<ПИСЬМО> Минкультуры РФ от 19.03.2001 n 01-57/16-32 О ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТАНДАРТАХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ (вместе с ГОСУДАРСТВЕННЫМИ СТАНДАРТАМИ..., утв. Минобразованием РФ от 25.12.2000 n 05-0506 ВР и n 05-0506/а ВР)


МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 19 марта 2001 г. N 01-57/16-32
О ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТАНДАРТАХ СРЕДНЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Министерство культуры Российской Федерации направляет для использования в учебном процессе Государственные стандарты среднего профессионального хореографического образования - требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 0506 "Хореографическое искусство" (квалификации "Артист балета" и "Артист ансамбля народного танца") с Приложением, содержащим Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника для получения дополнительной квалификации "Преподаватель дополнительного образования".
Заместитель Министра
А.И.РАХАЕВ



Утверждаю
Первый заместитель Министра
образования Российской Федерации
В.М.ЖУРАКОВСКИЙ
25 декабря 2000 г. N 05-0506 ВР
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
К МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ И УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКА
ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 0506 "ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО"
(БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ)
1. Общая характеристика специальности 0506
"Хореографическое искусство"
1.1. Специальность утверждена Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию от 25.05.94 N 4 "Об утверждении государственного образовательного стандарта в части классификатора специальностей среднего профессионального образования".
1.2. Форма освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности 0506 "Хореографическое искусство" - очная.
1.3. Квалификация выпускника - артист балета.
Нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной программы при очной форме обучения - на базе начального общего образования (7 лет 10 месяцев).
1.4. Характеристика сферы профессиональной деятельности выпускника.
1.4.1. Место специальности в области искусства.
Профессиональная деятельность выпускника по специальности "Хореографическое искусство" осуществляется в исполнительской сфере профессионального хореографического искусства, а также в сфере общего эстетического образования и воспитания.
1.4.2. Объекты профессиональной деятельности выпускника.
Объектом профессиональной деятельности выпускника являются балетные труппы театрально - зрелищных предприятий и профессиональные танцевальные коллективы.
1.4.3. Виды профессиональной деятельности выпускника.
Выпускник подготовлен к исполнительской деятельности в профессиональных танцевальных коллективах.
2. Требования к уровню подготовки выпускника
по профессиональной образовательной программе
2.1. Общие требования к образованности выпускника
Выпускник отвечает следующим требованиям:
- владеет основами общих гуманитарных, социально - экономических наук, умеет использовать общие принципы этих наук в профессиональной и иной деятельности;
- знает основы Конституции Российской Федерации, этические и правовые нормы, регулирующие отношения человека, общества, окружающей среды, способен учитывать их в своей профессиональной деятельности;
- обладает культурой мышления, способностью в условиях социальной и культурной эволюции к переоценке собственного опыта и профессиональному самоанализу, готов к взаимодействию с коллегами по работе;
- владеет государственным языком Российской Федерации - русским, способен применять знания иностранного языка в профессиональной и иной деятельности, грамотно использует профессиональную лексику;
- умеет самостоятельно приобретать новые знания, осознает необходимость повышения квалификации, способен продолжить обучение с целью приобретения следующего уровня образования;
- умеет организовать свой труд, владеет методами сбора и освоения информации, применяемой в сфере своей профессиональной деятельности;
- понимает сущность и социальную значимость своей профессии, основные проблемы дисциплин, определяющих конкретную область его деятельности, видит их взаимосвязь, обладает чувством профессиональной ответственности за результаты своего труда;
- способен находить творческие решения при реализации профессиональных задач, обладает культурой общения в художественно - творческом процессе.
