ПРИКАЗ Госкомзема РФ от 09.07.1997 n 48 ОБ ОЧЕРЕДНЫХ ЗАДАЧАХ ЗЕМЕЛЬНОЙ РЕФОРМЫ В РОССИИ


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ЗЕМЕЛЬНЫМ РЕСУРСАМ И ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВУ
ПРИКАЗ
от 9 июля 1997 г. N 48
ОБ ОЧЕРЕДНЫХ ЗАДАЧАХ ЗЕМЕЛЬНОЙ РЕФОРМЫ В РОССИИ
Во исполнение решений Правительства Российской Федерации от 3 июля 1997 года, протокол N 10, и расширенной коллегии Госкомзема России от 4 июля 1997 г. приказываю:
1. Председателям комитетов по земельным ресурсам и землеустройству субъектов Российской Федерации и городов:
1.1. Рассмотреть на коллегиях комитетов по земельным ресурсам и землеустройству субъектов Российской Федерации и городов вопрос о ходе земельной реформы и состоянии государственного контроля за использованием и охраной земель.
1.2. Довести до работников комитетов по земельным ресурсам и землеустройству субъектов Российской Федерации, городов и районов:
1.2.1. Содержание решения Правительства Российской Федерации от 03.07.97 (Приложение 1).
1.2.2. Решение расширенной коллегии Госкомзема России от 4 июля 1997 года (приложение 2) <*>.
--------------------------------
<*> Не приводится.
1.2.3. Основные направления развития земельной реформы в России (Приложение 3).
1.3. Выступить в средствах массовой информации с разъяснениями документов, указанных в п. 1.2 настоящего Приказа.
Обеспечить представление в Госкомзем России до 18 августа 1997 г. копий опубликованных в средствах массовой информации материалов, а также списка вышедших телевизионных и радиопередач.
1.4. В срок до 4 августа 1997 г. представить в Госкомзем России:
предложения по структуре и содержанию концепции развития земельной реформы в Российской Федерации (п. 2 Приложения 1);
информацию и материалы согласно Приложению 4.
1.5. В срок до 11 августа 1997 г. представить в Госкомзем России тексты конституций, уставов, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по вопросам земельных отношений и развития рынка недвижимости.
Начиная с 1 августа 1997 г. направлять в Госкомзем такие акты не позднее, чем в недельный срок с даты их опубликования или вступления в силу.
1.6. Обобщить накопленный в субъектах Российской Федерации, городах и районах позитивный опыт в проведении земельной реформы и развитии инфраструктуры рынка недвижимости, обращая особое внимание на взаимодействие комитетов по земельным ресурсам и землеустройству различных уровней со структурами других ведомств по созданию земельного кадастра (кадастра недвижимости) и единой системы регистрации прав на недвижимое имущество. Направить соответствующие информационные материалы в Госкомзем России до 25 августа 1997 года.
1.7. Принять меры по улучшению финансового обеспечения комитетов по земельным ресурсам и землеустройству за счет бюджетов всех уровней и оказания платных услуг в соответствии с законодательством.
1.8. С целью формирования рынка землеустроительных услуг и для обеспечения реализации Указа Президента Российской Федерации от 8 апреля 1997 г. N 305:
активизировать выдачу лицензий на осуществление землеустроительных работ юридическим лицам всех форм собственности и организационно-правовых форм, а также индивидуальным предпринимателям;
исключить практику отказов в выдаче лицензий по мотивам нецелесообразности или ограничения конкуренции, считать развитие рынка землеустроительных услуг одной из основных задач комитетов;
в срок до 1 сентября 1997 г. представить в Госкомзем отчет о выданных лицензиях с приложением их копий.
1.9. Провести региональные семинары - совещания, на которых рассмотреть вопросы эффективности работы государственных и муниципальных землеустроительных организаций и предприятий и подготовить предложения по их реформированию, которые направить в Госкомзем России до 8 сентября 1997 года.
1.10. В срок до 18 августа 1997 г. направить в Госкомзем России предложения о корректировке форм отчетности (формы N 22 и других), имея в виду сокращение количества отчетных показателей и упрощение их структуры.
1.11. В связи с переходом на конкурсное (аукционное) распределение бюджетных средств, направляемых на оплату проектно - изыскательских работ в сфере землеустройства, земельного кадастра и мониторинга земель, не применять с 1 августа 1997 г. при заключении договоров на проведение таких работ за счет бюджетных средств цены и общественно необходимые затраты труда, утвержденные Приказами Роскомзема от 28.12.95 N 70, Госкомзема от 03.03.97 N 15 и от 10.04.97 N 25.
2. Считать целесообразным проведение в сентябре - октябре 1997 г. совместной с Гокомсевером России коллегии по вопросам земельных отношений в районах Севера и приравненных к ним территориях.
