ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ РАБОТЫ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ СТАНЦИИ (утв. МПС РФ 26.03.2001 n ЦД-811)


Утверждаю
Первый заместитель
Министра путей сообщения
Российской Федерации
А.В.ЦЕЛЬКО
26 марта 2001 г. N ЦД-811
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
РАБОТЫ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ СТАНЦИИ
1. Общие положения
1.1. В соответствии с Правилами технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации железнодорожная станция (далее - станция) - раздельный пункт, имеющий путевое развитие, позволяющее производить операции по приему, отправлению, скрещению и обгону поездов, а при развитых путевых устройствах - маневровую работу по расформированию и формированию поездов, технические операции с поездами.
1.2. Станция является структурной единицей отделения железной дороги (при безотделенческой структуре - железной дороги) по организации перевозок грузов и находится в непосредственном ведении отделения железной дороги (при безотделенческой структуре - железной дороги).
1.3. В зависимости от характера и объема выполняемой работы станция должна иметь соответствующее путевое развитие. На станции могут располагаться устройства для посадки, высадки пассажиров, приема, выдачи, погрузки, выгрузки, сортировки и хранения грузов, приема, расформирования, формирования и отправления поездов, обслуживания и ремонта вагонов, экипировки вагонов, сигнализации, централизации, блокировки и связи, водоснабжения, освещения, противопожарной безопасности, устройства для осмотра вагонов в коммерческом отношении и устранения коммерческих неисправностей, приема, обработки и передачи информации о поездах и грузах, автоматизированные рабочие места, автоматизированные системы управления.
1.4. В зависимости от объема грузовых, пассажирских и технических операций и сложности работы станции подразделяются на внеклассные, I, II, III, IV и V классов.
Отнесение станций к классам для установления разрядов оплаты труда руководящих и инженерно-технических работников производится: внеклассных, I, II и III класса - начальниками железных дорог, IV и V классов - начальниками отделений железных дорог (при безотделенческой структуре - начальниками служб перевозок железных дорог).
1.5. Открытие и закрытие станции для выполнения всех или некоторых операций производит МПС России в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Транспортный устав железных дорог Российской Федерации".
1.6. Станция имеет штемпель, а станция внеклассная, I, II и III классов имеет круглую печать с обозначением своего наименования.
2. Характер работы, основные задачи и функции станции
2.1. Характер работы станции
2.1.1. Станции по характеру работы подразделяются на: пассажирские, грузовые, сортировочные, участковые и промежуточные. Отнесение станции к той или иной категории производится начальником железной дороги по согласованию с МПС России.
2.1.2. Пассажирская станция - станция, основным назначением которой является: прием, расформирование, формирование и отправление пассажирских поездов, техническое обслуживание и устранение выявленных неисправностей пассажирских вагонов; смена локомотивов и локомотивных бригад, обслуживающих пассажирские поезда.
2.1.3. Грузовая станция - станция, основным назначением которой является выполнение грузовой и коммерческой работы. На грузовой станции производятся: прием к перевозке, взвешивание, хранение, погрузка, выгрузка, сортировка и выдача грузов; переработка контейнеров; оформление перевозочных документов; прием, расформирование, формирование, коммерческий осмотр, техническое обслуживание и отправление грузовых поездов; информирование грузополучателей и грузоотправителей о подходе, прибытии и подаче вагонов; производство маневровой работы по подаче (уборке) вагонов на места погрузки, выгрузки вагонов, железнодорожные выставочные пути; обслуживание железнодорожных подъездных путей предприятий; транспортно-экспедиционное обслуживание.
2.1.4. Сортировочная станция - станция, основным назначением которой является расформирование и формирование поездов, установленных планом формирования назначений; выполнение операций по пропуску поездов без переработки и с частичной переработкой; техническое обслуживание, коммерческий осмотр составов и устранение выявленных неисправностей вагонов; смена локомотивов и локомотивных бригад.
На сортировочной станции формируются технические маршруты, следующие на большие расстояния без переработки на попутных станциях, участковые, сборные и вывозные поезда, может производиться погрузка, выгрузка грузов на местах общего пользования и железнодорожных подъездных путях.
2.1.5. Участковая станция - станция, основным назначением которой является формирование участковых и сборных поездов; прием, техническое обслуживание и коммерческий осмотр, отправление транзитных грузовых поездов; смена локомотивов и локомотивных бригад; погрузка, выгрузка грузов и обслуживание железнодорожных подъездных путей предприятий; прием и отправление пассажирских поездов.
