ИНСТРУКЦИЯ ПО ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ВОЛОКОННО-ОПТИЧЕСКИХ ЛИНИЙ ПЕРЕДАЧИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА (ВОЛП ЖТ) (утв. МПС РФ 04.07.2001 n ЦИС-ЦЭ-842)


Утверждаю
Первый заместитель
Министра путей сообщения
Российской Федерации
4 июля 2001 г. N ЦИС-ЦЭ-842
ИНСТРУКЦИЯ
ПО ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ВОЛОКОННО-ОПТИЧЕСКИХ
ЛИНИЙ ПЕРЕДАЧИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА (ВОЛП ЖТ)
ВВЕДЕНИЕ
Внедрение современных информационных технологий во все сферы производственно-хозяйственной деятельности железнодорожного транспорта Российской Федерации потребовало коренного переустройства существующей аналоговой сети связи (АСС) на основе применения волоконно-оптических кабелей (ВОК) и аппаратуры систем передачи синхронной цифровой иерархии (СП СЦИ).
В качестве первоочередной задачи реконструкции АСС в настоящее время построены и введены в эксплуатацию волоконно-оптические линии передачи (ВОЛП) магистрального уровня, территориально объединяющие МПС России с управлениями железных дорог, последних между собой и с основными портами Российской Федерации. Эти ВОЛП, являющиеся первичной сетью Магистральной цифровой сети связи (МЦСС) железнодорожного транспорта, предназначены для удовлетворения собственных потребностей в каналах связи железных дорог (технологический сегмент) и предоставления на коммерческой основе услуг связи населению и юридическим лицам с разными формами собственности (коммерческий сегмент).
Создание ВОЛП МЦСС, как первичной сети связи двойного применения и тесно взаимодействующей с Взаимоувязанной сетью связи Российской Федерации (ВСС России), обеспечение ее устойчивого функционирования на протяжении длительного периода времени и выполнение в нормативные сроки аварийно-восстановительных работ (АВР) в случаях полного или частичного разрушения линий потребовали совершенствования организационно-экономической структуры управления первичной сетью МЦСС, разработки принципиально новой (нетрадиционной для существующей сети связи МПС России) системы технической эксплуатации (СТЭ) и нормативно-технических документов (НТД), отвечающих основным положениям Правил технической эксплуатации (ПТЭ) ВСС России и учитывающих специфику ведомственной сети связи железнодорожного транспорта.
Настоящая "Инструкция", регламентирующая организацию и порядок технической эксплуатации ВОЛП ЖТ, разработана в целях обеспечения бесперебойной и высококачественной работы ВОЛП, нормального сетевого взаимодействия первичной сети МЦСС с аналогичными сетями других операторов, разграничения взаимоотношений технического персонала железных дорог с операторами сети связи магистрального (ЗАО "Компания Транстелеком") и региональных (ЗАО "Х-Транстелеком") уровней по вопросам технического обслуживания, ремонта и выполнения аварийно-восстановительных работ.
При разработке "Инструкции" учтены специфические условия функционирования первичных сетей МЦСС, методы и способы их проектирования и строительства, накопленный опыт эксплуатации, а также замечания и предложения специалистов региональных операторов.
Невыполнение положений настоящей "Инструкции" считается упущением в работе технического персонала указанных предприятий и организаций железных дорог, ЗАО "Компания Транстелеком" и его региональных операторов.
"Инструкция" разработана Государственным унитарным предприятием Российский научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт информатизации, автоматизации и связи МПС России (ведущий научный сотрудник, к.т.н. Э.Е. Асс) и ЗАО "Компания Транстелеком" (главный инженер Управления эксплуатации, к.т.н. И.А. Здоровцов; заместитель начальника Центра технической поддержки А.Ю. Казанский).
1.1. В процессе организации и выполнения работ по технической эксплуатации ВОЛП ЖТ следует соблюдать требования "Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации), "Инструкции по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации", "Инструкции по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации", "Инструкции по обеспечению безопасности движения поездов при производстве путевых работ", "Инструкции по организации аварийно-восстановительных работ на железнодорожном транспорте", "Правил технической эксплуатации первичных сетей Взаимоувязанной сети связи Российской Федерации", "Правил устройства и технической эксплуатации контактной сети электрифицированных железных дорог", "Инструкции по организации технического обслуживания устройств проводной связи на железнодорожном транспорте", "Правил устройства электроустановок", "Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей" и настоящей "Инструкции", а также нормативных документов Министерства путей сообщения Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по связи и информатизации и других документов, касающихся технической эксплуатации ВОЛП ЖТ.
1.2. При технической эксплуатации ВОЛП ЖТ каждый исполнитель в зависимости от характера выполняемых работ должен соблюдать требования нормативных документов по охране труда: "Типовой инструкции по охране труда при монтаже и технической эксплуатации волоконно-оптических линий передачи железнодорожного транспорта", "Правил техники безопасности и производственной санитарии в хозяйстве сигнализации и связи", "Инструкции по технике безопасности и производственной санитарии для электромехаников и электромонтеров сигнализации и связи железнодорожного транспорта", "Правил электробезопасности для работников железнодорожного транспорта на электрифицированных железных дорогах", "Правил безопасности при эксплуатации контактной сети и устройств электроснабжения автоблокировки железных дорог", "Инструкции по безопасности для электромонтеров контактной сети", "Правил пожарной безопасности на железнодорожном транспорте", "Правил техники безопасности при работе на кабельных линиях связи и проводного вещания", "Правил безопасности при работе с инструментом и приспособлениями", "Правил техника безопасности и производственной санитарии при производстве погрузо-разгрузочных работ на железнодорожном транспорте", "Межотраслевых правил по охране труда (правил безопасности) при эксплуатации электроустановок".
Нумерация пунктов дана в соответствии с официальным текстом документа. 1.4. На железных дорогах в зависимости от конкретных местных условий могут разрабатываться "Положения", не противоречащие требованиям настоящей "Инструкции".
1.5. Лица, выполняющие работы по технической эксплуатации ВОЛП ЖТ, должны соответствовать квалификационным требованиям и выдержать испытания в знании правил, инструкций и других нормативно-технических документов, указанных в настоящей "Инструкции".
1.6. Основными обязанностями персонала подразделений, осуществляющих техническую эксплуатацию ВОЛП ЖТ, являются:
1.7. Конкретные права, обязанности и ответственность персонала за выполнение требований настоящей "Инструкции" устанавливаются должностными инструкциями и положениями, утвержденными соответственно руководством служб информатизации и связи, электрификации и электроснабжения, пути, дистанций сигнализации и связи, электроснабжения, пути, управления эксплуатации оператора Магистральной цифровой сети связи (МЦСС) и служб эксплуатации региональных операторов.
Нумерация пунктов дана в соответствии с официальным текстом документа. 1.9. Применяемые при строительстве и технической эксплуатации ВОЛП ЖТ конструкции, изделия, материалы и оборудование должны удовлетворять требованиям соответствующих стандартов и нормативно-технической документации.
1.10. Все изделия, материалы и оборудование зарубежных и отечественных фирм должны иметь сертификаты соответствия Министерства Российской Федерации по связи и информатизации.
1.11. Вносить изменения в конструктивные и схемные решения ВОЛП, а также применять новые виды конструкций, изделий и материалов без согласования оператора МЦСС магистрального уровня запрещается.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящая Инструкция устанавливает основные требования по технической эксплуатации волоконно-оптических линий передачи железнодорожного транспорта (ВОЛП ЖТ), построенных с использованием волоконно-оптического кабеля (ВОК), подвешенного на опорах контактной сети и высоковольтных линий автоблокировки или проложенного по мостам и в тоннелях, и оборудования систем передачи синхронной цифровой иерархии (СП СЦИ), установленного в служебно-технических зданиях железных дорог Российской Федерации.
