ИНСТРУКЦИЯ ПО ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ВОЛОКОННО-ОПТИЧЕСКИХ ЛИНИЙ ПЕРЕДАЧИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА (ВОЛП ЖТ) (утв. МПС РФ 04.07.2001 n ЦИС-ЦЭ-842)


Утверждаю
Первый заместитель
Министра путей сообщения
Российской Федерации
4 июля 2001 г. N ЦИС-ЦЭ-842
ИНСТРУКЦИЯ
ПО ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ВОЛОКОННО-ОПТИЧЕСКИХ
ЛИНИЙ ПЕРЕДАЧИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА (ВОЛП ЖТ)
ВВЕДЕНИЕ
Внедрение современных информационных технологий во все сферы производственно-хозяйственной деятельности железнодорожного транспорта Российской Федерации потребовало коренного переустройства существующей аналоговой сети связи (АСС) на основе применения волоконно-оптических кабелей (ВОК) и аппаратуры систем передачи синхронной цифровой иерархии (СП СЦИ).
В качестве первоочередной задачи реконструкции АСС в настоящее время построены и введены в эксплуатацию волоконно-оптические линии передачи (ВОЛП) магистрального уровня, территориально объединяющие МПС России с управлениями железных дорог, последних между собой и с основными портами Российской Федерации. Эти ВОЛП, являющиеся первичной сетью Магистральной цифровой сети связи (МЦСС) железнодорожного транспорта, предназначены для удовлетворения собственных потребностей в каналах связи железных дорог (технологический сегмент) и предоставления на коммерческой основе услуг связи населению и юридическим лицам с разными формами собственности (коммерческий сегмент).
Создание ВОЛП МЦСС, как первичной сети связи двойного применения и тесно взаимодействующей с Взаимоувязанной сетью связи Российской Федерации (ВСС России), обеспечение ее устойчивого функционирования на протяжении длительного периода времени и выполнение в нормативные сроки аварийно-восстановительных работ (АВР) в случаях полного или частичного разрушения линий потребовали совершенствования организационно-экономической структуры управления первичной сетью МЦСС, разработки принципиально новой (нетрадиционной для существующей сети связи МПС России) системы технической эксплуатации (СТЭ) и нормативно-технических документов (НТД), отвечающих основным положениям Правил технической эксплуатации (ПТЭ) ВСС России и учитывающих специфику ведомственной сети связи железнодорожного транспорта.
Настоящая "Инструкция", регламентирующая организацию и порядок технической эксплуатации ВОЛП ЖТ, разработана в целях обеспечения бесперебойной и высококачественной работы ВОЛП, нормального сетевого взаимодействия первичной сети МЦСС с аналогичными сетями других операторов, разграничения взаимоотношений технического персонала железных дорог с операторами сети связи магистрального (ЗАО "Компания Транстелеком") и региональных (ЗАО "Х-Транстелеком") уровней по вопросам технического обслуживания, ремонта и выполнения аварийно-восстановительных работ.
При разработке "Инструкции" учтены специфические условия функционирования первичных сетей МЦСС, методы и способы их проектирования и строительства, накопленный опыт эксплуатации, а также замечания и предложения специалистов региональных операторов.
Невыполнение положений настоящей "Инструкции" считается упущением в работе технического персонала указанных предприятий и организаций железных дорог, ЗАО "Компания Транстелеком" и его региональных операторов.
"Инструкция" разработана Государственным унитарным предприятием Российский научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт информатизации, автоматизации и связи МПС России (ведущий научный сотрудник, к.т.н. Э.Е. Асс) и ЗАО "Компания Транстелеком" (главный инженер Управления эксплуатации, к.т.н. И.А. Здоровцов; заместитель начальника Центра технической поддержки А.Ю. Казанский).
1.1. В процессе организации и выполнения работ по технической эксплуатации ВОЛП ЖТ следует соблюдать требования "Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации), "Инструкции по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации", "Инструкции по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации", "Инструкции по обеспечению безопасности движения поездов при производстве путевых работ", "Инструкции по организации аварийно-восстановительных работ на железнодорожном транспорте", "Правил технической эксплуатации первичных сетей Взаимоувязанной сети связи Российской Федерации", "Правил устройства и технической эксплуатации контактной сети электрифицированных железных дорог", "Инструкции по организации технического обслуживания устройств проводной связи на железнодорожном транспорте", "Правил устройства электроустановок", "Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей" и настоящей "Инструкции", а также нормативных документов Министерства путей сообщения Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по связи и информатизации и других документов, касающихся технической эксплуатации ВОЛП ЖТ.
