ПРИКАЗ Минэнерго РФ от 26.04.2001 n 130 О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ВРЕМЕННОЙ МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ УЩЕРБА, ВОЗМОЖНОГО ВСЛЕДСТВИЕ АВАРИИ ГИДРОТЕХНИЧЕСКОГО СООРУЖЕНИЯ (РД 153-34.0-002-01)


МИНИСТЕРСТВО ЭНЕРГЕТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 26 апреля 2001 г. N 130
О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ВРЕМЕННОЙ МЕТОДИКИ
ОЦЕНКИ УЩЕРБА, ВОЗМОЖНОГО ВСЛЕДСТВИЕ АВАРИИ
ГИДРОТЕХНИЧЕСКОГО СООРУЖЕНИЯ
(РД 153-34.0-002-01)
Руководящий документ "Временная методика оценки ущерба, возможного вследствие аварии гидротехнического сооружения" (РД 153-34.0-002-01) разработан ОАО "Научно - исследовательский институт энергетических сооружений", Научно - техническим центром надзора за плотинами и энергосооружениями, ОАО "Всероссийский научно - исследовательский институт гидротехники им. Б.Е. Веденеева", ОАО "Институт "Гидропроект". Документ согласован с МЧС России.
В целях реализации требований Федерального закона "О безопасности гидротехнических сооружений" от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ приказываю:
1. Принять и ввести в действие с 1 мая 2001 г. прилагаемый руководящий документ "Временная методика оценки ущерба, возможного вследствие аварии гидротехнического сооружения" (РД 153-34.0-002-01).
2. Поручить ОАО "Научно - исследовательский институт энергетических сооружений" (по согласованию):
2.1. Оказание организациям и предприятиям топливно - энергетического комплекса методической помощи по внедрению РД 153-34.0-002-01 (тел. 493-35-77).
2.2. Издание и распространение РД 153-34.0-002-01 заинтересованным организациям и предприятиям.
3. Департаменту государственного энергетического надзора и энергосбережения (Варнавскому Б.П.) совместно с Научно - техническим центром надзора за плотинами и энергосооружениями (Радкевичу Д.Б.) обобщить опыт применения РД 153-34.0-002-01 с учетом замечаний и предложений организаций и предприятий топливно - энергетического комплекса и до 31 декабря 2002 г. представить на рассмотрение руководству министерства.
4. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на заместителя Министра Кудрявого В.В.
Первый заместитель Министра
И.А.МАТЛАШОВ



Утверждена
Приказом Минэнерго России
от 26 апреля 2001 г. N 130
Дата введения -
1 мая 2001 года
ВРЕМЕННАЯ МЕТОДИКА
ОЦЕНКИ УЩЕРБА, ВОЗМОЖНОГО ВСЛЕДСТВИЕ АВАРИИ
ГИДРОТЕХНИЧЕСКОГО СООРУЖЕНИЯ
РД 153-34.2-002-01
Предисловие
1. Разработана ОАО "Научно - исследовательский институт энергетических сооружений" (докт. техн. наук Иващенко И.Н. - руководитель темы, докт. техн. наук Прудовский А.М., канд. техн. наук Школьников С.Я.), Научно - техническим центром энергонадзора за плотинами и энергосооружениями (НТЦ энергонадзора) (канд. техн. наук Орлов А.В.), АО "Институт "Гидропроект" (Троицкий А.В., канд. техн. наук Файн И.И.), ОАО "ВНИИГ им. Б.Е. Веденеева" (Никитина Н.Я., канд. техн. наук Сольский С.В., Усманская Л.Б., Фролов А.Н.).
2. Внесена Департаментом государственного энергетического надзора и энергосбережения Минэнерго России и Российским акционерным обществом энергетики и электрификации "ЕЭС России".
3. Принята и введена в действие Приказом Минэнерго России от 26 апреля 2001 г. N 130.
4. Введен впервые.
Введение
"Временная методика оценки ущерба, возможного вследствие аварии гидротехнического сооружения" (далее - Методика) разработана в соответствии с решением совместного заседания НТС РАО "ЕЭС России", Координационного совета по проблеме "Безопасность энергетических сооружений", секции "Единая энергетическая система" Научного совета РАН по проблемам надежности и безопасности больших систем энергетики на тему: "О ходе реализации и научно - техническом обеспечении Федерального закона "О безопасности гидротехнических сооружений" от 14 сентября 1999 г.".
Методика рассмотрена и рекомендована к утверждению решением совместного заседания Координационного совета по отраслевой программе "Безопасность энергетических сооружений" и секции НТС РАО "ЕЭС России" "Правовые и нормативно - технические проблемы безопасности энергетических сооружений" от 26.12.2000.
1. Область применения
1.1. Настоящий руководящий документ (РД) предназначен для применения при проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации объектов топливно - энергетического комплекса Российской Федерации, в состав которых входят водоподпорные гидротехнические сооружения (ГТС).