1.2. Настоящая Инструкция разработана на основании указания МПС России от 4 ноября 1999 г. N А-2534у и Плана научно-технического развития Министерства путей сообщения Российской Федерации в 2000 году, утвержденного МПС России 11 марта 2000 года, и вводится для обеспечения надежной и высококачественной работы волоконно-оптических линий передачи железнодорожного транспорта.
1.3. Знание и выполнение требований настоящей Инструкции обязательны для работников: служб информатизации и связи, сигнализации, централизации и блокировки, электрификации и электроснабжения, пути, отделов СЦБ и связи, электрификации и электроснабжения, пути отделений железных дорог, дистанций сигнализации и связи, электроснабжения, пути железных дорог, а также для работников оператора сети связи магистрального уровня и регионального оператора.
1.4. Работники, осуществляющие техническую эксплуатацию ВОЛП ЖТ, наряду с требованиями настоящей Инструкции должны соблюдать требования нормативных документов (в том числе правил и инструкций по охране труда, пожарной безопасности, санитарных норм и правил), приведенных в Приложении 1 к настоящей Инструкции.
1.5. На железных дорогах Российской Федерации могут разрабатываться местные инструкции, определяющие порядок технической эксплуатации ВОЛП ЖТ с учетом местных условий эксплуатации.
Эти инструкции согласовываются со службой эксплуатации регионального оператора, службой информатизации и связи, службой электрификации и электроснабжения и утверждаются руководством железной дороги и не должны противоречить настоящей Инструкции.
1.6. К выполнению работ по технической эксплуатации ВОЛП ЖТ допускаются лица, имеющие соответствующую квалификацию, аттестованные в установленном порядке и выдержавшие испытания в знании настоящей Инструкции и нормативных документов, приведенных в Приложении 1 к настоящей Инструкции, должностных инструкций и других документов, регламентирующих обязанности работников по технической эксплуатации ВОЛП ЖТ.
1.7. Работники, осуществляющие техническую эксплуатацию ВОЛП ЖТ, должны:
содержать ВОЛП ЖТ в соответствии с требованиями технических норм;
обеспечивать надежность работы ВОЛП ЖТ;
проводить аварийно-восстановительные работы;
проводить работы по обеспечению сохранности ВОЛП ЖТ;
осуществлять сбор статистических данных о состоянии ВОЛП ЖТ, их анализ и разработку мероприятий по обеспечению требуемых качественных показателей;
вести производственную документацию и статистическую отчетность.
1.8. Права, обязанности и ответственность работников за выполнение требований настоящей Инструкции устанавливаются должностными инструкциями и положениями, утверждаемыми в установленном порядке руководителями структурных подразделений, осуществляющих техническую эксплуатацию ВОЛП ЖТ.
1.9. Работники дистанций сигнализации и связи, электроснабжения, пути, локомотивных бригад и хозяйства перевозок при обнаружении неисправностей линейно-кабельных сооружений ВОЛП ЖТ (ЛКС) (нарушение целостности кабеля, повреждение поддерживающих кабель конструкций или опор) обязаны немедленно сообщить о них диспетчеру дистанции сигнализации и связи или дежурному по станции, который в свою очередь должен информировать о неисправностях диспетчера дистанции сигнализации и связи. Диспетчер дистанции сигнализации и связи при необходимости передает информацию диспетчеру дистанции электроснабжения.
О неисправностях ЛКС ВОЛП ЖТ диспетчер сигнализации и связи должен известить дежурного оператора регионального центра управления (РЦУ).
1.10. Работникам, осуществляющим техническую эксплуатацию ВОЛП ЖТ, запрещается применять конструкции, изделия, материалы и оборудование зарубежных и отечественных фирм, не удовлетворяющие требованиям соответствующих стандартов и нормативно-технической документации и не имеющие сертификатов соответствия, выданных Министерством Российской Федерации по связи и информатизации.
1.11. Конструктивные изменения контактной сети и линии автоблокировки, подвеска на опорах контактной сети дополнительных проводов с установкой кронштейнов, приводящие к изменению проектного расположения ВОК, должны соответствовать типовым проектным решениям и Правилам подвески и монтажа самонесущего волоконно-оптического кабеля на опорах контактной сети и высоковольтных линий автоблокировки.
Об изменении проектного расположения ВОК служба электрификации и электроснабжения железной дороги должна информировать службу информатизации и связи и службу эксплуатации регионального оператора.
Работы по изменению проектного расположения ВОК и габаритов его подвески, приводящие к конструктивным изменениям контактной сети и линии автоблокировки, выполняются только при наличии согласования службы электрификации и электроснабжения железной дороги.
1.12. Работы по технической эксплуатации ВОЛП ЖТ выполняются подразделениями дистанции электроснабжения за счет средств эксплуатационных расходов организаций, на балансе которых находится ВОЛП ЖТ.
1.13. Обозначения и сокращения, термины и определения, используемые в настоящей Инструкции, приведены в Приложениях 9 и 10 к настоящей Инструкции.
2. СИСТЕМА ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ
2.1. Система технической эксплуатация (СТЭ) ВОЛП ЖТ представляет собой совокупность методов и алгоритмов технического обслуживания, производства различных видов ремонта и выполнения аварийных работ по восстановлению объектов первичной сети, комплекса технических и программно-технических средств связи, а также технический персонал, обеспечивающих функционирование ВОЛП ЖТ с требуемыми качественными показателями.
2.2. Техническое обслуживание ВОЛП ЖТ включает:
охранно-предупредительную работу;
оперативный контроль технического состояния ВОЛП ЖТ;
текущее обслуживание;
планово-профилактическое обслуживание;
технический надзор за строительством, реконструкцией и капитальным ремонтом ВОЛП ЖТ.
2.2.1. Охранно-предупредительная работа проводится с целью недопущения повреждения кабеля и несущих конструкций при производстве работ в охранной зоне ВОЛП ЖТ, а также недопущения повреждения оборудования СП СЦИ при производстве работ в служебно-технических зданиях.
2.2.2. Оперативный контроль технического состояния ВОЛП ЖТ предусматривает:
контрольные осмотры и проверку внешнего состояния ВОК, кабельных муфт, арматуры подвески, деталей узлов анкеровки ВОК;
проверку состояния оптических волокон;
проверку функционирования оборудования СП СЦИ, электропитающих устройств (ЭПУ), системы тактовой сетевой синхронизации (ТСС), систем охранно-пожарной сигнализации (ОПС), кондиционирования (далее - станционное оборудование).
2.2.3. Текущее обслуживание ВОЛП ЖТ включает следующие работы:
расчистка подъездов к опорам с кабельными муфтами и технологическими запасами кабелей;
устранение повреждений на кабельной линии; контроль состояния переходов ВОК через железнодорожные пути, автодороги, водные преграды;
содержание в исправном состоянии инвентаря, временных кабельных вставок, аварийного запаса кабеля, монтажных изделий, инструментов, приборов; внесение изменений и дополнений в исполнительную документацию;
контроль состояния станционного оборудования.
2.2.4. Планово-профилактическое обслуживание предусматривает:
измерение параметров кабелей и станционного оборудования;
выполнение работ по защите ВОК от механических повреждений (на спусках, вводах, мостах);
измерение стрел провеса и расстояний между ВОК и проводами, подвешенными на опорах;
установка предупредительных знаков;
проверка работоспособности станционного оборудования в соответствии с технологическими картами.
2.2.5. Технический надзор за строительством, реконструкцией, проведением среднего и капитального ремонтов, состоящий в проверке соответствия строительно-монтажных работ проектным решениям, техническим требованиям, строительным нормам и правилам, осуществляется работниками служб эксплуатации региональных операторов и ШЧ в течение всего периода производства работ.
2.3. Текущие, средние и капитальные ремонты ВОЛП ЖТ предусматривают выполнение работ по восстановлению исправности и работоспособности линейно-кабельных сооружений и станционного оборудования.
