ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГД ФС РФ от 11.04.2001 n 1345-iii ГД О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА n 90066448-3 О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В АРБИТРАЖНЫЙ ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 апреля 2001 г. N 1345-III ГД
О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N 90066448-3
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В АРБИТРАЖНЫЙ
ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:
1. Принять в первом чтении проект Федерального закона N 90066448-3 "О внесении изменений и дополнений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации", внесенный Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации.
2. Направить указанный законопроект Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, комитеты и комиссии Государственной Думы, депутатские объединения в Государственной Думе, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации.
Установить, что поправки к указанному законопроекту направляются в Комитет Государственной Думы по законодательству до 1 июня 2001 года.
3. Комитету Государственной Думы по законодательству доработать указанный законопроект с учетом поступивших поправок и внести его на рассмотрение Государственной Думы во втором чтении.
4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель
Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации
Г.Н.СЕЛЕЗНЕВ



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В АРБИТРАЖНЫЙ
ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
1. Обоснование необходимости принятия Закона
В законопроекте предлагается новая редакция Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, действующего с 1995 года, так как изменения и дополнения касаются фактически всех положений Кодекса. Вместе с тем это не новый Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, поскольку предлагаемая проектом новая редакция не меняет концепции Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации 1995 года, основанной на принципах существующей системы арбитражных судов в Российской Федерации, ее структурных элементах, количестве судебных инстанций, полномочиях арбитражных судов каждого уровня и других положениях судоустройственного характера, предусмотренных Федеральным конституционным законом "Об арбитражных судах в Российской Федерации".
Необходимость разработки и принятия законопроекта вызвана несколькими причинами.
Во-первых, это пробелы в действующем Арбитражном процессуальном кодексе Российской Федерации, внутренние противоречия в его положениях и их несогласованность с другими законами, которые выявились в практике применения Кодекса.
Во-вторых, принятие целого ряда законов, регулирующих отношения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, которые не только расширяют компетенцию арбитражных судов, но и требуют иной, адекватной процессуальной формы разрешения споров, возникающих из этих отношений. К числу таких законов, принятых после введения в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации 1995 года, относятся: Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая), Федеральный закон "Об акционерных обществах", Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая), Бюджетный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)", Кодекс торгового мореплавания и другие. С ноября 1997 года действует Федеральный закон "Об исполнительном производстве", положения которого требуют реализации в судоустройственном законе. Кроме этого, с 1 января 1997 года вступил в силу Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации", который в числе прочих судоустройственных вопросов решил вопрос о привлечении к осуществлению правосудия в арбитражных судах арбитражных заседателей, привлекавшихся до этого к рассмотрению дел в порядке эксперимента только в 14 арбитражных судах.
В-третьих, вступление России в феврале 1996 года в Совет Европы, ратификация ею 30 марта 1998 года Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, распространение на Российскую Федерацию юрисдикции Европейского Суда по правам человека также вызвали необходимость внесения многих новых положений в действующий Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, с тем чтобы современное арбитражное процессуальное законодательство соответствовало стандартам Совета Европы, касающимся повышения эффективности судебной защиты, и не привело к коренной ломке исторически сложившейся системы российского законодательства и учитывало реалии экономического положения в стране.
2. Основные цели и задачи принятия проекта
Основной целью принятия проекта является создание современной основы дальнейшего развития законодательной базы, определяющей порядок разрешения арбитражными судами экономических споров и рассмотрения иных дел с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, имеющих статус индивидуальных предпринимателей, и иных лиц, возникающих в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом преследовалась также цель отражения специфики арбитражных судов, обусловленной характером рассматриваемых споров, как органов, осуществляющих правосудие в сфере экономической деятельности.
