ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ К УСТРОЙСТВУ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ВЕТРОЗАЩИТНЫХ СИСТЕМ МОСТОВЫХ И КОЗЛОВЫХ КРАНОВ. РД 24.090.102-01 (Согласовано письмом Госгортехнадзора РФ от 21.03.2001 n 12-07/293)


Разработаны и утверждены
ОАО "ВНИИПТМАШ"
Согласованы
письмом Госгортехнадзора России
от 21 марта 2001 г. N 12-07/293
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
К УСТРОЙСТВУ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ВЕТРОЗАЩИТНЫХ СИСТЕМ
МОСТОВЫХ И КОЗЛОВЫХ КРАНОВ
РД 24.090.102-01
Руководящий документ (РД) содержит требования к устройству, эксплуатации, испытаниям и модернизации ветрозащитных систем, которыми должен быть оборудован каждый электрический мостовой и козловой кран на рельсоколесном ходу, установленный на открытых площадке или на сооружении (в том числе на крановой эстакаде), размещенных в I - VII районах по ГОСТ 1451. Он разработан в развитие и в дополнение к соответствующим статьям Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов, а также ГОСТ 27584 и включает комплекс требований, направленных на предотвращение угона кранов при действии ветра как рабочего, так и нерабочего состояния.
1. Термины и определения
Приведенные ниже термины и определения используются в дополнение к указанным в Правилах устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов (ПБ 10-382-00).
Ветер нерабочего состояния - ветер с динамическим давлением (скоростью) предельной величины, допускаемой для выведенного из эксплуатации крана и указанной в паспорте крана.
Ветер рабочего состояния - ветер с динамическим давлением (скоростью) предельной величины, допускаемой при эксплуатации крана в конкретных условиях его использования и не превышающей значение, указанное в паспорте крана.
Ветрозащитная система - комплекс устройств и конструктивных элементов, обеспечивающих защиту крана от угона ветром.
Опасные вещества - материалы, отходы производства и иной деятельности, которые в силу присущих им свойств и особенностей при наличии определенных факторов при производстве погрузо - разгрузочных работ могут нанести вред окружающей природной среде, послужить причиной взрыва, пожара или повреждения транспортных средств, устройств, зданий и сооружений, а также гибели, травмирования, отравления, ожогов или заболевания людей.
Останов - противоугонное устройство, действующее за счет сил трения, создаваемых массой крана, при взаимодействии элементов останова с крановым рельсом.
Противоугонное устройство - устанавливаемое на кран устройство, специально предназначенное для удерживания крана при ветре, превышающем по силе (скорости) ветер рабочего состояния в произвольном месте крановых путей.
Противоугонное устройство ручное - устройство, действующее от ручного привода.
Противоугонное устройство с дистанционным управлением - устройство, приводящееся в действие по команде, поступающей от крановщика или системы автоматического управления.
Противоугонное устройство приводное - устройство, принудительно замыкающееся при действии приводного механизма.
Противоугонное устройство автоматическое - устройство, автоматически приводящееся в действие за счет энергии, запасенной в аккумулирующем устройстве (пружина, груз, аккумуляторная батарея и др.), или кинетической энергии движущегося крана.
Противоугонное устройство самозатягивающееся - устройство, в котором необходимая величина угонного усилия обеспечивается за счет самоторможения взаимодействующих с рельсом его элементов при перемещении крана по рельсам.
Противоугонный захват - противоугонное устройство, взаимодействующее с крановыми рельсами для фиксации крана в любом месте последних за счет сил трения, возникающих между рельсом и охватывающими его элементами захвата.
Противоугонный захват клещевой - захват, основным элементом которого являются клещи, губки которых взаимодействуют с обеими сторонами головки кранового рельса.
Противоугонный захват ручной накидной - ручной клещевой захват, содержащий два снабженных взаимодействующими с головкой рельса и стягиваемых винтом рычага, разводимых для накидывания на головку рельса.
Система тормозная - сочетание тормоза (тормозов) и устройств управления им, а также в случае наличия и устройства электрического торможения.
Стопор - устройство или элемент, обеспечивающие жесткую кинематическую фиксацию крана на определенных местах кранового пути.
Тормоз - фрикционное устройство, воздействующее на один из валов механизма передвижения крана в целях замедления и последующей остановки этого механизма.
Торможение служебное - торможение в нормальных условиях эксплуатации с замедлением, не создающим препятствий и неудобств при работе крана.
Торможение экстренное - торможение в экстремальных условиях, вызванное необходимостью немедленной остановки крана при срабатывании приборов безопасности, внезапном возникновении препятствий передвижению крана и других подобных случаях.