2.3.1. В процессе технической эксплуатации ВОЛП ЖТ в зависимости от ее технического состояния выполняются текущие и средние ремонты станционного оборудования, а также текущие и капитальные ремонты линейно-кабельных сооружений.
2.3.2. Текущий ремонт производится подразделениями служб эксплуатации региональных операторов с участием работников дистанций сигнализации и связи и дистанций электроснабжения.
Текущий ремонт ВОЛП ЖТ включает в себя:
проверку узлов и элементов поддерживающих конструкций;
регулировку стрелы провеса ВОК;
проверку надежности закрепления ВОК;
регулировку расстояний между ВОК и проводами, подвешенными на опорах;
замену и восстановление отдельных изношенных и неисправных элементов поддерживающих конструкций;
ремонт ВОК (в случае повреждения, не вызвавшего перерыва связи);
замену и (или) восстановление отдельных частей станционного оборудования.
2.3.3. Объемы текущего ремонта и сроки его проведения обусловливаются техническим состоянием, объемами и характером неисправностей ВОЛП ЖТ, выявленных в процессе технического обслуживания.
2.3.4. Приемка законченного текущего ремонта производится комиссией в составе представителей региональной производственной лаборатории (РПЛ) и эксплуатационно-технологического цеха (ЭТЦ) регионального оператора, ШЧ и ЭЧ железной дороги.
2.3.5. Средний ремонт станционного оборудования и капитальный ремонт ЛКС ВОЛП ЖТ производятся периодически по отдельным проектам и сметам на основании данных контрольно-технических осмотров, проверок и дефектных ведомостей эксплуатационным персоналом региональных операторов или специализированными подрядными организациями.
Порядок выполнения среднего и капитального ремонтов устанавливается соответствующими документами оператора сети связи магистрального уровня.
2.4. К аварийно-восстановительным работам (АВР) относятся работы, проводимые с целью оперативного восстановления работоспособности кабельной линии и станционного оборудования ВОЛП ЖТ.
2.4.1. В случае повреждения одновременно двух и более действующих на участке линий связи и СЦБ первоочередному восстановлению подлежат кабели ВОЛП ЖТ.
2.4.2. Продолжительность АВР исчисляется с момента обнаружения полного или частичного прекращения действия связи до полного обеспечения пропускной способности восстановленной ВОЛП ЖТ. Максимальная продолжительность восстановления ВОЛП ЖТ независимо от погодных условий и времени суток должна составлять не более 6 часов без резерва и 2-х часов - с резервированием по другим направлениям.
АВР производятся работниками линейно-кабельных участков дистанций сигнализации и связи (ЛКУ ШЧ) и ЭТЦ в соответствии с инструкцией и технологическими картами, регламентирующими организацию и порядок выполнения АВР.
2.4.3. Длительностью устранения повреждений при проведении АВР считается время от момента появления аварийного сигнала о нарушении связей до их восстановления, в том числе за счет включения временных кабельных вставок, переключения на резервные тракты.
2.4.4. По результатам организации и выполнения АВР на ВОЛП ЖТ (в том числе по устранению повреждений оборудования) и расследования причин аварийного состояния ВОЛП ЖТ, особенно вызвавшего задержку поездов, составляются акты по формам, приведенным в Приложениях 2 и 3 к настоящей Инструкции.
Расследование аварийных состояний ВОЛП ЖТ должно проводиться в течение трех суток комиссиями, в состав которых входят начальник службы эксплуатации регионального оператора или его заместитель, начальник службы информатизации и связи, начальники дистанции сигнализации и связи, дистанции электроснабжения или их заместители, начальники РПЛ и ЭТЦ, ревизор отделения железной дороги.
При необходимости в состав комиссий включаются представители научно-исследовательских и проектных институтов, строительно-монтажных организаций, а также заводов (фирм) - изготовителей ВОК, кабельных муфт, поддерживающих конструкций, станционного оборудования.
2.4.5. Акты расследования причин аварийных состояний ВОЛП ЖТ в пятидневный срок направляются: в Департамент информатизации и связи МПС России, оператору сети связи магистрального уровня, региональному оператору, НИС, ШЧ, ЭЧ.
2.4.6. После устранения аварийного состояния или повреждения ВОЛП ЖТ региональный оператор обязан внести в двухнедельный срок соответствующие изменения в производственную документацию.
2.5. Работы по технической эксплуатации ВОЛП ЖТ выполняются дистанциями сигнализации и связи, дистанциями электроснабжения и эксплуатационно-технологическими цехами (ЭТЦ) служб эксплуатации региональных операторов в соответствии с приведенной таблицей.
Таблица
----------------T------------------------------------------------¬
¦Вид технической¦ Наименование организации (подразделения) ¦
¦ эксплуатации ¦ и исполнители ¦
¦ +-------------T-----------------T----------------+
¦ ¦ Дистанция ¦ Дистанция ¦Эксплуатационно-¦
¦ ¦сигнализации ¦электроснабжения ¦технологический ¦
¦ ¦и связи (ЛКУ)¦ (ЭЧК, ЭЧС) ¦цех (ЭТЦ) ¦
+---------------+-------------+-----------------+----------------+
¦1. Техническое ¦ ¦ ¦ ¦
¦обслуживание ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------+-------------+-----------------+----------------+
¦1.1. Охранно- ¦+ ¦ ¦+ ¦
¦предупредитель-¦ ¦ ¦ ¦
¦ная работа ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------+-------------+-----------------+----------------+
¦1.2. Оператив- ¦+ ¦+ ¦+ ¦
¦ный контроль ¦по графику ¦<*> ¦по графику ¦
¦технического ¦технологичес-¦ ¦технологического¦
¦состояния ¦кого процесса¦ ¦процесса ¦
+---------------+-------------+-----------------+----------------+
¦1.3. Текущее ¦+ ¦+ ¦+ ¦
¦обслуживание ¦по графику ¦по заявкам ШЧ ¦по графику ¦
¦ ¦технологичес-¦ ¦технологического¦
¦ ¦кого процесса¦ ¦процесса ¦
+---------------+-------------+-----------------+----------------+
¦1.4. Планово- ¦+ ¦+ ¦+ ¦
¦профилактичес- ¦по графику ¦по заявкам ШЧ ¦по графику ¦
¦кое обслужива- ¦технологичес-¦ ¦технологического¦
¦ние ¦кого процесса¦ ¦процесса ¦
+---------------+-------------+-----------------+----------------+
¦1.5. Техничес- ¦+ ¦ ¦+ ¦
¦кий надзор за ¦ ¦ ¦ ¦
¦строительством,¦ ¦ ¦ ¦
¦реконструкцией ¦ ¦ ¦ ¦
¦и капитальным ¦ ¦ ¦ ¦
¦ремонтом ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------+-------------+-----------------+----------------+
¦2. Текущий ¦+ ¦+ ¦+ ¦
¦ремонт ¦по графику ¦по заявкам ШЧ ¦по графику ¦
¦ ¦технологичес-¦ ¦технологического¦
¦ ¦кого процесса¦ ¦процесса ¦
+---------------+-------------+-----------------+----------------+
¦3. Аварийно- ¦+ ¦+ ¦+ ¦
¦восстановитель-¦ ¦ ¦ ¦
¦ные работы ¦ ¦ ¦ ¦
L---------------+-------------+-----------------+-----------------
--------------------------------
<*> Проводится одновременно с выполнением осмотров контактной сети и линий автоблокировки в сроки, определенные Правилами устройства и технической эксплуатации контактной сети электрифицированных железных дорог и Инструкцией по техническому обслуживанию и ремонту устройств электроснабжения СЦБ.
3. ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ
3.1. Организация технической эксплуатации ВОЛП ЖТ осуществляется Управлением эксплуатации оператора сети связи магистрального уровня, службами эксплуатации региональных операторов и их структурными подразделениями (РПЛ, ЭТЦ и др.), дистанциями сигнализации и связи (ШЧ) и электроснабжения (ЭЧ) железных дорог.