2.2. Требования к уровню подготовки по циклам дисциплин и профессиональной практике
2.2.1. Требования по общим гуманитарным и социально - экономическим дисциплинам
Выпускник должен:
в области философии:
- иметь представление о философских, научных, художественных и религиозных картинах мира, смысле жизни человека, формах человеческого знания и особенностях его проявления в современном обществе, о соотношении духовных и материальных ценностей, их роли в творчестве, жизни человека, общества, цивилизации;
- иметь представление о роли науки и научного познания, его структуре, формах и методах, социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологии;
- иметь представление о биологическом и социальном, телесном и духовном началах в человеке, о сущности сознания, сознательного и бессознательного в его поведении;
- иметь представление об условиях формирования личности, ее свободы, ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей природной среды;
- знать нравственные нормы регулирования отношений между людьми в обществе;
в области истории культуры и искусства:
- иметь представление о художественном мировоззрении, об основных этапах истории культуры и искусства, понимать их роль в развитии цивилизации, ориентироваться в современных социально - экономических и культурологических проблемах; знать направления и стили в мировом искусстве;
в области экономики:
- иметь общее представление об основных положениях экономической теории, о налоговой, денежно - экономической, кредитной, социальной и инвестиционной политике;
- иметь общее представление об экономической ситуации в стране и за рубежом; уметь находить и использовать экономическую информацию, необходимую в своей профессиональной деятельности;
в области социологии и политологии:
- иметь общее представление о социологическом подходе к процессу эволюции общества и личности и об основных категориях социологии как науки;
- иметь общее представление о тенденциях политического развития России и зарубежных стран;
в области права:
- знать права и свободы человека и гражданина, механизмы их реализации;
- иметь представление об основах государственного, административного, гражданского, трудового, семейного, уголовного права Российской Федерации;
в области иностранного языка:
- владеть лексическим (1200 - 1400 лексических единиц) и грамматическим минимумом, необходимым для чтения и перевода (со словарем) иностранных текстов профессиональной направленности;
- уметь общаться на иностранном языке на бытовом и профессиональном уровне;
в области физической культуры:
- иметь представление о роли физической культуры в жизни человека и общества; об основах физической культуры и здорового образа жизни;
- владеть системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, развитие и совершенствование психофизических способностей и качеств.
2.2.2. Требования по общепрофессиональным дисциплинам
Выпускник должен иметь представление:
- о роли и значении хореографического искусства в системе культуры, в процессе воспитания и развития личности;
- о социальной роли искусства и особенностях его функционирования в современном обществе;
- об основных этапах и тенденциях развития истории театра, музыки, музыкально - театральных жанров;
- об анатомии и физиологии человека, предотвращении балетного травматизма.
Выпускник должен иметь навыки:
- слухового анализа элементов строения музыки танцевальных и балетных жанров и форм;
- игры на музыкальном инструменте.
Выпускник должен знать:
- основные исторические периоды развития хореографического искусства, особенности национальных танцевальных традиций, творчество ведущих мастеров танца России и зарубежных стран;
- основы построения хореографических форм, балетных спектаклей;
- основные исторические периоды развития музыкального искусства и музыкально - сценических жанров, творчество ведущих композиторов России и зарубежных стран, музыкальную литературу музыкально - театральных и инструментальных жанров;
- основы элементарной теории музыки, анализа музыкальных форм и танцевальных жанров.
Выпускник должен уметь:
- использовать знания, полученные в процессе обучения общепрофессиональным дисциплинам для профессиональной деятельности;
- анализировать музыкальные и хореографические произведения;
- сольфеджировать, определять метр и ритмический рисунок музыкальных произведений балетных и танцевальных жанров.
2.2.3. Требования по специальным дисциплинам
Выпускник должен иметь представление:
- о классическом и современном репертуаре ведущих балетных трупп страны;
- о специальной литературе по профессии и об основных нормативно - правовых документах, регламентирующих профессиональную деятельность.
Выпускник должен иметь навыки:
- использования знаний и практического опыта, полученных в хореографическом учебном заведении, для исполнения хореографических партий в балетных спектаклях;
- исполнения хореографических партий в спектаклях и танцевальных композициях, входящих в учебную программу сценической практики хореографического учебного заведения;
- участия в балетных спектаклях и танцевальных композициях.
Выпускник должен знать:
- элементы и основные комбинации классического, дуэтного, народно - сценического характерного, историко - бытового танцев, современных видов хореографии;
- профессиональную терминологию;
- образцы классического наследия и современного балетного репертуара, входящие в программу сценической практики в хореографическом учебном заведении;
- основные этапы развития балетного исполнительства;
- историю создания и основы композиции классических спектаклей балетного репертуара;
- ведущие принципы взаимодействия музыкальных и хореографических выразительных средств;
- основы актерского мастерства.
