ИНСТРУКЦИЯ ПО ПРОВЕДЕНИЮ РЕВИЗИЙ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ УИС МИНЮСТА РОССИИ (утв. Минюстом РФ)


МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ИНСТРУКЦИЯ
ПО ПРОВЕДЕНИЮ РЕВИЗИЙ
ФИНАНСОВО - ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
НАУЧНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
УЧРЕЖДЕНИЙ УИС МИНЮСТА РОССИИ
1. Организационно - правовая деятельность
образовательных учреждений
1. Проверяется: а) наличие устава у образовательного учреждения и полнота отражения в нем обязательных положений, определенных в Законе Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании"; б) наличие заключения экспертной комиссии; в) наличие лицензии (разрешения), дающей право на ведение образовательной и других видов деятельности, по которым необходимо получение лицензии (письмо ВАС РФ от 19 января 1993 г. N С-13/ОП-19ВЯ-21); г) наличие аттестации у образовательного учреждения; д) наличие свидетельства о государственной аккредитации образовательного учреждения, подтверждающего его государственный статус, дающего право на выдачу выпускникам документов государственного образца о соответствующем уровне образования.
2. Проверка организации работы административно - управленческого аппарата, профессорско - преподавательского состава. Общая характеристика образовательного (научно - исследовательского) учреждения. Состояние контроля за выполнением приказов и директив Министра юстиции Российской Федерации, заместителя Министра юстиции Российской Федерации и указаний начальника ГУИН Министерства юстиции Российской Федерации по вопросам организации работы административно - управленческого и профессорско - преподавательского состава. Проверка выполнения штатным профессорско - преподавательским составом учебной нагрузки.
3. Изучение, обобщение и распространение передового опыта деятельности образовательных учреждений уголовно - исполнительной системы Минюста России. Принимаемые меры по совершенствованию учета и отчетности. Проводимые мероприятия по автоматизации бухгалтерского учета. Организация учета, хранения документов и делопроизводства. Своевременность доведения руководящих документов до подчиненных учреждений. Организация и проведение мероприятий по повышению служебной квалификации со специалистами. Влияние учебных мероприятий на улучшение служебной деятельности. Состояние работы с поступающими письмами, жалобами и заявлениями: своевременность учета и принятия решений. Причины возникновения жалоб и меры по их предупреждению. Организация взаимодействия с местными органами власти и практическими органами УИС по вопросам финансово - хозяйственной деятельности и обеспечения учебного процесса (учебной и преддипломной практики курсантов и слушателей). Наличие и фактическое выполнение должностными лицами своих функциональных обязанностей. Проводимая работа по рассмотрению вопросов финансово - хозяйственной деятельности на заседании коллегий и оперативных совещаниях, организация планирования этой работы.
4. Состояние научно - исследовательской и опытно - конструкторской работы (НИОКР) учреждения (ее фундаментальное и практическое направление), ее оценка с точки зрения специализированной направленности УИС Минюста России. Соблюдение порядка проведения и приемки НИОКР. Наличие исходных документов на проведение НИОКР, включенных в годовые планы: техническое задание (договор), программа исследования, план - проспект рукописи, которые определяют цель, содержание и порядок проведения НИОКР. Проверка соблюдения порядка и правомерности приемки НИОКР. В ходе ревизии особое внимание следует обратить на то, что внедрение результатов НИОКР в практику и учебный процесс является задачей всех подразделений УИС Минюста России, научно - исследовательских учреждений и высших учебных заведений.
5. Штатно - финансовая дисциплина. Выполнение приказов и директив Министра юстиции Российской Федерации, заместителя Министра юстиции Российской Федерации и указаний начальника ГУИН Минюста России по вопросам штатно - финансовой дисциплины. Регистрация штатного расписания, соблюдение штатной дисциплины. Расчет штатной численности ППС. Укомплектованность образовательного учреждения сотрудниками и работниками, соответствие их занимаемым должностям. Укомплектованность образовательного учреждения переменным составом (курсантами, слушателями, адъюнктами и докторантами). Законность доплат за совмещение, замещение и совместительство. Функциональные обязанности специалистов и своевременность их обновления. Составление ежемесячных планов работы.
2. Использование бюджетных ассигнований
6. Наличие, обоснованность и исполнение смет на содержание образовательного учреждения. Проверка использования образовательным (научно - исследовательским) учреждением УИС Минюста России бюджетных средств, прошедших через лицевые счета, открытые в органах федерального казначейства Российской Федерации (Приказ Минфина РФ от 30 декабря 1999 г. N 106н). Сверка объемов финансирования, кассовых и фактических расходов, отраженных в формах 301 и 294, в журнале - ордере N 8 (мемориальные ордера 2 и 3 ф. 381) с отчетом об исполнении сметы расходов федерального бюджета ф. N 2. Проверка денежных обязательств (заключение договоров (соглашений, контрактов) на выполнение работ (оказание услуг, приобретение имущества) в пределах доведенных до получателей бюджетных средств (лимитов). Достоверность и законность операций, связанных с образованием дебиторской и кредиторской задолженности, реальность дебиторской задолженности, своевременность взыскания дебиторской и погашения кредиторской задолженности.
