КОНЦЕПЦИЯ МЕТРОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УНИЧТОЖЕНИЯ ХИМИЧЕСКОГО ОРУЖИЯ И ЕГО БЫВШИХ ПРОИЗВОДСТВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (утв. Приказом Госстандарта РФ от 11.03.2001 n 78)


Утверждена
Приказом
Госстандарта России
от 11 марта 2001 г. N 78
Одобрена
Коллегией Госстандарта России
(протокол от 25.10.2000 N 15)
КОНЦЕПЦИЯ
МЕТРОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УНИЧТОЖЕНИЯ ХИМИЧЕСКОГО
ОРУЖИЯ И ЕГО БЫВШИХ ПРОИЗВОДСТВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Окончательная редакция Концепции метрологического обеспечения уничтожения химического оружия и его бывших производств в Российской Федерации была отработана и представлена на утверждение межведомственной рабочей группой от заинтересованных министерств и ведомств в составе: руководителя группы Пункевича Б.С. (Госстандарт России), заместителя руководителя рабочей группы Зубрилина В.П. (Госстандарт России), участников рабочей группы: Посвежинского В.Ф. (Госстандарт России), Банникова А.И. (Росбоеприпасы), Михайлова В.М. (Росбоеприпасы), Васина М.И. (Росбоеприпасы), Адысева А.В. (Росбоеприпасы), Сорокалетова В.А. (Росбоеприпасы), Кучинского Е.В. (УНВ РХБЗ Минобороны России), Полкова А.Б. (УНВ РХБЗ Минобороны России), Николаева В.А. (Минздрав России), Складчикова Р.В. (Минздрав России), Леженина А.В. (Минздрав России), Машковича К.И. (МПР России), Панова И.В. (Минпромнауки России), Сидорова В.А. (МВД России), Варфоломеева В.В. (МВД России).
Концепция метрологического обеспечения уничтожения химического оружия и его бывших производств в Российской Федерации согласована следующими министерствами и ведомствами - участниками реализации Федеральной целевой программы "Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации": Российским агентством по боеприпасам, Министерством обороны Российской Федерации, Министерством природных ресурсов Российской Федерации, Министерством здравоохранения Российской Федерации, Министерством промышленности науки и технологий Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации.
Введение
В соответствии со статьей 10 Федерального закона "Об уничтожении химического оружия" одним из мероприятий, осуществляемых в целях создания и качественного функционирования безопасных экологически чистых технологий уничтожения такого оружия и высокоэффективных, надежных систем мониторинга окружающей среды, здоровья обслуживающего персонала и населения в местах уничтожения, является метрологическая аттестация технологического оборудования объектов по уничтожению химического оружия (ХО) и методов, используемых для контроля за состоянием здоровья граждан и окружающей среды [1].
В связи с тем, что задачи по мониторингу окружающей среды, здоровья обслуживающего персонала и населения необходимо решать и при уничтожении (конверсии) бывших производств ХО, вопросы обеспечения единства и требуемой точности измерений в этой области являются также весьма актуальными.
Поскольку метрологическая проблема ликвидации ХО, уничтожения (конверсии) бывших производств ХО является для Государственной метрологической службы новой проблемой, от решения которой зависит качество выполнения Федеральной целевой программы "Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации", на современном этапе необходима разработка концептуальных подходов к решению этой проблемы.
1. Содержание проблемы
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 1996 г. N 305 в целях выполнения международных обязательств в области химического разоружения принята Федеральная целевая программа "Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации" (Программа).
Программа имеет четко выраженную целевую направленность и характеризуется конечными результатами, достаточными для решения проблемы уничтожения химического оружия в Российской Федерации.
Одними из главных приоритетов Программы являются обеспечение безопасности процесса уничтожения химического оружия, а также защита и оздоровление окружающей среды [1].
Достижение этих приоритетов обеспечивается в основном разработкой безопасных экологически чистых технологий уничтожения ХО, бывших его производств и созданием высокоэффективных, надежных систем мониторинга окружающей среды, здоровья обслуживающего персонала и населения в местах уничтожения [1].
1.1. Нормативно - правовая основа
Нормативно - правовой базой для разработки Концепции метрологического обеспечения уничтожения ХО являются:
Федеральная целевая программа "Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации", введенная в действие Постановлением Правительства N 305 от 21 марта 1996 г.;
Федеральный закон "Об уничтожении химического оружия", принятый 9 апреля 1997 г.;
Федеральный закон "О ратификации Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении", принятый 31 октября 1997 г.;
Закон Российской Федерации "Об обеспечении единства измерений", принятый 24 апреля 1993 г.;
Федеральный закон "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения", принятый 30 марта 1999 г.
Уничтожение ХО и его бывших производств является сферой государственного метрологического контроля и надзора.