Основными задачами внесения изменений и дополнений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации являются повышение эффективности судебной защиты предпринимателей, ее оперативности, устранение пробелов в законодательном регулировании, дифференциация судебных процедур, приведение арбитражного процессуального законодательства в соответствие с Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод и другими международными документами, обеспечение доступа к правосудию в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
3. Общая характеристика и основные положения проекта
(концепция проекта)
Законопроект исходит из необходимости регламентации вопросов, связанных с особенностями судопроизводства в арбитражных судах, как органах, разрешающих экономические споры и иные дела, возникающие в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, где сторонами являются юридические лица и граждане, имеющие статус индивидуального предпринимателя. При этом изучались и учитывались многолетний отечественный опыт работы органов государственного арбитража и арбитражных судов, публикации в юридической литературе и выступления в средствах массовой информации, предложения судей и ученых, а также международный опыт деятельности коммерческих, торговых судов, который при подготовке проекта тщательно изучался, в том числе и за рубежом.
В проекте последовательно проводится линия на повышение роли арбитражных судов в урегулировании споров между субъектами предпринимательской деятельности вне рамок судебного заседания. Большая роль отводится мировому соглашению, предусматривается сравнительно новая для нашего процесса возможность урегулирования конфликта между сторонами с помощью посредника (глава 17 "Мировое соглашение. Посредничество"). В проект включены положения, обязывающие судью принять меры к урегулированию спора между сторонами на стадии подготовки дела к судебному разбирательству (глава 19). При этом меры по урегулированию спора между сторонами рассматриваются не только как средства ускорения процесса, повышения его оперативности, но и как возможность мирного выхода из конфликта, позволяющая сохранить деловые связи, партнерские отношения между сторонами, что особенно важно в интересах обеспечения стабильности экономики.
В законопроекте подробно регламентирован институт обеспечения иска, предусматривается широко применяемый в мировой судебной практике порядок обеспечения имущественных интересов до подачи иска, а также институт встречного обеспечения (глава 9 "Обеспечение иска. Обеспечение имущественных интересов"). Названные положения направлены также на повышение оперативности судопроизводства в арбитражных судах, обеспечение доступа к правосудию.
Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации 1995 года предусматривает ведение протокола судебного заседания в арбитражном суде судьей - председательствующим в судебном заседании. Это сказывается на оперативности процесса, качестве процессуального документа, призванного быть гарантией судебной защиты. В этой связи в проекте вводится фигура помощника судьи, который наряду с ведением протокола может выполнять и другие процессуальные и организационные функции, что позволит несколько сократить нагрузку на судью, повысить гарантии защиты прав участников процесса.
Статьей 48 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В целях реализации данного конституционного права в проекте предпринята попытка ввести институт аккредитации в арбитражном суде адвокатов и других лиц, оказывающих юридическую помощь участникам процесса в ведении дела в суде. При этом предусматривается возможность назначения судом адвоката индивидуальному предпринимателю исходя из его имущественного положения, из числа адвокатов, аккредитованных при арбитражных судах, когда дело не может быть рассмотрено без предоставления стороне квалифицированной юридической помощи (статья 62 законопроекта).
Предусматривается дифференциация процедур при рассмотрении различных категорий дел: раздел II законопроекта посвящен вопросам производства в арбитражном суде первой инстанции по делам, возникающим из гражданских отношений; раздел III - вопросам производства по делам, возникающим из административных и иных публично - правовых отношений; раздел IV - вопросам особого производства (об установлении фактов, имеющих юридическое значение; о признании и исполнении решений иностранных судов и др.).
При этом в разделе IV (глава 32) регламентируются упрощенные процедуры рассмотрения так называемых бесспорных дел и споров на мелкие суммы. Суть этих процедур состоит не только в сокращенных по сравнению с обычными сроками рассмотрения дел, но и в исключении апелляционного обжалования решений по таким делам.
В проекте сохраняется существующая система пересмотра судебных решений.
Вместе с тем более четко проводится разграничение между полномочиями судов апелляционной и кассационной инстанций, усилены гарантии независимости судей различных судебных инстанций, что прежде всего проявляется в самостоятельной, беспристрастной оценке всех обстоятельств дела судом первой и апелляционной инстанций, в повторном рассмотрении судом апелляционной инстанции дела в полном объеме, в возможности вынесения ею нового решения и др.
