РАСПОРЯЖЕНИЕ Правительства РФ от 28.09.2005 n 1529-р <О КОНЦЕПЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ СНИЖЕНИЕ РИСКОВ И СМЯГЧЕНИЕ ПОСЛЕДСТВИЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДО 2010 ГОДА>


ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 28 сентября 2005 г. N 1529-р
1. Утвердить прилагаемую Концепцию Федеральной целевой программы "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2010 года".
2. Определить МЧС России государственным заказчиком-координатором Федеральной целевой программы "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2010 года", а государственными заказчиками по отдельным ее направлениям - МЧС России, Росводресурсы, Рослесхоз, Роснауку, Рособразование, Росинформтехнологии, Росгидромет, Ростехнадзор, Российскую академию наук.
3. Установить, что предельный (прогнозный) объем финансирования Федеральной целевой программы "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2010 года" за счет средств федерального бюджета составляет 5331840 тыс. рублей (в ценах соответствующих лет).
4. МЧС России разработать, согласовать с заинтересованными Федеральными органами исполнительной власти проект Федеральной целевой программы "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2010 года" и обеспечить его представление в Правительство Российской Федерации в установленном порядке.
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.ФРАДКОВ


Утверждена
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 28 сентября 2005 г. N 1529-р
КОНЦЕПЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"СНИЖЕНИЕ РИСКОВ И СМЯГЧЕНИЕ ПОСЛЕДСТВИЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ
СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДО 2010 ГОДА"
I. Обоснование соответствия проблемы и целей Программы
приоритетным задачам социально-экономического развития
Российской Федерации
В условиях сохранения высокого уровня угрозы техногенного и природного характера, негативных последствий чрезвычайных ситуаций для устойчивого социально-экономического развития страны одним из важных элементов обеспечения национальной безопасности России является повышение защиты населения, территорий и потенциально опасных объектов.
Проблема заключается в обеспечении снижения рисков чрезвычайных ситуаций и потерь человеческого, природного и экономического потенциала путем концентрации материальных и финансовых ресурсов на приоритетных направлениях создания условий безопасной жизнедеятельности и координации действий федерального центра и субъектов Российской Федерации.
С 2000 по 2005 годы решение задач в сфере снижения рисков чрезвычайных ситуаций осуществлялось в соответствии с Федеральной целевой программой "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2005 года" (далее - Программа). В ходе ее реализации был получен положительный опыт решения проблемы обеспечения комплексной безопасности в стране программно-целевыми методами с участием 15 федеральных органов исполнительной власти и всех субъектов Российской Федерации.
В рамках программы выполнено более 100 научно-исследовательских работ, подготовлено более 30 нормативных документов в сфере обеспечения природно-техногенной безопасности.
Создана система мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Проведена реконструкция центров мониторинга и прогнозирования Северо-Западного и Сибирского региональных центров. В 2005 году завершается реконструкция Всероссийского центра мониторинга и прогнозирования, центров мониторинга и прогнозирования Центрального, Южного, Дальневосточного, Приволжско-Уральского региональных центров и Кемеровской области.
Разработана и апробирована в Вологодской области и Сибирском федеральном округе дистанционная вертолетная система дробления льда и уничтожения ледовых заторов с использованием фюзеляжного раскладчика зарядов, что позволяет более эффективно предотвращать зимние наводнения, обусловленные образованием ледовых заторов.
Разработан и издан Атлас природных и техногенных опасностей и рисков на территории Российской Федерации.
Началась работа по созданию единых дежурно-диспетчерских служб, разработаны их типовые технические проекты для городов с различной численностью населения.
Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий обеспечивало координацию деятельности в субъектах Российской Федерации, включая разработку и реализацию региональных целевых программ в сфере снижения рисков и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Предварительные итоги реализации программы свидетельствуют о том, что не весь ее потенциал был реализован в полном объеме. В первую очередь это связано со следующими факторами:
изменение структуры потенциальных источников возникновения кризисных и чрезвычайных ситуаций;
недостаток ресурсов, необходимых для достижения прогресса и устойчивой положительной динамики в решении основных задач программы;
недостаточная эффективность механизмов, применяемых для решения ключевых задач программы в условиях модернизации системы государственного управления (перераспределения функций в сфере защиты населения и экономики от чрезвычайных ситуаций между органами государственной власти и органами местного самоуправления);
отсутствие эффективных механизмов стимулирования привлечения дополнительных ресурсов, в том числе внебюджетных средств;
отсутствие эффективной практики применения механизмов гражданской и имущественной ответственности по обстоятельствам возникновения чрезвычайных ситуаций и причинения ущерба гражданам, окружающей среде и социальной инфраструктуре, стимулирования добровольных обязательств бизнеса и корпоративной ответственности.
