ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ТАРИФНОЕ СОГЛАШЕНИЕ ДЛЯ ЧЛЕНОВ ЛЕТНЫХ ЭКИПАЖЕЙ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2001 - 2002 ГОДЫ (Заключено 30.01.2001) (Зарегистрировано Минтрудом РФ 16.04.2001 n 2877-КЛ)


ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ТАРИФНОЕ СОГЛАШЕНИЕ
от 30 января 2001 года
ДЛЯ ЧЛЕНОВ ЛЕТНЫХ ЭКИПАЖЕЙ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ
ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НА 2001 - 2002 ГОДЫ
Настоящее Профессиональное тарифное соглашение (далее - Соглашение) заключено в целях обеспечения безопасности полетов, удовлетворения потребностей экономики государства и граждан в авиаперевозках, повышения уровня социальной защищенности членов летных экипажей воздушных судов (далее - ВС) и регулирования вопросов занятости на основе социального партнерства и взаимодействия сторон трудовых отношений и их представителей на основании:
Конституции Российской Федерации, Кодекса законов о труде Российской Федерации, Воздушного кодекса Российской Федерации, Закона Российской Федерации от 11 марта 1992 г. N 2490-1 "О коллективных договорах и соглашениях" (в редакции Федеральных законов от 24 ноября 1995 г. N 176-ФЗ, от 1 мая 1999 г. N 93-ФЗ), Закона Российской Федерации от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2000 - 2001 годы от 16 декабря 1999 года, действующего Отраслевого тарифного соглашения в гражданской авиации России (далее - ОТС), "Санитарно - гигиенической характеристики вредности, опасности, напряженности, тяжести труда членов экипажей воздушных судов гражданской авиации России", утвержденной Минздравом РФ 13 октября 1997 г. (далее - Санитарно - гигиеническая характеристика), Постановления Министерства труда и социального развития РФ от 12 июля 1999 г. N 22 "Об установлении продолжительности рабочей недели членам экипажей воздушных судов гражданской авиации" (далее - Постановление Минтруда РФ N 22) и иных действующих нормативных правовых актов.
1. Общие положения
1.1. Соглашение устанавливает принципы регулирования социально - трудовых отношений, норм оплаты и другие условия труда, а также социальные гарантии и льготы членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации (далее - работники) организаций гражданской авиации России (далее - организации ГА), раскрывает соответствующие разделы ОТС, относящиеся к специфике данной группы профессий. По заключению Минтруда РФ от 16.04.2001 N 2877-КЛ абзац второй пункта 1.1 противоречит статье 23 Закона Российской Федерации от 11.03.1992 N 2490-1 "О коллективных договорах и соглашениях". Соглашение является неотъемлемой частью ОТС, основанием для заключения коллективных (трудовых) договоров, внесения изменений в действующие договоры и не ограничивает права организаций ГА в установлении дополнительных социальных гарантий и льгот.
1.2. Соглашение разработано и заключено равноправными сторонами на основе соблюдения Конституции РФ и законодательства Российской Федерации, полномочности представителей сторон, свободы выбора, обсуждения и решения вопросов, составляющих его содержание, реальности обеспечения принятых на себя обязательств.
1.3. Участники, подписавшие настоящее Соглашение, в случае запроса со стороны организаций ГА или профсоюзных органов обязаны в месячный срок давать совместные разъяснения по вопросам применения настоящего Соглашения и толкование его содержания. Разъяснения по вопросам применения настоящего Соглашения, даваемые в одностороннем порядке представителями работодателей или профсоюзов, не имеют юридической силы.
1.4. Стороны вправе привлекать специалистов из числа работников организаций ГА и профсоюзов, а также работников других ведомств в качестве экспертов для работы по разработке и заключению Соглашения, контроля за его выполнением. В этом случае оплата труда и расходы, связанные с командировкой, производятся в порядке, установленном законодательством РФ.
1.5. Ранее принятые приказы, указания, распоряжения и разъяснения МГА СССР, ДВТ Минтранса России, ФАС России, ФСВТ России и ГС ГА Минтранса России по вопросам, составляющим предмет настоящего Соглашения, не являются основанием для неисполнения положений настоящего Соглашения.
1.6. Работодатели и работники вправе, в рамках законодательства РФ, принимать иные согласованные решения, чем предусмотрены настоящим Соглашением, исходя из финансовых возможностей организаций ГА. При этом стороны направляют в отраслевую комиссию совместное решение.
2. Участники Соглашения
2.1. Участниками настоящего Соглашения от стороны работников организаций ГА являются их представители (далее - профсоюзы):
- Профсоюз летного состава России (ПЛС России) в лице Президиума ПЛС России в соответствии со своим уставом;
- Ассоциация летного состава России (АЛС России) в лице Президиума АЛС России в соответствии со своим уставом;
- Общероссийский профсоюз авиационных работников (ОПАР) в лице Центрального Комитета ОПАР в соответствии со своим уставом.