Однако как нормативно - правовая, так и техническая база в области метрологического обеспечения ликвидации ХО, уничтожения (конверсии) бывших производств ХО в настоящее время не полностью удовлетворяет предъявляемым требованиям и ее развитие является проблемой, требующей решения с использованием современных достижений науки и техники.
При этом в целях формирования технической основы метрологического обеспечения измерений требуется осуществление ряда работ:
создание государственных стандартных образцов и аттестованных смесей отравляющих веществ (ОВ);
обоснование единых методических подходов к приготовлению аттестованных смесей, рабочих проб;
разработка единых метрологических требований к измерению содержания ОВ;
аттестация методик выполнения измерений содержания ОВ;
разработка нормативных документов, правил и норм в целях обеспечения единства и требуемой точности количественного химического анализа (КХА) отравляющих веществ;
обоснование единообразных приемов и методов использования средств измерений при количественном химическом анализе ОВ;
аккредитация специализированных аналитических лабораторий для осуществления КХА отравляющих веществ.
При организации метрологического обеспечения ликвидации ХО и его бывших производств существуют объективные организационные и технические особенности, осложняющие решение метрологических вопросов.
Организационные и технические особенности метрологического обеспечения уничтожения ХО и его бывших производств обусловлены:
специфическими свойствами отравляющих веществ - объектов, количественные характеристики содержания которых подлежат оценке в ходе измерений (физико - химические, токсические свойства);
требованиями по технике безопасности при работе с отравляющими веществами.
К особенностям, обусловленным физико - химическими свойствами ОВ, относятся:
смертельное токсическое воздействие супермалых количеств на живые организмы;
высокая летучесть ряда ОВ при нормальных атмосферных условиях;
низкая стойкость ряда ОВ в процессе приготовления и количественного химического анализа;
смертельная опасность контакта человека с "загрязненными" средствами измерений и измерительным оборудованием, используемыми для химического анализа ОВ.
Особенностями, обусловленными требованиями по технике безопасности при работе с ОВ, являются:
необходимость создания воздушных высокоскоростных потоков, обеспечивающих требуемую кратность обмена воздуха на рабочих местах;
необходимость работ, в том числе и при выполнении измерений, со сверхмалыми количествами химикатов в связи с установленными низкими предельно допустимыми концентрациями в объектах окружающей среды ОВ;
выполнение ряда работ с ОВ, в том числе пробоподготовки и измерений, с использованием индивидуальных средств защиты органов дыхания и кожи;
необходимость дегазации средств измерений и испытательного оборудования после завершения анализа.
1.2. Контролируемые объекты и показатели содержания
отравляющих веществ
Объектами химико - аналитического контроля при уничтожении ХО, уничтожении (конверсии) бывших производств ХО являются:
воздух - в складских помещениях объектов хранения, в рабочей, промышленной, санитарно - защитной зонах объектов по уничтожению ХО и его бывших производств, в зоне защитных мероприятий вокруг них;
вода - сточная, дождевая, паводковая, водоемов, находящихся в зонах защитных мероприятий;
почва - промышленной, санитарно - защитной зон и зоны защитных мероприятий;
вентиляционные выбросы;
поверхность технологического оборудования;
материалы строительных конструкций и элементы технологического оборудования, использовавшегося для производства ОВ;
средства индивидуальной защиты персонала;
ОВ в боеприпасах и емкостях;
реакционные массы и отходы производства.
Задачей контроля при этом являются измерения количественных характеристик ряда показателей содержания ОВ в перечисленных объектах окружающей среды и оценки их соответствия нормативным уровням в целях:
установления соответствия определяемых показателей на объектах по хранению и уничтожению ХО, бывшего производства требованиям по безопасности для персонала, инспекционных групп, населения и окружающей среды;
подтверждения типа ОВ, факта и степени деструкции уничтожаемого ОВ.
Все контролируемые показатели, в том числе содержания ОВ можно разделить на три основные группы.
К группе показателей контроля параметров технологического процесса детоксикации ОВ относятся:
качественный состав и масса ОВ в исходном сырье, поступающем на уничтожение (входной контроль);
концентрация ОВ в реакционных смесях на стадиях, предусмотренных технологическим регламентом;
концентрация ОВ в реакционных массах (продуктах), подлежащих утилизации (выходной контроль);
концентрация ОВ в отработанных дегазационных растворах.
К группе показателей производственной и экологической безопасности относятся:
концентрация ОВ в воздухе рабочей, промышленной, санитарно - защитной зоны и зоны защитных мероприятий;
концентрация ОВ в потоках абгазов;
концентрация ОВ в сточных, дождевых, паводковых водах и воде водоемов селитебных мест;
концентрация ОВ в почве промышленной, санитарно - защитной зоны и зоны защитных мероприятий;
плотность заражения поверхностей технологического оборудования и средств индивидуальной защиты;
концентрация ОВ в почве и материалах строительных конструкций бывших производств ХО;
концентрация ОВ в отработанных дегазационных растворах.