2.1.6. Промежуточная станция - станция, основным назначением которой является прием, отправление, обгон, скрещение и пропуск грузовых и пассажирских поездов.
На промежуточной станции производятся также погрузка и выгрузка грузов на местах общего пользования и железнодорожных подъездных путях предприятий, отцепка и прицепка вагонов к сборным поездам.
2.1.7. Станция, выполняющая, кроме своего основного назначения, работу по приему-передаче вагонов, грузов и пассажиров между сопредельными государствами в техническом и коммерческом отношениях с выполнением пограничного, таможенного, санитарно-карантинного и других видов контроля, является пограничной станцией.
2.2. Основными задачами станции являются:
2.2.1. Выполнение планов и заданий по перевозке грузов в соответствии с положениями Федерального закона "Транспортный устав железный дорог Российской Федерации", Правилами перевозок грузов на федеральном железнодорожном транспорте, Правилами технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации и другими нормативными актами МПС России.
2.2.2. Обеспечение безопасности движения поездов и маневровой работы, безопасности работников железнодорожного транспорта и пассажиров, сохранности грузов и подвижного состава, обеспечение требований охраны окружающей природной среды, противопожарной безопасности.
2.2.3. Снижение эксплуатационных расходов и себестоимости перевозок, повышение производительности труда и рентабельности перевозок.
2.2.4. Улучшение условий труда и социальной защиты работников станций. Повышение культуры производства.
2.3. Основными функциями станции являются:
2.3.1. Прием, отправление, пропуск поездов в соответствии с графиком движения поездов.
2.3.2. Прием к перевозке, погрузка, выгрузка, сортировка, выдача грузов, оформление перевозочных документов.
2.3.3. Расформирование и формирование поездов в соответствии с установленным планом формирования поездов.
2.3.4. Организация работы с пассажирскими поездами и вагонами.
2.3.5. Разработка и осуществление планов и мероприятий по обеспечению безопасности движения и охране труда, техническому обучению и повышению профессиональной подготовки работников станции.
2.3.6. Разработка технологического процесса работы станции.
2.3.7. Разработка техническо-распорядительного акта станции.
2.3.8. Ведение в установленном порядке статистического учета и отчетности.
2.3.9. Передача в информационный вычислительный центр железной дороги (далее - ИВЦ) и прием из него информационных сообщений обо всех грузовых и коммерческих операциях, операциях с поездами и вагонами, выполняемых на станции, показателей, установленных статистической отчетностью.
2.3.10. Контроль за содержанием, устойчивой работой технических средств и устройств станции.
2.3.11. Разработка и проведение мероприятий по обеспечению сохранности грузов и подвижного состава.
2.3.12. Подготовка хозяйства и кадров станции к работе в зимних условиях, организация четкой работы в период снегопадов и метелей.
3. Производственно-хозяйственная деятельность станции
3.1. Станция осуществляет производственно-хозяйственную деятельность в соответствии с планами и заданиями отделения железной дороги (при безотделенческой структуре - железной дороги), по объему выполняемых работ, качественным и финансово-экономическим показателям обеспечивая достижение наилучших результатов за счет совершенствования технологии, эффективного использования технических средств, трудовых, материальных и финансовых ресурсов.
3.2. Станция организует работу на основе технологического процесса работы станции, единого технологического процесса работы железнодорожных подъездных путей и станции примыкания или инструкции о порядке обслуживания и организации движения на подъездном пути, графика движения, плана формирования поездов и установленных нормативов по отправлению вагонов, погрузке, выгрузке и простою вагонов, широкого развития внутрисменного дорожного и сетевого соревнования, внедрения передовых методов труда, своевременного и качественного обслуживания грузоотправителей и грузополучателей.
3.3. Оперативные задания станция получает, как правило, от отделения железной дороги (при безотделенческой структуре - железной дороги) и обеспечивает их выполнение в сроки, установленные заданием.
3.4. Отделение железной дороги (при безотделенческой структуре - железная дорога) планирует и обеспечивает станцию соответствующими материально-техническими и финансовыми ресурсами, необходимыми для выполнения установленных заданий.
3.5. Технологический процесс работы станции разрабатывается в соответствии с типовым технологическим процессом работы станции начальником станции совместно с ИВЦ, локомотивным и вагонным депо, дистанциями пути, сигнализации и связи, механизированной дистанции погрузочно-разгрузочных работ, дистанции электроснабжения. В необходимых случаях для разработки технологического процесса работы станции отделением железной дороги могут создаваться технологические группы.