Председателям соответствующих комитетов по земельным ресурсам и землеустройству субъектов Российской Федерации и городов в срок до 25.08.97 представить первому заместителю председателя Госкомзема России Н.В. Комову предложения по повестке коллегии, проекту решения и иные необходимые документы и материалы.
Н.В. Комову обеспечить обобщение полученной информации в срок до 08.09.97 представить на утверждение согласованные с Госкомсевером России материалы, необходимые для проведения коллегии.
3. Довести настоящий Приказ до комитетов по земельным ресурсам и землеустройству субъектов Российской Федерации и городов - центров субъектов Российской Федерации, а председателям данных комитетов - до комитетов городов и районов.
4. Контроль за исполнением настоящего Приказа оставляю за собой.
Председатель Комитета
И.А.ЮЖАНОВ



Приложение 1
к Приказу Госкомзема РФ
от 9 июля 1997 г. N 48
На состоявшемся 3 июля 1997 г. заседании Правительства Российской Федерации, посвященном ходу земельной реформы и мерам по усилению государственного контроля за эффективным использованием земель, было отмечено, что в результате проводимой земельной реформы в основном решена задача перераспределения земель сельскохозяйственного назначения с целью обеспечения условий для равноправного развития всех форм хозяйствования.
Вместе с тем, состояние земельных отношений в России еще отстает от требований рыночных преобразований. Особенно это касается земель городов и других населенных пунктов.
Правительством России были приняты следующие решения.
1. Одобрить основные положения доклада председателя Государственного комитета Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству И.А. Южанова по вопросу реформирования земельных отношений.
2. Госкомзему России (И.А. Южанову), Минэкономики России (И.В. Старикову) совместно с Госкомимуществом России, Госстроем России, Минсельхозпродом России и с участием других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти представить в 2-месячный срок в Правительство Российской Федерации в установленном порядке проект концепции развития земельной реформы в Российской Федерации.
3. Минэкономики России (И.В. Старикову), Минфину России (А.Л. Кудрину), Минсельхозпроду России (В.Н. Щербаку) совместно с Госкомземом России, Госналогслужбой России внести в установленном порядке предложения по:
уточнению порядка оформления операций с земельными долями и имущественными паями при реорганизации сельскохозяйственных предприятий;
изменению размера налога на землю с целью установления экономически обоснованного соотношения его с арендной платой;
совершенствованию порядка перечисления средств от платы за землю в бюджеты всех уровней.
4. Госкомзему России (И.А. Южанову), Минэкономики России (И.В. Старикову), Госкомимуществу России (В.М. Шупыро), Госстрою России (Е.В. Басину):
внести в 2-месячный срок в Правительство Российской Федерации проект федерального закона, определяющего порядок отнесения земель к федеральной собственности и управления федеральными землями;
завершить разработку и представить в 3-недельный срок в Правительство Российской Федерации в установленном порядке проекты Указов Президента Российской Федерации "О мерах по повышению эффективности государственного контроля за использованием и охраной земель", "О гражданском обороте земель городов и других поселений" и "О дальнейшем развитии положений Указа Президента Российской Федерации от 7 марта 1996 г. N 337 "О реализации конституционных прав граждан на землю", а также проекты Постановлений Правительства Российской Федерации о государственном земельном кадастре и об установлении границ и размеров участков, передаваемых в собственность домовладельцев в кондоминиумах.
5. Принять предложения Госкомзема России (И.А. Южанова) об улучшении координации работы министерств и ведомств по развитию инфраструктуры рынка недвижимости.
Госкомзему России (И.А. Южанову), Госкомимуществу России (В.М. Шупыро) совместно с Госстроем России, Минюстом России, Госналогслужбой России подготовить и представить в Правительство Российской Федерации предложения:
о развитии рынка недвижимости;
о создании единой информационной системы по недвижимости, основанной на земельном кадастре;
о создании единой системы регистрации прав на недвижимое имущество.
А.Р. Коху предварительно рассмотреть представленные предложения.
6. Госкомзему России (И.А. Южанову), Госналогслужбе России (А.П. Починку) и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации по итогам анализа сбора земельных платежей принять меры к полному охвату платежами территорий, подлежащих налогообложению или взиманию арендной платы. По результатам работы за 1997 год доложить в I квартале 1998 года Правительству Российской Федерации.
7. Минфину России (А.Л. Кудрину) рассмотреть постановленный на заседании И.А. Южановым вопрос о финансировании кадастровых и землеустроительных работ из средств федерального бюджета.
8. Поддержать предложение Госкомзема России (И.А. Южанова) о введении платных услуг за предоставление юридическим лицам и гражданам земельно-кадастровой информации и других материалов, связанных с оформлением их прав на землю.
