ПИСЬМО Минобразования РФ от 23.05.2001 n 256/19-12 О ПОРЯДКЕ ПРИМЕНЕНИЯ ПЕРЕЧНЯ ПРОФЕССИЙ И ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 23 мая 2001 г. N 256/19-12
О ПОРЯДКЕ ПРИМЕНЕНИЯ ПЕРЕЧНЯ ПРОФЕССИЙ
И ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ
НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В связи с поступающими запросами о порядке применения Перечня профессий начального профессионального образования, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.99 N 1362, и государственных образовательных стандартов начального профессионального образования, а также решением Координационного совета учебно - методических объединений начального профессионального образования от 14.03.2001 Минобразование России разъясняет.
Перечень профессий является составной частью государственного образовательного стандарта начального профессионального образования (НПО), в него включены профессии, подготовка по которым осуществляется в образовательных учреждениях НПО в соответствии с требованиями, устанавливаемыми на федеральном уровне.
Основой Перечня являются интегрированные (группообразующие) профессии НПО (гр. 1 Перечня), объединяющие профессии по Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОК 016-94) (гр. 2 Перечня), как правило, родственные по технико - технологическим параметрам, трудовым функциям либо по совокупности признаков. Целью такой интеграции является расширение профиля подготовки и повышение социальной защищенности выпускников образовательных учреждений НПО.
Перечень профессий является открытым документом, который в случае необходимости может быть дополнен новыми профессиями.
Введение в Перечень новых профессий НПО осуществляется в установленном порядке федеральным органом управления образованием, а введение в рамках профессии НПО новых профессий по Общероссийскому классификатору, а также профессий, входящих в другую профессию НПО Перечня, - по решению органа управления образованием (профобразованием) субъекта Российской Федерации.
При разработке Перечня профессий учитывалось расширение прав образовательных учреждений НПО в вопросах организации образовательного процесса, в связи с чем в Перечне предусмотрены инвариантные (устанавливаемые на федеральном уровне) и вариативные (устанавливаемые на региональном уровне) параметры.
К инвариантным параметрам отнесены: ступень квалификации и нормативный срок освоения образовательной программы НПО; к вариативным - фактический срок обучения, количество и состав профессий по Общероссийскому классификатору, по которым осуществляется обучение и присвоение выпускникам соответствующего уровня квалификации.
Согласно квалификационной структуре профессионального образования каждая профессия НПО в Перечне отнесена к определенной ступени квалификации с учетом уровня общего образования, а также объема, сложности теоретического материала и основных практических навыков, необходимых для получения начального профессионального образования по конкретной профессии.
В соответствии с установленной ступенью квалификации нормативный срок обучения по каждой из профессий НПО Перечня определен исходя из возможности в течение этого времени освоить общепрофессиональные параметры профессии НПО, а также специальные параметры (блоки), как правило, по 1 - 2 профессиям Общероссийского классификатора. При этом предусмотрено, что начальное профессиональное образование по профессии может быть получено при сроке обучения не менее 1 года.
Основную часть Перечня составляют профессии НПО 3-й ступени квалификации, для получения которых необходимо наличие или одновременное получение среднего (полного) общего образования. В ряде случаев в интегрированные (группообразующие) профессии НПО 3-й ступени квалификации включены 1 - 2 профессии по Общероссийскому классификатору, для овладения которыми достаточен уровень основного общего образования. Подготовка по таким профессиям может осуществляться соответственно 1 - 2 года. Если профессия НПО включает только одну профессию по Общероссийскому классификатору (например, п. 32.23 "портной"), то фактический срок обучения по профессии устанавливается в зависимости от планируемого уровня квалификации.
Образовательные учреждения НПО по согласованию с органами управления образованием (профобразованием) субъектов Российской Федерации на основе нормативного срока устанавливают фактический срок обучения с учетом количества, сложности, планируемого уровня квалификации по профессиям Общероссийского классификатора, обучение по которым будет осуществляться в рамках профессии НПО. Фактический срок обучения по профессии НПО не может быть меньше нормативного.