2.2. Участником настоящего Соглашения от стороны работодателей организаций ГА (далее - работодатели) является их представитель:
- Международная ассоциация руководителей авиапредприятий (МАРАП) в лице Совета МАРАП в соответствии со своим уставом и полученными полномочиями.
3. Срок действия Соглашения
3.1. Соглашение вступает в силу с момента подписания и действует по 31 декабря 2002 года. Участники не позднее чем за три месяца до окончания срока его действия должны принять решение о заключении нового Соглашения или о пролонгации действующего.
3.2. Стороны, заключившие настоящее Соглашение, не вправе в течение установленного срока его действия в одностороннем порядке прекращать выполнение принятых на себя обязательств. По заключению Минтруда РФ от 16.04.2001 N 2877-КЛ пункт 3.3 противоречит статье 4 Закона Российской Федерации от 11.03.1992 N 2490-1 "О коллективных договорах и соглашениях". 3.3. Соглашение сохраняет свое действие в полном объеме для организаций ГА и в случае изменения их формы собственности или организационно - правового статуса в соответствии с действующим законодательством РФ.
4. Сфера действия Соглашения
4.1. Соглашение распространяется на работников и работодателей организаций ГА (независимо от форм собственности и организационно - правовых форм), от имени которых заключено Соглашение, на работников и работодателей, присоединившихся к Соглашению после его заключения, а также на выборных и штатных работников профсоюзных органов летного состава всех уровней - участников Соглашения. Условия применения Соглашения в бюджетной сфере гражданской авиации приведены в Приложении N 1.
5. Основные особенности труда
5.1. Работодатель и работники признают необходимым ввести в действие в гражданской авиации России "Положение о рабочем времени и времени отдыха членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации России".
5.2. По условиям трудовой деятельности работа членов экипажей ВС ГА признана: вредной, опасной, напряженной, тяжелой.
По характеру трудовой деятельности - работой, имеющей особый характер.
Трудовая деятельность членов экипажей ВС ГА проходит в несвойственной человеку трехмерной среде с определением положения в пространстве с помощью специальных технических устройств и имеет совокупность вредных, опасных, напряженных, тяжелых условий труда.
Особый характер труда характеризуется темпом работы в условиях жесткого дефицита времени с выполнением в единицу времени многократных разнообразных действий строгой последовательности, повышенной точности; невозможностью остановить и замедлить происходящий процесс, отклонения от которых, в определенных условиях, приводят к катастрофическим последствиям не только для людей, управляющих процессом, но и для других лиц.
6. Оплата труда
6.1. Положения, изложенные в настоящем разделе Соглашения, устанавливают социально минимальные гарантии оплаты труда работников и служат основой для разработки коллективных договоров в организациях ГА.
6.2. Устанавливаются минимальные отраслевые гарантии оплаты труда работников в размере утвержденного в Российской Федерации минимального размера оплаты труда (МРОТ), увеличенного в интервале 2,0 - 4,5 раза для первого разряда тарифной сетки (Ко - отраслевой коэффициент, установленный в организации ГА). Конкретные размеры оплаты труда устанавливаются непосредственно в организациях ГА в зависимости от финансового состояния, но не ниже фактически достигнутого уровня на момент подписания коллективного (трудового) договора (контракта) или того соглашения (ОТС, ПТС), которое обеспечивает работникам наиболее благоприятные условия (в соответствии со ст. ст. 3, 22 Федерального закона "О коллективных договорах и соглашениях").
Работодатель обязуется осуществлять индексацию заработной платы в соответствии с изменением минимального размера оплаты труда в Российской Федерации. Порядок индексации определяется в коллективном договоре организации ГА, соглашении.
При увеличении должностного оклада в связи с изменением отраслевого коэффициента, установленного в организации ГА, средний заработок работника увеличивается в соответствующей пропорции.
6.3. Минимальные тарифные ставки (должностные оклады) профессионально - квалификационных групп работников определяются в соответствии с тарифной сеткой коэффициентов (Приложение N 2).
Расчет минимальной тарифной ставки, должностного оклада (ДО) производится по формуле:
ДО = МРОТ РФ x Ко x Кт,
где:
Ко - отраслевой коэффициент, установленный в организации ГА;
Кт - коэффициент тарифной сетки.
Перечень должностей работников, отнесенных к разрядам по оплате труда, приведен в Приложении N 3.
6.4. Минимальные расчетные ставки (часовые, покилометровые, порейсовые, погектарные и др.) по группам сложности для оплаты труда работников устанавливаются организацией ГА самостоятельно по согласованию с соответствующими профсоюзными организациями и закрепляются в коллективном договоре (Приложение N 4). Основанием для распределения полетов по группам сложности является указание МГА СССР от 27 ноября 1985 г. N 829/У-1.
