ОПРЕДЕЛЕНИЕ Конституционного Суда РФ от 07.06.2001 n 164-О ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНИНА ИЩУКОВА ЕВГЕНИЯ ПЕТРОВИЧА НА НАРУШЕНИЕ ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ПОЛОЖЕНИЯМИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА О ЦЕНТРАЛЬНОМ БАНКЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (БАНКЕ РОССИИ)


КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 7 июня 2001 г. N 164-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ
ГРАЖДАНИНА ИЩУКОВА ЕВГЕНИЯ ПЕТРОВИЧА НА НАРУШЕНИЕ
ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ПОЛОЖЕНИЯМИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"О ЦЕНТРАЛЬНОМ БАНКЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (БАНКЕ РОССИИ)"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе заместителя Председателя Т.Г. Морщаковой, судей Н.С. Бондаря, Н.В. Витрука, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, В.Д. Зорькина, А.Л. Кононова, В.О. Лучина, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, О.С. Хохряковой, Б.С. Эбзеева, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев в пленарном заседании вопрос о соответствии жалобы гражданина Е.П. Ищукова требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации",
установил:
1. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 4 августа 1997 г. N 822 "Об изменении нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен" в 1998 году в Российской Федерации проведена денежная реформа - деноминация рубля и замена обращающихся рублей на новые по соотношению 1000 рублей в деньгах старого образца на 1 рубль в новых деньгах при обеспечении параллельного обращения старых и новых денежных знаков в течение года. Денежная реформа, как отмечено в пункте 2 названного Указа, являлась частью программы финансового оздоровления страны и была направлена на упрочение позиций российской валюты, улучшение жизни граждан, соблюдение интересов населения и государства при недопущении какого-либо ущерба населению.
Решением совета директоров Центрального банка Российской Федерации от 4 августа 1997 г. N 32 "Об изменении нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен" с 1 января 1998 года введены в обращение новые банкноты и металлическая монета Банка России, а кредитным организациям на территории Российской Федерации в соответствии с указаниями Банка России предложено пересчитать все вклады населения по соотношению 1000:1 с соответствующими записями в лицевых счетах вкладчиков.
В рамках проведения денежной реформы Правительством Российской Федерации принято Постановление от 18 февраля 1998 г. N 217 "Об особенностях обращения ценных бумаг в связи с изменением нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен", согласно которому с 1 января 1998 года подлежали пересчету - исходя из изменения нарицательной стоимости российских денежных знаков и нового масштаба цен - номинальная стоимость акций, эмитированных негосударственными эмитентами до 1 января 1998 года, и размер дивидендов, объявленных, а также начисленных, но не выплаченных до указанной даты.
Гражданин Е.П. Ищуков является владельцем простых и привилегированных акций Сберегательного банка Российской Федерации, номинальная стоимость и размер дивидендов которых, а также размеры его рублевых вкладов были изменены в соответствии с указанными нормативными актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и Банка России.
В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации Е.П. Ищуков оспаривает конституционность Федерального закона от 2 декабря 1990 года "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (в редакции от 26 апреля 1995 года с последующими изменениями и дополнениями), в частности пункта 1 его статьи 4, согласно которому Банк России разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля, во взаимодействии с Правительством Российской Федерации. По мнению заявителя, Банк России в силу статьи 75 (часть 2) Конституции Российской Федерации обязан осуществлять эту свою основную функцию независимо от других органов государственной власти, а потому оспариваемые положения не соответствуют статье 35 (часть 1) Конституции Российской Федерации.
Кроме того, заявитель считает, что поскольку в течение 1998 года допускалось нахождение в обороте как старых, так и новых банкнот, возникла неопределенность в понимании содержания рубля как денежной единицы Российской Федерации (статья 75, часть 1, Конституции Российской Федерации), а потому до завершения хождения старых банкнот, то есть в течение всего 1998 года, номинальная стоимость акций должна была оставаться прежней, а вклады на счетах в банках, дивиденды по акциям и проценты по вкладам - исчисляться без учета изменения нарицательной стоимости российских денежных знаков.
2. Согласно статьям 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" гражданин вправе обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с жалобой на нарушение своих конституционных прав и свобод законом и такая жалоба признается допустимой, если оспариваемым законом, примененным или подлежащим применению в деле заявителя, затрагиваются его конституционные права.
Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" определяет правовой статус Банка России, его задачи, функции, полномочия, принципы организации и деятельности, взаимоотношение с органами государственной власти и органами местного самоуправления, устанавливает основные положения организации наличного денежного обращения и безналичных расчетов, денежно-кредитной политики, банковского регулирования и надзора. Положениями этого Федерального закона не затрагиваются конституционные права держателей акций и граждан-вкладчиков. К такому выводу пришел Конституционный Суд Российской Федерации в сохраняющем свою силу Определении от 21 июня 2000 года по жалобе гражданина Г.И. Ленева на нарушение его конституционных прав рядом статей Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".
Кроме того, деноминация рубля - укрупнение денежной единицы Российской Федерации без ее переименования в целях упорядочения денежного обращения - была проведена на основании Указа Президента Российской Федерации от 4 августа 1997 г. N 822 и иных нормативных актов, которые к категории законов не относятся. Их проверка на соответствие Конституции Российской Федерации по жалобам граждан не входит в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации, установленную статьей 125 (часть 4) Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктами 1 и 2 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Ищукова Евгения Петровича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба может быть признана допустимой, а также поскольку разрешение поставленного в ней вопроса Конституционному Суду Российской Федерации неподведомственно.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Заместитель Председателя
Конституционного Суда
Российской Федерации
Т.Г.МОРЩАКОВА
Судья-секретарь
Конституционного Суда
Российской Федерации
Ю.М.ДАНИЛОВ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ Конституционного Суда РФ от 07.06.2001 n 116-О ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНИНА КИРЬЯНОВА ФЕДОРА ПАВЛОВИЧА НА НАРУШЕНИЕ ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ СТАТЬЯМИ 1 И 2 ЗАКОНА ГОРОДА МОСКВЫ ОБ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ИЗГОТОВЛЕНИЕ, РАСПРОСТРАНЕНИЕ И ДЕМОНСТРАЦИЮ НАЦИСТСКОЙ СИМВОЛИКИ НА ТЕРРИТОРИИ ГОРОДА МОСКВЫ  »
Постановления и Указы »
Читайте также