Наиболее существенному реформированию подвергнуты положения Кодекса, регламентирующие производство в суде надзорной инстанции.
В проекте устанавливается, что с заявлением о пересмотре решения в порядке надзора могут обратиться лица, участвующие в деле. Такое же обращение в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации может инициировать и прокурор. Предусматривается судебная процедура (коллегиальным составом суда, сформированным из числа судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации) рассмотрения названных заявлений и решения вопроса о наличии оснований для пересмотра дела в порядке надзора. При наличии таких оснований состав судей вносит в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации протест с предложением пересмотреть судебный акт нижестоящего суда. При отсутствии оснований суд выносит об этом определение, которое направляется заинтересованному лицу и не может быть обжаловано.
Тем самым предлагается уйти от существующего в настоящее время порядка возбуждения производства по делу в надзорной инстанции по протестам должностных лиц, от решения которых зависело волеизъявление лиц, участвующих в деле. Проект фактически исключает вмешательство должностных лиц в судебный процесс.
Положения раздела VI "Производство по делам, связанным с исполнением судебных актов арбитражных судов" приведены в соответствие с Федеральным законом "Об исполнительном производстве".
Усовершенствован раздел VII "Производство по делам с участием иностранных лиц" на основании серьезного анализа судебной арбитражной практики по данной категории дел, с учетом ратификации Российской Федерацией ряда международных соглашений и тенденций развития институтов международного частного права.
4. Финансово - экономическое обоснование проекта
В проекте содержатся некоторые положения, требующие финансового обеспечения.
В частности, требует финансовых затрат реализация положений о направлении судебных дел, процессуальных документов, об обеспечении перевода лицам, не владеющим языком судопроизводства, о назначении (и оплате) экспертизы по инициативе суда и др.
Однако эти расходы включаются ежегодно в расходы на обеспечение деятельности арбитражных судов по обеспечению правосудия.
В проекте предусматривается также рассмотрение судебных дел с участием арбитражных заседателей, предполагающее оплату их труда за счет средств федерального бюджета, введение фигуры помощника судьи с возложением на него отдельных процессуальных функций.
Вместе с тем финансовое обеспечение реализации названных положений было предусмотрено в законопроектах "О порядке привлечения к осуществлению правосудия арбитражных заседателей" и "Об увеличении штатной численности судей и работников аппаратов арбитражных судов в Российской Федерации", ранее внесенных в Государственную Думу с соответствующим финансово - экономическим обоснованием.
С учетом изложенного для реализации данного законопроекта не потребуется дополнительных финансовых ассигнований из федерального бюджета.
5. Справка о состоянии законодательства
Законодательную основу реализации Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации", Федеральный конституционный закон "Об арбитражных судах в Российской Федерации", а также международные договоры Российской Федерации.
6. Перечень законов и иных нормативных правовых актов,
отмены, изменения, дополнения или принятия которых
потребует принятие законопроекта
Реализация проекта потребует внесения изменений и дополнений в следующие федеральные законы и иные нормативные правовые акты:
Гражданский процессуальный кодекс РСФСР от 11.06.1964 (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1964, N 24, ст. 407) (в части разграничения компетенции между судами общей юрисдикции и арбитражными судами);
Федеральный закон "О Прокуратуре Российской Федерации" от 17.01.1992 N 2202-1 (в редакции Федерального закона от 17.11.1995 N

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГД ФС РФ от 11.04.2001 n 1350-iii ГД О ФЕДЕРАЛЬНОМ ЗАКОНЕ О ВНЕСЕНИИ ДОПОЛНЕНИЯ В СТАТЬЮ 17.1 ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О НЕДРАХ (ПРОЕКТ n 16460-3)  »
Постановления и Указы »
Читайте также