1.2. При технической эксплуатации ВОЛП ЖТ каждый исполнитель в зависимости от характера выполняемых работ должен соблюдать требования нормативных документов по охране труда: "Типовой инструкции по охране труда при монтаже и технической эксплуатации волоконно-оптических линий передачи железнодорожного транспорта", "Правил техники безопасности и производственной санитарии в хозяйстве сигнализации и связи", "Инструкции по технике безопасности и производственной санитарии для электромехаников и электромонтеров сигнализации и связи железнодорожного транспорта", "Правил электробезопасности для работников железнодорожного транспорта на электрифицированных железных дорогах", "Правил безопасности при эксплуатации контактной сети и устройств электроснабжения автоблокировки железных дорог", "Инструкции по безопасности для электромонтеров контактной сети", "Правил пожарной безопасности на железнодорожном транспорте", "Правил техники безопасности при работе на кабельных линиях связи и проводного вещания", "Правил безопасности при работе с инструментом и приспособлениями", "Правил техника безопасности и производственной санитарии при производстве погрузо-разгрузочных работ на железнодорожном транспорте", "Межотраслевых правил по охране труда (правил безопасности) при эксплуатации электроустановок".
Нумерация пунктов дана в соответствии с официальным текстом документа. 1.4. На железных дорогах в зависимости от конкретных местных условий могут разрабатываться "Положения", не противоречащие требованиям настоящей "Инструкции".
1.5. Лица, выполняющие работы по технической эксплуатации ВОЛП ЖТ, должны соответствовать квалификационным требованиям и выдержать испытания в знании правил, инструкций и других нормативно-технических документов, указанных в настоящей "Инструкции".
1.6. Основными обязанностями персонала подразделений, осуществляющих техническую эксплуатацию ВОЛП ЖТ, являются:
1.7. Конкретные права, обязанности и ответственность персонала за выполнение требований настоящей "Инструкции" устанавливаются должностными инструкциями и положениями, утвержденными соответственно руководством служб информатизации и связи, электрификации и электроснабжения, пути, дистанций сигнализации и связи, электроснабжения, пути, управления эксплуатации оператора Магистральной цифровой сети связи (МЦСС) и служб эксплуатации региональных операторов.
Нумерация пунктов дана в соответствии с официальным текстом документа. 1.9. Применяемые при строительстве и технической эксплуатации ВОЛП ЖТ конструкции, изделия, материалы и оборудование должны удовлетворять требованиям соответствующих стандартов и нормативно-технической документации.
1.10. Все изделия, материалы и оборудование зарубежных и отечественных фирм должны иметь сертификаты соответствия Министерства Российской Федерации по связи и информатизации.
1.11. Вносить изменения в конструктивные и схемные решения ВОЛП, а также применять новые виды конструкций, изделий и материалов без согласования оператора МЦСС магистрального уровня запрещается.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящая Инструкция устанавливает основные требования по технической эксплуатации волоконно-оптических линий передачи железнодорожного транспорта (ВОЛП ЖТ), построенных с использованием волоконно-оптического кабеля (ВОК), подвешенного на опорах контактной сети и высоковольтных линий автоблокировки или проложенного по мостам и в тоннелях, и оборудования систем передачи синхронной цифровой иерархии (СП СЦИ), установленного в служебно-технических зданиях железных дорог Российской Федерации.
1.2. Настоящая Инструкция разработана на основании указания МПС России от 4 ноября 1999 г. N А-2534у и Плана научно-технического развития Министерства путей сообщения Российской Федерации в 2000 году, утвержденного МПС России 11 марта 2000 года, и вводится для обеспечения надежной и высококачественной работы волоконно-оптических линий передачи железнодорожного транспорта.
1.3. Знание и выполнение требований настоящей Инструкции обязательны для работников: служб информатизации и связи, сигнализации, централизации и блокировки, электрификации и электроснабжения, пути, отделов СЦБ и связи, электрификации и электроснабжения, пути отделений железных дорог, дистанций сигнализации и связи, электроснабжения, пути железных дорог, а также для работников оператора сети связи магистрального уровня и регионального оператора.
1.4. Работники, осуществляющие техническую эксплуатацию ВОЛП ЖТ, наряду с требованиями настоящей Инструкции должны соблюдать требования нормативных документов (в том числе правил и инструкций по охране труда, пожарной безопасности, санитарных норм и правил), приведенных в Приложении 1 к настоящей Инструкции.
1.5. На железных дорогах Российской Федерации могут разрабатываться местные инструкции, определяющие порядок технической эксплуатации ВОЛП ЖТ с учетом местных условий эксплуатации.
Эти инструкции согласовываются со службой эксплуатации регионального оператора, службой информатизации и связи, службой электрификации и электроснабжения и утверждаются руководством железной дороги и не должны противоречить настоящей Инструкции.
1.6. К выполнению работ по технической эксплуатации ВОЛП ЖТ допускаются лица, имеющие соответствующую квалификацию, аттестованные в установленном порядке и выдержавшие испытания в знании настоящей Инструкции и нормативных документов, приведенных в Приложении 1 к настоящей Инструкции, должностных инструкций и других документов, регламентирующих обязанности работников по технической эксплуатации ВОЛП ЖТ.