3.2. Задачи и обязанности Управления эксплуатации оператора сети связи магистрального уровня и операторов региональных уровней, порядок взаимоотношений между ними при технической эксплуатации ВОЛП ЖТ определяются их положениями (уставами) и настоящей Инструкцией.
3.3. Обязанности дистанции сигнализации и связи (ШЧ)
3.3.1. Дистанция сигнализации и связи на основании положений Нормативов численности дистанции сигнализации и связи железных дорог, утвержденных указанием МПС России от 28.10.1997 N 0-1257у, формирует штат линейно-кабельных участков (ЛКУ ШЧ) для технической эксплуатации ЛКС ВОЛП ЖТ с изданием приказа о прикреплении персонала к отдельным участкам железнодорожной линии.
Зона обслуживания ЛКС линейно-кабельным участком должна совпадать, как правило, с границами района контактной сети (ЭЧК) или района сетей электроснабжения (ЭЧС) дистанции электроснабжения (ЭЧ).
3.3.2. На дистанцию сигнализации и связи возлагаются следующие обязанности:
проведение охранно-предупредительных работ;
оперативный контроль технического состояния ЛКС в соответствии с утвержденными годовыми и месячными графиками технологических процессов (ГТП) с осмотром ЛКС при обходах и объездах;
участие в периодических верховых осмотрах, выполняемых ЭТЦ;
надзор за производством работ в охранной зоне ВОК, подвешенного на опорах контактной сети, линий автоблокировки или на самостоятельных опорах;
внеочередные осмотры для выявления неисправностей ЛКС после стихийных явлений (ураган, гололед) и нарушений инфраструктуры железнодорожного транспорта;
оформление заявок дистанции электроснабжения на проведение работ по устранению неисправностей, выявленных при осмотрах ЛКС;
контроль за выполнением дистанцией электроснабжения работ по устранению неисправностей, а также работ, не связанных с устранением неисправностей, но требующих снятия и последующего закрепления кабелей, поддерживающих конструкций и кабельных муфт (например, при замене опор, гибких и жестких поперечин);
извещение ЭТЦ о выявленных неисправностях ЛКС, сроках подачи заявок в ЭЧ на устранение выявленных неисправностей ЛКС и сроках их устранения, проводимых ЭЧ работах, связанных со снятием и последующим закреплением кабелей, поддерживающих конструкций, кабельных муфт;
контроль за расходованием и своевременное пополнение эксплуатационного и аварийного запасов;
выполнение АВР в соответствии с требованиями раздела 6 настоящей Инструкции;
ведение записей об обнаруженных недостатках в журнале формы ШУ-2 с указанием сроков их устранения.
3.4. Обязанности дистанции электроснабжения (ЭЧ)
3.4.1. Штат работников дистанции электроснабжения для технической эксплуатации ВОЛП ЖТ определяется в соответствии с типовыми нормами времени на техническое обслуживание линейно-кабельных сооружений ВОЛП ЖТ и выполнение аварийно-восстановительных работ.
АВР на ЛКС ВОЛП ЖТ выполняются специально обученными работниками ЭЧК (ЭЧС), в зоне действия которых находится конкретный участок ВОЛП ЖТ.
3.4.2. На дистанцию электроснабжения возлагаются следующие обязанности:
своевременная доставка работников ЛКУ ШЧ, ЭЧК (ЭЧС) и ЭТЦ к месту выполнения АВР на электрифицированных участках железных дорог с помощью аварийно-восстановительных дрезин (автолетучек) от станции дислокации до места повреждения ВОЛП ЖТ в границах ЭЧК (ЭЧС); на неэлектрифицированных участках из-за отсутствия дрезин доставка работников ЛКУ ШЧ и ЭТЦ производится автотранспортом ШЧ или ЭЧ, исходя из местных условий;
снятие и последующее закрепление поддерживающих конструкций, кабелей, кабельных муфт при выполнении работ, связанных с ремонтом контактной сети, линии автоблокировки и ЛКС ВОЛП ЖТ;
выполнение по заявкам дистанции сигнализации и связи работ по устранению неисправностей, выявленных в результате оперативного контроля технического состояния ЛКС, проводимого ШЧ и ЭТЦ;
оформление "окон" для производства работ на опорах контактной сети при технической эксплуатации ВОЛП ЖТ;
участие в периодических верховых осмотрах, проводимых ЭТЦ;
предоставление по заявкам ШЧ и ЭТЦ для проведения указанных осмотров специальных автомотрис (дрезин);
выполнение АВР в соответствии с требованиями раздела 6 настоящей Инструкции;
проведение по заявкам инструктажей для персонала ШЧ или ЭТЦ по охране труда при технической эксплуатации ВОЛП ЖТ с кабелями, подвешенными на опорах контактной сети или линий автоблокировки;
ведение записей о выполнении работ в Журнале произведенных работ (форма ЭУ-83).
3.5. Обязанности дистанции пути (ПЧ)
3.5.1. Руководители дистанции пути согласовывают по заявкам ШЧ производство работ по устранению неисправностей узлов подвески кабелей и кабельных муфт, закрепленных на фермах мостов, опорах путепроводов, в тоннелях и других искусственных сооружениях. Работники дистанции пути осуществляют наблюдение за выполнением указанных работ с целью исключения повреждения этих сооружений.
3.5.2. Работники дистанции пути осуществляют по мере необходимости подрезку деревьев и кустарников в соответствии с Приказом МПС России от 21 декабря 1998 г. N С-1475у "Об упорядочении содержания полосы отвода железной дороги" и приказами на железных дорогах.
3.6. Обязанности эксплуатационно-технологических цехов (ЭТЦ)
3.6.1. Техническая эксплуатация ВОЛП ЖТ осуществляется работниками ЭТЦ в зонах ответственности, определенных совместным приказом начальника железной дороги и регионального оператора.
3.6.2. Протяженность участка, обслуживаемого одним ЭТЦ, составляет при линейной структуре железной дороги 150 - 200 км.
Протяженность участка обслуживания (по трассе) может быть увеличена при разветвленной структуре кабельных линий (например, в районе крупных железнодорожных узлов).
3.6.3. Эксплуатационный штат ЭТЦ формируется из специально обученных работников службы эксплуатации регионального оператора.
Допускается формирование эксплуатационного штата ЭТЦ из специально обученных работников службы эксплуатации регионального оператора и ШЧ.
В состав эксплуатационного штата ЭТЦ входят: начальник ЭТЦ, инженер-измеритель волоконно-оптических линий, электромеханик линейно-кабельного оборудования, инженер-измеритель станционного оборудования, электромеханик станционного оборудования.
Каждый работник ЭТЦ, кроме того, должен уметь выполнять простейшие операции по измерениям ВОК и станционного оборудования при выполнении АВР.
Обязательным условием является наличие прав категории Б на управление автомобилем не менее чем у двух работников (при оснащении цеха легковым автомобилем).
При оснащении цеха грузовым специальным автомобилем в эксплуатационный штат ЭТЦ включается водитель.
Эксплуатационный штат ЭТЦ может отличаться от приведенного выше в зависимости от протяженности и сложности участка ВОЛП ЖТ, подъездов к ВОЛП ЖТ, рода и вида тяги, интенсивности движения поездов.
