ОТРАСЛЕВОЕ ТАРИФНОЕ СОГЛАШЕНИЕ В ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ РОССИИ НА 1999 - 2000 ГОДЫ (Заключено 25.12.1998) (Зарегистрировано Минтрудом РФ 25.03.1999 n 1909-ММ)


ОТРАСЛЕВОЕ ТАРИФНОЕ СОГЛАШЕНИЕ
от 25 декабря 1998 года
В ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ РОССИИ НА 1999 - 2000 ГОДЫ
1. Общие положения
1.1. Настоящее Отраслевое тарифное соглашение <*> заключено на основании Закона Российской Федерации "О коллективных договорах и соглашениях" в редакции от 24 ноября 1995 г. N 176-ФЗ, Федерального закона Российской Федерации "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ и в соответствии с Генеральным соглашением между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 1998 - 1999 годы от 26 января 1998 года в целях стабильной работы гражданской авиации, удовлетворения потребностей экономики государства и граждан в авиаперевозках, безопасности полетов, сохранения уровня социальной защищенности работников отрасли и регулирования вопросов занятости на основе социального партнерства и взаимодействия сторон трудовых отношений и их представителей.
--------------------------------
<*> Далее по тексту - Соглашение.
1.2. Соглашение является правовым актом, регулирующим социально - трудовые отношения между работодателями и работниками на уровне отрасли, и обязательно для работодателей и работников, на которых оно распространяется.
1.3. Соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально - трудовых отношений, минимальные нормы оплаты труда, соотношения уровней заработной платы по профессиональным категориям работников и другие условия труда, а также социальные гарантии и льготы для работников гражданской авиации и является основой для заключения профессиональных тарифных соглашений, региональных соглашений, коллективных договоров и трудовых договоров (контрактов). Соглашение не ограничивает права организаций в установлении иных социальных гарантий и льгот.
1.4. Соглашение разработано и заключено равноправными сторонами на основе соблюдения Конституции Российской Федерации и законодательства РФ, полномочности представителей сторон, свободы выбора, обсуждения и решения вопросов, составляющих его содержание, реальности обеспечения принятых на себя обязательств.
1.5. Работодатели и представители работников (профсоюзы) вправе, в рамках законодательства РФ, принимать иные согласованные решения, чем предусмотрены настоящим Соглашением, исходя из финансовых возможностей организации (за исключением пункта 5.1, абзац 1). При этом стороны направляют в отраслевую комиссию совместное решение (состав комиссии - приложение N 4) <*>.
--------------------------------
<*> Не приводится.
1.6. Участники, подписавшие настоящее Соглашение, в случае запроса обязаны в месячный срок давать совместное толкование положений Соглашения и разъяснения по вопросам его применения. Разъяснения по вопросам применения настоящего Соглашения, даваемые в одностороннем порядке работодателями или профсоюзами, не имеют юридической силы.
Работодатели и работники / профсоюзные организации направляют запросы в адрес соответствующих представителей - участников Соглашения (юридические адреса - приложение N 5) <*>.
--------------------------------
<*> Не приводится.
1.7. Участники Соглашения вправе привлекать специалистов из числа работников предприятий воздушного транспорта и профсоюзов, а также работников других ведомств в качестве экспертов для работы по разработке и заключению Отраслевого тарифного соглашения и контроля за его выполнением. В этом случае оплата труда и командировочные расходы, связанные с командировкой, производятся в порядке, установленном законодательством РФ.
1.8. Ранее принятые приказы, указания, распоряжения и разъяснения МГА, ДВТ и ФАС России по вопросам, являющимся предметом настоящего Соглашения, не являются основанием для невыполнения положений настоящего Соглашения.
1.9. Абзацы пунктов настоящего Соглашения, помеченные знаком (+), действуют до заключения соответствующих профессиональных соглашений.
2. Участники Соглашения
2.1. Участниками настоящего Соглашения от стороны работников гражданской авиации являются их представители:
- Общероссийский профсоюз авиационных работников <*> в лице Центрального комитета ОПАР в соответствии со своим Уставом;
- Профсоюз работников инженерно - авиационных служб гражданской авиации России <**> в лице Центрального совета ПРИАС ГА России в соответствии со своим Уставом;
- Профсоюз летного состава России <***> в лице Президиума ПЛС России в соответствии со своим Уставом.
--------------------------------
<*> Далее по тексту - ОПАР.
<**> Далее по тексту - ПРИАС ГА России.
<***> Далее по тексту - ПЛС России.
2.2. Участниками настоящего Соглашения от стороны работодателей гражданской авиации являются их представители:
- Международная ассоциация руководителей авиапредприятий <*> в лице Совета МАРАП в соответствии со своим Уставом.