Тормозное усилие - усилие создаваемого тормозом или действующим в режиме электрического торможения двигателем, приведенное к ободу ходового колеса.
Удерживающее усилие - наибольшее расчетное усилие, которое может передаваться от конструкции крана на закрепленный на рельсе захват или другое фиксирующее устройство.
Устройство электрического торможения - сочетание электрических устройств и аппаратов, обеспечивающих замедление, а также и остановку механизма передвижения крана за счет электрического торможения приводного двигателя (двигателей) механизма.
Устройство для замера силы ветра - устройство, содержащее датчик (ветроприемник), замеряющий скорость или давление ветра, а также контрольный блок, подсоединяемый к аппаратам сигнализации и управления приводом механизма передвижения крана.
2. Основные требования к ветрозащитным системам
2.1. Ветрозащитные системы должны:
надежно удерживать краны на месте при действии ветра как рабочего, так и нерабочего состояния;
не создавать каких-либо препятствий или помех нормальной эксплуатации крана;
быть доступными и удобными при эксплуатации и ремонте крана.
2.2. В состав ветрозащитной системы в общем случае входят следующие составные части:
противоугонные устройства (противоугонные захваты, остановы или стопоры) с устройством (приспособлением) для приведения их в действие;
тормозная система механизма передвижения крана;
устройство для замера силы ветра.
Дополнительные указания по составу ветрозащитных систем приводятся ниже, в соответствующих разделах РД.
2.3. Для обеспечения удерживания крана должны быть выдержаны следующие условия:
а) при действии ветра рабочего состояния:
SUM P >= n (F + F + W ), (2.1)
т т вр укл тр
где:
SUM P - сумма тормозных усилий всех тормозов механизма
т
передвижения крана, приведенных к ободьям ходовых колес;
SUM P <= мю SUM R , (2.4)
т т
здесь:
мю - коэффициент сцепления между ободом колеса и рельсом;
SUM R - сумма вертикальных нагрузок на тормозные ходовые
т
колеса, определенная с учетом действия нагрузок от ветра F и
вр
уклона F ;
укл
n - запас тормозного усилия; n > 1,20;
т т
F - ветровая нагрузка рабочего состояния;
вр
F - горизонтальная составляющая масса крана от уклона
укл
кранового пути;
W - сопротивление от сил трения в ходовых колесах;
тр
б) при действии ветра нерабочего состояния для кранов,
снабженных противоугонными захватами, остановами или стопорами:
SUM P >= n [(F + F ) - (SUM P + W )], (2.2)
уд уд вн укл т тр
где:
SUM P - сумма удерживающих усилий всех противоугонных
уд
устройств крана;
n - запас удерживающего усилия; n > 1,20;
уд уд
F - ветровая нагрузка нерабочего состояния;
вн
в) при действии ветра нерабочего состояния для кранов,
удерживаемых только тормозами:
n (F + F ) >= (SUM P + W ). (2.3)
уд вн укл т тр
Примечания. 1. Указания по назначению численных значений величин, входящих в формулы (2.1) - (2.4), приведены в Приложении 1.
2. При расчетах по формуле (2.1) производят проверку как для случая движения крана с грузом, так и без груза. При этом расположение грузовой тележки в пролете и направление движения крана принимают наиболее неблагоприятными для распределения нагрузок на ходовые колеса.
2.4. Работоспособность ветрозащитных систем должна быть обеспечена при условии устройства и содержания крановых путей в соответствии с требованиями Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов (ПБ 10-382-00), действующей нормативной документации и руководства по эксплуатации крана.
2.5. При отношении пролета крана к базе более 3:1 противоугонные устройства должны устанавливаться с обеих сторон крана, на обеих нитках рельсовых путей. Клещевые захваты, охватывающие с нижних сторон головку кранового рельса, при стыковке рельсов с помощью накладок, должны устанавливаться не менее двух на каждую сторону крана.
2.6. Проектирование, изготовление, ремонт и модернизацию захватов должны выполнять только организации и предприятия, имеющие оформленные в установленном порядке лицензии Госгортехнадзора России (разрешения) на право проведения работ соответствующих видов применительно к грузоподъемным кранам.
2.7. В инструкцию по эксплуатации крана следует включать требования к проверке (испытаниям) ветрозащитных устройств с указанием величины и способа приложения испытательной нагрузки.
2.8. Серийное изготовление противоугонных захватов рекомендуется проводить по технической документации, согласованной с ОАО "ВНИИПТМАШ".