7. Проверка дополнительных источников бюджетного финансирования на расходы образовательного учреждения (доходы от сдачи в аренду федерального недвижимого имущества и др.). Наличие утвержденных вышестоящим органом смет доходов и расходов по дополнительным источникам финансирования. Наличие случаев использования выделенных ассигнований не по назначению. Верно ли возмещаются расходы на содержание арендуемых помещений (электроэнергия, теплоэнергия и водоснабжение) и затраты по содержанию административно - управленческого персонала. Правильность определения суммы годовой арендной платы за арендуемое имущество. Какие санкции применялись к арендаторам, не выполняющим условия договоров аренды. Имеют ли место факты сдачи недвижимости в субаренду.
8. Не допускаются ли излишества в расходовании средств на приобретение мебели, хозяйственного инвентаря, канцелярских принадлежностей. Законность расходования средств на проведение различных юбилеев и праздников, наличие утвержденной сметы на эти мероприятия. Не допускаются ли случаи незаконного расходования средств на устройство вечеров и банкетов, излишеств при проведении совещаний, конференций и других мероприятий. Осуществляется ли контроль за расходованием средств на междугородные телефонные переговоры, нет ли случаев длительных и не связанных со службой переговоров, а также телефонных переговоров с городами, с которыми имеется связь по арендованным каналам. Правильность расходования средств и списания материалов на капитальный и текущий ремонт зданий и сооружений, объемы выполненных работ по отдельным объектам. Соблюдение установленных норм и тарифов при оплате за коммунальные услуги - освещение, отопление, водоснабжение, за аренду помещений и другие. Обоснованность льготных компенсационных выплат, в том числе на кооперативное и индивидуальное жилищное строительство, за телефон, путевки, детский сад и т.д. Состояние учета, реализации путевок и полноты поступления денег от сотрудников и работников подразделения за выданные путевки в санатории и дома отдыха.
9. Целевое использование бюджетных средств. Случаи, однозначно квалифицируемые как нецелевое использование средств федерального бюджета: направление средств, выделенных из федерального бюджета, на банковские депозиты; приобретение различных активов (валюты, ценных бумаг, иного имущества) с целью их последующей продажи; осуществление взносов в уставный капитал других юридических лиц. Нецелевым использованием также признается расходование средств при отсутствии подтверждающих документов, расходование средств, выделяемых на финансирование государственных учреждений, на цели, хотя и предусмотренные соответствующими сметами, но сверх установленных норм, расходование средств на цели, не предусмотренные сметой государственного учреждения (письмо Минфина РФ от 28 июня 1999 г. N 01-01-10 "Об обзоре практики рассмотрения в судах споров с участием Министерства финансов Российской Федерации по защите интересов казны Российской Федерации и Правительства Российской Федерации за 1998 год"). В учреждениях, предприятиях и организациях УИС, основная деятельность которых финансируется за счет средств федерального бюджета, при анализе нецелевого использования следует руководствоваться указанием ГУИН Минюста России от 1 ноября 2000 г. N 18/54-51.
3. Исполнение сметы доходов и расходов
по внебюджетным средствам
10. В процессе ревизии проверяется наличие и обоснованность смет доходов и расходов по предпринимательской деятельности, Положения об оказании платных образовательных услуг, согласованного с учредителем. Отдельная смета составляется на использование средств, формируемых из прибыли, остающейся после налогообложения. Планирование сметы доходов и расходов, а также ее исполнение осуществляется по предметным статьям экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации. Планирование и исполнение расходов за счет предпринимательской деятельности должно осуществляться с учетом действующих норм и нормативов (норм возмещения командировочных расходов, норм на представительские расходы и т.д.). Возможность оказания платных образовательных услуг должна предусматриваться уставом образовательного учреждения. Осуществляются они за счет внебюджетных средств (средств спонсоров, сторонних организаций или частных лиц, в том числе и родителей) и не могут быть оказаны взамен и в рамках основной образовательной деятельности, финансируемой из бюджета. В противном случае заработанные таким путем средства изымаются учредителем в его бюджет. Оплата за предоставляемые платные дополнительные образовательные услуги должна производиться только через учреждения банков. В соответствии с письмом ВАС РФ от 19 января 1993 г. N С-13/ОП-19ВЯ-2 взаимоотношения предприятий и учебных заведений должны регулироваться договором.
