ТИПОВОЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС ОПОРНОГО ЦЕНТРА УПРАВЛЕНИЯ МЕСТНОЙ РАБОТОЙ (утв. МПС РФ 10.07.2001)


Утверждаю
Заместитель Министра
путей сообщения
Российской Федерации
С.А.ГРИШИН
10 июля 2001 года
ТИПОВОЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС
ОПОРНОГО ЦЕНТРА УПРАВЛЕНИЯ МЕСТНОЙ РАБОТОЙ
1. ВВЕДЕНИЕ
1.1. Общие положения
Решение о создании опорных центров (ОЦ) управления местной работой в регионе принято на коллегии МПС России от 28 - 29 апреля 2001 г.
Создание опорных центров управления перевозками регламентируется типовым Положением об опорном центре управления перевозками, утвержденным Приказом N 9Ц МПС России от 27 апреля 2001 г.
Организационное, технологическое, техническое и другое обеспечение опорного центра, функции персонала ОЦ определяются Типовыми требованиями к опорным центрам.
Опорный центр управления перевозками является подразделением в единой организационно-технологической системе управления: государственное учреждение "Центр управления перевозками Министерства путей сообщения Российской Федерации" (ЦУП МПС РФ) - филиал ЦУП МПС РФ "Центр управления перевозками региона" (ЦУПР) - опорный центр управления (ОЦ). Опорный центр входит в состав ЦУПР в качестве его структурного подразделения.
Опорный центр осуществляет оперативное управление работой линейного района. Линейный район управления включает в себя железнодорожные станции, объединенные по территориальному принципу и завершенности технологического цикла организации местной работы, связанные единой технологией поездной и маневровой работы. В каждый такой район входит базовая и связанные с ней по технологии работы станции.
Опорный центр предназначен для исполнения заданий ЦУПР по продвижению транзитных сетевых и региональных поездов и вагонов, выполнению заданий по погрузке/выгрузке, формированию сетевых и региональных поездов, организации местной работы на станциях линейного района управления (ЛР).
Целями организации каждого опорного центра являются:
- оптимизация местной работы в линейном районе управления;
- обеспечение рационального использования тяговых и погрузочных ресурсов;
- минимизация эксплуатационных затрат в пределах ЛР.
Опорные центры классифицируются в зависимости от:
- объема выполняемой работы;
- основного назначения и характера работы базовой станции (сортировочные, грузовые, пассажирские, транзитные комплексы (станции, ж/д узлы) и др.);
- подчинения - сетевого, регионального, местного, стратегического назначения.
Территориально здание ОЦ размещается, как правило, на базовой станции. Информационно он связан с ЦУПР, диспетчерским аппаратом станций своего ЛР и подразделениями хозяйств отделений.
Опорный центр имеет административный персонал, который планирует и организует техническое и технологическое обеспечение диспетчерского персонала. Диспетчерский аппарат ОЦ состоит из диспетчеров (в соответствии с выполняемой работой) и дежурных по станциям (паркам). Диспетчерский персонал ОЦ осуществляет оперативное руководство работой всех станций линейного района по выполнению сменно-суточного задания, а также подразделений других хозяйств, непосредственно участвующих в перевозочном процессе (пунктов технического осмотра, пунктов коммерческого осмотра, вагонных депо, локомотивных депо и др.).
Типовой технологический процесс управления перевозками в опорном центре утверждает Департамент управления перевозками ЦД МПС России.
Технологический процесс управления перевозками в опорном центре утверждает начальник центра управления региона (ЦУПР), в состав которого входит опорный центр.
1.2. Принципы разработки технологии управления ОЦ
Технологический процесс управления работой ОЦ разрабатывается главным инженером ОЦ или заместителями начальника ОЦ с участием начальников станций линейного района и руководителей подразделений других хозяйств, непосредственно участвующих в перевозочном процессе (пунктов технического осмотра, пунктов коммерческого осмотра, вагонных депо, локомотивных депо и др.).
Управление работой ОЦ включает в себя организацию руководства эксплуатационной деятельности станций линейного района управления, оперативное планирование работы станций ЛР, диспетчерское руководство, контроль и анализ работы ОЦ. Управление направлено на обеспечение выполнения сменно-суточного плана, оперативных заданий, рациональное использование технических средств, минимизацию затрат и, по возможности, получение дохода от перевозок, а также организацию сбора текущей информации о положении на станциях и перегонах ЛР управления.