3.6.4. На работников эксплуатационно-технологического цеха возлагаются следующие обязанности:
содержание ВОЛП ЖТ в соответствии с требованиями нормативных документов по технической эксплуатации и проведению АВР;
круглосуточная готовность персонала к восстановлению ВОЛП ЖТ в контрольные сроки при возникновении аварийных ситуаций;
периодический контроль технического состояния ВОЛП ЖТ в соответствии с графиками технологических процессов;
внеочередные осмотры для выявления неисправностей ЛКС после стихийных бедствий, выполнения работ по ремонту пути, контактной сети, искусственных сооружений и линий автоблокировки;
определение мест повреждения ВОЛП ЖТ и их локализация;
оперативное устранение нештатных ситуаций, возникающих в процессе эксплуатации электропитающих установок (ЭПУ), аварийное электроснабжение устройств от мобильного дизель-генераторного агрегата (ДГА) при длительных перерывах гарантированного электропитания, проведение технического обслуживания ЭПУ, не требующего применения сложного контрольно-измерительного оборудования, периодические внешние осмотры состояния устройств электроснабжения в целом;
контроль качества работ на ЛКС, выполняемых работниками ЭЧ;
проведение плановых измерений параметров ВОЛП ЖТ, проверка состояния оптических волокон измерением затухания оптического сигнала;
техническая эксплуатация станционного оборудования (в том числе промежуточных мультиплексоров ввода-вывода или регенераторов);
проведение работ по сбору статистических данных о состоянии ЛКС и станционного оборудования и их анализ;
ведение производственной документации и статистической отчетности в соответствии с утвержденными нормами и инструкциями;
монтаж кабелей по постоянной схеме, а при необходимости путем установки временной кабельной вставки при проведении АВР;
монтаж кабелей в местах устройства дополнительных ответвлений и выносок ВОК;
проведение охранно-предупредительной работы;
обеспечение выполнения действующих положений, правил, руководств, инструкций, приказов и директивных указаний по вопросу технической эксплуатации линейно-кабельных сооружений и станционного оборудования;
определение участков с нетиповым размещением ВОК на опорах, затрудненным доступом к ВОК и другими нетиповыми решениями;
разработка местных инструкций для выполнения АВР на выявленных нетиповых участках размещения ВОК;
составление технологических карт на выполнение АВР и других нормативных документов (включая схемы подъезда ко всем участкам подвески кабелей, сроки и особенности подъезда), исходя из местных условий;
проведение текущего ремонта ВОЛП ЖТ.
3.6.5. В обязанности начальника ЭТЦ входит:
осуществление руководства ЭТЦ, организация его работы и персональная ответственность за выполнение возложенных на ЭТЦ задач;
разработка схемы взаимодействия ЭТЦ, ЛКУ и ЭЧК (ЭЧС) в процессе организации и выполнения АВР;
разработка порядка оповещения и сбора работников ЭТЦ при возникновении аварийной ситуации;
составление перечня обязанностей каждого члена ЭТЦ при проведении АВР;
составление годовых и месячных планов-графиков технологических процессов работы ЭТЦ;
составление графиков дежурств работников ЭТЦ;
составление графика и проведение тренировок по выполнению АВР с учетом особенностей прохождения трассы ВОЛП ЖТ;
периодическая проверка условий хранения и состояния аварийного запаса материалов и изделий (в том числе проверка оптических параметров временной кабельной вставки);
контроль за расходованием аварийного запаса для выполнения АВР, а также неотложных работ, направленных на предупреждение аварий;
обеспечение восполнения аварийного запаса после его расходования;
составление актов проведения АВР;
контроль за ведением записей в журналах формы ШУ-2 ШЧ и ЭУ-83 ЭЧ и устранением выявленных неисправностей ЛКС ВОЛП ЖТ;
контроль за соблюдением работниками ЭТЦ правил охраны труда.
3.7. Обязанности региональной производственной лаборатории
3.7.1. РПЛ размещается при РЦУ регионального оператора.
На работников РПЛ возлагаются следующие обязанности:
обеспечение надежного бесперебойного функционирования магистральной цифровой сети связи в пределах зоны обслуживания регионального оператора;
разработка и проведение мероприятий, направленных на повышение надежности функционирования ВОЛП ЖТ;
организация работы ЭТЦ;
содержание ВОЛП ЖТ в соответствии с требованиями нормативных документов по технической эксплуатации и проведение АВР в зоне ответственности РПЛ;
выполнение ремонтных работ, направленных на полное восстановление паспортных параметров с заменой узлов и блоков ЭПУ, проведение плановых сервисных технических обслуживаний, протокольных проверок состояния устройств электроснабжения в целом с использованием сложных контрольно-измерительных приборов, специального оборудования и приспособлений для инсталляции;
выполнение метрологических функций в возложенном на РПЛ объеме;
подготовка кадров и формирование штата ЭТЦ;
оснащение ЭТЦ транспортом, механизмами, оборудованием, материалами и измерительной техникой;
организация взаимодействия с ЭТЦ, оказание содействия в проведении АВР на участках ответственности ЭТЦ;
технический надзор за строительством ВОЛП ЖТ;
участие в приемке в эксплуатацию законченных строительством пусковых комплексов ВОЛП ЖТ;
проведение испытаний новой техники и технологий, связанных с технической эксплуатацией ВОЛП ЖТ;
периодический контроль технического состояния ВОЛП ЖТ в соответствии с графиками технологических процессов;
внеочередные осмотры для выявления неисправностей ЛКС после стихийных бедствий, выполнения работ по ремонту пути, контактной сети, искусственных сооружений;
организация проведения плановых измерений параметров ВОЛП ЖТ, сбор и анализ информации по технической эксплуатации, разработка мероприятий, направленных на повышение надежности функционирования ВОЛП ЖТ;
техническая эксплуатация станционного оборудования (в том числе промежуточных мультиплексоров ввода-вывода и регенераторов);
обеспечение выполнения действующих положений, правил, руководств, инструкций, приказов и директивных указаний по технической эксплуатации ЛКС и станционного оборудования ВОЛП ЖТ;
составление технологических карт на выполнение АВР, графиков технологических процессов и других нормативных документов, исходя из местных условий;
ведение производственной документации и статистической отчетности в соответствии с утвержденными нормами и инструкциями;
разработка инструкций и методик о порядке производства работ, уточняющих и дополняющих типовые;
разработка технологических процессов по техническому обслуживанию, ремонту и восстановлению ВОЛП ЖТ с учетом местных условий;
обеспечение технически правильного использования и сохранности оборудования РПЛ;
осуществление надзора за эксплуатацией измерительных приборов РПЛ, ЭТЦ и ЛКУ, проведение в установленные сроки поверки приборов, а также организация их ремонта;
организация восполнения ЭТЦ эксплуатационного запаса материалов, обеспечение комплектующими изделиями;
контроль за проведением в ЭТЦ технического обучения и периодическая переподготовка персонала ЭТЦ и ЛКУ для выполнения АВР;
контроль за производственно-хозяйственной деятельностью ЭТЦ.
3.7.2. В обязанности начальника РПЛ входит:
осуществление руководства РПЛ, организация ее работы и персональная ответственность за выполнение возложенных на РПЛ задач;
формирование ЭТЦ в зоне ответственности РПЛ;
разработка схемы взаимодействия РПЛ, ЭТЦ, ЛКУ и ЭЧ (ЭЧК или ЭЧС) при организации и выполнении АВР;
разработка порядка оповещения и сбора работников РПЛ при выполнении АВР;
составление планов-графиков работы РПЛ;
составление графика и проведение тренировок по выполнению АВР с учетом особенности прохождения трассы ВОЛП ЖТ;
периодическая проверка условий хранения и состояния аварийного запаса;
контроль за расходованием аварийного запаса;
составление актов после проведения АВР;
обеспечение срочного восполнения аварийного запаса после его расходования;
обеспечение правильной эксплуатации и сохранности оборудования РПЛ;
контроль за своевременным направлением средств измерений на поверку;
проведение анализа производственных процессов и внесение предложений по улучшению организации технической эксплуатации;
разработка нормативных документов, рекомендаций, инструкций, руководств и технологических карт с учетом местных условий;
изучение научно-технической информации, касающейся технической эксплуатации;
обеспечение внедрения новой техники, предложений и рекомендаций, направленных на совершенствование эксплуатационной работы;
проведение технической учебы персонала РПЛ.