1.2. РД используется при:
определении величины финансового обеспечения и объемов страхования гражданской ответственности собственников (эксплуатирующих организаций) за вред, причиненный в результате аварии ГТС;
составлении деклараций безопасности;
планировании аварийно - спасательных работ;
обосновании мероприятий, снижающих негативные последствия аварий;
определении сумм, необходимых для возмещения вреда от аварии и ликвидации ее последствий.
1.3. РД предназначен для оценки максимального ущерба, возможного при заданных параметрах волны прорыва.
1.4. В РД рассмотрены 2 методики оценки ущербов:
методика укрупненной оценки ущербов, использующая для стоимостных оценок среднестатистические значения стоимости основных фондов по региону и выделяющая в зоне затопления подзоны, различающиеся по хозяйственному использованию: городскую застройку, сельские населенные пункты, сельхозугодья, лесные массивы и т.д.;
методика детальной оценки ущербов, включающая подробный анализ экономической ситуации на территории, подвергшейся затоплению, на основе экспедиционных исследований или с помощью информации, содержащейся в базе данных геоинформационной системы региона и включающей в себя данные об объектах, в том числе их стоимость (для этого варианта Методики приведены основные положения).
1.5. РД применяется для оценки размера возможного ущерба:
в целом;
отдельных видов ущерба.
1.6. В РД приводятся рекомендации по определению параметров волны прорыва, необходимых для оценки ущерба от гидродинамической аварии, а также справочные макроэкономические данные по регионам России, необходимые для укрупненных оценок ущербов.
1.7. РД не распространяется на сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов (в том числе золошлакоотвалы ТЭС) и другие сооружения, предназначенные для предотвращения вредного воздействия жидких отходов.
2. Нормативные ссылки
РД разработан в соответствии с требованиями Закона РФ "О безопасности гидротехнических сооружений", Гражданского кодекса РФ, Водного кодекса РФ, Земельного кодекса РСФСР.
В РД используются следующие нормативные документы:
Постановление Правительства РФ от 27.11.1995 "Нормативы стоимости освоения новых земель взамен изымаемых сельскохозяйственных угодий для несельскохозяйственных нужд";
Постановление Правительства РФ от 23.02.1994 "О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы";
Постановление Правительства РФ от 23.02.1994 "О порядке выделения средств из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий";
Приказ МПР РФ и Роскомзема от 22.12.1995 N 525/67 "Об утверждении основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы";
распоряжение мэра Москвы от 27.07.2000 "Об утверждении Методики исчисления размера ущерба, вызываемого захламлением, загрязнением и деградацией земель на территории г. Москвы".
3. Термины и определения
Собственник гидротехнического сооружения - орган власти Российской Федерации, физическое или юридическое лицо, имеющее право владения, пользования, распоряжения данным ГТС.
Гидродинамическая авария - авария на гидротехническом сооружении, сопровождающаяся аварийным сбросом воды в нижний бьеф и создающая угрозу возникновения техногенной чрезвычайной ситуации.
Зона катастрофического затопления - территория, в пределах которой происходит затопление потоком воды, образующимся в результате гидродинамической аварии, ограниченная сверху створом гидроузла, а снизу - створом с отметкой затопления, соответствующей паводку обеспеченностью 5%.
Реальный ущерб - утрата или повреждение имущества в части стоимостного выражения полной или частичной потери основных и оборотных производственных фондов, готовой продукции предприятий, жилищного и коммунального хозяйства, затрат на поддержание инфраструктуры, утраты плодородия почв и гибели сельхозпродукции, ущербов лесному и рыбному хозяйствам и т.п.
Экологический ущерб - ущерб, связанный с ухудшением свойств лесных земель, загрязнением реки при авариях на очистных сооружениях и т.п.
Социальный ущерб - прогнозная оценка количества погибших и пострадавших людей от последствий гидродинамической аварии.
Прочие виды реального ущерба - часть реального ущерба, выявить которую на стадии прогноза не представляется возможным.
Основные фонды - средства (капитал), затрачиваемые на здания, сооружения, оборудование, машины, в размере балансовой стоимости.
Оборотные фонды - средства предприятия, используемые для финансирования его хозяйственной деятельности, т.е. сырье, материалы и т.д.
Бьеф (верхний или нижний) - часть водотока, примыкающая к водоподпорному сооружению соответственно выше (ВБ) или ниже (НБ) его по течению.
В РД использованы следующие обозначения:
Иобщ - общий реальный ущерб;
И1 - ущерб основным производственным фондам;
Иоб - ущерб оборотным производственным фондам;
И2 - ущерб готовой продукции предприятий;
И3 - ущерб элементам транспорта и связи;
И4 - ущерб жилому фонду и имуществу граждан;
И5 - расходы на ликвидацию последствий аварии;
И6 - ущербы сельскохозяйственному производству;
И7 - ущерб лесному хозяйству;
И7с - ущерб от потери леса как сырья;
И7э - экологический ущерб от затопления лесов;
И8 - ущерб окружающей среде от сброса опасных веществ в окружающую среду;
И9 - ущерб, вызванный нарушением водоснабжения из-за аварии водозаборных сооружений;
И10 - ущерб объектам водного транспорта;
И11 - ущерб рыбному хозяйству;
И12 - прочие виды реального ущерба.