Основными принципами технологии управления эксплуатационной работой ОЦ являются:
1.2.1. Организация руководства эксплуатационной деятельности станций линейного района управления
Организация руководства эксплуатационной деятельности станций линейного района управления заключается в:
- исполнении указаний ЦУП и ЦУПР по выполнению плановых заданий по региональным и сетевым перевозкам:
организация выполнения плана погрузки/выгрузки;
организация формирования и отправления сетевых и региональных поездов;
организация выполнения технических норм;
- организации непрерывной взаимосвязи с:
ЦУП и ЦУПР по вопросам организации сетевых и региональных перевозок;
подразделениями всех хозяйств, участвующих в перевозочном процессе, по вопросам материально-технического обеспечения перевозок;
агентствами ФТО по вопросам организации и обеспечения перевозок местных грузов;
- организации исполнения указаний ЦУП и ЦУПР по регулировочному заданию;
- организации единого технологического процесса работы станций линейного района управления;
- организации продвижения транзитных сетевых и региональных поездов и вагонов по графику;
- организации поездной и маневровой работы станций ЛР ОЦ:
организация развоза вагонов, адресованных на станции своего линейного района управления;
организация местной работы на станциях ЛР;
организация выполнения технологических нормативов на передвижение вагонов в пределах своего ЛР.
1.2.2. Управление перевозочным процессом в линейном районе на базе новой системы оперативного планирования перевозок
Управление перевозочным процессом в линейном районе организуется на базе новой системы оперативного планирования перевозок, обеспечивающей:
- технологию сбора информации для непосредственного ведения технологических процессов и для оперативного планирования работы;
- автоматизацию процессов оперативного планирования с решением оптимизационных задач в новой постановке;
- разработку сменно-суточного плана местной работы;
- планирование местных перевозок с подразделением на сетевые, региональные и местные;
- разработку оперативных планов прибытия, отправления и других рекомендаций по ведению технологического процесса, показанных в таблице 1.3.
Необходимым условием перехода на новую систему оперативного планирования перевозок является изменение порядка расчета плана перевозок, формируемого в системе ЦФТО:
- план перевозок должен представлять общие объемы отправления грузов, по родам грузов по установленной номенклатуре и по роду вагонов от станции отправления до станции назначения;
- план перевозок по крупным клиентам массовых грузов, экспортным и импортным грузам, грузам в адрес портов должен представляться от станции отправления до станции назначения;
- планирование перевозок должно осуществляться с подразделением на сетевые (в поездах сетевых назначений), региональные (в поездах региональных назначений) и местные (сборные, вывозные и т.д.).
1.2.3. Управление эксплуатационной работой организуется на базе новой системы диспетчерского руководства местной работой
Новая система диспетчерского руководства местной работой обеспечивает:
- управление перевозками в линейном районе ОЦ осуществляется на основе оперативного сменно-суточного плана ОЦ с разбивкой по станциям ЛР, в соответствии с планами поездной и маневровой работы опорного центра, оперативными заданиями и регулировочными мероприятиями ЦУПР;
- распределение имеющегося в ОЦ избыточного количества порожних вагонов (после выполнения регулировочных мероприятий) по родам между станциями, испытывающими потребность в этих вагонах;
- управление парком маневровых локомотивов на ОЦ;
- согласованное с ЦУПР использование парка поездных локомотивов и локомотивных бригад;
- организацию местной работы;
- согласованный с ЦУПР подвод сетевых и региональных поездов к станциям ЛР ОЦ;
- организацию кольцевых маршрутов и закрепленных за ними вагонов;
- организацию работы по перевозкам негабаритных и тяжеловесных, а также специальных грузов;
- организацию работы по перевозкам наливных, рудно-металлургических, угольных, продовольственных, лесных, строительных, химических и других номенклатурных грузов;
- организацию работ, направленных на техническое и технологическое обеспечение перевозок;
- организацию работ по информационному ведению технологического процесса управления перевозками в ОЦ.
1.2.4. Управление эксплуатационной работой в линейном районе ОЦ на базе новой системы контроля и анализа
Управление эксплуатационной работой в линейном районе ОЦ на базе новой системы контроля и анализа обеспечивает:
- контроль продвижения пассажирских поездов по расписанию и грузовых (сетевых и региональных) поездов по графику;
- контроль отправления и продвижения местных (сборных, вывозных и т.д.) поездов;
- контроль выполнения заданий ЦУПР по сдаче вагонов в регулировку, сбору порожних вагонов, формированию из них маршрутов, пропуску и сдаче на соседние ОЦ и регионы;
- контроль запланированного хода выполнения плановых заданий ЦУПР по поездной и грузовой работе;
- контроль соблюдения технических норм эксплуатации для ОЦ;
- контроль выполнения нормативов графика движения поездов;
- контроль выполнения заданий по передаче и развозу местного груза между ОЦ;
- контроль обеспечения локомотивами и бригадами составов поездов по их приоритету;
- контроль наличия поездов, временно оставленных без локомотивов, и графика их отправления;
- контроль проведения "окон" для работы технических служб;
- контроль целостности формирования специализированных кольцевых маршрутов;
- контроль своевременности и надежности доставки местных грузов;
- анализ выполнения оперативных планов опорного центра и станций ЛР по обеспечению погрузки, организации выгрузки вагонов, графика движения и плана формирования поездов, передаче поездов между опорными центрами региона, на другие регионы и сопредельные государства;
- анализ выполнения мероприятий по ускорению оборота вагона, снижению простоев вагонов на технических и грузовых станциях, повышению участковой скорости движения поездов;
- анализ безопасности движения на ОЦ и своевременный доклад в реальном масштабе времени о нарушениях руководству ЦУПР.