3. Требования к составу ветрозащитных систем
3.1. Противоугонными устройствами должны снабжаться все краны, за исключением тех, у которых при действии на кран ветра нерабочего состояния выполняется условие (2.3).
3.2. Мостовые краны пролетом 28,5 м и более и козловые краны пролетом 16 м и более, управляемые из кабины, вне зависимости от вида противоугонного устройства должны быть снабжены устройством для замера силы (скорости) ветра.
3.3. Противоугонными устройствами с дистанционным управлением и устройствами для замера силы (скорости) ветра должны быть снабжены мостовые краны:
а) пролетом более 34,5 м;
б) транспортирующие опасные грузы.
3.4. Противоугонными устройствами с дистанционным управлением и устройствами для замера силы (скорости) ветра должны быть снабжены козловые краны:
а) пролетом более 20 м и высотой подъема более 16 м;
б) пролетом более 32 м при любой высоте подъема;
в) любых параметров, установленные на нижних складах леса, контейнерных площадках, складах насыпных грузов и других объектах, у которых невозможен или затруднен непосредственный переход крановщика от основания одной опоры к основанию другой опоры при любом положении крана на пути;
г) транспортирующие опасные грузы.
3.5. У мостовых и козловых кранов, установленных на крановых путях, расположенных на высотной отметке свыше 20 м от уровня земли, помимо противоугонных захватов должны быть предусмотрены доступные для обслуживания стопоры.
3.6. При наличии специально оборудованного места (мест) стоянки для козловых кранов (кроме предусмотренных п. 3.4 "в" и "г") и для мостовых кранов с проходными галереями с обеих сторон крановых путей допускается использовать стопоры в качестве противоугонных устройств.
4. Требования к тормозным системам
4.1. Тормозные системы должны обеспечивать:
а) удерживание крана на месте в соответствии с требованиями п. 2.3;
б) служебное торможение с замедлениями, не создающими препятствий нормальной работе крана;
в) экстренное торможение с замедлениями, не вызывающими опасных для прочности крана нагрузок.
Примечания. 1. Значения замедлений служебного торможения даны в Приложении 2.
2. Классификация, особенности и основные технические данные тормозов и электрических систем торможения - см. Приложение 3.
Конкретный тип и состав тормозной системы определяет предприятие - разработчик крана или предприятие - разработчик модернизации крана или его тормозной системы. При этом должны учитываться требования, содержащиеся в настоящем РД.
5. Общие требования к противоугонным устройствам
5.1. Противоугонные устройства должны быть работоспособны с учетом предельно допустимого при эксплуатации поперечного смещения элементов крепления устройства относительно оси кранового рельса. При этом следует учитывать увеличение зазора между ребордами ходовых колес и головкой кранового рельса вследствие износа их контактирующих поверхностей, а также поворота ходовой части относительно путей в пределах, ограниченных величиной указанного зазора.
5.2. Противоугонные устройства должны быть выполнены и размещены таким образом, чтобы был обеспечен удобный доступ к ним как для приведения их в действие, так и для обслуживания.
5.3. Конструкция и расположение противоугонных устройств должны обеспечивать возможность наземному персоналу беспрепятственного наблюдения за положением их элементов, взаимодействующих с рельсом.
Наружные поверхности элементов противоугонных устройств, установленных на ходовых частях или стяжках опор крана, должны иметь сигнальную окраску, а штурвалы, рукоятки, захватные рычаги и другие элементы, взаимодействующие с рельсом и с руками рабочих, следует окрашивать в красный цвет.
5.4. При оснащении крана приводными противоугонными устройствами необходимо (ручными - рекомендуется) снабжать захваты выключателями, приводящими в действие установленные в кабине крановщика аппараты световой сигнализации, указывающие фактическое положение захватов.
5.5. Противоугонные устройства должны быть работоспособны с учетом наличия на крановых рельсах влаги, льда и снега, а также загрязнения рельсов смазкой.
5.6. Рекомендуемые типы противоугонных устройств - см. Приложение 4. Выбор конкретного типа устройства (в том числе и отсутствующих в указанном Приложении) определяется предприятием - разработчиком крана или предприятием, разрабатывающим техническую документацию на модернизацию крана или его ветрозащитной системы. При этом должны быть обеспечены требования настоящего РД.
6. Противоугонные устройства с ручным приводом
6.1. Противоугонные захваты с ручным приводом должны

УКАЗАНИЕ МПС РФ от 20.12.2000 n 320у О ЗНАКЕ ЗА БЕЗУПРЕЧНЫЙ ТРУД НА ФЕДЕРАЛЬНОМ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ (с изм. от 21.03.2001)  »
Постановления и Указы »
Читайте также