4. Оценки ущербов
4.1. Оценка параметров волны прорыва, необходимых для оценки ущербов
4.1.1. При определении ущерба от прохождения волны прорыва необходимо оценить зону затопления и гидродинамические параметры потока в нижнем бьефе:
максимальные значения глубины и скорости потока;
время от начала аварии до прихода в данную точку местности прорывной волны;
продолжительность затопления.
Эти данные определяются методами математического моделирования с использованием одномерных [18] или двумерных [7] уравнений Сен - Венана (Приложение 2).
4.1.2. При оценке параметров волны прорыва одномерные уравнения целесообразно использовать в тех случаях, когда поток движется в пределах русла и поймы, не достигая уровня коренного берега. Двумерные уравнения следует использовать в зонах резкого расширения или сужения поймы, при большой извилистости русла, наличии островов, побочней, выступов берега. При этом граничные условия на входе в расчетный фрагмент, для которого необходимо применить двумерные уравнения, могут быть получены с использованием результатов прогноза распространения волны прорыва, выполненного по одномерным уравнениям для более протяженной расчетной области.
4.1.3. Перечень исходных данных для определения возможного ущерба от прохождения волны прорыва существенно зависит от рассматриваемого сценария аварии. Основными сценариями возникновения волны прорыва являются:
4.1.3.1. Постепенное переполнение водохранилища из-за превышения расходом приточности сбросного расхода при исчерпанной регулирующей емкости (например при поступлении в водохранилище нерасчетного паводка, неполном открытии водосбросных отверстий из-за поломок затворов или ошибки персонала и т.д.).
4.1.3.2. Возникновение в водохранилище чрезвычайно больших волн (например, волн вытеснения из-за оползня берега, селевого паводка, волны прорыва из вышележащих водохранилищ, завальных озер или временных водоемов, подпруженных ледниками, волн от крупных взрывов и т.д.).
4.1.3.3. Разрушение напорного фронта гидроузлов без аварийного повышения уровня верхнего бьефа (из-за суффозии основания или тела плотины, подмыва сооружений со стороны нижнего бьефа, раскрытия в теле плотины трещин из-за старения материала плотины или нерасчетных сейсмических воздействий, нерасчетных воздействий другой природы: взрывов, ударов судов, падений самолетов, и по другим причинам).
Примечание. При возникновении аварии, соответствующей сценариям 4.1.3.1 или 4.1.3.2, гидроузел может остаться неразрушенным, хотя поступившие в нижний бьеф водные массы все равно могут явиться причиной катастрофического затопления. При плавном переполнении верхнего бьефа, не сопровождающемся прорывом напорного фронта, в нижнем бьефе возникнет экстремальный паводок, но он является паводком "обычного типа" и в данной Методике не рассматривается. При волновом перехлесте через плотину явление становится аналогичным волне прорыва и рассматривается в Методике как одна из возможных ситуаций.
4.1.4. Для оценки гидрографа излива необходимо провести расчет уровенного режима верхнего бьефа. Расчет, как правило, проводится при укрупненной оценке - при помощи балансовой (0-мерной) модели верхнего бьефа или одномерных уравнений Сен - Венана, при детальной оценке ущерба - при помощи двумерных уравнений Сен - Венана.
4.1.5. Результаты численных экспериментов по распространению волны прорыва ниже гидроузла следует нанести на топографическую карту, вплоть до створа, в котором максимальный за время наводнения расход не превосходит расход обеспеченностью 5%. На карту должны быть нанесены граница области затопления, а также изолинии четырех характеристик прорывного паводка, используемых при определении ущерба: максимальных глубины и скорости за время аварии, времени затопления местности после начала аварии и продолжительности затопления.
4.1.6. Результаты численных экспериментов, моделирующих излив воды из верхнего бьефа, следует представлять в виде графика изменения уровня ВБ во времени в ходе аварии.
4.2. Укрупненная оценка ущербов, вызываемых авариями гидротехнических сооружений
Оценка ущербов базируется на использовании данных о параметрах гидродинамической аварии и данных макроэкономического развития региона, в котором располагается подпорное гидротехническое сооружение.
В качестве исходной информации для проведения расчетов ущербов используются следующие результаты расчета параметров последствий гидродинамической аварии:
А. Ниже гидроузла:
общая площадь зоны катастрофического затопления с нанесением ее границ на планшеты государственной топосъемки масштаба 1:25000 или 1:10000;
по характерным створам (не

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Госгортехнадзора РФ от 26.04.2001 n 15 ОБ ОТМЕНЕ НОРМАТИВНО - ПРАВОВОГО АКТА ГОСГОРТЕХНАДЗОРА РОССИИ  »
Постановления и Указы »
Читайте также