--------------------------------
<*> Далее по тексту - МАРАП.
2.3. Участники принимают на себя обязательства по настоящему Соглашению в пределах своих полномочий.
3. Срок действия Соглашения
3.1. Соглашение вступает в силу с 25 января 1999 года и действует до 1 января 2001 года. Участники не позднее чем за три месяца до окончания срока его действия должны принять решение о его пролонгации или заключении нового соглашения.
3.2. Стороны, заключившие настоящее Соглашение, не вправе в течение установленного срока его действия в одностороннем порядке прекратить выполнение принятых на себя обязательств.
3.3. Соглашение сохраняет свое действие в полном объеме для предприятия (организации) и в случае изменения его (ее) формы собственности или организационно - правового статуса в соответствии с действующим законодательством РФ.
4. Сфера действия Соглашения
4.1. Соглашение распространяется на работников и работодателей предприятий, организаций <*> независимо от форм их собственности и организационно - правовой формы, осуществляющих авиационную деятельность и входящих в сферу ведения ФАС России, которые уполномочили участников настоящего Соглашения разработать и заключить его от их имени, работников и работодателей, присоединившихся к Соглашению после его заключения, а также на выборных и штатных работников профсоюзных органов всех уровней - участников Соглашения.
--------------------------------
<*> Далее по тексту - организации.
Условия применения Соглашения в бюджетной сфере гражданской авиации - Приложение N 3.
4.2. При введении внешнего управления в соответствии со ст. 80 Федерального закона Российской Федерации "О несостоятельности (банкротстве)" от 8 января 1998 г. N 6-ФЗ решения, влекущие увеличение расходов организации на потребление, в том числе на оплату труда работников, принимаются внешним управляющим на основании согласованного решения с профсоюзами и собраниями кредиторов или комитета кредиторов.
5. Оплата труда
5.1. Устанавливаются минимальные отраслевые гарантии по оплате труда в размере утвержденной в Российской Федерации минимальной оплаты труда, увеличенной в интервале 2 - 4,5 раза. Конкретные размеры оплаты труда устанавливаются непосредственно в организациях в зависимости от их финансового состояния, но не ниже фактически достигнутого уровня на момент подписания коллективного, трудового договора (контракта) или ОТС, ПТС, которые обеспечивают наиболее благоприятные для работников условия в соответствии со ст. ст. 3, 22 ФЗ РФ "О коллективных договорах и соглашениях". Работодатель обязуется осуществлять индексацию заработной платы в соответствии с изменением размера минимальной оплаты труда в Российской Федерации. Порядок индексации определяется в коллективном договоре, соглашении.
Абзацы 2; 3 - в Протоколе разногласий.
5.2. При определении размеров оплаты труда (тарифных ставок и должностных окладов) работников рекомендуется применять сетку тарифных коэффициентов (Приложение N 1). Формы, системы оплаты труда и размеры тарифных ставок (должностных окладов) устанавливаются работодателями самостоятельно по согласованию с профсоюзами в зависимости от профессии, квалификации, сложности, напряженности, условий труда и включаются в коллективные договоры.
5.3. Минимальные размеры часовых расчетных ставок, километровых, порейсовых, погектарных и иных применяемых в организациях расценок на выполнение летной работы в зависимости от типа ВС и расценок на выполнение аэрофотосъемочных работ, действующих для оплаты труда командира воздушного судна, а также технического состава, занятого обслуживанием самолетов и вертолетов на авиационных работах вне места постоянного базирования (Приложение N 2), увеличиваются пропорционально росту минимальной заработной платы. (+)
Конкретный порядок и размер индексации определяются в коллективных договорах.
5.4. Для отдельных категорий работников по согласованию с профсоюзными органами устанавливаются дополнительные компенсационные и стимулирующие доплаты и надбавки (за условия труда, за работу в ночное время, за класс квалификации, за сложность выполняемых работ в зависимости от обслуживаемого оборудования, за выполнение работ, связанных с обеспечением безопасности полетов, за отклонение от нормальных условий труда, за профессиональное мастерство, за работу с меньшей численностью, за применение в работе иностранного языка и др.), но не ниже размеров, установленных по ранее действовавшим постановлениям Правительства Российской Федерации и нормативным актам, и уровней, сложившихся в организации.
Размеры и условия компенсационных и стимулирующих выплат определяются профессиональными тарифными соглашениями и (или) коллективными договорами в организациях.
5.5. Сохраняются ранее установленные для работников размеры вознаграждения за выслугу лет в ГА. Сроки и порядок выплаты указанного вознаграждения определяются организацией самостоятельно и отражаются в коллективном договоре.