Несмотря на указанные недостатки, реализация программных мероприятий позволила обеспечить разработку основных элементов правового регулирования в сфере снижения рисков чрезвычайных ситуаций и координацию действий федеральных органов государственной власти в сфере их ответственности. Программа обеспечила базовые условия, необходимые для реализации неотложных мер в отношении критически важных объектов во исполнение решений совместного заседания Совета Безопасности Российской Федерации и президиума Государственного совета Российской Федерации по вопросу о мерах по обеспечению защищенности критически важных для национальной безопасности объектов инфраструктуры и населения страны от угроз техногенного, природного характера и террористических проявлений (протокол от 13 ноября 2003 г. N 4).
В решении указанного заседания отмечено, что в современных условиях негативные факторы техногенного и природного характера представляют одну из наиболее реальных угроз для обеспечения стабильного социально-экономического развития страны, а существующая государственная система управления не в полной мере соответствует спектру угроз национальной безопасности Российской Федерации.
В связи с этим была поставлена задача корректировки и продления до 2010 года программы с учетом включения в ее состав таких направлений, как системные исследования, обеспечение пожарной безопасности, обеспечение техногенной и информационной безопасности объектов и населения, а также их защиты от негативных природных явлений (в том числе землетрясений и цунами), обеспечение безопасности объектов жилищно-коммунального хозяйства и транспорта, совершенствование систем физической защиты и охраны объектов, системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, централизованного оповещения населения и связи, а также гражданской обороны. Данные обстоятельства потребовали разработки новой программы.
С учетом разграничения функций и ответственности органов исполнительной власти и органов местного самоуправления Федеральная целевая программа "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2010 года" (далее - Программа) направлена на создание условий для уменьшения рисков чрезвычайных ситуаций, реализацию превентивных мер, а также мероприятий по ликвидации причиненного и накопленного ущерба.
Важным приоритетом Программы является привлечение и расширение участия институтов бизнеса и гражданского общества в реализации проектов и программ безопасного развития.
Источниками чрезвычайных ситуаций являются стихийные природные явления, природные риски, возникающие в процессе хозяйственной деятельности либо связанные с накопленным экологическим ущербом, а также крупные техногенные аварии и катастрофы.
Значительную угрозу для населения и объектов экономики страны представляют сейсмические опасности, так как более 25 процентов территории Российской Федерации с населением 20 миллионов человек может подвергаться землетрясениям силой 7 баллов и выше. На сейсмоопасных территориях находится большое количество критически важных объектов и жилых зданий, которые имеют дефицит сейсмостойкости в 2 - 3 балла, что в случае сильного землетрясения может привести к их серьезным разрушениям.
В настоящее время в Российской Федерации функционирует свыше 2,5 тыс. химически опасных объектов, более 1,5 тыс. радиационно опасных объектов, 8 тыс. пожаро- и взрывоопасных объектов, более 30 тыс. гидротехнических сооружений и других объектов. Большая часть этих объектов представляет не только экономическую, оборонную и социальную значимость для страны, но и потенциальную опасность для здоровья и жизни населения, а также окружающей природной среды. В зонах возможного воздействия поражающих факторов при авариях на этих объектах проживает свыше 90 миллионов жителей страны.
Статистика пожаров в Российской Федерации за последние 5 лет свидетельствует о том, что количество пожаров сохраняется на уровне около 250 тысяч в год. Вместе с тем продолжает увеличиваться число крупных пожаров в жилом секторе и на объектах экономики.
Социальную напряженность в обществе вызывают чрезвычайные ситуации, инициируемые авариями на объектах жилищно-коммунального хозяйства.