3.8. Обеспечение РПЛ и ЭТЦ приборами, машинами, механизмами, изделиями и материалами
3.8.1. Оператор сети связи магистрального уровня формирует и передает региональным операторам в установленном порядке приборы, машины, механизмы, изделия и материалы, минимальный состав которых должен содержать: приборы для определения места повреждения волоконно-оптического кабеля; измеритель оптической мощности; измеритель коэффициента ошибок; комплект специального инструмента для разделки и монтажа ВОК; аппарат для сварки оптических волокон; источники электроснабжения; кабельные изделия и материалы; монтажный инструмент; радиостанции и аппараты служебной связи.
3.8.2. Генподрядчик, осуществляющий строительство сети связи, в ходе строительства и сдачи ВОЛП ЖТ в эксплуатацию формирует эксплуатационный запас материалов и изделий в соответствии с нормативами, установленными указанием МПС России от 20.10.1999 N А-2383у, и передает его в установленном порядке региональному оператору до предъявления ВОЛП ЖТ на экспертизу органам Государственного надзора за связью в Российской Федерации Министерства Российской Федерации по связи и информатизации.
Эксплуатационный запас материалов и изделий для технической эксплуатации ВОЛП ЖТ (в том числе для выполнения АВР) по мере его расходования должен восполняться региональным оператором за счет собственных средств по смете эксплуатационных расходов.
4. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ
4.1. Охранно-предупредительная работа
4.1.1. Охранно-предупредительная работа организуется в соответствии с Правилами охраны линий и сооружений связи Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июня 1995 г. N 578.
4.1.2. Охранная зона ВОЛП ЖТ, построенной на опорах контактной сети или линии автоблокировки, - это зона вдоль контактной сети или высоковольтной линии автоблокировки в виде участка земли и воздушного пространства, ограниченная по обе стороны вертикальными плоскостями, отстоящими от крайних проводов (при неотклоненном положении) на расстоянии: 10 м для напряжения до 25 кВ (2 x 25 кВ), 15 м для напряжения до 35 кВ.
4.1.3. С целью предупреждения повреждений ЛКС ВОЛП ЖТ при производстве работ сторонними организациями и землепользователями в охранной зоне кабельной линии и вблизи нее организации, производящие техническую эксплуатацию ВОЛП ЖТ, должны проводить следующую охранно-предупредительную работу:
4.1.3.1. ШЧ обеспечивает:
предоставление управлениям (отделам) по делам строительства и архитектуры областных (краевых), республиканских, городских и районных администраций и другим органам местного самоуправления сведений, необходимых для регистрации трасс кабельных линий;
выдачу совместно с региональным оператором проектным, строительным и другим организациям, а также частным лицам технических условий (согласований) на производство работ в охранных зонах кабельных линий;
ежегодную выдачу предупреждений всем хозяйственным организациям железной дороги, а также юридическим или физическим лицам - собственникам, землепользователям, землевладельцам или арендаторам земельных участков и домовладельцам, по территории которых проходит охранная зона ВОЛП ЖТ, по форме, приведенной в Приложении 4 к настоящей Инструкции. Предупреждения вручаются под расписку. Выдача предупреждений фиксируется в специальном Журнале учета выдачи предупреждений, хранящемся в дистанции сигнализации и связи;
регистрацию в Книге учета согласований проектной документации и разрешений на производство работ в охранной зоне, хранящейся в дистанции сигнализации и связи, согласований строительства и реконструкции сооружений, реконструкции контактной сети или линии автоблокировки, на опорах которой подвешен ВОК.
4.1.3.2. ШЧ и ЭТЦ обеспечивают:
нанесение на карты и схемы районных комитетов по земельным ресурсам владений всех землепользователей (сельскохозяйственных и промышленных предприятий, учреждений, войсковых частей, частных домовладений и землевладений и др.), на земельных участках которых находятся ЛКС ВОЛП ЖТ;
предоставление сведений для нанесения трасс кабельной линии на схемы, планы и паспорта владельцам наземных и надземных коммуникаций, с которыми кабельные линии имеют пересечения и сближения;
проведение охранно-разъяснительной работы на предприятиях и организациях, производящих работы в охранной зоне ЛКС ВОЛП ЖТ, а также с землепользователями и домовладельцами в местах прохождения кабельных линий по выполнению требований Правил охраны линий и сооружений связи.
4.1.3.3. Работники ЛКУ ШЧ и ЭТЦ должны:
требовать у водителей (операторов) крановых, бурильно-крановых и других машин и механизмов, могущих повредить ЛКС, наряды на производство работ вблизи и в охранной зоне, а у руководителей работ (прорабов, мастеров и т.д.) наличия письменного разрешения ШЧ на производство работ и согласованной ШЧ и службой эксплуатации регионального оператора технической документации (кроме водителей и руководителей работ дистанции электроснабжения). При отсутствии у водителя (оператора) наряда, а у руководителя работ разрешения и необходимой технической документации, а также в случае нарушения исполнителем работ условий согласования или требований нормативных документов на выполнение работ работником ЛКУ ШЧ или ЭТЦ выдается запрет на производство работ и составляется Акт о причинах происшествия, повлекшего повреждение линий и сооружений связи, форма которого приведена в Приложении 5 к настоящей Инструкции, а затем сообщается о факте нарушения Правил охраны линий и сооружений связи и запрещении производства работ руководству ШЧ, ЭЧ и ЭТЦ. В случае нарушения средств связи Акт передается ШЧ в административную комиссию исполнительной власти или правоохранительным органам для привлечения виновных к ответственности;
следить за тем, чтобы в охранной зоне ВОК не разводились костры, не производилось выжигание сухой травы, камыша, порубочных материалов и т.п.;
запрещать складирование в охранной зоне ВОК производственных и бытовых отходов и других материалов, опасных в пожарном отношении, а также складирование на расстоянии менее 10 м от охранной зоны ВОК шпал, брусьев, угля, торфа и других горючих материалов;
требовать немедленного удаления или засыпки горючих жидкостей, пролитых в охранной зоне ВОК или на расстоянии менее 10 м от нее;
требовать переноса объектов, представляющих пожарную опасность (например, деревянные строения) и находящихся на расстоянии менее 10 м от охранной зоны ВОК; при невозможности переноса объекты должны быть окопаны владельцами.
4.1.4. В случае угрозы сохранности ЛКС при выполнении работ по замене оборудования на контактной сети или линии автоблокировки кабель и другие элементы ЖС должны быть вынесены из зоны производства работ силами дистанции электроснабжения с участием представителей ШЧ и ЭТЦ.
При капитальном ремонте пути, мостов и тоннелей кабель выносится в соответствии с проектом силами ШЧ и ЭТЦ с участием представителей дистанций электроснабжения и под наблюдением представителей дистанции пути. При неявке представителей ШЧ и ЭТЦ работники ЭЧ не несут ответственности за сохранность ЛКС ВОЛП ЖТ.
4.1.5. НИС, ШЧ и служба эксплуатации регионального оператора должны обеспечивать гласность: решений административных комиссий о наложении штрафов; приговоров народных судов лицам, виновным в нарушении Правил охраны линий и сооружений связи, решений арбитражных судов о возмещении виновными лицами затрат на восстановление ВОЛП ЖТ и ущерба от потери доходов, не полученных за период повреждения линии связи.
4.2. Оперативный контроль технического состояния
4.2.1. Оперативный контроль технического состояния ЛКС и станционного оборудования ВОЛП ЖТ осуществляют работники ЛКУ ШЧ и ЭТЦ регионального оператора в соответствии с графиками технологических процессов.