5.6. Выплаты по районным коэффициентам и северным надбавкам, установленные действующими нормативными актами, начисляются на весь заработок.
5.7. Исчисление среднего заработка, сохраняемого за работниками во всех случаях, кроме тех, когда законодательством РФ установлен специальный порядок его подсчета, производится в соответствии с Постановлением Министерства труда Российской Федерации от 16 января 1998 г. N 1 с последующими изменениями и дополнениями.
5.8. Условия и порядок гарантированной оплаты летному составу, авиационно - техническому персоналу АТБ, занятому на техническом обслуживании воздушных судов, выполняющих авиационные работы вне места постоянного базирования, определяются коллективным договором в зависимости от конкретных условий и объемов работ. (+)
5.9. Работодатели обеспечивают выплату заработной платы в соответствии со сроками, определенными коллективными договорами, а при их отсутствии - приказами руководителей организаций, согласованными с соответствующими профсоюзными органами.
В случае задержки выплаты заработной платы в установленные сроки по вине администрации организации работодатель возмещает материальные потери работникам в порядке, установленном законодательством РФ и (или) коллективным договором.
5.10. Оплата времени вынужденного простоя не по вине работника производится в размерах не ниже установленных законодательством РФ.
6. Условия и охрана труда
6.1. Надзор и контроль за состоянием охраны труда и безопасности полетов в организациях воздушного транспорта со стороны профсоюзных органов осуществляется инспекцией труда профсоюзов.
О каждом несчастном случае с летальным исходом, произошедшем с работником в организации, предоставляется соответствующая информация в профсоюзные органы.
6.2. Работодатель и профсоюзная организация обеспечивают выполнение требований, правил, норм и инструкций по охране труда. Работодатель выделяет необходимые средства на улучшение условий и охрану труда, при этом размеры средств определяются коллективным договором.
6.3. Для работ во вредных условиях труда, а также для работ, производимых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, бесплатно выдаются спецодежда, спецобувь и другие средства индивидуальной защиты согласно нормам, введенным Приказом МГА от 22 октября 1982 г. N 11 с последующими дополнениями и изменениями.
При необеспечении спецодеждой, спецобувью, средствами индивидуальной защиты работник имеет право приостановить выполнение производственного задания или должностных обязанностей, если условия охраны труда обязывают его применять средства индивидуальной защиты, до момента обеспечения ими работника.
Нормы выдачи спецодежды, спецобуви и других специальных средств индивидуальной защиты рассматриваются как минимально необходимые.
Отсутствие возможности обеспечения спецодеждой не влечет за собой переноса срока ее носки.
Работник имеет право выкупать спецодежду по оценочной стоимости после истечения срока ее носки, а при увольнении в связи с уходом на пенсию - по цене, устанавливаемой на предприятии самостоятельно в части, не противоречащей действующим нормативным документам о порядке обеспечения рабочих и служащих специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты.
6.4. Нормальная продолжительность рабочего времени работников в организации не может превышать 40 часов в неделю.
Для работников, занятых на работах с вредными (особо вредными), тяжелыми (особо тяжелыми) условиями труда и на работах, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени в соответствии с законодательством РФ.
Нормы продолжительности рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников ГА, работа которых связана с вредными условиями труда, с безопасностью полетов, с непрерывностью перевозочного процесса и обслуживанием пассажиров, регулируются соответствующими положениями, профессиональными соглашениями и (или) коллективными договорами.
6.5. Минимальный основной ежегодный оплачиваемый отпуск всем авиаработникам - 24 рабочих дня. Все виды дополнительных отпусков прибавляются к 24 рабочим дням.
Продолжительность и порядок предоставления дополнительных отпусков определяются в коллективном договоре организации в соответствии с законодательством РФ, ОТС и ПТС.
6.6. За работу во вредных, тяжелых и особых условиях труда устанавливается доплата. Порядок оценки состояния условий труда и расчет размера доплаты работнику производятся по методике, определенной Приказом МГА от 16 марта 1987 г. N 71 с дополнениями и изменениями. Размеры доплат по этой методике рассматриваются как минимальные. Перечень конкретных работ и рабочих мест, для которых устанавливаются доплаты, с указанием размеров доплат включаются в коллективный договор.
В случае непроведения (по вине работодателя)

<ПИСЬМО> Минтруда РФ от 13.04.2001 n 2825-ВЯ <О ВЫЯВЛЕНИИ УСЛОВИЙ ОТРАСЛЕВОГО ТАРИФНОГО СОГЛАШЕНИЯ В ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ РОССИИ НА 1999 - 2000 ГОДЫ, ПРОТИВОРЕЧАЩИХ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ О ТРУДЕ>  »
Постановления и Указы »
Читайте также