К группе показателей, подлежащих международному инспекционному контролю в рамках Конвенции о запрещении ХО (Конвенция), относятся:
масса ОВ, находящегося на объекте по хранению (инвентарный учет);
масса и качественный состав ОВ в партии химического оружия, подаваемой на уничтожение (входной контроль);
концентрация ОВ в реакционных массах (продуктах), подлежащих утилизации (выходной контроль);
концентрация ОВ в воздухе рабочей и промышленной зон объекта;
плотность заражения поверхностей технологического оборудования и средств индивидуальной защиты.
Граничные значения количественных характеристик показателей содержания ОВ в контролируемых объектах строго нормированы:
для группы параметров технологического процесса - техническими условиями, технологическими регламентами;
для группы показателей международного контроля - соглашениями по объекту;
для группы производственной и экологической безопасности - национальными санитарно - гигиеническими нормативами, нормативными документами по охране окружающей среды.
Предельно допустимые значения санитарно - гигиенических нормативов содержания ОВ в среде обитания человека для контроля безопасности объектов, утвержденные Госсанэпиднадзором России, представлены в таблицах 1, 2.
Таблица 1
САНИТАРНО - ГИГИЕНИЧЕСКИЕ НОРМАТИВЫ
СОДЕРЖАНИЯ ФОСФОРОРГАНИЧЕСКИХ ОВ В РАЗЛИЧНЫХ СРЕДАХ
--------------------------------T----------T----------T----------¬
¦ Наименование веществ ¦ Зарин ¦ Зоман ¦ Vx ¦
+-------------------------------+----------+----------+----------+
¦ПДК, воздух рабочей зоны, ¦ -5 ¦ -5 ¦ -6 ¦
¦мг/куб. м ¦ 2 x 10 ¦ 1 x 10 ¦ 5 x 10 ¦
+-------------------------------+----------+----------+----------+
¦ ¦ -5 ¦ -6 ¦ -6 ¦
¦ПДК, вода водоемов, мг/куб. дм ¦ 5 x 10 ¦ 5 x 10 ¦ 2 x 10 ¦
+-------------------------------+----------+----------+----------+
¦ОБУВ, атмосферный воздух, ¦ -7 ¦ -7 ¦ -8 ¦
¦мг/куб. м ¦ 2 x 10 ¦ 1 x 10 ¦ 5 x 10 ¦
+-------------------------------+----------+----------+----------+
¦ПДК, почва, мг/кг ¦отсутству-¦Начало ¦На стадии ¦
¦ ¦ет ¦разработки¦разработки¦
¦ ¦ ¦2001 г. ¦ ¦
+-------------------------------+----------+----------+----------+
¦ПДУ поверхностей оборудования, ¦отсутству-¦отсутству-¦ -6 ¦
¦мг/кв. дм ¦ет ¦ет ¦ 2 x 10 ¦
+-------------------------------+----------+----------+----------+
¦ПДУ кожи, мг/кв. дм ¦отсутству-¦Начало ¦На стадии ¦
¦ ¦ет ¦разработки¦разработки¦
¦ ¦ ¦2001 г. ¦ ¦
+-------------------------------+----------+----------+----------+
¦Аварийные пределы воздействия ¦ ¦ ¦ ¦
¦(АПВ), ¦ ¦ ¦ ¦
¦атмосферный воздух, мг/куб. м ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ -4¦ -3¦ -5¦
¦1 час ¦2,8 x 10 ¦ 3 x 10 ¦1,6 x 10 ¦
¦ ¦ -5¦ -4¦ -6¦
¦4 часа ¦7,0 x 10 ¦3,3 x 10 ¦4,1 x 10 ¦
¦ ¦ -5¦ -4¦ -6¦
¦8 часов ¦3,5 x 10 ¦1,7 x 10 ¦2,0 x 10 ¦
¦ ¦ -5¦ -5¦ -7¦
¦24 часа ¦1,2 x 10 ¦5,3 x 10 ¦6,6 x 10 ¦
L-------------------------------+----------+----------+-----------
Примечание. ПДК - предельно допустимая концентрация;
ОБУВ - ориентировочный

ПРИКАЗ Минфина РФ от 11.03.2001 n 47 О ПРИОСТАНОВЛЕНИИ, ВОЗОБНОВЛЕНИИ ДЕЙСТВИЯ ЛИЦЕНЗИЙ НА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ СТРАХОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ВЫДАННЫХ СТРАХОВЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ  »
Постановления и Указы »
Читайте также