В процессе оперативного контроля осуществляются:
контрольные осмотры трассы кабельной линии, состояния ЛКС и станционного оборудования с немедленным выездом, при необходимости, на трассу кабельной линии и к месту размещения станционного оборудования;
разработка маршрутов следования вдоль ВОЛП ЖТ, подъездов и подходов к ЖС и станционным сооружениям ВОЛП ЛКС с периодической проверкой их не реже одного раза в 6 месяцев;
надзор за производством работ вблизи или в охранной зоне ВОЛП ЖТ.
Основные процессы по оперативному контролю технического состояния ВОЛП ЖТ приведены в п. 2.2.2 настоящей Инструкции.
4.2.2. Контрольный осмотр ЛКС ВОЛП ЖТ проводится из кабины электропоезда, локомотива или другого транспортного средства. Если кабельная линия при движении транспортного средства не просматривается, то проводится пеший осмотр.
В случае необходимости в процессе осмотров используются видеокамеры.
4.2.3. Осмотры ЛКС, выполняемые работниками ШЧ или ЭТЦ, по возможности сочетаются с объездами и осмотрами, выполняемыми работниками дистанции электроснабжения.
4.2.4. Выявленные в результате осмотров неисправности ЛКС и станционного оборудования регистрируются работниками ШЧ и ЭТЦ в Журнале учета и устранения неисправностей ВОЛП ЖТ, форма которого приведена в Приложении 6 к настоящей Инструкции. Ведение Журнала учета является обязательным для работников ШЧ и региональных операторов.
4.2.5. Внеочередные объезды и осмотры выполняются ЛКУ ШЧ или ЭТЦ регионального оператора в соответствии с положениями п. п. 3.3.2, 3.6.4 настоящей Инструкции.
4.2.6. Для контроля за работой технического персонала ЛКУ ШЧ и ЭТЦ регионального оператора, оценки состояния закрепленных за ними ЛКС и станционного оборудования ВОЛП ЖТ, выявления отступлений от требований нормативно-технической документации, типовых проектных решений и уточнения планов проведения ремонтных работ один раз в год проводятся контрольные комиссионные объезды с участием руководителей РПЛ, ШЧ, ЭЧ, ПЧ и один раз в 3 года осуществляется комплексная проверка технического состояния ВОЛП ЖТ.
4.2.7. Работниками ЛКУ ШЧ и ЭТЦ осуществляется контроль за устранением неисправностей ЛКС персоналом ЭЧ в процессе технического обслуживания и после выполнения ремонтных работ на контактной сети и линии автоблокировки.
4.2.8. При осмотрах без подъема на опоры выявляются видимые повреждения и отклонения от норм: кабелей; технологических запасов кабелей и кабельных муфт (при отсутствии шкафов); шкафов с кабельными муфтами и технологическими запасами кабелей; поддерживающих узлов и деталей; переходы кабелей через железнодорожные пути и автодороги, по мостам и т.п.; схлестывание или касание подвешенных на опорах кабеля и проводов; увеличение или уменьшение стрел провеса кабеля; сближения кабеля с опорами, искусственными сооружениями и т.п.
4.2.9. При верховых осмотрах с подъемом на опоры проверяется отсутствие повреждений наружной оболочки ВОК (в том числе на выходе из зажимов), выявляются неисправности в закреплении ВОК, устанавливается степень коррозии кронштейнов, затяжка болтов кронштейнов и поддерживающих зажимов, обращается внимание на состояние поддерживающих зажимов (отсутствие подушек, смещение подушек относительно друг друга, слабая затяжка поддерживающего зажима, трещины в корпусе зажима, отсутствие гаек, шплинтов и др.); проверяется исправность шкафов с кабельными муфтами и технологическими запасами кабелей, наличие и целостность стяжек на технологических запасах кабеля и состояние крепления стяжек и прокладок, надежность закрепления муфт и их целостность, уменьшения радиуса изгиба ВОК менее допустимого, герметичность ввода кабеля в защитную трубу при спуске кабеля с опоры в траншею или кабельную канализацию.
При осмотре ВОК выявляются царапины различной глубины, растрескивание материала оболочки, оплавление оболочки, уменьшение диметра ВОК. Дефектные места отмечаются липкой полиэтиленовой или поливинилхлоридной лентой, отличающейся по цвету от оболочки кабеля. В Журнале учета и устранения неисправностей делается запись о месте и характере обнаруженного дефекта.
4.2.10. Верховые осмотры ЛКС в зависимости от состава работ выполняются в "окна" или без перерыва движения поездов (в интервалах между поездами) с использованием лестниц, автомотрис, дрезин. "Окна", необходимые для технического обслуживания и текущего ремонта ЛКС, должны, как правило, совмещаться с "окнами" для производства работ на контактной сети или по ремонту пути и искусственных сооружений на перегонах и станциях.
4.2.11. Верховые осмотры, связанные с подъемом на опоры контактной сети или линий автоблокировки, должны выполняться по наряду-допуску, выданному лицом, имеющим право выдачи наряда-допуска по соответствующему району контактной сети (ЭЧК) или электрических сетей (ЭЧС).
Список работников ЛКУ и ЭТЦ, допущенных к проведению верховых осмотров с подъемом на опоры, должен находиться в дистанции электроснабжения и у энергодиспетчера, а также в ШЧ, ЭТЦ и РПЛ в соответствии с п. 5 приложения 3 Правил безопасности при эксплуатации контактной сети и устройств электроснабжения, автоблокировки железных дорог и Типовой инструкцией по охране труда при монтаже и технической эксплуатации волоконно-оптических линий передачи на федеральном железнодорожном транспорте, утвержденной МПС России 16 июня 2001 года.
4.2.12. Контроль состояния станционного оборудования (кроссовых устройств, узлов ввода ВОК в служебно-технические здания, шнуров световодных станционных, оборудования систем передачи, электропитающих устройств, тактовой системы синхронизации и др.) осуществляется визуально и по состоянию сигнализации.
4.2.13. Выявленные в результате осмотров неисправности, которые могут привести к аварийному состоянию ВОЛП, устраняются немедленно после их выявления.
Остальные неисправности устраняются в соответствии с планом, составленным ЭТЦ, и согласованным руководством ШЧ и ЭЧ.
4.3. Текущее обслуживание
4.3.1. Текущее обслуживание ВОЛП ЖТ осуществляется работниками дистанции сигнализации и связи, дистанции электроснабжения (по заявкам ШЧ), ЭТЦ регионального оператора.
Текущее обслуживание является обязательным и должно выполняться систематически.
4.3.2. Текущее обслуживание включает следующие работы:
выполнение мероприятий по обеспечению сохранности, работоспособности и живучести ЛКС и станционного оборудования при производстве работ предприятиями, организациями и частными лицами, в том числе работ, связанных с ремонтом и реконструкцией собственной инфраструктуры, в охранной зоне ВОЛП ЖТ и в служебно-технических зданиях со станционным оборудованием;
обеспечение защиты ВОК в местах устройства переходов, вводов в здания, спусков при переходе с воздушной подвески ВОК в канализацию или грунт, а также в других случаях;
обслуживание и текущее содержание специальных машин и механизмов, инструментов и приспособлений, сварочно-измерительного оборудования и т.п.;
обслуживание кабельной канализации и кабельных переходов через железнодорожные пути, при прокладке кабелей по мостам, в тоннелях и других искусственных сооружениях;
содержание в исправном состоянии инвентаря, временных вставок, аварийного запаса кабеля, комплектов ЗИП, материалов и др.;
внесение изменений в производственную документацию после окончания ремонтных и аварийно-восстановительных работ.
4.3.3. При текущем обслуживании ЛКС проверяется соответствие требованиям габаритов подвески волоконно-оптического кабеля, приведенным в Приложении 7 к настоящей Инструкции, расстояний от нижней точки ВОК, подвешенного на опорах контактной сети или линий автоблокировки, до поверхности земли или сооружений при максимальной стреле провеса, обеспечение расстояний от ВОК до опор и сооружений и от ВОК до проводов при их взаимном пересечении или сближении, а также от ВОК до частей контактной сети, находящихся под напряжением.