1.7. Работники, осуществляющие техническую эксплуатацию ВОЛП ЖТ, должны:
содержать ВОЛП ЖТ в соответствии с требованиями технических норм;
обеспечивать надежность работы ВОЛП ЖТ;
проводить аварийно-восстановительные работы;
проводить работы по обеспечению сохранности ВОЛП ЖТ;
осуществлять сбор статистических данных о состоянии ВОЛП ЖТ, их анализ и разработку мероприятий по обеспечению требуемых качественных показателей;
вести производственную документацию и статистическую отчетность.
1.8. Права, обязанности и ответственность работников за выполнение требований настоящей Инструкции устанавливаются должностными инструкциями и положениями, утверждаемыми в установленном порядке руководителями структурных подразделений, осуществляющих техническую эксплуатацию ВОЛП ЖТ.
1.9. Работники дистанций сигнализации и связи, электроснабжения, пути, локомотивных бригад и хозяйства перевозок при обнаружении неисправностей линейно-кабельных сооружений ВОЛП ЖТ (ЛКС) (нарушение целостности кабеля, повреждение поддерживающих кабель конструкций или опор) обязаны немедленно сообщить о них диспетчеру дистанции сигнализации и связи или дежурному по станции, который в свою очередь должен информировать о неисправностях диспетчера дистанции сигнализации и связи. Диспетчер дистанции сигнализации и связи при необходимости передает информацию диспетчеру дистанции электроснабжения.
О неисправностях ЛКС ВОЛП ЖТ диспетчер сигнализации и связи должен известить дежурного оператора регионального центра управления (РЦУ).
1.10. Работникам, осуществляющим техническую эксплуатацию ВОЛП ЖТ, запрещается применять конструкции, изделия, материалы и оборудование зарубежных и отечественных фирм, не удовлетворяющие требованиям соответствующих стандартов и нормативно-технической документации и не имеющие сертификатов соответствия, выданных Министерством Российской Федерации по связи и информатизации.
1.11. Конструктивные изменения контактной сети и линии автоблокировки, подвеска на опорах контактной сети дополнительных проводов с установкой кронштейнов, приводящие к изменению проектного расположения ВОК, должны соответствовать типовым проектным решениям и Правилам подвески и монтажа самонесущего волоконно-оптического кабеля на опорах контактной сети и высоковольтных линий автоблокировки.
Об изменении проектного расположения ВОК служба электрификации и электроснабжения железной дороги должна информировать службу информатизации и связи и службу эксплуатации регионального оператора.
Работы по изменению проектного расположения ВОК и габаритов его подвески, приводящие к конструктивным изменениям контактной сети и линии автоблокировки, выполняются только при наличии согласования службы электрификации и электроснабжения железной дороги.
1.12. Работы по технической эксплуатации ВОЛП ЖТ выполняются подразделениями дистанции электроснабжения за счет средств эксплуатационных расходов организаций, на балансе которых находится ВОЛП ЖТ.
1.13. Обозначения и сокращения, термины и определения, используемые в настоящей Инструкции, приведены в Приложениях 9 и 10 к настоящей Инструкции.
2. СИСТЕМА ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ
2.1. Система технической эксплуатация (СТЭ) ВОЛП ЖТ представляет собой совокупность методов и алгоритмов технического обслуживания, производства различных видов ремонта и выполнения аварийных работ по восстановлению объектов первичной сети, комплекса технических и программно-технических средств связи, а также технический персонал, обеспечивающих функционирование ВОЛП ЖТ с требуемыми качественными показателями.
2.2. Техническое обслуживание ВОЛП ЖТ включает:
охранно-предупредительную работу;
оперативный контроль технического состояния ВОЛП ЖТ;
текущее обслуживание;
планово-профилактическое обслуживание;
технический надзор за строительством, реконструкцией и капитальным ремонтом ВОЛП ЖТ.
2.2.1. Охранно-предупредительная работа проводится с целью недопущения повреждения кабеля и несущих конструкций при производстве работ в охранной зоне ВОЛП ЖТ, а также недопущения повреждения оборудования СП СЦИ при производстве работ в служебно-технических зданиях.
2.2.2. Оперативный контроль технического состояния ВОЛП ЖТ предусматривает:
контрольные осмотры и проверку внешнего состояния ВОК, кабельных муфт, арматуры подвески, деталей узлов анкеровки ВОК;
проверку состояния оптических волокон;
проверку функционирования оборудования СП СЦИ, электропитающих устройств (ЭПУ), системы тактовой

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ И УРОВНЮ ТРЕБОВАНИЙ К СПЕЦИАЛИСТАМ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ СПЕЦИАЛИСТ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫХ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ОПРОСОВ (утв. Минобразованием РФ 04.07.2001 n ГТ ППК 02/39)  »
Постановления и Указы »
Читайте также