ОПРЕДЕЛЕНИЕ Конституционного Суда РФ от 06.03.2001 n 61-О ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНИНА КОМАРОВА АЛЕКСЕЯ БОРИСОВИЧА НА НАРУШЕНИЕ ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ПУНКТОМ 18 СТАТЬИ 11 ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О МИЛИЦИИ


КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 6 марта 2001 г. N 61-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ
ГРАЖДАНИНА КОМАРОВА АЛЕКСЕЯ БОРИСОВИЧА НА НАРУШЕНИЕ ЕГО
КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ПУНКТОМ 18 СТАТЬИ 11 ЗАКОНА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "О МИЛИЦИИ"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя М.В. Баглая, судей Н.С. Бондаря, Н.В. Витрука, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, В.Д. Зорькина, А.Л. Кононова, Т.Г. Морщаковой, Н.В. Селезнева, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, О.И. Тиунова, О.С. Хохряковой, Б.С. Эбзеева, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев в пленарном заседании вопрос о соответствии жалобы гражданина А.Б. Комарова требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации",
установил:
1. Сотрудниками Центрального районного управления внутренних дел города Санкт-Петербурга при проведении следственных действий в квартире, где проживал гражданин А.Б. Комаров, было обнаружено наркотическое вещество - героин, в связи с чем А.Б. Комаров был привлечен к уголовной ответственности по части четвертой статьи 228 УК Российской Федерации.
Прокурор Центрального района города Санкт-Петербурга отклонил жалобу А.Б. Комарова на действия сотрудников милиции со ссылкой на пункт 18 статьи 11 Закона Российской Федерации "О милиции", согласно которому милиции предоставляется право входить беспрепятственно в жилые и иные помещения граждан и осматривать их в случаях, предусмотренных данной нормой.
В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации А.Б. Комаров просит признать пункт 18 статьи 11 Закона Российской Федерации "О милиции" противоречащим статье 25 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 17 (часть 1), 18, 21 (часть 1) и 23 (часть 1). Признавая, что право на неприкосновенность жилища не является абсолютным и может быть ограничено федеральным законом, заявитель утверждает, что такое ограничение допустимо лишь при условии наличия санкции прокурора или судебного решения.
Секретариат Конституционного Суда Российской Федерации в пределах своих полномочий на основании статьи 40 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" уведомлял А.Б. Комарова о том, что в соответствии с требованиями названного Закона его жалоба не может быть принята к рассмотрению. Однако в своей очередной жалобе заявитель настаивает на принятии Конституционным Судом Российской Федерации решения по поставленному им вопросу.
2. Согласно Конституции Российской Федерации никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения (статья 25); права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (статья 55, часть 3).
Милиция в Российской Федерации представляет собой систему государственных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств и наделенных правом применения мер принуждения в пределах, установленных Законом Российской Федерации "О милиции" и другими федеральными законами (статья 1 Закона Российской Федерации "О милиции").
В целях выполнения возложенных на милицию обязанностей пунктом 18 статьи 11 Закона Российской Федерации "О милиции" ее сотрудникам предоставляется право беспрепятственно входить в жилые и иные помещения граждан и осматривать их, но только в строго ограниченных случаях: при преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступлений; при наличии достаточных данных полагать, что в помещении совершено или совершается преступление, произошел несчастный случай; для обеспечения личной безопасности граждан и общественной безопасности при стихийных бедствиях, катастрофах, авариях, эпидемиях, эпизоотиях и массовых беспорядках.
Таким образом, законодатель, в соответствии со статьей 25 Конституции Российской Федерации устанавливая федеральным законом условия, при которых допускается проникновение работников милиции в жилище против воли проживающих в нем лиц, исходит из того, что подобные действия вызываются необходимостью принятия именно оперативных, не терпящих отлагательства мер по защите жизни, здоровья, достоинства, личной неприкосновенности (статьи 20, 21, 22 Конституции Российской Федерации), иных прав и свобод граждан. Это согласуется с положениями статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации и не нарушает справедливый баланс между правами граждан и правомерными интересами общества и государства, основанный на конституционно значимых целях и ценностях, защищаемых Конституцией Российской Федерации.
3. Защита законных интересов гражданина от произвола работников милиции и злоупотребления ими правом проникновения в жилище обеспечивается возможностью обжаловать подобные действия вышестоящим органам или должностному лицу милиции, прокурору или в суд (статья 39 Закона Российской Федерации "О милиции") и в установленном законом порядке требовать возмещения причиненного вреда. При этом сотрудники милиции обязаны доказать, что их проникновение в жилище вызывалось необходимостью выполнения ими служебных обязанностей и соответствовало условиям, предусмотренным пунктом 18 статьи 11 Закона Российской Федерации "О милиции".
Как следует из содержания жалобы, А.Б. Комаров, по существу, подвергает сомнению не саму возможность проникновения работников милиции в жилище в случаях, установленных федеральным законом, а допустимость полученных при этом доказательств. Решение этого вопроса связано с установлением фактических обстоятельств и уяснением, каковы по своему содержанию были действия сотрудников милиции (следственные, оперативно-розыскные и т.п.) и требованиям каких процессуальных норм они должны были соответствовать. Между тем оценка правомерности действий милиции и допустимости доказательств, полученных органами дознания и предварительного следствия, относится к полномочиям судов общей юрисдикции и не входит в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации, установленную статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктами 1 и 2 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Комарова Алексея Борисовича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба может быть признана допустимой, а также поскольку разрешение поставленного заявителем вопроса Конституционному Суду Российской Федерации неподведомственно.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
М.В.БАГЛАЙ
Судья-секретарь
Конституционного Суда
Российской Федерации
Ю.М.ДАНИЛОВ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ Конституционного Суда РФ от 06.03.2001 n 60-О ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБ ГРАЖДАН ГЛАДКОВА ВЛАДИМИРА МИХАЙЛОВИЧА И ИЛЬИНСКОГО ИГОРЯ ЮРЬЕВИЧА НА НАРУШЕНИЕ ИХ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ПУНКТОМ 2 ЧАСТИ ВТОРОЙ СТАТЬИ 345 УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОГО КОДЕКСА РСФСР  »
Постановления и Указы »
Читайте также