4.3.4. Проверку величин стрел провеса кабелей на соответствие приведенным в монтажных таблицах следует производить замером высоты подвески кабеля у опор и в точке наибольшего провеса в пролете. Измерение стрел провеса производится с помощью специальных оптических приборов, изолирующих измерительных штанг или других приборов и приспособлений. При измерении стрелы провеса фактическая стрела провеса сравнивается с расчетной при данной температуре.
4.3.5. Фактическая стрела провеса кабеля не должна отличаться от значения стрелы провеса, указанного в монтажной таблице для данного объекта, с учетом температуры воздуха в момент замера в большую или меньшую сторону, но не более чем на 10%. В случае отклонения стрелы провеса более чем на 10% против предусмотренного в монтажных таблицах доведение стрелы провеса до нормы должно быть выполнено в течение 3 дней в соответствии с утвержденной технологией.
Натяжение ВОК на регулируемом участке производится с усилием, рекомендуемым изготовителем кабеля для данной температуры воздуха и длины пролета. Усилие натяжения должно контролироваться динамометром или другими утвержденными к применению измерительными приборами.
4.3.6. Расстояния между кабелем и соседними проводами, конструкциями и т.п. оцениваются по положению кабеля в пролете (условия сближения кабеля в середине пролета) при наибольшей стреле провеса и отсутствии ветра. Особое внимание следует обращать на соблюдение габарита приближения строений при наибольшем отклонении ВОК в пролете под действием ветра и воздушных потоков, создаваемых проходящим подвижным составом.
4.3.7. При замене в процессе текущего обслуживания натяжных и поддерживающих зажимов типы устанавливаемых зажимов должны строго соответствовать диаметрам кабелей, на которых они монтируются.
4.3.8. При текущем обслуживании ЛКС следует тщательно осматривать дефектные места ВОК с целью определения развития дефекта. В случае обнаружения глубоких царапин и трещин (до арамидных нитей) или оплавления оболочки должно производиться ее восстановление в течение 24 ч. Восстановление наружной оболочки следует выполнять в соответствии с утвержденной технологией.
4.3.9. Работы по внешнему осмотру и измерению сопротивления станционных заземлений и сопротивление контура заземляющего устройства следует выполнять в строгом соответствии с технологическими картами. Результаты измерений станционных заземлений должны фиксироваться по форме ПС-8-13, приведенной в Правилах технической эксплуатации первичных сетей Взаимоувязанной сети связи Российской Федерации, книга 2.
4.4. Планово-профилактическое обслуживание
4.4.1. Планово-профилактическое обслуживание ЛКС и станционного оборудования осуществляется периодически в соответствии с планом, утвержденным руководителем службы эксплуатации регионального оператора.
Основные процессы при планово-профилактическом обслуживании приведены в п. 2.2.4 настоящей Инструкции.
Планово-профилактическое обслуживание выполняется эксплуатационным штатом ЭТЦ, РПЛ службы эксплуатации регионального оператора с участием работников ЛКУ ШЧ.
4.4.2. Планово-профилактическое обслуживание ВОЛП ЖТ должно включать в себя регламентные работы по техническому обслуживанию линейно-кабельных сооружений, цифровых трактов, мультиплексорного оборудования, генераторного оборудования сети ТСС, оборудования электропитания.
Для выполнения регламентных работ каждым эксплуатационным подразделением с учетом специфики данного объекта ежегодно составляют графики технологического процесса обслуживания ВОЛП ЖТ по четырем разделам:
техническое обслуживание ЛКС ВОЛП ЖТ;
техническое обслуживание мультиплексорного оборудования и сетевых трактов;
техническое обслуживание генераторного оборудования сети ТСС;
техническое обслуживание ЭПУ станционных устройств.
Профилактическое техническое обслуживание трактов и оборудования системы передачи синхронной цифровой иерархии (ЦСП СЦИ) включает измерения и проверки, выполняемые в соответствии с Временной инструкцией по эксплуатации системы передачи синхронной цифровой иерархии Министерства Российской Федерации по связи и информатизации и рекомендациями фирм - производителей оборудования СЦИ.
Эти измерения и проверки проводятся без закрытия связей. Уровень качества при измерении показателей ошибок должен быть "приемлемым" и определяется согласно таблице 2.5 Инструкции по паспортизации волоконно-оптических линий связи с использованием системы передачи синхронной цифровой иерархии Министерства Российской Федерации по связи и информатизации.
При выходе показателей ошибок за пределы установленных норм проводится анализ причины и определение места неисправности. При необходимости проводятся аварийно-восстановительные работы.
Методика проведения проверок и измерений изложена во Временной инструкции по эксплуатации системы передачи синхронной цифровой иерархии Министерства Российской Федерации по связи и информатизации.
Техническое обслуживание генераторного оборудования ВОЛП ЖТ проводится на основании инструкций по метрологическому обеспечению системы ТСС, техническому обслуживанию ГО, руководству по эксплуатации ПЭГ и ВЗГ, рекомендаций изготовителя по обслуживанию оборудования в соответствии с методикой проведения технического обслуживания.
Техническое обслуживание ЭПУ ВОЛП ЖТ проводится на основании инструкций по техническому обслуживанию ЭПУ, инструкций по эксплуатации аккумуляторных батарей и рекомендаций изготовителя по обслуживанию оборудования.
Перечень регламентных работ и периодичность их проведения приведены в Приложении 8.
4.5. Технический надзор за строительством, реконструкцией и капитальным ремонтом
Технический надзор за качеством строительства, реконструкции и капитального ремонта ВОЛП ЖТ должен осуществляться подрядными организациями, выполняющими эти работы, подразделениями эксплуатации операторов сетей связи магистрального и регионального уровней, службами НИС и ШЧ железных дорог в соответствии с требованиями Правил технической эксплуатации первичных сетей Взаимоувязанной сети связи Российской Федерации, книга 3, раздел 10.
5. ТЕКУЩИЙ РЕМОНТ ЛИНЕЙНО-КАБЕЛЬНЫХ СООРУЖЕНИЙ
И СТАНЦИОННОГО ОБОРУДОВАНИЯ
5.1. Текущий ремонт ВОЛП ЖТ производится эксплуатационным персоналом регионального оператора, ШЧ и ЭЧ в зависимости от состояния ЛКС и станционного оборудования.
Затраты на текущий ремонт планируются в пределах средств, предусматриваемых сметой затрат на эксплуатационные расходы.
Оперативный контроль качества работ по текущему ремонту осуществляет РПЛ.
5.2. Основные работы по текущему ремонту ВОЛП ЖТ приведены в п. 2.3.2 настоящей Инструкции.
Кроме этого выполняются следующие дополнительные виды работ:
частичная замена или выноска ВОК в пределах одной строительной длины;
замена и ремонт отдельных кабельных муфт, восстановление целостности защитных покровов кабеля;
замена и восстановление изношенных и неисправных узлов и элементов поддерживающих ВОК конструкций на мостах и в тоннелях;
ремонт кабельных вводов и переходов через железнодорожные пути, автомобильные дороги и другие коммуникации;
ремонт и частичная замена защиты кабеля от механических воздействий;
расчистка трассы прохождения кабельной линии от кустарника и мелкого леса в охранной зоне ВОЛП ЖТ;
ремонт сооружений подземной кабельной канализации;
ремонт служебно-технических помещений с установленным станционным оборудованием;
осмотр, чистка, регулировка и ремонт частей и деталей, замена функциональных узлов станционного оборудования;
настройка

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ И УРОВНЮ ТРЕБОВАНИЙ К СПЕЦИАЛИСТАМ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ СПЕЦИАЛИСТ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫХ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ОПРОСОВ (утв. Минобразованием РФ 04.07.2001 n ГТ ППК 02/39)  »
Постановления и Указы »
Читайте также