ПИСЬМО Госгортехнадзора РФ от 06.04.2001 n 12-01/348 О ТРАВМАТИЗМЕ И АВАРИЙНОСТИ НА ПОДЪЕМНЫХ СООРУЖЕНИЯХ В 2000 Г. И i КВАРТАЛЕ 2001 Г.


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОРНЫЙ И ПРОМЫШЛЕННЫЙ НАДЗОР РОССИИ
ПИСЬМО
от 6 апреля 2001 г. N 12-01/348
О ТРАВМАТИЗМЕ И АВАРИЙНОСТИ НА ПОДЪЕМНЫХ
СООРУЖЕНИЯХ В 2000 Г. И I КВАРТАЛЕ 2001 Г.
В 2000 году при эксплуатации грузоподъемных кранов, подъемников (вышек) <*> по сравнению с 1999 годом допущен рост смертельного травматизма на 13,4%, при этом количество грузоподъемных машин за этот период уменьшилось на 6886 единиц.
--------------------------------
<*> Далее - грузоподъемные машины.
Количество аварий уменьшилось на 6 случаев и составило 37 аварий. Количество групповых несчастных случаев и количество пострадавших при этом остались на уровне 1999 года.
Рост травматизма при эксплуатации грузоподъемных машин в 2000 году имел место в Республике Дагестан, Красноярском и Хабаровском краях, Архангельской, Иркутской, Оренбургской, Тюменской и Челябинской областях.
Рост аварийности (при общем ее снижении) наблюдался в Архангельской и Нижегородской областях, а также в Красноярском крае.
Ситуация с травматизмом и аварийностью при эксплуатации подъемных сооружений резко ухудшилась в I квартале текущего года. По сравнению с таким же периодом 2000 года количество смертельных случаев при работе грузоподъемных машин увеличилось более чем в 2 раза. Аварийность увеличилась на 60%, а при групповых несчастных случаях на предприятиях Приамурского, Приволжского и Нижегородского управлений округов погибло 8 человек.
Основные опасные производственные факторы, обусловившие в 2000 году рост травматизма и его высокий уровень, представлены в табл. 1.
Таблица 1
----T-----------------------------------T-----------T------------¬
¦ N ¦ Опасный производственный фактор ¦ Кол-во ¦ Уровень ¦
¦п/п¦ (вид нарушения при выполнении ¦смертельных¦травматизма ¦
¦ ¦ работ) ¦ случаев ¦по сравнению¦
¦ ¦ ¦ ¦ с 1999 г. ¦
+---+-----------------------------------+-----------+------------+
¦1 ¦Падение груза из-за применения ¦ 26 ¦Увеличился в¦
¦ ¦неисправных или несоответствующих ¦ ¦2,36 раза ¦
¦ ¦весу и характеру груза СГЗП. ¦ ¦ ¦
¦ ¦Нарушение схем строповки ¦ ¦ ¦
+---+-----------------------------------+-----------+------------+
¦2 ¦Падение груза из-за неустойчивого ¦ 6 ¦Увеличился в¦
¦ ¦складирования. Нарушение схем ¦ ¦2 раза ¦
¦ ¦складирования грузов ¦ ¦ ¦
+---+-----------------------------------+-----------+------------+
¦3 ¦Подъем груза при наклонном положе- ¦ 4 ¦Увеличился в¦
¦ ¦нии грузовых канатов и травмирова- ¦ ¦4 раза ¦
¦ ¦ние рабочих при его самопроизволь- ¦ ¦ ¦
¦ ¦ном движении. ¦ ¦ ¦
¦ ¦Подъем защемленного груза ¦ ¦ ¦
+---+-----------------------------------+-----------+------------+
¦4 ¦Травмирование краном людей ¦ 8 ¦Увеличился в¦
¦ ¦при их выходе на крановые пути ¦ ¦4 раза ¦
+---+-----------------------------------+-----------+------------+
¦5 ¦Разрушение крана или его меха- ¦ 12 ¦Увеличился в¦
¦ ¦низмов из-за содержания их в не- ¦ ¦1,1 раза ¦
¦ ¦исправном состоянии ¦ ¦ ¦
L---+-----------------------------------+-----------+-------------
Примечание. Остальные смертельные случаи распределены по 14 опасным факторам, предусмотренным формами годового отчета.
Распределение смертельных случаев и аварий по типам грузоподъемных машин представлено в нижеследующей табл. 2.