Анализ информации о чрезвычайных ситуациях с учетом структуры угроз и динамики их изменений свидетельствует о том, что стихийные бедствия, связанные с опасными природными явлениями и пожарами, а также техногенные аварии являются основными источниками чрезвычайных ситуаций и представляют существенную угрозу для безопасности граждан, экономики страны и, как следствие, для устойчивого развития и национальной безопасности России.
II. Обоснование необходимости решения проблемы
программно-целевым методом
Эффективное противодействие чрезвычайным ситуациям не может быть обеспечено только в рамках основной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления. Характер проблемы требует наличия долговременной стратегии и применения организационно-финансовых механизмов взаимодействия, координации усилий и концентрации ресурсов субъектов экономики и институтов общества.
Для предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их негативных последствий существенное значение имеет система мер и их технологическое обеспечение, которые могут быть общими для разных по своей природе явлений и факторов (природных и техногенных).
При применении программно-целевого метода будет осуществляться:
развитие и использование научного потенциала в исследовании причин возникновения чрезвычайных ситуаций, в том числе обусловленных опасными гидрометеорологическими явлениями и резкими изменениями погодно-климатических условий, и особенностей их протекания с учетом их природы (генезиса);
информационная поддержка и создание инфраструктуры для ситуационного анализа рисков чрезвычайных ситуаций;
координация действий по поддержанию в необходимой готовности сил и средств реагирования;
реализация комплекса практических мер, исключающих возникновение чрезвычайных ситуаций.
Формирование эффективной "вертикали реагирования" на чрезвычайные ситуации возможно при наличии единой информационно-управляющей системы в данной сфере, деятельность которой подкреплена наличием необходимых законодательных и нормативных документов, предотвращающих торможение информационных потоков и потерю управления.
Наиболее проблемной частью единой "вертикали реагирования" является "зона контакта" научного сообщества и государственного управления. В отсутствие постоянного администрирования процесса такого взаимодействия повышение его эффективности возможно на базе применения программных механизмов.
III. Варианты решения проблемы, предложения по целям,
задачам и показателям Программы, а также по объемам
и источникам ее финансирования
Решение проблемы снижения рисков и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций может быть обеспечено применением сценарных условий двух типов.
Первый тип - определяются основные цели Программы количественного характера, и для их достижения осуществляется отбор и обоснование соответствующего комплекса программных мероприятий при минимизации объемов финансовых средств.
Второй тип - задаются или принимаются в качестве исходных данных реальные объемы финансовых средств, которые могут быть привлечены в Программу, и исходя из этого выбирается комплекс программных мероприятий, обеспечивающих наибольшие результаты в достижении основных целей.
При этом в обоих случаях может быть несколько вариантов сценариев, каждый из которых обусловлен исходными заданиями по показателям или объемам финансирования конкретных программных мероприятий.
Первый тип (варианты сценариев его реализации) имеет преимущество с точки зрения постановки обоснованных целей Программы с учетом множества факторов социально-экономического и стратегического характера, а также интересов граждан, общества и государства. При этом имеют место значительные риски как завышения, так и занижения объемов финансовых средств для реализации программных мероприятий.
При втором типе сценарных условий имеется определенность объемов ограниченных ресурсов, направленных на реализацию программных мероприятий, что часто является определяющим фактором при выборе сценария реализации Программы. В данном варианте решения проблемы имеются риски, связанные с достижением основных показателей Программы.
Оба типа сценарных условий и варианты их реализации имеют риски, обусловленные отсутствием всех необходимых данных, обеспечивающих оценку результативности основных программных мероприятий, их количественных характеристик и объемов финансовых средств.
Вариант реализации сценарных условий, обосновывающий реальные объемы средств всех источников, привлекаемых

РАСПОРЯЖЕНИЕ Правительства РФ от 28.09.2005 n 1518-р <О ПЛАНЕ ОСНОВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ, СВЯЗАННЫХ С ПОДГОТОВКОЙ И ПРОВЕДЕНИЕМ ПРАЗДНОВАНИЯ 450-ЛЕТИЯ ДОБРОВОЛЬНОГО ВХОЖДЕНИЯ БАШКИРИИ В СОСТАВ РОССИИ>  »
Постановления и Указы »
Читайте также