Минфину России (А.Л. Кудрину) и Госкомзему России (И.А. Южанову) внести в Правительство Российской Федерации проекты соответствующих решений по данному вопросу.



Приложение 3
к Приказу Госкомзема РФ
от 9 июля 1997 г. N 48
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
РАЗВИТИЯ ЗЕМЕЛЬНОЙ РЕФОРМЫ В РОССИИ
(Тезисы доклада к заседанию Правительства РФ)
1. Ситуация к июлю 1997 г.
Положение в сфере земельных отношений к середине 1997 г. характеризуется рядом серьезных негативных моментов, среди которых наибольшее значение имеют следующие:
1.1. Кризис земельного законодательства (оно неполно, бессистемно, политизировано; идет регионализация земельного законодательства; отдельные его элементы включены в иное отраслевое законодательство (лесное, водное, природоохранное и т.п.).
1.2. Зачаточный характер земельной реформы в городах; аграрная ориентация земельных преобразований.
1.3. Разделение недвижимости по видам (земля, здания и помещения, квартиры), сегментация рынка недвижимости, невозможность использования ее инвестиционного потенциала.
1.4. Отсутствие общероссийской инфраструктуры рынка земли и недвижимости. Отставание рынка недвижимости от потребностей реальной экономики.
1.5. Неразработанность экономических основ земельных преобразований.
1.6. Ведомоственность; дублирование и пересечение функций министерств и ведомств.
1.7. Хроническое бюджетное недофинансирование земельных преобразований на всех уровнях при отсутствии легального самофинансирования. Отток квалифицированных кадров.
Вывод: предкризисная ситуация в развитии рынка недвижимости, сопровождающаяся кризисом отрасли.
2. Причины такого состояния
2.1. Недооценка содержания, сложности и масштабов земельных преобразований в ходе проведения экономических реформ.
2.2. Политизированность земельного вопроса.
2.3. Ошибка целеполагания: изначальное понимание земельной реформы как части реформы аграрной в индустриальной стране с преобладанием городского населения.
2.4. Пассивность федеральной власти и прежде всего - Роскомзема. Отсутствие идеологического и организационно - методического центра земельной реформы.
2.5. Отсутствие четких концепций, программ и планов создания рынка недвижимости.
2.6. Проблемы с финансированием (недостаточность и неэффективное использование).
Вывод: для устранения такого комплекса причин необходимы активные действия Правительства в целом.
3. Основная задача
Задачей Правительства РФ сегодня является:
объявить о завершении первого этапа земельной реформы, связанного с достижением основных политических целей (ликвидацией монополии государственной собственности на землю, введением платности землепользования), и приступить ко второму этапу - реализации экономического потенциала земли и недвижимости.
Для этого следует разработать и утвердить концепцию развития рынка недвижимости в РФ, включающую в себя программу действий в сфере земельных отношений.
4. Цели, которые необходимо при этом достичь:
4.1. Осуществить формирование (инвентаризацию) объектов недвижимости, в т.ч. находящихся в государственной и муниципальной собственности.
4.2. Обеспечить рост прямых и косвенных доходов от недвижимости.
4.3. Вовлечь максимальное количество объектов недвижимости (и прежде всего земельных участков) в гражданской оборот с целью их приобретения эффективными собственникам и повышения инвестиционного потенциала недвижимости.
4.4. Гарантировать права на землю и иную недвижимость, минимизировать криминализацию рынка недвижимости.
4.5. Создать информационную базу, обеспечивающую рынок недвижимости и эффективное управлению ею.
5. Предложения Госкомзема по решению задачи с учетом достижения целей
Необходимо в кратчайшие сроки осуществить следующие мероприятия.
1. Разработать программу законодательно-нормотворческой деятельности.
Невозможность принятия реакционного Земельного кодекса приводит к необходимости принятия системы частных законов (10 - 12 шт.) с их последующей кодификацией, а также добиться введения 17 главы ГК РФ через Конституционный Суд.
2. Ликвидировать первоочередные "белые пятна" в законодательстве:
прежде всего, земельная реформа в городах - основа экономического роста (2,2% территории дают 80% земельных платежей). Подготовлены Указ Президента РФ об обороте земель в городах и Постановление Правительства РФ о границах земельных участков в кондоминиумах;
защита прав собственников долей в сельской местности (противодействие скрытой коллективизации в виде понуждения крестьян вносить свои земельные доли в уставные капиталы сельхозпредприятий). Подготовлен Указ Президента РФ;
разграничение

УКАЗ Президента РФ от 14.05.2001 n 533 ОБ УЧРЕЖДЕНИИ ГЕРАЛЬДИЧЕСКОГО ЗНАКА-ЭМБЛЕМЫ И ФЛАГА ОРГАНОВ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ФЕЛЬДЪЕГЕРСКОЙ СВЯЗИ  »
Постановления и Указы »
Читайте также