3.6. Технологический процесс работы станции утверждается:
важнейших сортировочных и грузовых станций (по перечню, утверждаемому МПС России) - начальником железной дороги;
других внеклассных станций, а также станций I и II класса - начальником отделения железной дороги (при безотделенческой структуре - заместителем начальника железной дороги или начальником службы перевозок);
станций III, IV, V класса - главным инженером отделения железной дороги (при безотделенческой структуре - начальником службы перевозок или главным инженером службы перевозок).
До представления на утверждение технологический процесс работы станции согласовывается с начальниками отделов перевозок, грузовой и коммерческой работы, пассажирского, вагонного и локомотивного хозяйства отделения железной дороги, а утверждаемый начальником железной дороги согласовывается также с начальниками соответствующих служб (при безотделенческой структуре технологический процесс работы станции согласовывается с соответствующими службами железной дороги).
3.7. Технологический процесс работы станции должен предусматривать применение передовых технологий и приемов труда, вычислительной техники, автоматизацию и механизацию производственных процессов и быть направлен на освоение предъявляемых объемов работы с минимальными затратами времени на выполнение технологических операций при обеспечении безопасности движения, безопасности работников, сохранности грузов и подвижного состава.
3.8. Для станционных работников отдельных профессий, работа которых не регламентируется должностными инструкциями или другими руководящими документами, на основе технологического процесса работы станции составляются инструкционно-технологические карты, которыми устанавливаются их конкретные обязанности, права и ответственность при выполнении возложенных на них технологических операций, нормы времени на эти операции, используемые устройства, инструменты и приспособления.
Инструкционно-технологические карты утверждает начальник или главный инженер станции.
3.9. Для работников всех профессий разрабатываются местные инструкции по технике безопасности.
3.10. Все сооружения и технические устройства станции, а также организация работы на станции должны обеспечивать безопасность работающих людей, пассажиров, безопасность движения поездов, полную сохранность вагонного парка и грузов при хранении, производстве погрузки, выгрузки и маневровой работы. Работа устройств станции, не обеспечивающих соблюдение этих требований, должна быть немедленно прекращена до устранения недостатков.
3.11. Порядок использования технических средств станции устанавливается техническо-распорядительным актом, регламентирующим безопасный и беспрепятственный прием, отправление и проследование поездов по станции, а также безопасность внутристанционной маневровой работы.
Порядок, установленный техническо-распорядительным актом, является обязательным для работников всех структурных единиц железной дороги.
Техническо-распорядительный акт станции составляется начальником станции в соответствии с Правилами технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, Инструкцией по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации и Инструкцией по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации, проверяется ревизором движения и утверждается в порядке, установленном Правилами технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации.
К техническо-распорядительному акту разрабатываются приложения, предусмотренные Инструкцией по составлению техническо-распорядительных актов станций, а также другие документы, необходимость разработки которых определяется начальником станции исходя из местных условий работы.
3.12. Оперативное планирование поездной и грузовой работы станции на сутки и смену производится на основе суточного и сменного задания отделения железной дороги (при безотделенческой структуре - железной дороги), фактического положения на станции к началу планируемого периода и данных информации о подходе поездов и перевозимых в них грузов. Оперативный план работы станции на смену утверждается начальником станции или его заместителем и включает задания по приему, отправлению, расформированию и формированию поездов, сдаче порожних вагонов в регулировку, погрузке и выгрузке вагонов, плановым работам ремонта и содержания железнодорожного пути и обустройств станции, работе снегоуборочных и снегоочистительных машин и другие задания по работе станции. План предстоящей работы, а также оперативные задания, касающиеся данной смены, объявляются работникам станции при вступлении их на дежурство. Соответствующие разделы плана доводятся до сведения и работников других структурных единиц железной дороги, участвующих в выполнении задания.
3.13. Станция организует выполнение мероприятий

ПРИКАЗ МПР РФ от 26.03.2001 n 258 ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ВЫПОЛНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИЕЙ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ, ВЫТЕКАЮЩИХ ИЗ КОНВЕНЦИИ О ТРАНСГРАНИЧНОМ ВОЗДЕЙСТВИИ ПРОМЫШЛЕННЫХ АВАРИЙ  »
Постановления и Указы »
Читайте также