Таблица 2
----T-----------T----------------------T-----------------------------------¬
¦ N ¦Типы грузо-¦ Несчастные случаи ¦ Аварии ¦
¦п/п¦подъемных ¦ +---------------------------T-------+
¦ ¦машин ¦ ¦ причины аварий ¦процен-¦
¦ ¦ +-----T--------T-------+-------T------T-----T------+тное ¦
¦ ¦ ¦доля ¦кол-во ¦процен-¦нека- ¦неис- ¦неис-¦непра-¦отноше-¦
¦ ¦ ¦в об-¦случаев ¦тное ¦чест- ¦прав- ¦прав-¦виль- ¦ние к ¦
¦ ¦ ¦щем ¦на 1000 ¦отноше-¦венное ¦ное ¦ные ¦ные ¦авариям¦
¦ ¦ ¦трав-¦единиц ¦ние к ¦изго- ¦обору-¦при- ¦дейст-¦на дан-¦
¦ ¦ ¦ма- ¦грузо- ¦трав- ¦товле- ¦дова- ¦боры ¦вия ¦ных ¦
¦ ¦ ¦тизме¦подъемн.¦мат. на¦ние, % ¦ние, %¦безо-¦обс- ¦типах ¦
¦ ¦ ¦за ¦кранов, ¦данных ¦ ¦ ¦пас- ¦луж. ¦кранов ¦
¦ ¦ ¦2000 ¦% ¦типах ¦ ¦ ¦нос- ¦персо-¦1999 г.¦
¦ ¦ ¦г., %¦ ¦кранов ¦ ¦ ¦ти, %¦нала, ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦1999 г.¦ ¦ ¦ ¦% ¦ ¦
+---+-----------+-----+--------+-------+-------+------+-----+------+-------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 7 ¦ 8 ¦ 9 ¦ 10 ¦
+---+-----------+-----+--------+-------+-------+------+-----+------+-------+
¦1 ¦Мостового ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦типа, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦в том ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦числе: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦1.1¦мостовые ¦26,9 ¦0,253 ¦131,6 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦100,0 ¦
¦1.2¦козловые ¦ 7,5 ¦0,316 ¦140,0 ¦ ¦10,8 ¦ ¦ ¦ 80,0 ¦
+---+-----------+-----+--------+-------+-------+------+-----+------+-------+
¦ ¦Башенные ¦12,9 ¦0,490(3)¦ ¦ ¦10,8 ¦13,5 ¦ 2,7 ¦142,9 ¦
+---+-----------+-----+--------+-------+-------+------+-----+------+-------+
¦ ¦Портальные ¦ ¦0,943(1)¦400,0 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-----------+-----+--------+-------+-------+------+-----+------+-------+
¦4 ¦Стреловые, ¦ ¦0,278 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 70,0 ¦
¦ ¦в том ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦числе: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦4.1¦автомобиль-¦25,8 ¦0,227 ¦ 96,0 ¦ ¦10,8 ¦ 5,4 ¦ 2,7 ¦ 70,0 ¦
¦ ¦ные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦4.2¦пневмоко- ¦ 2,2 ¦0,159 ¦ ¦ ¦ 8,2 ¦ 2,7 ¦ ¦100,0 ¦
¦ ¦лесные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦4.3¦гусеничные ¦10,8 ¦0,593(2)¦200,0 ¦ ¦ ¦ 2,7 ¦ 2,7 ¦ ¦
¦4.4¦железнодо- ¦ 2,1 ¦0,446(4)¦ 66,7 ¦ ¦ 2,7 ¦ ¦ ¦ 25,0 ¦
¦ ¦рожные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-----------+-----+--------+-------+-------+------+-----+------+-------+
¦5 ¦Специальные¦ 1,1 ¦1,259 ¦ ¦1 случ.¦ ¦ ¦ ¦200,0 ¦
+---+-----------+-----+--------+-------+-------+------+-----+------+-------+
¦6 ¦Подъемники ¦ 6,4 ¦0,371 ¦150,0 ¦1 случ.¦ ¦ ¦ 8,1 ¦150,0 ¦
¦ ¦(вышки) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-----------+-----+--------+-------+-------+------+-----+------+-------+
¦ ¦ ¦100% ¦ ¦ ¦5,4 ¦51,4 ¦27,0 ¦16,2 ¦ ¦
L---+-----------+-----+--------+-------+-------+------+-----+------+--------
В прошедшем 2000 г. и I квартале текущего года резко увеличилось количество аварий и случаев травматизма, происшедших по техническим причинам.
При расследовании обстоятельств несчастных случаев в 2000 году комиссиями было установлено 148 случаев неисправного состояния грузоподъемных машин, некачественного их ремонта и технического обслуживания, конструктивного несовершенства и несоответствия проектных решений требованиям безопасности. Организационных причин при этом было выявлено 254.
При расследовании аварий грузоподъемных машин в указанном периоде было установлено, соответственно, 66 причин технического характера и 64 организационные причины.
Динамика показателей аварийности и травматизма на подъемных сооружениях за период с 1995 года по I квартал 2001 года представлена в табл. 3.