Нормативный срок обучения на региональном уровне может быть увеличен за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) за счет средств работодателей.
Преемственность, предусмотренная при формировании ряда профессий Перечня, позволяет осуществлять освоение образовательной программы НПО на ступенчатой основе. При этом каждая ступень обучения должна иметь профессиональную завершенность и оканчиваться в случае продолжения обучения по данной образовательной программе промежуточной аттестацией учащихся, а в случае окончания обучения - обязательной итоговой аттестацией выпускников.
При организации образовательного процесса на ступенчатой основе, в рамках установленного 2-, 3- или 4-годичного срока обучения по профессии НПО образовательное учреждение может осуществлять:
обучение и присвоение квалификации по одной профессии Общероссийского классификатора, при этом профессиональная завершенность на каждой ступени обучения подтверждается получением соответствующего уровня квалификации по данной профессии Общероссийского классификатора;
обучение и присвоение квалификации по нескольким профессиям Общероссийского классификатора, как правило, не более 2, при этом профессиональная завершенность на каждой ступени обучения подтверждается получением соответствующего уровня квалификации по одной из профессий Общероссийского классификатора.
Указанная организация образовательного процесса должна быть закреплена в рабочей учебно - программной документации.
При проектировании рабочей учебно - программной документации в рамках 3- или 4-годичного срока обучения с учетом одновременного освоения программы среднего (полного) общего образования первую ступень обучения целесообразно устанавливать по окончании двух лет обучения.
Выпускникам образовательных учреждений НПО, завершившим освоение образовательной программы НПО со сроком обучения 1, 2, 3 или 4 года с получением либо без получения среднего (полного) общего образования и прошедшим итоговую аттестацию, выдается диплом о полученном начальном профессиональном образовании и уровне квалификации по профессии. Порядок и условия выдачи документов государственного образца об окончании образовательного учреждения НПО определены соответствующими рекомендациями, направленными в адрес органов управления образованием (профобразованием) субъектов Российской Федерации письмом Минобразования России от 26.10.2000 N 06-51-92ин/17-06.
Государственный образовательный стандарт НПО по конкретной профессии регламентирует на федеральном уровне требования к минимуму содержания федерального компонента профессионального цикла обучения, уровню квалификации выпускников, устанавливаемые профессиональной характеристикой образовательного стандарта, и максимальный объем учебной нагрузки учащихся.
В примерной учебно - программной документации, разрабатываемой на федеральном уровне, предусмотрен необходимый резерв времени для учета региональных особенностей содержания профессиональной составляющей по конкретной профессии НПО Перечня, в т.ч. рынка труда, техники и технологии производства, требований работодателей к содержанию и уровню подготовки квалифицированных кадров.
Следует иметь в виду, что введение в профессию НПО Перечня новой профессии по Общероссийскому классификатору при разработке рабочей учебно - программной документации требует соответствующей корректировки содержания федерального компонента образовательного стандарта в части общепрофессиональных и специальных параметров (блоков).
Требования, устанавливаемые на федеральном уровне государственным образовательным стандартом НПО, являются основными параметрами, по которым осуществляется оценка качества подготовки выпускников образовательных учреждений НПО. Выполнение этих требований служит основанием для выдачи выпускникам образовательных учреждений документов государственного образца об уровне образования и квалификации.
Просим довести указанные разъяснения до образовательных учреждений, осуществляющих реализацию образовательных программ начального профессионального образования.
Первый заместитель Министра
В.М.ЖУРАКОВСКИЙ

РАСПОРЯЖЕНИЕ Минимущества РФ от 23.05.2001 n 1411-р <ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЛАНА ПРОДАЖИ САМОЛЕТА АН-2 n 113147308>  »
Постановления и Указы »
Читайте также