Выпускник должен уметь:
- исполнять элементы и основные комбинации классического, дуэтного, народно - сценического и характерного, историко - бытового танцев, современных видов хореографии;
- исполнять хореографические партии в спектаклях и танцевальных композициях, входящих в учебную программу сценической практики;
- анализировать материал хореографической партии, роли в балетном спектакле;
- создавать художественный сценический образ в хореографических произведениях классического наследия, постановках современных хореографов;
- адаптироваться к условиям работы в конкретном хореографическом коллективе;
- использовать в работе специальную литературу, а также основные нормативно - правовые документы, регламентирующие профессиональную деятельность.
2.2.4. По профессиональной практике
В процессе профессиональной практики выпускник должен закрепить и углубить знания, полученные в период обучения, приобрести умения и навыки по основным видам исполнительской профессиональной деятельности, опыт создания пластических образов в хореографических композициях учебного репертуара и сценической практики, опыт сценических выступлений и участия в репетиционной работе.
2.2.5. В результате освоения основной профессиональной образовательной программы выпускник должен уметь:
- исполнять элементы классического, дуэтно - классического, народно - сценического характерного, историко - бытового танцев, современных видов хореографии;
- создавать пластические образы в различных хореографических композициях;
- взаимодействовать с участниками процесса подготовки и исполнения балетного спектакля или концертного номера;
- публично выступать в концертных программах и балетных спектаклях.
Дополнительные требования к выпускнику определяются учебным заведением с учетом особенностей профессиональной подготовки.
3. Обязательный минимум содержания профессиональной
образовательной программы по специальности
0506 "Хореографическое искусство"
----------T-------------------------------T----------T-----------¬
¦ Индекс ¦ Наименование дисциплин ¦Всего ча- ¦В т.ч. ча- ¦
¦ ¦ и их основные разделы ¦сов макси-¦сов обяза- ¦
¦ ¦ ¦мальной ¦тельных ау-¦
¦ ¦ ¦учебной ¦диторных ¦
¦ ¦ ¦нагрузки ¦занятий с ¦
¦ ¦ ¦обучающе- ¦преподава- ¦
¦ ¦ ¦гося ¦телем ¦
+---------+-------------------------------+----------+-----------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦
+---------+-------------------------------+----------+-----------+
¦ОГСЭ.00 ¦Общие гуманитарные и социально ¦ 912 ¦ 608 ¦
¦ ¦- экономические дисциплины ¦ ¦ ¦
+---------+-------------------------------+----------+-----------+
¦ОГСЭ.01 ¦Основы философии ¦ ¦ ¦
¦ ¦Предмет философии, основные ве-¦ ¦ ¦
¦ ¦хи мировой философской мысли. ¦ ¦ ¦
¦ ¦Природа человека и смысл его ¦ ¦ ¦
¦ ¦существования. Человек и бог. ¦ ¦ ¦
¦ ¦Человек и космос. Человек, об- ¦ ¦ ¦
¦ ¦щество, цивилизация, культура. ¦ ¦ ¦
¦ ¦Свобода и ответственность лич- ¦ ¦ ¦
¦ ¦ности. Человеческое познание и ¦ ¦ ¦
¦ ¦деятельность. Наука и ее роль. ¦ ¦ ¦
¦ ¦Человечество перед лицом гло- ¦ ¦ ¦
¦ ¦бальных проблем ¦ ¦ ¦
+---------+-------------------------------+----------+-----------+
¦ОГСЭ.02 ¦Основы экономики, социологии, ¦ ¦ ¦
¦ ¦политологии ¦ ¦ ¦

ПИСЬМО Госстроя РФ от 19.03.2001 n ЛЧ-1269/13 О ПЕРЕЧНЕ ЭКСПЕРТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, АККРЕДИТОВАННЫХ ПРИ ГОССТРОЕ РОССИИ  »
Постановления и Указы »
Читайте также