Минимальные размеры часовых расчетных ставок, покилометровых, порейсовых, погектарных и иных применяемых в организациях ГА расценок на выполнение летной работы в зависимости от типа ВС и расценок на выполнение аэрофотосъемочных работ, действующих для оплаты труда командира ВС (Приложение N 4), увеличиваются пропорционально росту минимальной заработной платы в Российской Федерации.
6.5. За работу во вредных, опасных, тяжелых, напряженных условиях труда, имеющих особый характер, устанавливается доплата к должностному окладу и сдельной части оплаты труда в размере не менее 24%. Доплата за вредные условия труда к должностным окладам производится пропорционально фактически отработанному времени.
6.6. Работнику устанавливается доплата к должностному окладу за класс квалификации:
- за 1 класс - 40%;
- за 2 класс - 20%.
6.7. Работнику устанавливается доплата к должностному окладу за выслугу лет в ГА в размере:
- от 3 лет до 5 лет - 5%;
- от 5 лет до 10 лет - 10%;
- от 10 лет до 15 лет - 15%;
- свыше 15 лет - 20%,
но не ниже достигнутых уровней выплат за выслугу лет в организации ГА.
6.8. Работникам, прошедшим специальную подготовку на английском языке по программе "Радиотелефонная связь земля - воздух", устанавливается доплата к должностному окладу в размере не менее 10%, а выполняющим полеты на самолетах иностранного производства - 20%.
6.9. Работникам, прошедшим подготовку по 2-3-х годичной программе общеязыковой подготовки, устанавливается доплата к должностному окладу в размере не менее 20%.
6.10. Работникам устанавливается доплата к должностному окладу в размере:
- 10% - за допуск по минимуму I-й категории;
- 20% - за допуск по минимуму II-й категории;
- 30% - за допуск по минимуму III-й категории.
6.11. За совмещение должностных обязанностей работникам устанавливается (на период совмещения) доплата к должностному окладу и оплате полетного времени в размере не менее 50% оклада высвободившегося работника.
При совмещении обязанностей одного специалиста одновременно несколькими работниками указанная доплата распределяется пропорционально количеству совместителей.
6.12. Доплату за длительность полетов производить из расчета часовой ставки полетного времени, умноженной на следующие коэффициенты:
- от 7 часов до 10 часов - от 1,0 до 3,0;
- свыше 10 часов - от 2,0 до 4,0.
6.13. За время работы в период биологической ночи (с 22:00 до 06:00 часов) работникам производится доплата к должностному окладу и оплате полетного времени в размере не менее 40%.
6.14. За время работы в праздничные дни работнику производится доплата к должностному окладу и оплате полетного времени в размере не менее 100%, либо предоставляется дополнительный день отдыха.
6.15. За полет в качестве служебного пассажира по распоряжению работодателя гарантируется оплата в размере не менее 50% оплаты полетного времени.
6.16. При полетах в аэродромных условиях по программе "Полеты в особых условиях" часовая оплата полетного времени производится с коэффициентом 4,0.
6.17. Каждый час аэродромных полетов (тренировка, облет) оплачивается с коэффициентом 2,0 (кроме тренируемых работников).
6.18. При перегонке ВС с одним отказавшим двигателем часовая оплата работникам производится с коэффициентом не менее 10.
6.19. При посадках на горные аэродромы (в соответствии с утвержденным Перечнем), работникам производится доплата в размере одной часовой ставки за каждую посадку.
6.20. За освоение новой авиационной техники выплачиваются (в течение первого года освоения) надбавки в размере 10% от должностного оклада и оплаты за налет часов.
6.21. Оплата суточных при кратковременной командировке за пределы Российской Федерации определяется в соответствии с Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 1 декабря 1993 г. N 1261 "О размере и порядке выплаты суточных при краткосрочных командировках на территории иностранных государств" (с изменениями на 25 марта 1998 года) и распоряжением Совета Министров - Правительства РФ от 1 ноября 1993 г. N 1944-р "О выплате иностранной валюты личному составу экипажей российских самолетов, выполняющих международные рейсы".
6.22. Работникам при отсутствии налета часов гарантируется оплата полетного времени в размере не менее 25% от месячной нормы полетного времени.
При выполнении служебных обязанностей в течение неполного календарного месяца гарантированная оплата полетного времени производится пропорционально количеству отработанных дней (смен).
6.23. Членам экипажа, отстраненным от выполнения летной работы в связи с авиационным происшествием или инцидентом, сохраняется должностной оклад и надбавка за класс квалификации до заключения

ПРИКАЗ Минфина РФ от 16.04.2001 n 104 О ПРИОСТАНОВЛЕНИИ И ВОЗОБНОВЛЕНИИ ДЕЙСТВИЯ ЛИЦЕНЗИЙ НА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ СТРАХОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ВЫДАННЫХ СТРАХОВЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ  »
Постановления и Указы »
Читайте также