Таблица 3
------T--------------------T------------------T------------------¬
¦ Год ¦ Количество ¦ Количество ¦ Количество ¦
¦ ¦ подъемных ¦ аварий ¦ травмированных ¦
¦ ¦ сооружений ¦ ¦ смертельно, чел. ¦
¦ +------T-------------+----T-------------+----T-------------+
¦ ¦всего ¦ в том числе ¦все-¦ в том числе ¦все-¦ в том числе ¦
¦ ¦ +------T------+го +------T------+го +------T------+
¦ ¦ ¦ парк ¦ парк ¦ ¦ на ¦ на ¦ ¦ на ¦ на ¦
¦ ¦ ¦кранов¦лифтов¦ ¦кранах¦лифтах¦ ¦кранах¦лифтах¦
¦ ¦ ¦ <*> ¦ <**> ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----+------+------+------+----+------+------+----+------+------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦
+-----+------T------T------+----T------T------+----T------T------+
¦1995 ¦734115¦356381¦377734¦ 55 ¦ 55 ¦ - ¦ 130¦ 102 ¦ 28 ¦
+-----+------+------+------+----+------+------+----+------+------+
¦1996 ¦738690¦350303¦388387¦ 44 ¦ 43 ¦ 1 ¦ 110¦ 82 ¦ 28 ¦
+-----+------+------+------+----+------+------+----+------+------+
¦1997 ¦731037¦337394¦393643¦ 35 ¦ 55 ¦ ¦ 106¦ 86 ¦ 20 ¦
+-----+------+------+------+----+------+------+----+------+------+
¦1998 ¦727210¦327513¦399697¦ 45 ¦ 44 ¦ 1 ¦ 93¦ 75 ¦ 18 ¦
+-----+------+------+------+----+------+------+----+------+------+
¦1999 ¦719972¦314519¦405453¦ 44 ¦ 43 ¦ 1 ¦ 107¦ 82 ¦ 25 ¦
+-----+------+------+------+----+------+------+----+------+------+
¦2000 ¦726073¦307633¦418440¦ 37 ¦ 37 ¦ - ¦ 106¦ 93 ¦ 13 ¦
+-----+------+------+------+----+------+------+----+------+------+
¦I ¦ ¦ ¦ ¦ 16 ¦ 16 ¦ - ¦ 39¦ 34 ¦ 5 ¦
¦квар-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦тал ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦2001 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦г. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L-----+------+------+------+----+------+------+----+------+-------
--------------------------------
<*> В парк кранов включены краны, вышки.
<**> В парк лифтов включены лифты, канатные дороги, фуникулеры, эскалаторы, строительные подъемники.
Под контролем Госгортехнадзора России находится 726073 подъемных сооружения. При этом парк грузоподъемных кранов составляет 291476, из них: башенных - 24477, стреловых самоходных - 141767, мостовых - 98869, козловых - 22149 и портальных - 4214.
Кроме этого осуществляется надзор за 417008 лифтами, 16157 подъемниками, 1189 эскалаторами, 73 подвесными канатными дорогами.
Как показывают проводимые органами Госгортехнадзора России проверки, на 01.01.2001 г. более 82% находящихся в эксплуатации кранов отработали нормативный срок службы.
Реальное состояние производства грузоподъемных кранов таково, что ожидать в ближайшие годы сокращения доли грузоподъемных кранов с истекшим сроком службы не придется, так как степень обновления кранового парка составляет менее 1% в год (при норме 8 - 10%). При таком положении дел к 2005 году доля кранов с истекшим сроком может превысить 95%.
Сведения о несчастных случаях со смертельным исходом при производстве работ грузоподъемными кранами и при эксплуатации лифтов приведены в табл. 4.
Таблица 4
---------------------------------------------T-------------------¬
¦ Опасные факторы, работы, при выполнении ¦Травмировано смер- ¦
¦ которых произошли несчастные случаи со ¦тельно, чел. ¦
¦ смертельным исходом +----T----T---T-----+
¦ ¦1999¦2000¦+/-¦ % ¦
+--------------------------------------------+----+----+---+-----+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦
+--------------------------------------------+----+----+---+-----+
¦Падение груза из-за применения неисправных ¦ 11 ¦ 26 ¦15 ¦136 ¦
¦или не соответствующих весу и характеру гру-¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦за грузозахватных приспособлений, нарушение ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦схем строповки ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------------------------------------------+----+----+---+-----+
¦Падение груза из-за неправильного складиро- ¦ 3 ¦ 6 ¦ 3 ¦100 ¦
¦вания, нарушения схем складирования грузов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------------------------------------------+----+----+---+-----+
¦Травмирование самопроизвольно переместившим-¦ 1 ¦ 4 ¦ 3 ¦300 ¦
¦ся грузом из-за подъема его при наклонном ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦положении грузовых канатов (подъем защемлен-¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ного груза) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------------------------------------------+----+----+---+-----+
¦Падение крана из-за неправильной его уста- ¦ 5 ¦ 2 ¦-3 ¦ 60 ¦
¦новки ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------------------------------------------+----+----+---+-----+
¦Травмирование током из-за нарушений требова-¦ 9 ¦ 6 ¦-3 ¦ 33,3¦
¦ний Правил безопасности при работе кранов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦вблизи ЛЭП ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------------------------------------------+----+----+---+-----+
¦Падение крана в результате его перегруза, ¦ 7 ¦ 4 ¦-3 ¦ 42,8¦
¦неисправности приборов безопасности ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------------------------------------------+----+----+---+-----+
¦Травмирование механизмами

ПРИКАЗ МАП РФ от 06.04.2001 n 333 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕШЕНИЯ ПРАВЛЕНИЯ МАП РОССИИ (вместе с РЕШЕНИЕМ Правления МАП РФ от 04.04.2001 n 15/05-4)  »
Постановления и Указы »
Читайте также