11. В ходе ревизии проверяется соблюдение порядка реинвестирования полученного дохода в данное образовательное учреждение (или) на непосредственные нужды обеспечения, развития и совершенствования образовательного процесса. В соответствии с п. 3 ст. 47 Закона РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" деятельность образовательного учреждения по реализации предусмотренных уставом этого образовательного учреждения производимых продукции, работ и услуг относится к предпринимательской лишь в той части, в которой получаемый от этой деятельности доход не реинвестируется непосредственно в данное образовательное учреждение и (или) на непосредственные нужды обеспечения, развития и совершенствования образовательного процесса (в том числе на заработную плату) в данном образовательном учреждении. Также следует внимательно проверить издательскую деятельность и типографские работы, осуществляемые образовательным учреждением, за счет каких средств произведены затраты (бюджетные или внебюджетные). Не проводилась ли реализация произведенной книгопечатной продукции, механизм поступления денежных средств в кассу учреждения и правильность отражения в учете. Следует проверить калькуляцию выпущенной типографской продукции, не занижены (завышены) ли расценки, правильность исчисления гонорара за изданные (напечатанные) материалы.
12. Особое внимание в ходе ревизии следует обратить на проверку целевых средств образовательного учреждения. Перечень целевых средств на содержание образовательного учреждения отражен в Приказе Минфина РФ от 30 декабря 1999 г. N 107н. В обязательном порядке проверяется наличие и исполнение смет доходов и расходов по целевым средствам. В ходе ревизии проверяется выполнение требований Приказа ГУИН МВД РФ от 11 мая 1998 г. N 38 "Об утверждении Правил приема благотворительных пожертвований". Поступающие пожертвования подлежат учету и регистрации в специальном журнале учета поступлений и пожертвований и немедленно приходуются через склад образовательного учреждения. Не реже одного раза в полугодие комиссионно проводится инвентаризация поступления и распределения пожертвований.
4. Бухучет и отчетность
Знакомство с приказом об учетной политике, принятой в учреждении. Источники финансирования (бюджетные, внебюджетные, целевые). Бухгалтерский баланс, отчет об исполнении сметы расходов, а также другая внешняя отчетность и первичные документы составляются раздельно по каждому бюджетному источнику финансирования. Внешняя отчетность по внебюджетным источникам финансирования (специальным средствам), а также безвозмездно поступившим раздельно по каждому источнику; деятельность по всем источникам финансирования отражается на едином балансе. Учет активов, не принадлежащих учреждению, ведется на отдельном балансе. Для раздельного учета активов и пассивов, сформированных за счет разных источников финансирования, в плане счетов бухгалтерского учета для каждого счета вводится субсчет. Аналитический учет материальных ценностей. Порядок учета средств на текущих счетах. Учет кассовых операций. Командировки и учет расчетов с подотчетными лицами. Учет расчетов с дебиторами и кредиторами. Правильность соблюдения корреспонденции счетов и установленного порядка их закрытия. Проверка проведения ежемесячных сверок остатков материальных ценностей по данным бухгалтерского и складского учета, полноты и своевременности проведения инвентаризаций. Обеспеченность бухгалтерии необходимыми инструкциями, руководящими документами, бланками учетной документации. Соответствие организации и ведения первичного и бухгалтерского учетов действующему Положению о бухгалтерском учете и отчетности, обеспечение своевременного и правильного отражения в учетах произведенных хозяйственных операций и контроля за соблюдением сметно - финансовой дисциплины, достоверность всех статей баланса. Соответствие аналитического учета данным синтетического учета, не допускается ли представление в соответствующие инстанции недостоверных балансов и отчетов, соблюдение сроков их представления. Организация анализа годовой и периодической отчетности, выполнения указаний вышестоящих органов по отчетам и балансам ревизуемого подразделения. Обеспечение сохранности бухгалтерских документов, своевременность сдачи их в архив. Имеется ли приспособленное помещение для хранения бухгалтерских документов, соблюдаются ли все условия отбора, хранения и уничтожения документов.
13. Порядок отражения в учете и отчетности поступления, эксплуатации и выбытия основных средств <*> и МБП. Установить соответствие остатков по синтетическим субсчетам по учету основных средств, отраженных в главной книге (журнале главная), аналогичным данным аналитического учета и бухгалтерского баланса.

<ИНФОРМАЦИЯ> МАП РФ ИЗМЕНЕНИЯ В РЕЕСТРЕ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ, ИМЕЮЩИХ НА РЫНКЕ ОПРЕДЕЛЕННОГО ТОВАРА ДОЛЮ БОЛЕЕ 35 ПРОЦЕНТОВ (МАЙ 2001 Г.)  »
Постановления и Указы »
Читайте также