1.2.5. Внедрение новой технологии управления перевозками в ОЦ, ЦУПР и ЦУП на базе ведения информационной технологии
Внедрение новой технологии управления перевозками в ОЦ, ЦУПР и ЦУП должно обеспечить ведение информационной технологии, основанной на:
- технологии планирования, исполнения принятых планов и контроля за исполнением;
- использовании информации, которая собирается с помощью средств АСУСС, ДИСПАРК, и т.д.;
- применении средств автоматизации рабочего места и их возможностей в части информационной технологии.
Информационно-планирующая система (ИПС) представляет собой систему ненавязчивого сервиса, который более всего проявляется в сфере оперативного планирования работы ДНЦО, ДСЦО, ДСЦ, ДСП. Она позволяет работать как в информационном режиме (по аналогии с АСУСС), так и в режиме автоматизированного планирования. Выбор режима осуществляют вышеназванные лица.
При автоматизированном планировании достигается четкая организация действий ДНЦО, ДСЦО, ДСЦ, ДСП за счет применения новой информационной технологии. Рекомендации, поступающие от ЭВМ в виде персональных оперативных планов, могут быть приняты с изменениями или без изменений либо оставлены без внимания.
Персонал ОЦ имеет доступ к данным, хранящимся в памяти информационных систем. Доступ обеспечивается на основе использования современных интерфейсов и возможности графического способа обращения.
Используемые пользовательские интерфейсы доступа к данным не зависят от источника информации. В качестве источника могут выступать существующие информационные системы, локальные базы, серверы баз данных коллективного пользования или вновь создаваемые автоматизированные системы. Все изменения пользовательских интерфейсов обеспечиваются во вновь создаваемых системах и АРМах.
Решения по организации обмена данными с существующими автоматизированными системами предусматривают использование минимального числа каналов связи, в частности, за счет применения групповых каналов.
Для соблюдения требований по времени доступа к данным используются средства создания копий баз данных. При этом поддержка актуальности информации обеспечивается средствами серверов.
При вводе данных обеспечивается автоматический контроль допустимости вводимой информации, исключаются нарушения целостности и корректного состояния базы данных. При вводе некорректных данных пользователю выдается соответствующее диагностическое сообщение.
Для обеспечения возможности концентрации всех сортировочных работ на одной станции все АРМы персонала ОЦ приспособлены к формированию и выводу информации, свойственной системам типа АСУСС, КСАРМ и др. В состав этой информации должны входить справки, перечень которых приведен в табл. 1.1, и отчеты, перечень которых приведен в табл. 1.2.
Таблица 1.1
ПЕРЕЧЕНЬ
ВЫДАВАЕМЫХ СПРАВОК
--------T--------------------------------------------------------¬
¦ Номер ¦ Название справки ¦
¦запроса¦ ¦
+-------+--------------------------------------------------------+
¦0011 ¦О местных вагонах, находящихся на путях сортировочного ¦
¦ ¦парка ¦
+-------+--------------------------------------------------------+
¦0014 ¦О тормозах ¦
+-------+--------------------------------------------------------+
¦0044 ¦О разложении составов, включенных в план прибытия ¦
¦ ¦поездов ¦
+-------+--------------------------------------------------------+
¦0046 ¦О специальном подвижном составе ¦

ТИПОВОЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС РАБОТЫ ЦЕНТРА УПРАВЛЕНИЯ ПЕРЕВОЗКАМИ РЕГИОНА - ФИЛИАЛА ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ЦЕНТР УПРАВЛЕНИЯ ПЕРЕВОЗКАМИ МИНИСТЕРСТВА ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЦУПР) (утв. МПС РФ 10.07.2001) (вместе с УКАЗАНИЯМИ ПО РАЗРАБОТКЕ ТРЕБОВАНИЙ К ИНФОРМАЦИОННОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЦУПР)  »
Постановления и Указы »
Читайте также