Специаль-¦¦Образова-¦¦Образо-¦¦Образо-¦ ¦Образова-¦¦Образо-¦¦Проф- ¦
вень¦ватель-¦¦разова- ¦¦ватель- ¦¦ные (кор-¦¦тельные ¦¦ватель-¦¦ватель-¦ ¦тельные ¦¦ватель-¦¦союзный¦
¦ные уч-¦¦тельные ¦¦ные уч- ¦¦рекцион- ¦¦учрежде- ¦¦ные уч-¦¦ные уч-¦ ¦учрежде- ¦¦ные уч-¦¦комитет¦
¦режде- ¦¦учрежде-¦¦реждения¦¦ные) об- ¦¦ния для ¦¦режде- ¦¦режде- ¦ ¦ния выс- ¦¦режде- ¦¦ ¦
¦ния ¦¦ния (на-¦¦дополни-¦¦разова- ¦¦детей - ¦¦ния на-¦¦ния ¦ ¦шего про-¦¦ния до-¦¦ ¦
¦дош- ¦¦чальногтельногтельные ¦¦сирот и ¦¦чально-¦¦средне-¦ ¦фессио- ¦¦полни- ¦¦ ¦
¦кольно-¦¦общего, ¦¦образо- ¦¦учрежде- ¦¦детей, ¦¦го про-¦¦го про-¦ ¦нального ¦¦тельно-¦¦ ¦
¦го об- ¦¦основно-¦¦вания ¦¦ния для ¦¦оставших-¦¦фессио-¦¦фессио-¦ ¦и после- ¦¦го об- ¦¦ ¦
¦разова-¦¦го обще-¦¦детей ¦¦обучаю- ¦¦ся без ¦¦нально-¦¦нально-¦ ¦вузовско-¦¦разова-¦¦ ¦
¦ния ¦¦го, ¦¦ ¦¦щихся, ¦¦попечения¦¦го об- ¦¦го об- ¦ ¦го про- ¦¦ния ¦¦ ¦
¦ ¦¦среднег ¦¦воспитан-¦¦родителе馦разова-¦¦разова-¦ ¦фессио- ¦¦взрос- ¦¦ ¦
¦ ¦¦(полно- ¦¦ ¦¦ников с ¦¦(законных¦¦ния ¦¦ния ¦ ¦нального ¦¦лых ¦¦ ¦
¦ ¦¦го) об- ¦¦ ¦¦отклоне- ¦¦предста- ¦¦ ¦¦ ¦ ¦образова-¦¦ ¦¦ ¦
¦ ¦¦щего ¦¦ ¦¦ниями в ¦¦вителей) ¦¦ ¦¦ ¦ ¦ния ¦¦ ¦¦ ¦
¦ ¦¦образо- ¦¦ ¦¦развитии ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦ ¦ ¦¦ ¦¦ ¦
¦ ¦¦вания) ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦ ¦ ¦¦ ¦¦ ¦
L--------L---------L---------L----------L----------L--------L-------- L----------L--------L--------



Приложение 3
ПЕРЕЧЕНЬ
ТИПОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ <*>
--------------------------------
<*> Согласно ст. 12 Закона Российской Федерации "Об образовании".
К образовательным относятся учреждения следующих типов:
1) дошкольные;
2) общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);
3) учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования;
4) учреждения дополнительного образования взрослых;
5) специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии;
6) учреждения дополнительного образования;
7) учреждения для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей);
8) учреждения дополнительного образования детей;
9) другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.

ПРИКАЗ Госстандарта РФ от 14.08.2001 n 251 О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОЛОЖЕНИЕ О ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ ОРГАНЕ КОМИТЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ, МЕТРОЛОГИИ И СЕРТИФИКАЦИИ - ОМСКОМ ЦЕНТРЕ СТАНДАРТИЗАЦИИ, МЕТРОЛОГИИ И СЕРТИФИКАЦИИ  »
Постановления и Указы »
Читайте также